Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Инвестиции и особенности государственной финансовой поддержки молочной отрасли

Государственная поддержка молочной отрасли практически осуществляется с перевесом в сторону производителей молока-сырья, а перерабатывающие предприятия фактически остаются без финансирования и вынуждены искать инвестора самостоятельно.

Для исправления сложившейся ситуации в молочной отрасли, необходимо, чтобы государственную поддержку получали не только производители молока-сырья, но и переработчики.

С целью гармоничного развития молочной отрасли автором предлагается, в рамках Государственной программы, разработать Государственную подпрограмму финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, в которой будет предложен механизм финансирования перерабатывающих предприятий молочной отрасли.

Ключевые слова: Государственная программа, инвестиции, финансирование, субсидии, государственная поддержка, перерабатывающие предприятия молочной отрасли, агропромышленный комплекс

 

Investments and features of state financial support for the dairy industry

Abstract. State support for the dairy industry is practically carried out with a preponderance in the direction of producers of raw milk, and processing enterprises are actually left without financing and are forced to look for an investor on their own.

To correct the current situation in the dairy industry, it is necessary that state support is received not only by producers of raw milk, but also by processors.

For the purpose of harmonious development of the dairy industry, the author proposes, within the framework of the State Program, to develop a State subprogram for financial support of dairy processing enterprises, in which a mechanism for financing dairy processing enterprises will be proposed.

Keywords: State program, investments, financing, subsidies, state support, dairy processing enterprises, agro-industrial complex

 

Развитие рыночных отношений в России обусловило необходимость реализации стратегии инвестиционной политики и государственной поддержки как необходимого условия структурной перестройки российской экономики [1] .

Реализация инвестиционной политики и стратегии государственной поддержки в российском АПК определяется Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013‑2020 годы [2].

Государственная поддержка включает все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку (включая подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства).

Под инвестиционной политикой понимается системный процесс, объединяющий на единой организационно-методологической основе стратегию и тактику инвестиционной деятельности, методику, механизмы, необходимую нормативно-правовую базу, соответствующую инвестиционную инфраструктуру для ее реализации.

В новых условиях развития АПК [3], инвестиционная политика связана с поиском возможных источников финансирования, способов привлечения источников финансирования и повышением эффективности использования источников финансирования.

В современных условиях существует реальная необходимость изменения методики и подходов к финансированию молочной отрасли, как приоритетного направления развития АПК в регионах с холодным климатом, в части Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации [4] и банковского кредитования. С одной стороны, это даст положительный тренд на развитие отрасли, с другой стороны, она будет менее подвержена влиянию различных экономических факторов.

Научная гипотеза данного исследования строится на том, что с точки зрения экономики гармоничное развитие отрасли невозможно без финансирования центров экономического роста, которыми являются перерабатывающие предприятия отрасли. Перекос в сторону производителей сырья приведет к разбалансировке экономической устойчивости механизма производитель-переработчик и создаст негативные вибрации на рынке, способные привести к кризису или банкротству участников.

Методология исследования заключается в применении общих  методов исследования (анализ, синтез, аналогия, дедукция), статистических методов (корреляция, регрессия), функционального и предельного анализов. На основе равновесного подхода сделано предположение, что существует необходимое равновесное состояние и возможность влияния на изменение различных показателей и параметров, связанных с необходимым стремлением к равновесию.

Недостаточная изученность вопроса поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, отсутствие механизма и методики выбора инструментария финансирования, отсутствие научно обоснованной концепции развития инвестиционной деятельности, определили важность этой проблемы.

В рамках Государственной программы, соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на повышение продуктивности в молочном скотоводстве были заключены с 82 регионами. В Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы, с учетом определенных приоритетов государственная поддержка осуществлялась по семи основным направлениям, в том числе:

  • поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве;
  • поддержка инвестиционного кредитования в АПК;
  • компенсация прямых понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на создание и модернизацию объектов АПК [5].

Из Национального доклада можно сделать вывод, что вся государственная поддержка, как правило, направлена на производителя сельскохозяйственной продукции, а поддержка переработчика осуществляется по остаточному принципу. В связи с этим необходимо понимать, что связка производитель-переработчик всегда работает только совместно, поскольку переработчик является потребителем произведенной сельскохозяйственной продукции. Существующий баланс показывает, что если переработчик не может продать свою продукцию ввиду низкого спроса, то и производитель не сможет продать свое сырье, т.к. оно становится не востребованным. Подтверждает это кризисная ситуация, сложившаяся на российском молочном рынке, в 2017-2018 годах, проводит к увеличению финансовой нагрузки переработчика (таблица 1).

Таблица 1 – Основные характеристики кризисной ситуации российского молочного рынка и виды затрат

Основные характеристики кризисной ситуации российского молочного рынка Основные виды затрат переработчика, в зависимости от ситуации на молочном рынке
— снижению спроса на молочную продукцию; —  прямые затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;
– затовариванию складов переработчиков; – затраты по доставке молока-сырья на переработку;
– снижению потребности в молоке-сырье; – затраты по содержанию лаборатории для исследования сырья по органолептическим и микробиологическим показателям;
– падению цен на молоко-сырье. – затраты по содержанию лаборатории для исследования всей произведенной продукции;
– затраты на периодическое исследование всей произведенной продукции в независимой аккредитованной лаборатории;
– затраты на декларирование произведенной продукции;
– затраты по содержанию цехов и оборудования в исправном состоянии;
– затраты на мойку и дезинфекцию цехов, оборудования и инвентаря.

 

Поэтому, когда речь идет о развитии молочной отрасли, государственную поддержку, которая может включать в себя различные виды, формы и инструменты, должны получать не только производители молока-сырья, но и переработчики.

Исследования показали, что государственная поддержка молочной отрасли осуществляется с перекосом, финансируются, субсидируются и т.д. в основном только производители молока-сырья, а перерабатывающие предприятия остаются без финансирования и вынуждены искать инвестора самостоятельно [6].

На сегодняшний день, основными источниками финансирования предприятия остаются: собственные средства предприятия, средства государства, средства финансово-кредитных организаций, средства нефинансовых компаний и граждан. Необходимо осваивать новые финансовые инструменты, давно используемые за рубежом, такие как: факторинг, краудфандинг и другие [7].

Практическая значимость исследования состоит в том, что внедрение полученных результатов  в деятельность перерабатывающих предприятий молочной отрасли, посредством, проведения ряда последовательных аналитических операций, позволит сформировать эффективную систему управления финансовыми средствами перерабатывающих предприятий молочной отрасли и источниками финансирования, способствующей увеличение финансовой стабильности предприятия и его платежеспособности.

В России, в рамках Государственной программы, необходимо разработать Государственную подпрограмму финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, в которой будет предложен механизм финансирования перерабатывающих предприятий молочной отрасли. Посредством предлагаемого механизма, существует высокая вероятность, выстроить порядок взаимодействия, планирования и контроля за исполнением обязательств перерабатывающего предприятия и поступлений в рамках подпрограммы финансовой поддержки.

Необходимость разработки Государственной подпрограммы финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, с целью обновления и модернизации оборудования для увеличения перерабатывающих мощностей, снижения себестоимости выпускаемой продукции и усиления конкурентоспособности, возникла уже достаточно давно, так как износ основных средств у многих переработчиков молока-сырья давно превысил 50%, а у некоторых и 80‑90%, соответственно имеющееся оборудование перестало соответствовать требованиям ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», предъявляющем высокие требования к переработчику и выпускаемой им продукции.

При сегодняшнем курсе валют импортное оборудование известных мировых производителей, таких как: Tetra Pak, Kieselmann, Galdi, Alfa Laval, Bertsch и других, стоит дорого и требует больших капитальных вложений, а оборудование, произведенное российскими производителями, укомплектовывается импортными запчастями и агрегатами, что не позволяет получить значительную разницу в цене, при этом сумма финансовых затрат, велика и непосильна для перерабатывающего предприятия без поддержки государства [8].

Далее предлагается разработать «дорожную карту» по повышению инвестиционной привлекательности, с целью реализации финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли. План мероприятий представлен в следующей таблице (таблица 2).

Таблица 2 – План мероприятий «дорожной карты»

Задача Мероприятия Источник средств Срок реализации Ответственные исполнители
Повышение инвестицион-

ной привлека-тельности, развитие инвестицион-ной деятельности

Формирование имиджа территории как современной экономической площадки, соответствующей стандартам ведения бизнеса Местный бюджет До 2025 г. Администрации муниципальных образований, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
Создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие муниципальных органов управления со всеми участниками инвестиционной деятельности
Создание механизмов, обеспечивающих формирование инвестиционной инфраструктуры и развития инвестиционного потенциала района
Ликвидация административных барьеров
Формирование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность
Увеличение числа хозяйствующих субъектов
Увеличение объемов инвестиций в основной капитал
Создание новых рабочих мест

 

В результате можно сделать вывод о том, что разработка инвестиционного паспорта региона позволит добиться экономической эффективности для трех основных субъектов инвестиционного рынка: участников рынка, в том числе: перерабатывающие предприятия молочной отрасли, инвестора и населения, как основного потребителя. Проведение конкурсов инвестиционных проектов, доработка существующей нормативно-правовой базы и создание благоприятных условий для потенциальных инвесторов также входит в задачи нашей концепции.

На сегодняшний день существует проблема в недостаточной доступности получения государственной поддержки на повышение финансовой поддержки, не только агропромышленного комплекса, в целом, но и в частности, а именно, перерабатывающих предприятий молочной отрасли. Предпочтение отдают крупным предприятиям в первую очередь, а затем уже средним и мелким. Это связано с тем, что нет распределения бюджетных средств по формам собственности.

Предлагается общую сумму финансового обеспечения по Государственной программе «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» в Подпрограмме «Развитие агропромышленного комплекса и стимулирование инвестиционной деятельности» разделить на доли (таблица 3):

  • крупные агропредприятия – 50% от общего финансового обеспечения;
  • средние агропредприятия – 30 %;
  • мелкие агропредприятия – 20%.

Таблица 3 – Финансовое обеспечение реализации государственной программы по долям (2019 г.)

Подпрограмма 1 «Развитие агропромышленного комплекса и стимулирование инвестиционной деятельности» Сумма,

тыс. руб.

50% 30% 20%
За счет средств бюджета Пермского края 1814799,5 907399,7 544439,8 362959,9
За счет средств федерального бюджета 996896,0 448448,0 299068,8 199379,2
За счет внебюджетных источников финансирования и средств местных бюджетов 16843988,3 8421994,2 5053196,5 3368797,7

На наш взгляд, основными принципами государственной инвестиционной политики в современных условиях должны стать следующие направления: инвестиционная стабильность (создаст предпосылки для привлечения инвесторов) и долгосрочный порядок господдержки для сельхозпроизводителей (увеличит степень доверия инвесторов); неизменность правил господдержки (минимум пять-семь лет вообще не должны меняться) и совершенствование мер господдержки (сохранять ранее принятые) [9]; доступный уровень ключевой ставки ЦБ (доступность кредитов).

Таким образом, чтобы механизм производитель-переработчик продолжал работать, а молочная отрасль оставалась приоритетным направлением развития АПК, необходима разработка Государственной подпрограммы финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, направленной конкретно на развитие и поддержку переработчиков, с разработанным и четко описанным механизмом финансирования [10].

 

Список источников

  1. МантуровД., НикитинГ., Осьмаков В. Планирование импортозамещения в российской промышленности: практика российского государственного управления // Вопросы экономики. – 2016. – № 9. – С. 40‑49.
  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013‑2020 годы (Утверждена постановлением Правительства от 14 июля 2012 г. № 717) [Электронный ресурс]. Доступ с сайта Правительства России. – Режим доступа: http://government.ru/programs/208/events/ (дата обращения: 30.11.2020).
  3. Голубев А.В. Импортозамещение на агропродовольственном рынке России: намерения и возможности // Вопросы экономики. – 2016. – № 3. – С. 46-62.
  4. Постановление Правительства РФ от 04 октября 2018 г. № 1188 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (с изменениями на 04.10.2018)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551284390 (дата обращения: 30.11.2020).
  5. Об утверждении национального доклада о ходе и результатах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/f6a/f6a926309485f5008245b3dda0a9d611.pdf (дата обращения: 25.12.2020).
  6. Черникова С.А., Щеглов Е.В. Особенности оценки залога активов предприятий для осуществления инвестиций: монография // Авт. некоммерческая орг. высш. образования «Пермский ин-т экономики и финансов». – Пермь: Пермский ин-т экономики и финансов, 2015. – 135 с.
  7. 7. Srdjan Lalic Racunovodstvo faktoringa. Brcko. Monograph, 2016, p. 196 [Electronic source]. Urrl: https://www.researchgate.net/publication/ 323167697_2_Dr_Srdan_Lalic_Racunovodstvo_faktoringa_Brcko_2016_godina_ISBN_978-99938-95-22-0_COBISSRS-ID_5958168 (Date of access: 29.11.2020).
  8. DairyNews: новости молочного рынка каждый день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dairynews.ru/news/mnenie-kachestvo-otechestvennogo-oborudovaniya-dlya.html (дата обращения: 23.12.2020).
  9. Пьянков А.Ю., Марамыгин М.С. Влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. – № 2. – С. 54-56.
  10. Медведев Д.А. Россия – 2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2018. – № 10. – С. 5-28. – Режим доступа: http://www.vopreco.ru/rus/redaction.files/10-18.pdf (дата обращения: 31.11.2020).
  11. Черданцев В.П. Развитие молочно-продуктового подкомплекса – важная задача агропромышленного комплекса Пермского края// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017 — № 10 (ч.5). с.657 – 659
  12. Черданцев В.П. Особенности функционирования кластеров в молочно-продуктовом подкомпдексе АПК в условиях ослабления финансовой системы// Финансовая экономика. 2018. — №7 (часть 10) ноябрь, с.1255-1257

 

Информация об авторе:

Черникова Светлана Александровна, к. э. н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Chernikova Svetlana Aleksandrovna,c andidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov»

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: