Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Экономико-правовая система продвижения агропродукции в электронном пространстве

Современное общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий. Новые информационные системы привели к качественным преобразованиям в движении товаропотоков и в управлении производством. В быстро меняющихся условиях рынка от хозяйствующих субъектов требуется применение новых методов и стилей управления, в том числе и инструментов продвижения. Процесс продвижения продукции сельского хозяйства сложнее и специфичней других видов маркетинга, что обуславливает многообразие методов и способов его осуществления вследствие  многообразия производимых продуктов и их значимости для удовлетворения уровня жизни населения. В статье даны основополагающие факторы, регулирующие особенности системы продвижения. Представлены современные представления о продвижении и распространении агропродукции.

Ключевые слова: информационные системы, сельское хозяйство, оказание услуг, электронные закупки, закупки агропродукции, электронное пространство, электронная торговая площадка, продвижение агропродукции

Economic and legal system of promotion of agricultural products and services in the electronic space

Abstract: Modern society is at a stage of development when there is a rapid spread of new information technologies. New information systems have led to qualitative changes in the flow of goods and in the management of production. In the rapidly changing market conditions, business entities are required to apply new management methods and styles, including promotion tools. The process of promotion of agricultural products is more complex and specific than other types of marketing, which causes a variety of methods and ways of its implementation due to the variety of products and their importance to meet the standard of living of the population. The article presents the fundamental factors that regulate the features of the promotion system. Modern ideas about the promotion and distribution of agricultural products are presented.

Keywords: information systems, agriculture, provision of services, electronic procurement, procurement of agricultural products, electronic space, electronic trading platform, promotion of agricultural products

 

В современном мире информация превратилась в один из самых важных ресурсов, и информационные системы стали необходимым элементом во всех сферах деятельности. Общепринятым является положение, что информация о состоянии и тенденциях развития сельского хозяйства, о составе и характеристике информационных технологий и технических средств обработки информационных сведений содержится в базе данных информационных систем государственных, федеральных, региональных органов и органов местного самоуправления [7].

Целью деятельности информационной системы является качественное и достоверное создание информационных ресурсов в агропродовольственной сфере на уровне государства в целом и оказания услуг по обеспечению реального доступа всех заинтересованных лиц к базе данных.

Основой возникновения электронного рынка и развития информационных технологий послужила глобализация мирового рынка в целом. Это означает, что возможность предоставления услуг на глобальном рынке рассматривается как необходимое условие для роста и развития агропредприятия.

Применение системы электронной торговли для проведения закупок агропродукции, товаров и услуг для государственных нужд дает возможность автоматизации этих процессов в федеральных органах исполнительной власти, а также позволяет значительно сократить затраты государственных заказчиков в процессе проведения конкурсов, значительно уменьшить злоупотребления и потери. При этом, для заказчиков планируется создание типовых комплексов аппаратных и программных средств, необходимых для проведения электронной торговли. Экономия бюджетных средств после внедрения системы составила порядка 15%. Этому способствует: объединение заявок на получение продукции; контроль за изменениями условий уже заключенных контрактов; контроль за сокращением числа закупок продукции в обход  конкурсов; сокращение расходов на осуществление процесса государственных закупок; обеспечение одинаковых конкурсных возможностей благодаря открытости проведения конкурсов, расширение круга поставщиков продукции; упрощение процесса подготовки и проведения конкурсов посредством стандартизации и единого подхода к конкурсам; упрощение и ускорение подготовки отчетности за счет объединения  данных в едином центре [6].

При переводе госзакупок продукции в электронное пространство создается единая информационная система, где консолидируются сведения о торгах, проводимых различными субъектами РФ, ведомствами, муниципальными образованиями, а также предложения со стороны производителей продукции. Причем информация, вводимая по единым стандартам, структурирована и представлена в наглядной, удобной для работы форме. Представители государственных структур имеют полное представление о перечне товаров, работ и услуг, предлагаемых различными поставщиками, а также могут принимать решения, анализируя информацию о качестве, цене,  условиях поставки. Это способствует развитию рыночных отношений между крупным заказчиком –  государством и предпринимателями.

Концептуальное рассмотрение проблем, которые связаны с систематизацией и адаптацией методологических и теоретических разработок по раскрытию стратегического и коммерческого потенциала электронных закупок в сфере АПК, определяет необходимость исследования вопросов системного анализа проблем становления и развития электронных закупок.

Совокупность методологических принципов решения данной проблемы состоит в следующем:

—  электронные поставки принято считать новым коммуникационными средствами интеграции процессов и знаний, что обеспечивает коммерческий и инновационный эффект электронных поставок;

— инновационный потенциал электронных поставок может быть представлен в виде новых коммуникаций, интерактивность (взаимодействие) которых обеспечивается в форм реального инновационного и инвестиционного капитала;

— электронные поставки не являются самодостаточными и автономными, и в качестве коммуникативного средства эффективны только тогда, когда обеспечивается системное взаимодействие отношений между участниками торгово-технологического процесса создания товарных запасов и услуг  [3].

При этом мы исходим из того, что поставки – это процесс, осуществляемый организационной структурой, которая, выполняя роль функции (части интегрированной цепи поставок), отвечающей за поставку материалов определенного качества в необходимом количестве по требуемой цене и в требуемое время,   ответственна за эффективность процесса управление поставщиками.

Объединение информации о проводимых торгах позволяет  значительно увеличить партии однотипной продукции, закупаемые государственными структурами.  Это позволяет при заключении договоров осуществлять наиболее гибкую финансовую политику и получать  значительные скидки благодаря увеличению лотов, что, в свою очередь, в ряде случаев будет приводить к снижению стоимости продукции для обычных граждан и для государства. Прямая выгода очевидна.

По оценкам экспертов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, создание систем электронной торговли для государственных нужд позволяет экономить до 15% бюджетных средств. Такие выводы сделаны с учетом опыта зарубежных организаций (Австралии, Канады и США).

Электронную торговую площадку следует рассматривать как полноценный маркетинговый центр, где собрана и систематизирована не только информация о поставщиках продукции и покупателях, но и другие важные сведения, необходимые для формирования оптимальной закупочной политики (тенденции рынка, информация о сезонных колебаниях цены, балансы предприятий и планы выпуска продукции, аудиторская отчетность, информация об инвестиционных проектах и маркетинговых акциях) [8].

Специфика электронных закупок функционально заключается в том, что коммерческий цикл осуществляется, благодаря электронному документообороту, без физического контакта продавца и покупателя, виртуально, обеспечивая при этом: организацию всех звеньев логистической цепи и контроль за ними (онлайн-переговоры; офлайн-сделки и т.д), а также  осуществляет сервисное обслуживание, основываясь общими современными логистическим критериям  быстрого реагирования, минимальным количеством сбоев, минимумом запасов, максимальным объединением потоков.

Системно-технологическая база электронных закупок включает в себя программное, аппаратное  и интеллектуальное обеспечение интерактивного маркетинга торгово — финансовой и платежной систем.

Инфраструктура и функции электронного рынка во многом схожи с традиционной логистической системой, но все же имеют иную, качественно отличную форму (рис. 1).

Базовые функции закупочной деятельности:

1)  определение необходимых объема, ассортимента и наиболее эффективного режима закупки и поставки материальных ресурсов;

2) выбор поставщиков и согласование условий договора поставки, заключение договора поставки, контроль качества поставляемой продукции и сроков;

3) обеспечение соответствия между потребностью и поставками, размером заказов и сроков потребностям производства, оптимальной загрузки складов;

4) соблюдение и контроль качества поставляемой продукции;

5) управление запасами, обеспечение каждого  рабочего места необходимыми производственными ресурсами;

6) контроль экономических характеристик процесса снабжения и повышения качества обслуживания производства.

                                                                    

Традиционные закупки:

– планирование ресурсов, процессов и способов закупки на основе прогноза;

– подготовка сметы расходов для осуществления отдельных закупок;

– рассылка приглашений к представлению котировок, переговоры о цене;

– заключение контрактов с учетом необходимых требований;

– формирование системы гибкости закупок  исходя из наиболее вероятных оценок будущих событий и «на всякий случай»;

– корректировка закупок на основе обратной связи.

 

Электронные закупки:

– формирование технологической платформы быстрого реагирования;

– переход от планирования закупок на основе прогнози-рования и организации закупок на основе реагирования;

– формирование системы закупок как системы реагирования на любые, а не только вероятные состояния  рынка;

– взаимодействие с поставщиком (совместное пользование (владение) активами, сетью сбыта, технологическими и концептуальными разработками, выработка интегрированных решений о закупках и поставках).

 

 

Рис. 1. Единство и специфика функций закупочной деятельности

Офлайн (традиционные) и онлайн (электронные)  закупки взаимообусловлены и взаимосвязаны

Эволюция офлайн — закупок развивается от заострения внимания на достижение наилучшей цены и обеспечения своевременности поставок к регулированию затрат в процессе закупок (рис. 2).

Эволюция функций закупок.

Традиционные закупки: поиск потенциального поставщика; оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках; выбор метода закупки, установление приемлемой цены и условий поставки; мониторинг товара до момента его доставки;  оценка продукции и услуг.

Современные закупки – переход от концентрации на достижении наилучшего вари­анта цены к управлению затратами в процессе закупок на основе:

– выбора между самостоятельным изготовлением товара и покупкой его у внешних поставщиков;

– определения типа взаимоотношений с поставщиками;

– управления поставщиками с учетом масштабов их производств и сложившихся взаимоотношений.

 

Эволюция форм закупок:

— разовые (модель «вытянутой руки», которая  поддерживает минимизацию зависимости от поставщиков и максимизацию рыночной власти);

– долгосрочные (модель партнерства, когда фирмы координируют свои действия и инвестируют средства в активы с целью снижения издержек, улучшения качества и ускорения разработки новых товаров);

– в рамках альянса (взаимное развитие посредством взаимодействия между членами альянса, инвестиций в физический капитал, совместных инноваций);

– сетевые закупки (соединение ресурсов, ведущих к нововведениям, координация производственных, дистрибьюторских структур и обслуживающих организаций, умножение эффекта инноваций, координация обменных взаимоотношений в системах производства и распределения нескольких фирм).

Рис.2. Эволюция функций и форм закупок

При этом содержание стратегической части закупок изменяется: ориентация на взаимодействие с поставщиками, отказ от приоритета вертикальной интеграции  и  контроля в пользу гибкости, все это соответствует темпам и содержанию технологического развития.

Качество и эффективность онлайн- закупок это результат эффективного совмещения новых перспективных информационных технологий с соответствующим им стратегическим управлением  (рис. 3).

Рисунок 3. Структура и направления электронной стратегической деятельности предприятия

В Пермском крае большую роль в установлении доверия государственных заказчиков к электронному документу сыграло не столько внедрение технологии электронной цифровой подписи в автоматизированной информационной системе государственного заказа, сколько установление нормативно-правовой основы применения электронной цифровой подписи Законом РФ «Об электронной цифровой подписи» и последующими региональными нормативными правовыми актами [1].

В автоматизированной информационной системе государственного заказа Пермского края создан аналитический модуль, реализующий функции, присущие системе поддержки принятия управленческих решений и позволяющий:

– анализировать эффективность расходования средств бюджета в разрезе государственных заказчиков и способов закупок;

– контролировать и сопоставлять объем принятых бюджетных обязательств, объем текущих процедур закупок, рассчитывать остатки бюджетных средств после проведения закупок для принятия решения о их расходовании (перераспределении);

– контролировать сроки проведения операций по закупкам, продолжительность которых установлена нормативными правовыми актами;

– анализировать планы процедур закупок для принятия решения об их консолидации;

– получать данные по статистическим отчетным формам и отчетам, требуемым Госкомстатом и Минэкономразвития;

– комплексно анализировать состояние государственных закупок в регионе и прогнозировать реализацию расходной части бюджета, выделенной для проведения закупок;

– анализировать ход и результаты закупок, вести отчетность в любых информационных разрезах и в любой сравнительной ретроспективе.

Уникальная по совокупности технологических решений автоматизированная информационная система государственного заказа Пермского края является системой, во всех отношениях многофункциональной и гетерогенной.

При существующем огромном количестве закупок и педантичным требованиям к их проведению автоматизированная информационная система государственного заказа Пермского края является не просто автоматизированной системой, но и незаменимой технологией, а в некотором смысле даже идеологией государственных закупок, инструментом, не декларирующим, но на деле обеспечившим прозрачность и открытость государственного заказа.

Развитие функциональности автоматизированной информационной системы государственного заказа Пермского края проявляется в ее связи с внешними информационными ресурсами по следующим направлениям [6]:

– минимизация бумажного документооборота, в том числе документооборота с участниками процедур закупок (популяризация электронных форм конкурсных и котировочных заявок, аукционных предложений);

– организация связи с информационными ресурсами Федеральной антимонопольной службы России, Федеральной службы по тарифам России, Федеральной налоговой службы России, федеральным порталом государственных закупок, интеграция в автоматизированной информационной системе государственного заказа Пермского края федерального классификатора (структурированной номенклатуры) продукции, закупаемой для государственных нужд;

– развитие функциональности сайта до полноценной электронной торговой площадки, перевод большей части поставщиков на участие в электронных процедурах закупок;

– развитие вспомогательной инфраструктуры автоматизированной информационной системы государственного заказа Пермского края, – удостоверяющих и информационно-методических центров, института электронного нотариата, организация мест бесплатного доступа к сайту государственного заказа, в том числе развитие сети информационных киосков;

– полное обеспечение государственных заказчиков программно-техническими средствами автоматизированной информационной системы государственного заказа Пермского;

– автоматизация контрольных функций уполномоченных органов, обеспечение мультипараметрового мониторинга обстоятельств закупок.

Являясь средством обеспечения прозрачности и публичности расходования средств бюджета, информационное обеспечение государственных закупок играет основную роль. Прозрачность этого процесса, от планирования до исполнения государственных контрактов –  главное условие объективных и справедливых отношений власти и бизнеса в вопросе распределения бюджетных средств и предпочтений в размещении государственных заказов. Помимо этого, все возрастающий рост числа и объемов закупок, совершаемых на открытой конкурентной основе, создает мультипликативный эффект для развития различных отраслей экономики  региона, особенно для субъектов малого предпринимательства [2].

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 04.2011 N 63-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/
  2. Агроплощадка, сервис позволяющий купить фермерскую продукцию напрямую [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.roseltorg.ru/agro
  3. Преимущества работы на электронных торговых площадках [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://omskpress.ru/news/55092/preimuchshestva_rabot_na_elektronnx_torgovx_plochs/
  4. Рожкова Д.В. Маркетинговый комплекс продвижения товаров и услуг в АПК: развитие понятийного аппарата, элементы, особенности// Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 5 (91), 2012
  5. Стефанюк О.Д., Косташ А.А.Продвижение сельскохозяйственной продукции. Проблема использования маркетинговых подходов к системе сбыта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.konspekt.biz/index.php?text=2407
  6. Черданцев, В.П. Регулирование и саморегулирование формирования и эффективного функционирования регионального АПК / Пермь: ЗУИЭиП, 2009. — 467с.
  7. Черданцев В.П. Деловая электронная среда — интегрированный комплекс факторов преобразования бизнеса// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017 — № 2(ч.2). с.143- 146
  8. Электронные торговые площадки: определение, виды площадок, функции [Электронный ресурс] – Режим доступа https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/elektronnye-torgovye-ploshadki.html

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж».

Information about the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration».

Добавить комментарий

Войти с помощью: