
Загрязнение пластиковым мусором — глобальная проблема, которая наносит ощутимый, но невидимый вред морским, наземным и воздушным экосистемам. Несмотря на то, что опасность пластикового мусора широко освещается, его количество неуклонно растет, а ежегодное увеличение потребления пластика и неэффективные методы его утилизации лишь усугубляют эту острую проблему. Увеличение объемов пластика в обороте продлит его жизненный цикл, что, в свою очередь, усилит воздействие на климат, загрязнит экосистемы и поставит под угрозу права человека, в том числе право на здоровье[1]. Для эффективного противодействия этой проблеме необходимы согласованные действия со стороны всех государств, локальные усилия одного государства окажутся недостаточными. Статья посвящена изучению развития международных усилий по борьбе с проблемой пластикового мусора и микропластика в Мировом океане. В ней также исследуются существующие международные обязательства по сокращению пластиковых отходов и прослеживается путь создания Глобального договора по пластику, запланированного к принятию в 2025 году, который может стать ключевым инструментом для создания эффективной глобальной системы управления пластиком.
Ключевые слова: ООН, пластиковые отходы, Мировой океан, международное сотрудничество, Глобальный договор по пластику
The evolution of international cooperation in the field of combating plastic debris and microplastics in the ocean
Annotation: Plastic pollution is a global problem that causes tangible but invisible harm to marine, terrestrial and aerial ecosystems. Despite the fact that the danger of plastic waste is widely publicized, its number is steadily increasing, and the annual increase in plastic consumption and inefficient disposal methods only exacerbate this acute problem. An increase in the volume of plastic in circulation will prolong its life cycle, which, in turn, will increase its impact on the climate, pollute ecosystems and endanger human rights, including the right to health. To effectively counter this problem, coordinated actions on the part of all States are necessary, and the local efforts of one State will prove insufficient. The article is devoted to the study of the development of international efforts to combat the problem of plastic debris and microplastics in the oceans. It also examines existing international commitments to reduce plastic waste and traces the path to the creation of a Global Plastic Treaty, scheduled for adoption in 2025, which can become a key tool for creating an effective global plastic management system.
Keywords: UN, plastic waste, World ocean, international cooperation, Global Plastic Treaty
С середины прошлого века, когда производство пластика начало стремительно расти, его применение в различных сферах жизни выросло в геометрической прогрессии, постепенно вытесняя традиционные материалы. За это время человечество добилось больших успехов в области пластиковой промышленности. Рост производства и потребления пластика вызвал цепную реакцию, породив серьезные проблемы социального, экономического и экологического характера. Пластиковый мусор и микрочастицы в настоящее время повсеместно обнаруживают в Мировом океане: их обнаруживают во всех океанах и на каждом берегу от Арктики, через тропики и до Антарктиды. Загрязнение морской среды является результатом деятельности человека как на суше, так и в море.
Ежегодно во всем мире накапливается около 275 миллионов тонн пластиковых отходов, а значительная часть, до 12 миллионов тонн, оказывается в морских водах, нанося непоправимый вред биоразнообразию и жизненным условиям морских экосистем[2]. Однако проблема не ограничивается только океанами: растущее производство пластика, переполненные свалки и неэффективные системы утилизации отходов оставляют свой негативный след во всех уголках нашей планеты[3]. Морские экосистемы страдают от ежегодного экологического ущерба, оцениваемого в $13 миллиардов, что влечет за собой не только экономические потери, но и серьезные угрозы для здоровья людей и санитарного благополучия окружающей среды[4].
Credit Suisse в своем исследовании о пластиковых отходах отмечает, что с 1960 года использование пластика возросло более чем в 50 раз, в отличие от роста мирового ВВП, который составил 6,5 раза, и увеличения численности населения на 1,6 раза. В случае сохранения нынешних темпов, по прогнозам аналитиков Credit Suisse, к 2060 году ежегодное количество пластиковых отходов достигнет 670 миллионов тонн, что почти вдвое превысит текущие 350 миллионов тонн[5].
Прочность пластика, являющаяся его ключевой характеристикой, одновременно обусловила его широкое распространение и стала причиной глобальной проблемы загрязнения морей. Неспособность эффективно управлять жизненным циклом этого материала привела к тому, что проблема пластикового мусора приобрела трансграничный характер, затрагивая различные аспекты жизни общества и нанося серьезный вред экосистемам.
По мнению профессора, доцента Нгуен Чу Хой: «Есть два ключевых компонента, необходимых для избавления океанов от пластика: общественность должна сократить их использование, а властям необходимо обратить внимание на сбор и обработку пластиковых отходов в море»[6].
Проблема загрязнения пластиковым мусором требует комплексных и согласованных действий на международном уровне. Эффективное решение этого вопроса невозможно без тесного международного сотрудничества, направленного на борьбу с пластиковыми отходами и микропластиком в мировом океане.
Достижение главной цели — минимизации негативного влияния химических веществ и опасных отходов на здоровье людей и окружающую среду, во многом зависит от действий государств-членов Организации Объединенных Наций (ООН), которые принимают ключевые международные соглашения.
ООН на протяжении многих лет выступает в качестве лидера в стремлении к мирному, основанному на сотрудничестве, скоординированному благосостоянию мирового океана и регулируемому международными соглашениями по использованию морей и океанов, направленных на благо как отдельных государств, так и планеты в целом. Настоятельные призывы к установлению эффективного международного использования океанского и морского дна за пределами действия четко определенной национальной юрисдикции положили начало процессу, в течение которого был создан Комитет ООН по морскому дну и подписан договор, запрещающий размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов. В этот период Генеральной Ассамблеей ООН утверждена декларация, провозгласившая ресурсы дна и недр морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы таких зон, общим достоянием человечества. Кроме того, была созвана Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды.
С момента проведения Стокгольмской конференции по окружающей человека среде и создания ЮНЕП в 1972 г. приняты четыре универсальные «химические конвенции»: Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г., Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 1998 г., Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г. и Минаматская конвенция о ртути 2013 г.. С целью совместной реализации их положений действует концепция синергии «химических конвенций», которая позволяет более эффективно выполнять свои обязательства и избегать дублирования финансовых затрат и человеческих ресурсов[7].
Решение проблемы, связанной с пластиковым мусором и микрочастицами пластмасс в Мировом океане, закреплено в пункте 34 Декларации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (Цели в области устойчивого развития (ЦУР) на 2016–2030 гг.), в котором главы государств и правительств подчеркнули обязанность государств ослаблять «негативное влияние городской деятельности и химических веществ, которые вредны для здоровья людей и окружающей среды, в том числе посредством экологически продуманного регулирования и безопасного использования химических веществ, сокращения и рециркуляции отходов и более эффективного использования водных и энергетических ресурсов»[8].
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года включает Цель в области устойчивого развития 14.1, закрепляющую необходимость «к 2025 году обеспечить предотвращение и существенное сокращение любого загрязнения морской среды, в том числе вследствие деятельности на суше, включая загрязнение морским мусором и питательными веществами». Это выводит проблему пластикового загрязнения на уровень основных глобальных приоритетов.
Пластиковому загрязнению морской среды постоянно уделяется внимание и в резолюциях Ассамблеи ООН по окружающей среде:
Резолюция 1/6: Лом и микрочастицы пластмасс в морской среде (2014). В ходе первой сессии Ассамблеи акцентировалось внимание на необходимости взвешенного и комплексного подхода к решению актуальной проблемы пластикового загрязнения океанов. Участники подчеркнули важность совместных действий для эффективного противостояния этому экологическому вызову и необходимость проведения глубокого анализа, чтобы выявить ключевые источники загрязнения и разработать соответствующие ответные меры[9].
Резолюция 2/11: Лом и микрочастицы пластмасс в морской среде (2016). Ассамблея констатировала, что проблема загрязнения пластиком в океанах приобретает все более тревожные масштабы, требуя немедленного и координированного глобального реагирования[10]. В этом контексте подчеркивается необходимость стандартизации терминологии и методик мониторинга, а также актуальность проблемы нехватки ресурсов в различных регионах. В связи с этим, предлагается провести анализ эффективности существующих международных и региональных стратегий в рамках ЮНЕП[11]. На основе анализа 18 международных и 36 региональных правовых актов Ассамблея пришла к выводу: «существующие стратегии и методы общего руководства носят фрагментарный характер, что не позволяет решать проблему лома и микрочастиц пластмасс в морской среде надлежащим образом»[12].
Резолюция 3/7: Морской мусор и микрочастицы пластмасс (2017). Облегчить проблему пластикового мусора и микропластика в мировых океанах – главная задача, которую поставила Ассамблея. Для достижения этой цели она призывает страны к принятию конкретных действий на национальном уровне и укреплению международного взаимодействия. Для более полного понимания масштаба проблемы и разработки эффективных решений, включая международные договоренности и обязательные для исполнения стратегии, будет сформирован экспертный совет с открытой структурой[13].
Резолюция 4/6: Морской пластиковый мусор и микрочастицы пластмасс (2019). Ассамблея заявила о необходимости полного исключения сброса пластикового мусора и микрочастиц в мировые океаны в будущем[14]. В этом контексте особое значение приобретает разумная система регулирования пластика на всех этапах его жизненного цикла, которая будет способствовать переходу к моделям устойчивого потребления и производства, включая развитие экономики замкнутого цикла. Для более глубокого анализа технических, финансовых и организационных аспектов, а также оценки эффективности международных мер реагирования Ассамблея продлевает работу экспертной группы[15].
В 2018 году Международная морская организация (ИМО) разработала и утвердила план действий, направленный на борьбу с загрязнением мировых океанов пластиковыми отходами, поступающими с судов. Этот план предусматривает первоначальные шаги по снижению пластикового мусора, образующегося на рыболовных и других типах судов. В 2019 году соответствующие изменения были внесены в Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением: для совершенствования мер контроля за трансграничным перемещением ряда небезопасных пластиковых отходов для них предусмотрена процедура «предварительного информированного согласия»[16]. Поправки к приложениям к Базельской конвенции усиливают контроль за трансграничной перевозкой пластиковых отходов и уточняют сферу применения Конвенции к пластиковым отходам. Стороны отметили важность и актуальность проблемы пластиковых отходов и приняли решение принять незамедлительные меры по минимизации/предотвращению образования пластиковых отходов, подчеркнув необходимость принятия подхода, основанного на учете жизненного цикла, в целях снижения риска, связанного с опасными компонентами, и пересмотра группой экспертов перечня категорий отходов, подлежащих контролю[17].
На данный момент не существует юридически обязательного документа, которой бы обеспечил единый подход к управлению пластиком и проблемами его загрязнения на глобальном уровне.
В 2022 году, во время мартовской сессии, Ассамблея ООН по экологическим вопросам (UNEA) одобрила начало переговоров, направленных на создание всемирного соглашения по противодействию загрязнению пластиком[18]. Договор по пластмассам должен охватывать все этапы жизненного цикла пластика, от его производства до утилизации, с особым акцентом на потенциальных рисков для здоровья людей и окружающей среды, связанных с токсичными химическими веществами, используемыми в производстве пластика.
Этот договор имеет потенциал стать ключевым международным соглашением, определяющим четкие задачи для его участников в создании устойчивой модели развития, которая обеспечит здоровье людей и сохранение окружающей среды, освободив мир от токсичных веществ. Присутствие химических веществ в пластике делает его неподходящим материалом для реализации принципов циркулярной экономики. В мандате акцентировано внимание на необходимость развития принципов устойчивого дизайна, предусматривая обязательства по исключению использования опасных химических веществ в производстве пластиков и запрету переработки пластиков, загрязненных такими веществами. Также отмечена необходимость координации с Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенциями и Стратегическим подходом к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ).
Создание такого совместного соглашения о борьбе с пластиковыми отходами представляет собой сложную задачу, поскольку выгода от снижения вреда, наносимого морской экосистеме, распространяется на все страны. Ведь пластик, перемещаясь по международным водам, может нанести ущерб не только стране-источнику отходов, но и другим государствам. В результате, затраты на сокращение пластика несет одна страна, польза от ее усилий ощущается всеми странами, чьи прибрежные зоны и морские территории страдают от загрязнения. Это создает хорошо известную проблему «безбилетников», которая не стимулирует глобальное сотрудничество, даже когда совокупные выгоды от сотрудничества могут намного превысить затраты[19].
С 25 ноября по 1 декабря 2024 года в Пусане (Южная Корея) прошло пятое заседание Межправительственного комитета по переговорам (МКП-5) по разработке глобального юридически обязывающего договора о загрязнении окружающей среды пластиком. Цель переговоров — достижение соглашения, которое станет основой для эффективного противостояния пластиковому кризису. Несмотря на это, в Пусане не удалось утвердить договор из-за существенных разногласий, в частности, по вопросам ограничения производства пластика, контроля за пластиковыми изделиями и химическими добавками, вызывающими опасения, а также по механизмам финансирования помощи развивающимся странам при выполнении договорных обязательств и определению порядка принятия решений — консенсусом или голосованием. Участники договорились о проведении дополнительной встречи в 2025 году с целью достижения консенсуса по ключевым положениям будущего соглашения[20].
Более 100 стран на встрече МКП-5 поддержали инициативу по введению обязательных к соблюдению показателей снижения производства нового пластика. Неправительственными организациями (НПО) отмечено, что для эффективного противодействия пластиковому мусору и его негативному влиянию на окружающую среду и климат, необходимо сначала решить первостепенную задачу – сократить объемы производства пластика. Хотя многие страны активно поддерживали идею сокращения пластикового производства, единого мнения по конкретным показателям и срокам этого сокращения достигнуто не было. Страны-производители нефти и их союзники, оказываемые сильным давлением отраслевых групп, предпочли сосредоточиться на вопросах утилизации и переработки уже существующих отходов, игнорируя необходимость борьбы с первоисточником проблемы. Нежелание бороться с первопричинами пластикового загрязнения оставляет серьезный пробел в потенциале договора по устранению коренных причин кризиса.
В ходе переговоров были выявлены значительные процедурные проблемы: часть обсуждений проходила в закрытом формате, что ущемляло возможности гражданского общества участвовать в процессе и высказывать критические замечания по защите здоровья людей и окружающей среды. Данная ситуация отклонялась от установленного порядка вовлечения НПО в обсуждения по химическим конвенциям и Глобальной рамочной программе по химическим веществам, где представители общественности традиционно участвовали в формировании соглашений и их последующего воплощения в жизнь. Отсутствие процедуры голосования дало небольшой группе доминирующих государств возможность затормозить продвижение на МКП-5, что привело к дискредитации демократических принципов в процессе переговоров и разочарованию тех стран, которые стремились к более решительным действиям.
В ходе разработки договора возник ряд проблем: экологическая (утилизация пластиковых отходов, альтернативы пластику), промышленная (производство каких видов пластиков государства готовы ограничить/запретить в ближней/дальней перспективе), климатическая (пластмассы влияют на изменение климата на протяжении всего своего жизненного цикла, в том числе за счет выбросов парниковых газов в процессе производства и после выбрасывания, когда они подвергаются воздействию солнечной радиации или утилизируются путем открытого сжигания)[21], торговая (как регулировать торговлю пластикосодержащих товаров, в том числе в рамках Всемирной торговой организации (далее – ВТО)). Разрешить указанные проблемы призваны переговоры в рамках МПК.
При обсуждении Глобального договора о пластике необходимо учитывать все аспекты действующего правового регулирования, которое неоднократно становилось предметом анализа и дискуссий в научной литературе.
Так, уменьшение загрязнения пластиком необходимо рассматривать в контексте минимизации рисков катастроф. Такой подход, основанный на принципе предосторожности, прочно закрепился в многих международных правовых актах. Парижское соглашение может послужить моделью для разработки Глобального договора по пластмассам, с учетом национальных планов действий, механизмов компенсации и обязательных отчётных процедур[22].
Akrofi D.F., Shang P. and Ciesielczuk J. призывают «к переоценке вовлеченности негосударственных субъектов, чтобы облегчить более доступный доступ к значимому участию в разработке, переговорах и последующей реализации предлагаемого Глобального договора по пластмассам и создать больше возможностей для такого участия»[23]. Рассматриваемый договор о пластике может послужить первоначальным многосторонним экологическим соглашением для реализации принципа Рио-де-Жанейрской декларации. Этот принцип определяет следующие фундаментальные элементы экологической демократии: доступ к информации, участие в процессах принятия решений, касающихся экологических вопросов, и доступ к правосудию по экологическим вопросам.
Научные деятели Carratta G, Jaeckel L считают, что «предстоящий договор по пластику может предложить более всеобъемлющее регулирование загрязнения пластиком. Это должно способствовать устойчивому производству и потреблению изделий из пластика,совершенствовать системы переработки отходов, и поощрять эффективное обращение с бытовыми пластиковыми отходами. Кроме того, в договоре должны быть рассмотрены стратегии защиты окружающей среды и воздействие пластика и других мелких пластиковых частиц на более широкий спектр экосистем»[24].
Основной камень преткновения в переговорах по разработке анализируемого договора – это сфера действия будущего договора. У государств есть разные подходы к трактовке ключевого понятия «полного жизненного цикла пластика»: некоторые считают, что оно охватывает стадии от созданного продукта до отходов, а другие предлагают начинать регулирование с момента добычи сырья и производства полимеров. Кроме того, несколько стран отметили, что первичные полимеры не входят в мандат резолюции 5/14[25], которая говорит непосредственно о загрязнении, а не о регулировании производства пластмасс.
В связи с чем позиция нефтедобывающих стран, в том числе России, состоит в необходимости сужения предмета регулирования будущего договора. В установочном документе по переговорам (резолюция ЮНЕА 5/14) говорится про «жизненный цикл пластика», отмечая, что «проблема загрязнения пластмассами морской и других сред может иметь трансграничный характер, а также требует решения наряду с ее последствиями с применением подхода, основанного на концепции жизненного цикла, с учетом национальных обстоятельств и возможностей» (преамбула); признавая широкий спектр имеющихся подходов, устойчивых альтернатив и технологий для учета полного жизненного цикла пластмасс, подчеркивая далее необходимость укрепления международного сотрудничества для упрощения доступа к технологиям, развития потенциала и научно-технического сотрудничества, и подчеркивая, что не существует единого подхода (преамбула); постановляет, что межправительственный комитет по ведению переговоров должен разработать имеющий обязательную юридическую силу международный договор о борьбе с загрязнением пластмассами, в том числе морской среды, который мог бы предусматривать как обязательные, так и добровольные подходы, на основе всеобъемлющего подхода с учетом полного жизненного цикла пластмасс, принимая во внимание, среди прочего, принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, а также национальные обстоятельства и возможности, и включая следующие положения…»[26].
А.М. Солнцевым отмечены «ключевые идеи, которые вызывают разногласия при обсуждении в рамках МПК: фиксация в договоре цели, согласно которой к 2040 г. с пластиковым загрязнением будет покончено; ограничение производства полимеров (а также химических веществ и полимеров, вызывающих озабоченность) к определенной дате; проблемная пластиковая продукция и изделия, от которых можно отказаться, в том числе изделия с коротким сроком эксплуатации и одноразовые пластмассовые изделия, а также специально добавляемые микрочастицы пластмасс; введение единого налога на пластиковые отходы в мире[27]; исключения при введении ограничений пластика для ряда важных сфер, например, сфера медицины (одноразовые шприцы, маски, бахилы и т. д.); создание и внедрение системы расширенной ответственности производителей (РОП) в целях расширения возможностей переработки и повышения ее показателей, а также увеличения ответственности производителей и импортеров в области безопасного и экологически обоснованного регулирования пластмасс и пластмассовых изделий на протяжении всего их жизненного цикла и в рамках международных цепочек поставок»[28].
Противоречивые мнения также возникают по поводу методов борьбы с загрязнением, особенно касательно предложений ограничить выпуск определенных видов пластиковых изделий, ввести строгие требования к упаковке, ликвидировать уже существующее загрязнение, а также создать систему контроля и прозрачности химического состава всех видов пластмасс и пластиковых изделий на всех этапах их существования[29].
Одним из положительных результатов МКП-5 стало официальное включение в переговорный текст вопроса о предоставлении информации о химических веществах, используемых в пластиковых изделиях в рамках цепочки создания стоимости, и обеспечении отслеживаемости такой информации в пластиковых изделиях и отходах на основе согласованных на глобальном уровне руководящих принципов[30]. Прозрачность имеет решающее значение для того, чтобы потребители, политики, переработчики отходов и промышленники могли принимать обоснованные решения о производстве, использовании и утилизации пластиковых изделий[31].
Таким образом, активность государств, направленная на поддержку Глобального договора по пластику на всем его жизненном цикле, набирает обороты — увеличивается количество международных соглашений, которые определяют конкретные шаги для достижения поставленных целей и устанавливают ключевые направления работы. В целях минимизации загрязнения морей и экосистем пластиком, миру необходима единая юридическая база – Глобальный договор о пластмассах, в рамках которого должны быть урегулированы все этапы жизненного цикла пластика: от разработки и производства до минимизации образования отходов и организации их переработки. Договор должен основываться на существующих региональных и глобальных механизмах и дополнять их. Указанное позволит обеспечить повсеместную реализацию их преимуществ и восполнение существенных пробелов для прекращения на долгосрочной основе сброса пластиковых отходов в океаны и стимулирования безопасной многооборотной экономики пластмасс, рациональной и сохраняющей климатическую систему.
Библиографический список
- Абашидзе А.Х. Международное экологическое право: документы и комментарии. Вып. IV. Международно-правовая охрана атмосферы, включая озоновый слой, и космического пространства. М.: РУДН, 2018. — 514 с.
- Бекяшев Д.К., Шувалова Т.В. Международно-правовые аспекты проблемы «фантомного промысла» морских живых ресурсов // Евразийский юридический журнал. 2018. № 3. С. 109-114
- Солнцев А.М. Борьба с загрязнением пластмассами в международном праве: lex lata и lex ferenda // Московский журнал международного права. 2023 (4). С. 35-49.
- Жаворонкова К. К вопросу об укреплении международного сотрудничества в сфере борьбы с пластиковым мусором и микрочастицами пластмасс в мировом океане // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 2 (129). — С. 63-66.
- Jambeck, J. R., Geyer, R., Wilcox, C., Siegler, T. R., Perryman, M., Andrady, A., and Law, K. L. Plastic waste inputs from land into the ocean // Science. 2015. № 347 (6223). Р. 768-771.
- Bergmann, M. Mützel1, S. Primpke, S. Tekman, M.B. Trachsel, J. and Gerdts, G. (2019). White and wonderful? Microplastics prevail in snow from the Alps to the Arctic // Science. 2019. Vol 5. № 8. Р. 1157.
- Nicola J. Beaumont Significant benefits from international cooperation over marine plastic pollution [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/375634758_Significant_benefits_from_international_cooperation_over_marine_plastic_pollution (дата обращения: 20.03.2025).
- Senathirajah K., Bonner M., Schuyler Q. and Palanisami T. (2023) A disaster risk reduction framework for the new global instrument to end plastic pollution [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1016/j.jhazmat.2023.131020 (дата обращения: 20.03.2025).
- Akrofi DF., Shang P. and Ciesielczuk J. Reconsidering approachestowards facilitating non-state actors’ participation in the global plastics regime // European Journal of Legal Studies. 2023. № 14(2). P. 121–140.
- Carratta G. and Jaeckel L. Global plastics governance: Opportunities and challenges for its improvement from a life cycle perspective // European Journal of Legal Studies. 2023. № 15(1). P. 29–64.
- Telesetsky А. The ‘Thin Law’ of Plastic Regulation and a Proposal for a Regional or Global Waste Tariff. – The Environmental Rule of Law for Oceans: Designing Legal Solutions // Cambridge University Press. 2023. Р. 58-75.
[1] Всемирная организация здравоохранения / Право на здоровье/ Изложение фактов №.31 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/sites/default/files/Factsheet31ru.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
[2] См.: Jambeck, J. R., Geyer, R., Wilcox, C., Siegler, T. R., Perryman, M., Andrady, A., and Law, K. L. Plastic waste inputs from land into the ocean // Science. 2015. № 347 (6223). Р. 768-771.
[3] Bergmann, M. Mützel1, S. Primpke, S. Tekman, M.B. Trachsel, J. and Gerdts, G. (2019). White and wonderful? Microplastics prevail in snow from the Alps to the Arctic // Science. 2019. Vol 5. № 8. Р. 1157.
[4] Оценка пластмассы: Экономическое обоснование для измерения, управления и раскрытия информации о применении пластмассы в области производства потребительских товаров. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3JYtWZ (дата обращения: 20.03.2025).
[5] Масса пластиковых отходов в океане превысит массу всех китов к 2060 году [Электронный ресурс]. URL: https://plus-one.ru/news/2023/06/02/massa-plastikovyh-othodov-v-okeane-prevysit-massu-vseh-kitov-k-2060-godu (дата обращения: 20.03.2025).
[6] Загрязнение морской среды пластиком требует международного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: https://vietnamnews.vn/environment/483957/marine-plastic-pollution-requires-international-cooperation.html (дата обращения: 20.03.2025).
[7] См.: Жаворонкова К. К вопросу об укреплении международного сотрудничества в сфере борьбы с пластиковым мусором и микрочастицами пластмасс в мировом океане // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). С. 63-66.
[8] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Документ ООН A/RES/70/1. URL: https://base.garant.ru/407358666/?ysclid=lpzmjbn88n482240495 (дата обращения: 20.03.2025).
[9] Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, резолюция 1/6: Лом и микрочастицы пластмасс в морской среде. Найроби, июнь 2014. UNEP/EA.1/Res.6. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/k24/008/03/pdf/k2400803.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
[10] Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, резолюция 2/11: Лом и микрочастицы пластмасс в морской среде [Электронный ресурс] // Найроби, май 2016. UNEP/EA.2/Res.11. URL: https://docs.un.org/ru/UNEP/EA.2/Res.11 (дата обращения: 20.03.2025).
[11] Борьба с ломом и микрочастицами пластмасс в морской среде: оценка эффективности соответствующих международных, региональных и субрегиональных стратегий и методов руководства. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Найроби, май 2018 [Электронный ресурс] // UNEP/AHEG/2018/1/INF/3. URL: https://papersmart.unon.org/resolution/uploads/unep_aheg_2018_inf3_full_assessment_en.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
[12] Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, резолюция 3/7: Морской мусор и микрочастицы пластмасс. [Электронный ресурс] // Найроби, май 2017. UNEP/EA.3/Res.7. URL: https://docs.un.org/ru/UNEP/EA.3/Res.7 (дата обращения: 20.03.2025).
[13] Отчет третьего совещания специальной экспертной группы открытого состава по проблеме мусора и микрочастиц пластмасс в морской среде. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Бангкок, ноябрь 2019. UNEP/AHEG/2019/3/6. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/31115/K1905085%20-%20UNEP-AHEG-2019-3-6%20-%20SECOND%20ADVANCE%20FOR%20CLIENT%20ONLY.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.03.2025).
[14] Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, резолюция 4/6: Морской пластиковый мусор и микрочастицы пластмасс [Электронный ресурс] //Найроби, март 2019. UNEP/EA.4/Res.6. URL: (дата обращения: 20.03.2025).
[15] Заявление министров на четвертой сессии Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде [Электронный ресурс] // Найроби, март 2019. UNEP/EA.4/HLS.1. URL: https://docs.un.org/ru/UNEP/EA.4/Res.6 (дата обращения: 20.03.2025).
[16] Изменения в приложения II, VIII и IX Базельской конвенции. 2019 [Электронный ресурс] // BC-14/12. URL: https://ipen.org/sites/default/files/documents/ban-basel-fact-sheet-v2_0-ru.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
[17] Basel Convention Plastic Waste Amendments [Электронный ресурс]. URL: https://www.basel.int/Implementation/Plasticwaste/PlasticWasteAmendments/Overview/tabid/8426/Default.aspx (дата обращения: 20.03.2025).
[18] Резолюция, принятая Ассамблеей Организации Объединенных Наций по окружающей среде 2 марта 2022 года UNEP/EA.5/L.23/Rev.1. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/38525/k2200647_-_unep-ea-5-l-23-rev-1_-_advance.pdf(дата обращения: 20.03.2025).
[19] Nicola J. Beaumont Significant benefits from international cooperation over marine plastic pollution [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/375634758_Significant_benefits_from_international_cooperation_over_marine_plastic_pollution (дата обращения: 20.03.2025).
[20] Итоги переговоров МКП-5 по Глобальному договору по пластмассам [Электронный ресурс]. URL: https://ekois.net/itogi-peregovorov-mkp-5-po-globalnomu-dogovoru-po-plastmassam/ (дата обращения: 20.03.2025).
[21] См.: Абашидзе А.Х. Международное экологическое право: документы и комментарии. Вып. IV. Международно-правовая охрана атмосферы, включая озоновый слой, и космического пространства. М.: РУДН, 2018. — 514 с.
[22] Senathirajah K., Bonner M., Schuyler Q. and Palanisami T. (2023) A disaster risk reduction framework for the new global instrument to end plastic pollution [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1016/j.jhazmat.2023.131020 (дата обращения: 20.03.2025).
[23] См.: Akrofi DF., Shang P. and Ciesielczuk J. Reconsidering approachestowards facilitating non-state actors’ participation in the global plastics regime // European Journal of Legal Studies. 2023. № 14(2). P. 121–140.
[24] См.: Carratta G. and Jaeckel L. Global plastics governance: Opportunities and challenges for its improvement from a life cycle perspective // European Journal of Legal Studies. 2023. № 15(1). P. 29–64.
[25] UNEA Resolution 5/14 entitled «End plastic pollution: Towards an international legally binding instrument» [Электронный ресурс]. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/39812/OEWG_PP_1_INF_1_UNEA%20resolution.pdf
[26] UNEA Resolution 5/14 entitled «End plastic pollution: Towards an international legally binding instrument» [Электронный ресурс]. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/39812/OEWG_PP_1_INF_1_UNEA%20resolution.pdf
[27] См.: Telesetsky А. The ‘Thin Law’ of Plastic Regulation and a Proposal for a Regional or Global Waste Tariff. – The Environmental Rule of Law for Oceans: Designing Legal Solutions // Cambridge University Press. 2023. Р. 58-75.
[28] Солнцев А.М. Борьба с загрязнением пластмассами в международном праве: lex lata и lex ferenda // Московский журнал международного права. 2023 (4). С. 42.
[29] См.: Бекяшев Д.К., Шувалова Т.В. Международно-правовые аспекты проблемы «фантомного промысла» морских живых ресурсов // Евразийский юридический журнал. 2018. № 3. С. 109-114
[30] Intergovernmental Negotiating Committee to develop an international legally binding instrument on plastic pollution, including in the marine environment from 01.12.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/46710/Chairs_Text.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
[31] Итоги переговоров МКП-5 по Глобальному договору по пластмассам [Электронный ресурс]. URL: https://ekois.net/itogi-peregovorov-mkp-5-po-globalnomu-dogovoru-po-plastmassam/ (дата обращения: 20.03.2025).
Информация об авторе:
Жаворонкова Карина, аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов
Information about the author:
Zhavoronkova Karina, postgraduate student of International law sub-faculty of the Institute of Law of the Peoples’ Friendship University of Russia