Настоящая статья касается экстерриториальных обязательств государств по соблюдению прав и свобод человека на территории другого государства в контексте деятельности транснациональных корпораций, по отношению к которым соответствующие государства обладают юрисдикцией в результате их домицилия или осуществления контроля. Исходя из того, что экстерриториальные обязательства применяются преимущественно к соблюдению экономических, социальных и культурных прав человека, авторы исследуют деятельность Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, который осуществляет международный контроль за соблюдением государствами-участниками своих обязательств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, сферы действия которого, по мнению Комитета, не ограничиваются пределами государственной территории соответствующего государства-участника Пакта. В статье специальное внимание уделено мнению Комитета об обеспечении всеобщего доступа к вакцинам, особенно уязвимых групп населения, в контексте экстерриториальных обязательств государств-участников Пакта в условиях борьбы с пандемией COVID-19.
Ключевые слова: экстерриториальные обязательства, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП), замечания общего порядка о защите экономических и социальных прав, Заявление о всеобщем доступе к вакцинам против COVID-19, защита социальных прав человека за пределами государственной территории.
Extraterritorial obligations of states to respect economic and social human rights in the activities of transnational corporations under their jurisdiction or control
Abstract. The article deals with the extraterritorial obligations of states to respect human rights and freedoms in the other state in the context of the activities of transnational corporations over which the respective states have jurisdiction as a result of their domicile or control. Considering that extraterritorial obligations are applied primarily to the observance of economic, social and cultural human rights, the authors investigate the activities of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights, which monitor the implementation of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights by the states parties, the scope of which, in the Committee’s opinion, is not limited to the boundaries of the state territory of the state party to the Covenant. The article pays special attention to the opinion of the Committee on ensuring universal access to vaccines, especially for vulnerable groups of the population, in the context of the extraterritorial obligations of the states parties to the Covenant in situation of the fight against the COVID-19 pandemic.
Keywords: extraterritorial obligations, the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (ICESCR), the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR), General comments on the protection of economic, social and cultural rights, the Statement on universal access to COVID-19 vaccines, protection of social human rights outside national territory.
В международной правовой доктрине и в международной правозащитной практике преобладает мнение о том, что экстерриториальные обязательства государств касаются, прежде всего, соблюдения экономических и социальных прав, хотя они могут относиться к гражданским и политическим правам человека на основании принципа неделимости, взаимосвязанности и взаимозависимости прав человека[2], что подтверждается Маастрихтскими руководящими принципами, касающимися нарушений экономических, социальных и культурных прав 1997 г.[3]
Исходя из того, что на универсальном уровне экономические и социальные права закреплены во Всеобщей декларации прав человека, а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (далее МПЭСКП), в котором на данный момент участвует 172 государства-члена ООН, а международный контроль за выполнением обязательств по этому Пакту осуществляется Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (далее КЭСКП), настоящая статья будет опираться на мнение КЭСКП по экстерриториальным обязательствам государств-участников по МПЭСКП в контексте деятельности транснациональных корпораций и защиты экономических, социальных и культурных прав в условиях нарушения этих прав в результате деятельности транснациональных корпораций на территории другого государства.
КЭСКП не раз обращал внимание государств-участников МПЭСКП на их экстерриториальные обязательства по Пакту (например, Австралии, Норвегии, ФРГ), отразив соответствующие рекомендации в заключительных замечаниях по периодическим докладам этих государств.
КЭСКП также касался в своих замечаниях общего порядка вопроса о конкретных экстерриториальных обязательствах государств-участников в отношении предпринимательской деятельности соблюдать экономические и социальные права, включая право на труд и достойные условия труда, социальное обеспечение и адекватный уровень жизни, питание, жилье, воду[4], санитарию, здоровье и образование.
В концентрированном виде КЭСКП отразил свое мнение по экстерриториальным обязательствам государств-участников по МПЭСКП в своем Заявлении 2011 г. об обязательствах государств-участников в отношении корпоративного сектора и экономических, социальных и культурных прав[5]. КЭСКП подтвердил, что обязательства государств-участников по Пакту не ограничиваются границами их территории. Согласно его мнению, государства-участники обязаны принимать соответствующие меры по предупреждению нарушения экономических и социальных прав человека за рубежом со стороны корпораций, домицилированных на их территории и/или находящихся под их юрисдикцией. При этом подчеркивается, что эти меры не должны ущемлять суверенитет и ограничивать обязательства принимающих государств.
В 2017 г. КЭСКП принял Замечание общего порядка №24 «Об обязательствах государств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности»[6]. Раздел C данного Замечания общего порядка полностью посвящен экстерриториальным обязательствам, который начинается с констатации того факта, что в последнее время значительно увеличивается масштаб деятельности транснациональных корпораций, наблюдается рост инвестиций и торговых потоков между странами. Подтверждается также рост задействованных в крупных проектах в области развития частных инвестиций, нередко в форме государственно-частных партнерств.
Общим основанием экстерриториальных обязательств для КЭСКП является то обстоятельство, что обязательства, налагаемые Пактом, сформулированы без каких-либо территориальных или юрисдикционных ограничений.
По мнению КЭСКП, экстерриториальные обязательства возникают в тех случаях, когда то или иное государство-участник Пакта может влиять на ситуации, имеющие место за пределами его территории, с учетом ограничений, налагаемых международным правом «путем осуществления контроля за деятельностью корпораций, домицилированных на его территории и/или находящихся под его юрисдикцией»[7].
Ссылаясь на пункт 1 ст. 2 МПЭСКП, где говорится о международной помощи и сотрудничестве в целях осуществления экономических, социальных и культурных прав, КЭСКП считает неоправданным пассивность государства-участника Пакта в ситуации, когда корпорация, домицилированная на его территории и/или находящаяся под его юрисдикцией, и, следовательно, под его контролем, наносит ущерб правам других лиц в других государствах.
КЭСКП применил разработанные УВКПЧ «Принципы и руководящие положения для применения правозащитного подхода к стратегиям сокращения нищеты»[8], на основании которых выделяется три вида обязательств, полностью применяемых к экстерриториальным обязательствам: экстерриториальное обязательство уважать; экстерриториальное обязательство защищать; экстерриториальное обязательство осуществлять.
Экстерриториальное обязательство защищать, по мнению КЭСКП, требует от государств-участников принимать меры для предупреждения и устранения последствий нарушений закрепленных в МПЭСКП прав, совершенных за пределами их территории в результате деятельности коммерческих предприятий, в отношении которых эти государства могут осуществлять контроль, особенно в тех случаях, когда средства правовой защиты, имеющиеся в распоряжении жертв в судах государств, на чьей территории был причинен вред, являются недоступными или неэффективными. Например, государство-участник, обладая достоверной информацией о рисках, характерных для добывающей промышленности, обязано проявлять должную осмотрительность при подготовке проектов добычи полезных ископаемых с целью предотвращения нарушений экономических и социальных прав занятых на этом объекте.
Экстерриториальное обязательство уважать предполагает, что государства-участники Пакта должны принимать меры к тому, чтобы не препятствовать другому государству выполнять его обязательства по Пакту. Это обязательство имеет большое значение, например, при заключении инвестиционных соглашений.
В соответствии с экстерриториальным обязательством осуществлять, как считает КЭСКП, государству-участнику надлежит призывать транснациональные корпорации соблюдать в своей деятельности права, закрепленные в МПЭСКП. В этом контексте у государства имеются более действенные средства воздействия на соответствующие ТНК через, например, активную борьбу с уклонением от уплаты налогов.
Аспекты, связанные с выполнением экстерриториальных обязательств государствами-участниками МПЭСКП чрезвычайно актуальны в условиях всеобщей борьбы с последствиями пандемии COVID-19. 17 апреля 2020 г. КЭСКП принял Заявление о пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) и экономических, социальных и культурных правах[9].
В разделе «рекомендации» этого Заявления, в пункте 20 говорится, что государства-участники Пакта несут экстерриториальные обязательства, связанные с глобальными усилиями по борьбе с COVID-19. По убеждению КЭСКП, развитым в экономическом плане государствам следует избегать принятия таких решений, как введение ограничений на экспорт медицинского оборудования, что приводит к затруднению доступа к жизненно важному оборудованию для беднейших жертв пандемии в мире. Государствам-участникам также следует обеспечить, чтобы односторонние меры не препятствовали потоку необходимых и основных товаров, прежде всего, продуктов питания.
В пункте 22 данного Заявления КЭСКП подчеркнуто важное положение: «Односторонние санкции экономического и финансового характера ослабляют системы здравоохранения и могут подорвать усилия по борьбе с COVID-19, особенно в контексте закупок медицинского оборудования и материалов. Такие санкции должны быть отменены, с тем чтобы позволить пострадавшим странам получить доступ к ресурсам, необходимым им для эффективной борьбы с пандемией COVID-19». Данное положение подкрепляется не только действующим позитивным международным правом, но и авторитетным мнением президента РФ В.В. Путина, озвученным в его выступлении на 75-й сессии ГА ООН 22 сентября 2020 г.: «Хотел бы вновь привлечь внимание к российскому предложению о введении так называемых «зелёных коридоров», свободных от торговых войн и санкций, прежде всего для товаров первой необходимости, продовольствия, лекарств, средств индивидуальной защиты, востребованных именно для борьбы с пандемией»[10].
В начале декабря 2020 г. КЭСКП принял Заявление о всеобщем и равноправном доступе к вакцинам против COVID-19. В нем говорится о том, что многие вакцины создаются и будут созданы частными корпорациями (крупными частными фармацевтическими компаниями, которые подпадают под режим охраны интеллектуальной собственности). Эти фармацевтические компании ждут, прежде всего, того, чтобы их затраты по инвестициям были компенсированы, и впоследствии они получили прибыль.
Комитет напоминает, что интеллектуальная собственность не является правом человека, она является социальным продуктом, обладающим социальной функцией. Следовательно, государства-участники Пакта обязаны предотвратить, чтобы режимы интеллектуальной собственности и патента не подрывали пользование экономических, социальных и культурных прав человека, например, путем превращения необходимых средств существования, включая продукты питания, вакцины или медикаменты в недоступные для развивающихся государств или маргинализированных сообществ из-за высокой цены.
По Дохинской декларации ВОЗ «Соглашение по ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность) и общественное здравоохранение» 2001 г.[11] режим интеллектуальной собственности должен пониматься и применяться в контексте обязательства государств «защитить общественное здравоохранение». Следовательно, государства-участники должны гибко подходить к вопросу применения ТРИПС со стороны бизнес-структур и учитывать это в процессе обязательного лицензирования бизнес-структур для обеспечения всеобщего доступа к вакцинам. Вместе с тем, как замечает КЭСКП, следует осознать, что такая гибкость не обеспечит все жизненно важные сферы развивающихся стран во время пандемии. Поэтому в качестве дополнительных мер, как на этом настаивают отдельные государства (например, ЮАР и Индия) и группа специальных процедур СПЧ ООН, необходимо тщательно взвесить ключевые положения ТРИПС в условиях глобального кризиса в здравоохранении.
МПЭСКП порождает обязательство и для фармацевтических компаний, как минимум, уважать Пакт. Следовательно, бизнес-структуры должны воздержаться от применения режима интеллектуальной собственности в таком понимании, чтобы это не привело к нарушению прав человека, включая право каждого человека на доступ к безопасным и эффективным вакцинам от COVID-19.
Сноски:
[1] Основные положения данной статьи были представлены на видеоконференции 3 декабря 2020 г., организованной российской сетью Global Compact совместно с РСПП
[2] Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25 июня 1993 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml (дата обращения: 7.12.2020).
[3] Маастрихтские руководящие принципы, касающиеся нарушений экономических, социальных и культурных прав 1997 г. URL: http://humanrts.umn.edu/instree/RMaastrichtguidelines.html (дата обращения: 7.12.2020).
[4] Солнцев А.М. Экстерриториальные аспекты защиты экологических прав человека: методологически проблемы // Актуальные проблемы защиты социально-экономических прав человека в России, СНГ и странах Европейского Союза: материалы международной научной конференции, Волгоград, 6-7 июня 2014 года. Том 1. Волгоградский институт бизнеса. — Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. — С. 253-258
[5] Документ ООН E/C.12/2011/1.
[6] Документ ООН E/C.12/GC/24.
[7] Документ ООН E/C.12/GC/24. Пар. 28.
[8] Документ ООН HR/PUB/06/12.
[9] Документ ООН E/C.12/2020/1.
[10] Видеообращение В.В. Путина на пленарном заседании юбилейной, 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 22.09.2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64074 (дата обращения: 7.12.2020).
[11] Doha Declaration on the TRIPS Agreement and Public Health / WTO Doc. WT/MIN(01)/DEC/W/2, 14 November 2001 URL: https://www.who.int/medicines/areas/policy/tripshealth.pdf?ua=1 (дата обращения: 7.12.2020).
Информация об авторах:
Абашидзе Аслан Хусейнович – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права РУДН.
Вишневский Григорий Николаевич – аспирант кафедры международного права РУДН.
Information about the authors:
Abashidze Aslan Khuseynovich — Doctor of Law, Professor, Head of the Department of International Law of the RUDN University.
Vishnevsky Grigory Nikolaevich — postgraduate student of the Department of International Law of the RUDN University.