Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственное регулирование туристической деятельности и анализ состояния рынка туристических услуг в Пермском крае

На современном этапе развития общества и в условиях пандемии развитие внутреннего туризма становится приоритетным направлением государственной политики. Российское законодательство позволяет регулировать туристическую отрасль в России и обеспечивать для туристов комфортные условия. Пермский край имеет большой потенциал для развития внутреннего туризма. В наибольшей степени туристов привлекают заповедные места и посещение памятников культурного и исторического наследия. Для расширения границ внутреннего туризма в регионе необходимо развивать транспортную и социальную инфраструктуру.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, государственное регулирование, туристическая деятельность, рынок туристических услуг, Пермский край.

 

STATE REGULATION OF TOURISM ACTIVITIES AND ANALYSIS OF THE STATE OF THE TOURISM SERVICES MARKET IN THE PERM REGION

Abstract: At the present stage of development of society and in the conditions of a pandemic, the development of domestic tourism is becoming a priority direction of state policy. Russian legislation allows regulating the tourism industry in Russia and providing comfortable conditions for tourists. The Perm Region has a great potential for the development of domestic tourism. To the greatest extent, tourists are attracted to protected places and visiting monuments of cultural and historical heritage. To expand the boundaries of domestic tourism in the region, it is necessary to develop transport and social infrastructure.

Keywords: tourism, domestic tourism, state regulation, tourist activity, the market of tourist services, Perm region.

 

На современном этапе развития общества туристическая отрасль испытывает серьёзный кризис. Закрытие границ абсолютного большинства стран, а также введение ограничений в экономике довольно болезненно ударили по туристическому рынку России и всего мира. С другой стороны, невозможность выехать за границу способствовало тому, что большинство российских граждан обратило внимание на направления внутреннего туризма, в т.ч. посещение не самых популярных ранее регионов страны.

В законодательстве Российской Федерации «туризм» определяется ка временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ в ст.1 в качестве основного понятия закрепляет «туристическую деятельность», под которой понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [2]. При этом под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а под турагентской — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Следовательно, Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» определяет перечень туристических продуктов как услуг, в комплексе формирующих путешествие. Квалификация деятельности в качестве туристской может происходить только через призму туристского продукта. Кроме того, что туристская деятельность — это в том числе и иная деятельность по организации путешествий, она также рассматривается как совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Часть 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ указывает, что правила, установленные для договора возмездного оказания услуг, применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению и туристическому обслуживанию [1].

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1852 [3]. Они вступили в силу с 01.01.2021 и заменили правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452. Срок действия этих правил 6 лет.

Новые правила расширяют перечень информации, которую исполнитель (туроператор или турагент) обязан донести до сведения потребителя (п. 4-6 Правил №1). Если ранее это был весьма ограниченный список сведений (режим работы, фирменное наименование, местонахождение), то теперь необходимо дополнительно сообщить клиентам также: ОГРН (ОГРНИП); фактический адрес; номер контактного телефона, адрес электронной почты. Эта информация должна быть размещена не только на вывеске, но и в обязательном порядке на официальном сайте турфирмы.

По новым правилам у туроператоров дополнительно возникает обязанность включить в сообщаемые сведения также:

  • номер в едином федеральном реестре туроператоров;
  • размер финансового обеспечения ответственности туроператора;
  • номер, дату и срок действия каждого договора страхования гражданской ответственности за неисполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) каждой банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта;
  • наименование, адрес, местонахождение организаций, предоставивших финансовое обеспечение ответственности туроператора;
  • членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма).

Важным нововведением, которое давно требовало нормативного закрепления, является то, что теперь договор об оказании туристических услуг может быть заключен не только в бумажной форме, но и в электронной (п. 13 Правил №1). Электронный договор на туристические услуги считается заключенным с момента оплаты туристом путевки или тура, подтверждающей его согласие с условиями, содержащимися в предложенном исполнителем договоре. Фактически идет речь о согласии путем конклюдентных действий с электронной офертой турфирмы.

Законодательное регулирование туристической деятельности в Российской Федерации на период 01.01.2021-31.12.2026 гг. опирается на следующие нормативно-правовые документы:

  1. Приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 439-Пр-20 «Об утверждении порядка ведения единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте Федерального агентства по туризму в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  2. Приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 445-Пр-20 «Об утверждении порядка ведения перечня аккредитованных организаций, осуществляющих квалификацию гостиниц, квалификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, и размещения сведений, содержащихся в таком перечне, на официальном сайте Федерального агентства по туризму в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  3. Приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 440-Пр-20 «Об утверждении правил профессиональной деятельности, регулирующих порядок осуществления объединением туроператоров в сфере выездного туризма и его членами функций, связанных с формированием и использованием резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма».
  4. Приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 441-Пр-20 «Об утверждения формы и порядка выдачи свидетельства о внесении о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров».
  5. Приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 442-Пр-20 «Об утверждении требований к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее составу и форме».
  6. Приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 444-Пр-20 «Об утверждении порядка представления объединением туроператоров в сфере выездного туризма в Федеральное агентство по туризму уведомления в форме электронного документа о прекращении членства туроператора в указанном объединении».
  7. Приказ Ростуризма от 27.11.2020 № 446-Пр-20 «Об утверждении порядка представления туроператором электронных документов для внесения сведений в единый реестр туроператоров»

В развитие Правил №1 приказом Ростуризма от 27.11.2020 №448-Пр-20 утверждены две типовые формы договоров, которые рекомендовано использовать туроператорам и турагентам:

— о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком;

— о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

На 2021 год турагенты, в отличие от туроператоров, ни в каких реестрах не состоят. Однако закон о реестре турагентов уже принят. Введение реестра турагентов предусмотрено с 01.01.2022 года.

Таким образом, основные изменения в сфере правового регулирования туризма и гостиничного бизнеса в 2021 году заключаются большей частью в обновлении действующих правил. Наиболее существенные изменения претерпели правила заключения договора об оказании услуг по реализации туристского продукта и правила предоставления гостиничных услуг.

Туристская индустрия включает в себя множество элементов в виде туроператоров, турагентов, предприятий индустрии размещения, экскурсий и т.д. Все эти организации работают во взаимосвязи, организуя комплексные сервисные возможности для туристов, и от слаженности их взаимодействия может напрямую зависеть популярность тех или иных территорий [4].

Туристский рынок может быть определен как система социально-экономических отношений, связывающих производителей и потребителей туристских услуг. Привлекательность стран для туризма зависит от многих факторов (табл. 1.).

 

Таблица 1 — Факторы привлекательности туризма в отдельных странах мира [5]

Популярные среди туристов страны Факторы привлекательности для туристов
Бразилия Широкое развитие экологических туров по Амазонии.
Экзотическая природа.
Современная архитектура и дизайн столицы страны
Франция
Англия
Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей.
Германия
Финляндия
Упрощённый визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров).
Израиль Многочисленные «священные места».
Наличие широкого спектра оздоровительных центров.
Наличие молодёжных лагерей.
Развитая инфраструктура туризма.
Высокий уровень обслуживания.
Комфортный климат.
Большая продолжительность туристского сезона.
Сочетание отдыха у моря с осмотром достопримечательностей.
Объединённые Арабские Эмираты Низкие цены на электронику и бутовую технику хорошего качества.
Высокий уровень сервиса.
Упрощённая система визового режима.

 

Если говорить о внутреннем туризме, то для успешного формирования и развития туристического рынка территории необходимо соблюдать алгоритм достижения поставленных целей (рис. 1).

 

Рисунок 1 — Пример алгоритма формирования туристического рынка [4]

 

Каждая территория в конкретных условиях своего существования имеет свое индивидуальное состояние имиджа. Отсюда можно выявить целый ряд стратегий работы над имиджем региона в зависимости от целей его изменения (таблица 2.).

 

Таблица 2 — Стратегии работы с имиджем региона по развитию внутреннего туризма [7]

Состояние имиджа Описание состояния и стратегии работы с имиджем
Слабо выраженный имидж Территория может быть относительно неизвестна целевым группам потребителей. Основные причины — малые размеры, слабая раскрутка конкурентных преимуществ, отсутствие рекламы, нежелание привлекать к себе внимание приезжих. В этом случае необходимо целенаправленно формировать информационные потоки
Излишне традиционный имидж Имидж, основанный на устоявшихся исторических ассоциациях, не позволяет представить страну динамичной, современной, а это отталкивает многие целевые группы
Противоречивый имидж Многие столичные города обладают множеством преимуществ, но одновременно часто ассоциируются со смогом, грязной водой, чересчур интенсивным движением, сосредоточением преступности. Задача территории — разорвать на деле такого рода ассоциации и таким образом исправить имидж
Смешанный имидж Зачастую в имидже территории присутствуют «плюсы» и «минусы», не взаимосвязанные между собой. Наиболее распространенный прием создания имиджа в таких случаях — подчеркивание позитивных черт и замалчивание негативных
Состояние имиджа Описание состояния и стратегии работы с имиджем
Негативный образ Необходимо не только создавать новый образ, но и активно избавляться от старого
Чрезмерно привлекательный имидж Ряд территорий уже столкнулся с необходимостью регулирования потоков туристов в направлении уменьшения их количества

 

Главным результатом успешного применения стратегии является высокая степень рыночных отношений в конкретном регионе. Развитая инфраструктура жилых районов промышленных зон, рыночной инфраструктуры в целом является залогом успешного и комфортного пребывания на территории данного региона (рис. 2.).

 

Рисунок 2 — Аргументы управления долгосрочным интересом потребителей к территории

Таким образом, каждый регион при соблюдении системного подхода и синергии стратегий развития туристического рынка сформировать высокий турпоток на своей территории. Реализация возможностей развития туристического рынка региона зависит от имеющихся ресурсов, уже созданной туристической инфраструктуры, активности работы профильных муниципальных органов, продвижения и популяризации турпродуктов территории. Для комплексного формирования и развития туристического рынка региона необходим программный подход, ориентированный на всесторонне развитие территории.

Территория Пермского края привлекательна для любых видов туризма, но все же визитной карточкой края по праву считается активный туризм. Можно отправиться в пеший поход, на конную прогулку, полететь на вертолёте или даже воздушном шаре, поехать на велосипеде или квадроцикле.

В Пермском крае совсем недавно появилось Министерство туризма и молодежной политики. Туризм в Пермском крае теперь будет курировать отдельное министерство. Так, агентство по туризму и делам молодежи края переформатировано и «усилено» – до отдельного краевого министерства туризма. В задачи нового ведомства будет входить, в том числе, реализация государственной политики в сфере туризма. Акцент будет сделан на повышении качества инфраструктуры и сервиса в туризме, внедрении и развитии новых турпродуктов.

За 2016-2020 гг. число туристов в Пермском крае сократилось с 642,5 тыс. чел. в 2016 г. до 479,4 тыс. чел. В 2020 г. (на 25%). На 01.01.2021 г. в крае работают 63 туроператора, 429 турагентств, 399 коллективных средств размещения на 30,9 тыс. мест, 40 санаторно-курортных организаций, 21 горнолыжный комплекс. В туротрасли региона занято более 17 тыс. человек, объем платных услуг в прошлом году составил более 10 млрд рублей.

Мероприятия по развитию туризма в регионе условно разделены на 4 направления: комплексное развитие территорий, продвижение турпродуктов, повышение квалификации сотрудников туриндустрии и органов местного самоуправления, развитие социального туризма.

Главная цель рынка туристических услуг в Пермском крае – увеличение качественного турпотока в регион. Общий объем финансирования мероприятий из регионального бюджета в 2020 году составил 85,2 млн руб. Из них 57% направлены на развитие инфраструктуры. Деньги выделялись на конкурсной основе в виде субсидий. 29% финансирования составляют мероприятия по продвижению турпродукта, 13% – развитие социального туризма и 1% – мероприятия по повышению квалификации сотрудников в сфере туризма.

Еще одним важным направлением туристической работы в Пермском крае можно назвать комплексное развитие туристских территорий. В 2020 году на их обустройство было направлено 43,7 млн рублей, софинансирование из местного бюджета составило 21,5% — 12 млн руб.

Также в регионе активно развивается межрегиональное сотрудничество. Было подписано соглашение с Ростуризмом и туроператором TUI о брендовом маршруте Великий Волжский путь и уже сегодня создаются совместные турпродукты. Ведется большая работа и со Свердловской областью по формированию межрегиональных турпродуктов.

Наибольшей же популярностью пользуется экотуризм. Каждый четвертый турист отдает предпочтение посетить заповедные места и пройтись по экологическим тропам Прикамья (рис. 3).

Рисунок 3 – Структура турпотока в Пермском крае [6]

По итогам 2020 г. Пермский край вошел в двадцатку (двадцатое место) национального туристического рейтинга. На первом месте Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург. Далее следуют южный регионы России (Краснодарский край, Республика Крым, Алтайский край). Завершают десятку регионы Приволжского федерального округа и Урала (Республика Татарстан, Башкортостан, Свердловская область). Во второй десяток вошли регионы: Самарская область, Новосибирская область, Челябинская область, Ростовская область, Тюменская область, Ленинградская область, Пермский край [8].

Для изучения проблем развития рынка туристических услуг в Пермском крае был проведен опрос среди туристов. В опросе приняло участие 90 респондентов. Жителям Пермского края было предложено по 5-ти бальной шкале оценить туристический имидж региона. Исследование показало, что наибольший интерес туристы проявляют к изучению культурного потенциала и богатого исторического наследия. Кроме того, респонденты отметили, что недостаточно отлаженная транспортная инфраструктура и ограниченное число мест для досуга и отдыха снижают туристическую активность в регионе.

Таким образом, имидж региона на локальном уровне формируется исходя из непосредственного жизненного опыта и информационного поля местного и федерального уровней. В Пермском крае этот процесс носит в значительной степени стихийный характер, хотя в последние годы местные власти предпринимали определенные усилия для создания положительного образа территории в восприятии ее жителей за счет строительства новых символов и достопримечательностей, активизации мероприятий по благоустройству. Однако недостаток системности в реализации мероприятий и отсутствие диалога между властью, бизнесом и населением привели к снижению ожидаемого эффекта от предпринятых действий. Индустрия туризма заслуживает того, чтобы ее позиционировали как независимую и соответственно регулируемую отрасль на государственном уровне.

 

Библиографический список:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.
  3. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1852 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 47 ст. 7551.
  4. Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяева В.И. Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 126-131.
  5. Козлова Е.В., Солод Т.В., Завьялов А.А. Международный туризм в условиях кризиса мировой экономики: тенденции и проблемы развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 4(107). С. 7-12.
  6. Кокоулина Е.А. Максименко И.И. Оценка туристического потенциала Пермского края // Экономика и бизнес. 2020. № 4. С. 156-158
  7. Толстых К.С. Специфика развития рынка труда индустрии туризма в рамках экономического кризиса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 261-268.
  8. Официальный сайт Ростуризма РФ URL: http://www.rosturizm.ru (Дата обращения 10.08.2021)
  9. Проект «Развитие туризма в Пермском крае», Агентство по туризму и молодежной политике Пермского края. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://msu.zsperm.ru/s6/images/Sovet/2018_11_13_tur.pdf (Дата обращения: 10.08.2021).
  10. «Travel.ru» — сервер туризма и путешествий. Основные цели международных туристских прибытий URL: http://www.travel.ru/ [сайт] (дата обращения: 10.08.2021).
  11. World tourism. Статистика прибытий туристов по регионам мира URL: http://www.world-tourism.org (дата обращения: 10.08.2021).
  12. Knoema — Мировой атлас данных. Мировая и региональная статистика, национальные данные, карты и рейтинги URL: http://knoema.ru/ (дата обращения: 10.08.2021).
  13. Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, ФГБОУ ВО «Пермский Государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

 

Информация об авторе:

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, ФГБОУ ВО «Пермский Государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Tatiana M.Svechnikova, Senior Lecturer at the Department of Agrarian Production, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: