Статья посвящена анализу инвестиционной политики Китая. Рассмотрены основные составляющие инвестиционного роста, а также их влияние на экономику страны. Изучены факторы, сдерживающие экономическое развитие КНР.
Ключевые слова: инвестиции, Китай, инвестиционная политика.
Analysis of invdstment policy of China
Annotation: The article is devoted to the analysis of the investment policy of China. The article considers the main components of investment growth, as well as their impact on the economy. The article looks at the factors which constrain the economic development of China.
Keywords: investment, China, investment policy.
На сегодняшний день в условиях жесткой международной конкуренции подавляющее большинство государств стремится привлекать средства частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала, которые способны обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств[1].
Российская экономика пока не вышла из инвестиционного кризиса. Для выхода из стагнации экономике России необходимо наращивать необходимые объемы внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности не может быть решена только за счет увеличения объемов государственного инвестирования.
На нынешнем этапе важным вкладом является содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, а также стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства.
Для реализации задач эффективного использования инвестиционных ресурсов крайне полезно изучить механизм и опыт инвестиционных процессов в Китае – государстве, демонстрирующем высокую устойчивость экономического роста по отношению к неблагоприятным внешним воздействиям в период 2008–2009 гг. Темпы прироста ВВП составили в эти годы 9%[2]. Во многом такая устойчивость опирается на инвестиционную политику.
Инвестиционная политика КНР, как часть политики реформ и открытости, во многом определяет высокие темпы экономического роста и социальные изменения в Китае. Она постоянно находит продолжение во внешнеэкономическом курсе страны, а также оказывает существенное воздействие на экономику соседних государств[3].
В связи с этим сейчас актуально анализировать меняющуюся роль Китая в мировой экономике. Динамичный подъем китайского хозяйства в силу его масштабов создал новую ситуацию в глобальной экономике. На сегодняшний день на Китай приходится около пятой части мирового промышленного производства в реальном выражении.
В КНР иностранные инвестиции разделяют на поощряемые, разрешенные, ограниченные и запрещенные.
Всячески поощряются иностранные инвестиции в сельское хозяйство, текстильную, нефтехимическую, аэрокосмическую, электронную отрасли промышленности. Всего насчитывается около 260 поощряемых направлений.
Ограничение на иностранные инвестиции установлено для отдельных секторов горнодобывающей, химической, пищевой, текстильной табачной промышленности, нефтепереработки, энергетики.
Запрещены иностранные инвестиции в предприятия, производящие оружие, в разведку, добычу и обогащение радиоактивных и редкоземельных руд, в строительство и эксплуатацию электросетей, а также в телевидение, издание книг и газет.
В рамках реформ открытости приветствуется привлечение иностранного капитала в экономику страны. Одновременно с этим скорректированы инструкции для иностранных инвесторов. Были введены новые пункты в разделе поощряемых производств, такие как новые виды продукции в текстильной, нефтеперерабатывающей, машиностроительной отраслях. Исключены из данного списка производство автомобилей, продукции углеперерабатывающей промышленности, от которых эти отрасли уже страдают. Правительство выделило сферу услуг в качестве приоритетной для инвестиций. В первую очередь это создание инвестиционных компаний, центров подготовки кадров. Иностранным инвесторам предоставлена свобода при вложении средств в медицинские учреждения, финансовые лизинговые компании.
В 2013 году в Китае был принят ряд новых нормативных актов в сфере регулирования деятельности зарубежных инвесторов внутри страны. Положение об упрощении правил осуществления прямых иностранных инвестиций (принято Государственным управлением валютного контроля КНР 13 мая 2013г.). Документом предусматривается отмена ограничений на обмен валюты при осуществлении платежей по международным операциям, связанным с движением капитала, таким как кредиты, прямые и портфельные инвестиции. Положение вступило в силу 13 мая 2013 г.
Руководящие мнения относительно привлечения иностранных инвестиций в 2013 году (приняты Министерством коммерции КНР 14 марта 2013г). Документом предусмотрены следующие сектора экономики, в которые государство будет поощрять привлечение иностранных инвестиций:
— современное производство;
— высокие технологии;
— современный уровень услуг;
— энергосбережение;
— новые виды энергии;
— современное сельское хозяйство.
В качестве основных мер по повышению инвестиционной привлекательности Китая определены:
— повышение прозрачности деятельности правительства, борьба с коррупцией;
— сокращение экономического вмешательства со стороны государства;
— увеличение темпов реализации реформы рынка капитала.
Принятые в 2013 г. уполномоченными органами Китая нормативные документы стали логическим продолжением государственной политики по совершенствованию инвестиционного климата, начало которой было положено в 2012 г.
В настоящее время Китай ставит задачу реформирования инвестиционной сферы и всей финансовой системы с целью расширения возможности накопления капитала для развития реального сектора экономики, а также обеспечения многоканального инвестирования строительства. Актуальным направлением инвестиций остаются крупные и средние государственные предприятия. При этом отмечается, что государство должно владеть контрольным пакетом акций лишь тех предприятий, которые имеют отношение к «командным высотам» народного хозяйства.
В 2008 г. рост зарубежных инвестиций почти на четверть сопровождался значительным сокращением числа образованных предприятий. В результате средний объем капиталовложений превысил 5 млн. долл. Увеличения объемов вложений в одно предприятие продолжилась и в 2009 г. Среди новых предприятий с иностранным участием по числу преобладают полностью иностранные (примерно 80%)[4].
Таким образом, рядовое предприятие с иностранным капиталом – это, как правило, объект с относительно небольшим капиталом, который полностью принадлежит зарубежному предпринимателю, работающему в обрабатывающей промышленности и при этом тесно связанному с внешним рынком. Можно предположить, что такой портрет совместного предпринимательства сформировался в результате стремления реформаторов к соблюдению равенства между партнерами по сотрудничеству, а также в силу существовавшего предложения иностранного капитала[5].
Касаемо крупных совместных объектов, в течение первых двух десятилетий открытой политики они принадлежали сфере монопольного сотрудничества с зарубежным капиталом китайского госсектора. Это в свою очередь укрепляло его лидирующую роль в хозяйстве с точки зрения объемов капитала, технологического уровня и доступа на внешний рынок.
Во второй половине 2008 и 2009 гг. наблюдалось сокращение притока в КНР прямых иностранных инвестиций. Однако можно сделать вывод, что даже значительное сокращение притока иностранного капитала не стало серьезной проблемой для экономики КНР.
Величина накопленных прямых иностранных инвестиций на конец года, млрд. долл. |
|||
2009 | 2010 | 2011 | |
Гонконг, Китай | 553,7 | 710,9 | 856,8 |
Британские Виргинские острова | 187,2 | 213,7 | 297,8 |
Япония | 88,4 | 106,3 | 122,0 |
Сингапур | 49,3 | 62,5 | 76,4 |
США | 55,3 | 63,5 | 57,8 |
Республика Корея | 32,2 | 40,3 | 47,8 |
Каймановы острова | 26,2 | 32,3 | 38,6 |
Маврикий | 16,5 | 21,1 | 22,9 |
Самоа | 14,4 | 17,4 | 21,0 |
Бермуды | 6,5 | 7,1 | 7,8 |
Россия | 0,4 | 0,45 | 0,436 |
Таблица 1
Данные о динамике ВВП и внешней торговли в 2009 г. показывают, что экономику Китая нельзя назвать чувствительной к кризисам в мировой торговле. Так, сокращение притока прямых иностранных инвестиций в 1997–1998 и 2001 гг., вызванное внешними причинами, не оказывало значительного сдерживающего воздействия на экономический рост. Уменьшение объемов экспорта также не отразилось на экономическом росте страны. Поэтому можно сделать вывод, что решающими в хозяйственной динамике Китая являются внутренние факторы. Осторожный подход китайских властей к либерализации финансового рынка страны способствует более уверенному положению на международной арене.
В 2011 г. прямые иностранные инвестиции в Китай превысили 105 млрд долл., по сравнению с 2010 г. показатель увеличился на 17,4%. За первые 10 месяцев 2012 г. прямые иностранные инвестиции, использованные в Китае, составили более 103 млрд долл., что больше аналогичного периода в 2011 г. на 13%. Страны-инвесторы по мере убывания объема вложенных инвестиций располагаются в следующим порядке: на первом месте Гонконг, затем Тайвань, Япония, Сингапур, на пятом — США, после них Южная Корея, Великобритания, Германия, Франция, Голландия. При расчете учтены инвестиции, поступающие в Китай из этих стран через оффшорные зоны. Важным направлением инвестиционной политики с начала нового века становится инвестиционная деятельность Китая за рубежом.
Рис. 1 Основные направления инвестиций Китая с 2005 по 2008 год
Изменения в направлении инвестиционных потоков свидетельствуют о фактическом прекращении инвестирования рынков Африки. В масштабах глобальных китайских инвестиций приоритеты были смещены в пользу других регионов.
Рис. 2. Основные направления инвестиций Китая с 2009 по 2010
Доля Австралии также сократилась. Китай стремится диверсифицировать свои вложения. На диаграмме видно, что в 2009–2010 годах доля инвестиций в Австралию в угледобывающие и железорудные производства в общем составила 66%, а с 2010 г. по 2012 – только 36%.
Значительный рост продемонстрировали инвестиции в Южную Америку. В 2010 году Китай был третьим по величине инвестором в этот регион. Самый большой объем инвестиций пришелся на Бразилию, за ней – Аргентина. До середины 2009 г. основным объектом вложений оставался Перу. Главнейшим драйвером роста капиталовложений было сырье, и в первую очередь нефть.
По мнению китайских экономистов, деятельность зарубежных предпринимателей на территории КНР содержит в себе достаточное количество негативных аспектов.
Существуют опасения по поводу чрезмерного давления притока капитала на курс валюты и, как следствие, на ценовую конкурентноспособность страны в долгосрочной перспективе. Обращается внимание на отрицательные последствия деятельности иностранного капитала: ресурсные, экологические, социальные. Эксперты призывают избирательность китайской экономики в отношении прямых иностранных капиталовложений из-за противодействия внешней экспансии со стороны национальных предприятий Китая, а также совместных компаний, которые уже закрепились на местном рынке[1].
Инвестиционный комплекс Китая вырос из национальных рамок, страна успешно справляется с превращением денег в капитал. Экономическая экспансия Китая за рубеж продиктована также и стратегическими задачами дополнения отечественной экономики недостающими элементами.
Такой тип экспансии в некоторой степени отличается от привычного для западных банков. Заметно, что приоритетом для инвесторов из КНР является реальный сектор. Намного масштабнее капиталовложения во вновь создаваемые объекты. Учитывая высокую долю инфраструктурных проектов, можно сделать вывод, что Китай не просто занимает внешние рынки, но и активно развивает их.
Валютные резервы КНР растут в геометрической прогрессии, и это обостряет необходимость вывоза капитала, поиска новых сфер для вложений. Это благоприятствует расширению сотрудничества Российской Федерации и КНР в инвестиционной сфере. На данном этапе помимо сотрудничества в энергетической области, кооперация в сфере транспорта выглядит особенно привлекательной. Она может быть дополнена программами строительства современного сельского жилья, инфраструктуры или туризма.
Государственное регулирование рынков в Китае выступает в нынешней ситуации гарантией защищенности экономики от возможных потрясений на глобальных финансовых рынках. Специализированная банковская система ограничивает образование «экономики мыльного пузыря»[2]. Государство пресекает появление спекулятивных тенденций в секторе недвижимости, а также осуществляет активную борьбу с нелегальным притоком финансовых средств в китайскую денежную систему.
Взвешенные действия регулятора позволяют уравновешивать собственное хозяйство, а также создавать стабильность в экономиках стран, тесно сотрудничающих с КНР. Одновременно с этим регулятор и инвесторы в Китае продолжают уделять внимание высокому уровню автономности экономики.
Несмотря на массу позитивных тенденций, необходимо отметить, что в настоящее время Китай испытывает проблемы переходного периода. Стремительный рост темпов ВВП и экстенсивный тип экономики усугубили существующие диспропорции.
Первая диспропорция – дисбаланс внешнего и внутреннего спроса. Экономика Китая в первую очередь ориентирована на внешний рынок, и поэтому внутренний рынок не развивался должным образом. В условиях сокращения внешнего спроса Китаю не удалось ускорить рост внутреннего спроса. На протяжении долгих лет темпы прироста потребления населения были в два раза медленнее, чем темпы роста экспорта.
Вторая диспропорция – зависимость экономики от инвестиций в основной капитал, а также сравнительно небольшая роль потребления населения. Темпы прироста инвестиций в основной капитал в 2000-е годы не опускались ниже 25%, в некоторые годы даже превышали 30%[3].
Третий дисбаланс присутствует в структуре распределения доходов. По мере того, как как доходы государства и предприятий активно росли благодаря естественным конкурентным условиям огромного населения, рост доходов людей отставал. Кроме того, тип распределения доходов между разными группами населения нельзя назвать равновесным. Причиной этого является отставание в развитии деревни от города, а также неравномерное экономическое развитие разных регионов. Такая ситуация препятствует формированию единого рынка и повышению внутреннего спроса[4]. За годы бурного экономического роста значительно усилилось давление на окружающую среду. Борьба за природные ресурсы – это огромная проблема китайской экономики, которая на протяжении многих лет росла за счет экспансии потребления ресурсов.
Ключевые конкурентные преимущества Китая – выгодные условия для иностранного капитала, дешевая рабочая сила, которые обеспечили огромные масштабы иностранных инвестиций и статус крупнейшей мировой торговой державы. Однако в современных условиях именно эти факторы не позволяют перейти на новый уровень качественного развития и воплотить основополагающую цель каждой страны: повышение уровня жизни населения и обеспечение достойных условий развития. Основные задачи, которые стоят перед китайским руководством в настоящее время включают необходимость сдерживания чрезмерно высоких темпов роста и в то же время осуществление стабильного экономического развития.
[1] См.: Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4(112). – С. 103-108.
[2] РБК//Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru (Дата обращения: 12.12.18)
[3] Портал внешнеэкономической информации//Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/russia_vto/ (Дата обращения: 12.12.18)
[4] См.: Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
Список использованных источников:
- Закон КНР «Об иностранных инвестициях» (2013 г.)
- Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. — М.: Финансы и статистика, 2008. (Дата обращения: 12.12.18)
- Таций В.В. Привлечение ПИИ: опыт Китайской народной республики// Вестник федерального государственного учреждения Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации. 2009. № 5. С. 53-61.
- Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
- Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
- Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №4 (47). – С. 21-24.
- Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.
- Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
- Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
- Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4(112). – С. 103-108.
- Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
- Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
- Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.
- Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
- Забелина О.В. Внешняя торговля и страновые модели экономического роста в процессе глобализации // Современная глобализация и Россия / Под ред. А.Ю. Архипова. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2009. — С. 187-192.
- Комков Н.И., Ерошкин С.Ю., Кравченко М.В. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Проблемы прогнозирования. — 2005. — № 6. — С. 10-26.
- Официальный портал внешнеэкономической информации РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&id=4685
- Портал внешнеэкономической информации//Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/russia_vto/ (Дата обращения: 12.12.18)
- РБК//Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru (Дата обращения: 12.12.18)
- Международный валютный фонд [Электронный источник] Режим доступа: imf.org (дата обращения: 12.12.18)
- Базы данных ЮНКТАД, раздел «прямые иностранные инвестиции» [Электронный ресурс]. — URL: http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx
Информация об авторе:
Демкина Маргарита Николаевна, студентка бакалавриата 4-го курса Дипломатическая академия МИД России, г. Москва
Information about the author:
Margarita N. Demkina , 4th year undergraduate student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow
___________________________
[1] См.: Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
[2] Международный валютный фонд [Электронный источник] Режим доступа: imf.org (дата обращения: 12.12.18)
[3] См.: Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
[4] Таций В.В. Привлечение ПИИ: опыт Китайской народной республики // Вестник федерального государственного учреждения Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации. 2009. № 5. С. 53-61.
[5] См.: Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
[6] См.: Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4(112). – С. 103-108.
[7] РБК//Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru (Дата обращения: 12.12.18)
[8] Портал внешнеэкономической информации//Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/russia_vto/ (Дата обращения: 12.12.18)
[9] См.: Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.