Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственное регулирование системы ценообразования на услуги речного транспорта в России

В современных условиях развития общества для обеспечения стабильности в экономике необходимо государственное регулирование системы ценообразования в транспортном, топливно-энергетическом и других комплексах. В системе транспортного комплекса важное место занимает речной транспорт. Он обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов. Для обеспечения надежности грузопотока в бассейне внутренних водных путей создаются организации, которые оказывают услуги по освидетельствованию плотов, комплектации спасательным инвентарем, а также отстою судов. Регулирование тарифов на эти услуги на государственном уровне позволяет создать благоприятную конкурентную среду и доступность услуги.

Ключевые слова: государственное регулирование, система ценообразования, ценовая политика, речной транспорт, тарифы, Камский бассейн внутренних водных путей.

STATE REGULATION OF THE PRICING SYSTEM FOR RIVER TRANSPORT SERVICES IN RUSSIA

Abstract: In the modern conditions of society’s development, state regulation of the pricing system in the transport, fuel and energy and other complexes is necessary to ensure stability in the economy. River transport occupies an important place in the system of the transport complex. It provides intra-and inter-district cargo transportation. To ensure the reliability of cargo flow in the basin of inland waterways, organizations are being created that provide services for the inspection of rafts, the completion of rescue equipment, as well as the settling of ships. The regulation of tariffs for these services at the state level allows creating a favorable competitive environment and the availability of services.

Keywords: state regulation, pricing system, pricing policy, river transport, tariffs, Kama basin of inland waterways.

 

В современных экономических условиях деятельность обслуживающих предприятий может регулироваться тарифами и нормативами, утвержденными на государственном уровне. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном и водном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством [11].

Большое внимание уделяется регулированию цен и установлению тарифов в транспортном комплексе: железнодорожном, автомобильном, воздушном, речном, морском, трубопроводном.

Транспорт выступает как активный фактор комплексного развития различных территорий России, играет районообразующую роль, влияет на специализацию районов, размещение производства и экономический потенциал хозяйствующих субъектов, расселение жителей и является важной составной частью рыночной инфраструктуры [6].

Выделяют три основных магистральных направлений транспортной системы России:

— меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, на Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

—  меридиональное волго-кавказское направление «север-юг» по Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающим Поволжье и Кавказ с Центром, севером европейской части страны и с Уралом;

— широтное магистральное сибирское направление «восток-запад»; это железнодорожные, трубопроводные, водные пути с использованием рек Камы и Волги.

Именно речной грузовой транспорт является самым «древним» и широко используемым по настоящее время. Он обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов, не относящихся к категории срочных, в первую очередь, массовых (нефть, уголь, строительные материалы, зерно, лес и др.) в пределах одного или смежных бассейнов, соединенными судоходными каналами.

На услуги по перевозке грузов речным транспортом и сопутствующие услуги устанавливаются цены и тарифы, которые регулируются на государственном уровне. В перечень нормативно-законодательных актов входят:

  1. Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;
  2. Гражданским кодексом РФ (ст. 424 «Цена», ст. 426 «Публичный договор», гл. 28 «Заключение договора» и др.), в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;
  3. Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28);
  4. Указом Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять и утверждать с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
  5. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 20.08.2001 г.), которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  6. Федеральным законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2000 г.), которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  7. Федеральным законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;
  8. Постановлением Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий», которым предусмотрен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий;
  9. Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монополий;
  10. Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7-982), которыми определен порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги)». [8, стр. 23 -24]

На основе указанных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство Российской Федерации принимает решение о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечень услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости [7]. В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

На механизм формирования цен большое влияние оказывают нормы, установленные в Налоговом кодексе РФ по всем видам налогов, что находит отражение в структуре цены или тарифа на услуги речного транспорта [12].

Роль речного транспорта особенно высока в районах с крупными судоходными реками (реки Волга и Кама) и в районах, где мало железных дорог или их нет вообще.

Река Кама считается второй по величине крупной речной артерией России. Она протекает через несколько субъектов Российской Федерации, в том числе через территорию Пермского края.

В Пермском крае вопросами оказания услуг на речном транспорте занимается — Пермский район гидротехнических сооружений и судоходства (ПРГСС) филиал ФГБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей», которое непосредственно починяется Федеральному агентству морского и речного транспорта, осуществляющей функции администрации Камского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта на бассейновом уровне.

Пермский район гидротехнических сооружений и судоходства (ПРГСС) было образовано 13.02.2013 г. Учреждение не является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, но имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, печать с изображением государственного герба Российской Федерации, наименованием «Администрации» и со своим наименованием. Целями деятельности Пермского района гидротехнических сооружений и судоходства являются:

  • эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
  • обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений.
  • содержание судоходных гидротехнических сооружений и пропуск судов и иных плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;
  • осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств , находящихся в оперативном управлении у «Администрации» переданных филиалу в пользование;
  • организация мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки в Филиале и организациях внутреннего водного транспорта (по поручению «Администрации»), проведение в Пермском крае мероприятий по гражданской обороне, защите государственной тайны и конфиденциальных сведений, безопасности шифровальной службы;
  • организация проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в пределах территориальных границ Пермского края с судов и объектов речного транспорта.

Оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров, экскурсионно-туристическому обслуживанию пассажиров автотранспортом осуществляется в конкурентной среде, в которую входят все автотранспортные предприятий Перми. Но преимуществом учреждения является то, что оно может предоставить автотранспорт своим клиентам, которым в связи с пребыванием на территории Пермского шлюза потребовалась данная услуга. Являясь предприятием стратегического значения, имея договор с охранным предприятием, которое ведет наблюдение и охраняет весь периметр учреждения, на территорию ПРГСС может проехать только тот транспорт, на который есть разрешение. Поэтому филиал ФГБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» может позволить себе установить цену почти в 2 раза выше, чем цены конкурентов. По остальным видам услуг конкурентов не имеется.

В числе потребителей услуг ПРГСС как юридические, так и физические лица (индивидуальные предприниматели), общее число которых более 60-и. Самые значимые из них: АО «Транснефть-Прикамье»; АО «Транспортная компания РусГидро»; АО «Пермвтормет»; АО «Прикамлес»; АО «Порт Пермь»; АО «Уралоргсинтез»; ООО «ГеоТранс» и другие.

Самыми распространёнными услугами является освидетельствование плотов, комплектация кругами и спасательными жилетами, замер сопротивления изоляции судна, а также отстой судов, включая зимний период. Так же большую долю занимают перевозки автотранспортом, а в 2019 году второе место по количеству предоставляемых услуг заняли услуги метрологической службы. В 2020 году данная услуга не включена в перечень из-за сложности расчета прямых расходов (в конце 2019 года расчет был пересмотрен), но планируется вновь ввести в перечень предоставляемых услуг в 2021 году.

За 2019 г. было оказано 474 едины различных видов услуг., что на 23% больше, чем за 2017 г. (табл. 1).

 

Таблица 1 – Структура предоставляемых ПРГСС услуг в объемах, ед. [13]

Наименование услуги 2017г. 2018г. 2019г. Изменение

2019 г. к 2017 г.

Оказание услуг по проверке и ремонту спасательных средств судов 320 388 229 -159
Предоставление мест отстоя судов и других плавсердств 1 1 20 19
Услуги по размещению персонала для краткосрочного проживания в служебных помещениях 8 1 -7
Оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров 55 32 13 -19
Оказание услуг, связанных с использованием спецтехники
Услуги метрологической службы 1 211 210
Итого: 384 422 474

 

Тарифы на оказываемые виды услуг устанавливаются федеральном уровне и регулируются ФГБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей». Утвержденные тарифы на перечень оказываемых услуг позволяет осуществлять внебюджетную деятельность (табл. 2). При этом тарифы ежегодно увеличиваются. Это связано с тем, что с появлением более современной техники уменьшаются затраты на то, чтобы поставить судно в шлюз и обеспечить всем необходимым, включая зимние периоды отстоя судов.

 

Таблица 2– Установленные тарифы на услуги ПРГСС, 2019 г. [13]

п/№ Вид услуги Ед. изм. Тариф с НДС
1 Оказание услуг по проверке и ремонту спасательных средств судов, в том числе:
  — освидетельствование плотов надувных спасательных плот 20494,78
  — освидетельствование спасательных жилетов жилет 795,24
  — освидетельствование спасательных кругов круг 662,70
  —  освидетельствование спасательных гидрокостюмов гидро-костюм 2120,65
  — хранение спассредств %/сут. 1%
2 Предоставление мест отстоя, ремонта, технического обслуживания, слипования, докования, стоянки судов и других плавсредств, в том числе:  

 

 

 

 

 

  — предоставление мест отстоя 1 м2 1,08
3 Оказание услуг, связанных с использованием спецтехники, в том числе:
  — транспортные услуги с использованием трактора Т-150 1 час 2115,89
Минимальное время заказа автотранспортных средств, спецтехники час 2
4 Оказание услуг по содержанию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, ремонту и строительству производственных и вспомогательных береговых объектов, зданий, сооружений и комплексов, в том числе гидротехнических сооружений, и судов в соотв. с локально-сметным расчетом

 

Также с каждым годом видов оказываемых услуг становится все меньше. Это связано с увеличением тарифов из-за роста цен на бензин и техническое обслуживание автомобилей.

Накладные расходы в ценообразовании тарифов выступают в роли косвенных и составляют для всех услуг 35%. Данный процент, взятый по каждому виду услуг, в сумме по всему его перечню, покроет затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию и обслуживание производства и т.д. Рентабельность же, которая составляет 25% по каждому виду услуг, устанавливается «Администрацией» на начало каждого периода и выступает в качестве торговой наценки. Для установления тарифов на речном транспорте применяется затратный метод ценообразования: стоимость (себестоимость) услуг + плановый размер прибыли. Это является спецификой финансовой деятельности речного транспорта.

В настоящее время целью ценовой политики Пермского района гидротехнических сооружений и судоходства (ПРГСС) является максимизация текущей прибыли — выбирается цена, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и возмещение затрат. Данная цель является универсальной, так как целью функционирования любой коммерческой организации является получение прибыли.

Необходимо отметить, что такая постановка цели ценовой политики предприятия не ориентирована на условия функционирования организации на рынке в целом и сохранение лидирующего положения предприятия на рынке в частности.

В настоящее время ценовая политика ПРГСС не документирована. Отсутствие документированной ценовой политики предприятия приводит к размытости, нечеткости понимания ценовой политики предприятия на разных уровнях управления

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ПРГСС не использует маркетинговые методы ценообразования на отдельные виды деятельности, приносящие доход. Эффективная ценовая политика должна учитывать эластичность и колебания спроса, регулировать этот спрос и при любой ситуации обеспечивать учреждению рентабельность. Так же роста доходов учреждения можно достигнуть, увеличив выручку от реализации платных услуг, но необходимо помнить, что эффективность данного мероприятия зависит от правильного формирования цены на них. Для Пермского района гидротехнических сооружений и судоходства введение в практику рыночного ценообразования на оказание услуг по ремонту, монтажу, снабжению, наладочным работам, проведению испытаний судового оборудования и снаряжения, навигационных приборов и корпусов судов, кроме оборудования судов должно быть обязательно согласовано с вышестоящей администрацией. ,

 

 

Библиографический список:

  1. Бакальская Е.В. Актуальные проблемы ценообразования на российских предприятиях в современных условиях / Е.В. Бакальская // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 60–63.
  2. Бакальская Е.В. Особенности ценообразования на российские товары и услуги / Е.В. Бакальская // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 442–444.
  3. Бубнова Т.В. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара / Т.В. Бубнова // Синергия Наук. 2017. № 14. – С. 137–143.
  4. Васильева Н.З., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. – М: АО «Бизнес–школа «Интел–Синтез». – 2018. – 62 с.
  5. Гладких, И. В. Ценовая стратегия компании. Ориентация на потребителя / И.В. Гладких. — М.: Высшая школа менеджмента, 2018. — 472 c.
  6. Крылов П.М. Экономическая география России: учебное пособие / П.М. Крылов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016, 334 с.
  7. Полищук Л. Г. Методология и практика обоснования управленческих решений в ценообразовании на современном предприятии / Л. Г. Полищук // Вестник ПГУ им. Шолом–Алейхема. – 2017. – № 1. – С. 158–171.
  8. Слышкин В.И. Принципы и функции ценообразования / В.И. Слышкин // Образование и наука без границ: социально–гуманитарные науки. 2017. № 7. С. 85–87.
  9. Тюрин С.Б. Особенности ценностного подхода к ценообразованию / С.Б. Тюрин // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3–13 (24). С. 135–137.
  10. Федоров М. В. Экономико–маркетинговая система оптимального управления предприятием / М. В. Федоров, О. В. Канайкина, Ф. Я. Леготин // Изв. УрГЭУ. – 2018. – № 4 (26). – С. 33–34.
  11. Фиаксинова Л.Н. Проблемы современного ценообразования / Л.Н. Фиаксинова // Деньги и кредит. – 2016. – № 9. – С. 131-132.
  12. Хаванова И.А. Категория рыночной цены в современном налоговом праве / И.А. Хаванова // Журнал российского права. –2016. –№ 7. –С. 96–104.
  13. Официальный сайт Пермский район гидротехнических сооружений и судоходства-филиал ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kamvodput.ru/structure/prmgss/ (дата обраще­ния 10.08.2021).
  14. Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, ФГБОУ ВО «Пермский Государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

 

Информация об авторе:

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, ФГБОУ ВО «Пермский Государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Tatiana M. Svechnikova, Senior Lecturer at the Department of Agrarian Production, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: