Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Актуальные аспекты совершенствования управления человеческим капиталом в агропредприятиях

Àãðîíîì â ïîëå

Комплексный подход к анализу фактического состояния системы управления персоналом в агропредприятиях всех форм собственности заключается в изучении эффективного использовании человеческих ресурсов для осуществления производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с миссией организации в условиях современной аграрной экономики.

В настоящей научной статье акцент сделан на управлении человеческим капиталом в сельском производственном кооперативе, поскольку в современных условиях развития аграрной экономики устойчивое экономическое функционирование сельскохозяйственных кооперативов играет важную роль в реализации государственной аграрной политики. Исследование темы управления персоналом в СПК пока не получила достаточно аргументированных выводов и поэтому остается открытой для научного анализа. В связи с этим, представляется целесообразным рассмотрение исследования этой темы в представленной статье.

Ключевые слова: сельскохозяйственный производственный кооператив; сельскохозяйственная организация; управление персоналом; организационная структура; функции управления персоналом, человеческий капитал.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и Правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048

Current Aspects Of Improving Human Capital Management In Agricultural Enterprises

Abstract. An integrated approach to the analysis of the actual state of the personnel management system in agricultural enterprises of all forms of ownership is to study the effective use of human resources for the implementation of production and economic activities in accordance with the mission of the organization in the conditions of modern agrarian economy.

In this scientific article, the emphasis is placed on the management of human capital in a rural production cooperative, since in modern conditions of the development of the agrarian economy, the sustainable economic functioning of agricultural cooperatives plays an important role in the implementation of the state agrarian policy. The study of the topic of personnel management in the SEC has not yet received sufficiently reasoned conclusions and therefore remains open for scientific analysis. In this regard, it seems appropriate to consider the study of this topic in the presented article.

Keywords: agricultural production cooperative; agricultural organization; personnel management; organizational structure; functions of personnel management, human capital.

Управление человеческим капиталом агропредприятия заключается в эффективном использовании трудовых ресурсов для осуществления производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с миссией организации в условиях современной аграрной экономики. Для грамотного управления сотрудниками требуется четкое осознание цели данной деятельности, а также правильный выбор пути ее достижения. Необходимо четко представлять все этапы развития системы и своевременно выявлять признаки, которые говорят о необходимости совершенствования методов управления.

Задачами управления персоналом агропредприятий является мобилизация трудового коллектива на выполнение производственных показателей в области растениеводства, животноводства, рыбоводства и иных направлений, обусловленных стратегическим планом организации. У сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в настоящее время, в отличии от теории управления, предполагающей общие подходы к организации управленческой деятельности в хозяйствующих субъектах, имеются свои особенности. Речь идёт о таких формах хозяйствования как: крестьянское (фермерское) хозяйство [1], сельскохозяйственный производственный и сельскохозяйственный потребительский кооперативы [2], акционерное общество[3], хозяйственное товарищество[4], государственное и муниципальное унитарное предприятие[6] и существующие фактически, но не имеющие юридического оформления статуса агрохолдинги и  агрокластеры. За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий сельскохозяйственные организации являются хозяйствующими субъектами в условиях частной собственности на землю и имущество и осуществляют производственно-хозяйственную деятельность как коллективные или индивидуальные предприниматели в сельском хозяйстве или иных структурах АПК.

Тема управления персоналом в сельскохозяйственном производственном кооперативе является актуальной и недостаточно аргументированной, поскольку сельскохозяйственные кооперативы, действуя на принципах сельскохозяйственной кооперации, не по всем параметрам вписываются в систему управления персоналом в иных сельскохозяйственных организациях.

Управление персоналом сельскохозяйственной организации входит в систему управления экономикой государства, однако в каждой организации формируется своя организационная структура управления персоналом, поскольку имеются существенные отличия по его категориям. Как правило, выделяются следующие категории: основной персонал, вспомогательный, обслуживающий и управленческий.

К основному персоналу в сельскохозяйственном производственном кооперативе относятся работники, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, переработкой сельскохозяйственного сырья, сбытом произведённой продукции.

Вспомогательный персонал кооператива обеспечивает производственно- экономическую деятельность основного персонала, создавая средства труда для этой категории работников кооператива.

Обслуживающий персонал включает в себя сотрудников, выполняющих обязанности по обслуживанию нужд кооператива в решении организационных, административных и иных вопросов. В эту категорию также входят бухгалтерия, служба персонала (кадровая служба), маркетинговая и рекламная службы.

К управленческому персоналу относятся председатель кооператива, исполнительный директор, функциональные и линейные руководители подразделений.

В каждом отдельном сельскохозяйственном производственном кооперативе может быть своя категоризация персонала.

 Важнейшей задачей руководства кооператива является разработка и реализация на практике механизмов управления организационным поведением персонала. Прежде всего, необходимо заинтересовать и замотивировать работников. Заинтересованности можно достичь, если у них будет удовлетворённость работой, под которой понимается не только ценностное, но и эмоциональное отношение работника к своему труду. На степень удовлетворённости трудом оказывает влияние известные социальные социально-экономические факторы: интенсивность и производительность труда, условия труда, уровень заработной платы, мотивация. [6]

Мотивация, как функция управления, рассматривается как процесс, побуждающий работников к осознанным действиям в сфере трудовых отношений. На практике существует два типа мотивации:

— экономическая мотивация, которая реализуется через систему оплаты эффективной работы, распределения материальных благ и иных поощрений за добросовестный труд;

— неэкономическая мотивация осуществляется с использованием нравственных, моральных и иных поощрений.

В комплексе задач по управлению персоналом сельскохозяйственного кооператива, как и иной сельскохозяйственной организации, важная роль отводится технологиям управления, фокусирующихся на одном из аспектов: наём работников, оценка их эффективности и адаптация уже принятых на работу, а также другие современные технологии, способствующие формированию трудового коллектива [7].

 Трансформации в экономике оказываются воздействие не только на производственные процессы, важное значение приобретают и психологические аспекты в управлении персоналом. Как правило, они приводят к изменениям в системе управления коллективом, включающим технологические, структурные, методические, финансовые, психологические и иные такие аспекты.

Изменения в системе управления персоналом могут создать стрессовую ситуацию в поведении работников, связанную с неспособностью человека адекватно действовать в сложившейся ситуации. Для того, чтобы исключить нежелательные явления в организации труда и достижении высоких производственных показателей, необходимо использовать методы управления стрессами. Кроме того, в комплексе с решением задач по организации успешной производственно-хозяйственной деятельности, особое значение придаётся управлению социальными процессами, которые благотворно влияют на состояние психологического микроклимата в коллективе.

В процессе совершенствования системы управления персоналом СПК следует учитывать, что члены кооператива, как правило, являются его совладельцами, так как передают хозяйству свой земельный участок в виде земельной доли и внесенный в уставной фонд земельный участок находящийся в его частной собственности. Для гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции произведенной производственным кооперативом определяющее значение имеет качество и безопасность сырья и продовольствия. В связи с этим фактором необходимо обучение персонала повышению качества производимой продукции и её безопасности, включая экологическую безопасность.

Рассмотренные в статье организационные аспекты управления персоналом агропредприятия, в том числе сельскохозяйственным производственным кооперативом, имеют важное значение для совершенствования управления персоналом. Качественному управлению персоналом кооператива способствует обеспеченность необходимыми регламентирующими и методологическими документами. Состояние учета и контроля за исполнением внутрихозяйственных документов и локальных правовых актов должно отвечать требованиям, рекомендуемым в теории управления.

 Кроме того, необходимо соблюдать на практике механизмы ответственности персонала за результаты производственно-хозяйственной деятельности кооператива. Надо помнить, что ответственность в отличие от полномочий не делегируется, к тому же может и наказываться.

 Природа сельскохозяйственного производственного кооператива, как организации, формируется в процессе взаимодействия различных сил, многообразие которых может быть классифицировано по четырём направлениям: люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда, в которой функционирует данная организация. Современный сельскохозяйственный производственный кооператив существенно отличается от бывших колхозов (артелей), поскольку в настоящее время в кооперативах трудится персонал, имеющий высокие личные способности и компетенции, обладание которыми позволяет участвовать в коллективном трудовом процессе, заметно отличие и в уровне образования работников кооператива.

 Значительное влияние на трудовые отношения оказывает уровень   современной техники и оборудования, особенно, новые технологические приёмы и процессы в области растениеводства и животноводства, а также других направлений сельскохозяйственной деятельности. Интеллектуализация аграрного производства: работотехника, компьютеризация, использование сети Интернет и иные направления, осваиваемые в современном аграрном производстве, все эти факторы востребуют иного отношения к управлению персоналом сельскохозяйственного кооператива.

Литература

1. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ от 11.06.2003 г. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12131264/?ysclid=lcur1qvlec168306477 (дата обращения 11.01.2023)

2. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 N 193-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/?ysclid=lcur6wetd1461842838 (дата обращения 11.01.2023)

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/?ysclid=lcur9usswa659825625  (дата обращения 11.01.2023)

4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (с изменениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/?ysclid=lcurjc2zv9856041327 (дата обращения 11.01.2023)

5. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/?ysclid=lcurn3axpm36274769  (дата обращения 11.01.2023)

6.Воронин Б.А, Фатеева Н.Б. Управление социальными процессами в организации. Курс лекций / УрГАУ. –  2018 – 82 с.

7. Управление персоналом: курсовые проекты, выпускная квалификационная работа: учебное пособие /под ред. проф. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2018. –  с.407

8. Черданцев В.П., Андруник А.П. Совершенствование системы управления персоналом АПК: личностно-ориентированный подход// Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций 2014 – № 1-3, с. 24-30




_______________________________________

Информация об авторах:

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, ОРКИД 0000-0002-0912-7839

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, ОРКИД 0000-0002-4271-6264

Лобанов Александр Анатольевич, соискатель ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», г. Москва


Information about the authors:

Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, ORKID 0000-0002-0912-7839

Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, ORKID 0000-0002-4271-6264

Lobanov Alexander Anatolyevich, candidate of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Добавить комментарий

Войти с помощью: