Исследование опыта агропродовольственной политики Аргентины, как одного из крупнейших экспортеров, представляет особый интерес для России, как страны, которая развивает экспортоориентированное сельскохозяйственное производство. Агропродовольственная политика Аргентины характеризуется некоторой нестабильностью, а исторический путь к открытой экономике сопровождался циклическими изменениями заданного курса. В статье представлен ретроспективный анализ агропродовольственной политики, где в разные периоды страна, как открывалась для международной торговли, так и была закрыта с установлением соответствующих торговых барьеров. Современный курс Аргентины направлен на международную интеграцию и сотрудничество, а также активное продвижение экспорта.
В структуре поддержки данной страны преобладает бюджетное финансирование расходов, связанное с созданием общих условий функционирования сельского хозяйства. В частности, особое внимание уделяется научным разработкам, инновациям и консалтингу. В меньшей степени развита сфера финансовых услуг в виде кредитования, страхования рисков на государственной основе. В данном сегменте предпочтение отдается частным организациям. Достигнутый положительный опыт Аргентины имеет практическое значение для России.
Ключевые слова: Аргентина, экспорт, агропродовольственная политика, финансирование, бизнес, продовольствие.
Khairullina O.I.
Agri-food policy in the promotion of agricultural exports: the experience of Argentina
The study of the experience of Argentina’s agri-food policy, as one of the largest exporters, is of particular interest to Russia, as a country that is developing export-oriented agricultural production. Argentina’s agri-food policy is characterized by some instability, and the historical path to an open economy has been accompanied by cyclical changes in a given course. The article presents a retrospective analysis of the agri-food policy, where in different periods the country, as opened for international trade, was closed with the establishment of appropriate trade barriers. The modern course of Argentina is aimed at international integration and cooperation and active promotion of exports.
The structure of support for this country is dominated by budget financing of expenditures associated with the creation of general conditions for the functioning of agriculture. In particular, special attention is paid to scientific research, innovation and consulting. The sphere of financial services in the form of crediting, insurance of risks on a state basis is less developed. In this segment, preference is given to private organizations. The achieved positive experience of Argentina is of practical importance for Russia.
Keywords: Argentina, export, agri-food policy, financing, business, food.
Аргентина является индустриально-аграрной экономикой, которая во многом развивается благодаря экспортоориентированному сельскохозяйственному производству.
Страна входит в десятку крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции. Доля аграрного сектора составляет 8% в ВВП страны и занимает 62% в общей структуре экспорта. В 2016 г. объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 35 млрд. долларов США.
В товарной структуре на растениеводство приходится 62%, в том числе остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных (16,8%, 1-е место в мире), злаки (11,9% в 2017 году, 4-е место в мире), животные и растительные жиры (8,3%, 5-е место в мире), масляные семена и маслянистые фрукты (5,4%, 5-е место в мире) [1].
Рисунок 1- Экспорт сельскохозяйственной продукции Аргентины
В последние три года аргентинский агропродовольственный сектор значительно вырос. Экспорт агропродовольственных товаров за десятилетие увеличился в четыре раза в основном за счет выращивания сои и ее производных (бобы, масла и жмых), Основными импортерами являются страны ЕС, Китай, Бразилия, Вьетнам, Индия, США, Египет [5-8].
Несмотря на государственную политику, сдерживающую сектор много лет, сельское хозяйство в целом хорошо развито, имеет высокий уровень производительности. Рост сельскохозяйственного производства за последние два десятилетия составил 2,8% годовых.
Общее количество сельскохозяйственных компаний в стране составило 297, 4 тыс. при среднем размере земельной площади около 588 га (табл. 1).
Почти 99% всей сельскохозяйственной площади находится в частной собственности.
Агропродовольственная политика Аргентины подвержена циклическим изменениям: от открытой экономики в 1990-х годах, включая подписание ВТО и Соглашения МЕРКОСУР, до экономической изоляции и импортозамещения, с тарифами и налогами на экспорт в 2001-2015 гг.
Таблица 1 — Сельскохозяйственная структура и сельскохозяйственная территория в 2002 г.*
Диапазон, га. | Количество предприятий, ед. | Всего, га | Удельный вес, % |
0-5 | 40 957 | 105 895,1 | 0,1 |
5,1-10 | 22 664 | 177 973,5 | 0,1 |
10,1-25 | 39 833 | 714 584,2 | 0,4 |
25,1-50 | 33 787 | 1 290 129,1 | 0,7 |
50,1-100 | 34 881 | 2 660 005,5 | 1,5 |
100,1-200 | 34 614 | 5 150 390,1 | 2,9 |
200,1-500 | 40 211 | 13 113 229,4 | 7,5 |
500,1-1 000 | 21 441 | 15 261 566,5 | 8,7 |
1 001-2 500 | 16 621 | 26 489 560,0 | 15,2 |
2 501-5 000 | 6 256 | 22 525 345,1 | 12,9 |
5 001-7 500 | 2 088 | 12 962 493,8 | 7,4 |
7 501-10 000 | 1 285 | 11 546 633,6 | 6,6 |
10 001-20 000 | 1 851 | 27 296 370,2 | 15,6 |
>20000 | 936 | 35 514 388,0 | 20,3 |
сумма | 297 425 | 174 808 564,1 | 100,0 |
*последняя сельскохозяйственная перепись была в 2002 г.
INDEC, 2002
Страна пережила золотой век между 1860 г. и 1915 г., когда сельскохозяйственный экспорт рос высокими темпами. После кризиса 1929 года страна взяла серию мер, которые завершили свободную торговлю. В период мировой войны экономика постепенно снова открылась, однако после 1945 года страна решила ввести торговые барьеры [4].
Дальнейшая временная либерализация торговли произошла в конце 1970-х годов. В 1980-х годах Аргентина пыталась расширить границы торговли с соседними странами и миром в целом.
Первым шагом была экономическая интеграция в МЕРКОСУР в 1991 году, а затем подпись Соглашения о ВТО в 1994 году. Далее последовала существенная либерализация торговли. Ключевая мера заключалась в существенном снижении таможенных тарифов.
С конца 1990-х годов и до 2001 г. никаких экспортных ограничений не существовало [8-11].
После финансового кризиса в 2001 году политическая парадигма была ориентирована на закрытый рынок. Налоги на экспорт сельскохозяйственных продуктов были вновь введены, так как данный инструмент был прост в реализации и эффективен для увеличения доходов государства.
В 2015 году новое правительство отменило действующую агропродовольственную политику, отменив налоги на экспорт для большинства продуктов сельского хозяйства и животноводства (за исключением сои и соевого масла, ставки по которым были значительно снижены ранее) (табл.2).
Таблица 2 — Основные этапы развития агропродовольственной политики
Годы | Экономические
условия |
Основные меры экономической политики в области сельского хозяйства | Долгосрочные сельскохозяйственные инициативы и политика |
1860-1932 | Открытая экономика | Низкие импортные тарифы и экспортные пошлины. Высокий уровень инвестиций в транспортную и сельскохозяйственную инфраструктуру (железные дороги, порты). | Продвижение товарной продукции |
1933-1940 | Открытая экономика
с увеличением регулирующего воздействия
|
Поиск низких цен на продукты питания для конечного потребителя. Импортные тарифы. Меры по стабилизации цен, поддержка цен, регулирование торговли, обменный курс, контроль рынка, политика продовольственных запасов. | Создание национальных советов (зерно / мясо). |
1941-1970 | Закрытая экономика | Ценовые интервенции на основные сельскохозяйственные продукты, обязательное государственное хранение запасов, экспортные налоги на торговлю сельскохозяйственной продукцией, тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции и входящие ресурсы, такие как удобрения. Низкий уровень инвестиций в частные сельскохозяйственные исследования и в целом в инфраструктуру. | Создание нескольких фермерских организаций и регулирование системы землепользования.
Создание и развитие сельскохозяйственных исследований. Услуги INTA (1955). AACREA (1960). |
1971-1990 | Попытки перехода к открытой экономике | Экспортные пошлины на cсельскохозяйственную продукцию и высокое противодействие открытой торговле продолжается. Начальные попытки открытой торговли. Низкий уровень инвестиций в НИОКР и сельскохозяйственную инфраструктуру. | Первые разговоры о региональной торговле.
Соглашение MERCOSUR (1985 г.). Частные организации, созданные или растущие, чтобы взять на себя задачи, генерируемые правительством. AAPRESID (1989 г.) |
1991-2001 | Открытая экономика | Сокращение образования запасов и государственного вмешательства в ценообразование, сокращение импортных и экспортных тарифов, соглашения о свободной торговле. Стабилизация цен, снижение торговых барьеров, приватизация и отход от регулирования рынков. | Начало МЕРКОСУР (1994 г.) и
ВТО (1995 г.). SENASA сливается с Институтом здоровья растений IASCAV. Создание INASE. Упразднение национального управления (1991 г.) |
2002-2015 | Закрытая экономика | Реализация экспортных пошлин. Поиск низких цены на продукты питания для конечных потребителей, высокие импортные тарифы и высокие налоги на экспорт. Цепочки создания стоимости подлежат регулированию в качестве экспортных квот и контроля цен на уровне розничной торговли. Национальное Управление Сельскохозяйственного Торгового Контроля (ONCCA)
осуществляет торговые ограничения. |
INTA увеличивает бюджет и персонал.
SENASA расширяет контроль над видами растений (ранее только животные). ONCCA расформирован в 2011 г. |
2016 | Открытая экономика | Отмена экспортных пошлин на все сельскохозяйственные
товары, кроме сои, по которой они были снижены. |
CFA (Федеральный сельскохозяйственный совет) реформирован. |
Cоставлено на основе источников [4, 8, 11, 12]
Все экспортные квоты были отменены, а обменный курс был плавающим. Это привело к благоприятному изменению цен и росту доходов производителей зерна и мяса.
Таким образом, после смены правительства в 2015 г. произошел очередной переход к открытой экономике. Государство играет ограниченную роль в управлении сельскохозяйственными рисками в Аргентине, способствуя разработке частных стратегий и развитию бизнеса в данном направлении. В частности, принят Закон о чрезвычайных ситуациях в сельском хозяйстве, который предполагает предоставление помощи только в случае стихийных бедствий. Растущие сельскохозяйственные риски, связанные с изменением климата, особенно наводнениями, являются прерогативой государства.
Существующие программы по льготным кредитам, предоставляемые государством, имеют небольшой размер и не предназначены для устранения структурных недостатков всей финансовой системы.
Осуществляется поддержка льготного кредита, в основном мелким производителям.
Ограниченный доступ к финансовым продуктам, таким как кредит, является серьезным препятствием для развития аграрного сектора и не может быть решен одной отраслевой политикой.
Слаборазвитые финансовые рынки являются барьером для долгосрочных инвестиций.
Используется также несвязанная государственная поддержка.
В 2015 году был разработан стратегический план сельскохозяйственной политики на период 2015-2020 гг.
Основная цель — сделать Аргентину эталонной страной «в агропромышленном развитии продуктов питания, основанном на производительности, конкурентоспособности, развитии технологий и инноваций.
Для достижения этой общей цели было разработано пять стратегических задач:
- достижение максимального производственного потенциала регионов устойчивым образом, путем сохранения биоразнообразия и улучшения качества природных ресурсов.
- содействие дифференциации продукции и добавленной стоимости путем поощрения национального развития всей агропромышленной отрасли.
- повышение конкурентоспособности и прозрачности агропромышленной цепочки и увеличение добавленной стоимости и экспорта за счет диверсификации рынка.
- содействие территориальному развитию с акцентом на семейных фермерах, малых и средних фермерах и сельских рабочих.
- содействие глобальной продовольственной безопасности путем улучшения разнообразия и доступа к продовольствию, и обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов.
Аргентина является участником интеграционного объединения латиноамериканского региона. (далее — МЕРКОСУР). Помимо данной страны в МЕРКОСУР входят Бразилия, Уругвай, Парагвай и Венесуэла, членство которой было приостановлено в августе 2017 г.
Технологическая трансформация сельского хозяйства в регионе Пампас была выдающейся за последние три десятилетия, с очень быстрым темпом внедрения новых технологий. Наиболее важные технологические разработки включают в себя: улучшенные сорта семян (особенно устойчивы к гербицидам для генетически модифицированных соевых бобов), увеличенное использование пестицидов (главным образом глифосата) и севооборотов (соя и злаки). Инициативы и организации частного сектора сыграли ведущую роль в инновациях и повышении производительности.
Введенные экспортные налоги в Аргентине на протяжении многих лет ограничивали данный сектор. Это привело к снижению цен отечественного производителя и стимулировало общее снижение совокупной поддержки (PSE) до отрицательных значений -14% в 2015-17 гг.
Как следствие, внутренние цены, были ниже, чем мировые, что собственно говоря, и создало отрицательную рыночную поддержку для таких товаров, как соя, жмых, пшеница, подсолнечник, молоко и говядина.
Важно отметить, что около 80% государственного сельскохозяйственного бюджета расходуется на общие нужды. Сельскохозяйственные исследования Аргентины широко известны на международном уровне, особенно в области биотехнологий. Основными учреждениями, которые занимают весомую долю в бюджете являются Национальный институт аграрных технологий (INTA), Национальная служба SENASA (это государственная организация, которая планирует, организует и осуществляет конкретные программы и мероприятия по регулированию производства безопасных пищевых продуктов для людей и животных.
Важные частные инновационные инициативы, такие как Аргентинская ассоциация региональных консалтинговых исследований (AACREA) и Аргентинская ассоциация производителей прямого посева (Aapresid) появились за последние 30 лет, чтобы удовлетворить потребности фермеров во внедрении технологий и инноваций.
Они дополнили государственную сельскохозяйственную инновационную систему INTA и частные исследования поставщиков.
В последние десятилетия INTA перешла от предоставления исследовательских и консультационных услуг к выполнению дополнительных функций в реализации программ социального и сельского развития, в основном на уровне регионов.
В сентябре 2018 года правительство сократило количество министерств с 23 до 10. Министерство АПК стало частью министерства производства и труда. Секретариат Агроиндустрии управляет Специальным табачным фондом (FET), который существует обособленно и отдельно финансируется за счет внутренних налогов на табак. За счет данных средств обеспечивается ценовая поддержка производителей табака и финансирование конкретных производств, реализуются образовательные и социальные программы, предлагаемые провинциями.
В Аргентине Секретариат отвечает за управление, разработку и реализацию сельскохозяйственной политики. До 2009 года ответственность лежала на Министерстве экономики. Министерство агропромышленного комплекса было создано в 2016 году после институциональной реформы, сосредоточив внимание только на первичном секторе. Это изменение свидетельствует о том, что основной производственный сектор и смежные отрасли являются ключевыми стратегическими участниками (рис. 2).
Рисунок 2 — Организационная структура Секретариата агропромышленности Аргентины
Cоставлено на основе источников [4, 8, 11,12]
Реформа также отвечала потребностям в сокращении бюрократизма, улучшении координации для исключения дублирования функций между национальными и провинциальными государственными органами.
Правительства провинций играют ведущую роль в региональной межотраслевой стратегии развития.
В рамках институциональных реформ, проведенных новым правительством в 2016 году, Федеральный сельскохозяйственный совет (CFA) был усилен и расширен для улучшения диалога с агропромышленным сектором в провинции.
CFA является отраслевым координационным органом. Национальная исполнительная власть утверждает отраслевой план и бюджет и собирается каждые шесть месяцев. CFA возглавляет министр АПК и включает в себя руководителей министерств каждой провинции. CFA имеет пять региональных комиссий, основные обязанности которых следующие:
1) подготовка законодательных инициатив;
2) идентификация инструментов для продвижения региональной экономики;
3) стратегический дизайн государственной политики, направленной на провинциальное, региональное и национальное развитие;
4) определение продуктивных стратегий по цепочке создания стоимости.
Децентрализованные агентства. Государственная институциональная структура в Аргентине относительно проста и включает в себя пять основных учреждений при Секретариате агропромышленного комплекса.
Эти институты финансово и политически независимы, но должны следовать основным направлениям аграрной политики (рис. 3).
INTA является безусловно самым важным учреждением в государственной системе, с точки зрения, как бюджета, так и численности работников. INTA была создана в 1956 году. Основные функции: услуги по разработке и распространению сельскохозяйственных исследований.
INTA обслуживает широкий спектр фермеров, начиная от тех, кто производит для внутреннего рынка и заканчивая международным рынком.
Функции SENASA сводятся к обеспечению санитарных гарантий на экспорт.
SENASA является финансово автономным и финансируется за счет бюджетных ассигнований и сборов, взимаемых с фермеров за предоставленные услуги.
Цель SENASA — планировать, регулировать, выполнять, контролировать и сертифицировать процессы и продукты, а также осуществлять контроль над здоровьем животных и растений, безопасностью пищевых продуктов, гигиеной и качеством, безопасности продуктов.
Рисунок 3 — Институциональная структура сельского хозяйства Аргентины
Cоставлено на основе источников [4, 8, 11, 12]
Институт семян INASE был первоначально создан в 1973г.
Основной функцией является содействие эффективному производству и коммерциализации семян, гарантируя идентичность и качество приобретенных семян. INASE финансируется государством.
Основными целями INASE являются: интерпретация и применение Закона о семенах, выдача национальных и международных сертификатов для растений, предназначенных для посева, посадки или размножения при соблюдении любых соответствующих соглашений, подписанных Аргентиной, защита и регистрация интеллектуальной собственности на семена и фитогенетические и биотехнологические результаты исследований, разработка и применение правил, касающихся идентичности и качества семян.
Основная задача INASE заключается в соблюдении законов о правах интеллектуальной собственности.
Институт виноградарства INV контролирует технический контроль производства, индустриализацию и коммерциализацию винограда и виноделия, а также обращения и продажи этилового спирта и метанола.
Институт рыбного хозяйства INIDEP является децентрализованным учреждением, который проводит исследования и разработки в области рыболовства. Программа генерирует и адаптирует знания, информацию, методы и технологии для развития, использования и сохранения аргентинского морского рыболовства [8]
Аргентина также имеет долгую историю развития частных учреждений, которые организуют заинтересованные стороны и фермеров.
К ним относятся кооперативы, конфедерации, федерации, фермерские цепочки поставок, организации, палаты и общества.
После крупнейшего в мировой истории дефолта 2001 года на фоне благоприятной конъюнктуры мировой экономики в 2007 году социально-экономическая ситуация в стране несколько стабилизировалась. Однако несбалансированная агропродовольственная политика, проводимая руководством страны, а также снижение мировых цен на основные экспортные товары привели к цикличному экономическому росту, нарастанию инфляции и обесценению национальной валюты [1]. Это может в перспективе создать неблагоприятную тенденцию для продовольственной безопасности страны и в частности для экономического доступа продовольствия [2,3].
В заключение следует отметить, что вышеуказанные общеэкономические факторы значительно ограничивают сельскохозяйственный сектор в развитии, в частности, налоговая система, неразвитость внутренних финансовых рынков и низкий уровень инвестиций в инфраструктуру.
Вместе с тем Аргентина относительно хорошо ориентирована на оказание общих услуг как на услуги по охране здоровья растений и животных, на создание и трансфер знаний и инноваций в производственный сектор. Велика роль частных инициатив в развитии экспорта.
В конечном итоге это позволяет удерживать лидирующие позиции в мировом агропродовольственном экспорте.
Библиографический список:
- Бриллиантов, В. Социально-экономическое развитие Аргентины / В. Бриллиантов, В. Павлюшина // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – 2018. – № 38. – 17 с. – Режим доступа : http://ac.gov.ru/files/publication/a/19846.pdf
- Мазлоев, В.З. Продовольственная безопасность: международный опыт и российская реальность / В.З. Мазлоев, О.И. Хайруллина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2017. – № 10. – С. 13-19.
- Хайруллина, О.И. Оценка влияния продовольственного эмбарго на рынок мяса / О.И. Хайруллина // Экономика сельского хозяйства России. – 2019. – № 2. – С. 75-84.
- Agricultural Policies in Argentina. Lema, D. (2018), Agricultural policies in Argentina, Insituto de Economía- INTA, Buenos Aires. [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Agricultural Policies in Argentina. Ministerio de Agroindustria (2018), Sector background information provided by the Ministry of Agroindustry for the OECD Review of Agricultural Policies of Argentina. [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Agricultural Policies in Argentina. OECD (2016), OECD’s Producer Support Estimate and Related Indicators of Agriculture Suport Concepts. Calculations. Interpretation and Use (The PSE Manual), Trade and Agriculture Directorate, http://\v\vw.occd.ora/tadAmricultural-policics/full%20tc\t.pdf (accessed on 07 June 2018). [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Agricultural Policies in Argentina. OECD (2016), OECD Territorial Reviews: Cordoba. Argentina. [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Agricultural Policies in Argentina. OECD (2019), Agricultural Policy in Argentina, OECD, Food and Agriculture Reviews, OECD Publishing, Париж, https://doi.org/10.1787/9789264311695-ru. [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Agricultural Policies in Argentina. Rcgiinaga, M. and A. Tejeda Rodriguez (2015), Argentina’s agricultural policies, trade and sustainable development objectives. International Center for Trade and Sustainable Development (ICTSD). [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Agricultural Policies in Argentina. UN (2018), UN Com trade database. [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Agricultural Policies in Argentina. WDI (2018). World Development Indicators. World Bank, Washington. DC. [Электронный ресурс]: – Режим доступа : https://doi.org/10.1787/19900759
- Calvo, A.P. Welfare Impact of Wheat Export Restrictions in Argentina: N on-parametric Analysis on urban households / A.P. Calvo // Argentina [Электронный ресурс]. – 2018. – 48 p. – Режим доступа : https://unctad.org/en/PublicationChapters/gds2014d3_04_Argentina_en.pdf
Информация об авторе:
Хайруллина Ольга Ивановна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь
Information about the author:
Olga Khairullina, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Accounting and Finance Department of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, «Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov» Perm, Russia