Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Деятельность Азиатского банка развития по достижению ЦУР 5

В статье исследуются отдельные аспекты деятельности Азиатского банка развития (АБР) по решению гендерных вопросов, борьбой с бедностью и изменением климата – частично взаимосвязанных аспектов устойчивого развития, содержащихся в Целях в области устойчивого развития на период до 2030 года и включающие экономические, социальные, культурные и экологические факторы. Представлен обзор гендерного подхода в деятельности АБР, анализ которого показывает, что в настоящее время еще существует гендерный разрыв в сокращении бедности, что усугубляется процессом изменения климата. Предлагаются потенциальные решения по повышению эффективности в реализации АБР гендерного мейнстриминга в целях устойчивого развития.

Ключевые слова: гендерный разрыв, изменение климата, устойчивое развитие, Азиатский банк развития, бедность.

Activities of the Asian Development Bank to achieve SDG 5

Abstract. This article explores selected aspects of the Asian Development Bank’s (ADB’s) work on gender, poverty, and climate change, parts of the interconnected aspects of sustainable development contained in the 2030 Sustainable Development Goals, which include economic, social, cultural, and environmental factors. An overview of gender mainstreaming in ADB operations is presented, with analysis showing that there is still a gender gap in poverty reduction, which is exacerbated by climate change. Potential solutions to improve the effectiveness of ADB’s implementation of gender mainstreaming for sustainable development are proposed.

Keywords: gender gap, climate change, sustainable development, Asian Development Bank, poverty.

1. Международно-правовые подходы к вопросам гендерного равенства

Проблема бедности исторически имеет гендерную основу, заключающуюся в различном переживании этого явления мужчинами и женщинами в виду того, что женщины и девочки находятся в более неблагоприятном положении, чем мужчины и мальчики, во всех обществах и среди бедных слоев населения.

С точки зрения Всемирного банка, бедность – это многомерная концепция, суть которой заключается в том, чтобы выйти за рамки материальной бедности.

Аспект бедности включает в себя не только показатели, основанные на доходах, но и вопросы, связанные со здоровьем, образованием, уязвимостью и бессилием[1]. Это означает, что женщины могут попасть в состояние бедности, даже если их доход выше черты бедности. Речь идет о случаях, связанных с домашним насилием, жизнью в условиях эмоциональной нестабильности, отсутствием права голоса или права принимать решения в семье.

Гендерное неравенство является как причиной бедности, так и основным препятствием для устойчивого развития. Чем более распространено и устойчиво гендерное неравенство в обществе, тем больше будет расти бедность.

Помимо указанного, гендерные вопросы тесно связаны с изменением климата[2]. Изменение климата может усугубить гендерное неравенство, увеличив бремя работы как для женщин, так и для мужчин. В отчете Всемирного банка изменение климата рассматривается как фактор, способствующий росту уровня бедности и повторному увеличению разрыва в гендерном неравенстве во многих странах, сильно пострадавших от изменения климата[3].

С точки зрения международного права, несколько международных конвенций признают основные права человека, включая основные права женщин, в частности Международная декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и несколько конвенций Международной организации труда, таких как Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951 г.), Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), Конвенция об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (1973 г.), Конвенция относительно принудительного или обязательного труда (1930 г.) и Конвенция о наихудших формах детского труда (1999 г.). Указанные конвенции создают основу для рассмотрения и равного доступа к правосудию как для женщин, так и для мужчин в соответствии с общепризнанными принципами и международными стандартами.

Гендерный подход – это стратегическая мера по продвижению гендерного равенства, официально признанная международным сообществом на базе Пекинской платформы действий, принятой на четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин в Пекине в 1995 г.

Продвигая, облегчая и поддерживая внедрение гендерного подхода в Организации Объединенных Наций, Канцелярия Специального советника инициировала консультации по гендерному подходу со высшим руководством многих различных подразделений ООН и разработала методологии, инструменты и информационные материалы.

Согласованные выводы ЭКОСОС 1997 г. определяют гендерный подход как: «Процесс оценки последствий для женщин и мужчин любых планируемых действий, включая законодательство, политику или программы, во всех областях и на всех уровнях. Это стратегия, позволяющая сделать проблемы и опыт как женщин, так и мужчин неотъемлемым аспектом разработки, реализации, мониторинга и оценки политики и программ во всех политических, экономических и общественных сферах, чтобы женщины и мужчины получали равные выгоды, а неравенство не увековечивалось. Конечная цель – достижение гендерного равенства»[4].

Таким образом, гендерное равенство – это инклюзивная и долгосрочная цель развития, а гендерный подход – это набор конкретных подходов, стратегий, а также технических и институциональных процессов, применяемых для достижения гендерного равенства для достижения этой цели. Гендерный подход направлен на включение гендерного равенства в деятельность международных организаций, в национальные планы, в центральную или местную политику, а также в отраслевые услуги и программы. В долгосрочной перспективе он направлен на преобразование дискриминационных социальных институтов, законов, культурных норм и общественной практики, например, тех, которые ограничивают доступ женщин к собственности или ограничивают их доступ в общественные места.

Межучрежденческая сеть по делам женщин и гендерному равенству под руководством Секретариата ООН «ООН – женщины» провела в 2019 г. обзор реализации Платформы действий системы ООН с 2014 по 2019 гг.

Организации системы ООН сосредоточили свои мероприятия на ликвидации насилия в отношении женщин; изменении дискриминационных социальных норм; улучшении доступа к качественному образованию и расширении участия женщин в политической жизни. Некоторые из них также сосредоточены на улучшении доступа к сексуальному и репродуктивному здоровью и правам. Система ООН уделяет относительно мало внимания таким областям, как финансовая доступность, цифровая доступность, снижение риска бедствий с учетом гендерных факторов, а также базовым услугам и инфраструктуре[5]. Кроме того, ООН продолжает запускать инициативы по наращиванию потенциала персонала при поддержке членов тематических групп по гендерным вопросам на национальном и региональном уровнях[6].

На сегодняшний день в своих резолюциях и решениях Организация Объединенных Наций подтвердила свою приверженность учету гендерной проблематики, достижению цели гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин и девочек. К ним относятся Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Парижское соглашение 2015 г.

Повестка дня на период до 2030 года подчеркивает прогресс в достижении гендерного равенства и расширении прав и возможностей всех женщин и девочек как необходимое условие для реализации всей повестки дня. Цели в области устойчивого развития направлены на достижение гендерного равенства через параллельный подход: решение проблемы гендерного равенства как явного приоритета через отдельную Цель 5 по гендерному равенству и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек, а также включение гендерного равенства в Цели устойчивого развития.

Задачи гендерного равенства основываются на существующих международных обязательствах и нормах, включая Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и Пекинскую декларацию и Платформу действий, которая является нормативной основой для ЦУР[7].

В настоящее время гендерный подход является общепризнанной в мире стратегией продвижения гендерного равенства. Гендерный подход – это не цель сама по себе, а стратегия, подход, способ достижения цели гендерного равенства.

2. Азиатский банк развития и внедрение гендерного подхода

Гендерное равенство является одним из основных направлений деятельности АБР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Азиатский банк развития уделяет внимание вопросам гендерного равенства на третьем этапе развития с 1987 г., начиная с которого Банк начал уделять особое внимание роли женщин. Через проекты, которые приносят пользу женщинам, АБР дал понять, что женщины являются приоритетом: Первый сельскохозяйственный проект, направленный на выгоду женщин, был осуществлен в Бангладеш в 1990 г.[8], Проект развития сельского хозяйства Верхней Сагарматхи в Непале[9] и Проект развития сельских районов Южной провинции Банка в 1991 г.[10] и т.д.

Постепенно гендерное равенство стало привлекать больше внимания со стороны АБР и до сих пор является одной из основных целей, преследуемых в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

АБР стал первым международным финансовым учреждением, получившим EDGE Move, сертификат второго уровня по гендерному равенству на рабочем месте от организации Economic Dividends for Gender Equality, в знак признания его усилий по улучшению гендерного равенства на рабочем месте. АБР получил сертификат первого уровня в декабре 2016 г.[11].

В АБР действует четырехуровневая система категорий учета гендерной проблематики (УГП) с соответствующими критериями, в соответствии с которыми каждый проект АБР классифицируется по УГП:

  1. тема гендерного равенства;
  2. эффективный учет гендерной проблематики;
  3. некоторые гендерные элементы; и
  4. без гендерных элементов[12].

Система измеряет степень интеграции гендерного дизайна в проекты. Если есть существенные гендерные разработки, с гендерным планом действий проекта и гендерными целями, приносящие прямую пользу женщинам и поддерживающие расширение прав и возможностей женщин, проект засчитывается в две высшие категории: тема гендерного равенства и эффективный гендерный подход, и считается гендерное меньшинство. Благодаря этой внутренней, строгой, объективной системе измерения, АБР знает, какая категория является гендерным меньшинством, а какая нет.

В 2008 г. в корпоративную систему результатов АБР была введена первая цель – 40% гендерных меньшинств в проектах, а в 2010 г. было принято официальное Руководство по категориям гендерного учета в проектах АБР.

Азиатский банк развития достиг целевого показателя гендерных меньшинств на входе с 2011 г., а чтобы продемонстрировать свою неизменную приверженность расширению прав и возможностей женщин, АБР увеличил целевой показатель до 45% к 2016 г.[13]. АБР считается лидером передовой практики в области гендерных меньшинств на входе в проекты.

АБР уделяет особое внимание учету гендерной проблематики, поскольку развитие талантов и экономических перспектив женщин имеет важное значение для сокращения бедности. Для достижения гендерного равенства АБР определил, что гендерный подход в политике сокращения бедности и политике по изменению климата особенно важен: с одной стороны, он может устранить гендерный разрыв, вызванный изменением климата[14]; с другой стороны, помочь бенефициарам, включая мужчин и женщин, девочек и мальчиков, иметь равный доступ к ресурсам для сокращения бедности и пользоваться ими.

Кроме того, АБР разработал стратегии и оказал помощь странам-членам в учете гендерной проблематики.

— АБР оказал помощь Вьетнаму в разработке многих политик и помог в разработке и принятии Закона о бюджете на 2015 г., который значительно улучшил государственные финансы во Вьетнаме, и стал первым в своем роде, в котором рассматриваются вопросы гендерного равенства, и АБР будет помогать Вьетнаму в продвижении гендерно-ответственного бюджетирования во Вьетнаме[15].

— Проект Навыки для трудоустройства в Непале[16], утвержденный в 2004 г. и завершенный в 2013 г., предоставил рыночно-ориентированное обучение навыкам в сельском хозяйстве, машиностроении, гостиничном деле и туризме, а также другим профессиям 38404 обучающимся, из которых 19207 (50%) были женщинами. Проект обеспечил 76% трудоустройства выпускников, причем среди женщин этот показатель составил 91%. В рамках проекта также была подготовлена первая в Непале женщина-сантехник.

— В Индонезии 48000 девочек прошли профессионально-техническую подготовку по информатике, бизнесу, туризму и гостиничному делу в рамках проекта по укреплению профессионального образования в Индонезии[17], утвержденного в 2008 г.

Несмотря на многочисленные усилия по внедрению учета гендерной проблематики, сам АБР все еще имеет ограничения. Совет директоров по своему составу и структуре является разнообразным по национальному и географическому представительству. Однако женщины по-прежнему недопредставлены на уровне исполнительного директора, заместителя исполнительного директора и советника директора, даже по сравнению с аналогичными международными финансовыми учреждениями. За последние два десятилетия число женщин, занимающих должность исполнительного директора, составляло в среднем менее одной в год. Немного больше женщин – в среднем от одной до двух в год – занимали должности заместителей исполнительного директора. Из 24 советников директора в среднем 6 были женщинами[18].

Для реализации гендерного равенства в Азиатско-Тихоокеанском регионе и повышения эффективности гендерного подхода АБР должен делать больше:

  • АБР необходима четкая стратегия, с целями и задачами, которая дополнит гендерную политику Банка, где все уровни управления будут активно поддерживать стратегию, что создаст последовательность от сотрудников банка до стран-членов в реализации гендерного подхода.
  • Гендер должен рассматриваться как неотъемлемая часть анализа экономической и отраслевой работы, национальной стратегии и кредитной работы, в результате чего мероприятия будут планироваться таким образом, чтобы удовлетворять потребности как мужчин, так и женщин.
  • Сотрудники АБР должны быть осведомлены о гендерном подходе в работе Банка и обладать достаточными знаниями для оказания технической помощи в случае необходимости, что должно привести к тому, что все сотрудники будут признавать гендерный фактор как вопрос эффективности, так и справедливости.
  • Должна быть разработана институциональная структура для поддержки учета гендерной проблематики. Государства-члены будут поощряться к принятию мер, связанных с гендерной проблематикой, и будут нести ответственность. Государства-члены играют важную роль в реализации гендерного подхода, и АБР нуждается в большей поддержке, чтобы помочь странам-членам достичь своих гендерных целей.

Литература

  1. ADB, 2008. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and Technical Assistance Grant to the Republic of Indonesia for the Vocational Education Strengthening Project. Manila.
  2. ADB, 2011. Nepal: Skills for Employment Project. Progress reports and staff data. Manila
  3. ADB, 2018. Gender Equality and the Sustainable Development Goals in Asia and the Pacific: Baseline and Pathways for Transformative Change by 2030. Режим доступа: https://www.adb.org/publications/gender-equality-sdgs-asia-pacific (дата обращения: 15.10.2022).
  4. ADB, 2021. Guidelines for Gender Mainstreaming Categories of ADB Projects (updated). Режим доступа: https://www.adb.org/documents/guidelines-gender-mainstreaming-categories-adb-projects#accordion-0-0 (дата обращения: 15.10.2022).
  5. ADB, 2021. Report to the Board of Governors on Gender Diversity at the ADB Board of Directors: Annual Meeting 2021. Режим доступа: https://www.adb.org/documents/report-board-governors-gender-diversity-2021 (дата обращения: 15.10.2022).
  6. ADB. 1990. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and TA Grants – Rural Women Employment Creation. Manila (Loan 1067).
  7. ADB. 1991. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and TA Grants – Upper Samantha Agricultural Development. Manila (Loan 1114).
  8. ADB. 1991. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and TA Grants – Southern Province Rural Development Project. Manila (Loan 1128).
  9. ADB. 2013. Gender Equality and Women’s Empowerment Operational Plan, 2013-2020: Moving the Agenda Forward in Asia and the Pacific. Manila
  10. ECOSOC Agreed Conclusions 1997/2 (1997). Режим доступа: http://www.un.org/womenwatch/osagi/pdf/ECOSOCAC1997.2.PDF (дата обращения: 15.10.2022).
  11. Integrating gender into the budget for sustainable development. Режим доступа: https://thoibaonganhang.vn/long-ghep-gioi-vao-ngan-sach-de-phat-trien-ben-vung-70646.html (дата обращения: 15.10.2022).
  12. Mainstreaming a gender perspective into all policies and programs in the United Nations system – Report of the Secretary General (E/2020/50). Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N20/092/53/PDF/N2009253.pdf?OpenElement (дата обращения: 15.10.2022).
  13. The World Bank Annual Report 2012. DOI: https://doi.org/10.1596/978-0-8213-9568-4. // Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/11844 (дата обращения: 15.10.2022).
  14. World Bank. 2001. World Development Report 2000/2001: Attacking Poverty. World Development Report: New York: Oxford University Press. // Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/11856 (дата обращения: 15.10.2022).



Информация об авторе:

Чинь Минь Зуен (Вьетнам), аспирант кафедры международного права РУДН

Information about the author:

Trinh Minh Duyen (Vietnam), PhD student of the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)


[1] World Bank. 2001. World Development Report 2000/2001: Attacking Poverty. World Development Report: New York: Oxford University Press. // Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/11856 (дата обращения: 15.10.2022).

[2] Солнцев А.М. Изменение климата: международно-правовое измерение // Московский журнал международного права. 2018;106(1):60-78.

[3] The World Bank Annual Report 2012. DOI: https://doi.org/10.1596/978-0-8213-9568-4. // Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/11844 (дата обращения: 15.10.2022).

[4] ECOSOC Agreed Conclusions 1997/2 (1997). Режим доступа: http://www.un.org/womenwatch/osagi/pdf/ECOSOCAC1997.2.PDF (дата обращения: 15.10.2022).

[5] Mainstreaming a gender perspective into all policies and programs in the United Nations system – Report of the Secretary General (E/2020/50). Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N20/092/53/PDF/N2009253.pdf?OpenElement (дата обращения: 15.10.2022).

[6] Mainstreaming a gender perspective into all policies and programs in the United Nations system – Report of the Secretary General (E/2020/50). Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N20/092/53/PDF/N2009253.pdf?OpenElement (дата обращения: 15.10.2022).

[7] ADB, 2018. Gender Equality and the Sustainable Development Goals in Asia and the Pacific: Baseline and Pathways for Transformative Change by 2030. Режим доступа: https://www.adb.org/publications/gender-equality-sdgs-asia-pacific (дата обращения: 15.10.2022).

[8] ADB. 1990. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and TA Grants – Rural Women Employment Creation. Manila (Loan 1067).

[9] ADB. 1991. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and TA Grants – Upper Samantha Agricultural Development. Manila (Loan 1114).

[10] ADB. 1991. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and TA Grants – Southern Province Rural Development Project. Manila (Loan 1128).

[11] ADB, 2021. Report to the Board of Governors on Gender Diversity at the ADB Board of Directors: Annual Meeting 2021. Режим доступа: https://www.adb.org/documents/report-board-governors-gender-diversity-2021 (дата обращения: 15.10.2022).

[12] ADB, 2021. Guidelines for Gender Mainstreaming Categories of ADB Projects (updated). Режим доступа: https://www.adb.org/documents/guidelines-gender-mainstreaming-categories-adb-projects#accordion-0-0 (дата обращения: 15.10.2022).

[13] ADB. 2013. Gender Equality and Women’s Empowerment Operational Plan, 2013-2020: Moving the Agenda Forward in Asia and the Pacific. Manila

[14] Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Изменение климата и поддержание международной безопасности // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 6. С. 11-14.

[15] Integrating gender into the budget for sustainable development. Режим доступа: https://thoibaonganhang.vn/long-ghep-gioi-vao-ngan-sach-de-phat-trien-ben-vung-70646.html (дата обращения: 15.10.2022).

[16] ADB, 2011. Nepal: Skills for Employment Project. Progress reports and staff data. Manila

[17] ADB, 2008. Report and Recommendation of the President to the Board of Directors: Proposed Loan and Technical Assistance Grant to the Republic of Indonesia for the Vocational Education Strengthening Project. Manila.

[18] ADB, 2021. Report to the Board of Governors on Gender Diversity at the ADB Board of Directors: Annual Meeting 2021. Режим доступа: https://www.adb.org/documents/report-board-governors-gender-diversity-2021 (дата обращения: 15.10.2022).

Добавить комментарий

Войти с помощью: