В статье дается характеристика современного этапа цифровизации публичного менеджмента, выраженного в постепенном переходе к использованию государственных технологий «GovTech-правительства». Авторами обосновывается актуальность и значимость процессов государственного управления в условиях цифровой трансформации. Проводится аналитический обзор международного опыта применения данных технологий в практике публичного управления, уточняются возможности его применения, а также перспективы адаптации к российским реалиям, вне зависимости от готовности отечественных институтов к подобной трансформации.
Ключевые слова: государственное управление, публичный менеджмент, цифровое правительство, цифровая трансформация, государственные технологии, исполнительные органы власти.
Public administration processes in the context of digital transformation
Boris N. Shchetkin, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Professional Disciplines at the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Mukhachev Alexander Nikolaevich, Researcher at the Engineering Center of the Kirov Region of Vyatka State University
Abstract. The article describes the current stage of digitalization of public management, expressed in the gradual transition to the use of state technologies, «GovTech-government» model. The authors substantiate the relevance and importance of public administration processes in the context of digital transformation. An analytical review of the international experience of using these technologies in public administration practice is conducted, the possibilities of its application are clarified, as well as the prospects for adaptation to Russian realities, regardless of the readiness of domestic institutions for such a transformation.
Keywords: public administration, public management, digital government, digital transformation, government technologies, executive authorities.
Концепция цифровизации в Российской Федерации в последние десятилетие рассматривается как путь модернизации экономики, сферы социальной коммуникации, культуры, образования, здравоохранения и, наконец, государственного управления [2; 7]. Данная концепция постепенно интегрируется во все сферы человеческой жизнедеятельности независимо от того, имеются ли условия для ее осуществления.
В настоящее время модели государственного управления многих развитых и развивающихся стран мира переходят на новую ступень цифрового преобразования, постепенно переориентируясь в «цифровое правительство» обновленной версии – «GovTech-правительство» (англ. Government Technologies). Основной целью данной модели является усовершенствование идей персонализации государственной власти, обеспечение клиенториентированного подхода к оказываемым ею услугам, переход на новый уровень стратегического и проектного менеджмента для достижения национальных целей (рисунок 1) [13].
Рисунок 1 – Эволюция цифровой зрелости моделей государственного управления в международной практике [6, 13]
Категорийный смысл цифровой зрелости государственного управления в данном случае, целесообразно рассматривать в двух контекстах: инструментальном и концептуальном. В первом случае, она представлена как комплексный показатель, характеризующий степень развития государства в плане использования им тех или иных цифровых решений и технологий, для исполнения социального запроса на конкретную услугу (ценность, благо) [4, 10]. Данный показатель используется в международном рейтинге цифровизации правительства и государственных услуг GovTech Maturity Index (GTMI) Всемирного банка. По данным за 2022 г. из 198 участников, лидирующие позиции заняли Южная Корея, Бразилия, Саудовская Аравия;(Ер) Россия же вошла в топ-10. Рейтинг измеряется показатели по четырем основным направлениям: «Основные государственные системы», «Предоставление государственных услуг», «Вовлеченность населения» и «Институциональное обеспечение» [3].
Во втором случае – в концептуальном контексте – цифровая зрелость государственного управления рассматривается как некая система отношений, возникающих при замещении человеческого интеллектуального и физического труда, его роли в управлении публичными процессами общего и специального характера цифровыми технологиями или их элементами для преодоления ресурсных барьеров в механизме «государство – бизнес – общество – личность – государств», достижения эффективных результатов его действия (непосредственно, государственных услуг), а также снижения ограничений природы человека, то есть человеческого фактора в деятельности, прямо или косвенно связанной в государственным управлением.(Ер)
Подобный опыт доказывается множественной международной практикой реализации направлений совершенствования процессов публичного менеджмента при помощи государственных технологий [2, 6, 9, 13]:
- «правительство для граждан»: предусматривает разработку и поддержку государственных (муниципальных) услуг с учетом социального запроса, их проектирование вокруг жизненных ситуаций. Так, например, в Израиле функционирует персонализированная платформа, содержащая информацию о государственных услугах, а также различного рода мероприятиях (культурных, досуговых и проч.), предоставляя пользователю необходимые ему данные на основе жизненной ситуации, местоположения, потребностей и интересов на данный момент;
- «управление на основе Big Data»: предполагает разработку совокупности согласованных между собой политик по сбору, хранению, обработке и управлению большими данными. Подобный проект, разработанный для целей мониторинга качества воздуха на основе данных, которые собираются со стационарных станций и через мобильные приложения местных горожан, действует в Финляндии (HOPE);
- «проактивное правительство»: ориентировано на доказательное предсказывание проблем и потребностей государства, бизнеса и общества до их возникновения при помощи анализа сигналов и построения предиктивных моделей на основе Big Data. В настоящее время действует целевой проект для прогнозирования будущих преступлений, разработанный Департаментом полиции Нью-Йорка. Прогноз составляется на основе аналитики данных исторических показателей за последние пять лет несколькими моделями машинного обучения (Patternizr);
- «развитие культуры экспериментов»: направлено на повышение гибкости правительства, а также скорости разработки и введения в эксплуатацию новых сервисов за счет использования принципов Agile и дизайн-мышления, а также быстрого проектирования и тестирования прототипов. Для иллюстрации данного направления достаточно вспомнить широко освещаемую в СМИ инициативу Правительства Финляндии по интеграции культуры экспериментов в разработку государственных программ и национальных проектов, идеи для которых оперативно прорабатываются и запускаются в пилотных версиях. В планах государства к 2025 г. стать мировым лидером в разработке и новых решений при помощи экспериментов;
- «невидимое правительство»: предполагает автоматизированные и интегрированные услуги, создание суперприложений с многоканальным обменом данными между органами исполнительной власти. Подобные проекты разрабатываются во многих государствах – странах-членах ЕС, США, ОАЭ, Сингапуре, Новой Зеландии и других;
- «открытость и развитие взаимодействия»: предусматривает повышение прозрачности и открытости государственной политики, развитие партнерских отношений и коммуникаций внутри правительства и с другими участниками публичной экосистемы. В данном случае можно рассмотреть пример австрийского проекта IP Australia Global Artificial Intelligence Network (IP GAIN), представляющий собой инициативу по развитию международного сотрудничества и совместного использования программных проектов и открытых API в сфере искусственного интеллекта. [5]
Согласимся, что для полноценного перехода государства на технологические «рельсы», основной задачей считается изменение способов мышления и работы на базе использования вновь интегрируемого инновационного цифрового ресурса для повышения эффективности публичных управленческих практик, и, как следствие, их результатов [14]. Исходя из этой мысли, можно заключить, что модель «цифрового правительства» нового поколения представляет собой идеологию вовлечения публичных институтов в цифровую повестку, где государство представлено «…сложной конфигурацией интересов и отношений, которые определяют итоговые, как правило, нелинейные, результаты интеграции цифровых технологий…» [8]; именно это и делает проблему технологической трансформации публичного управления столь актуальной для нашей страны.
Впервые попытки перевода модели государственного управления на новый этап были предприняты еще в 2015 г., когда мэрией Москвы было разработан портал mos.ru для упрощения пользования городскими услугами (в коллаборации с агентством «Notamedia») и приложение «Парковки Москвы» (мэрия Москвы запустила это приложение совместно с Яндекс. Картами).[5] Спустя чуть более шести лет, за которые было принято немало технологических инициатив, был запущен пилотный проект цифровой платформы «ГосТех», целью которой должно было стать объединение всех существующих государственных информационных систем (ГИС).
В соответствии с положениями Концепции создания и функционирования данной платформы (утв. Распоряжением Правительства России от 21.10.2022 № 3102-р [1]), результаты данного эксперимента должны будут послужить базой для разработки методических документов и правовых актов, регламентирующих функционал платформы на постоянной основе и способствующих ее дальнейшему развитию. Кроме того, в период до 2025 года. планируется введение в эксплуатацию информационной системы «Госмаркет», публичного маркетплейса информационно-технологических сервисов и приложений, разработка типовых решений для обеспечения информационной безопасности, формирование каталога цифровых сервисов и запуск процесса создания и развития ГИС непосредственной на платформе «ГосТех». Помимо этого, к разработке планируется «…архитектура доменов «Здравоохранение», «Образование», «Городская среда и ЖКХ», «Строительство», «Транспорт», «Спорт», «Наука», «Экология…»; в дальнейшем платформа будет пополнять новыми доменами, касающимися различных отраслей экономики и социальной сферы, а все государственные информационные системы (ГИС) будут разрабатываться и функционировать только на этой платформе» [9].
В экспертном и аналитическом сообществе высказывается мнение о том, что говорить определенно о перспективах института государственных технологий в целом, и платформы «ГосТех», в частности, учитывая все более усложняющийся геополитический фон, не представляется возможным. На долгосрочную перспективу следует рассмотреть существующие на конкретный момент времени достижения, а также барьеры на пути реализации различных направлений технологического развития страны, на основе которых уже далее прогнозировать, в каких инициативах будет заинтересована публичная власть на определенных этапах реализации Концепции. На наш взгляд, в качестве базовых можно рассматривать такие уже достаточно развитые в России направления, как открытые данные, электронные государственные услуги и цифровые профили, «умные города» и цифровые регионы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Перспективы совершенствования процессов государственного управления в условиях нового этапа цифровой трансформации публичного менеджмента при помощи государственных технологий
Подводя общий итог, можно сделать вывод, что цифровая трансформация государственного управления уже не долгосрочная перспектива, а актуальная тенденция, к которой стремится все страны, претендующие на статус зрелой в данной области, и желающие полностью перейди к модели «GovTech-правительство. Для этого, первостепенной задачей должна стать централизация аппарат управления по вопросам интеграции государственных технологий в механизмы публичного менеджмента.
Как представляется, это может быть отдельное ведомство, департамент (например, в структуре Минцифры России), агентство или другая структура, в ведении которой будет весь жизненный цикл каждой отдельной технологии – от прототипа до полнофункционального объекта. На следующем этапе целесообразно формулирование кластерных инициатив, с задействованием представителей публичного, научного, экспертного, аналитического, а также гражданского сообщества для целей выработки и принятия решений, которые будут полностью отвечать социальному запросу.
Используемые источники
- Распоряжение Правительства РФ от 21.10.2022 № 3102-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех», плана мероприятий («дорожной карты») по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» // СПС Консультант Плюс.
- Александров В.Б. Идея цифрового государства перед лицом русской культурной традиции понимания смысла государственной власти // Управленческое консультирование. 2020. № 2. С. 16-21.
- Государственное регулирование экономики (кластеры и особые экономические зоны): учеб. пособие / М.М. Манукян, Н.М. Тюкавкин, Е.С. Подборнова. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 80 с.
- Добролюбова Е.И. Оценка цифровой зрелости государственного управления // Информационное общество. 2021. № 2. 37 с.
- Еремин С.Г. Направления совершенствования процессов цифровизации государственного управления на федеральном уровне в условиях нового этапа DIGITAL-трансформации публичного менеджмента// Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2023 — №3 – с. 93-102
- Исаева К. В. Management Låg: успевает ли социальное управление за высокими технологиями? // Цифровая социология. 2022. №1. С. 4-14.
- Минаков А.В. Проблема противодействия коррупционным проявлениям в системе межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2011. № 18(450). С. 30-37
- Мухаметов Д.Р. От умного города к цифровому региону: проблемы масштабирования сетей управления // Вопросы инновационной экономики. 2021. № 11(1). С. 141-156
- Мухаметов Д.Р., Симонов К.В. «Умное государство»: перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России // Мир новой экономики. 2021. №3. С. 17-27.
- Правительство утвердило распоряжение о развитии единой цифровой платформы «ГосТех». – 22.10.2022 // Правительство России. – ULR: http://government.ru/docs/46861/ (дата обращения: 05.039.2024)
- Силин Я.П., Коковихин А.Ю. Цифровая зрелость государственного управления на мезоуровне: компетентностный подход // Human Progress. 2022. Т. 8. Вып. 4. 12 с.
- Скоробогацкий В.В. Цифровая трансформация государственного управления: институциональные пределы возможного // Антиномии. 2023. №1. С. 90-106.
- Технологии в государственном управлении (GovTech): направления и инструменты развития в мире. – М.: Агентство инноваций города Москвы, 2021. – 100 с.
- Черданцев В.П. Разработка эффективных инструментов и моделей для правового регулирования новой цифровой реальности// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 15 октября 2021, ссылка: http://inter-legal.ru/razrabotka-effektivnyh-instrumentov-i-modelej-dlya-pravovogo-regulirovaniya-novoj-tsifrovoj-realnosti
Информация об авторах:
Щеткин Борис Николаевич доктор технических наук., доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин Пермского института ФСИН России.
Мухачев Александр Николаевич, научный сотрудник Инжинирингового центра Кировской области ВятГУ
Information about the authors:
Boris N. Shchetkin, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Professional Disciplines at the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Mukhachev Alexander Nikolaevich, Researcher at the Engineering Center of the Kirov Region of Vyatka State University