Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Деятельность Комитета ООН по космосу в рамках пункта повестки дня «Возможные модели правового регулирования деятельности по исследованию, использованию и освоению космических ресурсов»

Обсуждение вопросов международно-правового регулирования деятельности по исследованию, использованию и освоению космических ресурсов в настоящее время занимает одно из основных направлений как в науке международного космического права, так и в практической деятельности государств. Принятие национального законодательства в области освоения космических ресурсов и разработка возможных моделей правового регулирования обозначенной деятельности международными научно-исследовательскими группами привели к необходимости рассмотрения данного вопроса Комитетом ООН по космосу. Настоящая статья предлагает обзор деятельности Юридического подкомитета, начиная с 2016 г., по пункту повестки дня «Возможные модели правового регулирования деятельности по исследованию, использованию и освоению космических ресурсов» для выявления возможных путей развития универсального международно-правового регулирования деятельности по освоению космических ресурсов.

Ключевые слова: космические ресурсы, освоение, использование, исследование, Комитет по космосу, космическое право

Activities of the COPUOS on the Agenda Item “General exchange of views on potential legal models for activities in exploration, exploitation and utilization of space resources

Abstract. Discussion on the issues of international legal regulation in the framework of activities for the exploration, exploitation, and utilization of space resources currently occupies one of the main directions both in the science of international space law and in the practical activities of States. The adoption of national legislation on the utilization of space resources and the drafting of possible models of legal regulation of the designated activities by international research groups led to the need to consider this issue by the UN COPUOS. This article offers an overview of the Legal Subcommittee’s activities, starting from 2016, under the agenda item “General exchange of views on potential legal models for activities in exploration, exploitation, and utilization of space resources” in order to identify possible ways to develop a universal international legal regulation of activities on utilization of space resources.

Keywords: space resources, utilization, exploration, exploitation, COPUOS, space law

За последние несколько лет международно-правовые вопросы освоения космических ресурсов являются одной из наиболее обсуждаемых тем среди отдельно взятых направлений современной космической деятельности, например, как космический туризм или проблема милитаризации космоса. Государства, частный сектор и ученые различных отраслей науки, связанной с космической деятельностью, обеспокоены отсутствием детализированного международно-правового регулирования по исследованию, использованию и освоению космических ресурсов, учитывая, что практическая деятельность по освоению астероидов или Луны уже анонсирована на ближайшие годы согласно космическим программам ряда государств[1]. Хорошим примером является план частной японской компании iSpace, специализирующейся на технологиях роботизированных космических аппаратов, во второй половине 2022 г. запустить свой лунный посадочный модуль в рамках первой части лунной миссии (Mission 1) под названием «HAKUTO-R»[2]. Интересно отметить, что представительства компании находятся также в США и Люксембурге, в которых принято национальное законодательство, регулирующее космическую деятельность в области добычи космических ресурсов.

В данном контексте необходимо отметить, что основы деятельности по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел закреплены в основном международном договоре по космосу – Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (далее – Договор по космосу 1967 г.). Положения обозначенного договора устанавливают запрет национального присвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (ст.II), свободу научных исследований и свободу доступа во все районы небесных тел (ст. I), использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях (ст. IV) и т.д. Однако, Договор по космосу 1967 г. до конца не конкретизирует порядок осуществления деятельности по освоению космических ресурсов, в первую очередь ресурсов небесных тел.

Ответ на этот вопрос должно было содержать в себе Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (далее – Соглашение о Луне 1979 г.). С одной стороны, оно частично воспроизводит положения Договора по космосу 1967 г., но, с другой стороны, вводит такое обязательство государств-участников как «необходимость установления международного режима, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время» (ст. 11 ч.1).

Как показывает практика, начало эксплуатации природных ресурсов Луны не за горизонтом, но государства-участники Соглашения о Луне 1979 г., предусматривающего возможность обсуждения международно-правового режима эксплуатации природных ресурсов, не спешат садиться за стол переговоров. Как известно, общее число участников Соглашения о Луне составляет 18 государств и не увеличивается по известным в науке международного космического права причинам[3], связанным, в том числе, с содержащимися в ст. 11 положениями о том, что «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества» (ч. 1 ст. 11), что «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица» (ч. 3 ст. 11), что «Основные цели международного режима, который должен быть установлен, включают <…> справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».

В сложившейся ситуации государства, заинтересованные в эксплуатации ресурсов Луны и других небесных тел, стали принимать национальное законодательство. В 2015 г. США приняли Закон США о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос[4], в 2017 г. Люксембург принял Закон о разработке и использовании космических ресурсов[5], в 2019 г. ОАЭ приняли Закон о регулировании космического сектора, в котором также содержится упоминание о разработке космических ресурсов[6] и в 2021 г. Япония приняла Закон о содействии в предпринимательской деятельности, связанной с исследованием и освоением космических ресурсов[7]. Одновременно ряд международных научно-исследовательских групп и неправительственных организаций (Ассоциация Лунная Деревня, Гаагская международная рабочая группа по управлению космическими ресурсами, «Проект космического договора» под руководством Дениса О’Брайена (Space Treaty Project), Институт космического пространства (Outer Space Institute)) стали заниматься разработкой собственных предложений по возможным моделям международно-правового регулирования эксплуатации космических ресурсов.

Однако Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет по космосу) не спешил заняться всеобъемлющим рассмотрением данного вопроса, несмотря на то, что в науке международного космического права начиная с начала 2000-х годов, стали активно обсуждаться различные аспекты использования космических ресурсов. Например, международная неправительственная организация Международный институт космического права (International Institute of Space Law (IISL)) в 2004 г. опубликовал официальное заявление, подготовленное членами совета директоров на основе консенсуса, предметом которого стало рассмотрение претензий на имущественные права в отношении Луны и других небесных тел[8]. В 2009 г. Институт вновь опубликовал заявление, в котором подтвердил отсутствие в международном космическом праве детализированных положений относительно использования космических ресурсов, но отметил, что такой специальный правовой режим должен быть разработан в рамках Организации Объединенных Наций и на основе действующего международного космического права[9]. В 2015 г., после принятия США национального законодательства в области космических ресурсов, было опубликовано очередное заявление[10], содержащее позицию Института относительно возможности добычи и последующего владения, распоряжения, транспортировки, использования и продажи гражданами США космических ресурсов[11]. В своей позиции Институт отметил, что формулировка, содержащаяся в законе США, представляет собой толкование ст. II Договора по космосу со стороны США, но будет ли такое толкование воспринято другими государствами остается вопросом. Институт подчеркнул, что возможно принятие национального законодательства по вопросам добычи космических ресурсов станет отправной точкой для разработки международных правил в этой области.

Как ни странно, буквально на следующий год (в 2016 г.) Юридическим подкомитетом Комитета по космосу была подтверждена необходимость внесения отдельного пункта повестки дня под условным названием «Общий обмен мнениями о возможных моделях правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов»[12]. Подкомитет отметил, что «добавление этого пункта даст государствам-членам и постоянным наблюдателям при Комитете возможность для проведения конструктивного многостороннего обмена мнениями относительно такой деятельности и ее экономических аспектов»[13]. Речь о необходимости разработки универсального договора или принятия документа так называемого «мягкого права» в виде принципов или рамок даже не шла.

С 2017 г. государства-участники Комитета по космосу начали обсуждение возможных моделей правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов[14]. С первого же заседания была отмечена работа Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами, учрежденная в 2016 г. на базе Международного института по воздушному и космическому праву в Лейденском университете[15]. Цель Группы заключалась в оценке необходимости системы правового регулирования деятельности в области космических ресурсов и разработке компонентов, являющихся тематическими областями, которые могла бы охватывать такая система регулирования[16].

В рамках дискуссии были высказаны, в том числе, следующие мнения о необходимости:

— применения «широкого многостороннего подхода к вопросу космических ресурсов»[17];

— проведения «глубокого предметного анализа» принципа Договора по космосу 1967 г., гласящего о том, что исследование и использование космического пространства является достоянием всего человечества, а также его соотношения с формулировкой, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества, содержащейся в ст. 11 Соглашения о Луне 1979 г.[18];

— учета прав развивающихся государств и анализа возможных последствий от деятельности по добыче космических ресурсов, включая обеспечение устойчивости космической деятельности[19].

            В контексте принятия национального законодательства в области освоения космических ресурсов было высказано опасение о том, что «односторонние инициативы внутри отдельных стран, направленные на регулирование коммерческой деятельности в космосе, могут привести к созданию множества несовместимых национальных режимов регулирования, что чревато межгосударственными конфликтами и может отрицательно сказаться на устойчивости космической деятельности»[20].

Особо стоит отметить, что некоторые делегации озвучили идею о разработке международной рамочной основы для урегулирования вопросов, связанных с природными ресурсами небесных тел и участках, на которых они располагаются[21].

            В 2018 и 2019 гг. обмен мнениями в рамках нового пункта повестки дня продолжился. Среди наиболее интересных позиций и вопросов, требующих своего рассмотрения, отметим следующие:

            Некоторые делегации заявили о необходимости наконец начать обсуждение «существующей модели правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов», включая положения Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о Луне 1979 г., что поможет выработать общее понимание положений обозначенных международных договоров в рамках разработки национального законодательства государств в этой области[22].

            Было подчеркнуто, что именно международное сообщество государств обладает юрисдикцией в отношении внеземных ресурсов и что правом и обязанностью такого сообщества является разработка соответствующих международно-правовых рамок такой деятельности на базе Юридического подкомитета Комитета по космосу, что внесет правовую определенность в рамах деятельности по освоению космических ресурсов, в том числе их коммерческой добыче[23]. При этом было сказано о необходимости исполнить присущую Юридическому подкомитету роль и разработать правовую базу в области деятельности по освоению космических ресурсов, доступную для всех государственных и частных субъектов[24] с учетом опыта и специальных знаний Комитета ООН по космосу, но при этом обеспечить «его взаимодействие с промышленностью, научными кругами и другими организациями»[25]. Противоположным мнением была точка зрения об отсутствии необходимости в создании специального международно-правового режима освоения космических ресурсов, учитывая уровень технического и промышленного развития, при том что имеющей международно-правовой базы в области космической деятельности вполне достаточно[26].

            В 2019 г. Гаагская рабочая группа приняла Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами[27], что вызвало как одобрение[28], так и обеспокоенность, связанную с тем, что некоторые положения итогового документа напоминают формулировки отдельно взятых национальных законов. Более того формат Группы предполагал участие ограниченной группы лиц и т.д.[29]

Интересным видится предложение о разработке Комитетом по космосу типовых положений законодательства по освоению космических ресурсов, которые бы воспроизводили отраслевые принципы международного космического права и создавали бы институциональный механизм для контроля за соблюдением таких принципов[30]. Отметим, что в международном космическом праве уже есть практика по разработке модельного национального законодательства. Так, в 2012 г. в связи с необходимостью приведения к единообразию различных существующих национальных нормативно-правовых документов Ассоциацией международного права были предложены Софийские руководящие указания в отношении типового закона о национальном космическом законодательстве (Sofia Guidelines for a Model Law)[31]. В дальнейшем данные Руководящие указания были переработаны и приняты в виде резолюции на 52-й сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу, проходящей с 8 по 19 апреля 2013 г.[32] До принятия Софийских руководящих указаний, в 2009 г., была создана Рабочая группа по национальному законодательству, имеющему отношение к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, которая занималась анализом национального законодательства в области космической деятельности. По результатам работы был подготовлен схематический обзор национальных систем правового регулирования космической деятельности[33]. По нашему мнению, разработка Комитетом по космосу модельного закона для регулирования вопроса освоения космических ресурсов на национальном уровне и с учетом принципов и норм международного права видится вполне осуществимой, учитывая активное развитие национального законодательства в области космической деятельности. Модельный закон по освоению космических ресурсов сможет стать дополнительным инструментом для регулирования такой деятельности. Возможно, тогда опасения, озвучиваемые некоторыми учеными, в контексте долгосрочной стратегии присвоения участков небесных тел в связи с установлением зон безопасности, в нарушение принципа неприсвоения, закреплённого в ст. II Договора по космосу, не будут оправданы[34].

На заседаниях Юридического подкомитета 2018 и 2019 гг. при обсуждении деятельности, связанной с космическими ресурсами, были также подняты вопросы необходимости более комплексного изучения терминов «исследование» и «использование» и их соотношении с термином «освоение космических ресурсов»[35]. Более того, было предложено выделять деятельность по 1) сбору и извлечению образцов минералов и других веществ в научных целях; 2) использованию полезных ископаемых и других веществ в процессе научных исследований в «разумных» (авт.) количествах и без неправомерного присвоения; и 3) добыче полезных ископаемых и образцов для коммерческих целей[36].

Также на заседании Юридического подкомитета 2018 г. было впервые озвучено предложение о необходимости создания специальной рабочей группы, которая разработает и предложит «альтернативные правовые решения, способные обеспечить необходимую правовую определенность и защищенность для исследования, освоения и использования космических ресурсов»[37]. В 2019 г. делегации Бельгии и Греции совместно представили рабочий документ с предложением о создании такой рабочей группы, её методах работы и плане по разработке международного режима использования и освоения космических ресурсов[38]. Однако данное предложение было воспринято по-разному: какие-то делегации поддержали озвученную инициативу[39], какие-то – высказались о несвоевременности создания такой группы[40]. При этом в процессе обсуждения многими делегациями было отмечено о необходимости учета всех заинтересованных в деятельности по освоению космических ресурсов субъектов и привлечению их к работе по разработке соответствующего международно-правового режима[41]. Было даже высказано мнение об учреждении такой рабочей группы «в качестве межправительственной группы открытого состава и что консультации и переговоры в такой группе должны преследовать цель выработки проекта статей универсального договора, который создаст юридически обязательную международную основу для исследования, освоения и использования космических ресурсов»[42].

В итоге было принято решение провести неофициальные консультации в ходе заседания Юридического подкомитета в 2020 г. по вопросу создания новой рабочей группы по правовым аспектам исследования, использования и освоения космических ресурсов[43]. Реализации запланированного плана помешал мировой локдаун, вызванный пандемией коронавируса Covid-19. В итоге в 2020 г. на основе письменной процедуры, утвержденной в связи с невозможностью проведения заседания Юридического подкомитета, было принято решение перенести неофициальные консультации на 2021 г.[44]

В 2021 г. работа в части создания Рабочей группы по космическим ресурсам продолжилась. Многие делегации представили свои предложения об учреждении соответствующей рабочей группы[45]. Было отмечено, что в случае создания Рабочей группы потребуется также координация между Юридическим и Научно-техническим подкомитетами для учета научно-технических аспектов деятельности по освоению космических ресурсов[46].

В контексте обсуждения возможных моделей будущего международно-правового режима было отмечено, что Соглашение о Луне 1979 г. содержит более чёткий мандат по регулированию деятельности в области освоения космических ресурсов[47] и было бы хорошо использовать такие его положения как статьи 6 (свобода научных исследований) и 11 (возможность установления международного режима по эксплуатации природных ресурсов Луны)[48] для дальнейшего развития норм в этом направлении. Схожего мнения придерживается американский ученый Денис О’Брайен, предлагая принятие модельного имплементационного соглашения к Соглашению о Луне 1979 г.[49]

Действительно, по нашему мнению, несмотря на так называемую «непопулярность» Соглашения о Луне 1979 г. оно является хорошей базой для дальнейшей разработки будущего международно-правового режима, учитывая, что ст. 18 содержит механизм по внесению изменений и пересмотру Соглашения о Луне 1979 г., не ограничивая при этом возможность внесения изменений в ст. 11, содержащую «неоднозначную» для многих государств формулировку[50] о том, что «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества». В противном случае, во избежание двойственной ситуации для таких государств, как, например, Австралия, которая приняла «приглашение» США об участии в их лунной программе путем подписания межведомственного соглашения Артемиды под названием «Принципы сотрудничества в гражданском исследовании и использовании Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях» (Principles for Cooperation in the Civil Exploration and Use of the Moon, Mars, Comets, and Asteroids for Peaceful Purposes), необходимо инициировать процедуру выхода из Соглашения о Луне 1979 г. на основания ст. 20.

Другим, не менее интересным мнением, является тезис о том, что при осуществлении и регулировании деятельности по освоению космических ресурсов необходимо учитывать «экологические аспекты, в частности предотвращение опасного загрязнения и неблагоприятных изменений окружающей среды на Луне и других небесных телах, а также предотвращение неблагоприятных изменений в окружающей среде Земли вследствие доставки внеземного вещества», что, в том числе, взаимосвязано с обеспечением «долгосрочной устойчивости космической деятельности в плане использования космических ресурсов»[51]. Напомним, что ст. IX Договора по космосу 1967 г. закрепляет принцип, связанный с предотвращением вредного загрязнения космического пространства и небесных тел, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

В итоге в ходе 60-й сессии Юридического подкомитета было достигнуто решение об учреждении на 5-летний период Рабочей группы по космическим ресурсам с представителем Польши, г-ном Анджеем Мишталем, в качестве Председателя и представителем Австралии, г-ном Стивеном Фрилэндом, в качестве заместителя Председателя рабочей группы[52].

В настоящее время продолжается обсуждение мандата, круга ведения и методов работы Рабочей группы, включая план на 5 лет. Стоит отметить, что на 2022 г. запланированы сбор информации о деятельности по исследованию, использованию и эксплуатации космических ресурсов, включая научно-технические разработки, обмен мнениями о существующих правовых рамках для деятельности по освоению космических ресурсов (в первую очередь, речь идет о договорах по космосу) и о преимуществах дальнейшего развития рамок для такой деятельности, а также подготовка резюме о всей собранной информации и мнениях, высказанных в отношении будущей правовой основы для такой деятельности.

На 2023 г. и 2024 г. запланированы продолжение сбора информации, обмен мнениями, гармонизация собранной информации, а также начало обмена мнениями о первоначальных рекомендуемых принципах для деятельности по освоению космических ресурсов с учетом обеспечения безопасности, устойчивости, рациональности, на мирной основе и в соответствии с международным правом.

Итогом работы 2023-2024 гг. должен стать проект таких принципов для его последующего рассмотрения и обсуждения Рабочей группой.

В 2025 г. должен быть завершен обзор и уточнение существующей международно-правовой базы, связанной с деятельностью по освоению космических ресурсов, произведен окончательный обзор и уточнение принципов такой деятельности и совершён обмен мнениями о дальнейшей работе Юридического подкомитета в этом направлении.

В 2026 г. Рабочая группа должна представить и принять итоговый отчет своей работы за весь период и, что самое главное, набор первоначальных рекомендуемых принципов для такой деятельности для рассмотрения и согласования Комитетом по космосу на основе консенсуса с последующим возможным принятием Генеральной Ассамблеей ООН в виде специальной резолюции или иного действия[53].

Приятно отметить, что рабочая группа уже получила первые документы с предложениями, идеями и описание деятельности в отношении будущего международно-правового режима деятельности по космическим ресурсам. Документы были представлены Консультативным советом представителей космического поколения (Space Generation Advisory Council)[54] и международной неправительственной организацией «Ассоциация лунная деревня» (Moon Village Association)[55]. Приняты к рассмотрению и Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами, подготовленные Гаагской международной рабочей группой по управлению космическими ресурсами[56].

Таким образом, несмотря на то, что процесс принятия общего решения о необходимости создания рабочей группы по космическим ресурсам и дальнейшим её учреждением затянулся с момента внесения в повестку дня пункта о «Возможных моделях правового регулирования деятельности по исследованию, использованию и освоению космических ресурсов» в 2016 г. до настоящего времени, стоит отметить, что государствами-участниками Комитета ООН по космосу проделана огромная работа для того, чтобы столь важный вопрос – международно-правовое регулирование освоения космических ресурсов – рассматривался под эгидой ООН, в Комитете по космосу и его подкомитетах, ответственных за мирное использование космического пространства.

Как пишет О.А. Волынская «цель для всего мирового космического сообщества – сохранить космос исключительно для мирного использования, к чему призывает Договор по космосу. Важнейшими средствами достижения этой цели является всестороннее соблюдение существующих фундаментальных норм и принципов международного космического права, их поступательное развитие – в рамках юридического подкомитета Комитета ООН по космосу – с учетом интересов всех стран, а также ответственная имплементация международно-правовых норм в национальное законодательство»[57], с чем нельзя не согласиться.

Начнется ли практическая деятельность по освоению космических ресурсов в 2022 г., либо позже, ясно одно: Комитетом ООН по космосу будут разработаны соответствующие рекомендации, которые учтут интересы всех участников космической деятельности и её коммерческие аспекты на основе обеспечения безопасности и устойчивости в соответствии с принципами и нормами международного права. Что касается возможной формы, в какой будут приняты итоговые принципы, велика вероятность, что принципы в области освоения космических ресурсов будут также приняты и утверждены в форме приложения к итоговому ежегодному докладу Комитета ООН по космосу либо в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принимая во внимание, что в последние годы Комитет ООН по космосу принимал лишь документы «мягкого права».

Библиографический список

[1] Волынская О.А. Международные политико-правовые аспекты использования космических ресурсов // Журнал российского права. – 2018 – №9 (261). – С. 145 – 154.

[2] Исполинов А.С. Международное космическое право эпохи начала бизнес-колонизации космоса // Международное правосудие. – 2020 – №4 (36). – С. 22–44.

[3] Международное космическое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2020.

[4] Толстых В.Л. Реформа космического права // Актуальные проблемы российского права. – 2021 – Т. 16. № 5 (126). – С. 166 – 182.

[5] Юзбашян М.Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал международного права. – 2017 — № 2 (106). – С. 71 – 86.

[6] O’Brien, D. Legal Support for the Private Sector: An Implementation Agreement for the Moon Treaty // Adv. Astronaut. Sci. Technol. – 2020 – № 3. – P. 49–64.

Настоящая статья опубликована в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук (Конкурс — МК-2021) проект «Проблемы исследования и использования (включая освоение) космических ресурсов: международно-правовой и сравнительно-правовой анализ» МК-2118.2021.2.

Информация об авторе:

Черных Ирина Алексеевна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов, член Международного института космического права

Information about the author:

Chernykh Irina Alekseevna — Candidate of Jurisprudence, Senior Lecturer of the Department of International Law (Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia), member of the IISL


[1] NASA’s Lunar Exploration Program Overview. 2020. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/artemis_plan-20200921.pdf.

[2] HAKUTO-R Project. iSpace. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://ispace-inc.com/project/.

[3] См.: Исполинов А.С. Международное космическое право эпохи начала бизнес-колонизации космоса // Международное правосудие. – 2020 – №4(36). – С. 22–44.

[4] The U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act dated November 25, 2015. Public Law 114-90 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text: см.: Юзбашян М.Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал международного права. – 2017 — № 2 (106). – С. 71 – 86.

[5] Law of July 20th 2017 On the Exploration and Use of Space Resources [электронный ресурс] – Режим доступа: https://space-agency.public.lu/en/agency/legal-framework/law_space_resources_english_translation.html.

[6] Federal Law No. 12 Issued on 19/12/2019 Corresponding to 22 Rabi’ Al-Akhar 1441H. On the Regulation of the Space Sector [электронный ресурс] – Режим доступа: https://space.gov.ae/Documents/PublicationPDFFiles/SpaceSectorFederalLaw_EN.pdf.

[7] Act on the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources (the Space Resources Act [электронный ресурс] – Режим доступа: https://kanpou.npb.go.jp/old/20210623/20210623g00141/20210623g001410004f.html.

[8] Statement by the Board of Directors Of the International Institute of Space Law (IISL) On Claims to Property Rights Regarding The Moon and Other Celestial Bodies [электронный ресурс] – Режим доступа: https://iislweb.space/wp-content/uploads/2020/01/IISL_Outer_Space_Treaty_Statement.pdf.

[9] Statement of the Board of Directors of the International Institute of Space Law (IISL) dated March 22, 2009 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://iislweb.space/wp-content/uploads/2020/01/Statement-BoD.pdf

[10] Position Paper on Space Resource Mining, Adopted by consensus by the Board of Directors on 20 December 2015 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://iislweb.space/wp-content/uploads/2020/01/SpaceResourceMining.pdf

[11] The U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act dated November 25, 2015. Public Law 114-90 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text. § 51303.

[12] Документ ООН A/AC.105/1113 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят пятой сессии, проведенной в Вене 4-15 апреля 2016 года».

[13] Там же. П. 250.

[14] Документ ООН A/AC.105/1122 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят шестой сессии, проведенной в Вене с 27 марта по 7 апреля 2017 года».

[15] Там же. П. 224.

[16] The Building Blocks for the Development of an International Framework on Space Resource Activities [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.universiteitleiden.nl/binaries/content/assets/rechtsgeleerdheid/instituut-voor-publiekrecht/lucht—en-ruimterecht/space-resources/bb-thissrwg—cover.pdf.

[17] Документ ООН A/AC.105/1122 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят шестой сессии, проведенной в Вене с 27 марта по 7 апреля 2017 года». Пп. 225, 228.

[18] Там же. Пп. 226 – 227, 230.

[19] Там же. Пп. 229, 232

[20] Там же. П. 233.

[21] Там же. П. 243.

[22] Документ ООН A/AC.105/1177 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят седьмой сессии, проведенной в Вене с 9 по 20 апреля 2018 года». П. 236.

[23] Там же. П. 250, 252.

[24] Документ ООН A/AC.105/1203 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 года». П. 248.

[25] Там же. П. 259.

[26] Там же. П. 246.

[27] Документ ООН A/AC.105/1203 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 года». П. 249; Документ ООН A/AC.105/1203 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 года». П. 258.

[28] Документ ООН A/AC.105/1177 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят седьмой сессии, проведенной в Вене с 9 по 20 апреля 2018 года». П. 256.

[29] Там же. П. 251.

[30] Там же. П. 255.

[31] Information on the activities of international intergovernmental and non-governmental organizations relating to space law // Документ ООН A/AC.105/C.2/2013/CRP.6 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unoosa.org/pdf/limited/c2/AC105_C2_2013_CRP06E.pdf; Международное космическое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2020. С. 307–308, 489–492.

[32] Рекомендации по национальному законодательству, имеющему отношение к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Документ ООН A/68/423 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/68/74&referer=http://www.un.org/en/ga/68/resolutions.shtml&Lang=R.

[33] Schematic Overview of National Regulatory Frameworks for Space Activities, Документ ООН A/AC.105/C.2/2012/CRP.8 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unoosa.org/pdf/limited/c2/AC105_C2_2012_CRP08E.pdf.

[34] См.: Толстых В.Л. Реформа космического права // Актуальные проблемы российского права. – 2021 – Т. 16. № 5 (126). – С. 166 – 182.

[35] Документ ООН A/AC.105/1177 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят седьмой сессии, проведенной в Вене с 9 по 20 апреля 2018 года». П. 237; Документ ООН A/AC.105/1203 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 года». П. 252.

[36] Документ ООН A/AC.105/1203 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 года». П. 253.

[37] Документ ООН A/AC.105/1177 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят седьмой сессии, проведенной в Вене с 9 по 20 апреля 2018 года». П. 265.

[38] Документ ООН A/AC.105/1203 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 года». П. 241.

[39] Там же. П. 260.

[40] Там же. П. 261, 262, 263.

[41] Там же. П. 264, 265.

[42] Документ ООН A/AC.105/1203 «Доклад Юридического подкомитета о работе его пятьдесят восьмой сессии, проведенной в Вене с 1 по 12 апреля 2019 года». П. 267.

[43] Там же. Пп. 278 – 280.

[44] Документ ООН A/75/20 2Решения и меры, принятые Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях и его Юридическим подкомитетом на основе письменной процедуры». Ч. 3. Пп. 6 – 7. 

[45] Документ ООН A/AC.105/1243 «Доклад Юридического подкомитета о работе его шестидесятой сессии, проведенной в Вене 31 мая — 11 июня 2021 года». П. 235.

[46] Там же. П. 238.

[47] Там же. П. 246.

[48] Там же. П. 247.

[49] См.: Model Implementation Agreement for the Moon Treaty (updated September 2021). [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spacetreaty.org/modelimplementationagreementcurrent.pdf; O’Brien, D. Legal Support for the Private Sector: An Implementation Agreement for the Moon Treaty // Adv. Astronaut. Sci. Technol. – 2020 – № 3. – P. 49–64.

[50] См.: Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. Issued April 6, 2020. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouraging-international-support-recovery-use-space-resources/.

[51] Документ ООН A/AC.105/1243 «Доклад Юридического подкомитета о работе его шестидесятой сессии, проведенной в Вене 31 мая — 11 июня 2021 года». П. 249.

[52] Там же. П. 255.

[53] См.: Revised Co-Chairs’ 5-year Work Plan. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/copuos/lsc/space-resources/index.html; Документ ООН A/AC.105/2021/CRP.12* «Proposal on five-year workplan for the working group established under the Legal Subcommittee agenda item entitled “General exchange of views on potential legal models for activities in the exploration, exploitation, and utilization of space resources”».

[54] Документ ООН A/AC.105/C.2/2021/CRP.13* «Effective and Adaptive Governance for a Lunar Ecosystem Lunar Governance Report**».

[55] Документ ООН A/AC.105/C.2/2021/CRP.12 «Report of the Moon Village Association on the Global Expert Group on Sustainable Lunar Activities».

[56] Документ ООН A/AC.105/C.2/L.315 «Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами».

[57] Волынская О.А. Международные политико-правовые аспекты использования космических ресурсов // Журнал российского права. – 2018 – №9 (261). – С. 145 – 154.

Добавить комментарий

Войти с помощью: