Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Инвестиционная политика Канады

В статье  освещаются основные постулаты, на которых основывается инвестиционная политика Канады. Дается оценка инвестиционной деятельности Канады и определяются основные направления развития инвестиционной деятельности Канады.

Ключевые слова: инвестиции, политика, Канада, закон, направления, глобализация, иностранный капитал.

 

Investment policy of Canada 

Annotation: The article highlights the main postulates on which the investment policy of Canada is based. An assessment of the investment activity of Canada is given and the main directions for the development of investment activity in Canada are determined.

Keywords: investment, politics, Canada, law, directions, globalization, foreign capital.

 

На сегодняшний день Канада является одной из самых экономически развитых стран. Уровень жизни местного населения Канады достаточно высокий и по своим темпам развития может уступать разве что Соединенным Штатам Америки. Стоит отметить, что подобное высокое экономическое развитие связано с множеством факторов, а в первую очередь, с расположением страны. На ее территории находится огромное количество природных ресурсов, которыми страна грамотно пользуется. Также, Канада за время своего становления завязало очень тесные отношения с Францией и Соединенными Штатами Америки, а также Великобританией. Это дает возможность вести активные торговые отношения. Именно в Канаде США реализуют огромное количество продукции, что позволяет постоянно повышать уровень ВВП страны[1].

По оценкам экспертов Международного валютного фонда Канада занимает 10-е место в мире по критерию величины валового внутреннего продукта. Во многих международных рейтингах, учитывающих, прежде всего, стабильность политической ситуации, устойчивость финансовой системы, уровень доходов на душу населения, а также условия ведения бизнеса и проживания в стране, Канада традиционно входит в группу стран-лидеров[2].

В рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2018», посвященном условиям ведения бизнеса в различных странах, Канада заняла 18 место. При этом страна получила высокую вторую позицию по направлению «открытие бизнеса», восьмую – по «защите миноритарных акционеров», одиннадцатую – по «разрешению неплатежеспособности», двенадцатую – по «доступности кредитов».

Низкие позиции Канада получила по направлениям «исполнение контрактов» (114 место), «подключение к электросетям» (105), «получение разрешений на строительство» (54).

По данным рейтинга «Better Life Index» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2017 год, уровень удовлетворенности жизнью в Канаде превысил среднее среди стран ОЭСР значение (6,5 ед.) и достиг 7,3 ед.[3]

Анализ структуры показателя «Better Life Index» позволяет сделать вывод о развитии в Канаде на уровне, превосходящем средние по странам ОЭСР значения, таких сфер как обеспечение жильем (Housing), субъективное благосостояние (Subjective Well-being), личная безопасность (Personal Security), состояние здоровья (Health Status), общественные коммуникации (Social Connections), качество окружающей среды (Environmental Quality), занятость и уровень оплаты труда  (Jobs and Earnings), образование и профессиональные навыки (Education and Skills).[4]

Канадская экономика достаточно прочно интегрирована в мировую хозяйственную систему. Порядка 1,9 млн. канадцев заняты в иностранных компаниях, созданных зарубежными инвесторами. Доля таких компаний в совокупной численности занятых в экономике достигает 12 %.  Ключевыми правовыми актами, регулирующими сферу привлечения иностранных инвестиций в канадскую экономику, являются Закон об инвестициях Канады (Investment Canada Act) и межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (а также специализированные разделы соглашений о свободной торговле Канады с зарубежными странами).

Канада традиционно занимает высокие позиции на рынке транснациональных инвестиций. Так, по данным Интернет-ресурса «Invest in Canada», из стран «Группы Семи» Канада находится на первом месте в рейтинге Всемирного банка «Лучшая страна для ведения бизнеса». Согласно статистике, для запуска бизнеса в Канаде необходимо лишь 1,5 дня (в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития – 8,4 дня).

По итогам 2017 года Канада заняла второе место среди стран «Большой двадцатки» в рейтинге журнала «Forbes» «Лучшая страна для видения бизнеса». Согласно результатам исследований международной консалтинговой компании «KPMG», затраты на ведение бизнеса в Канаде на 14,6 % ниже, чем в среднем в странах «Группы семи».

Согласно данным Статистического агентства Канады, стоимость накопленных прямых инвестиций из Канады по состоянию на конец анализируемого периода составила 1,121 трлн. кан. долл. Прирост показателя за 2017 год составил 3,4 %.

При этом стоимость капитала возросла на 4,0 %, составив 1,045 трлн. кан. долл., стоимость чистых обязательств, напротив, снизилась на 3,8 % до значения до значения 75,9 млрд. кан. долл.

Наименование показателя 2016 г 2017 г Темп роста,%
Прямые инвестиции из Канады за рубеж (общая балансовая стоимость), в т.ч. 1083,73 1121,102 103,4
Капитал 1004,873 1045,232 104
чистые обязательства 78,857 75,871 96,2
Прямые инвестиции в Канаду (общая балансовая стоимость), в т.ч. 808,738 824,035 101,9
Капитал 660,831 684,917 103,6
Чистые обязательства 147,907 139,118 94,1
Таблица 1
Международная инвестиционная позиция Канады: движение прямых зарубежных инвестиций в 2016-17 гг., млн. кан. долл. Источник: Статистическое агентство Канады.

 

Балансовая стоимость накопленных прямых иностранных инвестиций в канадскую экономику по состоянию на конец 2017 года составила 824,0 млрд. кан. долл., увеличившись за год на 1,9 %. При этом стоимость капитала возросла на 3,6 %, составив 684,9 млрд. кан. долл., стоимость чистых обязательств снизилась на 5,9 % до значения 139,1 млрд. кан. долл.

Следует отметить, что 22 июня 2017 года вступили в силу изменения в подпункт 14.11(1) абзаца 2 статьи 14 Закона Канады «Об инвестициях». Так, в соответствии с новыми нормами Закона увеличен размер капитализации канадских компаний – реципиентов иностранных инвестиций, иностранные капиталовложения в которые подлежат обязательному согласованию с уполномоченными органами федерального Правительства Канады.

Сумма капитализации увеличена до 1 млрд. кан. долл. для иностранных инвесторов, происходящих с территории стран-участниц Всемирной торговой организации (далее – ВТО) (WTO investors), а также для иностранных инвесторов, происходящих с территории стран, не являющихся членами ВТО и не являющихся государственными компаниями, которые до инвестирования средств в канадские компании контролировались компаниями, происходящими с территории стран-участниц ВТО[5].

Кроме того, 21 сентября 2017 года вступили в силу изменения в подпункт 14.11(1)  абзаца 3 статьи 14 Закона Канады «Об инвестициях». В соответствии с новыми нормами Закона сумма капитализации для указанных выше целей увеличена до 1,5 млрд. кан. долл. для иностранных инвесторов, происходящих с территории стран, с которыми Канада заключила соглашения о зоне свободной торговли (free trade agreement investors).

Однако следует отметить, что данные изменения касаются не всех иностранных инвесторов. Исключения применяются в отношении следующих стран: страны Европейского Союза, Чили, Перу, Панама, Гондурас, Южная Корея.

В конце 2016 года Правительство Канады анонсировало проект по совершенствованию деятельности организации «Invest in Canada» и развитию действующей системы Службы торговых представителей в зарубежных странах. Стоимость данного проекта составила 218 млн. кан. долл.

Однако, свою деятельность в обновленном качестве «Invest in Canada» начала лишь в первом квартале 2018 года. Миссией государственной организации является содействие привлечению прямых зарубежных инвестиций в Канаду, а важнейшими задачами определены координация деятельности органов государственной власти всех уровней управления в целях привлечения капиталовложений из-за рубежа, реализация проектов по оказанию содействия иностранным инвесторам в формате «одного окна».

Канадские торгпреды обеспечивают консультационную поддержку иностранным инвесторам, планирующим начать предпринимательскую деятельность в Канаде. В основном, зарубежным партнерам интересна информация о бюрократических процедурах регистрации хозяйствующего субъекта в Канаде, требованиях налогового законодательства, программах финансовой и нефинансовой поддержки коммерческой деятельности.

На территории Канады регулярно проводятся значимые международные инвестиционные мероприятия категорий форумы, семинары и конференции. Примером наиболее важных событий такого рода являются Форум институциональных инвесторов (Canada Institutional Investor Forum) и Международный форум инвесторов (InvestorForum). Ключевым отраслевым событием является ежегодный Инвестиционный форум Ассоциации горняков и старателей Канады.

Форум институциональных инвесторов ежегодно привлекает представителей таких организаций, как государственные и негосударственные пенсионные фонды и страховые фонды, организации здравоохранения и консалтинговые фирмы, специализирующиеся на вопросах, связанных с осуществлением капиталовложений.

Международный форум инвесторов организуется, прежде всего, для продвижения проектов в сфере строительства объектов жилой и коммерческой недвижимости. Инвестиционный форум Ассоциации горняков и старателей Канады является крупнейшей в Северной Америке коммуникационной площадкой для обсуждения международных инвестиционных проектов в сфере освоения недр. Перечисленные мероприятия проходят в крупнейшем мегаполисе Канады – г. Торонто.

Политика в области привлечения иностранных инвестиций строится в соответствии с Законом об инвестициях (Investment Canada Act) 1985г. Указанный федеральный закон признает за иностранными инвестициями ведущую роль в развитии экономики и создании новых рабочих мест. За реализацию положений об инвестициях отвечает Министерство промышленности Канады, за исключением инвестиций в сфере культуры, книгоиздания, СМИ, шоу-бизнеса, где ключевая роль принадлежит Министерству канадского наследия (так в Канаде официально называется министерство, ведающее вопросами культуры).

Для иностранных инвесторов в Канаде установлен уведомительный режим, то есть все приобретения имеющихся предприятий или создание новых подлежат обязательной нотификации в соответствующее канадское министерство. Нотификация должна быть направлена не позднее 30 дней после осуществления инвестиции[6].

Однако для определенных капиталовложений вместо уведомительного предусмотрен разрешительный порядок. В этих случаях инвестор заблаговременно, до осуществления капиталовложения, направляет в министерство заявление о получении разрешения на инвестицию (application for review), разрешительная процедура распространяется на определенный ряд случаев. В первом случае это касается инвесторов из стран, не входящих в ВТО, если размер инвестиций равен или превышает 5 млн. канадских долларов ( при прямом поглощении) или 50 млн. кан.долл. (при непрямом поглощении). При этом порог в 5 млн. кан. долл. также сохраняется в случае в случае непрямого поглощения, если стоимость приобретаемого в этом случае актива канадского предприятия превышает 50% стоимости актива прямо поглощенного предприятия. Данные пороги применяются ко всем иностранным инвесторам при приобретении ими канадских предприятий в таких сферах деятельности, как производство урана (включающие предприятия, имеющие долю в обогащении урана), финансовые услуги, транспортные услуги, сфера культуры (подпадает под компетенцию Министерства канадского наследия). Другой случай предусматривает инвесторов из стран-членов Всемирной торговой организации, если размер инвестиции при прямом поглощении равен или превышает  330 млн. кан. долл. (данный порог предназначался на 2016 год, он обновляется ежегодно). Также в законе инвестиционной политики Канады прописано, что на непрямые поглощения канадских предприятий инвесторами из стран ВТО разрешение не требуется.

В соответствии с Законом, Министерство должно в течение 45 дней после получения заявления от инвестора определить, дается ли разрешение на инвестицию. При этом министерство может своим решением продлить этот срок еще на 30 дней, направив в течение 45 дней соответствующее извещение инвестору. Дальнейшие продления сверх 75 дней допускаются при условии обоюдного согласия министерства и инвестора. Продление срока до 75 дней практикуется достаточно часто, если же речь идет об инвестициях в сфере культуры, этот срок рассмотрения, как правило, является наименьшим[7].

При выдаче разрешения на осуществление инвестиции Министерство рассматривает вопрос о том, представляет ли инвестиция чистую выгоду для Канады или нет. При этом рассматривают определенный ряд факторов. Например, фактор влияние инвестиции на уровень экономической активности в Канаде: на занятость, на уровень переработки ресурсов, использование частей и компонентов, производимых в Канаде, перспективы экспорта продукции из Канады. Затем оценивается уровень использования канадской рабочей силы в приобретаемом предприятии или создаваемом новом. Третий рассматриваемый фактор это влияние инвестиции на производительность труда, эффективность производства, технологическое развитие, инновацию и расширение ассортимента продукции в Канаде. Далее следует изучение влияния инвестиций на конкуренцию внутри соответствующей отрасли. Важной частью является исследование совместимости инвестиции с национальной политикой в сфере экономики, промышленности и культуры. Последним является исследование уровня вклада инвестиции в повышение конкурентоспособности экономики Канады[8].

При подготовке заявления о получении разрешения на инвестицию, инвестор должен обратить внимание на каждый из этих факторов и представить по ним подтверждающую документацию и финансовую информацию. В зависимости от характера инвестиции и сопутствующих обстоятельств, некоторые из указанных факторов могут иметь большее значение, чем другие. Чем более детальная информация будет предоставлена инвестором в отношении указанных факторов, тем больше вероятность скорого положительного решение в отношении инвестиции.

Если Министерство известит инвестора о том, что инвестиция не представляет собой чистой выгоды для Канады, законодательство оставляет для инвестора возможность вновь обратиться в министерство с дополнительными аргументами в отношении выгодности своей инвестиции для Канады. В случае получения инвестором повторного отрицательного ответа от министерства, инвестиция считается неразрешенной, а если она осуществлена – подлежащей деинвестированию.

Рассмотрением заявлений о получении разрешения на инвестиции занимается в канадском Министерстве промышленности специальное подразделение – Investment Review Division, название которого условно можно перевести как Отдел инвестиционных разрешений (ОИР).

Инвесторам рекомендуется выступать в прямой контакт с представителями ОИР ну как можно более ранних стадиях подготовки инвестиционного проекта и уж во всяком случае, до подготовки текста заявления на получение разрешения на инвестицию. Как показывает практика, проведение таких заблаговременных консультаций значительно облегчает процесс получения разрешения.

Инвестиции, на которые было получено разрешение, обычно в течение 18 месяцев остаются в режиме мониторинга со стороны министерства, выдавшего такое разрешение. Если проверка покажет в целом соответствие положения дел первоначальным планам и ожиданиям,  а основные обязательства инвестора будут выполнены, режим мониторинга, как правило, снимается. В обратном случае министерство и инвестор договариваются о новых сроках достижения планировавшихся результатов. Инвестор не будет нести ответственность, если достижению запланированных результатов помешало действие факторов, находившихся вне его контроля.

 

Список использованных источников:

  1. Арбетов М. «Выбор инвестиций», 2015г.
  2. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
  3. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
  4. Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.
  5. Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
  6. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
  7. Данельян А.А. Принудительное изъятие иностранных инвестиций: проблемы компенсации // Право и экономика. – 2014. – №1 (311). – С. 58-63.
  8. Данельян А.А. Правовые вопросы принудительного изъятия иностранной собственности и иностранных инвестиций в современном международном праве // Право и политика. – 2014. – № 4. – С.465-476.
  9. Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4(112). – С. 103-108.
  10. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
  11. Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: понятие, правовая природа, источники правового регулирования // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №4(112) – С.76-80.
  12. Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
  13. Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – №12 (132) – С.75-78.
  14. Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.
  15. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
  16. The United Church of Canada General Funds «Investment policy»

 

 

Информация об авторе:

Сысоева Анастасия Владимировна — студентка 4-го курса, факультет мировой экономики, Дипломатическая Академия Министерства иностранных дел Российской Федерации (119992, Россия, Москва, ул. Остоженка 53/2, стр. 1).

Information about the author: 

Anastasia V. Sysoeva — 4th year student, Faculty of World Economy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (119992, Russia, Moscow, Ostozhenka street 53/2, bldg. 1).

 

[1] https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ca.html

[2] См.: Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109).  – С.127-132.

[3] См.: Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.

[4] Торговое представительство РФ в Канаде «Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Канады за 2017 год»

[5] См.: Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – №12 (132)  – С.75-78.

[6] См.: Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: понятие, правовая природа, источники правового регулирования // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №4(112)  – С.76-80.

[7] Арбетов М. «Выбор инвестиций», 2015г.

[8] См.: Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: