Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственное регулирование организации воспроизводства водных биологических ресурсов рыбохозяйственного комплекса

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование развития рыбохозяйственного комплекса России, направленного на повышение эффективности воспроизводства и вылова водных биологических ресурсов на законных основаниях, путем организации искусственного воспроизводства аквакультуры на основе применения инновационных научно-технических подходов.

Ключевые слова: государственное регулирование,водные биологические ресурсы, аквакультура, рыбоводство, индустриальное рыбоводство, рыбохозяйственный комплекс

STATE REGULATION OF THE ORGANIZATION OF REPRODUCTION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES OF THE FISHERIES COMPLEX

Annotation. The article deals with the regulatory and legal regulation of the development of the fisheries complex of Russia, aimed at improving the efficiency of reproduction and catch of aquatic biological resources on legal grounds, by organizing artificial reproduction of aquaculture based on the application of innovative scientific and technical approaches.

Keywords: state regulation, aquatic biological resources, aquaculture, fish farming, industrial fish farming, fisheries complex.

В современных условиях развития национальной экономики и повышения продовольственной безопасности страны большое внимание уделяется развитию рыбохозяйственного комплекса в рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. №20 [1]. Рыбное хозяйство представляет собой отрасли народного хозяйства, занимающуюся добычей животного и растительного сырья из водной среды, его переработкой, а также воспроизводством на рыбоводных предприятиях.

Управление деятельностью рыбохозяйственного комплекса осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уроне управление развитием рыбного хозяйства осуществляется через нормативно-правовое регулирование. Утвержденная Правительством РФ государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса» от 15 апреля 2014 г. №314 определяет цели и задачи развития отрасли рыбоводства и рыболовства в России, подходы к формированию товарной аквакультуры и совершенствованию системы хранения, транспортировки и продвижения на рынок рыбной продукции (рисунок) [2].

Рисунок 1 — Нормативно-правовое регулирование рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации [2], [3]

В рамках Программы развития рыбохозяйственного комплекса в 2019 году была разработана и принанята к реализации Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года, которая в качестве основных направлений закрепила:

— формирование товарной аквакультуры и промышленного рыбоводства;

— организацию системы промышленной переработки биологических ресурсов;

— создание необходимых материально-технических условий для хранения, транспортировки рыбной продукции;

— создание логистической инфраструктуры при транспортировке готовой продукции;

— обеспечение международного сотрудничества в сфере рыболовства.

На региональном уровне развитие рыбохозяйственного комплекса осуществляется в рамках развития отраслевых программ на долгосрочный период, предполагающих адресную поддержку субъектов промышленного рыбоводства и рыболовства [4].

Реализация программы развития рыбохозяйственного комплекса России до 2024 года предусматривает создание благоприятных условий для повышения эффективности вылова водных биологических ресурсов на законных основаниях, стимулирование производства аквакультуры с высокой долей добавленной стоимости, а также восстановление ресурсно-сырьевой базы отрасли рыболовства путем организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов на основе применения инновационных научно-технических подходов.

На реализацию программы развития рыбохозяйственного комплекса России с 2013 г. по 2024 г. выделено за счет средств федерального бюджета 154656,6 млн. руб., в том числе на восстановление ресурсно-сырьевой базы водных биологических ресурсов (аквакультуры) – 30284,0 млн. руб. За этот период уровень по самообеспеченности населения России рыбной продукцией должен составить 85% при средней норме потребления рыбы и рыбопродуктов 23,1 кг. на человека [2].

Обеспеченность населения страны рыбой и рыбной продукцией во многом зависит не только объемов вылова, но и от поддержания запасов аквакультуры. Поэтому вопросам воспроизводства водных биологоческих ресурсов должно уделяться особое внимание. Как правило, рыбы растут в течение всей жизни. Однако этот процесс неравномерен. Если молодые особи растут быстро, то с возрастом относительный прирост массы тела снижается. Летом в период активного питания отмечается интенсивный рост, тогда как зимой процесс вообще замедляется. На рост рыбы влияет качество воды, а также наличие пищи. Замедляется рост и после полового созревания, поэтому для товарного выращивания наибольший интерес представляют молодые рыбы. Поэтому с учетом влияния температуры на рост и продуктивные показатели рыбы вся территория России условно разбита на рыбоводные зоны.

Товарное рыбоводство и воспроизводство водных биологических ресурсов возможно развивать на основе экстенсивного метода в прудах, озерах, на реках, а также на промышленной основе при использовании интенсивного метода (рис.2).

Рисунок 2. Подходы к организации воспроизводства водных биологических ресурсов (аквакультуры) [5]

Деятельность интенсивных форелевых хозяйств напрямую связана с кратностью обмена воды в производственных сооружениях, применяемыми кормосмесями, методами выращивания форели. Эффективность бассейновых хозяйств связана с возможностью применения оборотного водоснабжения, организацией визуального контроля за выращиванием рыбы, ее состоянием. Благодаря этому плотность посадки рыбы в садки, бассейны резко возрастает, по сравнению с прудами, что позволяет увеличить выход аквакультуры с единицы площади или объема рыбного сооружения [6].

В рыбоводческих хозяйствах на территории Российской Федерации применяются разнообразные подходы и методы к воспроизводству водных биологических ресурсов. По данным Росcтата за период реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» выпуск водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения составил 76396 млн. штук. Затраты рыбоводческих хозяйств за 2013-2020 гг. увеличились в 2 раза (табл. 1).

Таблица 1 – Затраты на воспроизводство и выпуск водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения по Российской Федерации [7]

ГодыЗатраты на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов (в факт. действовавших ценах), млн. руб.Выпуск биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения, млн. шт.Выпуск молоди водных биологических ресурсов, млн. шт.
20133141,610432,79275,6
20143517,09840,58864,7
201512702,89298,08974,8
20164211,09173,38980,6
20175306,19280,29076,8
20185463,09904,89651,8
20196637,69453,38848,5
20207220,99013,28353,2
Итого48199,27639672026

Таким образом, государственное регулирование рыбохозяйственного комплекса направлено на повышение эффективности индустриального воспроизводства водных биологических ресурсов путем формирования и выращивания племенных маточных стад, повышения выживаемости рыб разного возраста, круглогодичного разведения аквакультуры, повышения уровня механизации и автоматизации производства, а также введения в сферу рыбохозяйственного комплекса производство новых высокопродуктивных водных биологических объектов [5].

Библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 21.01.2020 г. №20.

2. Постановление Правительства Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» от 15.04.2014 г. №314 (ред. постановления Правительства РФ от 31.03.2020 г. №394).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2019 г. №2798-р «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации»

4. Давлетов И.И. Оценка современного состояния рыболовства и направления развития рыбоводства в Пермском крае / И. И. Давлетов // Московский экономический журнал (интернет-журнал). – 2019. — №8. – С.86.

5. Давлетов И.И. Подходы к организации воспроизводства водных биологических ресурсов в рыбохозяйственном комплексе России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Агротехнологии XXI века: стратегия развития, технологии и инновации», 16-18 ноября 2021 г. – Пермь, ИПЦ «Прокростъ», 2021. – 576 с. – С. 265-268.

6. Комлацкий В.И. Рыбоводство / В.И. Комлацкий, Г.В. Комлацкий, В.А. Величко. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 2000с.

7. Официальный сайт Росстата // https://rosstat.gov.ru/folder/14305



Информация об авторах:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», профессор кафедры экономики и менеджмента Пермского филиала РАНХиГС.

Давлетов Ильдар Ильдусович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», доцент кафедры экономики и менеджмента Пермского филиала РАНХиГС.

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».


Information about the authors:

Cherdantsev Vadim PetrovichDoctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Professor of the Department of Economics and Management of the Perm Branch of the RANEPA.

Davletov Ildar Ildusovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Perm Branch of the RANEPA.

Svechnikovа Tatyana Mikhailovna, Senior Lecturer of the Department of Management, PERM state agrarian and technological University Named after academician D. N. Pryanishnikov.

Добавить комментарий

Войти с помощью: