Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Экономические и юридические принципы реализации аутсорсинга

Аутсорсинг рассматривается как способ оптимизации деятельности организации за счет концентрации усилий на основном предмете деятельности и сокращении издержек путём передачи функций на обслуживание другой компании, которая специализируется в данной области и обладает соответствующими знаниями и опытом. Аутсорсинг активно используется в системе общего образования и как форма государственно-частного партнерства. Выгодность аутсорсинга как перспективного направления снижения собственных затрат подтверждается повседневной бизнес-практикой.  В статье изложена суть аутсорсинга как инструмента повышения эффективности работы образовательных учреждений

Ключевые слова: аутсорсинг, правовое регулирование, непрофильные функции, договор, возмездность, оказание услуг, конкурсная процедура, соглашение 

 

Economic and legal principles of outsourcing implementation

Abstract: Outsourcing is considered as a way to optimize the organization’s activities by focusing on the main subject of activity and reducing costs by transferring functions to another company that specializes in this field and has the appropriate knowledge and experience. Outsourcing is actively used in the General education system and as a form of public-private partnership. The profitability of outsourcing as a promising way to reduce your own costs is confirmed by everyday business practice. The article describes the essence of outsourcing as a tool for improving the efficiency of educational institutions

Keywords: outsourcing, legal regulation, non-core functions, contract, remuneration, service provision, competitive procedure, agreement

 

В России понятие «аутсорсинг» является заимствованным из зарубежных стран и используется исключительно исходя из их опыта применения аутсорсинга в различных сферах деятельности. В переводе с английского языка «outsourcing» означает использование (применение) внешних (чужих) ресурсов [6].

В научной литературе отсутствует единое мнение по определению  понятия «аутсорсинг». В основном аутсорсинг понимается  как способ оптимизации деятельности организации за счет концентрации усилий на основном предмете деятельности и сокращении издержек путём передачи непрофильных бизнес-процессов на обслуживание другой компании, которая специализируется в данной области и обладает соответствующими знаниями и опытом. Такие отношения между организациями могут регулироваться только на договорной основе в рамках заключенного контракта [7].

Рассматривая нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации, можно говорить об отсутствии правового акта, который регламентирует исключительно особенности  применения  аутсорсинга в организациях. Для аутсорсинга в России могут применяться  положения разных федеральных законов, которые определяются только в зависимости от отрасли деятельности. Необходимо рассмотреть нормативно-правовое регулирование для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что к образовательной организации не предъявляются требования по обязательному выполнению непрофильных функций (например, таких как организация питания, охранная деятельность и т.д.) собственными силами [3]. Таким образом, для исполнения непрофильных функций образовательные организации могут привлекать внешних исполнителей на возмездной основе. Кроме того, возможна даже передача имущества, закрепленного на праве оперативного управления за образовательным учреждением, в аренду для использования в целях, для которых создано образовательное учреждение.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2011 № 03-66 «О применении механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования» были предложены и рекомендованы возможные для передачи непрофильные функции образовательных организаций частному сектору[1]. Такими функциями являются:

  • обслуживание, содержание и ремонт зданий;
  • установка и обслуживание охраной и пожарной сигнализации, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, канализации;
  • эксплуатация и обслуживание инженерных и технических систем;
  • учёт потребления тепло и электроэнергии, холодной и горячей воды,
    а также анализ и оптимизация;
  • управление системами связи, интернетом;
  • организация горячего питания;
  • медицинское обслуживание школьников и воспитанников;
  • уборка помещений здания и прилегающей территории;
  • обслуживание оборудования детских и спортивных площадок;
  • обеспечение оборудованием и инвентарём;
  • организация доставки учащихся в образовательное учреждение.

В методических рекомендациях Министерства образования [1]. указывается, что при заключении договора взаимодействия между образовательной организацией и частным сектором, специализирующимся на определенном виде услуг, должны быть длительными, а не разовыми. При этом делается акцент на повышение качества предоставления этих услуг, сохранении или снижении объема затрат, по сравнению с тем, когда услуги выполнялись собственными силами.

Следует отметить, что понятие «договор аутсорсинга» на практике не применим из-за отсутствия такого понятия в Российском законодательстве.

В России передача непрофильных функций одной компании на обслуживание другой осуществляется путём заключения простого договора, основанного на положениях Гражданского кодекса РФ [10].

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ в России физические и юридические лица свободны в заключении договора.  Если говорить иными словами, то стороны могут заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством Российской Федерации. Также стороны имеют право заключить смешанный  договор, основанный на положениях нескольких законов. Это значит, что, несмотря на отсутствие отдельного нормативно-правового акта в отношении аутсорсинга, его реализация возможна в соответствии с действующим законодательством.

При заключении договора по передаче функций образовательной организации частному партнёру (аутсорсеру)  применимы положения статьи 779 Гражданского кодекса РФ, где по договору возмездного оказания услуг частная организация обязуется по заданию образовательной организации предоставить услуги, а образовательная организация обязуется оплатить эти услуги. Следовательно, в России «договор атусорсинга» можно считать аналогичным договору возмездного оказания услуг.

Однако в Российском законодательстве есть положения, ограничивающие в свободном режиме бюджетным образовательным учреждениям заключать договор возмездного оказания услуг с частными организациями. Заключение договора возможно только при соблюдении положений, установленных  Законом № 44–ФЗ, который регулирует отношения, направленные  на обеспечение государственных или муниципальных нужд в целях повышения продуктивности закупок товаров, работ и услуг [4]. Поэтому, все бюджетные образовательные учреждения могут заключить договор возмездного оказания услуг с частными организациями (аутсорсерами) по итогам конкурентных способов определения исполнителей (поставщиков). Также при заключении договора до 600 000 рублей контракт может заключаться с единственным поставщиком.

Кроме того, в соответствии со статьей 31 Закона № 44-ФЗ к частным организациям, претендующим на заключение договора возмездного оказания услуг с бюджетными образовательными учреждениями, предъявляются следующие обязательные требования:

  • наличие лицензии на осуществление деятельности при необходимости;
  • не находящиеся в процедуре банкротства или в стадии ликвидации;
  • отсутствие задолженности в бюджеты всех уровней;
  • отсутствие судимости у руководителя (предпринимателя) в сфере экономики;
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и исполнителем.

Таким образом, взаимоотношения в рамках аутсорсинга в сфере образования регулируются договором возмездного оказания услуг, заключенных в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ,  по итогам конкурсных процедур, проведенных в соответствии с Законом
№ 44 – ФЗ.

Также можно сформулировать следующие позиции, вытекающие
из взаимодействия сторон по договору возмездного оказания услуг:

  • частная сторона берет на себя ответственность за оказываемые услуги;
  • образовательные учреждения осуществляют оплату только выполненных услуг (работ) (оплата сотрудникам производится частным сектором);
  • исполнитель определяется по итогам конкурсных процедур (определяется квалифицированный исполнитель, соответствующий установленным требованиям);
  • образовательное учреждение оптимизирует деятельность (сокращение издержек).

Проведенный анализ нормативных оснований реализации аутсорсинга позволяет сделать вывод об отсутствии ограничений на период заключения договора реализации аутсорсинга, следовательно, он может быть долгосрочным и взаимовыгодным.

На рисунке 1 представлены принципы реализации аутсорсинга
в Российской Федерации, которые изложены в Законе № 44 -ФЗ.

Рисунок 1. Принципы реализации аутсорсинга в Российской Федерации

Следует отметить, что после проведения конкурсных процедур, организованных в соответствии с Законом № 224-ФЗ или Законом № 115–ФЗ,  между публичной и частной сторонами  заключается соглашение, а при аутсорсинге может заключаться только договор возмездного оказания услуг. Отличается ли между собой понятия «соглашение» и «договор»
по юридическим нормам?

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса РФ договором является соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Также согласно части 2 статьи 434 Гражданского кодекса под договором понимается документ,
в котором определены условия соглашения. В Законе № 224-ФЗ соглашение понимается как договор, основанный на гражданско-правовой основе между публичной стороной и частной стороной [10]. Из этого следует,
что «соглашение» и «договор» являются тождественными понятиями, которые могут быть употреблены в том или ином виде.

Таким образом, опираясь на нормативные документы, регулирующие реализацию аутсорсинга в  Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

  • принципы реализации аутсорсинга полностью совпадают
    с принципами реализации государственно-частного партнерства при условии долгосрочного взаимодействия партнера и частного сектора;
  • аутсорсинг в Российской Федерации можно рассматривать как форму государственно-частного партнерства при условии долгосрочного взаимодействия публичного партнера и частного сектора;
  • реализация аутсорсинга в Российской Федерации регулируется Законом № 44-ФЗ и Гражданским кодексом РФ;
  • при реализации аутсорсинга государственные бюджетные образовательные учреждения могут самостоятельно выступать
    в роли публичного партнёра в связи с тем, что государственным образовательным организациям переданы полномочия
    по организации и предоставлению государственных услуг.

При реализации аутсорсинга непрофильные функции организации передаются сторонним организациям (исполнителям) с целью оптимизации своей деятельности, сокращения издержек, повышения конкурентоспособности и т.д.  Для того, чтобы получить положительные результаты от передачи функций организации на аутсорсинг, принято использовать количественные методы оценки получаемого результата.

Это значит, что понимая возможный эффект от аутсорсинга у организации появляется возможность принять решение о целесообразности передачи определённой функции на аутсорсинг, выборе исполнителя и оценить эффективность аутсорсинга. Под эффективностью следует понимать сокращение издержек и повышение производительности труда в организации.

 

Библиографический список

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2011 № 03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=299510#012187944314156396 (дата обращения: 16.04.20).(3)
  2. ПисьмоМинистерства образования и науки Российской Федерацииот 08.10.2012 № 08-444 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70930978/ (дата обращения: 16.04.20). (4)
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 16.04.20). (8)
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 16.04.20). (9)
  5. Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660 (дата обращения: 16.04.20).(10)
  6. Калабкина И.М., Кицис В.М. Аутсорсинг: понятие, сущность, предпосылки и преимущества использования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -2010. -№ 3. – С. 143-148. (23)
  7. Коник Н.А. Аутсорсинг: Монография / Н.А. Коник. – М.: КНОРУС, 2008. – 175 с. (24)
  8. Котляров И.Д. Оценка рисков сотрудничества с аутсорсером // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2012. № 11. С. 34-37. (26)
  9. Митрофанова Е. Как оптимизировать бизнес-модель компании // Финансовый директор. — 2005. — № 7. — С. 25-32. (29)
  10. Пузаткин О.В. Правовые основы аутсорсинга в образовании // Наука и школа. – 2016. — № 4. – С. 33-37 (34)
  11. Черданцев В.П. Тендерный аутсорсинг как перспективное направление развития услуг// Финансовая экономика. 2018. — № 3 (часть 1) август, с. 109-111
  12. Черданцев В.П., Тронина М.В., Черданцев П.В. Реализация концессионных проектов – главное направление развития государственно-частного партнерства// Фундаментальные исследования. – 2015. — № 7 (часть 4). – с. 848 — 851

 

 

Информация об авторе:

Серогодский Владимир Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации аграрного производства ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Vladimir E. Serogodsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Agricultural production organization, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov.

 

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: