Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Экономические и нормативно-правовые условия совершенствования инновационного развития АПК России

Главные особенности аграрной отраслей России –— масштабность и эффективность производства. Сельское хозяйство, помимо производства и экспорта продукции, играет решающую роль в размещении производительных сил, поскольку эта отрасль в регионах выполняет роль центра, притягивающего к себе обслуживающие и другие вспомогательные отрасли производства. Поэтому, создание необходимых условий для инновационного развития агропромышленного комплекса становится одним из важных факторов, оказывающим влияние на повышение конкурентоспособности региональной социально-экономической системы, а также качества жизни населения.

Ключевые слова: АПК, инновации, инновационное развитие, инновационная деятельность, тренды

Economic and regulatory conditions for improving the innovative development of the Russian agro-industrial complex

Abstract. The main features of the Russian agricultural sector are the scale and efficiency of production. Agriculture, in addition to production and export, plays a crucial role in the allocation of productive forces, since this industry in the regions serves as a center that attracts service and other auxiliary industries. Therefore, creating the necessary conditions for innovative development of the agro-industrial complex is becoming one of the important factors that affect the competitiveness of the regional socio-economic system, as well as the quality of life of the population.

Keywords: agribusiness, innovation, innovative development, innovative activity, trends

 

Агропромышленный комплекс — один из самых крупных межотраслевых комплексов в российской экономике. В его состав входят как
сельское хозяйство, так и отдельные отрасли промышленности, связанные с
сельскохозяйственным производством. Темп прироста продукции
сельскохозяйственной отрасли в 2019 году составил 4,1%1 (для сравнения: темп прироста экономики РФ в целом составил 1,3%). Традиционно, аграрный сектор занимает особое положение в экономике России, в особенности в последние годы, из-за введения торговых ограничений со стороны некоторых зарубежных стран. В связи с этим, проблемы функционирования АПК затрагивают экономические
интересы всего государства. Возникают они довольно часто, что связано со
статичностью отрасли сельского хозяйства, которая с трудом приспосабливается к меняющимся условиям на рынке

В настоящее время Россия занимает первое место в мире по площади сельскохозяйственных угодий, второе (после Бразилии) —  по запасам пресной воды, что существенно подчеркивает ее потенциал в АПК. [3]

Доля АПК в домашнем хозяйстве России составляет 6% объема ВВП. За 10 лет (с 2005 по 2015) объем производства агропродукции вырос на 40%. Темпы прироста сельскохозяйственной отрасли обуславливают стабильный прирост в 2% экономики, даже в кризисные периоды.[6]

Окружающая среда и условия существования стремительно меняются, и даже такие традиционные сектора как аграрная промышленность не могут больше развиваться по старой схеме и устаревшими методами.

Изменение климата стало одной из важнейших повесток стран всего мира, а сельское хозяйство – отраслью, более всего подверженной его изменениям, и поэтому, наиболее заинтересованной в решении этой проблемы.

В связи с глобальными переменами, Россия с начала прошлого десятилетия стала активно выдвигать инициативы и законопроекты, связанные с внедрением инноваций, повышением конкурентоспособности и главное, со стратегическим планированием секторов экономики на государственном уровне. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №3 от 12 января 2017 г. был утвержден Прогноз научно-технологического [1]. Целью прогноза является обозначение наиболее перспективных направлений развития сельского хозяйства России, которые позволят стать стране мировым поставщиком продовольствия высокого качества.

Ввиду сложной экономической ситуации, экономических санкции со
стороны иностранных государств, сокращении промышленного производства и ограничении на импорт некоторых видов технологий, с 2014 года Правительством Российской Федерации поставлены задачи по модернизации экономики и инновационному развитию России (протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24 ноября 2014 г.) [5]. Министерство сельского хозяйства РФ стало одним из первых федеральных
органов исполнительной власти, активно приступившим к исполнению поручений, начав с реализации Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса. Возросла необходимость создания новых конкурентоспособных отечественных технологий и методов из развития и внедрения.

Россия на сегодняшний день достигла достаточно высокого уровня
продовольственной безопасности. Широко развивается животноводческая отрасль, огромными масштабами развернут экспорт зерна и производство сахара. Но по сравнению с остальными странами, урожайность России считается низкой и требует развития.

Стоит отметить те пункты, в которых Россия пока отстает от остальных мировых лидеров, это:

1) усовершенствованная обработка земель (устаревшие методы обработки почты ведут к неэффективной ирригации, деградации земель и загрязнению почв и водоемов);

2) химизация сельского хозяйства – наша страна является лидеров в мире по экспорту минеральных удобрений, однако внутри страны они используются мало, и с каждым годом количество используемых химических удобрений не растет;

3) нехватка инвестиций в сельское хозяйство и слабая коммуникация между государством, бизнесом и наукой. Бизнес не заинтересован в инвестировании в исследовательские проекты, направленные на долгосрочную перспективу, поэтому, главным образом, сельское хозяйство зависит от бюджетного финансирования, но, тем  не менее, рынок технологий АПК является привлекательным для зарубежных инвесторов и бизнесменов, что ведет к технологической зависимости от зарубежных стран и их разработчиков;

4) инновационная активность — в России, из-за недостаточных
вложений в аграрную сферу и исследовательские проекты, почти отсутствуют стабильные технологические прорывы и разработки инновационного типа.

По оценкам ФАО темпы прироста численности населения в мире составляют 1,13%., что ведет к увеличению спроса на продовольственную продукцию [7]. Несмотря на критику некоторых общественных организаций и групп активистов по правам животных увеличивается потребление продукции животноводства. Также встречает противодействие технологии генной модификации продуктов питания и их элементов, несмотря на отсутствие подтвержденных данных о вреде модифицированных организмов методами генной инженерии. В то же время тренд на здоровое питание сохраняется и распространяется. Перед Россией стоят вызовы: остаться свободной от ГМО страной и отстать в развитии данных технологий или развивать и внедрять ГМО, но потерять позицию страны органического питания? Осуществлять развитие предприятий с тайм – шерингом техники и уменьшать издержки или больше инвестировать в малые и средние сельскохозяйственные предприятия? Начинать ли замену традиционного топлива на агробиотопливо, при этом сократив потери продуктов питания при хранении транспортировки и розничной торговле?

Для принятия стратегически правильных решений и улучшения своей позиции в экономике мира, России необходимо стимулировать инновационную деятельность, усиливать взаимодействия между игроками, реализовывать межотраслевые бизнес – проекты, разрабатывать современные и перспективные технологии в агропроизводстве и двигаться в направлении глобальных трендов. [5]

Фундаментальные перемены в науке и открытия, которые произошли за последние десятилетия, создали предпосылки для перехода агропромышленного комплекса на новый этап развития. Эти преобразования настолько масштабны и стремительны, что в ближайшее десятилетие смогут кардинально изменить облик мирового АПК и условия его развития. Роль сельского хозяйства не ограничивается функцией производства продовольствия уже сейчас. Модель развития АПК на ближайшее десятилетие будет определяться воздействием трендов, среди которых можно выделить:

○ переход на новый технологический уклад: в ближайшем будущем производство агропродукции должно больше зависеть от внедрения новых технологий для повышения продуктивности, урожайности и сокращения потерь, и менее всего от воздействия биологических и климатических  факторов;

○ снижение спроса на традиционное продовольственное сырье и переход к продуктам, которые соответствуют  требованиям новых поколений, отдающим предпочтение пище, готовой к употреблению, а также продуктам с улучшенными свойствами, придавая большее значение их пользе, безопасности, происхождению и технологиям производства;

○ усиление роли факторов обеспечения продуктовой безопасности: ужесточение и увеличение числа соответствующих систем сертификации и стандартов, которые могут стать инструментом, регулирующим международную торговлю посредством ограничения обращения продукции, не соответствующей обновленным требованиям.

○ переход к экономике знаний: в процессе цифровой трансформации и растущей роботизации будет существенным образом меняться структура занятости: во-первых, снижение зависимости от неквалифицированной рабочей силы поставит под вопрос необходимость ряда профессий, во-вторых — к основным компетенциям персонала будут предъявляться быстро меняющиеся и более высокие требования. [2]

Российские производители продолжают наращивать собственное производство как в своих привычных категориях, так и в новых, заполняя ниши, ранее занятые импортной продукцией, что может привести к выходу российской продукции на новые рынки.

В настоящее время инновационная политика АПК Российской Федерации заключается в создании экономических и нормативно-правовых  условий, стимулирующих аграрный бизнес к осуществлению разработок, получению новых знаний, приобретению новейших технологий, освоению производств и производству конкурентоспособных товаров.

Создание нормативно-правовой базы в аграрной сфере даст возможность стимулирования и поддержки инноваций и инновационной деятельности, к которой относятся законы:

— о принципах организации инновационной деятельности и управления, проведения исследований и разработок;

— о защите интеллектуальных прав на объекты научных исследований и разработок;

—  о создании особых экономических зон и ином стимулировании субъектов инновационной деятельности для агробизнеса;

— о льготном налогообложении и налоговом стимулировании субъектов инновационной деятельности;

Создание в агропромышленном комплексе России эффективной и развитой инновационной инфраструктуры, заключающейся в государственном и частном финансировании исследований, осуществляемых исследовательскими институтами, вузами и другими субъектами инновационной деятельности; создании и поддержке инновационных инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансферта технологий, наукоградов, и т.д.; финансовой поддержке системы образования (высшего и среднего) для подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью в агробизнесе.

Существующая национальная инновационная система характеризуется как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, обеспечивающих своевременное преобразование научных знаний в новые технологии, материалы и другую способную конкурировать продукцию.

Библиографический список

  1. Приказ Минсельхоза России от 12.01.2017 N 3 «Об утверждении Прогноза научно-технического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=681777#0690205844106893 (дата обращения 17.09.20)
  2. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Н. В. Орлова, Е. В. Серова, Д. В. Николаев и др. ; под ред. Н. В. Орловой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 128 с.
  3. Кулистикова Т. Новые старые вызовы для АПК. Без масштабного развития экспорта и роста эффективности агросектору все сложнее показывать позитивную динамику// Агроинвестор, 3 февраля 2020 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/33169-novye-starye-vyzovy-dlya-apk-bez-masshtabnogo-razvitiya-eksporta-irosta-effektivnosti-agrosektoru-v / (дата обращения 17.09.20)
  4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года// Правительственная комиссия по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий, 13 декабря 2016 г. [электронный ресурс] – Режим доступа
    https://issek.hse.ru/data/2017/02/06/1167349282/Прогноз%20научно-технической%20сферы.pdf (дата обращения 17.09.20)
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] – Режим доступа  https://www.gks.ru/   (дата обращения: 17.09.20)
  6. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fao.org/statistics/ru/ (дата обращения 17.09.20)

 

 

Информация об авторе:

Муратова Елена Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий и программной инженерии ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Elena Muratova, candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the Department of information technology and software engineering, Perm state agrarian and technological University named after academician D. N. Pryanishnikov»

Добавить комментарий

Войти с помощью: