Аннотация
В статье дана характеристика основных тенденций и направлений реализации государственной промышленной политики в промышленно-развитых странах (Великобритания, Германия, Австрия, Япония). Сформулированы стратегии государственной промышленной политики стран СНГ в системе евразийской интеграции. Предложена концепция государственной промышленной политики стран СНГ в современных условиях развития мировой экономики. В статье проводится анализ особых экономических зон (ОЭЗ) как инструмента реализации промышленной политики в региональном развитии мировой экономики. Исследован механизм и принципы формирования ОЭЗ с учетом специфики российского законодательства и международного права. Для более полного представления о влиянии механизма ОЭЗ на экономику конкретного региона авторами рассмотрена ОЭЗ в Калининградской области, которая была создана одной из первых на территории Российской Федерации. Авторы приводят обоснование выбора данного региона в процессе создания российских ОЭЗ. Цель исследования – анализ особых экономических зон как инструмента привлечения зарубежных и отечественных инвестиций для выявления возможностей осуществления промышленной политики. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: определить необходимость и эффективность привлечения инвестиций в ОЭЗ, рассмотреть роль Калининградской области как региона в российской практике создания особых экономических зон. Авторами статьи в исследовании использованы методы сравнительного анализа, прогнозирования и обобщения. В качестве основных результатов исследования авторами выделяются: эффективность использования государством промышленной политики в привлечении инвестиций. Результаты исследования расширяют представления о перспективах и особенностях экономического сотрудничества России и ЕС в регионе Балтийского моря.
Ключевые слова: СНГ, государственная промышленная политика, мировая экономика, промышленная политика Великобритании, Германии, Австрии, Японии; мировая экономика, международное право, особые экономические зоны, полюса роста, отрасли-моторы, преференциальный режим, инвестиции, свободный порт, Калининградская область.
- V. Mishalchenko
- V. Toropygin
- I. Yuyukina
STATE INDUSTRIAL POLICY AND
SPECIAL ECONOMIC ZONE IN MODERN CONDITIONS:
INTERNATIONAL ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS
Annotation
In article the characteristic is given to the main tendencies and the directions of realization of the state industrial policy in the advanced industrial countries (Great Britain, Germany, Austria, Japan). Strategy of the state industrial policy of the CIS countries in system of the Euroasian integration are formulated. The concept of the state industrial policy of the CIS countries in modern conditions of development of world economy is offered. The analysis of special economic zones (SEZ) as an instrument of realization of the industrial policy in the regional economic development is being conducted in the article. The device and principles of SEZ’s formation are explored taking into account the Russian’s and international law particularity. For a more complete view of SEZ’s influence device on the International economy of a particular region the authors are explored the SEZ in the Kaliningrad region, which was one of the first formed on the Russian Federation’s territory. The authors give the argumentation of choice for this region in the process of Russian SEZ’s formation. The aim of research – the analysis of special economic zones as an instrument to attract foreign and domestic investment to identify opportunities of realization of the industrial policy. To achieve this aim the following tasks are assigned: to determine the necessity and effectiveness of attracting foreign investment in the SEZ, to review the role of the Kaliningrad area like a region in the process of Russian’s practice formation special economic zones. The methods of comparative analysis, prediction and generalization are used by authors in the research. As the main results of the research authors stand out: the effectiveness of using competent industrial policy by government and SEZ in attracting investment. The results of the research have been expanding the understanding of the prospects and characteristics economic cooperation between Russia and the EU in the region of Baltic sea.
Keywords: CIS, state industrial policy, world economy, industrial policy of Great Britain, Germany, Austria, Japan; international economy, international law, special economic zone, growth poles, industry-motors, preferential treatment, investment, free port, Kaliningrad region
В сложных условиях, сформировавшихся в развитии народного хозяйства в 2014-2016 годах, государство более активно старается помогать бизнесу. В данном случае, речь пойдет о двух направлениях: особых экономических зонах (ОЭЗ) на примере Калининградской области и о мерах по поддержке промышленных предприятий.
Сегодня, как и прежде, основными барьерами для привлечения инвестиций в Россию являются сложность административных процедур, коррупционный фактор, а также политическая и законодательная среда. Иностранные инвесторы оценивают инвестиционную привлекательность страны по уровню политической, экономической и социальной стабильности. Среди фундаментальных факторов, выделяемых действующими инвесторами, имеют значение макроэкономическая стабильность, устойчивое развитие экономики в целом, корпоративное налогообложение, телекоммуникационная инфраструктура. В этой связи иностранный капитал, поступающий в страну, не способствует усилению российской экономики. Богатые природные ресурсы России, емкость внутреннего рынка и высококвалифицированный персонал могли бы стать конкурентным преимуществом в борьбе с другими странами за мировые инвестиции. Особые экономические зоны как инструмент привлечения зарубежных и отечественных инвестиций способны минимизировать типичные российские проблемы (неэффективное законодательство и администрирование, отсутствие качественной системы защиты интересов инвесторов, бюрократия и коррупция в инвестиционной сфере, отсутствие прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности) и таким образом достаточно эффективны для привлечения инвестиций.
Государственная промышленная политика государств-членов ЕС и ЕАЭС в современных условиях: мировой и национальный опыт
В современных условиях указанный рост возможен только при формировании и осуществлении государственной промышленной политики.[1] Это подтверждается деятельностью большинства государств мира. С началом европейской интеграции французские власти осуществили децентрализацию и ограничили участие государства в крупных национальных проектах, предоставив условия для вложения инвестиций в инфраструктуру и стимулирования малого и среднего бизнеса. Были разработаны кредитные механизмы. Большое место уделяется стимулированию НИОКР и государственным закупкам в ряде промышленных отраслей.
Промышленная политика в Германии направлена на структурную модернизацию промышленности. Здесь эффективно сочетаются методы прямого и косвенного государственного регулирования промышленной политики, которая направлена, прежде всего, на развитие национальной энергетики. Поддержка угольной отрасли является одним из важных элементов промышленно-энергетической политики: частичное субсидирование угледобычи, специальные надбавки к электротарифам, прямое государственное субсидирование добычи и обогащения коксующегося угля, идущего на нужды национальной металлургии.
Приоритетные направления промышленной политики Великобритании — развитие рыночной инфраструктуры, промышленное внедрение инноваций, стимулирование свободной конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса и предприятий экспортеров, повышение профессионального технического образования.
Государственная экономическая политика в Австрии формируется и реализуется исходя из рыночной модели развития экономики страны в рамках основных концептуальных подходов с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий. Государственная индустриальная политика в Австрии концентрируется на создании законодательным путем и обеспечении механизмами исполнительной власти рамочных условий деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.
Важную роль в опосредованном государственном финансировании и стимулировании продуктивных производственных капиталовложений играет система специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм банковского кредитования.
Стратегия экономического роста Японии основана на развитии региональных экономик, среднего и малого бизнеса, реформировании сектора услуг. Экономические направления промышленного и регионального развития взаимосвязаны с главной межсекторальной проблемой — инновациями в человеческий капитал, развитие которого необходимо и для развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, инноваций в финансах и инвестициях, технических инноваций. Качественный рост экономики Японии обеспечивается крупными структурными сдвигами и становлением интенсивной модели экономического роста при последовательном увеличении доли наукоемких отраслей промышленности, обновлением производственной базы за счет применения ресурсо- и энергосберегающей технологии, развитием электроники и робототехники и их внедрением во все производственные и непроизводственные процессы (электронизация и компьютеризация экономики), революционными переменами в коммуникационных и аналитических системах и переходом к модели информационного общества.
Промышленная политика Японии осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства. Это регулируется в государственных Концепциях промышленной политики, Программах национального развития, служащих исходными документами при формировании и реализации промышленной политики.[2]
В целях гармонизации национальных промышленных политик в странах СНГ, в мае 2012 года в Ашхабаде было подписано Соглашение о сотрудничестве в области промышленности и создании Совета по промышленной политике государств-участников СНГ.[3] Государства-участники соглашения согласились в необходимости формирования перечня совместных программ и проектов в основных направлениях сотрудничества, координации совместных действий в повышении конкурентоспособности и устойчивом развитии отраслей промышленности, создании совместных производств, транснациональных компаний и финансово-промышленных групп. В Соглашении определены термины «промышленность» и «промышленная политика». Стороны согласились, что они «осуществляют взаимовыгодное сотрудничество через свои уполномоченные (компетентные) органы, отвечающие за выработку и осуществление государственной политики в области промышленности» (ст. 3).
На национальном уровне соответствующие законы были разработаны в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В Российской Федерации и в Республике Казахстан это, соответственно, Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и Закон Республики Казахстан «Об индустриальной политике».[4] В законах регламентированы следующие положения:
цели, задачи и принципы промышленной политики;
правовое положение субъектов промышленной политики;
полномочия различных уровней государственной власти и местного самоуправления в сфере промышленной политики;
компетенция консультативно-совещательных органов в сфере промышленной политики;
особенности стимулирования деятельности субъектов в сфере промышленного развития отдельных отраслей народного хозяйства;
финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности;
функционирование государственных фондов развития промышленности, отраслевых и региональных инвестиционных фондов;
поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики;
правовое обеспечение деятельности субъектов в сфере промышленности в области внешнеэкономической деятельности.
Особые экономические зоны
в мировой экономике и международном праве:
теория и практика
Обособленная территория, обладающая особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и благоприятными условиями для осуществления экономической деятельности национальными или иностранными предпринимателями (налоговые, таможенные, административные преференции), представляет собой особую или свободную экономическую зону. В научной литературе отсутствует общепринятая классификация территорий с особым юридическим статусом и преференциальным режимом. В процессе своего развития данное понятие приобрело новые особенности и черты в зависимости от социально-экономической среды, поэтому такого рода территории отличаются целями создания, сроком функционирования, системой предоставляемых преференций, механизмом управления и своему статусу. Создаются такого рода территории для решения стратегических задач развития национальной экономики на 49 лет, а срок их функционирования продлению не подлежит.[5] Государство за счет собственных бюджетных средств обеспечивает транспортно-логистическую инфраструктуру, а также инновационную, социальную и инженерную. При реализации проектов в ОЭЗ сформирован благоприятный режим администрирования, при котором наиболее востребованные резидентами услуги предоставляются в режиме «одного окна», позволяющего сократить время подачи документов за счет получения государственных услуг в одном месте. Для реализации данной системы задействованы региональные, а также федеральные органы исполнительной власти. Такой интегрированный инструмент привлечения российских и зарубежных инвесторов позволяет развивать приоритетные для России высокотехнологичные отрасли, а также способствует привлечению передовых технологий, развитию импортозамещающего производства.[6] Продукция и услуги, созданные на территориях экономического роста, становятся конкурентоспособными на внешних рынках. «Мы заинтересованы не просто в механическом замещении нормальных иностранных товаров на посредственные российские. Речь должна идти о создании товаров, конкурентоспособных не только применительно к условиям российского рынка, а применительно к условиям мирового рынка», – было отмечено на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015».[7]
На сегодняшний день ОЭЗ представляют собой современную интерпретацию экономического явления, применявшегося еще в средние века. ОЭЗ прошли эволюцию от торгово-складских и транзитных зон до зон, объединяющих несколько стран. Российской империей ОЭЗ использовались в XIX веке там, где возникала необходимость быстрого освоения территорий, развития внешней торговли и привлечения капитала инвесторов.
Основоположником концепции особых экономических зон является французский экономист XX века Франсуа Перру. В центре его аргументации находится теория «доминирующей экономики» и понятие неоднородности роста, при котором потенциал производства сосредотачивается вокруг ведущей отрасли. Данное явление именуется экономистом как «полюса роста».[8] Основной акцент Ф. Перру – создание экономики господствующих и подчиненных им предприятий, что является олицетворением современной рыночной экономики. Предприятие, производящее свыше 40% продукции всей отрасли, является доминирующим, а остальные экономические единицы испытывают неравноправные отношения к данному центру экономической конъюнктуры, поэтому приспосабливаются к его решениям посредством увлекающего или тормозящего воздействия.[9] Теория Ф. Перру разработана на основе анализа быстрорастущих и новейших отраслей, «отраслей-моторов», обладающих «эффектом влечения» и трансформирующих структуру национальной экономики. «Привилегированными точками применения силы» и движущими силами прогресса являются отрасли тяжелой промышленности и общего машиностроения, химии и нефтепереработки. Именно эти «отрасли-моторы» формируют и совершенствуют развитие будущих отраслей, таких как электроника и атомная энергетика.
Стратегическая задача экономической политики, по мнению Ф. Перру, заключается в создании государством подобных «полюсов роста» и управлении эффектом их распространения, что способствует повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке вследствие роста концентрации производства и инвестиций.
Концепцию регионального роста также теоретически обосновали Торстен Хегерстранд и Джон Фридман. Лейтмотивом идей Т. Хегерстранда является время, которое требуется для регистрации предприятия в той или иной стране (регионе). Данный показатель, по его мнению, демонстрирует степень развитости рыночной среды. Взгляды шведского ученого приобрели большой вес в экономической географии, а также стали базой многих региональных программ в 1970-1990-х годах. Дж. Фридман сосредотачивался на исследовании развивающихся стран и в связи с этим разработал концепцию территориального планирования, которой посвящено множество его монографий. Джон Фридман, Торстен Хегерстранд, а также Иммануил Валлерстайн являются основателями парадигмы центр-периферийных отношений в мировой экономике.
Странам Европы принадлежит наибольший потенциал функционирования особых экономических зон, однако Россия также имеет опыт создания «точек роста» экономики. Термин «свободные экономические зоны» был введен российским законодательством с принятием в 1991 году закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Создавались такие территории с целью «привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РСФСР»[10]. В рамках данного закона иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями приобретали преференции в виде пониженного налогообложения, упрощенной регистрации, снижения таможенных пошлин, безвизового режима и т. д. Особые экономические зоны начали создаваться на территории России, при этом одна из первых появилась в Калининградской области. Федеральным законом РФ 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было определено, что «особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим существования предпринимательской деятельности».[11] С этого момента происходит системное развитие особых экономических зон, а для реализации принятого закона Указом Президента Российской Федерации № 855 в тот же день было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Данный федеральный орган исполнительной власти находился в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и осуществлял правоприменительные функции по управлению особыми экономическими зонами, а также обеспечению специального правового режима особой экономической зоны в Калининградской области. В 2006 году была создана управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» (РОСОЭЗ) с целью продвижения и эффективного функционирования особых экономических зон в России. «РОСОЭЗ – это масштабный федеральный проект по привлечению инвестиций, передовых научных, производственных и управленческих технологий».[12] Единственным акционером компании является государство, которому принадлежит 100% ее акций.
При появлении первых результатов, полученных на практике в процессе создания и функционирования ОЭЗ, 21 августа 2008 года в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ[13]. Данное действие было совершено с целью оперативного регулирования курса национального развития страны.
Значительным шагом в решении финансово-правового вопроса деятельности резидентов ОЭЗ стал принятый в конце 2009 года Указ Президента Российской Федерации, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было упразднено, а его функции переданы Министерству экономического развития РФ[14]. Данные изменения направлены на совершенствование организационно-правовых и управленческих основ их функционирования, усиление эффективности механизмов создания и развития ОЭЗ,[15] а также повышение их экономической привлекательности для инвесторов.[16]
Особая экономическая зона «Янтарь» – вектор европейского и евразийского развития
В 1991 году в Калининградской области была создана Особая экономическая зона «Янтарь», статус которой в регионе был закреплен федеральным законом в 1996 году. С 2006 года действует Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[17]. Целью данных правовых изменений является апробирование новых экономических инструментов в данном регионе с последующим применением на других территориях страны для развития конкурентоспособности экономики России в целом.
Верховный Совет РСФСР объявил Калининградскую область зоной свободного предпринимательства 14 июля 1990 года наряду с пятью другими регионами РФ.
Регион Калининградской области был выбран не случайно: выгодное экономико-географическое положение в Центральной Европе на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие единственного на Балтике не замерзающего морского торгового порта, уникальные залежи мировых запасов янтаря, все предприятия высокотехнологичные с высокой производительностью труда. Это полигон инноваций и экономика малого бизнеса, которая опережает другие регионы на несколько лет, что позволяет России на равных конкурировать с развитыми странами Запада напрямую и преодолевать отставание от уровня их производства. Экономическая самостоятельность региона и разработка концепции особой экономической зоны постепенно стали рассматриваться как тактическое направление развития российского эксклава.
Одна из проблем, которая является препятствием для развития российской экономики, – офшорные схемы. На то, что выбор делается не в пользу юрисдикции России, Владимир Путин впервые обратил внимание еще в декабре 2011 года и отметил: «Если хотим нормальный инвестклимат, то терпеть реализацию офшорных схем в инфраструктурных отраслях, безусловно, нельзя. Вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим»[18]. Акцент направлен был на отсутствие прозрачности конечного бенефициара за офшором. В Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В. Путин отметил, что требуются соответствующие меры по решению этого вопроса, а также корректировка законодательства для создания благоприятного инвестиционного климата[19]. А в обращении с Посланием к Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года президент также указал на необходимость контроля государственных средств и перечисление их исключительно через казначейские счета. Деофшоризация имеет важное значение для развития российской экономики наряду с государственными программами импортозамещения и поддержки экспорта[20].
Особые экономические зоны, благодаря заложенному в них экономическому потенциалу, способствуют решению данной проблемы. А Калининградская область может стать регионом снижения российско-европейских санкционных барьеров. Особая экономическая зона Калининградской области поддерживает национальный курс в экономике и политике России, представляет неотъемлемый элемент модернизации страны в целом за счет промышленности, созданной на базе инструментов, выработанных в данном регионе. Торговые, финансовые и налоговые меры позволяют укреплять экономику отдельного региона, а учреждение особых экономических зон актуально как для России, так и целого ряда стран в связи с новыми реалиями международного разделения труда.
Растет число предприятий и организаций в Калининградской области, увеличиваются стоимость основных фондов, оборот розничной торговли, а также импорт и экспорт региона, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице. Положительная динамика развития региона Калининградской области способствует его укреплению в финансовом и экономическом аспекте.
Экономические показатели Калининградской области
в 2005, 2010-2014 годах[21]
Показатели | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
ВРП
(млн руб.) |
81837,6 | 195749,1 | 241004,8 | 265361,2 | 277362,6 |
– |
Стоимость основных фондов [22]
(млн руб.) |
178685 | 398091 | 447257 | 506873 | 582994 | 592394 |
Число предприятий и организаций [23] | 46304 | 51420 | 52004 | 50840 | 52688 | 53023 |
Добыча полезных ископаемых[24]
(млн руб.) |
12487 | 13034 | 16594 | 17128 | 15302 | 13084 |
Оборот розничной торговли [25]
(млн руб.) |
36531 | 90573 | 100895 | 109321 | 118059 | 131987 |
Инвестиции в основной капитал [26]
(млн руб.) |
29959 | 55877 | 63171 | 71757 | 68702 | 58501 |
Внешнеэкономическая деятельность [27]
(млн долл. США) Импорт: — со странами дальнего зарубежья — со странами СНГ Экспорт: — со странами дальнего зарубежья; — со станами СНГ |
3704,5
92,1
789,4
70,2 |
7787,4
179,4
566,0
63,6 |
10258,9
110,2
1193,9
74,2 |
11988
168
1766
78,2 |
11798,7
435,1
1423,0
110,1 |
15603,8
292,0
3499,9
196,5 |
Эти «островки» мировой экономики являются «окнами» для притока зарубежных и отечественных инвестиций, технологий, управленческого опыта в отдельные регионы страны, позволяя тем самым подтянуть депрессивные регионы к среднему уровню в странах с передовой экономикой, а в развивающихся странах привлечь инвестиции, чтобы обеспечить технологический и промышленный рост.
Рассмотренные международные экономические и правовые механизмы промышленной политики европейских государств и государств-членов ЕАЭС и СНГ, служащие модернизации национальной экономики, её структурной перестройке за счёт реконструкции старых и создания современных отраслей производства с использованием особых экономических зон, являются одними из наиболее успешных в мировой экономике.
Библиографический список:
1) История экономических учений: (современный этап): Учебник. Под общ. ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 733 с.
2) Потапова Е. Н., Толкачев С. А. Промышленная политика и государственное регулирование экономики. – М., 2006. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/184742 (дата обращения: 15.01.2016).
3) Сорвина Г. Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории. М.: РОССПЭН, 2000. – 223 с.
Юрий Владимирович Мишальченко,
доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
профессор кафедры европейских исследований
Mishalchenko Yury Vladimirovich
PhD of Law (habil.), PhD of Economic (habil.), professor
Saint-Petersburg State University
Professor of Faculty of International relation
Андрей Владимирович Торопыгин,
профессор кафедры международных экономических отношений Северо-Западного института управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор политических наук, профессор
Andrey V.Toropygin
Professor of the International Economic Relations Department of the Russian Academy for National Economy and Public Administration Management Northwest Institute by President of Russian Federation, Doctor of Political Sciences, Professor
Татьяна Игоревна Ююкина, Аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Yuyukina Tatyana Igorevna, Aspirant of Faculty of International economy and International economic relations
Saint-Petersburg State University of Economics
[1] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/22083 (дата обращения: 15.01.2016).
[2] Потапова Е. Н., Толкачев С. А. Промышленная политика и государственное регулирование экономики. – М., 2006. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/184742 (дата обращения: 15.01.2016).
[3] Соглашение о сотрудничестве в области промышленности и создании Совета по промышленной политике государств-участников СНГ. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=2020 (дата обращения: 19.01.2016).
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2015/01/12/promyshlennost-dok.html (дата обращения: 20.01.2016).
[5] Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны». URL: http://www.russez.ru/investors/ (дата обращения: 21.01.2016).
[6] Развитие малого и среднего бизнеса обеспечивается путем формирования механизмов его поддержки: финансирование за счет привлечения отечественных и зарубежных денежных средств, юридическое сопровождение проектов, информационный маркетинг. Примером этого является АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Необходима минимизация экономических и бюджетных ограничений в этой сфере с целью сохранения стабильности предпринимательской среды, о чем отметил глава государства на форуме «Опоры России» 19-20 января 2016 года. Осуществление приоритетных направлений развития бизнеса способствует качественному прорыву экономики России на мировой арене. Инструментом активизации малого и среднего предпринимательства является успешное функционирование особых экономических зон.
[7] Материалы Международного инвестиционного форума «Сочи-2015». URL: http://www.forumkuban.ru/ (дата обращения: 25.01.2016).
[8] История экономических учений: (современный этап): Учебник. Под общ. ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2009. С. 97.
[9] Сорвина Г. Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории. М.: РОССПЭН, 2000. С. 203.
[10] Библиотека ГОСТов и стандартов. Закон № 1545-1 от 04.07.1991 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». URL: http://www.infosait.ru/norma_doc/1/1356/index.htm (дата обращения: 20.01.2016).
[11] Опубликован 27 июля 2005 г. в «Российской Газете» — Федеральном выпуске № 3831. Принят Государственной Думой 8 июля 2005 г. Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г. URL: http://www.rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html (дата обращения: 10.01.2016).
[12] Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны». URL: http://www.russez.ru/investors/ (дата обращения: 21.01.2016).
[13] Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/anounce/doc20140211_3 (дата обращения – 26.01.2016).
[14] Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120971/79ee4448b8f756248bd8e14c41fc1702ae71aa4e/ (дата обращения: 20.01.2016).
[15] В 2011 г. Дмитрием Медведевым был принят Федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон ввел термин «зона территориального развития» (ЗТР), под которой понимается «часть региона, на которой для ускорения социально-экономического развития создаются благоприятные условия для инвесторов путем предоставления господдержки». Опубликован 9 декабря 2011 г. в «Российской Газете» — Федеральном выпуске № 5654. Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 г. Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 г. URL: http://www.rg.ru/2011/12/06/terrzony-site-dok.html (дата обращения: 11.01.2016).
[16] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» ввел термин «территории опережающего развития», при этом речь идет о Дальнем Востоке, которому государство предоставляет поддержку и свободу действий для процветания и конкурентоспособности региона. Не исключается и возможность получения прав и возможностей опережающего социально-экономического развития другими российскими территориями после того, как они будут испытаны на Дальнем Востоке. Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается территория субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на которой установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской, а также иной деятельности. Согласно закону, руководство территориями будут осуществлять наблюдательные советы и управляющие компании, а правительство может создавать территории сроком на 70 лет. Опубликован 31 декабря 2014 г. в «Российской Газете» — Федеральном выпуске № 6571. Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 г. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 г. URL: http://www.rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (дата обращения: 11.01.2016).
[17] Опубликовано 19 января 2006 г. в «Российской Газете» — Федеральном выпуске № 3974. Принят Государственной Думой 23 декабря 2005 г. Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2005 г. URL: http://www.rg.ru/2006/01/19/kaliningrad-dok.html (дата обращения: 12.01.2016).
[18] «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5662. URL: http://www.rg.ru/2011/12/20/putin.html (дата обращения: 12.01.2016).
[19] Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 12.01.2016).
[20] Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864 (дата обращения: 12.01.2016).
[21] Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 20.01.2016).
[22] Указано на конец года по полной учетной стоимости.
[23] Указано на конец года.
[24] Указано в фактически действовавших ценах.
[25] Указано в фактически действовавших ценах.
[26] Указано в фактически действовавших ценах.
[27] Указано в фактически действовавших ценах