Активная деятельность человечества на поверхности других небесных тел, в том числе на Луне, сегодня уже не кажется несбыточной мечтой. Мировое сообщество стремительно продвигается к цели развертывания лунных баз и станций по добыче ресурсов на поверхности Луны. В этом процессе заинтересованы не только государства, но и частные компании, обозначившие свой интерес в этом отношении и присоединяющиеся к лунным проектам с государственно-частным партнерством. В настоящем исследовании предлагается анализ существующих аспектов осуществления будущей деятельности на Луне в контексте экономических и правовых аспектов, которые необходимо учесть при разработке будущего международно-правового документа в области устойчивого исследования и использования Луны.
Ключевые слова: лунные ресурсы, лунная экономика, регулирование, коммерциализация, космическое право, государственно-частное партнёрство.
Economic and Legal Aspects of Sustainable Activities on the Moon
Abstract. Human activity on the surface of other celestial bodies, including the Moon, is no longer a pipe dream. The world community is rapidly moving toward the goal of deploying lunar bases and resource extraction stations on the surface of the Moon. Not only States are interested in this process, but also private companies that have indicated their interest in this regard and are joining lunar projects with public-private partnerships. The present study proposes an analysis of the existing aspects of future lunar activities in the context of the economic and legal aspects that need to be considered in the development of a future international legal document for the sustainable exploration and use of the Moon.
Keywords: lunar resources, lunar economy, regulation, commercialization, space law, public-private partnerships
В 21 века Луна становится полем технического и политического соперничества ведущих стран. В самом начале освоения космического пространства в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.[1], государства, договорились, что деятельность по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является достоянием всего человечества, и что космическое пространство и небесные тела открыты как для исследования, так и использования для всех государств без исключения. При этом термин «использование» включает как коммерческую, так и некоммерческую космическую деятельность.
На сегодняшний же день, учитывая нестабильную макроэкономическую и геополитическую ситуацию, освоение Луны с целью разработки и использования её природных ресурсов выдвигается на первый план среди первоочередных задач космических исследований. Данный вопрос стал особенно актуальным после начала принятия национального законодательства в области добычи ресурсов небесных тел (США[2], Люксембург[3], ОАЭ[4] и Япония[5], также планирует принять нормативно-правовой акт в этом отношении Саудовская Аравия[6]).
Существуют различные позиции относительно целесообразности, прежде всего, коммерческой, освоения Луны и реализации космических проектов и программ. В качестве аргументов в пользу освоения Луны предлагаются следующие[7]:
а) Луна — огромный источник гелия-3;
б) закрепление на Луне позволит более дешево создавать корабли для полетов на другие планеты Солнечной системы;
в) Луна — это огромная научная лаборатория;
г) космический туризм.
Кроме этого, согласно опубликованным данным[8], лунный грунт богат титаном, выплавка которого позволит производить тяжелые элементы конструкции и корпусов ракет прямо на Луне. Также на поверхности Луны присутствуют такие элементы как кремний, алюминий, магний и кальций, фосфаты, сульфиды, карбиды и фосфиды. Полная карта лунной поверхности создана Отделением астрогеологии Геологического общества США (USGS) приведена на рисунке 1, на карте показано распределение и классификация месторождений полезных ископаемых. на поверхности Луны[9].
Рис. 1. Карта лунной поверхности, созданная отделением астрогеологии Геологического общества США
На Земле запасы ископаемых являются исчерпаемыми, многие из которых – невозобновляемые (топливо (нефть) или железная руда). На Луне ресурсы включают территориальные и минеральные ресурсы[10], при этом минеральные ресурсы – возобновляемы, т.к. на Луну многие элементы доставляются, путем падения на Луну астероидов. Кроме этого, на Луне не нужно копать шахты[11], все находится преимущественно в поверхностном слое. В связи с этим отмечается, что космические природные ресурсы, в том числе на Луне, «компенсируют нехватку природных ресурсов на планете Земля», что благоприятно скажется на экономическом развитии человечества, и разрешит энергетический кризис[12].
Одновременно, как уже было обозначено выше, существует противоположная позиция, в рамках которой в качестве сдерживающего фактора скептики выдвигают экономическую нецелесообразность, связанную с высокой стоимостью космических миссий. Однако в ряде международных документов можно найти убедительные доводы противоположного характера.
Приведем следующий пример[13], сравним, стоимость отправки 1 килограмма груза на орбиту раньше и сейчас. В период эксплуатации космических шаттлов она составляла 30 тыс. долларов. В настоящее время доставка 1 кг обходится в 6 раз дешевле, около 5 тыс. долларов. Американские частные компании SpaceX и Blue Origin предполагают сократить эти суммы ещё в несколько раз благодаря повторному использованию первых ступеней ракет и других компонентов. По оценкам этих компаний, транспортировка 1 кг груза по маршруту Земля – Луна – Земля стоит от 20 до 40 тысяч долларов. Следовательно, стоимость доставки полезных грузов с Луны будет оцениваться в 10–15 тысяч за 1 кг. С учётом того, что 1 кг платины стоит до 45 тысяч долларов, одноразовая прибыль в данном случае может достигать 25–30 тысяч. Таким образом, можно сделать вывод, что, если приведенный пример не свидетельствует об однозначной экономической выгоде добычи ресурсов с лунной поверхности, но во всяком случае говорит о неоднозначности того или иного подхода к ее оценке, особенно если принимать в расчет соотношение стоимости лунных программ и строительство шахт на Земле по добыче аналогичных металлов.
Все обозначенное выше подкрепляет тезис о том, что Луна и ее ресурсы оправданно становится предметом конкуренции между космическими державами. При этом лунные миссии весьма ресурсоемки, в этой связи, как и другие масштабные проекты, лунные программы в основном реализуются в кооперации между странами. Так, каждое из ведущих космических государств имеет лунные программы: это и российская лунная программа с планируемыми запусками «Луны-26» и «Луны-27», и китайские «Чанъэ-6», «Чанъэ-7». Одновременно, Россия и Китай планируют совместно создать лунную станцию — её строительство должно завершиться к 2035 году. С 2023 по 2030 гг. будут отрабатываться технологии посадки, доставки грузов и возвращению на Землю лунного грунта. Участниками этой лунной программы сегодня являются 9 государств (см. рис. 2)[14]. И, конечно, американская лунная программа «Артемида»[15] – большой межгосударственный проект, запущенный в 2020 году. Изначально соглашение было подписано директорами восьми национальных космических агентств: США, Австралии, Великобритании, Италии, Канады, Люксембурга, ОАЭ и Японии. Позже к договору присоединились другие государства. Общее число участников проекта по состоянию на 01 декабря 2023 г. насчитывает 33 государства (см. рис. 2)[16]. Цель проекта сначала исследование, а затем – освоение, добыча и использование лунных ресурсов, включая коммерческое использование.
Рис. 2 Карта участников Программы «Артемида» (цвет № 1) и участников программы по созданию Международной научной лунной станции (цвет № 2).
Формат программы «Артемида» интересен с позиции изучения применения инструментов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), так как представляет собой попытку найти внешние источники финансирования, как среди других государств, так и среди частных компаний, которых мотивируют инвестировать в космическую программу, чтобы в будущем получить возможность заработать на освоении Луны, что является привлекательным с учетом прогнозной емкости рынка в более чем 100 миллиардов долларов[17]
О целесообразности использования инструментов ГЧП в различных секторах экономики свидетельствуют различные факторы, приведем ключевые из них:
- ГЧП способствует повышению реализуемости проектов с позиции исполнения как бюджета, так и графика;
- ГЧП направлено на обеспечение наилучшего соотношения цены и качества проекта, используя эффективность и инновационный потенциал частного сектора;
- ГЧП способствует распределению рисков между государственным и частным сектором.
- ГЧП, что наиболее важно, в случае проектов, связанных с космосом, способствует устойчивости проекта и развитию инновационных технологий.
Необходимо отметить, что на текущий момент формат ГЧП подразумевает привлечение подрядчиков из частного сектора для реализации государственного заказа, непосредственные инвестиции пока немногочисленны. Экспертные исследования показывают, что пройдут десятилетия, прежде чем многие виды деятельности, такие как добыча лунных ресурсов или сбор солнечной энергии на Луне, начнут приносить прибыль. Но в то же время государственные космические программы могут использовать коммерческие инновации для сокращения расходов, стимулирования инноваций и ускорения своих программ. И некоторые виды коммерческой деятельности, такие как лунный туризм, могут стать прибыльными в ближайшем будущем. SpaceX уже продала одну поездку на Луну, запуск которой предварительно запланирован на 2024 год[18].
Таким образом, на данный момент усилия по возвращению на Луну в значительной степени финансируются правительственными космическими агентствами, такими как Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (далее – НАСА) или Европейское космическое агентство (ЕКА)[19]. NASA привлекает частные компании, такие как SpaceX, Blue Origin, Nokia, Lockheed Martin и General Motors, к разработке решений для своих лунных миссий, таких как космические полеты, трансляция с Луны, лунный GPS и многое другое. Это означает, что агентство ограничивает свои собственные расходы на исследования и разработки, в то время как компании могут рисковать при разработке и реализации амбициозных проектов.
Также НАСА создало собственную систему для своих предстоящих миссий на Луну: мегаракету Space Launch System (SLS) со своим космическим кораблем Orion. При этом, агентство передало разработку системы посадки человека (HLS), которая доставит астронавтов с лунной орбиты на лунную поверхность, в руки частных компаний. SpaceX Илона Маска была лидером в гонке, получив контракты на миллиард долларов на разработку HLS для миссий НАСА Artemis III и IV. Кроме этого, Blue Origin недавно выиграла контракт на сумму 3,4 миллиарда долларов на лунную ракету-носитель NASA Artemis V human. Питтсбургская аэрокосмическая и робототехническая компания Astrobotic Technology является одним из основных участников программы CLPS. Она заключила контракт стоимостью 320 миллионов долларов на поставку нескольких полезных грузов для НАСА. Intuitive Machines, компания по исследованию космического пространства, также выиграла контракт на 77 миллионов долларов от НАСА на три миссии с полезной нагрузкой, две из которых должны быть доставлены в этом году. Одним из них является бурение Polar Resources Ice Mining Experiment-1 (PRIME-1), целью которого будет проверка наличия льда под поверхностью Луны. Данная миссия будет первой демонстрацией использования ресурсов на Луне на месте.
Приведенные выше данные показывают, что американское космическое агентство является наиболее крупным игроком и инвестором в сфере исследования Луны и ее ресурсов, поэтому возможно, если правительство США решит отказаться от частных инвестиций, рынок не выживет сам по себе.
Важным будет отметить, что частные инвестиции во внепланетные исследования и эксплуатацию только начали поступать. Например, AstroForge, стартап по добыче полезных ископаемых на астероидах в Калифорнии, привлек частный капитал в размере 13 миллионов долларов для двух предстоящих миссий. Lunar Outpost, фирма космических технологий из Колорадо, привлекла 12 миллионов долларов начальных инвестиций для разработки луноходов и технологий.
Как отмечают исследователи, рынок лунных ресурсов и технологий, возможно, не приблизится к окупаемости до середины 2030-х годов. Тем не менее, для того чтобы рынок стал самодостаточным, необходима активизация частных компаний, которых возможно привлечь в данный сегмент путем предоставления дополнительных законодательных и налоговых преференций.
Как ранее было отмечено, современное международное космическое право не содержит детализированных положений, регулирующих порядок освоения ресурсов небесных тел, в частности Луны. В Договоре по космосу 1967 г. закреплен фундамент для их разработки в будущем, включающий такие принципы, как: запрет национального присвоения космического пространства, Луны и небесных тел; свободу исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; осуществление космической деятельности, которая является достояние всего человечества, в соответствии с основными принципами международного права, включая Устав ООН; содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел и другие; а в особенности принцип международной ответственности государств за национальную деятельность в космическом пространстве. Несмотря на возможную вариативность в участниках космической деятельности на Луне, единственными ответственными за космическую деятельность субъектами международного космического права будут являться государства либо международные межправительственные организации[20]. На фоне активного интереса и участия физических и юридических лиц в различных видах космической деятельности, в доктрине международного космического права озвучивается идея частичного освобождения государствам от международной ответственности за космическую деятельность, и распространение гражданской ответственности на негосударственных акторов[21]. Другие авторы не конкретизируют, нужно ли освобождать государства от ответственности за частную космическую деятельность в космосе, но подчеркивают, что «правила частной космической деятельности должны быть международными», в том числе для обеспечения гарантий правовой защиты вложенных средств со стороны государства[22]. С помощью каких международно-правовых механизмов будет обеспечена такая защита – пока не ясно. Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях фактически только начал заниматься детализированным изучением одного из вопросов, связанных с обеспечением устойчивости на Луне, – правовых аспектов исследования, использования и освоения космических ресурсов в рамках специальная Рабочая группа Юридического подкомитета (с 2021 г.). Ожидается, с учетом последних лет деятельности Комитета ООН по космосу, что по итогам работы будет принят документ рекомендательного характера. В то же время на национальном уровне государства активно разрабатывают законодательство, регулирующее деятельность физических и юридических лиц в области исследования, использования и добычи космических ресурсов. Примечательно, что все государства, которые приняли или находятся в процессе разработки такого нормативно-правового регулирования, являются участниками американской лунной программы «Артемида». Хотя Объединенные Арабские Эмираты также участвуют в китайско-российском лунном проекте по созданию Международной научной лунной станции.
В связи с этим стоит отметить неправительственные инициативы, направленные на разработку рекомендаций в области устойчивого исследования, использования и освоения Луны и её ресурсов. Данные рекомендации хоть и не носят обязательного характера, однако, могут иметь особый интерес для частного сектора, инвестирующего в лунную отрасль в качестве руководства. Положения таких документов практикоориентированы и нацелены на применение именно фактическими участниками лунной деятельности. Приведем несколько примеров.
В 2020 г. международная неправительственная организация «Ассоциация «Лунная деревня»» (Moon Village Association) разработала 15 принципов по лучшим практикам устойчивой деятельности на Луне[23]. Как отмечено в части 2 документа, «Принципы <…> предназначены для установления практических целей и обеспечения руководства при проведении лунной деятельности». Ожидается, что при последующем изменении положений документа будет использован принцип «адаптивного управления», означающий «постепенную эволюцию управления в соответствии с технологическим и экономическим развитием»[24] в зависимости от обстоятельств практической лунной деятельности.
Среди них особо следует выделить Принцип 5, закрепляющий положение о том, что необходимо «Содействовать развитию частной деятельности на Луне и в окололунном пространстве, включая чисто коммерческую деятельность, такую как космический туризм и добыча ресурсов, а также некоммерческую частную деятельность, такую как наука и исследования». Принцип 12 предлагает «поддерживать разработку как обязательных, так и рекомендательных норм права для облегчения создания и расширения лунной деятельности, включая, помимо прочего, инициативы, касающиеся инженерных стандартов, практики безопасности, гармонизации интерфейсов, реестра землепользования, природных ресурсов, финансов и защиты окружающей среды».
В 2022 г. Глобальная группа экспертов по устойчивой деятельности на Луне, созданная этой же Ассоциацией, опубликовала документ «Рекомендуемые рамки и ключевые элементы для мирной и устойчивой деятельности на Луне». Документ полностью практикоориентированный и опирается на существующую международно-правовую и нормативную базу документов в области космической деятельности, начиная от так называемых «договоров по космосу», заканчивая документами «мягкого права» и другими проектами неправительственных организаций. В контексте вопроса о космической экономике отметим Главу 10 Документа под названием «Устойчивая лунная экономика». В преамбуле к данной главе сказано: «Лунная экономика как неотъемлемая часть космической экономики, должна быть ориентирована на глобальное благо человечества и учитывать экологическую устойчивость на Земле и на Луне. Достижение устойчивой лунной экономики возможно только при обеспечении равного доступа для всех заинтересованных сторон»[25]. Далее обозначаются четыре подраздела, посвященные 10.1. движущим силам устойчивой лунной экономики[26]; 10.2. вовлечению развивающихся стран в развитие лунной экономики; 10.3. роли наземных отраслей промышленности в развитии лунной экономики; и 10.4. нормативно-правовым потребностям для устойчивой лунной экономики.
Разработчики документа предлагают комплексный междисциплинарный подход в вопросе лунной экономики и обозначают, что «привлечение к лунной деятельности субъектов, не относящихся к космической отрасли, может снизить затраты и устранить пробелы в знаниях» (10.3.2.). Подчеркивается особая роль государства в становлении лунной экономики: «Помимо выделения части национальных бюджетов на космическую деятельность, правительства также могут поддерживать участие частного сектора в лунной деятельности» (10.1.6.). С нормативно-правовой точки зрения вновь указывается на необходимость наличия «мер регулирования для долгосрочного роста и функционирования лунной экономики по мере увеличения числа лунных видов деятельности и заинтересованных сторон» (10.4.1.) и «определенного уровня правовой определенности и предсказуемости для развития лунной экономики, в частности коммерческих инвестиций» (10.4.2.). В документе «признается особая роль местных органов власти и других специальных экономических зон и органов управления в экономическом развитии» (10.3.2.3.). Принимая во внимание, что в создании данного документа участвовали не только представители науки, но и бизнес-сообщества, всё четче намечается тенденция необходимости разработки и принятия международного документа, содержащего универсальные правила как для государств, так и для физических и юридических лиц.
Подобный документ безусловно должен быть принят на площадке Комитета ООН по космосу с учетом интересов всех заинтересованных участников предстоящей лунной деятельности и уровня развития космической науки и техники. Положения документа не должны ограничивать деятельность по освоению Луны, а, наоборот, стимулировать развитие международных отношений в области мирного освоения Луны на благо нынешних и будущих поколений и предлагать действенные правовые инструменты и механизму, основанные на принципах международного космического права и международного права в целом.
Библиографический список
Абашидзе А.Х., Черных И.А. Космические ресурсы в фокусе повышенного внимания человечества // Обозреватель. – 2020. – № 11 (370). – С. 37-50.
Аль Али Н. Проблема регулирования использования природных ресурсов Луны и других небесных тел в коммерческих целях // Государство и право. – 2021. – № 8. – С. 100-109. – DOI 10.31857/S102694520016442-7.
Василевская Э.Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет (проблемы и суждения). М.: Издательство «Наука», 1978. – 143 с.
Волынская О.А. Космос и бизнес: международно-правовые проблемы // Право и государство. – 2022. – No 3 (96). – С. 33–54.
Крылов Н.Б., Шинкарецкая Г.Г. Интертемпоральное толкование Договора по космосу и негосударственные акторы // Государство и право. – 2021. – № 3. – С. 112-121. – DOI 10.31857/S102694520014151-7.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01434, https://rscf.ru/project/23-28-01434/.
Информация об авторах:
Островская Анна Александровна, кандидат экономических наук, директор Высшей школы промышленной политики и предпринимательства Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Черных Ирина Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Information about the authors:
Ostrovskaya Anna Aleksandrovna – PhD in Economics, Director of the Higher School of Industrial Policy and Entrepreneurship (Peoples’ Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba)
Chernykh Irina Alekseevna — PhD in Law, Assistant Professor of the Department of International Law (Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba)
[1] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml
[2] The U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act dated November 25, 2015. Public Law 114-90 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/2262/text; Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. Issued April 6, 2020. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://trumpwhitehouse.archives.gov/presidential-actions/executive-order-encouraging-international-support-recovery-use-space-resources .
[3] Law of July 20th 2017 On the Exploration and Use of Space Resources [электронный ресурс] – Режим доступа: https://space-agency.public.lu/en/agency/legal-framework/law_space_resources_english_translation.html.
[4] Federal Law No. 12 Issued on 19/12/2019 Corresponding to 22 Rabi’ Al-Akhar 1441H. On the Regulation of the Space Sector [электронный ресурс] – Режим доступа: https://space.gov.ae/Documents/PublicationPDFFiles/SpaceSectorFederalLaw_EN.pdf.
[5] Act on the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources (the Space Resources Act [электронный ресурс] – Режим доступа: https://kanpou.npb.go.jp/old/20210623/20210623g00141/20210623g001410004f.html.
[6] Volynskaya O. Heading for the stars and space law: the case of Saudi Arabia // IAC 2023 Congress Proceedings, 74th International Astronautical Congress (IAC), Baku, Azerbaijan, October, 2–6, 2023.
[7] Экономика Луны [электронный ресурс] – Режим доступа: https://zttt.livejournal.com/7093.html
[8] International Space Association [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.spaceassociation.org/index.php
[9] Williams M. Want to Mine the Moon? Here’s a Detailed Map of all its Minerals // Universe Today. Space and astronomy news. May 4, 2020. Режим доступа: https://www.universetoday.com/145887/WANT-TO-MINE-THE-MOON-HERES-A-DETAILED-MAP-OF-ALL-ITS-MINERALS/
[10] Абашидзе А.Х., Черных И.А. Космические ресурсы в фокусе повышенного внимания человечества // Обозреватель. 2020. № 11(370). С. 37-50.
[11] Зуев Д. Сколько реально стоят ресурсы Луны [электронный ресурс] // Свободная пресса. 27 января 2021 г. Режим доступа: https://svpressa.ru/world/article/288299/.
[12] Аль Али Н. Проблема регулирования использования природных ресурсов Луны и других небесных тел в коммерческих целях // Государство и право. 2021. № 8. С. 101.
[13] Писаренко Д. Выгодно ли добывать ресурсы на Луне? [электронный ресурс] // Аргументы и факты от 26.11.2020. Режим доступа: https://aif.ru/society/science/vygodno_li_dobyvat_resursy_na_lune?ysclid=londw2i7o7576350110
[14] Азербайджан, Беларусь, Венесуэла, Египет, Китай, ОАЭ, Пакистан, Россия, Южная Африка
[15] Principles for a Safe, Peaceful, and Prosperous Future [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nasa.gov/artemis-accords/
[16] Австралия, Ангола, Аргентина, Бахрейн, Болгария, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Люксембург, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Польша, Республика Корея, Руанда, Румыния, Саудовская Аравия, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Украина, Франция, Чешская Республика, Эквадор, Япония
[17] Guenot M. The moon is open for business, and entrepreneurs are racing to make billions [электронный ресурс] // Business Insider. Aug 8, 2023. Режим доступа: https://www.businessinsider.com/nasa-helping-private-companies-build-business-moon-make-lunar-billions-2023-6.
[18] Borowitz M. Returning to the Moon can benefit commercial, military and political sectors – a space policy expert explains [электронный ресурс] // The Conversation. July 18, 2023. Режим доступа: https://theconversation.com/returning-to-the-moon-can-benefit-commercial-military-and-political-sectors-a-space-policy-expert-explains-209300.
[19] Hummel T. Public-Private Partnerships to the Moon [электронный ресурс] // Leaders. Nov. 22, 2022. Режим доступа: https://leaders.com/news/innovation/public-private-partnerships-to-the-moon/.
[20] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml Ст. VI.
[21] Крылов Н.Б., Шинкарецкая Г.Г. Интертемпоральное толкование Договора по космосу и негосударственные акторы // Государство и право. 2021. № 3. С. 120.
[22] Волынская О.А. Космос и бизнес: международно-правовые проблемы // Право и государство. 2022. No 3 (96). С. 48
[23] Moon Village Principles (MVP) Issue 2, draft. March 5, 2020. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://moonvillageassociation.org/moon-village-principles-mvp-issue-2-draft-public-consultation-opens/
[24] Там же. P. 2 “The Principles”.
[25] Подробнее см.: Жуков Г.П., Солнцев А.М. Космос и экология: некоторые правовые проблемы // Московский журнал международного права. 2014;(3):119-144. DOI: 10.24833/0869-0049-2014-3-119-144
[26] Прим.: участники лунной деятельности.