Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Формирование культуры здоровьесбережения студентов как основа обеспечения социальной безопасности общества (1)

Значительную роль в преобразованиях, происходящих в российском обществе, и в отражении феноменов социальной перестройки играет молодежь, в частности студенчество. В связи с этим представляется логичным изучение социального здоровья молодых людей, в том числе наличия у них основ культуры здоровьесбережения как фактора обеспечения социальной безопасности общества. Сохранение и укрепление здоровья, снижение рискогенности и обеспечение безопасности в жизненной активности молодежи является приоритетной государственной задачей. Проблема формирования у молодежи культуры здоровьесбережения может быть решена на основе грамотно выстроенной концепции воспитания и образования.

Авторы статьи предлагают пути формирования культуры здоровьесбережения на основе комплекса мероприятий, направленных на конструирование здоровьесберегающей среды в ходе профессионального становления обучающейся молодежи. Определена компонентно-содержательная структура культуры здоровьесбережения как составляющей социального здоровья и общей культуры личности. Структура концепции формирования культуры здоровьесбережения представляет собой систему взаимодополняющих и логически соподчиненных уровней, в число которых входят: теоретико-формирующий, оздоровительно-регулирующий, оздоровительная спортизация, профессионально-ориентированная спортизация, спортивно-музыкальные фестивали. Сформулированы и обоснованы рекомендации по воспитанию культуры здоровьесбережения студентов, практическая реализация которых позволит создать базу для формирования социального здоровья и нивелирования проявлений рискогенности в период адаптации к изменившимся социальным условиям.

Ключевые слова: здоровье, концепция, культура здоровьесбережения, профессиональное становление, рискогенность, социальная безопасность, социальная устойчивость.

The formation of a culture of student health as a basis for ensuring social security of society

A significant role in the ongoing transformations in Russian society and the reflection of the phenomena of social restructuring is played by youth and students. In this regard, it is logical to study the social health of young people, including the foundations of a culture of health conservation, as a factor in ensuring the social security of society. Preservation and strengthening of health, reduction of riskogenicity and ensuring safety in the vital activity of youth is a priority state task. The problem of creating a culture of youth health can be solved on the basis of a well-built concept of upbringing and education.

The authors of the article suggest ways of creating a culture of health saving on the basis of a set of measures involving the construction of a health-saving environment during the professional development of learning youth. The component-content structure of the culture of health protection as a component of social health and the general culture of the individual is determined. The structure of the concept of the formation of a culture of health preservation makes up a system of mutually complementary and logically subordinate levels: theoretical-forming, health-regulatory, health-improving sports, professionally-oriented sports, sports and music festivals. Recommendations are formulated and substantiated on the education of a students ’health-preserving culture, the practical implementation of which will form the basis for shaping social health and mitigating risk manifestations during adaptation to changing social conditions.

Key words: health, concept, culture of health conservation, professional development, riskogenicity, social security, social stability.

 

В последние десятилетия российское общество решает задачи снижения рискогенности на уровне адаптации молодежи к изменившимся социально-экономическим условиям и сохранения физического и социального здоровья как мировоззренческой ориентации будущих специалистов в направлении целенаправленного, осознанного, мотивированного формирования как общей культуры, так и культуры здоровьесбережения. Таким образом, проблема формирования культуры здоровьесбережения выходит на ведущие позиции в процессе воспитания молодежи, что обусловлено демографическими показателями неблагополучной ситуации со здоровьем молодежи в нашей стране. Вопросы роста рискогенности в отношении здоровья молодежи рассмотрены в работах отечественных ученых А. П. Альгина, В. А. Вишневского, Ю. Г. Волкова, В. С. Ибрагимовой, В. И. Зубкова, Н. Ф. Наумовой, Н. Л. Смакотиной, И. С. Черепановой и др.

Например, Ю. А. Зубок в своем исследовании отмечает, что негатив в состоянии социального здоровья российской молодежи есть не что иное, как отражение рискогенности общества и основание для формирования социальных рисков в России [2, с. 145-165].

А. С. Москвич в диссертационном исследовании приходит к выводу о том, что источники риска (бедность, качество питания, экологическое загрязнение, алкоголизм, наркомания) во многом определяют уровень социального здоровья. С точки зрения автора, необходимо «повысить ценность здоровья как фактора устойчивого социально-экономического развития…» [8, с. 3].

В философских трудах Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева изучение вопросов индивидуального и общественного здоровья позиционировалось как ведущее направление в исследованиях.

И. И. Брехман, Е. В. Дмитриева, В. П. Казначеев, А. В. Сахно исследовали проблему здоровья через социологическое и социально-философское осмысление в контексте обеспечения безопасности.

В. М. Димов, В. Н. Иванов, В. М. Лупандин, Т. Б. Соколова, В. А. Ядов ставят здоровье в один ряд с показателями успешности и разумной рациональности в развитии общей культуры социума.

Здоровье, в самом широком его понимании, во многом обусловлено жизненными ценностями и приоритетами, мотивами и интересами личности. Сформированная практика здорового образа жизни (далее также – ЗОЖ) обеспечивает человеку защиту от социальных рисков, помогает ему максимально адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, реализовать себя как профессионала и минимизировать проявления социальных рисков [1, с. 119].

В основу исследований А. Г. Дембо, В. И. Дубровского, С. П. Завитаева, Л. И. Лубышевой положен вектор мотивационного развития здоровьесбережения с учетом логично организованной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Человеческий ресурс есть основной источник социально-экономического развития общества, а значит, социальная политика государства по вопросам здоровьесбережения должна быть направлена на решение проблем формирования культуры здоровья, прежде всего молодого поколения.

Как отмечается в докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», представленном на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в данный период «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять решительные меры по улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, содержащих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В документе подчеркивается, что если этого вовремя не сделать, может обозначиться «реальная угроза национальной безопасности России» [7].

На современном этапе развития российского общества безопасность здоровья является одной из ключевых составляющих в системе безопасности государства, которая понимается как охрана здоровья, представляющая собой совокупность профилактических и лечебных способов профилактики заболеваний [6, с. 28]. Определение понятия «охрана здоровья» закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [14]. С учетом вышесказанного на ведущие позиции выходят вопросы, связанные с формированием ЗОЖ, занятиями физической культурой и спортом, проведением досуга и отдыха и т.д.

В Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 г. здоровье определено как один из приоритетных инструментов достижения национальной безопасности. Профилактические меры, согласно Концепции, не ограничены только рамками здравоохранения и касаются деятельности многих социально-просветительских институтов: образовательных организаций, культурно-просветительских центров, общественных и конфессиональных объединений [10].

Многовариантный характер решения концептуальных вопросов, связанных с формированием культуры здоровьесбережения, обусловливает целесообразность поиска и применения в современных психолого-педагогических исследованиях различных подходов к проблеме здоровьесбережения, которые строились бы на современных наукоемких учениях о человеке, достижениях инновационных технологий, направленных на укрепление здоровья молодого поколения, формирование системы качественной подготовки специалистов, работающих в этом проблемном поле [13, с. 32].

В последнее время ученые признают, что действующая система педагогической работы в вузе, основанная на принципах теоретико-методологической концепции, не приводит к эффективному решению указанной задачи. Эта система не может обеспечить требуемый современностью уровень здоровья студентов, не формирует у них ценностного отношения к здоровому образу жизни. За время обучения в вузе, как доказано многими исследованиями, растет число студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Проблемой также является поиск адекватных принципов определения единых подходов к формированию культуры здоровьесбережения студентов в общей системе социального здоровья, конструирования ее компонентов и построения процесса ее воспитания у студентов.

Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи авторами настоящей статьи разработана концепция культуры здоровьесбережения и предложен комплекс мероприятий, предполагающий создание здоровьесберегающей среды в системе профессионального становления [4, с. 107-111].

Итак, культура здоровьесбережения базируется на культуре физических упражнений в интеграции с профессиональной культурой и предполагает следующую компонентно-содержательную структуру для ее полноценного практического воплощения:

– физкультурно-теоретический уровень – профессиональная трактовка и теоретический анализ использования реальных комплексов физических упражнений при развитии профессионального мастерства; выбор оптимальных условий для успешной подготовки к здоровьесбережению; теоретические знания в подборе комплекса физических упражнений в образовательном процессе;

– физкультурно-практический уровень – опыт использования комплекса упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки, общей физической подготовки, координации нервно-эмоциональной интенсивности при профессиональном развитии, творческой комбинации физических упражнений в защищенном для здоровья режиме в процессе овладения профессией;

– физкультурно-методический уровень – опыт методических разработок оздоровительно-рекреационных комплексов на основе профессиональных, психологических, физиологических знаний с использованием личностно-направленного технологичного вектора подготовки;

– физкультурно-регулирующий уровень – культура планирования и выполнения программы самосовершенствования, саморазвития, выработки личностной системы укрепления здоровья во взаимосвязи с профессиональной деятельностью.

Чтобы выстроить у молодых людей систему профессиональной культуры здоровьесбережения, необходимо создать комплекс специальных тренировочных упражнений, которые в перспективе целенаправленно разовьют социальное и физическое здоровье студентов за счет возможностей физической культуры. Данная идея легла в основу занятий – практик по физической культуре в пределах образовательной программы обучения, с учетом профессиональной направленности. Методические рекомендации и концепция логично-взаимосвязанного построения процесса формирования культуры здоровьесбережения разработаны в ходе систематизации упражнений и следования логике структуры занятий по физической культуре с учетом профессиональной специфики [5].

В разработке структуры и содержания практических занятий по физической культуре учитывались характеристики шести профессионально направленных групп: общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения при локальных мышечных нагрузках (музыкантов), упражнения для регуляции нервно-эмоционального напряжения, упражнения для самостоятельных внеучебных занятий, оценка и самоконтроль за физическим состоянием.

  1. Общая физическая подготовка предполагает задания по укреплению здоровья, восстановлению организма после физических нагрузок. Комплекс упражнений имеет своей задачей развитие уникальных качеств профессиональной направленности: силовое развитие, воспитание выносливости, ловкости, гибкости. Физические упражнения соответствуют общей логике содержания программ по физической культуре, утвержденных Министерством образования и науки РФ (бег, плавание, ходьба на лыжах, упражнения с мячом, укрепление пресса), и расписанию спортивных межфакультетских и межвузовских соревнований в разных городах.
  2. Профессионально-прикладная физическая подготовка строится на основе общей физической подготовки. Комплекс упражнений предусматривает, в частности, интенсификацию формирования профессионально-определяющих физических качеств будущих музыкантов, обеспечение комфортного состояния психофизиологических систем через оптимизацию функционирования организма в целом, обеспечение высокой работоспособности в структуре музыкально-исполнительского содержания. Комплекс включает спортивные игры в команде, гимнастику, легкоатлетические упражнения, упражнения для развития основных показателей физических качеств и двигательных навыков. Упражнения, совершенствующие технику, гибкость и быстроту, приобретают в этом разделе особую актуальность.
  3. Физические упражнения при локальных мышечных нагрузках музыкантов призваны восстановить функциональность энергетических процессов и активизировать кровоснабжение в динамично работающих мышцах. Комплекс физических упражнений составлен с целью оптимизации функциональности работающих мышц и одновременно – общего усиления работы организма (упражнения для развития силы мышц ног, рук, кистей, шеи, спины и т.д.). Набор физических упражнений сформирован по трем условным группам:

– вводная гимнастика, направленная на стимулирование физиологических процессов и уменьшение времени на адаптацию;

– физкультурная пауза, предупреждающая утомляемость, оптимизирующая функциональное состояние организма, помогающая поддерживать необходимый рабочий ритм, увеличивать длительность концентрации внимания;

– физкультурные минутки, содействующие устойчивой работоспособности, предупреждающие утомляемость.

  1. Необходимость усиления адаптационных возможностей организма, нивелирования проблемы восстановления и развития потенциальных ресурсов для выполнения профессионального функционала определена необходимостью регуляции нервно-эмоционального напряжения у студентов (музыкантов). В систему тренировочных занятий включены упражнения на концентрацию внимания при решении профессиональной задачи. Центральными и определяющими в данном разделе являются упражнения на расслабление, дыхательная гимнастика, упражнения для мышц шеи, головы и мимических мышц.
  2. Внеаудиторные занятия спортом и физической культурой в самостоятельном режиме обусловлены прежде всего сформированными мотивами и интересами личности. Занятия в тренажерных залах для коррекции фигуры, наращивания мускулатуры как результат следования современной моде иметь хорошую спортивную форму и обладать внешней презентабельностью завоевывают среди студентов все большую популярность. Студенты индивидуально выбирают виды спорта, занятия на тренажерах. Положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой в индивидуальном порядке поддерживается примером знаменитостей, которые пропагандируют красивое тело и ЗОЖ.
  3. Самонаблюдение, рациональное дозирование нагрузки при занятиях спортом и физической культурой не может проходить без самооценивания и самоконтроля за своим физическим состоянием. Возможно субъективное (с точки зрения самочувствия, утомляемости, настроения и т.п.) и объективное (учет артериального давления, частоты сердечных сокращений) исследование влияния спортивных упражнений на развитие студентов [4, с. 107-111].

 

Система разделов (общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения при локальных мышечных нагрузках (музыкантов), упражнения для регуляции нервно-эмоционального напряжения, упражнения для самостоятельных внеучебных занятий, оценка и самоконтроль за физическим состоянием) призвана максимизировать успешность профессионального становления, гарантировать быструю коррекцию обнаруженных проблем здоровья в ходе реализации в профессиональном режиме, нацеленном на сохранение и укрепление здоровья, формирование культуры здоровьесбережения. Содержательная карта форм и видов комплексов упражнений для здоровьесбережения, реализуемых на занятиях, может быть дополнена за счет методик для регуляции психоэмоциональной перегрузки, формирования самооценки и контролирования своего физического состояния. Осознание студентами роли здоровьесберегающих норм и ценностей, которые могут закрепляться и развиваться в процессе теоретического приобретения таких знаний, и практическое применение на занятиях по физической культуре приобретенного опыта понимается как системообразующая идея масштабности дальнейшего профессионального становления. Соблюдение равновесия, логичной целостности профессиональных задач и культуры здоровьесбережения однозначно можно назвать определяющим фактором успешного развития личности [3, с. 190‑196].

Для того чтобы реализация восстановительной программы соотносилась с содержательной основой и принципами построения занятий по физической культуре, при ее разработке рекомендуется соблюдать равновесие требований доступности и безопасности для здоровья. Психологические реабилитационные методы выбраны нами из всего объема восстановительных средств, так как, в нашем понимании, они наиболее эффективны после физических и эмоциональных нагрузок в срочном восстановительном периоде.

Авторский концептуальный подход к формированию культуры здоровьесбережения ориентирован на практику социально-педагогических технологий, обеспечивающих адекватный уровень спортивной, спортивно-гуманистической и оздоровительно-рекреационной образованности (по В. И. Столярову) [11]. Образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» может строиться на основе комплексной педагогической технологии (здоровьесберегающей и спортивно-ориентированной).

Структура концепции формирования культуры здоровьесбережения представляет собой систему взаимодополняющих и логически соподчиненных компонентов:

  • теоретико-формирующего, включающего организационное проектирование программы инновационных технологий с целью формирования общекультурных компетенций по физической культуре; проведение элективного курса (например, «Основы культуры здоровья студентов»), творческого конкурса на лучшую фотографию о спорте (например, «Молодежь – за здоровый образ жизни!»);
  • оздоровительно-регулирующего, связанного с организацией профессионально-прикладной физической подготовки для музыкантов (оздоровительный бег, плавание, спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон); основную идею компонента составляет принцип «один вид спорта за один семестр»;
  • оздоровительной спортизации, ориентированной на решение задач формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни, реализации здоровьесберегающих программ:

программы «О, спорт, ты – жизнь!»: участие сборных команд в областных и городских спортивных мероприятиях (например, фестиваль первокурсников «Поехали», Всероссийский олимпийский день бега, универсиада среди студентов различных вузов; спартакиада «Здоровье», старт «Лыжня России» и т.п.);

– программы «Со спортом по жизни»: подготовка к универсиаде среди студентов различных вузов и спартакиаде «Здоровье» среди ППС по видам спорта, занятия в спортивных секциях. Данная программа показывает уровень физической подготовки занимающихся, даёт им возможность реализовать себя в различных видах спорта, показывает преимущества здорового образа жизни и является отличным рычагом для объединения коллектива;

программы «Спортивная суббота»: проведение по субботам «Встреч в спортивном зале» по различным видам спорта, проведение внутривузовской спартакиады «Дерзай, участвуй, побеждай: преподаватели VS студенты»;

  • профессионально-ориентированной спортизации, состоящей в формировании культуры здоровьесбережения, реализация культурного потенциала спорта, приобщении спортсменов к миру искусства, а деятелей искусства – к миру спорта через участие в спортивно-игровых программах, проектах, мастер-классах и тренингах по различным направлениям формирования здорового образа жизни;
  • спортивно-музыкальные фестивали – практика оригинальных, новаторских спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие у студентов физических качеств и подготовку в игровой форме к сдаче норм ГТО.

Позитивное отношение к личностному здоровьесбережению обеспечит молодым людям «социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создаст психический комфорт… в интенсивно меняющемся современном пространстве» [12]. А вектор предпосылок, ориентированных на здоровый образ жизни, в определенной степени влияет на общий показатель здоровья, гарантирующий нивелирование негативного воздействия социальных факторов как источников рискогенности. Поведение, направленное на здоровый образ жизни и являющееся формой социального самовыражения, определит и степень сохранения личностью своего физического, психического и социального здоровья [9, с. 246].

В связи с вышесказанным необходим профессиональный подход к разработке программ формирования основ здоровьесбережения, созданию предпосылок для осознания молодежью значимости соблюдения ЗОЖ как компонента общей социальной устойчивости и адаптации. Адекватная и конструктивная реализация психолого-педагогической программы, направленной на формирование культуры здоровьесбережения, может стать базообразующим фактором сохранности физического и социального здоровья, будет способствовать достижению социально-психологического равновесия, обеспечивающего поведенческую устойчивость к разного вида рискам во всех ее масштабах и формах. Систему формирования у молодежи культуры здоровьесбережения в контексте общей культуры личности необходимо рассматривать в логической взаимосвязи с повышением уровня социальной безопасности отдельного человека и общества в целом.

DOI: 10.34790/IL.2019.2019.50761

Литература:

  1. Белоус Е. Н., Ерофеев М. М. Культура здорового образа жизни и социальный иммунитет молодежи // Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 19 апр. 2017 г.) / под общ. ред. Р. Ф. Идрисова, Т. В. Волосовец, А. П. Андреева, Р. А. Андриановой, А. П. Вихряна. – М.: РУДН, 2017. – 400 с.
  2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2009. – № 1(89). – С. 145–165.
  3. Коняева М. А., Ахметвалиева М. Г. Теоретико-методологический подход к построению системы формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов художественных вузов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2016. – № 12, Т. 1. – С. 190–196.
  4. Коняева М. А., Ахметвалиева М. Г. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов консерватории ресурсами физической культуры // Физическая культура, спорт и здоровье в вузе: труды I междунар. науч.-практ. конф. – М.: МИИТ, 2017. – С. 107–111.
  5. Коняева М. А. Педагогическая модель формирования у студентов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова здоровьесберегающих компетенций // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. – 2016. – № 8. – URL: https://science-education.ru (дата обращения: 21.11.2019 г.).
  6. Куковский А. А., Петров А. В. Национальная безопасность и охрана здоровья. Сравнительно-правовой анализ // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». – 2016. – Т. 16, № 3. – С. 27–32.
  7. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации от 30 января 2002 г. по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 29.11.2019 г.).
  8. Москвич А. С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона (на примере Хабаровского края): автореф. дис. … канд. социол. наук. – Хабаровск, 2008. – 28 с.
  9. Назарова И. Б. Субъективные и объективные оценки здоровья населения // Социологический журнал. – 1998. – № 3/4. – С. 246.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 22.08.2019 г.).
  11. Столяров В. И. Теория и методология современного физического воспитания: состояние разработки и авторская концепция: монография. – Киев: НУФВСУ, 2015. – 704 с.
  12. Юрченя И. Н., Богданчик Н. В., Омелюсик О. В. К вопросу о значимости здоровьесбережения для современных студентов. – URL: http://elib.bsu.by (дата обращения: 14.08.2019 г.).
  13. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры в образовательном процессе // Профессиональная ориентация. – 2015. – № 2. – С. 32–35.
  14. URL: http://garant.ru

 

References:

  1. Belous E. N., Erofeev M. M. Kultura zdorovogo obraza zhizni i sotsialnyiy immunitet molodezhi // Profilaktika proyavleniy ekstremizma i terrorizma kak faktor obespecheniya sotsialnoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii: materialyi vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 19 apr. 2017 g.) / pod obsch. red. R. F. Idrisova, T. V. Volosovets, A. P. Andreeva, R. A. Andrianovoy, A. P. Vihryana. – M.: RUDN, 2017. – 400 s.
  2. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. Ekstremizm sredi molodezhi // Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnyie peremenyi. – 2009. – № 1(89). – S. 145–165.
  3. Konyaeva M. A., Ahmetvalieva M. G. Teoretiko-metodologicheskiy podhod k postroeniyu sistemyi formirovaniya zdorovesberegayuschih kompetentsiy u studentov hudozhestvennyih vuzov // European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnyih nauk). – 2016. – N 12, T. 1. – S. 190–196.
  4. Konyaeva M. A., Ahmetvalieva M. G. Formirovanie zdorovesberegayuschih kompetentsiy u studentov konservatorii resursami fizicheskoy kulturyi // Fizicheskaya kultura, sport i zdorove v vuze: trudyi I mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – M.: MIIT, 2017. – S. 107–111.
  5. Konyaeva M. A. Pedagogicheskaya model formirovaniya u studentov Saratovskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni L. V. Sobinova zdorovesberegayuschih kompetentsiy // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya: elektronnyiy zhurnal. – 2016. – № 8. – URL: https://science-education.ru (data obrascheniya: 21.11.2019 g.).
  6. Kukovskiy A. A., Petrov A. V. Natsionalnaya bezopasnost i ohrana zdorovya. Sravnitelno-pravovoy analiz // Vestnik YuUrGU. Ser. «Pravo». – 2016. – T. 16, № 3. – S. 27–32.
  7. Materialyi k zasedaniyu Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy Federatsii ot 30 yanvarya 2002 g. po voprosu «O povyishenii roli fizicheskoy kulturyi i sporta v formirovanii zdorovogo obraza zhizni rossiyan». – URL: http://consultant.ru (data obrascheniya: 29.11.2019 g.).
  8. Moskvich A. S. Sotsialnoe zdorove molodezhi kak faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Habarovskogo kraya): avtoref. dis. … kand. sotsiol. nauk. – Habarovsk, 2008. – 28 s.
  9. Nazarova I. B. Sub’ektivnyie i ob’ektivnyie otsenki zdorovya naseleniya // Sotsiologicheskiy zhurnal. – 1998. – № 3/4. – S. 246.
  10. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) “O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda”. – URL: https://www.consultant.ru (data obrascheniya: 22.08.2019 g.).
  11. Stolyarov V. I. Teoriya i metodologiya sovremennogo fizicheskogo vospitaniya: sostoyanie razrabotki i avtorskaya kontseptsiya: monografiya. – Kiev: NUFVSU, 2015. – 704 s.
  12. Yurchenya I. N., Bogdanchik N. V., Omelyusik O. V. K voprosu o znachimosti zdorovesberezheniya dlya sovremennyih studentov. – URL: http://elib.bsu.by (data obrascheniya: 14.08.2019 g.).
  13. Yarlyikova O. V. Formirovanie fizicheskoy kulturyi v obrazovatelnom protsesse // Professionalnaya orientatsiya. – 2015. – № 2. – S. 32–35.
  14. URL: http://garant.ru

 

Информация об авторах:

М. Г. Ахметвалиева,

заведующая отделом аспирантуры

Центра исследования

проблем безопасности

Российской академии наук,

кандидат педагогических наук,

E-mail: meyserja60@mail.ru

М. А. Коняева,

профессор кафедры

гуманитарных дисциплин

Саратовской государственной

консерватории им. Л. В. Собинова,

кандидат педагогических наук,

E-mail: konyaevama@mail.ru

 

 

Information about the authors:

G. Akhmetvalieva,

head of Graduate School

Research center security concerns

Russian Academy of Sciences,

candidate of Pedagogical Sciences,

E-mail: meyserja60@mail.r

A. Konyaeva,

Professor of the department

humanitarian disciplines

Saratov State Conservatory

named after L. V. Sobinov,

candidate of Pedagogical Sciences,

E-mail: konyaevama@mail.ru

 

(1) Статья подготовлена в рамках Государственного задания ЦИПБ РАН на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (НИР 0006-2019-0001).

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: