
В статье исследуется трансформация уголовного законодательства Российской Федерации в сфере экономической деятельности на протяжении последнего десятилетия. Анализируется переход от политики гуманизации и декриминализации предпринимательской деятельности к формированию жестких механизмов противодействия внешним экономическим угрозам, включая санкционное давление. Рассматриваются ключевые законодательные инициативы, их обоснование и последствия. На основе сравнительно-правового анализа и данных правоприменительной практики обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования уголовного закона, в частности, криминализации незаконного ввоза санкционных товаров.
Ключевые слова: экономическая безопасность, уголовное законодательство, декриминализация, санкции, контрабанда, предпринимательская деятельность, уголовная политика, импортозамещение.
The evolution of criminal law regulation in the sphere of economic security in Russia: from decriminalization to the new challenges
Abstract. The article examines the transformation of the criminal legislation of the Russian Federation in the sphere of economic activity over the past decade. The article analyzes the transition from the policy of humanization and decriminalization of entrepreneurial activity to the formation of strict mechanisms for countering external economic threats, including sanctions pressure. The key legislative initiatives, their rationale and consequences are considered. Based on comparative legal analysis and data from law enforcement practice, the need for further improvement of the criminal law, in particular, criminalization of the illegal import of sanctioned goods, is substantiated.
Keywords: economic security, criminal legislation, decriminalization, sanctions, smuggling, business activity, criminal policy, import substitution.
Введение
Современная нормативная база, регулирующая вопросы экономической безопасности через призму уголовного законодательства, начала формироваться в России с 2009 года. Изначальный вектор реформ был направлен на либерализацию и создание благоприятных условий для ведения бизнеса, что нашло отражение в Концепции модернизации уголовного законодательства в экономической сфере. Однако кардинальное изменение геополитической обстановки, введение международных санкций и необходимость обеспечения национального суверенитета обусловили смену парадигмы, потребовав от законодателя разработки новых защитных механизмов. Данная статья прослеживает эту эволюцию и анализирует перспективы дальнейшего развития уголовно-правовых норм в условиях новых вызовов.
1. Период либерализации и гуманизации уголовного законодательства (2009–2020 гг.)
Начало формирования современной нормативной базы по совершенствованию уголовного законодательства в сфере экономической безопасности было положено в 2009 году. В этот период разрабатывались меры, направленные на создание более благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Важным шагом в этом направлении стала подготовка Концепции модернизации уголовного законодательства в экономической сфере.
В данном документе эксперты обратили внимание на существенную проблему — чрезмерно широкий подход к криминализации различных аспектов предпринимательской деятельности, закрепленный в «экономическом блоке» Уголовного кодекса РФ. Анализ показал, что подобная законодательная практика создает избыточные барьеры для развития бизнеса, сковывает инициативу предпринимателей и в конечном счете негативно сказывается на экономическом развитии страны.
В связи с этим Концепция предложила принципиально новый подход — декриминализацию целого ряда составов преступлений экономической направленности. Речь шла о пересмотре уголовной ответственности за деяния, которые не представляют значительной общественной опасности и могут быть эффективно пресечены с помощью административных или гражданско-правовых механизмов [1].
В данном контексте ключевым направлением уголовной политики в отношении предпринимательской деятельности становится последовательная реализация принципов, сформулированных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2018 и 2019 годах. Эти программные документы обозначили принципиально важные ориентиры государственной политики, подчеркнув необходимость создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса. В частности, было четко заявлено о важности обеспечения предельно высокого уровня экономических свобод и развития здоровой конкурентной среды. Особое внимание уделяется недопустимости использования уголовного преследования как средства воздействия на предпринимателей. Такой подход предполагает кардинальный пересмотр традиционных правоохранительных методов, направленный по итогу на защиту делового сообщества от необоснованного давления и создание гарантий свободного развития предпринимательской инициативы.
В период с 2016 по 2020 годы российский законодатель последовательно реализовывал политику гуманизации уголовного законодательства в предпринимательской сфере, что нашло отражение в принятии целого комплекса нормативных актов. Эти законодательные инициативы были направлены на смягчение уголовной ответственности в отношении бизнес-сообщества и создание более сбалансированной системы правового регулирования. Среди ключевых изменений следует отметить существенную дифференциацию ответственности за мошенничество в предпринимательской деятельности, что позволило учитывать конкретные обстоятельства совершения правонарушения. Особое значение имело введение уголовной ответственности за незаконное возбуждение уголовных дел, когда такие действия предпринимались с целью создания препятствий законной предпринимательской деятельности и приводили к ее прекращению — эта норма стала важной гарантией защиты бизнеса от необоснованного давления [2].
В ходе реализации концепции смягчения уголовного законодательства произошла отмена статьи 188 УК РФ о контрабанде. Данная реформа опиралась на международный опыт, где в развитых правовых системах перемещение легальных товаров через границу не считается уголовным преступлением, а относится к сфере административных нарушений, связанных преимущественно с уклонением от таможенных платежей. Соответствующие правонарушения полностью охватываются составом статьи 194 УК РФ об уклонении от уплаты таможенных платежей, что делает избыточным выделение отдельного состава преступления.
2. Новые вызовы и смена парадигмы: обеспечение экономического суверенитета
Однако на фоне этих либеральных изменений перед страной встали новые серьезные вызовы, требующие переосмысления подходов к обеспечению национальной безопасности. Современные угрозы приобрели комплексный характер, затрагивая различные сферы государственного устройства и создавая эффект мультипликативного воздействия. Особую тревогу вызывает уязвимость российской экономики, подвергающейся беспрецедентному внешнему давлению через систему экономических санкций и политических ограничений, инициированных рядом зарубежных государств.
Введение первых санкционных мер в 2014 году и их резкое ужесточение в 2022 году создали для России принципиально новые условия функционирования, потребовавшие срочной адаптации всех институтов государственного управления. В этом контексте особую значимость приобрели вопросы защиты национального суверенитета через создание действенных механизмов противодействия внешним дестабилизирующим факторам. Государство было вынуждено оперативно разрабатывать комплекс мер, направленных на защиту конституционных прав граждан и поддержку наиболее уязвимых секторов экономики, прежде всего предпринимательского сообщества, оказавшегося на передовой экономического противостояния.
Формирование эффективной системы экономической безопасности стало ключевым приоритетом, позволяющим не только противостоять текущим вызовам, но и создавать основы для устойчивого развития в условиях долгосрочного внешнего давления. Речь идет о построении такой модели экономики, которая сочетает защитные механизмы с возможностями для поступательного развития, обеспечивая стабильное функционирование жизненно важных отраслей и поддерживая предпринимательскую инициативу даже в наиболее неблагоприятных внешних условиях [3].
Введение экономических санкций в отношении Российской Федерации и введение страной ответных санкций закономерно привело к негативным социально-экономическим последствиям внутри государства. Это стало условием необходимости развития эффективной внешнеэкономической политики и налаживания внешнеэкономических связей, поэтому Российская Федерация быстро начала поиск новых стратегических партнёров, а также рынков сбыта продукции. В условиях изменившейся геополитической реальности Российская Федерация осуществила стратегический разворот экономической политики в сторону поддержки отечественных производителей и ускоренного развития программ импортозамещения. Этот переход происходил на фоне сохраняющейся уязвимости позиций России в мировой экономике, обусловленной сохраняющейся сырьевой ориентацией национального хозяйства. Примечательно, что российские власти проявили принципиальную позицию, введя ответные санкционные меры в отношении западных стран, несмотря на очевидные экономические риски такого решения.
3. Проблема незаконного ввоза санкционных товаров и пробелы в уголовном законе
Длительное пребывание под действием международных санкций создало для России серьезные препятствия в области международного научно-технического сотрудничества. По экспертным оценкам, каждый год технологической изоляции оборачивается пятилетним отставанием в научно-техническом развитии, что создает долгосрочные вызовы для экономической конкурентоспособности страны. Особенно ощутимым оказалось воздействие санкций на агропромышленный комплекс, который вынужден функционировать в условиях беспрецедентной геополитической нестабильности.
Кризисная ситуация высветила системные проблемы сельского хозяйства, ранее находившиеся в латентном состоянии. Среди них особую остроту приобрели вопросы зависимости от импортных поставок семенного материала для растениеводства и племенного скота для животноводства, а равно удобрений и ветеринарных препаратов. Однако именно эти вызовы стали катализатором интенсивного развития отечественной аграрной науки и технологий. Российские сельхозпроизводители, вынужденные искать альтернативные решения, активно внедряют инновационные методы производства, что в сочетании с комплексом государственных мер поддержки позволило не только компенсировать потери от санкций, но и вывести отрасль на новый уровень развития.
Результатом этой трансформации стало существенное снижение импортной зависимости аграрного сектора и укрепление позиций России на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Этот опыт демонстрирует способность национальной экономики адаптироваться к внешним вызовам и находить новые точки роста даже в условиях жестких ограничений [3].
Формирование российского законодательства в сфере противодействия экономическим санкциям началось с принятия Указа Президента РФ от 6 августа 2014 года № 560, который заложил правовые основы для применения специальных экономических мер. Данный нормативный акт ввел годичный запрет на импорт определенных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия из стран, установивших санкции против российских юридических и физических лиц. Важно отметить, что действие этого указа ежегодно продлевается, что обеспечивает преемственность санкционной политики.
Конкретизация президентского указа была осуществлена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 года № 778, которое установило до 31 декабря 2021 года запрет на ввоз сельхозпродукции из США, стран ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Украины и ряда других государств. В этом документе особое внимание уделено механизму контроля за соблюдением запретительных мер, возложенному на Федеральную таможенную службу. Приложение к постановлению содержит детализированный перечень запрещенных товаров, включающий такие позиции как фрукты, овощи, рыба и морепродукты, молочная продукция, мясо и мясные изделия — товары, получившие в общественном дискурсе название «санкционных».
Разработка данной нормативной базы отражает системный подход российского законодателя к созданию правовых механизмов защиты экономического суверенитета. Примечательно, что изначально временные ограничительные меры трансформировались в долгосрочную политику, что свидетельствует о глубине кризиса в международных экономических отношениях. Особое значение имеет детализация запретительных мер на уровне подзаконных актов, что обеспечивает их практическую реализацию. Введенные ограничения затронули значительный сегмент продовольственного рынка, что потребовало от экономики существенной перестройки логистических цепочек и поиска альтернативных поставщиков [4].
Правовое регулирование вопросов, связанных с обращением санкционной продукции на территории России, осуществляется на основании Указа Президента РФ от 29 июля 2015 года № 391 [5]. Этот нормативный акт вводит строгие меры в отношении сельскохозяйственных товаров, сырья и продовольствия, происходящих из стран, установивших экономические ограничения против российских субъектов. Согласно положениям документа, с 6 августа 2015 года вся подобная продукция, запрещенная к ввозу, подлежит обязательному уничтожению.
Механизм реализации этих мер детально прописан в соответствующих нормативных актах. В частности, полномочия по принятию решений об изъятии и уничтожении запрещенной продукции распределены между тремя контрольными органами: Федеральной таможенной службой, Россельхознадзором и Роспотребнадзором. Каждый из этих органов уполномочен осуществлять соответствующие действия в пределах своей компетенции при выявлении фактов ввоза запрещенных товаров.
Для практической реализации президентского указа было разработано и принято Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 года № 774. Этот документ утверждает конкретные правила уничтожения санкционной продукции, устанавливая четкую процедуру действий контрольных органов. Особое внимание уделяется продукции из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Норвегии — для этих товаров предусмотрены наиболее строгие ограничительные меры [4].
При разработке перспективных направлений совершенствования российского законодательства важно провести сравнительно-правовой анализ, чтобы определить, к какому из существующих составов преступлений в Уголовном кодексе РФ мог бы быть максимально приближен незаконный ввоз санкционных товаров в случае его криминализации. Наиболее подходящей в этом отношении представляется статья 226.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за контрабанду.
Исторический анализ показывает, что до 7 декабря 2011 года действовала статья 188 УК РФ, которая в первой части предусматривала наказание за контрабанду, понимаемую как перемещение в крупном размере товаров через таможенную границу с нарушением установленного порядка. Вторая часть данной статьи устанавливала особый режим ответственности за контрабанду специфических предметов, таких как радиоактивные вещества, огнестрельное оружие и другие. В настоящее время аналогичные правоотношения регулируются статьей 194 УК РФ, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, включая специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
При исследовании механизмов правового регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности необходимо также учитывать положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, статья 16.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, установленных международными договорами ЕАЭС и российским законодательством. Именно эта норма чаще всего применяется в отношении лиц, пытающихся ввезти санкционные товары на территорию России.
Дополнительные механизмы регулирования содержатся в статье 14.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров, оборот которых ограничен или запрещен законодательством. Особый интерес представляет статья 16.2 КоАП РФ, устанавливающая дифференцированную ответственность за различные виды нарушений таможенного декларирования: от простого недекларирования товаров до предоставления заведомо ложных сведений, которые могут повлечь нарушение установленных запретов и ограничений. Эти нормы формируют комплексную систему административно-правового регулирования, дополняющую уголовно-правовые механизмы ответственности за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Эволюция уголовно-правового регулирования в сфере экономической безопасности России прошла два основных этапа. Первый (2009–2020 гг.) был связан с либерализацией и декриминализацией, направленной на снятие избыточных барьеров для бизнеса. Второй этап (с 2014 г., особенно с 2022 г.) обусловлен необходимостью противодействия беспрецедентному внешнему санкционному давлению и обеспечения экономического суверенитета.
Сформированная за это время нормативная база создала основу для защиты внутреннего рынка. Однако сохраняющиеся и трансформирующиеся схемы незаконного ввоза санкционных товаров указывают на недостаточность административно-правовых мер. Руководствуясь принципами существенной общественной опасности, эффективности и распространенности, представляется обоснованным и необходимым введение уголовной ответственности за данное деяние. Такой шаг станет логичным развитием уголовной политики государства, направленной на создание сбалансированной системы, которая, с одной стороны, защищает предпринимательскую инициативу от необоснованного преследования, а с другой – надежно ограждает экономическую безопасность страны от новых вызовов.
Список использованной литературы
[1] Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере на основании поручения Президента Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, Е.В. Новиковой, А.Г. Федотова – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. – 196 с.
[2] Нудель С. Л. Уголовно-правовое воздействие в механизме обеспечения экономической безопасности (проблемы и тенденции законодательной регламентации) // Журнал российского права. – 2020. – № 6. – С. 106-119.
[3] Каминский, И. С. Необходимость развития уголовно-правового механизма в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях введения экономических санкций / И. С. Каминский // Аграрное и земельное право. – 2024. – № 12(240). – С. 450-456.
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293, от 21 ноября 2020 г. № 730, от 20 сентября 2021 г. № 534, от 11 октября 2022 г. № 725 и от 18 сентября 2023 г. № 693» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 32. – Ст. 4543.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 31. – Ст. 4669.
Информация об авторе:
Каминский Илья Сергеевич, аспирант Автономной некоммерческой организации высшего образования «Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева», начальник отдела доступа на внешние рынки и урегулирования торговых споров, Евразийская экономическая комиссия
Information about the author:
Kaminsky Ilya Sergeevich, Postgraduate student of the Autonomous Non-profit Organization of Higher Education
«Russian University of Law and Notary named after G.B. Mirzoev», Head of the Department of Access to Foreign Markets and Settlement of Trade Disputes, the Eurasian Economic Commission