Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственное регулирование деятельности машиностроительных предприятий

В современных условиях развития экономики для обеспечения независимой и эффективной промышленной политики страны необходимо сбалансированное и стабильное развитие отрасли машиностроения. В этой связи на государственном уровне разработаны стратегии развития транспортного машиностроения, тяжелого машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения и другие. Реализация комплекса государственных стратегических программ по развитию машиностроительных предприятий позволит повысить качество продукции машиностроения и уровень конкурентоспособности на мировом рынке.

Ключевые слова: государственное регулирование, отрасль машиностроения, транспортное машиностроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроительные предприятия.

 

STATE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES

Davletov Ildar Ildusovich, Ph. D., associate Professor, PERM state agrarian and technological University Named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm branch Russian presidential Academy of national economy and public administration

Abstract: In modern conditions of economic development, in order to ensure an independent and effective industrial policy of the country, a balanced and stable development of the machine-building industry is necessary. In this regard, strategies for the development of transport engineering, heavy engineering, agricultural engineering and others have been developed at the state level. The implementation of a set of state strategic programs for the development of machine-building enterprises will improve the quality of machine-building products and the level of competitiveness on the world market.

Keywords: state regulation, the branch of mechanical engineering, transport engineering, heavy engineering, agricultural engineering, machine-building enterprises.

 

В современных условиях развития экономики комплекс машиностроения играет важную роль в экономике страны и региона, обеспечивая своими изделиями потребности материального производства, непроизводственной сферы, обороны страны и населения. От состояния машиностроительного комплекса зависят: технический прогресс, уровень производительности основных фондов хозяйствующих субъектов и качество жизни людей.

Сбалансированное и стабильное развитие машиностроительной отрасли является важнейшим условием обеспечения независимой и эффективной промышленной системы страны и отдельного региона. Продукция машиностроения относится к техническим средствам, и она имеет собственные характеристики качества, свое назначение и использование.

В структуру машиностроительной отрасли входит судостроение, тракторостроение, железнодорожные машины и оборудование, станкостроение, автомобильное строение, авиастроение, энергетическое строение, оборонная деятельность, ракетостроение, электротехника и роботостроение. Ю.Н. Полшков и А.В. Бабий предлагают рассматривать структуру машиностроительной отрасли с учетом старых отраслей, новый отраслей и новейших отраслей (рис. 1).

Рисунок 1 — Структура машиностроительной отрасли [13]

 

Машиностроительная отрасль является главным потенциалом государства и оказывает существенное влияние на все основополагающие отрасли экономики, а также на формирование валового внутреннего продукта страны и обороноспособность государства. От этого комплекса зависит производительность и качество социальной работы, научно-технический прогресс и материальное благополучие населения.  Основной задачей машиностроения является обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективным и технологичным оборудованием.

Основными нормативно – правовым актом, регулирующими различные сегменты отрасли машиностроения в России являются:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2017 г. № 1756-р. «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная [4].
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р «О Cтратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», утвержденная [8].
  3. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная [7].
  4. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 9 декабря 2010 г. № 1150 «Об утверждении Cтратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года» [9]. Целью данной стратегии является сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, обеспечивающего средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 N 2553-р «Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года» [2]. Цель стратегии — обеспечить создание современных судов и нарастить объем производства в 2,2 раза. Для этого к 2035 году основные производственные фонды отрасли должны быть загружены на 80%. Также планируется увеличить в 2 раза производительность труда и повысить долю отечественных составляющих в стоимости конечной гражданской продукции до 75%.
  6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 [6].
  7. Распоряжение Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 256-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2025 г.» [3].

8 Письмо Минфина РФ от 29.04.2002 N 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» [11].

  1. ГОСТ Р 58432-2019 «Лазерное термоупрочнение деталей машиностроения. Технологический процесс» [12].
  2. Приказ Минпромторга России от 22.12.2011 № 1810 «Об утверждении стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года». Данная стратегия нацелена на достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [1].

Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России сформирована с учетом следующих нормативно-правовых актов:

1.«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [7]

2.«Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 [6].

С каждым годом конкурентная ситуация на рынке производителей продукции промышленного назначения становится все более сложной из-за постепенного расширения границ рынка и привлечения иностранных фирм, имеющих значительный опыт работы в машиностроении. Но в связи с санкционными мерами в России с 2015 года введена политика импортозамещения. При этом государством оказываются разнообразные меры поддержки предприятиям машиностроительного комплекса, стимулирующие их развитие. В этой связи, за последние годы, в отрасли машиностроения конкуренция существенно усилилась. Однако высокий уровень конкуренции положительно сказывается на предприятии, поскольку заставляет его вводить новшества и постоянно развиваться.

Для обеспечения эффективности деятельности машиностроительных предприятий необходимо постоянно, целенаправленно осуществлять:

— научно-обоснованную комплексную систему оценки его конкурентоспособности и его продукции;

— систему стратегического управления по взаимосвязанным целям и показателям.

Анализ конкурентных позиций машиностроительного предприятия на рынке предполагает выявление его сильных и слабых сторон, при этом анализ включает изучение всех элементов цепи создания стоимости продукции предприятия (рис. 2).

Рисунок 2 —  Элементы цепи создания стоимости предприятия [14]

 

В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы машиностроительным предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, а также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления [13].

Существует несколько путей повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий.

Одно из направлений повышения конкурентоспособности — рост объемов реализации продукта (услуг или работ). Следует учитывать, что повышение объемов реализации само по себе не принесет желаемых результатов, поскольку при этом не учитываются такие важные показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и т.д. При организации производственного процесса и планировании объемов в соответствии с данным методом необходимо решить ряд задач, одной из важнейших из которых является определение объема реализации продукта, при котором будет обеспечена безубыточная производственная деятельность. Рост эффективности производства — основа повышения прибыльности предприятия в условиях конкурентной борьбы — должен стать приоритетной целью внутрикорпоративного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек [14].

Второе направление повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий — совершенствование структуры выпускаемой продукции, постоянное ее обновление, оптимизация и диверсификация структуры используемых в производстве ресурсов. Здесь наиболее важное значение имеет характер используемой технологии, поскольку именно он определяет как качественные и количественные характеристики продукции, так и структуру издержек, потребность производства в обеспечении материальными, кадровыми и энергетическими ресурсами. Другим фактором роста конкурентоспособности предприятия может выступать концентрация производства, экономия на эффекте масштаба [13].

Третье направление повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий – внедрение инновационных технологий развития производства. Для компаний, создающих высокотехнологичную продукцию, основным драйвером конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках являются цифровые технологии. Например, это внедрение CRM-систем, а также их интеграция с информационными системами стратегического управления предприятием [14].

Четвертое направление повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий — уменьшение материальных расходов.  На рынке в выигрышном положении будет находиться то предприятие, которое проведя определенный комплекс мер достигло меньших затрат, чем конкуренты. Однако в современных условиях удержать такое преимущество достаточно трудно, т.е. реализация этого метода требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики и НИОКР, менеджмента персонала и организационной культуры. Предприятия, выбирающие путь усиления конкурентных затрат, постоянно анализируют затраты на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта. Важную роль здесь играют маркетологи, которые должны непрерывно заниматься мониторингом рынка, проводить функционально-стоимостной анализ, отслеживать новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов [13].

Пятое направление повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий – бенчмаркинг, представляющий систематический, непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей, постоянное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. На основании полученных сведений необходимо обеспечить поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности [13].

Таким образом, отрасль машиностроения России в настоящее время находятся в сложном экономическом положении. Понимая, что промышленные предприятия — основная сила экономического развития страны, государство вкладывает большие средства в поддержку развития экономики промышленных предприятий, включая отрасль машиностроения. Трансформация и развитие деятельности производственных предприятий, включая поддержку и развитие производственно-сбытовых цепей отрасли машиностроения, напрямую влияет на эффект реализации экономической стратегии Российской Федерации.

 

Библиографический список:

  1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 N 256-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. (дата обращения 06.08.2021).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 N 2553-р «Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2017 N 1756-р «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  6. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 03.10.2020) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.08.2021).
  7. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  9. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 9 декабря 2010 г. № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года». // Электронный ресурс. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070494 (дата обращения 06.08.2021).
  10. Приказ Минпромторга России от 22.12.2011 № 1810 «Об утверждении стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  11. Письмо Минфина РФ от 29.04.2002 N 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)». // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.08.2021).
  12. 12. ГОСТ Р 58432-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Лазерное термоупрочнение деталей машиностроения. Технологический процесс. — М.: Стандартинформ, 2019.
  13. Аблаев Р.Р. Обеспечение конкурентоспособности российских предприятий как основа политики импортозамещения / Р.Р. Аблаев, А.В. Миханев, К.С. Левчук // Вектор экономики. — 2021. — № 1 (55). — С. 12.
  14. Полшков Ю.Н., Бабий А.В. Проблемы управления бизнес – процессами в машиностроительной отрасли промышленности // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2020. № 1. С. 138

 

Информация об авторе:

Давлетов Ильдар Ильдусович, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н.Прянишникова», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Пермский филиал

Information about the author:

Ildar I. Davletov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation» Perm Branch

Добавить комментарий

Войти с помощью: