
Широкое распространение информационных технологий становится одним из вызовов для современного международного права. Возникает множество опасных угроз, противодействие которым на данный момент затруднено по причине отсутствия достаточно эффективных правовых механизмов. В статье рассматриваются три наиболее опасных проявления современных информационных технологий – кибератаки, криптовалюты и искусственный интеллект. Отмечается особая роль России в процессе развития международной информационной безопасности. Констатируется неготовность современного международного права к регулированию указанных угроз. Указывается на необходимость актуализации международного права и на потенциальную возможность создания в нем новой отрасли.
Ключевые слова: международное право, киберпреступность, искусственный интеллект, криптовалюты, роботизированные технологии, кибератаки, международная безопасность.
Actual International Legal Problems in the Field of Cybersecurity
Abstract. The widespread distribution of information technologies is becoming one of the challenges for modern international law. There are many dangerous threats, which are currently difficult to counter due to the lack of sufficiently effective legal mechanisms. The article discusses three most dangerous manifestations of modern information technologies — cyberattacks, cryptocurrencies and artificial intelligence. The special role of Russia in the development of international information security is noted. The unpreparedness of modern international law to regulate these threats is stated. The necessity of updating international law and the potential possibility of creating a new branch in it is indicated.
Keywords: international law, cybercrime, artificial intelligence, cryptocurrencies, robotic technologies, cyberattacks, international security
Введение
Необходимость формирования правового пространства регулирования использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности очевидна. При этом важен комплексный подход к рассмотрению данной проблемы в контексте обеспечения международной кибербезопасности.
Как отметил министр иностранных дел России С.В. Лавров ,в «отсутствие универсального международного “кодекса поведения” в киберсфере устойчивое социально-экономическое и научно-техническое развитие всех без исключения стран становится уязвимым. Человечество рискует быть втянутым в опасную масштабную конфронтацию в онлайн-пространстве, которую невозможно будет удержать в локальных рамках в силу трансграничности современных средств коммуникаций и взаимозависимости национальных экономик»[1].
1. Атрибуция киберинцидентов в онлайн-пространстве
Одной из актуальных проблем обеспечения кибербезопасности являются такие инциденты, как кибероперации силовых структур и кибератаки, совершаемые организованными преступными группами или одиночными преступниками. Опасность данной проблемы состоит в том, что цифровые технологии обеспечивают совершение преступных деяний оперативно и, к тому же, транзитивно через ряд дополнительных компьютерных систем и территорий различных государств. Исполнитель преступного деяния, при этом, может оставаться анонимным. Более того, непосредственная реализация преступления может быть осуществлена с помощью роботизированных компьютеров, находящихся под автономным управлением искусственного интеллекта без непосредственного участия физического лица. Такие особенности кибератак могут создать серьезную неопределенность относительно личностей исполнителей и их мотивов. Любая кибератака, особенно совершенная на объекты критической инфраструктуры, может вызвать ответные силовые действия государства и спровоцировать реальный международный конфликт. Соответственно, встал вопрос о необходимости правовой регламентации использования кибертехнологий. Однако на данный момент в международном праве только начинают формироваться нормы, способные эффективно решать данную проблему.
В этой связи необходимо отметить, что техническая и юридическая атрибуция перечисленных киберинцидентов весьма затруднительна. Соответственно, существует необходимость создать правовой механизм эффективной юридической атрибуции происшествия для установления его природы – является ли кибератака уголовным преступлением или агрессивным актом силовых структур некоторого государства. В первом случае речь может идти об уголовной ответственности совершившего кибератаку субъекта в соответствии с юрисдикцией некоторого государства. Во втором случае ответственность необходимо возлагать на государство, реализовавшее такую атаку.
Очевидно, что техническая атрибуция так или иначе будет осуществлена. Но возложение юридической ответственности не может быть реализовано одной потерпевшей стороной, ибо любое ее решение может оспариваться, поэтому проблему юридической атрибуции необходимо рассматривать на международном уровне, чтобы максимально избежать ошибок и субъективного подхода. Соответственно, необходимо создать международные институты расследования киберинцидентов. А пока государства должны рассматривать хакерские атаки как разновидность криминальных деяний, которые находятся под юрисдикцией государств[2].
В этой связи необходимо отметить, что Россия еще в 1998 г. представила на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В этом проекте выражалась озабоченность тем, что новейшие информационные технологии используются в противоправных целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, и мировому сообществу предлагалось обсудить проблемы информационной безопасности. Также в документе обращалось внимание на то, что увеличение цифрового ресурса двойного назначения является еще одной угрозой для безопасности международного сообщества. В рамках 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия предложила новый проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Данный проект содержал в себе указание на угрозу информационной безопасности в военной сфере в международных масштабах[3].
Россия также инициировала разработку Правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. В частности, речь шла о том, что «в случае инцидентов в сфере ИКТ государства должны изучить всю соответствующую информацию, в том числе более общий контекст события, проблемы присвоения ответственности в ИКТ-среде, а также характер и масштабы последствий»[4], прежде чем предпринимать какие-либо последующие действия.
Одной из попыток найти подход к решению этой проблемы стало подготовленное экспертами НАТО Таллинское руководство по международному праву, применимому к кибервойнам[5].
Публикация в 2013 г. этого руководства стала поводом для начала дискуссии как относительно его назначения, так и о тех вопросах, которые в данном документе поднимались. Западные исследователи рассматривали данный документ как попытку провести юридическое разграничение между кибератакой и военной кибероперацией и возможную основу для подготовки универсальной международной конвенции по противодействию кибератакам на основе международного права.
В России считают сам факт появления такого руководства потенциально опасным в отсутствие каких-либо международных договоров по вопросам кибербезопасности[6]. По сути, как заявил представитель Минобороны России К.О. Песчаненко, Таллинское руководство претендует на легитимизацию самого понятия «кибервойна».
По мнению директора департамента по вопросам международной информационной безопасности МИД России А.В. Крутских, в то время как Россия предлагает принять свод специальных правил поведения в киберпространстве, государства-члены НАТО готовятся к кибервойнам[7], признав киберпространство областью военных операций еще в 2016 году[8]. Более того, США в 2022 г. в одностороннем порядке вышли из переговорного процесса с российской стороной по вопросам кибербезопасности.
2 Вызовы блокчейн-технологий
Одним из вызовов современному обществу является развитие блокчейн-технологий. Наиболее известной формой реализации такой технологии являются криптовалюты. В настоящее время они используются во все большем количестве государств, составляя конкуренцию централизованной денежно-эмиссионной деятельности. Кроме того, одной из основных характеристик криптовалют является тот факт, что сведения о транзакциях, осуществляемых с их использованием, надежно зашифровываются, скрывая истинную личность как получателя, так и отправителя. В связи с этим криптовалюты пользуются большой популярностью среди преступников[9].
Киберпреступность также стимулирует широкое распространение криптовалют. Как отмечают исследователи, в основу нелегальных транзакций, осуществляемых в рамках противоправной деятельности в киберпространстве, входят именно манипуляции с криптовалютами. Но государственный контроль за такими транзакциями реализовать трудно по причине технической сложности обнаружения задействованных лиц[10]. На Четырнадцатом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию было отмечено, что технология блокчейн обеспечивает анонимность при совершении мошеннических операций и торговле наркотиками, операций по отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, а также совершению других преступлений в киберпространстве[11].
Кроме того, криптовалютный рынок имеет трансграничный характер, однако регулирование цифровых технологий, включая технологии блокчейн и криптовалюты, осуществляется в рамках национальных юрисдикций, а их регулирование на международном уровне на данный момент недостаточно развито[12]. Данное обстоятельство обладает особой опасностью с учетом того, что в целях финансового обеспечения своей деятельности террористические организации регулярно применяют криптовалюты[13]. Кроме того, подконтрольные им организации спекулируют на фондовых биржах[14] и покупают недвижимое имущество[15].
Следует обратить внимание на тот важный факт, что сложность правового регулирования криптовалют связана с высоким уровнем неопределенности в развитии цифровых технологий и непредсказуемости их угроз. Это означает, что проблема поиска оптимальной модели регулирования криптовалютного рынка во многом связана с необходимостью усиления прогностической функции правотворчества, в перспективе способной спрогнозировать процесс трансформации высокотехнологичной инновационной преступности.
3. Проблема искусственного интеллекта
Хотя проблема противодействия киберпреступности не перестает быть актуальной, современные тенденции развития информационных технологий ясно очерчивают ближайшие перспективы возникновения новых угроз. Наиболее заметной из них можно назвать искусственный интеллект. Учитывая стремительное развитие данных технологий и их широкое распространение в целях решения ряда производственных задач, представляется очевидным, что в ближайшем будущем человеку придется конкурировать с технологиями, по своим характеристикам значительно превосходящими возможности человеческого мозга. Еще более непредсказуемой проблемой является вероятность широкого распространения антропоморфных роботов, работающих на основе искусственного интеллекта, которые будут воспроизводить социальные функции человека. В связи с этим в недалеком будущем в международном праве может возникнуть дилемма относительно правового статуса таких технологий и безопасности их интеграции в общество.
Как отмечают исследователи, опыт государств, отличающихся развитыми роботизированными технологиями, указывает на необходимость оптимизации законодательства в целях более эффективного регулирования данных технологий[16].Роботы изменяют наше общество и самого человека, а распространение роботизированных технологий требует соответствующей правовой регламентации их использования.
Более того, роботизированные объекты стали использоваться и в военных целях, хотя для регулирования применения обычных вооружений на данный момент отсутствуют достаточно конкретизированные нормы[17]. Однако существующие нормы права не учитывают специфики наличия оснащенных искусственным интеллектом объектов и не регулируют их применения. Тем не менее, такое международно-правовое регулирование необходимо обеспечить, потому как роботам – как отметил специалист в области международного гуманитарного права Женевского университета Марко Сассоли – сложнее «отличить комбатанта от гражданского лица»[18].
Учитывая крайне обширный производственный потенциал искусственного интеллекта, даже те роботизированные технологии, целевое назначение которых не позволяет использовать их как оружие, все же могут применяться для причинения вреда. Кроме того, как отмечает Е.А. Глухов, при использовании для военных целей таких технологий «их правовое обоснование в настоящее время практически отсутствует»[19]. Выявляются пробелы в правовом регулировании применения искусственного интеллекта в военных целях и вносятся предложения о разработке нормативных правовых актов. Важно отметить, что серьезные недостатки в правовом регулировании искусственного интеллекта не позволят осуществлять эффективную юридическую квалификацию возможных инцидентов с использованием роботизированных технологий, что автоматически усложняет процесс идентификации ответственных лиц[20]. Появление правового вакуума в данной области крайне опасно, что требует уже сейчас разрабатывать хотя бы проекты международно-правовых актов, четко регламентирующих использование технологий искусственного интеллекта.
В частности, один из авторов Модельной конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте В.Б. Наумов отдельно указывает на то, что «активно формирующаяся робототехническая отрасль… и ожидаемое проникновение роботов во многие сферы общественной жизни, включая военную, уже сейчас требуют от мирового сообщества, правовой науки и юридической практики дать ответы на многочисленные прикладные и теоретические вопросы»[21].
Заключение
Как представляется, не все разработанные в доцифровую эпоху международно-правовые нормы могут использоваться без учета высокой динамики социо-технотронных процессов. Отдельной проблемой выступает необходимость осознания способов их применения и дальнейшей адаптации международного права к новым угрозам[22].
Соответственно, необходимо разрабатывать универсальную международно-правовую нормативную систему регулирования процессов в глобальном трансграничном социо-технотронном пространстве. Но, как отмечают, такая система сейчас только начинает формироваться. Разработанные проекты международно-правовых норм, могут стать базисом для потенциального создания новой отрасли международного права, способной обеспечить регулирование вопросов международной информационной безопасности и сближение подходов в национальных законодательствах. Концептуальные принципы этой специализированной отрасли должны быть кодифицированы в отдельном универсальном международном-правовом акте.
Подводя итог, можно заключить, что тенденции последних нескольких лет указывают на особый исторический период для развития международного права. Учитывая стремительное развитие сложнейших информационных технологий и крайне масштабные, даже в определенной степени непредсказуемые перспективы их применения, становится очевидным появление большого пласта проблем и сложных вопросов для правовой науки и законодательных институтов. Скорее всего, ближайшие десятилетия привнесут значительные изменения в современное международное право. Правовое регулирование таких сложных и опасных проблем в глобальном международном масштабе действительно необходимо по причине того, что современные информационные технологии, обладая априорной способностью к обработке и практически неограниченному распространению больших массивов информации, в значительной степени изменяют современное понимание государственных границ. Недостаточный уровень обеспечения информационной безопасности и противодействия киберпреступности в отдельно взятом государстве или целом регионе может крайне негативно сказаться на безопасности и стабильности других государств, в связи с чем международное сообщество должно стремиться к выработке именно общепризнанных и глобальных принципов противодействия новейшим техногенным угрозам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. – 2017. – №2. – С. 9-15.
- Брент Л. Роль НАТО в кибернетическом пространстве [Электронный ресурс]: 12 февраля 2019 г. // Вестник НАТО [сайт]. URL: https://www.nato.int/docu/review/ru/articles/2019/02/12/rol-nato-v-kiberneticheskom-prostranstve/index.html (дата обращения: 30.03.2023).
- Глухов Е.А. О правовом регулировании применения искусственного интеллекта в военной сфере // Военная мысль. – 2022. – №8. – С. 73-85.
- Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. 22 июля 2015 г. A/70/174. С. 10. // Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N1522837.pdf?OpenElement (дата обращения: 13.03.2023).
- Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: Доклад Генерального секретаря. 23декабря 1999 г. A/RES/54/49. // Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/777/15/PDF/N9977715.pdf?OpenElement (дата обращения: 13.03.2023).
- Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы определения понятия компьютерной преступности в современной России (криминологические аспекты) // Российский следователь. – 2018. – №5. – С. 48-51.
- Корчагин А.Г., Яковенко А.А. Криминогенная роль криптовалюты // Юридические исследования. – 2020. – №2. – С. 9-19.
- Косарев М.Н. Вопросы противодействия финансированию терроризма // Вестник Уральского Юридического института МВД России. – 2017. – №1. – С. 33-36.
- Круглый стол «Автономные системы вооружений и военное применение искусственного интеллекта» [Электронный ресурс] // Международный Комитет Красного Креста [сайт]. URL: https://www.icrc.org/ru/document/kruglyy-stol-avtonomnye-sistemy-vooruzheniy-i-voennoe-primenenie-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения:07.06.2022).
- Крутских А.В., Стрельцов А.А. Международное право и проблема обеспечения международной информационной безопасности // Международная жизнь. – 2014. – №11. – С. 20-34.
- Лавров С.В. Глобальные проблемы кибербезопасности и международные инициативы России по борьбе с киберпреступностью [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации [сайт]. URL: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4350978 (дата обращения: 29.03.2023).
- Мурадян С.В. Перспективы использования криптовалют для целей финансирования терроризма и меры по предупреждению указанной тенденции // Закон и право. – 2022. – №5. – С. 196-201.
- Наумов В.Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. – №6. – С. 4-11.
- Незнамов А.В., Наумов В.Б. — Вопросы развития законодательства о робототехнике в России и в мире // Юридические исследования. – 2017. – №8. – С. 14-25.
- Никульцева А.Н. Мошенничество в сфере биржевого оборота ценных бумаг как способ финансирования международного терроризма // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. – 2016. – №5. – С. 89-92.
- Руководство для дискуссий [Электронный ресурс]: Четырнадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Киото, Япония, 20-27 апреля 2020 г. A/CONF.234/PM.1. С. 51. // Цифровая библиотека ООН [сайт]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3827567?ln=ru (дата обращения: 05.03.2023).
- Стрельцов А.А. Адаптация международного права безопасности к информационному пространству [Электронный ресурс] // Digital Report [сайт]. URL: https://digital.report/adaptatsiya-mezhdunarodnogo-prava/ (дата обращения: 08.03.2023).
- Черненко Е. Виртуальный фронт [Текст] // Коммерсантъ-Власть. – 2013. – №20. – С. 11.
- Schmitt M.N. Tallinn Manual on The International Law Applicable to Cyber Warfare / M.N. Schmitt – New York: Cambridge University Press, 2013. – с. 282.
REFERENCES
- Batoev V.B., Semenchuk V.V. Ispol’zovanie kriptovalyuty v prestupnoj deyatel’nosti: problemy protivodejstviya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. – 2017. – №2. – S. 9-15.
- Brent L. Rol’ NATO v kiberneticheskom prostranstve [Elektronnyj resurs]: 12 fevralya 2019 g. // Vestnik NATO [sajt]. URL: https://www.nato.int/docu/review/ru/articles/2019/02/12/rol-nato-v-kiberneticheskom-prostranstve/index.html (data obrashcheniya: 30.03.2023).
- Gluhov E.A. O pravovom regulirovanii primeneniya iskusstvennogo intellekta v voennoj sfere // Voennaya mysl’. – 2022. – №8. – S. 73-85.
- Doklad Gruppy pravitel’stvennyh ekspertov po dostizheniyam v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti [Elektronnyj resurs]: Gruppa pravitel’stvennyh ekspertov po dostizheniyam v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti. 22 iyulya 2015 g. A/70/174. S. 10. // Organizaciya Ob»edinennyh Nacij [sajt]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N1522837.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 13.03.2023).
- Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommunikacii v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti [Elektronnyj resurs]: Doklad General’nogo sekretarya. 23dekabrya 1999 g. A/RES/54/49. // Organizaciya Ob»edinennyh Nacij [sajt]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/777/15/PDF/N9977715.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 13.03.2023).
- Evdokimov K.N. Aktual’nye voprosy opredeleniya ponyatiya komp’yuternoj prestupnosti v sovremennoj Rossii (kriminologicheskie aspekty) // Rossijskij sledovatel’. – 2018. – №5. – S. 48-51.
- Korchagin A.G., YAkovenko A.A. Kriminogennaya rol’ kriptovalyuty // YUridicheskie issledovaniya. – 2020. – №2. – S. 9-19.
- Kosarev M.N. Voprosy protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma // Vestnik Ural’skogo YUridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2017. – №1. – S. 33-36.
- Kruglyj stol «Avtonomnye sistemy vooruzhenij i voennoe primenenie iskusstvennogo intellekta» [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnyj Komitet Krasnogo Kresta [sajt]. URL: https://www.icrc.org/ru/document/kruglyy-stol-avtonomnye-sistemy-vooruzheniy-i-voennoe-primenenie-iskusstvennogo-intellekta (data obrashcheniya:07.06.2022).
- Krutskih A.V., Strel’cov A.A. Mezhdunarodnoe pravo i problema obespecheniya mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti // Mezhdunarodnaya zhizn’. – 2014. – №11. – S. 20-34.
- Lavrov S.V. Global’nye problemy kiberbezopasnosti i mezhdunarodnye iniciativy Rossii po bor’be s kiberprestupnost’yu [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii [sajt]. URL: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4350978 (data obrashcheniya: 29.03.2023).
- Muradyan S.V. Perspektivy ispol’zovaniya kriptovalyut dlya celej finansirovaniya terrorizma i mery po preduprezhdeniyu ukazannoj tendencii // Zakon i pravo. – 2022. – №5. – S. 196-201.
- Naumov V.B. Pravo v epohu cifrovoj transformacii: v poiskah reshenij // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. – 2018. – №6. – S. 4-11.
- Neznamov A.V., Naumov V.B. — Voprosy razvitiya zakonodatel’stva o robototekhnike v Rossii i v mire // YUridicheskie issledovaniya. – 2017. – №8. – S. 14-25.
- Nikul’ceva A.N. Moshennichestvo v sfere birzhevogo oborota cennyh bumag kak sposob finansirovaniya mezhdunarodnogo terrorizma // Probely v Rossijskom zakonodatel’stve. YUridicheskij zhurnal. – 2016. – №5. – S. 89-92.
- Rukovodstvo dlya diskussij [Elektronnyj resurs]: CHetyrnadcatyj Kongress Organizacii Ob»edinennyh Nacij po preduprezhdeniyu prestupnosti i ugolovnomu pravosudiyu, Kioto, YAponiya, 20-27 aprelya 2020 g. A/CONF.234/PM.1. S. 51. // Cifrovaya biblioteka OON [sajt]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3827567?ln=ru (data obrashcheniya: 05.03.2023).
- Strel’cov A.A. Adaptaciya mezhdunarodnogo prava bezopasnosti k informacionnomu prostranstvu [Elektronnyj resurs] // Digital Report [sajt]. URL: https://digital.report/adaptatsiya-mezhdunarodnogo-prava/ (data obrashcheniya: 08.03.2023).
- CHernenko E. Virtual’nyj front [Tekst] // Kommersant»-Vlast’. – 2013. – №20. – S. 11.
- Schmitt M.N. Tallinn Manual on The International Law Applicable to Cyber Warfare / M.N. Schmitt – New York: Cambridge University Press, 2013. – с. 282.
Информация об авторах:
Горелик И.Б. – инженер ООО «Национальный центр поддержки и разработки», аспирант кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.
Зимненко Б.Л. — д.ю.н., профессор, заместитель начальника Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики — начальник отдела международного права Верховного Суда Российской Федерации.
Яковенко А.В. – д.ю.н., ректор Дипломатической академии МИД России, профессор кафедры международного права.
Ярышев С.Н. – д.ю.н., профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.
Information about the authors:
Gorelik I.B. — engineer, National Support and Development Center LLC, post-graduate student of the International Law Department, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
Zimnenko B.L. — Doctor of Law, Professor, Deputy Head of the Department for Systematization of Legislation and Analysis of Judicial Practice — Head of the International Law Department of the Supreme Court of the Russian Federation.
Yakovenko A.V. — Doctor of law, Rector of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Professor of the International Law Department.Yaryshev S.N. — Doctor of Law, Professor of the International Law Department, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
[1]Лавров С.В. Глобальные проблемы кибербезопасности и международные инициативы России по борьбе с киберпреступностью [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации [сайт]. URL: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4350978 (дата обращения: 29.03.2023).
[2]Стрельцов А.А. Адаптация международного права безопасности к информационному пространству [Электронный ресурс] // Digital Report [сайт]. URL: https://digital.report/adaptatsiya-mezhdunarodnogo-prava/ (дата обращения: 08.03.2023).
[3]Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: Доклад Генерального секретаря. 23декабря 1999 г. A/RES/54/49. // Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/777/15/PDF/N9977715.pdf?OpenElement (дата обращения: 13.03.2023).
[4]Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. 22 июля 2015 г. A/70/174. С. 10. // Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N1522837.pdf?OpenElement (дата обращения: 13.03.2023).
[5]Schmitt M.N. Tallinn Manual on The International Law Applicable to Cyber Warfare / M.N. Schmitt – New York: Cambridge University Press, 2013. – с. 282.
[6]Черненко Е. Виртуальный фронт [Текст] // Коммерсантъ-Власть. – 2013. – №20. – С. 11.
[7]Там же.
[8]Брент Л. Роль НАТО в кибернетическом пространстве [Электронный ресурс]: 12 февраля 2019 г. // Вестник НАТО [сайт]. URL: https://www.nato.int/docu/review/ru/articles/2019/02/12/rol-nato-v-kiberneticheskom-prostranstve/index.html (дата обращения: 30.03.2023).
[9]Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. – 2017. – №2. – С. 10.
[10]Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы определения понятия компьютерной преступности в современной России (криминологические аспекты) // Российский следователь. – 2018. – №5. – С. 48.
[11]Руководство для дискуссий [Электронный ресурс]: Четырнадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Киото, Япония, 20-27 апреля 2020 г. A/CONF.234/PM.1. С. 51. // Цифровая библиотека ООН [сайт]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3827567?ln=ru (дата обращения: 05.03.2023).
[12]Корчагин А.Г., Яковенко А.А. Криминогенная роль криптовалюты // Юридические исследования. – 2020. – №2. – С. 12.
[13]Мурадян С.В. Перспективы использования криптовалют для целей финансирования терроризма и меры по предупреждению указанной тенденции // Закон и право. – 2022. – №5. – С. 197.
[14]Никульцева А.Н. Мошенничество в сфере биржевого оборота ценных бумаг как способ финансирования международного терроризма // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. – 2016. – №5. – С. 90.
[15]Косарев М.Н. Вопросы противодействия финансированию терроризма // Вестник Уральского Юридического института МВД России. – 2017. – №1. – С. 34.
[16]Незнамов А.В., Наумов В.Б. — Вопросы развития законодательства о робототехнике в России и в мире // Юридические исследования. – 2017. – №8. – С. 14-25.
[17]Глухов Е.А. О правовом регулировании применения искусственного интеллекта в военной сфере // Военная мысль. – 2022. – №8. – С. 78.
[18]Круглый стол «Автономные системы вооружений и военное применение искусственного интеллекта» [Электронный ресурс] // Международный Комитет Красного Креста [сайт]. URL: https://www.icrc.org/ru/document/kruglyy-stol-avtonomnye-sistemy-vooruzheniy-i-voennoe-primenenie-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения:07.06.2022).
[19]Глухов Е.А. О правовом регулировании применения искусственного интеллекта в военной сфере // Военная мысль. – 2022. – №8. – С. 73.
[20]Там же, С. 78.
[21]Наумов В.Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. – №6. – С. 7.
[22]Крутских А.В., Стрельцов А.А. Международное право и проблема обеспечения международной информационной безопасности // Международная жизнь. – 2014. – №11. – С. 20.