Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Антиэкстремистское и антитеррористическое воспитание – важнейшая задача системы образования

Статья публикуется в рамках Государственного контракта 09.№ 84.11.0073 от 10.11.2014 г. В основе публикации лежит выступление автора на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи»

Об авторе: Аршинова Алёна Игоревна, заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ

About the author: Arshinova Alena Igorevna, Vice-Chairman of the Education Committee of the State Duma of Russian Federation

Аннотация:

Статья, подготовленная на основе выступления автора на конференции Второй Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи», Статья посвященного антиэкстремистскому и антитеррористическому воспитанию молодежи, посвящена некоторым аспектам российской системы образования, а также ее возможности обеспечить антиэкстремистское и  антитеррористическое образование молодежи.

Annotation:

The article was prepared on the basis of the performances of the author at the Conference Second All-Russian scientific-practical conference «Actual problems of anti-extremist and anti-terrorist education of youth», articles on anti-extremist and anti-terrorist education of youth, devoted to some aspects of the Russian education system, as well as its ability to provide anti-extremist and anti-terrorism education for young people .

Символично, что эта конференция проходит именно на площадке Российского университета дружбы народов, так как именно здесь накоплен и представлен яркий и положительный опыт взаимодействия различных культур и конфессий, поэтому с большим удовольствием принимаю в ней участие. Мое выступление посвящено некоторым аспектам нашей системы образования, а также ее возможностям обеспечить антиэкстремистское и  антитеррористическое образование молодежи.

Прежде всего, я бы коснулась звеньев цепи данной системы. Это, как минимум, детский сад, ссуз, школа, университет. Российская система образования, как известно, сегодня претерпевает большие изменения. Не буду вдаваться в детали и подробности, поскольку здесь это излишне, кроме того, это в большей степени вотчина Министерства образования и науки, представители которого, как я понимаю, к сожалению, не присутствуют на нашей конференции.

Несомненно, имеют место и позитивные явления в системе: в соответствии с законом об образовании, при всех сложностях развивается инклюзивное образование. Уже сейчас, начиная с дошкольного уровня – с детского сада – дети приучаются к жизни и взаимодействию с разными людьми с различными возможностями и способностями. Немаловажно и то, что сегодня и в школах, и в детских садах, и в вузах учатся разные дети, в том числе и беженцы – те, кто бежал из Украины, те, кто нашел безопасное пристанище в наших регионах, соседствующих с местами боевых действий: в Курской, Брянской и Белгородской областей, Краснодарском крае, многих других регионах. Россия по всей территории принимает большое количество мигрантов с детьми из постсоветских республик, и их право на обучение в нашей стране также полностью реализуется – наши детские сады и школы также принимают всех детей.

Хотела бы более подробно остановиться на среднем и высшем образовании, в том числе и потому, что в настоящий момент здесь проблем и вопросов применительно к теме нашей конференции больше. В текущем образовательном процессе есть острые вопросы, негативно влияющие на участников образовательного процесса –  как на учащихся, так и на педагогов. В частности, это непрозрачная реформа сети государственных университетов и их филиалов, изношенная образовательная инфраструктура, недостаточное финансирование образовательных организаций, перегруженность педагогов, их вынужденная работа на две ставки, невысокий уровень заработных плат, не соответствующий затрачиваемым усилиям, рост бюрократии и увеличение оборота бумаг в работе, сокращение педагогов-психологов, которые, в том числе, призваны диагностировать ранние проявления радикализма учащихся и давать рекомендации по их преодолению.

IMG_8287

Хотелось бы напомнить об очень полезном, но пока невостребованном опыте российских ученых. В 2011 году Институтом социологии Российской академии наук совместно со Ставропольским Государственным университетом были разработаны рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой. В частности, были разработаны три основных учебных спецкурса для учащихся школ, ссузов и университетов по основам противодействия терроризму. Насколько мне известно, Национальный антитеррористический комитет обращался в адрес Министерства образования и науки с предложением о внедрении этой программы, но по неизвестным причинам – безрезультатно.

Считаю, что необходимо наладить тесное сотрудничество между Министерством образования и науки и Национальным антитеррористическим комитетом. В первую очередь, нам необходимо проанализировать, в чем состоит текущее антитеррористическое и антиэкстремистское просвещение. Так, например, в школах, в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» противодействию терроризму посвящены всего две темы. Что касается вузов, то в ряде университетов программа антиэкстремистского и антитеррористического образования есть, а в других – нет.

Однако на системном уровне подобные образовательные программы отсутствуют. Так, в Высшей школе экономики, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова студентам эта тема разъясняется в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности», а у студентов Финансовой академии, Московского авиационного института и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана такого специального раздела по этой теме нет.

Кроме того, в первую очередь антиэкстремистское и антитеррористическое образование необходимо будущим педагогам, которые должны уметь противостоять таким вызовам и угрозам сами, а также в будущем суметь подготовить к этому своих подопечных, учащихся. Поэтому считаю необходимым обратиться в адрес Министерства образования и науки с предложением провести оценку текущей системы антиэкстремистского образования, учесть рекомендации ученых и внедрить рекомендуемые специальные программы по антиэкстремистскому и антитеррористическому образованию учащихся школ, ссузов и университетов. Отмечу, что актуальность антиэкстремистского и антитеррористического образования возрастает в связи с ростом в мире террористических угроз.

ФОТОТ АРШИНОВА В ПРЕЗИД 1

Большинство государств мира одной из главных угроз определяют террористическую организацию ИГИЛ. Проблема России заключается в том, что ИГИЛ территориально находится к нам гораздо ближе, чем к США, но при чтении международной прессы складывается впечатление, что ИГИЛ граничит с США где-то в районе Мексики, а отнюдь не рядом со Средней Азией и Северным Кавказом, то есть практически у наших дверей. Как сказал Президент России Владимир Путин в беседе с Президентом Сирии Башаром Асадом, примерно пять-семь тысяч выходцев из России и стран СНГ сегодня воюют в рядах ИГИЛ, что является чрезвычайно опасным явлением для нашего государства. И конечно Президент Владимир Путин прав в том, что нельзя допускать ситуации, при которой потенциально опасные боевики станут непосредственной угрозой для России.

Также опасно и то, что сегодня в российском Интернет-пространстве, в социальных сетях активно работают агитаторы, которые профессионально вербуют молодых людей. И, к сожалению, им многое удается: девушки становятся женами боевиков, обслуживающим персоналом, юноши – боевиками, специалистами-подрывниками. И тут ярким и довольно известным благодаря журналистам примером состоявшейся вербовки можно назвать студентку философского факультета МГУ Варвару Караулову, бежавшую в ряды ИГИЛ.

Также отмечу о необходимости с осторожностью относиться к формированию российского медиапространства: прослеживается еще одна проблема, а именно характеристика ИГИЛ как «исламского государства». Считаю, что ни в коем случае нельзя использовать эти слова при упоминании указанной террористической организации, поскольку ИГИЛ – это состоявшийся проект, а не «исламское государство», это группировка боевиков, террористы. Поскольку при создании проекта специально было подобрано данное название, то при его обороте мы должны быть предельно осторожны, в том числе это касается и журналистов. В частности, Россия борется против террористической организации «ИГИЛ», а не против «исламского государства».

IMG_8291

Не могу не отметить, что сегодня государственная политика активно направлена на развитие гражданского общества, в частности крупных молодежных движений разной направленности, к примеру, волонтерских, общественных, спортивных, студенческих, других стало гораздо больше. За последние несколько лет их количество возросло в разы, они стали более массовыми, а также была возрождена система ГТО. Но этого недостаточно. Администрациям вузов необходимо не только поддерживать студенческие объединения, но и инициировать широкопрофильную, мультинаправленную работу со студентами, чтобы каждый был вовлечен в университетское сообщество – и более активные, и менее активные студенты.

Кроме того, в настоящее время возрос объем грантовой поддержки молодежных и студенческих проектов и инициатив. Так, основными операторами являются: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь», а также «Российский союз молодежи». Необходимо отметить, что количество поданных заявок от молодых людей на поддержку реализации проектов ежегодно возрастает, что свидетельствует о росте положительной социальной активности молодежи.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Войти с помощью: