Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий АПК

В современный период проведения реформ и стабилизации российской экономики деятельность предприятий направлена на изменение хозяйственных отношений, предусматривающих устранение монополии государства и поддержание конкурентной среды в АПК. В проработке нуждаются вопросы повышения уровня конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей для обеспечения и развития экономической безопасности региональных продовольственных рынков и страны в целом. Главным критерием эффективности ведения агропроизводства в настоящее время является уровень конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова: законодательство, нормативно-правовые акты, государственное регулирование, конкуренция, агропредприятия, АПК, ресурсы.

 

State regulation competitiveness of agricultural enterprises

Abstract: In the modern period of reforms and stabilization of the Russian economy, the activities of enterprises are aimed at changing economic relations, providing for the elimination of state monopoly and maintaining a competitive environment in the agro-industrial complex. Issues of increasing the level of competitiveness of agricultural producers to ensure and develop the economic security of regional food markets and the country as a whole need to be worked out. The main criterion for the effectiveness of agricultural production is currently the level of competitiveness of enterprises.

Keywords: legislation, regulations, state regulation, competition, agribusiness, agribusiness, resources.

 

Для формирования нового, приспособленного к рынку механизма хозяйствования, наиболее важным элементом является конкуренция. Переход к нему российских аграриев создает предпосылки для развития конкурентной деятельности хозяйствующих субъектов. Возрастание значения теоретических, практических и методологических аспектов формирования конкурентной среды происходит еще и потому, что в экономике сельского хозяйства сложно происходит осуществление антикризисных программ, так как отсутствует должная оценка влияния, которое оказывают социально-экономические преобразования в агропромышленном комплексе на конкурентную деятельность предприятий.

В рыночной экономике конкуренция помогает организовывать экономическую деятельность, а также отвечает на основные вопросы: что производить, в каком количестве и как. В процессе конкуренции формируются цены, влияющие на распределение ресурсов и поведение потребителей и производителей.

Конкуренция является механизмом, с помощью которого появляется возможность направлять деятельность агропредприятий, стремящихся к прибыли, к интересам общества. Конкурентная активность агропроизводителей является важным фактором, который вызывает изменения на рынках, стимулируя разработку новых технологий стратегий маркетинга и продуктов [1].

При проведении рыночных преобразований необходимо осуществление учета и упорядоченного использования возможностей конкуренции. Но проблемы, связанные с ней, остаются пока нерешенными и далеко не всегда теоретически прозрачными. Экономический смысл конкуренции заключается в соперничестве между предпринимателями за получение наивысшей прибыли.

Для производителей агропродукции важнейшим фактором, который определяет их конкурентное преимущество, является состояние производственного потенциала, измеряемое количественно-качественными показателями их производственной деятельности. Они квалифицируют рыночные возможности агропредприятия, с точки зрения повышения качества производимой продукции и гибкости ценообразовании, т.е. определяют потенциал конкурентоспособности, который в последствии должен быть реализован благодаря соответствующим маркетинговым стратегиям [2].

Сохранение уровня конкурентоспособности при продвижении продукции основывается на способности агропредприятия, прежде всего, аккумулировать ресурсы для продвижения бизнеса и инновационных технологий условия и факторы, которые складываются на современном рынке, а также, сконцентрировать имеющийся потенциал развития. Обеспечение конкурентоспособности предприятий АПК является актуальной и стратегической задачей в виду специфики агропродукции, особенностью территорий, а также различиями в развитии агропромышленного комплекса. Данные обстоятельства подтверждают необходимость и важность повышения конкурентоспособности предприятий АПК на сельскохозяйственных рынках, учитывая специфику и территориальные особенности регионов России [7].

Эффективное и стабильное развитие агропредприятий невозможно в отсутствии исполнения ряда мер, способствующих совершенствованию правовой сферы, в которой они осуществляют собственную финансово-хозяйственную деятельность.

Нормативно-правовые акты, касающиеся конкуренции и конкурентоспособности продукции существовали уже с середины XIX века. Защита конкуренции и конкурентоспособности осуществлялась при помощи различных правовых запретов, которые носили в основном уголовно-правовой характер. Их появлению способствовал экономический рост и повсеместная научно-техническая революция [3].

В настоящее время основу рыночной экономики составляет система прав и прямых обязанностей определенных субъектов предпринимательской деятельности, которые обязаны функционировать независимо и регулировать все без исключения собственные и внешние проблемы в рамках действующих нормативно-правовых норм, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации, Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2015 г. № 1738-р об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 года № 190-р «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 года №1969-р «О внесении изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» и ряд других.

Сегодня происходит усиление роли государственного регулирования в содействии развития аграрного предпринимательства, преобразования организационных форм взаимодействия субъектов частного бизнеса и государственных органов, обеспечения приемлемого сочетания рыночного и государственного механизмов регулирования.

К основным задачам государственного регулирования, в обобщенном виде,  можно отнести разработку и принятие законодательных актов, которые обеспечивают правовую основу деятельности и защищают права собственности предпринимателей, ограничивают административное вмешательство в работу агропредприятий, создают свободную конкурентную среду, стимулирует деловую активность, обеспечивает бюджетное и товарно-денежное равновесие посредством налоговой, финансовой, инвестиционной политики, соблюдение норм трудового законодательства и регулирование внешнеэкономической деятельности.

Действующие методы,  формы и направления государственного регулирования постоянно видоизменяются и совершенствуются. Эти изменения, прежде всего, касаются перехода от административных методов к экономическим и правовым при осуществлении государством своих функций, создавая соответствующее законодательство, регулирующее экономические отношения в агросфере [5].

Одним из основных инструментов регулирования сельскохозяйственного рынка является процесс формирования продовольственных ресурсов для муниципальных и государственных нужд. Проведение наблюдений за процессами в развитии открытых, сложных, динамических систем показывает, что они состоят из множества контуров самоуправления или управления. Каждый контур является целенаправленным информационно-управленческим процессом  (рис. 1).

 

Рис. 1. Система государственного регулирования и саморегулирования рыночных отношений в АПК [5]

 

В условиях рынка, приобретая необходимую продукцию, оборудование, предметы материально-технического оснащения, агропредприятия участвуют в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства и становятся объектами гражданско-правовых сделок. В связи с этим, по мере становления рыночной экономики возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего имущественно-стоимостные отношения.

Процесс правового регулирования реализации агропродукции субъектами малого и среднего предпринимательства безусловно включает в себя вопросы, связанные с конкуренцией. Помимо разработки основных законов, указов Президента и постановлений Правительства, он осуществляется через нормативные акты, которые принимаются соответствующими министерствами и ведомствами, в том числе государственной налоговой службой и госстандартом России.

Контроль за соблюдением агропредприятиями принятых государством законодательных актов в сфере реализации произведенной продукции возложен на государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора, государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

Стратегическая цель государства в сфере реализации агропродукции является создание условий, необходимых для своевременного и качественного контроля за потребительским рынком и его экономической безопасностью. Что касается механизма государственного воздействия, то он должен обеспечивать конкуренцию, там, где это необходимо [6]. Данный подход означает, что государственные структуры устраняются от непосредственного управления торговыми предприятиями и ориентируются на управление процессами, которые протекают в целом на потребительском рынке и  сводят административное воздействие в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечивая равенство агропроизводителей независимо от вида собственности и организационно-правовых форм.

 

Библиографический список

  1. Боровских Н. Конкурентоспособные стратегии агропредприятий //АПК: экономика, управление. – 2016. — №3 – с.26-28
  2. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество. – 2014. — N 11. — С. 44-47
  3. Генералов И.Г., Полянский М.В., Суслов С.А. Пути повышения конкурентоспособности зерновой подотрасли региона // Казанская наука. 2015. № 11. С. 67-69
  4. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/competitiveness.shtml (дата обращения: 12.08.2020).
  5. Черданцев В.П. Регулирование и саморегулирование формирования и эффективного функционирования регионального АПК: монография / В.П. Черданцев; Зап.-Урал. ин-т экономики и  права.– Пермь, 2008. –  470 с.
  6. Черданцев В.П. Ключевые факторы конкурентоспособности птицеводческой отрасли агропромышленного комплекса// Финансовая экономика. 2019. — №1 (часть 3), с.399-402
  7. Швец, Н.С. Концепция конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса : монография / Н. С. Швец, Ф. З. Мичурина; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего образования «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова». – Пермь : ИПЦ «Прокростъ», 2016. — 207 с.

 

Информация об авторе:

Серогодский Владимир Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации аграрного производства ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».

Serogodskyi Vladimir Eduardovich, candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the Department of agricultural production organization, Perm state agrarian and technological University named after academician D. N. Pryanishnikov».

Добавить комментарий

Войти с помощью: