Аннотация: Статья посвящена будущему развитию рейтинговых агентств в России, их перспективам и степенью влияния на государство. Проанализирован опыт развития рейтинговых агентств в иностранных государствах, а также обозначена их роль в развитии отдельных сегментов рынка. Выделены и раскрыты отдельные положительные и негативные качества влияния рейтинговых агентств на отдельные показатели государства. Определены основные подходы к развитию данного направления рынка. Описаны принципиально важные задачи, стоящие на пути совершенствования методов создания национального рейтингового агентства. Обозначена проблема нынешнего дня, связанная с занижением показателей отдельных сегментов рынка и государства в целом иностранными агентствами, что повлекло создание собственного национального агентства.
Annotation: The article is devoted to the future development of the rating agencies in Russia, their prospects and the degree of influence on the state. The experience of rating agencies in foreign countries, as well as their significance in the development of the individual market segments. Isolated and revealed some positive and negative impact of the quality of the rating agencies on selected indicators of the state. The main approaches to the development of the market direction. We describe a fundamentally important tasks on the way to improve the methods of establishing a national rating agency. The problems of the present day, associated with the underreporting of certain segments of the market and the state in general, foreign agencies, which resulted in the creation of its own national agency.
Ключевые слова: национальное рейтинговое агентство, методы оценок, влияние агентств.
Key words: national rating agency, evaluation methods, the impact of agencies.
Введение
«Один американский журналист как-то сказал, что если раньше нужно было вводить танки, то сейчас достаточно снизить государству рейтинг, и это будет почти такой же удар по стране!» (Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА»).
24 февраля 2015 г. рейтинговое агентство Moody’s понизило рейтинг гособлигаций России до спекулятивного уровня Ba1 с Baa3, который в свою очередь являлся нижним инвестиционным уровнем, с прогнозом «Негативный». Впоследствии кредитный рейтинг России также понизило агентство Standard & Poor`s. Стоит отметить, что любые рейтинговые оценки зачастую не имеют никакой связи с действительным положением кредитоспособности страны потому, как они, в первую очередь, направлены на ухудшение экономической ситуации в России и призваны действовать параллельно с западными санкциями против нашего государства.
Три крупнейших международных рейтинговых агентства (РА): Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s — зарегистрированы в США. Это связано с тем, что американские инвестиционные фонды считаются самыми крупными участниками рынка капиталов.
Итак, что мы имеем. На сегодняшний день в России не существует ни одного национального рейтингового агентства.
Рейтинги и их классификации
Для начала немного теории. Рейтинги — это уровень риска, определяющийся в буквенном выражении по стандартной шкале. Рейтинг — не только важная составляющая имиджа любого бизнеса, эффективный инструмент риск-менеджмента и привлечения капитала. Во многих случаях наличие рейтинга является обязательным требованием государственных регуляторов, дает преференции или снимает ряд законодательных ограничений.
Рейтинговые оценки основаны на качественной и количественной оценке, а также анализе отрасли и рынка. Все рейтинги, за исключением суверенных рейтингов кредитоспособности и большинства рейтингов инвестиционной привлекательности регионов, относятся к категории контактных рейтингов, т.е. присваиваются на основании договора с компанией, выступающей объектом рейтингования.
В свою очередь стоит отметить, что существует ряд различных видов рейтингов, на основании которых осуществляются дальнейшие перспективы развития предприятий и государств. Упомянем наиболее распространенные из них:
- Рейтинг кредитоспособности — это мнение РА о способности компании в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства, как текущие, так и возникающие в ходе своей деятельности на перспективу до 1 года;
- Рейтинг надежности — это мнение РА об устойчивости бизнес-модели, финансового положения компании в рамках одной отрасли;
- Рейтинг инвестиционной привлекательности региона России— определяется как совокупность факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории данного региона. Эти факторы являются активным фоном для всех инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, влияют на риск и доходность данных проектов. Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России являются дистанционными, и подвергаются ежегодному пересмотру в рамках установленных РА процедур;
- Рейтинг качества риск менеджмента – это мнение РА относительно уровня развития системы управления рисками в компании, о ее адекватности характеру и масштабам бизнеса компании и о способности выявлять, отлеживать и контролировать все риски, связанные с профессиональной деятельностью;
- Рейтинг качества услуг оценочных компаний– это мнение РА относительно качества предоставляемых клиентам услуг, о наличии внутренних и внешних стандартов качества и их соблюдении компанией;
Рейтинги также можно классифицировать на дистанционные и контактные.
Дистанционные рейтинги основываются на публичной информации финансового и нефинансового характера, служат для определения места компании в рынке или качества предоставления отдельных услуг. Таким образом, для составления дистанционного рейтинга используется исключительно открытая публикуемая информация.
Контактные рейтинги предусматривают договорные отношения между двумя сторонами о проведении работ по присвоению рейтинга, где с одной стороны выступает рейтинговое агентство, а с другой компания («объект рейтингования»). Рейтинговая оценка присваивается на основе анализа отчетности, предоставляемой компанией, и разработанной РА анкеты, которая заполняется компанией. Также аналитики РА проводят рейтинговое интервью с представителями компании. Мнение РА в этом случае сопровождается пресс-релизом и рейтинговым отчетом, где представлен анализ деятельности компании, а также выделены основные факторы, влияющие на уровень рейтинга.
Рейтинговые оценки, помимо буквенного обозначения по шкале РА, могут также содержать «прогноз» изменения рейтинга. В этом случае считается, что рейтинг находится «на пересмотре». Как правило срок, на который присваивается прогноз по рейтингу, не превышает 1 года.
Присвоение «Позитивного прогноза» предполагает, что в ближайшее время позитивные изменения или события, связанные с деятельностью или показателями объекта рейтингования могут позволить РА повысить рейтинг на одну или несколько позиций.
Присвоение «Негативного прогноза предполагает, что в самое ближайшее время вероятно воздействие негативных факторов, как финансового, так и нефинансового характера, которое может привести к понижению рейтинга на одну или несколько ступеней шкалы.
Присвоение «Неопределенного прогноза» предполагает, что вероятны крайне значимые, существенные для оценки изменения или события и в ближайшее время возможны любые рейтинговые действия РА, включая повышение или понижение на одну или несколько ступеней, изменение прогноза, приостановка рейтинга или его окончательный отзыв.
Перспективы создания российского национального рейтингового агентства
В настоящее время, за неимением крупного национального рейтингового агентства международного значения, Министерство финансов РФ продолжает закупать услуги иностранных агентств.
В соответствии с сообщением «РБК» от 24.02.2015, Минфин России не рассматривает возможности расторжения договорных отношений с международными рейтинговыми агентствами, сказала журналистам пресс-секретарь министра финансов Светлана Никитина. «Мы продолжим вести открытый диалог, как и прежде на регулярной основе будем предоставлять всем агентствам актуальную макроэкономическую информацию. Продолжим разъяснять все аспекты бюджетной и финансовой политики с целью повышения рейтинга в среднесрочной перспективе», – говорится в ее заявлении. Ранее замминстра финансов Сергей Сторчак заявил, что Россия может отказаться от договоров с международными рейтинговыми агентствами. Объясняя свою позицию, Сторчак сказал, что российская сторона регулярно общается с агентствами, но «это бесполезно в этой ситуации». «Пора прекратить цацкание с агентствами», – цитирует заместителя министра финансов агентство Интерфакс. «Надо прекращать, взять паузу», – добавил Сторчак. Он подчеркнул, что зарубежные рейтинговые агентства могут продолжить назначать России рейтинг, однако считает нецелесообразным платить за это из бюджета. Присвоение суверенного рейтинга страны является платной услугой. Россия из средств бюджета платит трем рейтинговым агентствам – Moody’s, S&P и Fitch. Двое экономистов оценили затраты бюджета на их услуги в миллион долларов ежегодно. Из 173 стран, которые мониторит Bloomberg, ни одного рейтинга нет только у пяти стран – Гренады, Гибралтара, Монако, Джерси и Брунея. В истории были случаи отказа страны от рейтинга: в 2008 году республика Мали отказалась от рейтинга S&P. Полностью отказаться от международных рейтингов Россия в ближайшее время все равно не смогла бы, так как ведет международную финансовую деятельность, отказ возможен только если страна никак не взаимодействует с международными рынками, организациями, банками и инвесторами, уверен гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев. Если Россия решила бы отказаться от одного или нескольких международных рейтингов, агентство вправе выставлять рейтинги самостоятельно. Данные рейтинговые оценки уже будут классифицироваться как дистанционные. Самиев считает, что так и было бы, при этом агентства, не имея контакта с правительством, трактовали бы некоторые факты в худшую сторону и рейтинг был бы ниже. Стран, которым агентства присваивают дистанционные рейтинги, значительно больше, чем стран без рейтингов. Среди них — Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Турция и Аргентина.
Отметим, что на данный момент объединение БРИК представляет собой группу из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов, что способствует их прогрессивному росту. С учетом наличия такого объединение, при координировании своих действий данные страны могут начать развиваться стремительней, если перестанут закупать услуги у сторонних стран, создав, как пример, рейтинговое агентство в рамках своего союзного тандема, а с учетом развития МВФ в рамках стран БРИКС, данная идея становится еще более актуальной, так как для государств будет иметь смысл создать резервный фонд, откуда можно будет вести отчисления в счет оплаты услуг международному рейтинговому агентству данного образования.
В сентябре 2014 г. стало известно, что Правительством РФ может быть рассмотрена возможность создания совместного рейтингового агентства с Китаем. После ратификации Государственной Думы РФ Банка БРИКС появляется реальное основание для развития инвестиционных программ, как в отношении стран, которые являются участниками БРИКС, на основе данных российского национального рейтингового агентства, а в дальнейшем – международного рейтингового агентства, так и в отношении конкретных отраслей деятельности.
Идею развития национального рейтингового агентства было предложено рассмотреть и развивать как базовый вариант, так как создать из локального агентства конкурента «большой тройки» смысла нет.
Министерство финансов ранее аккредитовывало агентства на базе поручения правительства, но, когда регулирование рынка передали ЦБ, полномочия по аккредитации прописаны не были.
Ниже перечислим варианты стратегии создания развития национального рейтингового агентства.
Первый вариант — создание агентства с чистого листа и на законодательном уровне уравнение его в правах с «большой тройкой».
Второй вариант — выбрать одно из действующих российских агентств и придать ему статус национального. Этот вариант выглядит более жизнеспособным. Тем более что желающие стать избранным агентством имеются. В реестре аккредитованных рейтинговых агентств – утверждается Минфином и ведется с 2004 года – указаны девять компаний соответствующего профиля. Три из них международные, остальные российские.
Параллельно обсуждается и возможность создания международного рейтингового агентства, учрежденное Россией совместно с Китаем, Индией, другими развивающимися странами. Создание собственного агентства и кооперация с другими странами не взаимоисключающие друг друга варианты.
Если национальное агентство будет создано в том или ином варианте по инициативе властей, доказать свою неангажированность такой структуре будет сложно. Для снижения претензий в ангажированности можно использовать размытую структуру акционерного капитала, где каждый крупный игрок рынка будет иметь небольшую долю в компании.
При использовании рейтингов в целях регулирования в России необходимо решить две первоочередные задачи: увеличение количества присвоенных рейтингов (на каждом рынке компании, имеющие рейтинги должны доминировать) и отбор эффективных и добросовестных агентств. Здесь мы, наконец, приблизились к вопросу о том, какие российские рейтинговые агентства будут признаны ФССН. По всей видимости, Министерство финансов проведет аккредитацию агентств после жесткого отбора. Главный принцип такого отбора должен состоять в оценке достаточности ресурсов для проведения агентством полноценного рейтингового анализа, независимость и репутация в профессиональном сообществе. В этом процессе активно участвует действующее российское рейтинговое агентства «Эксперт РА», в том числе разрабатывая правила и нормы рейтинговой деятельности, а также сотрудничая с ФССН. Предложенное в данное статье сопоставление моделей рейтинговой шкалы отражает личное мнение автора, основанное на анализе методологии определения рейтинговых классов различных рейтинговых агентств.
Перечислим минимальные требования к рейтинговым агентствам (по версии Базельского комитета):
- Объективность и достоверность. Методология присвоения рейтинга должна быть системной и верифицируемой на базе исторических данных. Рейтинги должны периодически пересматриваться и отвечать изменениям в финансовом состоянии заемщика. Методология оценки должна применяться не менее трех лет.
- Независимость. Процедура присваивания рейтинговых оценок должна быть свободна от любого внешнего политического влияния или ограничений, экономического давления со стороны оцениваемых заведений.
- Открытость и Международный доступ. Для целей проверки индивидуальные оценки должны быть публично доступны. Агентства не обязаны оценивать фирмы более чем в одной стране, но их результаты должны быть доступны иностранным заинтересованным лицам на тех же условиях, что и для резидентов.
- Ресурсы. Рейтинговое агентство должно иметь достаточные кадровые ресурсы для осуществления полноценного анализа а также для того, чтобы позволить значимый постоянный контакт с высшим о операционным менеджментом оцениваемого учреждения.
- Признание. Рейтинговое агентство и его методика должны быть признаны профессиональным сообществом и регулирующими органами.
Выводы
В настоящее время на повестке дня в России остро стоит тема создания национального рейтингового агентства, которое будет формировать рейтинг гособлигаций страны на основе реальных (не ангажированных) экономических значений ее основных предприятий и ресурсов, при этом не занижая его, основываясь на сиюминутных или политических факторах. Мы также можем сделать вывод о том, что наша страна располагает всеми необходимыми возможностями и ресурсами для создания и развития такого агентства.
Впервые рейтинги нового РА будут формироваться не на основе рейтингов конкретных компаний, а на основе реальных показателей ликвидности сырья (продукции), производимых страной с соответствующим влиянием на ее стоимость.
В дальнейшем работа национального рейтингового агентства может быть расширена путем выхода на международный уровень также и с участием стран БРИКС.
В текущем году Правительство России уже определило, что национальное рейтинговое агентство должно быть сформировано не на основе государственной структуры. Это должна быть частная структура или образование, которое сохранит независимость и в тоже время будет сотрудничать с правительственными органами. Также планируется создать и инструмент регулирования рынка рейтинговых агентств. Данная инициатива несомненно является первым шагом в деле создания рейтигового агентства на основе волеизъявления и вклада нескольких частных российских компаний или корпораций.
Создание собственного рейтингового агентства в России вызвано необходимостью избежать монополии Запада в сфере составления кредитных рейтингов. Западные агентства, монополизировав российский рынок, не дают объективной картины состояния дел в российской экономике. Таким образом, задача нового РА заключается и в разрушении олигополии «большой тройки» американских рейтинговых агентств – Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch в мировом масштабе, и в явном влиянии такого РА на действительную оценку экономического состояния и кредитоспособности РФ в мировой экономике.
Основой для создания рейтингового агентства может быть решение нескольких компаний, занимающих определенную нишу (например, топливно-энергетический комплекс) по созданию собственной рейтинговой базы, после чего они становятся учредителями по нескольким рейтингообразующим позициям, что станет основой для будущего агентства. В дополнение к вышесказанному данная ассоциация предложит разработку национальных стандартов формирования (образования) рейтингов кредитоспособности страны, отрасли, института или сырья (продукта). При этом, безусловно, создание и работа ассоциации возможны только при участии нескольких организаций (компаний), на базе которых создается и работает данный институт.