Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Искусственный интеллект и международное право

Несмотря на все преимущества, которые приносит использование технологий, оснащенных искусственным интеллектом, данный феномен бросает серьезный вызов ключевым принципам международного права. В данной работе автор размышляет о возможной необходимости регулирования деятельности в области искусственного интеллекта в рамках международного публичного права и о потенциальном влиянии таких технологий на его отдельные области, в частности на международное право прав человека, международное гуманитарное и космическое право. В статье также делается краткий обзор существующих подходов на международном уровне, направленных на урегулирование правовых вопросов, связанных с деятельностью в области искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект; международное право; права человека; международное гуманитарное право; международное космическое право.

Artificial Intelligence and International Law


Abstract. Despite all the advantages that the use of artificial intelligence brings, this phenomenon poses a serious challenge to the key principles of international law. In this paper, the author reflects on the possible need to regulate activities in the field of artificial intelligence within the framework of international public law and on the potential impact of such technologies on its specific fields, international human rights law, international humanitarian, and space law. The article also provides a brief overview of existing approaches at the international level aimed at resolving legal issues related to activities in the field of artificial intelligence.

Kew words: artificial intelligence; international law; human rights; international humanitarian law; international space law.

Искусственный интеллект – революционная технология, ставшая ключевым элементом современной эпохи. Технологии на основе искусственного интеллекта уже неотъемлемая часть современной жизни, однако правовое регулирование таких разработок все еще остаётся открытым вопросом. Помимо отсутствия универсального подхода к юридической регламентации данной проблемы, общий и единогласный эмоциональный отклик человечества в отношении искусственного интеллекта в целом так же не определен. Ученые ведут многочисленные прения о том, погубит ли искусственный интеллект человечество, выдвигаются предложения о возможном запрете или существенном ограничении подобных систем.

Несмотря на большое количество разных дискуссий, с точки зрения международного публичного права данная тема, в особенности в отечественной доктрине, пока остаётся в большей степени в тени, хоть и, скорее всего, ненадолго. В целом, такое положение дел неудивительно, учитывая согласительную природу международного права, которая диктует медленный и кропотливый процесс принятия решений и создания правовых норм, что также подкрепляется расхождением интересов субъектов международного права, в особенности – государств. Однако, малозначительный интерес к этой теме именно на международном уровне это не оправдывает, поскольку различные технологические новшества уже не раз влияли на международно-правовой порядок. Так, правоведы уже отмечают влияние цифровых технологий в такой области как контроль над вооружениями. В связи с этим, игнорировать потенциальное влияние искусственного интеллекта на международно-правовой порядок и политические основы представляется абсурдным. 

Для определения векторов регламентации деятельности в области искусственного интеллекта изначально необходимо определить правовое содержание самого термина «искусственный интеллект», а также обозначить его базовые особенности. В доктрине и в отдельных правовых актах содержатся различные подходы к определению; включая также различные подходы к категоризации искусственного интеллекта в зависимости от степени контроля со стороны человека и иных факторов.

Различие в подходах к определению понятия «искусственный интеллект» объясняется тем, что учёные вкладывают в него разный смысл с учетом специфики его использования. Хотя интуитивно исследователи соглашаются с тем, что термин «искусственный интеллект» обозначает компьютерные системы, функционирование которых имеет некоторую схожесть с работой человеческого разума, они не сходятся в представлении о том, в чём именно это сходство состоит[1].

Еще одной причиной отсутствия единого определения понятия «искусственный интеллект», является междисциплинарный характер подходов к осмыслению данного вопроса, поскольку для осуществления научных исследований в области искусственного интеллекта требуется объединение знаний из различных научных областей, в частности статистики, лингвистики, робототехники, математики, экономики, логики, юриспруденции и других. Иными словами, зачастую определение искусственного интеллекта формулируется в зависимости от дисциплины, в рамках которой рассматривается указанный феномен.

Многие определения указанного понятия фокусируются на объяснении конкретных навыков и задач, которые система может выполнить, или же на способности искусственного интеллекта воспринимать и преследовать цели, инициировать действия и обучаться по принципу обратной связи[2]. Аналогичное определение было предложено Группой экспертов высокого уровня по искусственному интеллекту (AI HLEG) Европейской комиссии в рамках Европейского Союза в докладе, представленном 8 апреля 2019 года. В данном документе Группа разграничивает понятия системы искусственного интеллекта как таковой и искусственного интеллекта в качестве научной дисциплины. Системы искусственного интеллекта определяются в докладе как «системы, которые демонстрируют разумное поведение, анализируя свое окружение и предпринимая действия — с определенной степенью автономности — для достижения конкретных целей»[3]. Данное определение проводится в рамках трех основных способностей систем с искусственным интеллектом: восприятие, рассуждение или принятие решений и управление. Несмотря на то, что определение является достаточно обобщенным и имеет свои ограничения, данный подход определяет две основных группы современных методов, используемых для создания технологий искусственного интеллекта.

Разработка универсального определения искусственного интеллекта также осложняется и тем, что в связи с быстрым развитием данных технологий, наше представление о том, что они из себя представляют, тоже меняется. Долгое время выработать общее понимание относительно сущности понятия «искусственный интеллект» было в принципе проблематично, поскольку общество не могло определиться с тем, какие именно интеллектуальные способности должны имитировать машины[4]. Более того, при разработке новых систем, которые по своим характеристикам значительно превышают все ожидания, их предыдущие модификации, к которым люди уже привыкли, перестают рассматриваться в качестве «интеллектуальных», как это произошло с алгоритмами, умеющими играть в шахматы. Данное явление назвали как «эффект искусственного интеллекта», обозначив, что «искусственный интеллект включает в себя все, что производит на нас впечатление в любой момент времени»[5].

Таким образом, несмотря на то, что существует множество различных вариантов определения понятия «искусственный интеллект», общепризнанного определения, закрепленного в международно-правовом документе не выработано. При этом можно отметить сходство исследователей во мнении относительно базовых характеристик искусственного интеллекта, в особенности в том, что системы, основанные на искусственном интеллекте, — это системы, принимающие критические решения без участия человека[6].

При всех положительных аспектах, будучи совершенно новым феноменом, искусственный интеллект несёт потенциальное множество этических, правовых и технических проблем и рисков[7], которые должны быть адресованы своевременно и даже заблаговременно во избежание негативных последствий.

В настоящее время, как и в ближайшем будущем, речь в первую очередь идёт не о новых проблемах, а скорее об усилившихся старых и насущных[8], нежели чем об опасениях завоевания власти искусственным интеллектом или порабощении человечества, связанных с пока еще не существующим «сильным» искусственным интеллектом[9]. Системы с искусственным интеллектом уже сегодня обладают множеством данных и высокой скоростью принятия решений, тем самым становясь удобными для использования в преступных целях[10].

Одним из примеров усиления существующих рисков является отсутствие правовой определённости, поскольку подобные интеллектуальные системы способны действовать непредсказуемо и независимо от того, как могли быть задуманы и запрограммированы их создателями[11]. В связи с этим усложняется задача по определению ответственного лица в случае возникновения проблемных ситуаций.

Другие риски связаны с отсутствием подходов к развитию систем с искусственным интеллектом, которые бы позволили избежать дискриминации, неравенства, предвзятости и отсутствия транспарентности при их внедрении и использовании[12]. Помимо этого, остро стоит вопрос о защите данных, влиянии подобных технологий на окружающую среду – хранение, обработка большого количества сведений, а также функционирование подобных алгоритмов требуют значительных компьютерных ресурсов, и что, как показывают исследования, оставляет существенный «углеродный след»[13].

Несмотря на актуальность существующих и потенциальных проблем, связанных с деятельностью в области искусственного интеллекта, международные нормы, как и законодательства отдельных государств, на данный момент, не обладают необходимыми инструментами и механизмами, чтобы справиться с поставленными угрозами и рисками. Основной задачей при разработке правовых принципов и норм, регулирующих рассматриваемую область, является соблюдение баланса между установлением соответствующих ограничений и сохранением существующих возможностей искусственного интеллекта. При этом установление ограничений в отношении подобной деятельности особенно актуально, учитывая, что данный феномен неизбежно вносит свои коррективы в вопросы, касающиеся обеспечения соблюдения и защиты прав человека, интеллектуальной собственности, здравоохранения, применения силы, соблюдения положений международного трудового права, международного гуманитарного права и многие другие[14].

На данный момент на международном уровне отсутствуют многосторонние соглашения, которые бы закрепляли соответствующие положения[15]. Существуют лишь отдельные документы, охватывающие некоторые аспекты международно-правового регулирования в данной сфере, однако, они носят рекомендательный характер и являются «мягким правом»[16]

В рамках вопроса о разработке международно-правового регулирования деятельности в области искусственного интеллекта универсальные международные организации занимают важное место. Так, именно ООН способна инициировать широкие дискуссии, отслеживать имеющиеся тенденции и устанавливать общие направления деятельности. В области искусственного интеллекта ООН сфокусировала свое внимание на разработке и принятии этических норм, указав, что этические рамки формируют правовые стандарты[17].

Данная проблематика рассматривается различными органами и учреждениями ООН, в частности ЮНЕСКО и ВОИС, а также правозащитными механизмами на уровне специальных докладчиков, например, Специальным докладчиком по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение[18], Специальным докладчиком ​​​​​​ по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях[19]. Более того, вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН – Комиссия международного права (КМП ООН), отвечающий за прогрессивное развитие и кодификацию международного права, и вовсе может внести значительный вклад в разработку международно-правовых принципов и норм, применимых к разработке, внедрению и использованию технологий искусственного интеллекта.

Другой международной межправительственной организацией, в которой сконцентрирована деятельность по выработке регулирования в области использования технологий искусственного интеллекта, является Совет Европы. В связи с тем, что первостепенные риски, с которыми связано развитие деятельности в данной области, касаются вопросов защиты прав человека, Совет Европы является одной из лидирующих площадок для разработки стандартов в данном вопросе. В то время, как на уровне универсальных и других региональных организаций, акцент в данной области сделан на принятие инструментов «мягкого права», специально посвященных аспектам использования технологий искусственного интеллекта, или на принятие отдельных положений в данной области, Совет Европы подошел к решению проблемы более кардинально, учредив постоянный Комитет по искусственному интеллекту, одной из главных задач деятельности которого является выработка обязательного для исполнения международного договора по искусственному интеллекту[20].

В целом же все принятые в рамках Совета Европы документы по данному вопросу, можно разделить на несколько групп. Первая группа – это так называемые «сквозные документы», затрагивающие непосредственно вопросы искусственного интеллекта и связанные с этим аспекты. К ним относится текущая разработка Комитетом Рамочной Конвенции о проектировании, разработке и применении систем искусственного интеллекта, основанных на стандартах Совета Европы в области прав человека, демократии и верховенства права и способствующих инновациям. К другой группе относятся документы в области обеспечения конфиденциальности и защиты данных. Так, разрабатывается Проект руководящих принципов по национальным системам цифровой идентификации, а также принят ряд других документов в этой области[21]. В третью группу входят документы, касающиеся осуществления правосудия и государственного управления[22]. В качестве отдельной группы выделяются документы в области недискриминации и гендерного равенства[23].

Отдельно также стоит отметить разработанные Комитетом министров Декларацию о рисках принятия решений с помощью компьютера или искусственного интеллекта в сфере социальной защиты[24], Руководящие принципы использования цифровых инструментов, включая искусственный интеллект, для журналистики/журналистами[25], а также Рекомендации о влиянии цифровых технологий на свободу выражения мнений[26].

Развитие технологий искусственного интеллекта, имеет большое значение и для другого регионального объединения – Европейского Союза (ЕС). Европейский Союз разработал собственную повестку дня в этой области, поставив перед государствами-участниками амбициозную задачу занять лидирующую позицию в гонке по развитию технологий искусственного интеллекта, а также предложить собственные решения по регулированию возникающих вопросов в данной области.

Большинство документов по вопросу регулирования деятельности в области искусственного интеллекта, принятых в рамках ЕС, являются актами «мягкого права», а значит носят рекомендательный характер. Несмотря на это, их принятие повлияло на внедрение соответствующих положений в иные нормативные акты Союза, в частности, положения, касающиеся защиты данных, обеспечения неприкосновенности частной жизни и некоторых других.

Однако, кульминацией в разработке регулирования в области искусственного интеллекта в рамках ЕС на данный момент стало предложение о разработке Закона Европейского Союза в области искусственного интеллекта, от 21 апреля 2021 года, целью принятия которого является введение единой нормативно-правовой базы для регулирования деятельности в области искусственного интеллекта[27]. В настоящее время документ не вступил в силу, однако летом 2023 года законодатели Европейского Союза начали переговоры по доработке Закона.

Подход Европейского Союза, изложенный в положениях указанного Закона, предусматривает создание детализированной системы безопасности, основывающейся на разделении четырех видов рисков – минимального, ограниченного, высокого и неприемлемого[28]. При этом системы искусственного интеллекта, входящие в категорию неприемлемого риска, будут запрещены. Критерием для отнесения системы искусственного интеллекта к такой категории риска является элемент причинения вреда[29].

Помимо рассмотренных выше международных организаций и объединений, международное сотрудничество в области искусственного интеллекта осуществляется также в рамках форумов Группы семи, Группы двадцати, Глобального партнерства по искусственному интеллекту, Межамериканского банка развития, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), БРИКС и других. Особое внимание привлекает исследование практики регулирования в данной области в рамках ОЭСР, поскольку именно эта организация установила первый международный стандарт, приняв Принципы искусственного интеллекта в 2019 году[30].

Рассмотренные выше подходы, принятые в различных международных объединениях, свидетельствуют о том, что международные форумы играют доминирующую роль в развитии тенденций регулирования в области искусственного интеллекта и задают им основное направление. Более того, обсуждение данных вопросов в рамках региональных и локальных площадок может фокусироваться на конкретных аспектах проблематики, как, например, в случае с подходом Совета Европы, опирающегося на свои непосредственные направления деятельности: права человека, демократия и верховенство права.

Достижение в некоторой мере единого видения проблемы на межгосударственном уровне облегчает принятие соответствующих норм и документов на национальном. Поскольку процесс согласования норм на универсальном уровне является достаточно сложным и медленным, особенно когда речь идет о таких «чувствительных» для национальных интересов вопросах, как деятельность в области развития новых и мощных технологий, более удобными и эффективными могут оказаться региональные и иные, не институциональные, формы международного сотрудничества.

Вместе с тем, следует отметить, что работа по согласованию модели международно-правового регулирования деятельности в области искусственного интеллекта также осложнена масштабами влияния искусственного интеллекта на все сферы жизнедеятельности общества. Любая отрасль международного публичного права может быть затронута вследствие развития технологий искусственного интеллекта.

К примеру, соблюдение положений международного гуманитарного права и международного права прав человека в свете развития искусственного интеллекта вызывает наибольшие дискуссии с целью поиска ответа на самые сложные вопросы. Даже при соблюдении технических правил и строгих критериев при разработке, внедрении и использовании технологий искусственного интеллекта, возможность лишения человека жизни машиной сложно поддается осмыслению в рамках как этических, так и юридических стандартов. Однако, пока необходимость контроля человека над критически важными функциями остается ключевым требованием для разработок любого типа интеллектуальных устройств, ничто не отменяет возможности их применения в других аспектах деятельности во исполнение норм как международного гуманитарного права, так и международного права прав человека.

Влияние использования искусственного интеллекта на обеспечение защиты персональных данных также является первостепенным вопросом в рамках нынешней повестки дня, в особенности ввиду пандемии COVID-19. Прошедшие события показали, что действующая нормативная база, в форме, например Общего регламента ЕС о защите данных, несмотря на достаточную детализированность положений, требует изменений с учетом сложившихся обстоятельств.

Отдельно в рамках защиты прав человека также стоит вопрос о влиянии использования технологий искусственного интеллекта на уровень занятости населения в планетарном масштабе. В рамках международных организаций данной проблеме уделяется особенное внимание, предлагаются программы и проекты, направленные на расширение экономических возможностей для людей, однако реальное решение потенциальной проблемы пока так и не найдено.

Еще одной отраслью международного права, дальнейшее развитие которой нуждается в оценке в свете проблематики исследования, является международное космическое право. Деятельность в космическом пространстве всегда будет представлять немалый интерес как для государств, так и для частного сектора, а использование при ее осуществлении таких новых технологий как искусственный интеллект может ознаменовать собой совершенно новую эпоху в развитии прогресса в этой области. Последствия использования технологий искусственного интеллекта при осуществлении деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью и огромными возможностями, могут быть совершенно непредсказуемыми. При этом действующие международные договоры в области регулирования деятельности государств в космическом пространстве не охватывают вопросы, возникающие в связи с использованием технологий искусственного интеллекта.

В целом же, можно сказать, что, несмотря на значительное количество научных трудов, в юридической науке пришло время для согласования единообразной правовой оценки феномена искусственного интеллекта, так же, как и для разработки международно-правового регулирования соответствующей деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Егорова М.А., Минбалеев А.В., Кожевина О.В., Дюфло А. Основные направления правового регулирования использования искусственного интеллекта в условиях пандемии // Вестник Санкт-Петербургского универститета. Право. Т. 12, Вып. 2. С. 250-262.
  2. Правовое регулирование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники как условие формирования экономического лидерства России / Ручкина Г. Ф. и др.; под ред. Ручкиной Г.Ф. М. : Прометей, 2021. – 350 с.
  3. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. – 90 с.
  4. Шестак В.А., Волеводз А.Г. Современные потребности правового обеспечения искусственного интеллекта: взгляд из России // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. Т. 13. N 2. C. 197-206.
  5. Ястребов О.А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы // Труды Института государства и права РАН. — 2018. Т. 13. N 2. С. 36–55.
  6. Bostrom N. Superintelligence: Paths, Dangers, Strategies. – Oxford: Oxford University Press. 2014. – 328 p.  
  7. Carrillo M.R. Artificial intelligence: From ethics to law / M.R. Carrillo // Telecommunications Policy. 2020. Vol. 44. 101937.
  8. Lewis D. International legal regulation of the employment of artificial-intelligence-related technologies in armed conflict / D. Lewis // Moscow Journal of International law. 2020. Vol. 53(2). P. 53-64.
  9. Mission AI: The New System Technology. Research for Policy / Eds. Sheikh H., Prins C., Schrijvers E. – Springer: Cham. 2023. – 410 p.
  10. Rodrigues R. Legal and human rights issues of AI: Gaps, challenges and vulnerabilities, Journal of Responsible Technology 4 (2020) 100005.

Информация об авторе:

Латыпова Айсылу Флоридовна, Аспирант кафедры международного права, Юридический институт, Российский университет дружбы народов (РУДН).

Information about the author:


Latypova Aisylu Floridovna, Postgraduate student, Department of International Law, Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN).


[1] Carrillo M.R. Artificial intelligence: From ethics to law // Telecommunications Policy. 2020. Vol. 44. 101937.

[2] Mission AI: The New System Technology. Research for Policy / Eds. H. Sheikh, C. Prins, E. Schrijvers. – Springer: Cham. 2023. P. 16.

[3] High-Level Expert Group on Artifcial Intelligence. (2019). A defnition of AI: Main capabilities and scientifc disciplines. European Commission. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/newsroom/ dae/document.cfm?doc_id=56341 (дата обращения 01.10.2023).

[4] Mission AI: The New System Technology. Research for Policy / Eds. H. Sheikh, C. Prins, E. Schrijvers. – Springer: Cham. 2023. P.18.

[5] Bostrom N. Superintelligence: Paths, Dangers, Strategies. – Oxford: Oxford University Press. 2016.

[6] Предварительное исследование технических и правовых аспектов целесообразности принятия нормативного документа по этике искусственного интеллекта.  Двести шестая сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО (27 марта 2019 г.). Пункт 42 предварительной повестки дня (206 EX/42) : офиц. текст С. 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000367422_rus (дата обращения 01.10.2023).

[7] Правовое регулирование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники как условие формирования экономического лидерства России / Г. Ф. Ручкина и др.; под ред. Г. Ф. Ручкиной. М. : Прометей, 2021.С. 29.

[8] Там же.

[9] М.А. Егорова, А.В. Минбалеев, О.В. Кожевина, Ален Дюфло. Основные направления правового регулирования использования искусственного интеллекта в условиях пандемии // Вестник Санкт-Петербургского универститета. Право. Т. 12, Вып. 2. С. 254.

[10] Там же.

[11] Искусственный интеллект навсегда изменил нашу жизнь. Зачем в ЮНЕСКО разработали рекомендации по его этичному использованию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/audio/2020/12/1391642 (дата обращения 01.10.2023).

[12] Rowena Rodrigues. Legal and human rights issues of AI: Gaps, challenges and vulnerabilities, Journal of Responsible Technology 4 (2020) 100005.

[13] Искусственный интеллект навсегда изменил нашу жизнь. Зачем в ЮНЕСКО разработали рекомендации по его этичному использованию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/audio/2020/12/1391642 (дата обращения 01.10.2023).

[14] Lewis D. International legal regulation of the employment of artificial-intelligence-related technologies in armed conflict // Moscow Journal of International law. 2020. Vol. 53(2). P. 55.

[15] Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. С. 33.

[16] Там же.

[17] Предварительное исследование технических и правовых аспектов целесообразности принятия нормативного документа по этике искусственного интеллекта.  Двести шестая сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО (27 марта 2019 г.). Пункт 42 предварительной повестки дня (206 EX/42) : офиц. текст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000367422_rus (дата обращения 01.10.2023).

[18] Соблюдение прав человека в эру искусственного интеллекта // Комментарии по правам человека. Комиссар по правам человека. 3 июля 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/safeguarding-human-rights-in-the-era-of-artificial-intelligence (дата обращения 28.09.2023).

[19] Report of the Special Rapporteur on extrajudicial, summary or arbitrary executions, Christof Heyns. 9 April 2013. A/HRC/23/47.

[20] Possible elements of a legal framework on artificial intelligence, based on the Council of Europe’s standards on human rights, democracy and the rule of law. Ad hoc Committee on Artificial Intelligence (CAHAI). 1425th meeting, 16 February 2022. CM(2021)173-add. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/possible-elements-of-a-legal-framework-on-artificial-intelligence/1680a5ae6b (дата обращения 01.10.2023).

[21] Guidelines on Artificial Intelligence and Data Protection. Consultative Committee of the Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data (Convention 108). Strasbourg, 25 January 2019. T-PD(2019)01 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/guidelines-on-artificial-intelligence-and-data-protection/168091f9d8 (дата обращения 01.10.2023); Rules of Procedure. Consultative Committee of the Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data (Convention 108). Strasbourg, 21 June 2017. T-PD(2017)1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/consultative-committee-of-the-convention-for-the-protection-of-individ/168072aae8 (дата обращения 01.10.2023).

[22] Guidelines on electronic court filing (e-filing) and digitalisation of courts. European Commission For The Efficiency Of Justice (CEPEJ). 9 December 2021. CEPEJ(2021)15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/cepej-2021-15-en-e-filing-guidelines-digitalisation-courts/1680a4cf87 (дата обращения 01.10.2023); Working Group On Cyberjustice And Artificial Intelligence (CEPEJ-GT-CYBERJUST). 4 th meeting Strasbourg, 23 — 24 September 2021. Report prepared by the Secretariat. CM(2021)36add4-final. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/20211028-gt-cyberjust-meeting-minutes-final-cepejcyberjust-2021-8-en-p/1680a460f0 (дата обращения 01.10.2023); European ethical Charter on the use of Artificial Intelligence in judicial systems and their environment. Adopted at the 31st plenary meeting of the CEPEJ (Strasbourg, 3-4 December 2018). CEPEJ(2018)14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/ethical-charter-en-for-publication-4-december-2018/16808f699c (дата обращения 01.10.2023).

[23] Рекомендация Комитета министров CM/Rec(2019)1 о предотвращении и борьбе с сексизмом. Принята Комитетом министров 27 марта 2019 года на 1342-м заседании на уровне заместителей министров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/rec-2019-1-sexism-russian-translation/16809cc84a (дата обращения 01.10.2023).

[24] Declaration by the Committee of Ministers on the risks of computer-assisted or artificial-intelligence-enabled decision making in the field of the social safety net. Adopted by the Committee of Ministers on 17 March 2021 at the 1399th meeting of the Ministers’ Deputies. Decl(17/03/2021)2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/0900001680a1cb98 (дата обращения 01.10.2023).

[25] The Council of Europe and Artificial Intelligence. Overview of the Council of Europe activities in the field of Artificial Intelligence. 2023. P. 14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rm.coe.int/brochure-artificial-intelligence-en-march-2023-print/1680aab8e6 (дата обращения: 01.10.2023).  

[26] Recommendation CM/Rec(2022)13 of the Committee of Ministers to member States on the impacts of digital technologies on freedom of expression. Adopted by the Committee of Ministers on 6 April 2022 at the 1431st meeting of the Ministers’ Deputies. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectId=0900001680a61729 (дата обращения 01.10.2023).  

[27] Proposal for a Regulation of The European Parliament and of The Council Laying Down Harmonised Rules on Artificial Intelligence (Artificial Intelligence Act) And Amending Certain Union Legislative Acts. Explanatory memorandum. Brussels, 21.4.2021 COM(2021) 206 final 2021/0106(COD). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021PC0206 (дата обращения 01.10.2023).

[28] Edwards L. The EU AI Act: a summary of its significance and scope. Ada Lovelace Institute. April 2022. P. 10-15. URL: https://www.adalovelaceinstitute.org/wp-content/uploads/2022/04/Expert-explainer-The-EU-AI-Act-11-April-2022.pdf (дата обращения 01.10.2023).

[29] Там же.

[30] Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. С. 34.

Добавить комментарий

Войти с помощью: