Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Формы государственно-частного партнерства в зарубежных странах

В зависимости от условий реализации проектов в той или иной стране приняты различные определения и классификации форм государственно-частного партнерства. Проведённый анализ определений и форм показал, что государственно-частного партнерства – взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество государственной и частной сторон, который обеспечивает предоставление государственных услуг. Реализация государственно-частного партнерства осуществляется на основе общего интереса государственного и частного секторов, закрепленного долгосрочным контрактом, в котором предусмотрено разделение зоны ответственности и рисков между участниками партнерства. В международной практике используются разнообразные формы партнерства: концессия, контракт на поставку товаров (выполнение работ), аренда, соглашение о разделе продукции, смешанные предприятия.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, соглашение, контракт, концессия, аренда.

 

Forms of public-private partnership in foreign countries

Abstract: Depending on the conditions for implementing projects in a particular country, different definitions and classifications of forms of public-private partnership have been adopted. The analysis of definitions and forms has shown that public-private partnership is a mutually beneficial and long-term cooperation between the public and private parties, which provides public services. The implementation of public-private partnerships is based on the common interest of the public and private sectors, secured by a long-term contract, which provides for the division of responsibilities and risks between the participants of the partnership. In international practice, various forms of partnership are used: a concession, a contract for the supply of goods (performance of work), a lease, a production sharing agreement, and mixed enterprises.

Keywords: public-private partnership, agreement, contract, concession, lease.

Термин «государственно-частное партнерство»– точный перевод известного за рубежом термина public-privatepartnership [13].
В современном мире отсутствует общепринятое определение государственно-частного партнерства. Во многих странах существует собственный подход к определению понятия государственно-частного партнерства.

 

В США под государственно-частным партнерством понимаются отношения между государством и частным партнером, оформленные в виде соглашения, и позволяющие частному партнеру участвовать определённым образом в реализации государственных проектов. Так, Варнавский В.Г. в своей работе «Государственно-частное партнерство» указывает на то, что в США соглашение, заключенное в рамках государственно-частного партнерства, обязательно подкрепляется контрактом между частной и правительственной организациями, предметом которого является реконструкция или строительство объекта, его эксплуатация, управление организацией и т.д. [3].

В Великобритании, где проекты государственно-частного партнерства пользуются особой популярностью, они представлены как совокупность механизмов, функционирующих в совместной деятельности государства и частных организаций, которые охватывают все типы сотрудничества. В соответствии со Стратегией правительства Великобритании данный вид партнерства является определенной формой хозяйствования и ключевым элементом по повышению конкурентоспособности страны [7].

В Германии государственно-частное партнерство рассматривается как привлечение капитала и ресурсов частной стороны для решения поставленных государственном задач [12].

В Нидерландах государственно-частное партнерство определяется как форма взаимодействия между правительством и бизнесом, а также некоммерческими организациями (например, профсоюзами, институтами, научными компаниями), подкрепленная контрактом, где все стороны определяют наличие компетенций и ресурсов, необходимых для достижения общих целей и задач, а также разделения рисков и ответственности между собой [9].

По определению Всемирного банка, государственно-частное партнерство выступает в виде долгосрочного договора между правительственным учреждением и частной организацией, в результате которого предоставляются услуги обществу
и возлагается ответственность и возможные риски на последнего участника договора [5].

Ключевое определение государственно-частного партнерства, используемое в нашей стране, рассматривается как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны. Оно осуществляется на основании соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, которые заключаются в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1].

Согласно статье 3 Закона № 224-ФЗ, публичной стороной может являться:

  • Правительство Российской Федерации (или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (или уполномоченный орган исполнительной власти);
  • муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования.

Анализ понятия государственно-частного партнерства в различных странах мира представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Содержание понятия «государственно-частное партнерство» в различных странах

Страны/По-зиции в определе-нии ГЧП Взаимовыгод-ное сотрудничес-тво публичного и частного секторов

 

Долгосроч-ное сотру-дниче-ство пуб-лично-го и часто-го секто-ров Привле-чение публи-чной стороной частной стороны

 

Достиже-ние задач социально-экономического развития

 

Предо-ставление публич-ных услуг Выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструи-рованию, строительству объектов общественной инфраструктуры Разделе-ние рисков, компетен-ций и ответ-ствен-ности Заклю-чение согла-шения
США + + + + + +
Австралия + + + + + + +
Сингапур + + + + + +
Канада + + + + + +
Франция + + + +
Польша + + + + + +
ЮАР + + + + +
Германия + + + +

 

В зависимости от той или иной страны, определение государственно-частного партнерства состоит из комбинации следующих наборов позиций:

  1. Взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного секторов.
  2. Долгосрочное сотрудничество публичного и частного секторов.
  3. Привлечение публичной стороной частной стороны.
  4. Достижение задач социально-экономического развития.
  5. Предоставление публичных услуг.
  6. Выполнение работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, строительству объектов общественной инфраструктуры.
  7. Разделение рисков, компетенции и ответственности.
  8. Заключение соглашения.

Исходя из имеющихся позиций в определении государственно-частного партнерства различных стран, можно сделать вывод, что данное понятие обозначает любое взаимовыгодное  и долгосрочное сотрудничество государственного и частного секторов, направленное на предоставление публичных услуг.

Анализ научной литературы, в которой описывается процесс реализации проектов, позволил выделить следующие особенности государственно-частного партнерства [2,6,8]:

  1. Общий интерес государственного и частного сектора.
  2. Длительное партнёрство, сопровождающееся юридическим контрактом (длительность контракта зависит от реализуемой формы проекта).
  3. Смешанные формы финансирования проекта (финансирование осуществляется за счет частного партнёра и (или) государственного сектора, или совместное финансирование всех участников партнерства).
  4. Разделение ответственности между партнерами в соответствии
    с их задачами (государство определяет сроки и цели реализации проекта, стоимость, осуществляет мониторинг реализации проекта, частный партнёр занимается оперативной деятельностью).
  5. Разделение рисков между участниками проекта в соответствии с заключенным соглашением. Риск по проекту определяется той стороне, которая в зависимости от своих ресурсов способна наилучшим образом  им управлять.

В международной практике используются разнообразные формы взаимодействия частного и государственного секторов в рамках государственно-частного партнерства, однако существующие классификации выделяют, как правило, следующие формы [10]:

  1. Концессия (концессионное соглашение) является особенной формой взаимодействия государства и частного партнера наиболее используемой в области инфраструктурных объектов, которая получила широкое распространение, как в зарубежных странах, так и в России. Государство в рамках концессионного соглашения, выступает собственником имущества, наделяет полномочиями частного партнёра выполнять в течение определенного срока функции по использованию государственного имущества, а частный партнер вносит плату, предусмотренную концессионным соглашением. Также обязательным условием концессии является внесение инвестиционных взносов частной стороной в целях улучшения передаваемого и (или) нового имущества с последующей передачей в собственность государства.
  2. Контракт представляет собой договор, заключенный между государством и частной стороной в целях поставки продукции, необходимой для государственных нужд, выполнения работ, предоставления услуг от имени государства [11]. При реализации контрактной формы государственно-частное партнерство, помимо понесенных расходов и рисков государства,  оставляет за собой права собственности на предмет контрактных отношений, в свою очередь частный партнер получает доход или долю с собираемых платежей. Важно отметить, что контракт реализуется в рамках партнерства только в том случае, если осуществляется софинансирование проекта частной организацией, также в виде определённого вклада профессиональных компетенций и ресурсов организации.

В работах, посвященных  государственно-частному партнерству, Варнавским В.Г. описаны возможные отличия между концессией и контрактом [11,13]. Отличительные особенности данных форм государственно-частного партнерства представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Различия концессии и контракта

Контракт на проведение работ Концессия
Цель
Единственная: строительство Множественная: строительство, модернизация, реконструкция, эксплуатация, расширение, управление
Продолжительность
Краткосрочная Долгосрочная (99 лет)
Инвестиции
Осуществляются государством Производится концессионером
и другими инвесторами
Права собственности
Никакого долгосрочного владения государственной собственностью со стороны подрядчика Права владения и пользования государственной собственностью
в течение срока концессии
Риски
Несет государство Диверсифицируются между всеми участниками концессии

 

В некоторых странах, например, в Австралии и США, различия между контрактом и концессией отсутствуют. Концессия выступает как одна
из разновидностей контракта.

  1. Аренда как форма государственно-частного партнерства имеет вариативность в виде договоров аренды и лизинга. Отличительной характеристикой арендных отношений является передача государственного имущества во временное пользование и за определённую плату частной организации, при этом права на собственность и распоряжение имуществом остаются за государством. В случае лизинга у частного партнера появляется право выкупа государственного имущества.

В зарубежных странах представлен обширный опыт арендных отношений, сложившихся между государством и бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Подробно различия аренды (лизинга) и концессии приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

Различия между арендой и концессией

Аренда Концессия
Цель
Получение арендных платежей Множественная, в том числе и без взимания концессионных платежей
Предмет
Имущество Имущество, виды деятельности, общественные услуги
Объекты контроля и надзора
Своевременная уплата арендных платежей. Контроль за состоянием имущества, технический контроль (энерго-, котлонадзор, архстроконтроль и т.д.) Исполнение множества финансовых обязательств (концессионные платежи, инвестиции, плата пользователей и т.д.), графиков строительных работ, состояния имущества, условий  землепользования, экологических норм, социальных условий и т.п. Технически контроль.

 

Состав контролирующих органов
Чиновники органов по управлению имуществом Чиновники, а также представители профсоюзов и территориальных органов власти
Контроль за установлением цен
Отсутствует Присутствует
Обратная связь от пользователей
Общепринятая в государстве Общепринятая в государстве,
а также специально создаваемые органы
Риски
Несет арендатор Диверсифицируются между всеми участниками концессии

 

При арендных отношениях государство и частный партнер находятся
в более упрощенных условиях взаимодействия в отличие от концессионных соглашений.

  1. Соглашение о разделе продукции является отдельной формой взаимодействия государства и бизнеса, которая имеет некоторые сходства
    с концессионным соглашением. При соглашении о разделе продукции частный партнер получает в собственность только часть произведенной продукции (товара), в случае концессионного соглашения получает всю продукцию (товар) в собственность. В мировом опыте данная форма взаимодействия государства и частного партнера используется в основном
    в сфере нефтяного бизнеса.

В результате соглашения о разделе продукции у частной стороны могут как присутствовать, так и отсутствовать риски. При отсутствии бюджетных ассигнований в случае отрицательного изыскания месторождения полезных ископаемых частная сторона не имеет возможности возместить понесенные финансовые убытки.

Таким образом, соглашение о разделе продукции не может относиться к концессии и является самостоятельной формой отношений государственно-частного партнерства.

  1. Смешанные предприятия являются известной формой партнерства в современном мире. Они могут создаваться в виде акционерного общества или как долевое предприятие.

Например, в Великобритании и США государственные организации преобразуются в акционерные общества с различной степенью участия государства. Право на собственность имущества и управление остается за государством. С целью повышения качества управления государственной организацией в имеющихся конкурентных рыночных условиях привлекается частная сторона. Распределение административного-хозяйственного управления, а также рисков между сторонами государственно-частного партнерства зависит от доли в уставном капитале.

 

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660 (дата обращения: 02.05.2020).
  2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: Монография /В.Г. Варнавский. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. Том 1. – 312 с.
  3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: Монография / В.Г. Варнавский. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. Том 2. – 192 с.
  4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики//мировая экономика и международные отношения, 2011, № 9, c. 41–50.
  5. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. Всемирный банк. 2010. «[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fa.ru/org/chair/gchp/Documents/biblio/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BC%D0%BE%D0%BD%20public_private_partner.pdf (дата обращения 02.05.2020г.)
  6. Захаров Н.Н., Черданцев В.П., Тронина М.В. Государственно-частное партнерство в сфере образования – социально-экономический аспект // Фундаментальные исследования. — 2015. № 6-2. – С. 340- 343.
  7. Перегудов С., Семенко И. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? // Мировая экономика
    и международные отношения. – 2009 – № 7 – С. 11–20.
  8. Победин А.А. , Федулов Д.В. Государственно-частное партнерство
    как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципальных образований // Вопросы управления. – 2015. — № 5. –
    С. 66-72.
  9. Практическое руководство по вопросам эффективного управления
    в сфере государственно-частного партнерства / Пер. с англ. Женева: Организация Объединенных Наций, 2008[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://safbd.ru/sites/default/files/rukovodstvo_eek_oon_po_gchp.pdf  (дата обращение: 02.05.2020)
  10. Решетников О.И. Феномен государственно-частного партнерства
    в общем образовании как исследовательская проблема [Рукопись]: курсовая работа по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное
    и муниципальное управление» ОП «Управление образованием» /
    О.И. Решетников; НИУ ВШЭ Санкт-Петербург; науч. рук.к.п.н., доцент М.А. Малышева.- СПБ.- 2018, 47 с.
  11. Соколов М.Ю., Маслова С.В. «Государственно-частное партнерство: Кейсы из коллекции Высшей школы менеджмента СПбГУ» // Под редакцией М.Ю. Соколова, С.В. Масловой. Санкт-Петербург, 2014.
  12. Pfnr A., Schetter C., Schцbener H. Risikomanagementbei Public Private Partnerships. Deutsch Springer, Berlin, 2009. S.3
  13. The National Council for Public-Private Partnerships — Arlington, VA 22201 [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.ncppp.org (дата обращения05.2020).

 

 

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж».

Information about the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»

Добавить комментарий

Войти с помощью: