Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственная политика развития и повышения эффективности системы малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

В современных условиях развития экономики государственная политика направлена на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства для обеспечения занятости населения и создания дополнительных рабочих мест, повышения доходов граждан.  Для повышения эффективности системы малого и среднего предпринимательства государственная политика должна быть направлена на оказание информационно-правовой поддержки малым формам хозяйствования и проведение организационно-стимулирующих мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки, предоставление субсидий безработным гражданам, введение квот начинающим субъектам малого предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство,малое и среднее предпринимательство, государственная политика, эффективность развития предпринимательства, Пермский край.

STATE POLICY FOR THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF THE SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AT THE REGIONAL LEVEL

Annotation. In modern conditions of economic development, the state policy is aimed at developing and supporting small and medium-sized businesses to ensure employment and create additional jobs, increase citizens’ incomes. To increase the efficiency of the system of small and medium-sized enterprises, state policy should be aimed at providing information and legal support to small business entities and conducting organizational and incentive measures to optimize the tax burden, providing subsidies to unemployed citizens, introducing quotas to start-up small businesses.

Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized entrepreneurship, state policy, efficiency of entrepreneurship development, Perm region.

В настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации работают более 90 мер поддержки, направленных на улучшение условий ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, двойственность политики связана с тем, что на уровне государства поставлены две противоречивые цели. Требуется увеличить налоговые поступления в бюджет, и одновременно принято несколько нацпроектов, направленных на увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса.

Совершенствование деятельности органов региональной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства обеспечивается решением следующих задач:

— обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе предоставления методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки субъектам предпринимательства в рамках существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательств;

— разработка механизмов, позволяющих реализовать приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства;

— стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;

— меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 

— создание условий для поддержки МСП в условиях распространения короновирусной инфекции.

Приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства с точки зрения самих предпринимателей связаны со снижением налогового бремени (74,4% опрошенных), облегчением доступа к кредитным ресурсам (48,8%), уменьшение числа проверяющих органов (46,3%), создание и поддержка в обществе положительного имиджа предпринимателей (31,9%), рис. 1.

Рисунок 1 — Приоритетные векторы развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае (по результатам опроса предпринимателей) [7]

Наиболее эффективными мерами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства, по мнению предпринимателей Пермского края, является:

— снижение налоговой (68%);

— имущественная поддержка предпринимателей (27,5%);

— предоставление льготных кредитов на развитие бизнеса (51%);

— финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на региональном уровне (60%);

— субсидирование арендных ставок (17%);

— информационная и консультационная поддержка предпринимателей (7%).

Рисунок 2 — Оценка наиболее эффективных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства (по мнению предпринимателей) [7]

Для решения существующих проблем в развитии предпринимательства на региональном уровне и повышения эффективности системы малого и среднего предпринимательства возможны следующие направления (рис.3).

1. Организационно-стимулирующие мероприятия:

— развитие инициативного бюджетирования субъектов предпринимательства, в рамках которого предоставление субсидий безработным гражданам на открытие собственного бизнеса, в т.ч. на условиях самозанятости;

— предоставление дополнительных налоговых льгот и снижение налоговой нагрузки, предоставление налоговой амнистии;

— выделение квот начинающим субъектам малого предпринимательства, участвующим в конкурсах на заключение государственного или муниципального контракта.

2. Информационно-правовая поддержка:

— создание и актуализация единой информационной системы субъектов малого и среднего предпринимательства;

— обеспечение предоставления комплекса необходимых консультационных услуг.

Рисунок 3 — Направления развития и повышения эффективности системы малого и среднего предпринимательства и механизм их реализации на региональном уровне

Данные направления будут способствовать стимулированию развития системы малого и среднего предпринимательства (СМСП). Для реализации государственной политики на региональном уровне ответственными исполнителями будут являться: Министерство финансов Пермского края, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Центр занятости Пермского края (табл. 1).

Таблица 1 — Направления государственной политики в рамках организационно – стимулирующей поддержки развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

МероприятияОтветственный исполнительЦель
Предоставление налоговых кредитов, налоговые льготы при осуществлении инновационной и инвестиционной деятельностиМинистерство финансов Пермского краяСнижение налоговой нагрузки на МСП позволит направить свободные финансовые потоки на развитие бизнеса и создание новых рабочих мест  
Перенос срока уплаты авансовых платежей за I и II квартал 2022 года по налогу на имущество организаций, транспортному налогу организаций и налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН, на 6 месяцев; предоставление пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (1% — УСН «Доходы, 5% — УСН «Доходы-Расходы»)Министерство финансов Пермского краяСнижение налоговой нагрузки на МСП, пострадавшим от ограничений в период коронавирусной инфекции  
Выделение квот начинающим субъектам малого предпринимательства, участвующим в конкурсах на заключение государственного или муниципального контрактаМинистерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского краяВозможность роста объема производства (оказанных услуг) в условиях сократившегося спроса. Гарантированный рынок сбыта для начинающих предпринимателей
Предоставление субсидий безработным гражданам на открытие собственного бизнеса, в т.ч. на условиях самозанятости  Министерство финансов Пермского края и Центр занятости Пермского краяРост количества СМСП, сокращение числа безработных

Таким образом, государственная политика развития и повышения эффективности субъектов малого и среднего предпринимательства направлена на формирование устойчивого механизма реализации государственных программ по различным направлениям. В качестве таких направлений можно выделить:

— реализация совместных программ в рамках инициативного бюджетирования, предусматривающий приоритетный выбор субъекта малого и среднего предпринимательства, расположенного на территории муниципалитета для реализации работ в рамках проекта;

— обеспечение полноценной доступности форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства при реализации инвестиционных проектов;

— расширение возможностей инвесторов среди субъектов малого и среднего предпринимательства за счет доступа к большинству экономических ресурсов и сфер инвестирования;

— непосредственное участия и поддержка со стороны глав муниципальных образований;

— снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов и ведении бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства.

Библиографический список:

1.  О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

2. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

3. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы: Паспорт национального проекта. утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае: Закон Пермского края от 26.02.2009 № 392-ПК (ред.13.12.2019) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

5. О внесении изменений в отдельные законы ПК в сфере налогообложения от 26 ноября 2020 года: Закон Пермского края от 26.112020 № 598 ПК — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

6. О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций: Постановление Правительства Пермского края от 02.12.2020 № 917-п— Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу» —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

7. Новоселов П. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае. Ежегодный доклад за 2020 год. – Пермь, 2021

Информация об авторе:

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Svechnikovа Tatyana Mikhailovna, Senior Lecturer of the Department of Management, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: