В работе анализируется опыт государственного регулирования Сингапура в сфере интеллектуальной собственности, как страны, являющейся одним из мировых лидеров защиты прав ИС. Рассматривается регулятивное воздействие государства в научном, финансовом, правовом и информационном измерениях. Исследуются механизмы стимулирования активности рынка интеллектуальной собственности через реализацию государственных программ в сфере долевого финансирования патентных расходов, последовательной информационно-консультативной поддержке владельцев интеллектуального продукта на этапах создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Развитие инновационной экосистемы и налаженная система контроля за защитой прав интеллектуальной собственности как благоприятный климат для деятельности высокотехнологичного бизнеса. Кросс-институциональное сотрудничество выступает как ключевая предпосылка успешности реформирования системы государственного регулирования интеллектуальной собственности Сингапура.
Ключевые слова: государственное регулирование, Ведомство по интеллектуальной собственности Сингапура, Фонд патентных заявок, SCOPE IP, IP Clinics, управление, экосистема интеллектуальной собственности.
Keywords: government regulation, Singapore intellectual property office, patent application Fund, SCOPE IP, IP Clinics, management, intellectual property ecosystem.
State policy of the Republic of Singapore in the field of intellectual property
Abstract
The paper analyzes the experience of state regulation of Singapore in the field of intellectual property, as a country that is one of the world leaders in the protection of IP rights. The regulatory impact of the state in scientific, financial, legal and informational dimensions is considered. The mechanisms of stimulating the activity of the intellectual property market through the implementation of state programs in the field of shared financing of patent expenses, consistent information and Advisory support for intellectual product owners at the stages of creation and commercialization of intellectual property objects are studied. The development of an innovative ecosystem and an established system of control over the protection of intellectual property rights as a favorable climate for high-tech businesses. Cross-institutional cooperation is a key prerequisite for the success of reforming the system of state regulation of intellectual property/
Введение. В 2019 году Международный экономический форум в очередной раз признал Сингапур страной-лидером в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в Азии, а согласно Отчету по глобальной конкурентоспособности, Сингапур занял второе место в мире по качеству защиты интеллектуальной собственности, отдав первенство лишь Финляндии. Анализируя динамику развития инновационно-венчурной экосистемы Сингапура, эксперты сравнивают город-государство с Кремниевой долиной. Такие потрясающие результаты «азиатского тигра» в развитии сферы интеллектуальной собственности связаны с комплексным подходом к ее регулированию, изучение которого позволит оптимизировать современные процессы трансформации государственной политики Российской Федерации в сфере регулирования интеллектуальной собственности.
Проблематике интеллектуальной собственности посвящены работы В.Д.Базилевича, В.В.Ильина, Т.М.Шевелевой, П.М.Цибулева, Р.Б.Шишка и др. Отдельные вопросы государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются В.В.Белевцевой, Н.П.Дригваль, О.Д.Карпенком, А.Г.Ступниковым и др. Однако пока можно констатировать отсутствие комплексных исследований в отечественной литературе, посвященных проблеме государственного регулирования сферы интеллектуальной собственности в целом, а практики государственного регулирования ИС в Сингапуре в частности, поэтому целью работы является анализ механизмов реформирования и оптимизации государственного регулирования ИС в Сингапуре.
Цель статьи – исследование государственной политики Сингапура в сфере интеллектуальной собственности.
Обсуждение результатов. Еще в 1984 году сенатор США Патрик Дж. Лиахим описывал Сингапур как «мировую столицу пиратства» [5, с.3]. В середине 80-х. гг .. перед правительством Сингапура особенно остро встала проблема защиты прав ИС, которая была связана не в последнюю очередь с давлением международных партнеров, в частности США через Общую Систему Преференций (General System of Preferences — GSP), которая открывала перед странами-участниками доступ на рынки США и расширяла возможности инвестиционных вливаний в экономику Сингапура. Опыт страны, преодолевшей путь «из третьего мира в первый», является особенно показательным примером того, что в современном мире обеспеченность природными ресурсами или, наоборот, их фактическое отсутствие, не обязательно предполагает жесткую корреляцию с уровнем развития государства и благосостоянием населения. «В 1959 году … объем валового национального продукта (Gross Domestic Product) на душу населения составлял 400 долларов США. В 1990 году … он вырос до 12.200 долларов, а в 1999 году достиг уровня 22.000 долларов США »[1, с.14], а согласно прогнозу Центра экономических исследований Японии, к 2020 году Сингапур может стать богатой страной мира, с уровнем среднего годового дохода около 145.000 долларов. Вышеупомянутые данные подтверждают правильность слов Ли Куан Ю, премьер-министра Сингапура в 1959-1990 годах, о том, что «талантливые люди являются ценным достоянием страны. А для маленького, бедного ресурсами Сингапура … это был просто определяющий фактор» [1, с.256]. Именно правильное использование существующего и формирование нового интеллектуального капитала были ключевыми моментами при создании благоприятного инвестиционного климата, который обусловил экономический рост Сингапура.
Система государственного регулирования Сингапура в сфере интеллектуальной собственности построена на кооперации четырех институтов. Министерство юстиции отвечает за законодательную базу, разработку политики и стратегии интеллектуальной собственности и занимает ведущую роль в координации работы структур, связанных с ИС. Ведомство по интеллектуальной собственности Сингапура (ВИСС), ранее известное как Реестр товарных знаков и патентов подчиняется Министерству юстиции. ВИСС ответственное за администрирование режима функционирования ИС. Кроме того, оно способствует использованию ИС для развития бизнеса, проводит просветительские и образовательные программы, а также обеспечивает развитие экосистемы интеллектуальной собственности Сингапура. ВИСС близко сотрудничает с двумя агентствами — Сингапурской полицией и Сингапурской таможней. В 1995 году в составе полиции было создано подразделение, которое в 2000 году было расширено до Отдела по правам интеллектуальной собственности (Intellectual Property Rights Branch — IPRB), ответственного за применение прав ИС и расследований случаев их нарушений. Он является одним из шести структурных единиц Специализированного уголовного подразделения Бюро уголовных расследований (CID — Criminal Investigation Department) Полиции Сингапура. Деятельность Отдела включает «принуждение для решения вопросов, связанных с правами интеллектуальной собственности» [4]. Таким образом, главным учреждением принуждения Сингапура в области прав ИС является Отдел по правам интеллектуальной собственности, который проводит рейды, как на основе информации от владельцев ИС, так и от анонимных источников, сообщений других ведомств, а также осуществляет активный мониторинг и предотвращает нарушения в сфере ИС.
Правительственные ведомства сотрудничают для преодоления нарушений прав ИС, используя «3E» подход — «Enforcement (принуждение) Education (образование); Engineering (инжиниринг — прикладной аспект) »» [5, с.11].
Министр торговли и промышленности Сингапура в своем докладе на семинаре, посвященном анализу состояния дел в области охраны интеллектуальной собственности, среди мер, которые привели город-государство на одно из первых в мире мест по уровню защиты авторских прав, отметил, в частности, следующие:
— налоговые льготы по схеме «Кредит на повышение производительности и инноваций»;
— поддержка научных исследований и внедрение новых технологических решений частным бизнесом в размере 12,7 млрд. долларов США на период 2015-2019 гг.;
— внедрение программы интеллектуальной собственности для малых и средних предприятий;
— разработка программы интернационализации интеллектуальной собственности, которая помогает продвигать и защищать национальный интеллектуальный потенциал и его коммерциализацию во всем мире; льготный режим финансирования расходов предприятий на НДДК (до 60% затрат компенсируется из бюджета).
Итак, кроме четкой системы защиты и охраны интеллектуальной собственности, в Сингапуре проводится стимулирование создания новых продуктов ИС — предоставляется поддержка в научном, финансовом, правовом, информационном измерениях.
В сфере науки правительство Сингапура до настоящего времени практикует привлечение талантливых молодых людей из Малайзии, Китая, Индии, Вьетнама, Камбоджи, например выплачивает им значительные стипендии для обучения в ведущих университетах мира, в частности Гарварде, Кембридже и Стэнфорде. Кроме того, осознавая важность наработки собственного интеллектуального продукта, Сингапур активно занимается расширением научной базы инновационной инфраструктуры, для чего были созданы Научно-исследовательский центр «Биополис», научный парк «Сингапур» и биомедицинский Парк «Туас» и другие.
Для того, чтобы поощрять частных лиц и предприятия к созданию и коммерциализации ИС, правительство также использует систему финансовых рычагов, как налогового, так и кредитного характера. В случае, если фирма планирует выводить на рынок новую продукцию или использовать передовые технологии для производства уже известных товаров, ей присваивается статус компании-пионера. Такие компании полностью освобождены от подоходного налога на срок от 5-ти до 10-ти лет работы, в зависимости от отрасли. По истечении этого срока компании имеют право в течение следующих 5 лет платить налог по ставке, вдвое ниже, чем общая.
8 апреля 2014 правительство Сингапура запустило программу финансирования, направленную на поддержку высокотехнологичного сектора — Intellectual Property Financing Scheme, по которой компании могли получить банковский кредит, используя интеллектуальную собственность в качестве обеспечения. Правительство предоставляло гарантию в размере части стоимости патентов, торговых марок и другой интеллектуальной собственности, что выступало в качестве обеспечения, для того, чтобы компании могли получить кредит на развитие в одном из трех банков, участвующих в программе: DBS, OCBC и UOB. Кредитные риски распределялись между правительством и банками. Компания, претендующая на финансирование в рамках программы, должна была зарегистрированной в Сингапуре, а принадлежащая ей интеллектуальная собственность — приносить прибыль. Оценка интеллектуальной собственности могла быть проведена одним из трех агентств: American Appraisal Singapore, Consor Intellectual Asset Management и Deloitte & Touche Financial Advisory Services. Целью данной программы являлось предоставление доступа к банковскому финансированию большому количеству малых и средних предприятий Сингапура и действовала она до 2016 года [6].
Важное место в институциональной системе регулирования сферы ИС занимает Patent Application Fund Plus (PAF Plus), направленный на помощь в покрытии официальных пошлин и услуг по патентованию, то есть оплату части патентных расходов. Деятельность Фонда направлена прежде всего на поддержку малого и среднего бизнеса или частных проектов, которые зарегистрированы в Сингапуре (среди требований к соискателям, в частности, отмечается, что доля сингапурского капитала должна быть не менее 30% и т.д.). Гранты PAF Plus предоставляются заявителям на основе частичного покрытия расходов в несколько этапов: на 1-м возмещается 50% от фактических затрат (до 5000 сингапурских долларов), которые необходимы для подачи заявки; на следующем этапе — 50% от фактически израсходованных средств (до 25000 сингапурских долларов), которые необходимы для патентования.
Таким образом, финансовая поддержка государства также проявляется в покрытии части расходов, связанных с патентными заявками, включая расходы на составление, юридические расходы и расходы на представление. Вышеупомянутый Фонд патентных заявок был создан в 1992 году Национальным управлением Сингапура по вопросам науки и техники и управляется Ведомством интеллектуальной собственности. Главной целью фонда задекларировано стремление поощрять малые и средние предприятия и частных лиц к официальной подаче заявок на получение охраны прав интеллектуальной собственности. ФПО обеспечивает выплату 50% юридических, официальных и других связанных с этим пошлин, уплачиваемых в процессе подачи заявки на патент, максимум 30.000 сингапурских долларов на каждый изобретение. Все компании, в которых граждане Сингапура владеют минимум 30% акций, могут претендовать на такую компенсацию, так же как и любые граждане и постоянные жители Сингапура. Среди других условий отмечается, что исследовательская работа, которая привела к изобретению, должна проводиться в Сингапуре, и чтобы заявки предоставлялись в ФЗП в течение двух лет с момента подачи заявки на патент.
Среди стимулирующих мер в правовой сфере следует отметить, что с апреля 2014 года в Сингапуре начал действовать упрощенный механизм решения патентных споров. Споры об авторстве на изобретение, о праве на интеллектуальную собственность и аннулирование патентов теперь могут решаться экспертом в соответствующей сфере, выбранным сторонами. Ранее же такие споры решались только Регистратором патентов. Разработкой нового механизма, который позволит удешевить процедуру для сторон и уменьшит расход времени на рассмотрение споров, занималось Ведомство интеллектуальной собственности Сингапура в сотрудничестве с Центром арбитража и медиации ВИСС.
Планируется также переход от «системы самооценки» к патентной системе так называемого «предоставления положительного гранта». Новая система предусматривает, что патентное бюро уполномочено не только проверять правильность подачи заявки (формальную сторону), но и обеспечить соответствие изобретения трем критериям: предмет патента должен быть новым; он должен иметь изобретательскую составляющую; предмет патента должен иметь промышленное применение. Подобный подход применяется также в США, Канаде, Австралии, Японии, Великобритании и др. В информационной сфере следует отметить функционирование портала интеллектуальной собственности (http://www.SurfIP.gov.sg), открытого ВИСС, который позволяет владельцам ИС, потенциальным покупателям и продавцам, а также лицензиатам объединять свои усилия для коммерциализации продуктов ИС. Особенно важным существование данного ресурса является для малых и средних предприятий, которые часто не имеют в своем распоряжении достаточно средств для того, чтобы вывести продукцию на рынок, или же ищут лицензии для коммерциализации запатентованной технологии. Сайт портала ИС также включает возможность получения всесторонней информации об ИС, благодаря подключению к ряду патентных баз во всем мире, включая Ведомство США по патентам и товарным знакам, Всемирную организацию интеллектуальной собственности и Европейское патентное ведомство.
В 2003 году ведомством интеллектуальной собственности Сингапура была создана Академия интеллектуальной собственности (IP Academy), «центр повышения квалификации действующих специалистов в сфере ИС, с ударением на развитие знаний и возможностей в области охраны, использования и управления интеллектуальной собственностью» [5, с. 11]. Кроме того, информационная регулятивная поддержка владельцев интеллектуального продукта обеспечивается с помощью развитой ВИСС программы SCOPE IP, которая помогает компаниям оценить сильные и слабые стороны своей системы менеджмента интеллектуальной собственности [5, с.11].
Проект SCOPE IP (Strategies for Creation, Ownership, Protection and Exploitation of IP), направленный на применение лучших практик управления ИС, разрабатывался с учетом принципов бизнес-менеджмента. Национальная программа менеджмента интеллектуальной собственности Сингапура SCOPE IP, разработанная как двухфазовый проект, была представлена в сентябре 2003 года профессором Го Пенг Ки (Ho Peng Kee), который отметил, что «строительство новой экосистемы состязательности является ключевой задачей менеджмента и стратегии ИС» [2] . На первой фазе главной практической задачей декларировалась помощь сингапурскому бизнесу в формировании и развитии менеджмента ИС. Диагностические функции проекта на данном этапе должны найти отражение в деятельности так называемых IPDoctors. Вторая фаза включает развитие лучших практик менеджмента ИС. SCOPE IP может быть особенно полезным для компаний, которые планируют найти ресурсы для финансирования, поскольку позволяет проводить оценку капитала ИС компаний.
В начале 2014 года ВИСС был создан единый сервисный центр под названием ИС 101 (IP 101- IPOS Service Centre), предоставляющий информационные, образовательные, рекомендательные услуги, облегчающие Заявителям процесс подачи заявок на регистрацию прав интеллектуальной собственности. ИС 101 — это интегрированный сервисный центр, с эффективными связями для сообщества ИС, в частности, с местными предприятиями, поставщиками услуг ИС, владельцами интеллектуального продукта, учеными и др. для того, чтобы предложить сообществу ИС комплексный набор продуктов, услуг, «связей.
На портале ВИСС в рамках центра ИС 101, функционируют так называемые Клиники ИС (IP Clinics): Бизнес клиники ИС (IP Business Clinics) и Юридические клиники ИС (IP Legal Clinics). По сути IP Clinics является своего рода площадками для взаимодействия бизнеса и внешних частных консультантов в вопросах, связанных с ИС. В сферу консультативных услуг IP Business Clinics относятся: франчайзинг, лицензирование, разработка стратегии ИС предприятия и управления ею, аудит, оценка ИС, вопрос о покупке или продаже патентов и технологий. IP Legal Clinics предоставляют юридические консультации по защите и обеспечению прав ИС, механизмов возмещения и принуждения в случае их нарушения, порядка отстаивания своих прав в суде и тому подобное. Фактически, в фокусе внимания первых находятся вопросы, связанные с экономическим измерением функционирования сферы ИС, капитализации ее продуктов, в то время как другие акцентируют внимание на правовых аспектах.
Среди публичных информационно-просветительских проектов ВИСС важное место занимает HIP Alliance (Honour Intellectual Property Alliance), направленный на поддержку инициатив по популяризации и формированию уважения к правам интеллектуальной собственности среди молодежи (один из механизмов реализации проекта — сотрудничество с образовательными учреждениями и т.д.) и общества в целом. Кроме этого, важным для формирования соответствующего восприятия ВИСС как прозрачного и ответственного учреждения, которое последовательно реализует политику в сфере регулирования интеллектуальной собственности, является отчет о проделанной работе, включающий как меры внутригосударственного уровня, так и успехи в международном сотрудничестве по данной проблематике [3] .
Важно то, что Сингапур уже который год возглавляет Рейтинг гендерного равенства прав интеллектуальной собственности (IPRI (GE)), а также, вместе с Канадой и Новой Зеландией, представляет неевропейские страны в топ 10 Международного индекса защиты прав интеллектуальной собственности (IPRI) за 2014 год. Именно благодаря кросс-институциональному сотрудничеству, активной реализации образовательных проектов, программ поощрения и привлечения бизнеса к развитию рынка ИС, Сингапур последовательно приближается к задекларированной в 2013 г. цели стать «глобальным центром ИС в Азии» ( «Global IP Hub in Asia») [7].
Выводы. В целом, в статье на примере Сингапура, рассматривает регулятивное воздействие государства в нескольких измерениях: научном, финансовом, правовом и информационном. Значительное внимание уделяется механизмам стимулирования активности рынка интеллектуальной собственности через реализацию государственных программ в сфере долевого финансирования патентных расходов, последовательной информационно-консультативной поддержке владельцев интеллектуального продукта на этапах создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Показано, что развитие инновационной экосистемы и налаженная система контроля за защитой прав интеллектуальной собственности позволяет создать в Сингапуре благоприятный климат для деятельности высокотехнологичного бизнеса.
Список литературы
- Ли Куан Ю. Сингапурская история: 1965-2000 гг.: из третьего мира – в первый [Текст]/ Ли Куан Ю.. – М.: МГИМО-Университет, 2010. – 657 с.
- A Free Virtual IP Doctor for Singapore Businesses [Электронный ресурс]/ Intellectual Property Office of Singapore.- Singapore.- 2020.- Режим доступа: https://www.ipos.gov.sg/MediaEvents/Readnews/TabID/873/articleid/191/Default.aspx (дата обращения: 11.10.2020).
- Annual Report 2018/2019 [Электронный ресурс]/ Intellectual Property Office of Singapore.- Singapore.- 2019.- Режим доступа: http://www.ipos.gov.sg/Portals/0/Annual%20Report/2018-2019/IPOS%20AR%202018_2019%20FINAL%20v2.pdf (дата обращения: 11.10.2020).
- Criminal Investigation Department [Электронный ресурс]/ Singapore Police Force.- S.: Singapore Police Force, 2019. – Режим доступу: http://www.police.gov.sg/about/org/cid.html#cid (дата обращения: 11.10.2020).
- Gill, Alisha. Vári-Kovács, Zsuzsanna. Lall, Ashish. The Development of Singapore’s Intellectual Property Rights Regime [Электронный ресурс]/ Lee Kuan Yew School of Public Policy — Microsoft Case Studies Series on Information Technology, Public Policy and Society.– Singapore.- 2014.- Режим доступа: http://lkyspp.nus.edu.sg/wp-content/ uploads/ 2014/11/ LKWMS_Series01_SG_IP.pdf(дата обращения: 11.10.2020).
- Ho, Norman. Jing Yi, WOON. Intellectual Property As Security And The IP Financing Scheme In Singapore [Электронный ресурс]// Rodyk Reporter: Business Bulletin.-September,2014.-Singapore: Rodyk and Davadson LLP, 2014.- Режим доступа: http:// www.rodyk.com/ usermedia/ documents/ Rodyk_Reportersept14-Business%20Bulletin%202.pdf (дата обращения: 11.10.2020).
- What Do We Do? [Электронний ресурс]/ Intellectual Property Office of Singapore.- Singapore.- 2019.- Режим доступу: http://www.ipos.gov.sg/AboutUs/WhatDoWeDo.aspx (дата обращения: 11.10.2020).
Информация об авторах:
Alexander Yurievich Larin / Александр Юрьевич Ларин
Russian State Academy of Intellectual Property / Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а
Tatiana Yuriena Larina / Татьяна Юрьевна Ларина
Russian State Academy of Intellectual Property / Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а
Kurguzkina Elena Borisovna / Кургузкина Елена Борисовна
Russian State Academy of Intellectual Property / Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а