В зависимости от условий реализации проектов в той или иной стране приняты различные определения и классификации форм государственно-частного партнерства. Проведённый анализ определений и форм показал, что государственно-частного партнерства – взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество государственной и частной сторон, который обеспечивает предоставление государственных услуг. Реализация государственно-частного партнерства осуществляется на основе общего интереса государственного и частного секторов, закрепленного долгосрочным контрактом, в котором предусмотрено разделение зоны ответственности и рисков между участниками партнерства. В международной практике используются разнообразные формы партнерства: концессия, контракт на поставку товаров (выполнение работ), аренда, соглашение о разделе продукции, смешанные предприятия.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, соглашение, контракт, концессия, аренда.
Forms of public-private partnership in foreign countries
Abstract: Depending on the conditions for implementing projects in a particular country, different definitions and classifications of forms of public-private partnership have been adopted. The analysis of definitions and forms has shown that public-private partnership is a mutually beneficial and long-term cooperation between the public and private parties, which provides public services. The implementation of public-private partnerships is based on the common interest of the public and private sectors, secured by a long-term contract, which provides for the division of responsibilities and risks between the participants of the partnership. In international practice, various forms of partnership are used: a concession, a contract for the supply of goods (performance of work), a lease, a production sharing agreement, and mixed enterprises.
Keywords: public-private partnership, agreement, contract, concession, lease.
Термин «государственно-частное партнерство»– точный перевод известного за рубежом термина public-privatepartnership [13].
В современном мире отсутствует общепринятое определение государственно-частного партнерства. Во многих странах существует собственный подход к определению понятия государственно-частного партнерства.
В США под государственно-частным партнерством понимаются отношения между государством и частным партнером, оформленные в виде соглашения, и позволяющие частному партнеру участвовать определённым образом в реализации государственных проектов. Так, Варнавский В.Г. в своей работе «Государственно-частное партнерство» указывает на то, что в США соглашение, заключенное в рамках государственно-частного партнерства, обязательно подкрепляется контрактом между частной и правительственной организациями, предметом которого является реконструкция или строительство объекта, его эксплуатация, управление организацией и т.д. [3].
В Великобритании, где проекты государственно-частного партнерства пользуются особой популярностью, они представлены как совокупность механизмов, функционирующих в совместной деятельности государства и частных организаций, которые охватывают все типы сотрудничества. В соответствии со Стратегией правительства Великобритании данный вид партнерства является определенной формой хозяйствования и ключевым элементом по повышению конкурентоспособности страны [7].
В Германии государственно-частное партнерство рассматривается как привлечение капитала и ресурсов частной стороны для решения поставленных государственном задач [12].
В Нидерландах государственно-частное партнерство определяется как форма взаимодействия между правительством и бизнесом, а также некоммерческими организациями (например, профсоюзами, институтами, научными компаниями), подкрепленная контрактом, где все стороны определяют наличие компетенций и ресурсов, необходимых для достижения общих целей и задач, а также разделения рисков и ответственности между собой [9].
По определению Всемирного банка, государственно-частное партнерство выступает в виде долгосрочного договора между правительственным учреждением и частной организацией, в результате которого предоставляются услуги обществу
и возлагается ответственность и возможные риски на последнего участника договора [5].
Ключевое определение государственно-частного партнерства, используемое в нашей стране, рассматривается как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны. Оно осуществляется на основании соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, которые заключаются в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1].
Согласно статье 3 Закона № 224-ФЗ, публичной стороной может являться:
- Правительство Российской Федерации (или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (или уполномоченный орган исполнительной власти);
- муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования.
Анализ понятия государственно-частного партнерства в различных странах мира представлен в таблице 1.
Таблица 1
Содержание понятия «государственно-частное партнерство» в различных странах
Страны/По-зиции в определе-нии ГЧП | Взаимовыгод-ное сотрудничес-тво публичного и частного секторов
|
Долгосроч-ное сотру-дниче-ство пуб-лично-го и часто-го секто-ров | Привле-чение публи-чной стороной частной стороны
|
Достиже-ние задач социально-экономического развития
|
Предо-ставление публич-ных услуг | Выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструи-рованию, строительству объектов общественной инфраструктуры | Разделе-ние рисков, компетен-ций и ответ-ствен-ности | Заклю-чение согла-шения |
США | + | + | — | + | + | + | — | + |
Австралия | + | + | — | + | + | + | + | + |
Сингапур | + | + | — | — | + | + | + | + |
Канада | + | + | — | — | + | + | + | + |
Франция | — | — | — | + | + | — | + | + |
Польша | + | — | + | + | + | + | + | — |
ЮАР | — | + | + | — | + | + | — | + |
Германия | — | + | + | — | + | + | — | — |
В зависимости от той или иной страны, определение государственно-частного партнерства состоит из комбинации следующих наборов позиций:
- Взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного секторов.
- Долгосрочное сотрудничество публичного и частного секторов.
- Привлечение публичной стороной частной стороны.
- Достижение задач социально-экономического развития.
- Предоставление публичных услуг.
- Выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, строительству объектов общественной инфраструктуры.
- Разделение рисков, компетенции и ответственности.
- Заключение соглашения.
Исходя из имеющихся позиций в определении государственно-частного партнерства различных стран, можно сделать вывод, что данное понятие обозначает любое взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество государственного и частного секторов, направленное на предоставление публичных услуг.
Анализ научной литературы, в которой описывается процесс реализации проектов, позволил выделить следующие особенности государственно-частного партнерства [2,6,8]:
- Общий интерес государственного и частного сектора.
- Длительное партнёрство, сопровождающееся юридическим контрактом (длительность контракта зависит от реализуемой формы проекта).
- Смешанные формы финансирования проекта (финансирование осуществляется за счет частного партнёра и (или) государственного сектора, или совместное финансирование всех участников партнерства).
- Разделение ответственности между партнерами в соответствии
с их задачами (государство определяет сроки и цели реализации проекта, стоимость, осуществляет мониторинг реализации проекта, частный партнёр занимается оперативной деятельностью). - Разделение рисков между участниками проекта в соответствии с заключенным соглашением. Риск по проекту определяется той стороне, которая в зависимости от своих ресурсов способна наилучшим образом им управлять.
В международной практике используются разнообразные формы взаимодействия частного и государственного секторов в рамках государственно-частного партнерства, однако существующие классификации выделяют, как правило, следующие формы [10]:
- Концессия (концессионное соглашение) является особенной формой взаимодействия государства и частного партнера наиболее используемой в области инфраструктурных объектов, которая получила широкое распространение, как в зарубежных странах, так и в России. Государство в рамках концессионного соглашения, выступает собственником имущества, наделяет полномочиями частного партнёра выполнять в течение определенного срока функции по использованию государственного имущества, а частный партнер вносит плату, предусмотренную концессионным соглашением. Также обязательным условием концессии является внесение инвестиционных взносов частной стороной в целях улучшения передаваемого и (или) нового имущества с последующей передачей в собственность государства.
- Контракт представляет собой договор, заключенный между государством и частной стороной в целях поставки продукции, необходимой для государственных нужд, выполнения работ, предоставления услуг от имени государства [11]. При реализации контрактной формы государственно-частное партнерство, помимо понесенных расходов и рисков государства, оставляет за собой права собственности на предмет контрактных отношений, в свою очередь частный партнер получает доход или долю с собираемых платежей. Важно отметить, что контракт реализуется в рамках партнерства только в том случае, если осуществляется софинансирование проекта частной организацией, также в виде определённого вклада профессиональных компетенций и ресурсов организации.
В работах, посвященных государственно-частному партнерству, Варнавским В.Г. описаны возможные отличия между концессией и контрактом [11,13]. Отличительные особенности данных форм государственно-частного партнерства представлены в таблице 2.
Таблица 2
Различия концессии и контракта
Контракт на проведение работ | Концессия |
Цель | |
Единственная: строительство | Множественная: строительство, модернизация, реконструкция, эксплуатация, расширение, управление |
Продолжительность | |
Краткосрочная | Долгосрочная (99 лет) |
Инвестиции | |
Осуществляются государством | Производится концессионером и другими инвесторами |
Права собственности | |
Никакого долгосрочного владения государственной собственностью со стороны подрядчика | Права владения и пользования государственной собственностью в течение срока концессии |
Риски | |
Несет государство | Диверсифицируются между всеми участниками концессии |
В некоторых странах, например, в Австралии и США, различия между контрактом и концессией отсутствуют. Концессия выступает как одна
из разновидностей контракта.
- Аренда как форма государственно-частного партнерства имеет вариативность в виде договоров аренды и лизинга. Отличительной характеристикой арендных отношений является передача государственного имущества во временное пользование и за определённую плату частной организации, при этом права на собственность и распоряжение имуществом остаются за государством. В случае лизинга у частного партнера появляется право выкупа государственного имущества.
В зарубежных странах представлен обширный опыт арендных отношений, сложившихся между государством и бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Подробно различия аренды (лизинга) и концессии приведены в таблице 3.
Таблица 3
Различия между арендой и концессией
Аренда | Концессия |
Цель | |
Получение арендных платежей | Множественная, в том числе и без взимания концессионных платежей |
Предмет | |
Имущество | Имущество, виды деятельности, общественные услуги |
Объекты контроля и надзора | |
Своевременная уплата арендных платежей. Контроль за состоянием имущества, технический контроль (энерго-, котлонадзор, архстроконтроль и т.д.) | Исполнение множества финансовых обязательств (концессионные платежи, инвестиции, плата пользователей и т.д.), графиков строительных работ, состояния имущества, условий землепользования, экологических норм, социальных условий и т.п. Технически контроль.
|
Состав контролирующих органов | |
Чиновники органов по управлению имуществом | Чиновники, а также представители профсоюзов и территориальных органов власти |
Контроль за установлением цен | |
Отсутствует | Присутствует |
Обратная связь от пользователей | |
Общепринятая в государстве | Общепринятая в государстве, а также специально создаваемые органы |
Риски | |
Несет арендатор | Диверсифицируются между всеми участниками концессии |
При арендных отношениях государство и частный партнер находятся
в более упрощенных условиях взаимодействия в отличие от концессионных соглашений.
- Соглашение о разделе продукции является отдельной формой взаимодействия государства и бизнеса, которая имеет некоторые сходства
с концессионным соглашением. При соглашении о разделе продукции частный партнер получает в собственность только часть произведенной продукции (товара), в случае концессионного соглашения получает всю продукцию (товар) в собственность. В мировом опыте данная форма взаимодействия государства и частного партнера используется в основном
в сфере нефтяного бизнеса.
В результате соглашения о разделе продукции у частной стороны могут как присутствовать, так и отсутствовать риски. При отсутствии бюджетных ассигнований в случае отрицательного изыскания месторождения полезных ископаемых частная сторона не имеет возможности возместить понесенные финансовые убытки.
Таким образом, соглашение о разделе продукции не может относиться к концессии и является самостоятельной формой отношений государственно-частного партнерства.
- Смешанные предприятия являются известной формой партнерства в современном мире. Они могут создаваться в виде акционерного общества или как долевое предприятие.
Например, в Великобритании и США государственные организации преобразуются в акционерные общества с различной степенью участия государства. Право на собственность имущества и управление остается за государством. С целью повышения качества управления государственной организацией в имеющихся конкурентных рыночных условиях привлекается частная сторона. Распределение административного-хозяйственного управления, а также рисков между сторонами государственно-частного партнерства зависит от доли в уставном капитале.
Библиографический список
- Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660 (дата обращения: 02.05.2020).
- Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: Монография /В.Г. Варнавский. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. Том 1. – 312 с.
- Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: Монография / В.Г. Варнавский. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. Том 2. – 192 с.
- Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики//мировая экономика и международные отношения, 2011, № 9, c. 41–50.
- Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. Всемирный банк. 2010. «[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fa.ru/org/chair/gchp/Documents/biblio/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BC%D0%BE%D0%BD%20public_private_partner.pdf (дата обращения 02.05.2020г.)
- Захаров Н.Н., Черданцев В.П., Тронина М.В. Государственно-частное партнерство в сфере образования – социально-экономический аспект // Фундаментальные исследования. — 2015. № 6-2. – С. 340- 343.
- Перегудов С., Семенко И. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? // Мировая экономика
и международные отношения. – 2009 – № 7 – С. 11–20. - Победин А.А. , Федулов Д.В. Государственно-частное партнерство
как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципальных образований // Вопросы управления. – 2015. — № 5. –
С. 66-72. - Практическое руководство по вопросам эффективного управления
в сфере государственно-частного партнерства / Пер. с англ. Женева: Организация Объединенных Наций, 2008[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://safbd.ru/sites/default/files/rukovodstvo_eek_oon_po_gchp.pdf (дата обращение: 02.05.2020) - Решетников О.И. Феномен государственно-частного партнерства
в общем образовании как исследовательская проблема [Рукопись]: курсовая работа по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное
и муниципальное управление» ОП «Управление образованием» /
О.И. Решетников; НИУ ВШЭ Санкт-Петербург; науч. рук.к.п.н., доцент М.А. Малышева.- СПБ.- 2018, 47 с. - Соколов М.Ю., Маслова С.В. «Государственно-частное партнерство: Кейсы из коллекции Высшей школы менеджмента СПбГУ» // Под редакцией М.Ю. Соколова, С.В. Масловой. Санкт-Петербург, 2014.
- Pfnr A., Schetter C., Schцbener H. Risikomanagementbei Public Private Partnerships. Deutsch Springer, Berlin, 2009. S.3
- The National Council for Public-Private Partnerships — Arlington, VA 22201 [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.ncppp.org (дата обращения05.2020).
Информация об авторе:
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж».
Information about the author:
Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»