Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Геополитические устремления Нью-Дели в АТР и Индийском океане

Вопреки предсказаниям некоторых экспертов о преимущественном внимании правительства Нарендры Моди к внутренним преобразованиям в стране, премьер-министр Индии уделяет «неожиданно значительное» внимание внешнеполитической проблематике. Наблюдатели индийской политической жизни отмечают: обеспечив наиболее значительное (со времени парламентских выборов 1984 г.) число депутатских мандатов для своей партии БДП, премьер-министр Индии получил «историческую» возможность, опираясь на «безусловное» большинство в Народной палате, внести значительные коррективы во внешнеполитический курс страны и в стратегию национальной безопасности. Одним из главных направлений внешнеполитической деятельности Индии становится Азиатско-Тихоокеанский регион*.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Политика «смотри на Восток» (Look East Policy) существует в Индии довольно давно, с 1996-1997 гг., и ее истоки ассоциируются с именем и деятельностью тогдашнего министра иностранных дел И.К.Гуджрала. В настоящее время «восточная политика» страны приобрела новое измерение в виде своеобразного идейного лозунга «действуй на Востоке» (“Act East”), и у подобного курса имеется солидный экономический фундамент.

Так, объем внешнеэкономических связей с государствами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии непрерывно увеличивается. В 2013/14 ф.г. Китай стал крупнейшим торгово-экономическим партнером Индии: товарооборот превысил 65 млрд долл. (без пограничной торговли). Наиболее масштабным коллективным внешнеэкономическим партнером Индии стали государства АСЕАН: товарообмен превысил 74 млрд долл.

Индия последовательно проводит политику уплотнения сотрудничества со странами АТР на протяжении более двух десятилетий. Дели активно выстраивает экономические, политические и военно-технические связи со странами данного региона. Впрочем, при предыдущем правительстве Манмохана Сингха значительная часть внешнеполитической энергии Индии была направлена на «уравновешивание» активной деятельности Китая: если во внешнеэкономических связях «Слона» и «Дракона» наблюдалась устойчивая восходящая тенденция, то очевидное беспокойство в Дели вызывали и повышенная активность «великого северного соседа» вдоль общей границы, и растущее присутствие КНР в регионе Южной Азии и бассейне Индийского океана. У части внешнеполитического истеблишмента возникло ощущение опасности «стратегического окружения» Индии.

Западные эксперты отмечают возможную самостоятельную дестабилизирующую роль китайских военных в развитии межгосударственных отношений двух стран-гигантов. Так, состоявшийся в сентябре 2014 г. визит в Индию председателя КНР Си Цзиньпина был отмечен, с одной стороны, успехами в области внешнеэкономических связей, а с другой – повышением напряженности в Ладакхе и заходом китайской подводной лодки в порт Коломбо. Поэтому специалисты считают визиты премьер-министра Н.Моди в Японию и США действенным внешним фактором «оптимизации» индийско-китайских отношений.

Пока «дорожная карта» политики Индии в АТР окончательно не прорисована, можно выделить «фокусные» направления деятельности Дели в данном регионе. Это – Япония, Вьетнам, Австралия, некоторые государства АСЕАН. Уже не первый год страны Азиатско-Тихоокеанского региона активно выступают за прогрессирующее усложнение «уравнения» геополитических сил в этом регионе. Выделяют две основные причины такого рода настойчивости. Во-первых, обострение территориальных споров с активным участием Китая в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Во-вторых, сохраняющаяся неопределенность относительно «действенного» участия США в делах АТР, в данном случае его западной части**. В складывающейся ситуации Индия, как считают политики стран АТР, могла бы стать, наряду с Россией, необходимым «балансирующим» фактором, т.е. выполнять функцию усложнения «уравнения» геополитических сил в регионе.

В последнее время активизировались индийско-японские контакты. Япония рассматривается в Дели как потенциальный источник инвестиций и технико-технологического содействия индийской экономике. Пока объем двусторонних внешнеэкономических связей относительно невелик, однако по государственной линии Япония оказывает значимую помощь (“development assistance”) в развитии на территории Индии инфраструктурных проектов, таких как «промышленные коридоры» Дели – Мумбаи (Бомбей) и Ченнаи (Мадрас) – Бангалор.

Важность более тесных отношений Дели и Токио была осознана предыдущим правительством М.Сингха: премьер Японии стал «главным гостем» на праздновании Дня республики в январе 2014 г. Эксперты-политологи отмечают: развитие индийско-японских отношений получит дополнительный импульс с приходом к власти Н.Моди, которого связывают с Синдзо Абэ отношения «личной дружбы». Как известно, в сентябре 2014 г. Н.Моди нанес успешный пятидневный визит в Страну восходящего солнца (это был первый зарубежный визит главы правительства Индии за пределы региона Южной Азии). В ходе сентябрьского визита была достигнута договоренность об инвестировании Японией 35 млрд долл. (в течение пяти лет) в инфраструктурные проекты в Индии, а также принято решение об интенсификации двусторонних связей в сфере военной деятельности.

В системе внешнеполитических приоритетов Индии в АТР неуклонно возрастает значение Вьетнама, имеющего сложные отношения с Китаем, проблемность которых имеет глубокие исторические корни. Индия, несомненно, учитывает напряженные отношения между Пекином и Ханоем (при этом Китай остается главным инвестором в экономику Вьетнама), а также геостратегическое расположение СРВ в Индокитае и в бассейне Южно-Китайского моря. В индийском внешнеполитическом истеблишменте полагают Вьетнам «естественным партнером» Дели в «балансировании» влияния Китая – и в Юго-Восточной, и отчасти в Южной Азии. О возрастании интенсивности индийско-вьетнамских связей свидетельствуют, в частности, визиты в Ханой министра иностранных дел С.Сварадж и затем президента Индии П.Мукерджи, а также прием в Дели премьер-министра СРВ.

Заинтересованность Дели в «стратегическом взаимопонимании» с Ханоем зафиксирована в поддержке Индией «свободы судоходства» в Южно-Китайском море. Расширяются и перспективы индийско-вьетнамского сотрудничества в сфере ВТС: предполагается, что в настоящее время Дели и Ханой ведут переговоры о поставке во Вьетнам противокорабельных ракет типа BrahMos. Военные аналитики в этой связи отмечают, что у сотрудничества Вьетнама и Индии в области ВТС многообещающие перспективы, поскольку обе страны используют идентичные «платформы» ВВТ российского производства, что облегчит и совместные учения, и передачу технологий.

Стратегическое измерение постепенно обретает сотрудничество Индии со странами АТР в сфере военно-морской деятельности. Новый взгляд на этот регион стимулирует повышение статуса отношений Индии с некоторыми государствами. Видимо, вскоре новый облик будет придан отношениям Дели и Джакарты (находящимся, как пишут политологи, в «стационарном состоянии»): индийские внешнеполитические аналитики «уловили» очевидный подтекст в заявлениях руководителей Индонезии о стремлении превратить государство-архипелаг в один из «узловых» пунктов «глобальной морской оси». По сходной логической схеме выстраиваются индийско-австралийские отношения: премьер-министр Т.Эббот стал первым зарубежным лидером, нанесшим визит в Дели. В ноябре 2014 г. в ходе визита Н.Моди в Австралию было заключено соглашение о поставках сырья для индийских предприятий «неклассической»/атомной энергетики, выработаны основные принципы сотрудничества в сфере безопасности, а также подтверждено намерение проводить совместные маневры ВМФ двух стран.

Разумеется, укрепление позиций Индии в АТР будет напрямую зависеть от действия группы эндогенных и экзогенных факторов, соположение которых предстает в следующем виде.

  1. Восстановление экономического роста до годовых значений 8–9%, что позволило бы правящим кругам проводить «активистскую» внешнюю политику, нейтрализуя критику оппозиции на «домашнем» и «международном» политических пространствах.
  2. Подержание стабильных внутрирегиональных отношений в Южной Азии, в особенности на проблемном пакистанском направлении.
  3. Расширение доступа Индии в Афганистан и Центральную Азию с целью обеспечения предсказуемого развития государств, образующих внешний контур безопасности «крупнейшей демократии мира», что стало особенно значимым в свете вывода американских сил из ИРА, а также ухода благорасположенного к Индии Х.Карзая с поста президента страны.

Целесообразно иметь в виду, что и при сохранении благоприятных условий для укрепления позиций Дели в регионе АТР деятельность Индии будет сосредоточена на участии в многосторонних усилиях по обеспечению безопасного судоходства, нейтрализации последствий стихийных бедствий, борьбе с транснациональной преступностью. В то же время Дели собирается проводить в АТР взвешенную политику, всячески избегая действий, прямо либо косвенно направленных на «сдерживание» Китая в регионе. Аналогичным образом было бы нереалистично ожидать от индийской дипломатии поддержки тех или иных стран, вовлеченных в территориальные споры в Восточной Азии.

Бассейн Индийского океана

Правящие круги Индии считают: страна быстро обретает статус одного из основных «гравитационных полей» мировой политики. Утверждение Индии в качестве основной политической силы в бассейне Индийского океана логически превращается в краеугольное основание национальных интересов «Слона». Основными стратегическими целями индийского государства на данном направлении выступают:

– распространение влияния страны по всей акватории Индийского океана за счет активного развития внешнеэкономических связей, инвестиций, дипломатии и формирования сети отношений стратегического партнерства с ключевыми государствами данного пространства;

– качественное повышение уровня и содержания отношений с государствами Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии; задействование инструментов и механизмов экономической дипломатии, поскольку некоторые страны бассейна Индийского океана обладают минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами, необходимыми Индии для экономического роста и развития;

– утверждение Индии в сознании народов и элит стран данного пространства в качестве «неоспоримого лидера» среди государств бассейна Индийского океана;

– поступательное наращивание влияния Индии на данном пространстве в процессе укрепления «отношений взаимной безопасности» с такими ключевыми государствами, как Сингапур, Маврикий и Оман, где исторически сложилось мощное влияние Индии.

«Детализация» стратегических интересов Индии в бассейне Индийского океана может быть представлена нижеследующим образом. Восточное побережье Африки рассматривается как источник недорогой и качественной сельскохозяйственной продукции, способной снизить остроту продовольственной проблемы в стране, а также как фактор обеспечения энергетической безопасности страны (наличие минерально-сырьевых и энергетических ресурсов, в случае необходимости – их транспортировка в порты Индийского океана). Отношения с Пакистаном рассматриваются в Дели в качестве фактора стабилизации ситуации в Южной Азии, активного влияния на отношения Исламабада и Вашингтона в нужном для Индии направлении, улучшения отношений с Китаем в процессе искусного маневрирования внутри треугольника Дели – Пекин – Исламабад, утверждения в сознании элит соседней страны (и ее «всепогодного союзника») безальтернативности индийской позиции по Кашмиру, эффективного решения двусторонней проблемы распределения водных ресурсов. Государства Южной Азии выступают в качестве потенциальных «агентов» ограничения влияния Китая в регионе; в равной мере Индия заинтересована в сохранении экономических и политических систем в этих странах, поскольку их возможные «дисфункции» могут отрицательно сказаться на индийских интересах в регионе. В странах ближневосточной акватории Индийского океана Индия преследует следующие основные цели: обеспечение постоянного доступа к энергетическим ресурсам БСВ; укрепление безопасности морских путей за счет развития двусторонней военной кооперации со странами побережья; поддержание благоприятных условий для работы индийцев-мигрантов в странах Персидского залива; защита интересов Индии в этой части бассейна Индийского океана за счет активного сотрудничества как с «суннитскими», так и с «шиитскими» государствами. Стратегия в отношении Ирана строится на следующих принципах: расширение доступа к минеральным и энергетическим ресурсам этой страны; практические действия с целью использовать территорию ИРИ как «стратегический коридор» в Афганистан и Центральную Азию; использование обоюдной заинтересованности двух стран для стабилизации ситуации в Афганистане и Пакистане; влияние на Афганистан и Пакистан через США, заинтересованных в решении «ядерной проблемы» Ирана. В отношении Мьянмы намерения Индии сводятся к использованию этого государства для смягчения остроты пограничных проблем, которые способны внести дополнительные элементы дестабилизации в жизнь «неспокойных» штатов северо-востока Индии, а также для нейтрализации влияния Китая в соседней стране в процессе развития экономического и культурного сотрудничества с Мьянмой. Интересы Индии в отношении Индонезии проявляются в стремлении расширить доступ к минеральным ресурсам этой страны, в растущей заинтересованности в продукции индонезийского аграрного сектора, в совместном «уравновешивании» влияния Китая в АТР, а также в объединенном парировании возможных угроз безопасности в данной части Индийского океана. Позиции Индии в отношении Австралии более или менее четко оформились в последние годы. Интересы Индии включают в себя: получение минерального сырья (включая материалы для деятельности предприятий атомной энергетики); закупки продукции рыболовства, земледелия и животноводства; «балансирование» растущего влияния Китая в этой стране.

*   *   *

Интересы Индии в АТР и бассейне Индийского океана сфокусированы на развитии торговли (прежде всего морской), привлечении иностранных инвестиций и возобновлении форсированного экономического роста, тогда как дипломатия внешних связей мыслится важным фактором внутреннего развития страны. Поэтому как минимум на среднесрочную перспективу, т.е. на 10-15 лет, можно уверенно прогнозировать устойчивый интерес Индии к этим двум весьма важным для страны регионам, успешная деятельность в которых повысит шансы Индии на обретение реального великодержавного статуса.

Предложения

Деятельность Индии на данных двух направлениях могла бы косвенно способствовать укреплению позиций нашей страны в регионах, которые в силу различных причин были в прошлом ослаблены. Индия может стать «невольным» проводником российской внешней политики в регионах, где ощущается растущая потребность в усложнении «уравнения» геополитических сил. Представляется, что два направления внешнеполитической деятельности могут с помощью Индии укрепить позиции России на этом обширном территориальном пространстве.

  1. Совместные маневры и иные действия военно-морских флотов двух стран.
  2. Кооперационные связи в проникновении России на рынки государств двух регионов (особенно в бассейне Индийского океана): за счет создания совместных производств и налаживания инвестиционных производств (на этом направлении деятельности накопленный Индией опыт может быть эффективно использован отечественными компаниями, нередко несущими потери из-за недостаточного понимания особенностей конкретных «страновых» ситуаций).

 

Главный научный сотрудник

Центра евразийских исследований

ИАМП ДА МИД России, д.и.н.

Володин А.Г.

* Критически настроенные эксперты полагают: проводя «активистскую» внешнюю политику, премьер-министр Индии преследует и вполне конкретные внутриполитические цели, в частности стремится укрепить свои позиции в правящей партии и преодолеть пока сохраняющийся раскол в Бхаратия Джаната Парти.

** Так, высокопоставленные вьетнамские дипломаты сетуют на неурегулированность “украинского кризиса», который, отвлекая силы США, не позволяет Америке должным образом участвовать в делах АТР, как было обещано нынешней демократической администрацией.

Добавить комментарий

Войти с помощью: