В условиях рыночной экономики реализация продукции птицеводства на внутреннем и внешнем продовольственных рынках возможна только при соответствии качества продукции международным требованиям и стандартам. В Российской Федерации многие стандарты по качеству были ратифицировании и введены в производственный процесс агропромышленных предприятий. Основные правила и требования, предъявляемые к качеству продукции в современных экономических условиях для обеспечения качества продукции установлены стандартом ИСО 9001. Соблюдение экологических требований при организации производства регулируется стандартом ИСО 14000. Соответствие продукции птицеводства требованиям ИСО 22000 позволяет обеспечить безопасность продуктов питания и довести производимую продукцию до конечного потребителя.
Ключевые слова: международный стандарт ISO 9001, международный стандарт ISO 22000, международный стандарт ISO14000, диаграмма Исикавы, продукция птицеводства, качество продукции птицеводства.
THE EFFECTIVENESS OF THE APPLICATION OF INTERNATIONAL STANDARDS IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF POULTRY PRODUCTS
Annotation. In a market economy, the sale of poultry products in the domestic and foreign food markets is possible only if the quality of the products meets international requirements and standards. In the Russian Federation, many quality standards have been ratified and introduced into the production process of agro-industrial enterprises. The main rules and requirements for product quality in modern economic conditions to ensure product quality are established by ISO 9001. Compliance with environmental requirements in the organization of production is regulated by ISO 14000. Compliance of poultry products with the requirements of ISO 22000 allows you to ensure food safety and bring products to the final consumer.
Keywords: ISO 9001 international standard, ISO 22000 international standard, ISO14000 international standard, Ishikawa diagram, poultry products, poultry product quality.
В современных условиях хозяйствования управление качеством продукции является важным этапом в производственном процессе птицеводческих организаций. Уровень качества продукции птицеводства определяет направления товародвижения, формирует ценовую политику, оказывает влияние на результативность сбытовой деятельности. Поэтому на птицефабриках производственный процесс сопровождают различные нормативно-правовые документы: от локальных инструкций и положений предприятия до соблюдения требований международных стандартов, предъявляемых к качеству продукции.
Основным стандартом по качеству, регулирующим подходы к обеспечению качества продукции, является ГОСТ ISO 9001:2015 Система менеджмента качества [1]. Соответствие производимой продукции экологическим требованиям регулируется стандартом ИСО 14000 [3]. Обеспечение безопасности продуктов питания и доведение производимой продукцию до конечного потребителя определяют требования ГОСТ ИСО 22000–2019 [2]. Локальные документы птицеводческих организаций, регулирующие организацию производственного процесса и осуществление контроля, разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренным Уставом предприятия [5].
В Пермском крае лидером по производству продукции птицеводства является АО « Птицефабрика », которая действует с 1992г. Птицефабрика производит и около 200 различных видов продукции из как охлажденном, и замороженном виде, целиком, порционно и виде . Политика птицефабрики направлена на производство продукции из сырья и в динамики холдинга ПРОДО. Принцип «поле-прилавок» обеспечивать качество свежесть , осуществлять в и процесс ценообразования.
племенном АО « Птицефабрика » содержится птица кросса с целью получения финального гибрида -15 (бройлер) виде племенного яйца. год производится порядка 2,6 млн. яиц 3 млн. валового производства . Выход яйца год составляет 95%. Контроль качества сырья готовой продукции на птицефабрике осуществляет производственно-технологическая лаборатория [6].
Эффективность деятельности и контроль качества продукции АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская» регулируется документами:
1. Политика в области качества и безопасности пищевой продукции АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская».
2. Система менеджмента качества АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская».
3. Ресертификационный аудит (Распоряжение о создании комиссии) АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская».
4. План аудита АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская».
5. ГОСТ ISO 9001:2015 Система менеджмента качества.
Основные требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 сводятся к оценке действующей на предприятии системе менеджмента качества, политике в области качества, соблюдение должностных инструкций, документированному оформлению каждой стадии производственного процесса. Оценка соответствия системы менеджмента качества АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская» стандарту ИСО 9001:2015 показала, что незначительные отклонения от требований стандарта, которые устранимы (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка соответствия системы менеджмента качества АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская» по международному стандарту ИСО 9001:2015 [1]
Пункт стандарта | Наименование | Примечание |
5.2 | Политики в области качества | Осуществляется в соответствии со стандартом |
6.2 | Цели в области качества и планирование их достижения | Есть несоответствие со стандартом |
.3 | Планирование изменений | Есть несоответствие со стандартом |
7.1 | Ресурсы | Осуществляется в соответствии со стандартом |
7.5 | Документированная информация | Осуществляется в соответствии со стандартом |
8.1 | Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг | Осуществляется в соответствии со стандартом |
8.2 | Требования к продукции и услугам | Осуществляется в соответствии со стандартом |
8.5 | Производство продукции и предоставление услуг | Осуществляется в соответствии со стандартом |
8.6 | Выпуск продукции и услуг | Осуществляется в соответствии со стандартом |
9.2 | Внутренний аудит | Осуществляется проведение аудита |
9.3 | Анализ со стороны руководства | Осуществляется в соответствии со стандартом |
Бальная оценка соответствия действующей системы менеджмента качества АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская» по международному стандарту ИСО 9001:2015 позволяет детально проработать выявленные проблемы (п.6.2, п.6.3, п.7.5, п. 8.1, п.8.5, п.9.2) и привести положения локального документа, регулирующего процесс управления качеством продукции птицеводства, в соответствие установленным требованиям (рисунок 1).
Рисунок 1 – Диагностика Системы менеджмента качества
«ПРОДО Пермская» международного стандарта 9001: 2015
шагом по приведению в соответствие требованиям международного стандарта 9001: 2015 является описание механизма установления целей в области качества «ПРОДО Пермская» (рисунок 2).
Рисунок 2 – Механизм целей области политики качества (п.6.2, п.6.3) АО « Птицефабрика » на соответствие требованиям международного стандарта 9001: 2015
Для исследования причин, оказывающих влияние на соответствие производственного процесса требованиям международного стандарта, использована причинно-следственная диаграмма Исикавы. В основу ее построения легли пять возможных причин, каждая из которых дифференцированно разделяется по своему влиянию: сырье, персонал, технологический процесс, оборудование и контроль качества (рисунок 3).
Рисунок 3 – Причинно– диаграмма менеджмента качества АО « Птицефабрика Пермская»
Рисунок 4 – Результаты оценки факторов, влияющих на качество продукции птицеводства АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская»
В целом, оценка эффективности действующей системы менеджмента качества АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская» на соответствие международным стандартам 9001: 2015 показала удовлетворительный уровень. Исследование на соответствие требованиям Р 22000.показало, что нормативно-правовая документация и локальные акты АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская» представлена двумя (2-й уровень – стандарты АО «ПРОДО Птицефабрика Пермская, 3-й уровень – нормативно-правовая документация на продукцию, рабочие и должностные инструкции), отсутствует 1-й уровень, описывает систему управления качеством на , отражающий ответственность управления мероприятия улучшению системы менеджмента качества.
Для обеспечения полного соответствия системы менеджмента качества требованиям международных стандартов необходимо комплексно подходить к этому вопросу, на постоянной основе проводит оценку и анализ параметров качества продукции, решать вопросы по модернизации производственного оборудования и усилить производственный контроль.
Библиографический список:
- ГОСТ ИСО 9001–2015. менеджмента . Требования : стандарт Федерации : стандарт Федерации : Приказом агентства техническому и от 28.09.2015 № 1391- ; введен 01.11.2015 // фонд и нормативно– документации. – : http://.cntd./document/1200124394.
- ГОСТ ИСО 22000–2019. менеджмента пищевой . Требования организациям, в создания продукции : стандарт Федерации : Приказом агентства техническому и от 23.07.2019 № 416- ; введен 01.01.2020 // фонд и –технической . – URL: 1200166674.
- Р 14001. Системы менеджмента. и по : национальный Российской : утвержден ; введен 01.03.2017 // фонд и –технической . – URL: 1200134681.
- , А. . Современные управления в пищевых / А. . Нестеров // промышленность. – 2017. – № 7. – . 38–39.
- менеджмента организации / . С. . Вдовин. – : ИНФРА–, 2019. – 299 с.
- Официальный сайт АО «ПРДО Птицефабрика Пермская». — – : https://заводы.рф/factory/prodo-pticefabrika-permskaya
Информация об авторе:
Давлетов Ильдар Ильдусович, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н.Прянишникова», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Пермский филиал
Information about the author:
Davletov Ildar Ildusovich, Ph. D., associate Professor, PERM state agrarian and technological University Named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm branch Russian presidential Academy of national economy and public administration