Настоящая статья показывает деятельность международной неправительственной организации ОКИМФ в реализации и совершенствовании международного морского права, а также ее взаимодействие с иными международными неправительственными и международными межправительственными организациями.
Ключевые слова: ОКИМФ, международное морское право, ИМО
Oil companies international marine forum’s activity in implementation and improvement of international law of the sea
Annotation: This article shows activity of international non-governmental organizations OCIMF in implementation and improvement of international law of the sea. Also it’s demonstrating interaction with other international non-governmental and governmental organizations.
Key words: OCIMF, international law of the sea, IMO
Международный морской форум нефтяных компаний (ОКИМФ) — является добровольным объединением нефтяных компаний, которые, в первую очередь, заинтересованы в добыче и транспортировке нефти, различных нефтепродуктов и газа.
Как и многие морские организации, связанные с нефтегазовой отраслью, ОКИМФ был образован после трагедии, произошедшей с нефтеналивным танкером «Торри Каньон» в апреле 1970 г., с ключевой целью возглавить мировую морскую отрасль в продвижении безопасной и экологически ответственной транспортировки сырой нефти, нефтепродуктов и газа, а также придерживаться тех же принципов при управлении соответствующими морскими операциями на континентальном шельфе. Указанной главной миссией ОКИМФ возможно быть реализованной исключительно благодаря развитию передового опыта в проектировании, строительстве и безопасной эксплуатации танкеров, барж и морских судов, взаимодействию с терминалами, с учетом человеческого фактора[1].ОКИМФ фокусируется также на предотвращении нанесения вреда человеку и окружающей среде.
В настоящее время членами ОКИМФ являются 111 организаций, из которых 87 – полноправные члены, а остальные — ассоциированными. ПАО ЛУКОЙЛ, ООО «Приморский Нефтяной Терминал» — являются полноправными членами ОКИМФ.
ОКИМФ ведет активную деятельность, участвуя в международных морских конференциях и незамедлительно реагирует на происходящие события, прилагая все усилия для предотвращения, либо ликвидации уже наступивших негативных последствий.
ОКИМФ ежегодно подготавливает отчеты о своей деятельности, которые касаются в том числе участия в международных конференциях, работе на совещаниях и мероприятиях Международной морской организации (ИМО), касающихся предложений по изменению текстов действующих морских конвенций или иных международно-правовых актов, а также принятия экстренных мер по оперативному реагированию на вызовы и угрозы морской нефтяной отрасли.
В 2005 г. в рамках заседания Комитета ИМО по защите морской среды, ОКИМФ принял участие в 3 рабочих группах. Результатом работы первой рабочей группы стали разработка и утверждение Руководства по утверждению лимита сброса балластных вод и Процедуры одобрения сброса данных веществ. Вторая рабочая группа активно участвовала в изучении существующих пробелов в международно-правовом регулировании переработки отходов на морских судах. Схемы индексации по выбросу СО2 в атмосферу явились результатом работы третьей рабочей группы.
В том же 2005 г. ОКИМФ принял участие в работе Комитета ИМО по безопасности на море в рамках двух заседаний, в ходе которых были разработаны поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74[2]) и Международному кодексу по охране судов и портовых средств 2002 г[3].
В 2007 г. при участии ОКИМФ на заседаниях различных органов ИМО были приняты и утверждены поправки к существующим руководствам по утилизации судов, три транспортных резолюции касательно движения в зоне Галапагосского архипелага, в юго-западной зоне Балтийского моря и в транспортной зоне Большого Пояса. Кроме того, были приняты важные поправки к СОЛАС-74, регламентирующие спуск спасательных шлюпок, позволяющий избежать несчастных случаев при их свободном падении.
К рассмотрению на последующие периоды также был поставлен вопрос о необходимости описания моряками ситуаций, предшествующих несчастным случаям, для их избегания в дальнейшем. Данный вопрос был обозначен ОКИМФ в рамках работы Комитета ИМО по безопасности на море.
В 2010 г. Исполнительным комитетом ОКИМФ был инициирован обзор политики деятельности рабочих групп. Целью обзора стало сохранение безопасности и экологичности[4] морских терминалов с одинаковой эффективностью как на море, так и на берегу, что послужило разработке конкретных отраслевых предложений.
Также, благодаря работе ОКИМФ, были разработаны приложения к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ 73/78[5]), регулирующие выбросы в атмосферу с судов от сжигаемого топлива, центробежный лимит топливной серы в прибрежной зоне. Благодаря данным приложениям некоторые страны ЕС разработали процедуры безопасного переключения между видами топлива.
Наиболее важным аспектом деятельности ОКИМФ является совместная работа с другими международными организациями по вопросам борьбы с морским пиратством в Сомали, Аденскос заливе и Аравийском море.
В 2013 г. в рамках заседания Комитета по безопасности на море ИМО была проведена совместная работа с ОКИМФ по совершенствованию Кодекса практики, Руководства для ускоренного согласования участников, модернизированы Правила техники безопасности при морских погрузках в суровых условиях окружающей среды, а также продолжилась работа Рабочей группы, разрабатывающей решение вопроса касательно пиратства.
В 2013 г. Гвинейский залив стал регионом с наибольшей активностью морских пиратов. У берегов Габона в июле того же года был захвачен турецкий танкер с 20 членами экипажа на борту[6], что послужило оперативному разрешению вопроса о разработке Руководства по борьбе с морским пиратством и его скорейшем вводе в действие.
ОКИМФ принимает активное участие в борьбе с пиратством, регулярно анализируя данную проблему, разрабатывая и обновляя различные рекомендации и руководства, способствующие предотвращению нападений пиратов, либо минимизирующие риски судов, подвергшихся нападению.
В том же году было принято Временное руководство для владельцев, операторов и капитанов по защите против пиратства в районе Гвинейского залива. Указанное Руководство было распространено посредством размещения на официальных сайтах Международной ассоциации независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО), Балтийского и международного морского совета (БИМКО), Североатлантического альянса (НАТО), Международной палаты судоходства (МПС).
Кроме того, ОКИМФ регулярно обновляет ранее изданные «Практические меры по предупреждению, сдерживанию или предотвращению пиратских нападений». Данные Меры разрабатываются совместно с такими неправительственными организациями, как БИМКО, ИНТЕРТАНКО, Международная транспортная компания (ИНТЕРКАРГО), МПС и т.д[7].
Также ОКИМФ выпускает различные пресс-релизы и обращения, призывая владельцев и экипажи судов соблюдать руководства ИМО по предотвращению нападений пиратов и разумные меры предосторожности. Однако, по мнению ОКИМФ, до тех пор пока, в частности, в Сомали не будет эффективного правительства, способствующего обеспечить верховенство и надлежащую реализацию права внутри государства, проблема пиратства останется неразрешенной[8].
Одним из важнейших результатов совместной работы стало Глобальное руководство по борьбе с пиратством для компаний и моряков[9], изданное совместно с такими крупными межправительственными и неправительственными международными организациями как ИМО, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), БИМКО, ИНТЕРТАНКО, Объединенный военный комитет.
На своем официальном сайте ОКИМФ регулярно публикует последние новости и сведения о морском пиратстве. В данном разделе освещаются последние нападения и происшествия, разрабатываемые и готовящиеся к публикации документы, а также новые руководства, которые должны способствовать разрешению такой серьезной проблемы[10].
В 2015 г. на заседании Субкомитета ИМО по навигации и маршрутизации ОКИМФ обозначил важность обмена опытом в этой сфере между организациями ввиду того, что совместными усилиями международных организаций будет достигнут наилучший результат в кратчайшие сроки.
В 2017 г. значительная часть работы ОКИМФ была посвящена цифровой защите и безопасности. Совместно с Международной ассоциацией морских подрядчиков в рамках Лондонской недели международного судоходства был проведен Симпозиум по кибер-безопасности, на котором было уделено особое внимание важности человеческого фактора в кибер-безопасности.
В 2019 г. Фокус-группой по баржевым перевозкам во внутренних и прибрежных районах была рассмотрена стратегия ОКИМФ по доставке грузов баржами. Было принято решение о введение стандартного шаблона для технического задания с целью упрощения понимания и более лучшей коммуникации между странами, при перевозке грузов было решено учитывать региональные различия.
Кроме того, Группой ИТ-поддержки программ ОКИМФ была предоставлена поддержка и руководство для развития, внедрения, модификации и эксплуатация отрасли, разработанные ранее ОКИМФ для повышения удобства использования и сохранения безопасности. Также, Группа проверила системы, установленные и действующие требования на соответствие и оценила влияние последних изменений на шаблоны отчетов. Были рассмотрены последние обновления безопасности программ, сделанные после теста на несанкционированное проникновение.
Помимо постоянного участия в международных морских конференциях и разработке дополнений и изменений к существующим международно-правовым актам, ОКИМФ ведет активную деятельность по разработке учебной специализированной литературы (руководства по управлению танкерами, отчеты о судовых инспекциях и пр.). Несмотря на относительную молодость организации, ОКИМФ имеет уже достаточно обширную библиотеку с мировом признанием, все заинтересованные организации имеют право ей пользоваться и успешно данное право реализуют.
В частности, совместно с ИНТЕРТАНКО были выпущены Временные руководящие принципы и меры предосторожности для проведения инспекций судов во время распространения COVID-19, выпущено множество тематических бюллетеней и отчетов, направленных на сохранение безопасности, обмен опытом и стабилизацию благоприятной обстановки.
Данные принципы направлены на минимизацию рисков во всей отрасли нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. В частности, были предусмотрены меры предосторожности для экипажей судов и инспекторов, проверяющих суда, и ряд рекомендаций, позволяющих сократить до минимума время присутствия инспектора на судне[11].
Чуть ранее, в июне, также при совместной работе с ИНТЕРТАНКО, при участии правительства Нигерии, были разработаны меры предосторожности, позволяющие усилить меры безопасности в данном регионе. Данные меры предосторожности дополняли пробелы, существующие в действующих нормативных актах. В процессе разработки мер был также осуществлен важнейший обмен опытом.
После трагедии с танкером, следующим через Ормузский пролив, произошедшей в июле 2019 г., была проведена встреча при участии ОКИМФ, ИНТЕРТАНКО, БИМКО, Международной палаты судоходства. На данной встрече указанные организации обменялись опытом, пересмотрели существующие требования и усовершенствовали их, с целью недопущения подобных аварий в будущем, а также с учетом развития технического прогресса[12].
В 2020 г. состоялась реструктуризация комитетов ОКИМФ в целях обеспечения оптимизированной и более надежной операционной модели, которая позволит самой организации и ее членам более эффективно сотрудничать и более оперативно реагировать на изменения, происходящие в морской нефтяной отрасли.
ОКИМФ, как и другие международные неправительственные организации, принимает активное участие в совершенствовании международного морского права. ОКИМФ незамедлительно реагируют на возникающие аварийные ситуации, принимая необходимые дополнительные руководства, а также внося изменения в уже принятые международно-правовые акты.
Осуществляя эффективное сотрудничество с ключевой международной межправительственной организацией в морской отрасли – Международной морской организацией, ОКИМФ проводит глобальную работу по разрешению проблем, существующих в современном судоходстве.
Документы, руководства и меры, способствующие разрешению проблем безопасности в кибер-отрасли, либо борьбе с морским пиратством, неоднократно разрабатывались совместно с ИМО, которая способствует их распространению в международном морском сообществе и, безусловно, учитывая влияние такой крупнейшей организации, международное сообщество принимает их во внимание.
Именно поэтому важна роль участия таких международных неправительственных организаций, как ОКИМФ, при разработке текстов международно-правовых актов, которые будут актуальны на долгий период и будут представлять интересы международного морского сообщества.
Информация об авторе:
Гриневич Анжела Владимировна, аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов
Information about the author:
Grinevich Angela Vladimirovna, Post-Graduate Student, Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia
[1] Официальный сайт ОКИМФ. URL: https://www.ocimf.org/organisation/introduction.aspx (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[2] Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками (СОЛАС-74)// Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками). СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2015
(дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[3] Официальный сайт Электронного фонда. URL: https://docs.cntd.ru/document/902019001 (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[4] Копылов М.Н., Солнцев А.М. Утилизация морских судов — угроза международной экологической безопасности // Евразийский юридический журнал. 2010. N 10. С. 106-114
[5] Официальный сайт Электронного фонда. URL: https://docs.cntd.ru/document/499014769 (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[6] Официальный сайт РИА НОВОСТИ. URL https://ria.ru/20130715/949890454.html (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[7] Официальный сайт The London P&I Club. URL https://www.londonpandi.com/knowledge/news-alerts/ocimf-piracy-the-east-africa-somalia-situation-practical-measures-to-avoid-deter-or-delay-piracy-attacks/ (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[8] Официальный сайт Международной палаты судоходства. URL: https://www.ics-shipping.org/press-release/imo-and-shipping-industry-bodies-urge-continued-application-of-anti-piracy-measures/ (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[9] Официальный сайт ИМО. URL: https://wwwcdn.imo.org/localresources/en/OurWork/Security/Documents/global-counter-piracy-guidance-bmp_low_17-07-18.pdf (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[10] Официальный сайт ОКИМФ. URL: https://www.ocimf.org/news-and-events/news/bulletins/shipping-industry-welcomes-nigeria’s-creation-of-“deep-blue”-to-stamp-out-piracy-in-the-gulf-of-guinea (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[11] Официальный сайт ОКИМФ. URL: https://www.ocimf.org/news/news-articles/joint-cdiocimfintertanko-temporary-guidelines-and-precautions-for-conducting-a-vessel-inspection/ (дата обращения 15 ноября 2021 г.)
[12] Официальный сайт ОКИМФ. URL: https://www.ocimf.org/media/134570/reporting-guidance-for-vessels-transiting-the-arabian-gulf-ag-straits-of-hormuz-soh-and-gulf-of-oman-goo-.pdf (дата обращения 15 ноября 2021 г.)