В статье рассматривается такое природное явление как повышения уровня моря, вызванное изменением климата, его влияние на государственность так называемых исчезающих островных государств, а также на последующее фактическое и правовое положение их населения. В классической доктрине международного права потеря территории государства ведет к исчезновению государственности и, следовательно, к утрате международной правосубъектности этого государства, и возможно, к безгражданству своих граждан. В данной статье рассматривается проблема исчезающих островных государств, а также права «климатических беженцев».
Ключевые слова: изменение климата; исчезающие островные государства; повышение уровня моря, климатические беженцы; международное право
Climate Сhange, International Legal Personality And «Climate Refugees» In The Light Of Contemporary International Law
Abstract: The article deals with such a natural phenomenon as sea level rise caused by climate change, its impact on the statehood of the so-called disappearing island states, as well as on the subsequent actual and legal status of their population. In the classical doctrine of international law, the loss of the territory of a state will lead to the disappearance of statehood and, consequently, to the loss of the international legal personality of this state, and possibly to the statelessness of its citizens. This article deals with the problem of disappearing island states, as well as the rights of climate refugees.
Keywords: climate change; disappearing island states; sea level rise, climate refugees
Введение. Всего несколько десятилетий назад исследователи международного публичного права думали об исчезновении государства исключительно в связи с его распадом, как об одном из составных элементов государственности, которая исторически оказалась наиболее хрупким элементом. Постоянное население и территория государства обычно считались слишком стабильными элементами, чтобы исчезнуть. Таким образом, до недавнего времени эксперты обсуждали только гипотетические примеры угасания государственности в связи с исчезновением территории государства — например, исчезновение островного государства в результате природной катастрофы, как в случае с мифической Атлантидой. А исчезновение всего населения можно было представить только в сценарии ядерной войны[1].
К сожалению, феномен подъема уровня моря, вызванный изменением климата, превратил невообразимое в реальность. Несправедливо, что наименее виновные в изменение климата субъекты могут оказаться в наибольшей степени затронутыми его негативными последствиями[2]. Международная организация по вопросам миграции (МОМ) прогнозирует, что к 2050 г. будет от двадцати пяти миллионов до одного миллиарда мигрантов из-за изменения климата[3]. Международное право должно защищать права тех, кто находится в наибольшей опасности — в данном случае, народов «исчезающих островных государств». Помимо общей защиты прав человека, уже включенной в международное право, эти народы будут нуждаться в конкретных мерах защиты, касающихся сохранения их прав на самоопределение, а также на их культуру и самобытность, особенно в случае их переселения[4].
Изменение климата и исчезающие островные государства
Государства, являющиеся важнейшими субъектами международных отношений и основными субъектами современного международного права, еще не получили общепризнанного определения в рамках международного права[5]. Как утверждает Дж. Кроуфорд[6] наиболее известная формулировка основных критериев государственности изложена в ст. 1 Конвенции о правах и обязанностях государств 1933 года (Конвенция Монтевидео): «Государство как субъект международного права должно обладать следующими качествами: (а) постоянное население; (б) определенная территория; (в) правительство; и (г) способность вступать в отношения с другими государствами»[7].
Антропогенное изменение климата поставило международное право перед необходимостью пересмотреть само понятие государства. В последнее время международному праву бросили вызов некоторые альтернативные точки зрения относительно сохранения de-facto или, по крайней мере, de-juro государственности исчезающих островных государств, хотя такие точки зрения в первую очередь были направлены на поиск решения проблемы населения таких государств. Некоторые ученые призывают пересмотреть необходимость одновременного существования всех четырех элементов государственности, предусмотренных Конвенцией Монтевидео, указывая на примеры недавних гражданских войн, когда центральная власть переставала функционировать, а государство сохраняло свою государственность и даже свое членство в ООН[8].
Представляется, что предложения, основанные на аналогиях между исчезающими островными государствами и Суверенным Мальтийским орденом или Святым Престолом, в равной степени вводят в заблуждение[9]. Два указанных «нетерриториальных субъекта международного права» существенно отличаются от исчезающих островных государств, поскольку в них отсутствует не только территории, но и населения. По этой причине они не сталкиваются с юридическими проблемами, связанными со статусом и правами населения, ни в международном публичном, ни в частном праве.
Поэтому такие аналогии кажутся упрощенными, упускающими из виду отношения между территориальностью, суверенитетом и государственностью как юридическими понятиями.
Суверенитет в случае Суверенного Мальтийского Ордена или Святого Престола не включает территориальность и государственность. И наоборот, территориальность субъекта международного права не обязательно включает в себя суверенитет или государственность (как в случае со Свободной территорией Триест (1947–1954 гг.) или бывшими подопечными территориями). Поэтому суверенитет и территориальность могут существовать отдельно в зависимости от категории международного юридического лица. И наоборот, государственность обязательно включает в себя и то, и другое. Она включает по определению, по крайней мере, ограниченный суверенитет и территорию (квазигосударственность), при этом Дж.Кроуфорд ясно указывает, что, «хотя государство должно обладать некоторой территорией, по-видимому, не существует правила, предписывающего минимальную площадь этой территории»[10].
Анализируя проблемы с повышением уровня моря, Гроте Штутенбург называет три сценария. В первом сценарии островное государство перестает существовать не только физически, но и юридически, потому что большинство других государств или международное сообщество в целом откажется признавать его после утраты им признаков государственности[11]. Второй сценарий будет представлять собой юридическую фикцию «детерриториализированных» островных государств, которые пользуются признанием непрерывности своей государственности[12]. Третий сценарий будет заключаться в том, что островное государство продолжит существовать, но как юридическое лицо sui generis, подобно Суверенному Мальтийскому Ордену[13].
С другой стороны, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) заявило, что «в ситуациях, когда государство не существует в соответствии с международным правом, лица ipso facto считаются лицами без гражданства, если они не имеют другого гражданства»[14]. Более того, до физического исчезновения последней части сухопутной территории государства большая часть его населения покинет его, поскольку оно уже будет непригодным для жизни из-за нехватки пресной воды или экстремальных климатических условий[15]. В этом контексте стоит отметить, что «смотрители» или «землевладельцы» без базовой социальной инфраструктуры, позволяющей вести какой-либо коллективный образ жизни, не будут постоянно проживать в традиционном понимании государственности[16].
В сценарии правовой фикции «детерриториализированного» островного государства оно сохраняло бы символическую связь со своей прежней территорией, а его правительство продолжало бы действовать при условии признания со стороны других государств. Таким образом, его граждане, хотя de facto и лица без гражданства, но сохранят de jure гражданство своего исчезнувшего государства[17]. Такая фикция не только противоречит понятию государственности, но она также не предлагает решения проблемы исчезновения населения островных государств.
Согласно классической теории международного права, если государство утратит свою территорию или ее территория станет необитаемой, ее государственность перестает существовать, и оно исчезнет как государство. Таким образом, как указывает Б.Вукас, «наличие всех трех элементов государственности необходимо не только в момент создания государства, но и для его дальнейшего существования. Исчезновение любого из них означает исчезновение правосубъектности государства»[18]. Схожего мнения придерживается и М. Шоу: «Исчезновение государственности может иметь место и вследствие географического исчезновения территории государства»[19].
Хотя нет правила о том, что сухопутные границы государства должны быть полностью делимитированы и определены, государство как территориальное образование (в отличие, например, от Суверенного Мальтийского ордена) не может «переезжать» с одной территории на другую[20].
Поэтому переселение «государства» после безвозвратной утраты всей его территории было бы юридически невозможно, так как оно уже ipso facto утратило бы свою государственность и, следовательно, перестало бы существовать как государство. Неудивительно, что островные государства, столкнувшиеся с изменением климата и повышением уровня моря, сочли необходимым институционализировать свои совместные усилия для борьбы с общей опасностью.
Потеря территории приведет к исчезновению государственности и, следовательно, правосубъектности этого государства. В то время как некоторые из вышеупомянутых решений направлены на сохранение статус-кво государственности исчезающих островных государств (de facto или хотя бы фиктивной — de jure— государственности) международно-правовая наука обратилась и к вопросу о правовом статусе их населения. В целом эти предложения можно охарактеризовать как «запланированное переселение»; признание статуса «климатических» или «экологических беженцев»[21]; признание статуса «климатических», «экологических» или «экологических мигрантов»[22]; признание статуса «экологически перемещенных лиц»[23]; или «международная защита прав меньшинств перемещенного населения исчезающего островного государства»[24].
Конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривает только пять обстоятельств для получения статуса беженца, и среди них нет ни повышения уровня моря, ни других природных катастроф. Статья 1(2) Конвенции 1974 года, регулирующей конкретные аспекты проблем беженцев в Африке, предусматривает расширительное толкование определения беженцев, которое включает «любое лицо, которое вследствие внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок, частично или во всей стране своего происхождения или гражданства вынужден покинуть место своего обычного проживания, чтобы искать убежища в другом месте за пределами своей страны происхождения или гражданства»[25]. Возможно, такое широкое определение могло бы применяться de lege ferenda, по аналогии или даже в форме обычного международного права для «экологических беженцев»[26].
Конвенция о статусе беженцев в ст. 1(C)(1) предусматривает, что ее положения «перестают применяться к любому лицу… если оно добровольно вновь воспользовалось защитой страны своего гражданства». Ситуация здесь совсем другая. Лица, покидающие свою страну «из-за внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок», подобно «экологическим беженцам» как жертвы экологических катастроф, таких как повышение уровня моря, не преследуются своим государством; как раз наоборот, de facto и de juro они разделяют его судьбу.
С другой стороны, международное право, поскольку оно регулирует статус мигрантов на современном этапе своего развития, защищает только трудящихся-мигрантов и членов их семей, определяя термин «трудящийся-мигрант» как «лицо, которое подлежит привлечению, занимается или занимался оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является»[27].
Мигранты и «экологические беженцы», несомненно, могут иметь общие экономические причины выезда из своих стран, но в случае последних это будет скорее необходимость, чем просто поиск лучшей жизни.
Более того, прозвучали призывы к новому отдельному договору или внесению поправок в Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) предоставить «климатическим беженцам» международную защиту[28]. Однако, как указал Дж. Макадам, недостатками, вероятно, будут отсутствие политической воли, проблемы определения и концептуализации, а, следовательно, неэффективность на практике[29].
В поисках новой территории, на которой народы исчезающих островных государств могли бы восстановить себя в качестве самоопределяющихся сообществ, они неизбежно столкнутся с другими народами, осуществляющими их собственные права на самоопределение и территориальную целостность[30]. Таким образом, такая позиция населения исчезающего островного государства может поставить вопрос об их статусе меньшинства в принимающей стране, включая международную защиту их прав меньшинств. Эта ситуация становится еще более сложной на практике, если принять во внимание, что исчезновение островного государства в классическом международном праве de-jure приводит к безгражданству его населения.
Таким образом можно сделать следующие выводы. Международно-правовая наука предприняла усилия, чтобы разобраться в элементах международной правосубъектности для того, чтобы создать четкое определение «международного юридического лица», но, по сути, доктрина просто следует социальным процессам в международном сообществе и их правовому регулированию.
Столкнувшись с явлением исчезновения островных государств в контексте изменения климата, можно выделить три возможных сценария международно-правового статуса населения островных государств, затронутых повышением уровня моря:
(1) Сохранение de facto и de jure государственности исчезающих государств: возведение «дамб», или искусственное наращивание, при поддержке международного сообщества и, в частности, международных финансовых институтов (гуманитарных агентств ООН и агентств по развитию, механизмов финансирования гуманитарной деятельности, банков развития, Зеленого климатического фонда и т. д.) могли бы сохранить статус-кво и, вероятно, были бы лучшим решением.
(2) Угасание государственности затопленных государств: это поставит (еще до события) вопрос о международно-правовом статусе их населения, как только их последние острова станут необитаемыми. Международное право могло бы ответить признанием «климатически детерриториализированных наций» в качестве новых образований, то есть новых субъектов международного права, которые могли бы сохранить или наследовать права/права своих исчезнувших государств, тем самым сохранив свое право на самоопределение и урегулировав свой статус с принимающей стороной. В этом контексте вышеупомянутая помощь со стороны ООН и других международных организаций была бы крайне полезной.
(3) Наконец, угасание государственности затопленных государств без признания правопреемников коллективных юридических лиц как таковых: вероятно, самый несправедливый и неблагоприятный сценарий как для населения затопленных государств, так и для принимающих их государств. Этот сценарий, скорее всего, столкнет международное право с новой категорией лиц без гражданства, то есть с «климатическими беженцами/мигрантами», которые встретятся с необходимостью пересмотра международного права о беженцах/миграции.
Следовательно, здесь стоит отметить, что, в отличие от кодификации международного права, его «прогрессивное развитие» должно учитывать социальные и этические детерминанты, с которыми сталкивается международное сообщество в каждую эпоху[31]. Нетерриториальные субъекты международного права существовали задолго до 1648 г., то есть до «Вестфальской системы» международного права. Международное сообщество тогда, как и сейчас, состояло из государств, а также других нетерриториальных, а иногда весьма своеобразных участников международных отношений. Примеры включают не только Суверенный Мальтийский Орден и Святой Престол, но и аналогичные нетерриториальные образования (например, Тевтонский Орден, Мерседарианский Орден и Тринитарный Орден), чья международная правосубъектность со временем прекратила свое существование.
Субъекты международного права постоянно возникают, существуют и исчезают в чрезвычайно динамичных эволюционных процессах международного сообщества и международных отношений.
Представляется, что в настоящее время признание новых, нетерриториальных международных юридических лиц, таких как «климатически детерриториализированные нации» должно быть гораздо более легким выбором для международного права, чем принятие разбавления одной из его классических концепций- государственности.
Библиография:
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, принята 18 декабря 1990, ст. 2 (1). Доступно по ссылке: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения 29.10.2022)
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 9 мая 1992, 1771 UNTS 107, ст. 3. Доступно по ссылке: https://unfccc.int/resource/docs/convkp/conveng.pdf (дата обращения 29.10.2022)
- Солнцев А.М., Изменение климата: Международно-правовое измерение. Московский журнал международного права. 2018;106(1):60-78. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-1-60-78 (дата обращения 29.10.2022)
- Солнцев А.М., Приоткрывая ящик Пандоры: анализ мнения Комитета по правам человека о «климатических» беженцах 2020 года // Международное правосудие. 2020. № 3 (35). С. 41-54. MRS No. 31 Migration and Climate Change, International Organization for Migration (2008). Доступно по ссылке: https://publications.iom.int/books/mrs-no-31-migration-and-climate-change (дата обращения 29.10.2022)
- Хахина А.А., Территория как элемент международной правосубъектности государства в контексте проблемы «исчезающих» государств // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 6. С. 64-77. Доступно по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27717338 (дата обращения 29.10.2022)
- Convention Governing the Specific Aspects of Refugee Problems in Africa, 10 September 1969, 1001 UNTS 45 (entered into force 20 June 1974). Доступно по ссылке: https://www.unhcr.org/about-us/background/45dc1a682/oau-convention-governing-specific-aspects-refugee-problems-africa-adopted.html (дата обращения 29.10.2022)
- Convention on the Rights and Duties of States, 26 December 1933, 165 LNTS 19 (entered into force 26 December 1934), ст. 1. Доступно по ссылке: https://www.jus.uio.no/english/services/library/treaties/01/1-02/rights-duties-states.xml (дата обращения 29.10.2022)
- Crawford J., The Creation of States in International Law, 2nd ed // Oxford: Clarendon Press, 2006. Доступно по ссылке: https://books.google.ru/books?id=jiWQDwAAQBAJ&pg=PA1&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false (дата обращения 29.10.2022)
- Eduardo Jiménez Pineda, “The Disappearing Island State Phenomenon: A Challenge to the Universality of the International Law of the Sea” (Conference Paper No 11/2018, European Society of International Law Conference Paper Series, 13–15 September 2018). Доступно по ссылке: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3363933 (дата обращения 29.10.2022)
- Gemenne F. & Rosenow- Williams K., “Conclusion: The Actors Involved in the Environmental Migration Complex” in K Rosenow-Williams & F Gemenne, eds, Organizational Perspectives on Environmental Migration (London: Routledge, 2016) 255 at 237. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/303665053_Organizational_Perspectives_on_Environmental_Migration (дата обращения 29.10.2022)
- Jennings R. & Watts A., Oppenheims’s International Law, vol 1, at 121, Introduction and Part 1, 9th ed (London: Harlow, Longman, 1992). Доступно по ссылке: https://www.cambridge.org/core/journals/american-journal-of-international-law/article/abs/oppenheims-international-law-vol-i-peace-2-vols-9th-ed-edited-by-sir-robert-jennings-and-sir-arthur-watts-burnt-mill-longman-1992-pp-lxxxvi-1133-indexes-695-395/3D69A75A2DE3702D3248A127E5305870 (дата обращения 29.10.2022)
- Koenig R., “Climate Change’s First Casualties: Migration and Disappearing States” (2015) 29:3 Georgetown Immigration LJ 501 at 517–18. at 506. Доступно по ссылке: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/geoimlj29&div=25&id=&page= (дата обращения 29.10.2022)
- McAdam J., “Self-determination and Self-governance for Communities Relocated across International Borders: The Quest for Banaban Independence” (2017). Доступно по ссылке: https://www.jstor.org/stable/26557928?read-now=1&oauth_data=eyJlbWFpbCI6InNhbGx5bWFnb21lZG92YUBnbWFpbC5jb20iLCJpbnN0aXR1dGlvbklkcyI6W119#page_scan_tab_contents (дата обращения 29.10.2022)
- McAdam J., Climate Change Displacement and International Law: Complementary Protection Standards (Geneva: UNHCR, 2011) стр. 59–60. Доступно по ссылке: https://www.refworld.org/docid/4fdf20022.html (дата обращения 29.10.2022)
- Migration and Climate Change, International Organization for Migration (2008), Доступно по ссылке: https://publications.iom.int/books/mrs-no-31-migration-and-climate-change (дата обращения 29.10.2022)
- Rayfuse R., “International Law and Disappearing States: Maritime Zones and Criteria for Statehood” (2011) 41:6 Envtl Pol’y & L 281 at 285. Cf Jiménez Pineda, supra note 50 at 11. Доступно по ссылке: https://www.cambridge.org/core/journals/canadian-yearbook-of-international-law-annuaire-canadien-de-droit-international/article/abs/climate-change-and-international-legal-personality-climate-deterritorialized-nations-as-emerging-subjects-of-international-law/E253CB0FE3A7D2DEF5E7FAB5D8BC2FBA# (дата обращения 29.10.2022)
- Shaw M.N., International Law, 9th ed (Cambridge: Cambridge University Press, 2021) at 180. Доступно по ссылке: https://www.academia.edu/8780439/Internation_Law_by_Malcolm_N_Shaw (дата обращения 29.10.2022)
- Stoutenburg J. G. Disappearing Island States in International Law // Leiden: Brill/ Nijhoff, 2015. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/282771099_Disappearing_Island_States_in_International_Law (дата обращения 29.10.2022)
- Tiffany TV Duong, “When Islands Drown: The Plight of ‘Climate Change Refugees’ and Recourse to International Human Rights Law” (2010). Доступно по ссылке: https://scholarship.law.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1135&context=jil (дата обращения 29.10.2022)
- UN High Commissioner for Refugees (UNHCR), “The Concept of Stateless Persons under International Law” (Summary Conclusions, Expert Meeting, Prato, Italy, 27–28 May 2010) at 2. Доступно по ссылке:: https://www.refworld.org/docid/4ca1ae002.html (дата обращения 29.10.2022)
- United Nations (UN), Office of the High Commissioner for Human Rights, Human Rights, Climate Change and Migratio. Доступно по ссылке: https://www.ohchr.org/en/climate-change/human-rights-climate-change-and-migration (дата обращения 29.10.2022)
- Vukas B., “States, Peoples and Minorities” (1991) 231:6 Rec des Cours 267
- Willcox S., “Climate Change Inundation, Self-Determination, and Atoll Island States” (2016) 38 Hum Rts Q 1022 at 1034. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/297290613_Climate_change_inundation_and_Atoll_Island_States_implications_for_human_rights_self-determination_and_statehood (дата обращения 29.10.2022)
[1] McAdam J., “Self-determination and Self-governance for Communities Relocated across International Borders: The Quest for Banaban Independence” (2017). Доступно по ссылке: https://www.jstor.org/stable/26557928?read-now=1&oauth_data=eyJlbWFpbCI6InNhbGx5bWFnb21lZG92YUBnbWFpbC5jb20iLCJpbnN0aXR1dGlvbklkcyI6W119#page_scan_tab_contents (дата обращения 29.10.2022)
[2] Солнцев А.М., Изменение климата: Международно-правовое измерение. Московский журнал международного права. 2018;106(1):60-78. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-1-60-78 (дата обращения 29.10.2022)
[3] Солнцев А.М., Приоткрывая ящик Пандоры: анализ мнения Комитета по правам человека о «климатических» беженцах 2020 года // Международное правосудие. 2020. № 3 (35). С. 41-54. MRS No. 31 Migration and Climate Change, International Organization for Migration (2008). Доступно по ссылке: https://publications.iom.int/books/mrs-no-31-migration-and-climate-change (дата обращения 29.10.2022).
[4] United Nations (UN), Office of the High Commissioner for Human Rights, Human Rights, Climate Change and Migratio. Доступно по ссылке: https://www.ohchr.org/en/climate-change/human-rights-climate-change-and-migration (дата обращения 29.10.2022)
[5] Tiffany TV Duong, “When Islands Drown: The Plight of ‘Climate Change Refugees’ and Recourse to International Human Rights Law” (2010). Доступно по ссылке: https://scholarship.law.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1135&context=jil (дата обращения 29.10.2022)
[6] Migration and Climate Change, International Organization for Migration (2008), Доступно по ссылке: https://publications.iom.int/books/mrs-no-31-migration-and-climate-change (дата обращения 29.10.2022)
[7] Convention on the Rights and Duties of States, 26 December 1933, 165 LNTS 19 (entered into force 26 December 1934), ст. 1. Доступно по ссылке: https://www.jus.uio.no/english/services/library/treaties/01/1-02/rights-duties-states.xml (дата обращения 29.10.2022)
[8] Так, Дж. Кроуфорд отмечает, что «государственность сохранилась среди хаоса Демократической Республики Конго и отсутствия какой-либо общей государственной власти в Сомали». Crawford J., The Creation of States in International Law, 2nd ed // Oxford: Clarendon Press, 2006. Доступно по ссылке: https://books.google.ru/books?id=jiWQDwAAQBAJ&pg=PA1&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false (дата обращения 29.10.2022)
[9] Rayfuse R., “International Law and Disappearing States: Maritime Zones and Criteria for Statehood” (2011) 41:6 Envtl Pol’y & L 281 at 285. Доступно по ссылке: http://classic.austlii.edu.au/au/journals/UNSWLRS/2010/52.html; Eduardo Jiménez Pineda, “The Disappearing Island State Phenomenon: A Challenge to the Universality of the International Law of the Sea” (Conference Paper No 11/2018, European Society of International Law Conference Paper Series, 13–15 September 2018). Доступно по ссылке: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3363933 (дата обращения 29.10.2022)
[10] Дж. Кроуфорд утверждает: «Необходимыми предпосылками для независимости являются сохранение существенной власти в международных делах (включая выполнение международных обязательств), определенная степень контроля над осуществлением полномочий в области иностранных дел и то, что центральные полномочия основываются на делегировании полномочий по договору или другому документу». Crawford J., The Creation of States in International Law, 2nd ed // Oxford: Clarendon Press, 2006. Доступно по ссылке: https://books.google.ru/books?id=jiWQDwAAQBAJ&pg=PA1&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false (дата обращения 29.10.2022)
[11] Stoutenburg J. G. Disappearing Island States in International Law. Leiden: Brill/ Nijhoff, 2015. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/282771099_Disappearing_Island_States_in_International_Law (дата обращения 29.10.2022)
[12] Хахина А.А., Территория как элемент международной правосубъектности государства в контексте проблемы «исчезающих» государств // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 6. С. 64-77. Доступно по ссылке: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27717338 (дата обращения 29.10.2022)
[13] Stoutenburg J.G., Disappearing Island States in International Law. Leiden: Brill/ Nijhoff, 2015. р. 430–31. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/282771099_Disappearing_Island_States_in_International_Law (дата обращения 29.10.2022)
[14] UN High Commissioner for Refugees (UNHCR), “The Concept of Stateless Persons under International Law” (Summary Conclusions, Expert Meeting, Prato, Italy, 27–28 May 2010) at 2. Доступно по ссылке:: https://www.refworld.org/docid/4ca1ae002.html (дата обращения 29.10.2022)
[15] Rayfuse R., “International Law and Disappearing States: Maritime Zones and Criteria for Statehood” (2011) 41:6 Envtl Pol’y & L 281 at 285. Cf Jiménez Pineda, supra note 50 at 11. Доступно по ссылке: https://www.cambridge.org/core/journals/canadian-yearbook-of-international-law-annuaire-canadien-de-droit-international/article/abs/climate-change-and-international-legal-personality-climate-deterritorialized-nations-as-emerging-subjects-of-international-law/E253CB0FE3A7D2DEF5E7FAB5D8BC2FBA# (дата обращения 29.10.2022)
[16] Stoutenburg J.G., Disappearing Island States in International Law. Leiden: Brill/ Nijhoff, 2015. р. 272.
[17] Там же, с. 423.
[18] Vukas B., “States, Peoples and Minorities” (1991) 231:6 Rec des Cours 267
[19] Shaw M.N., International Law, 9th ed (Cambridge: Cambridge University Press, 2021) at 180. Доступно по ссылке: https://www.academia.edu/8780439/Internation_Law_by_Malcolm_N_Shaw (дата обращения 29.10.2022)
[20] Jennings R. & Watts A., Oppenheims’s International Law, vol 1, at 121, Introduction and Part 1, 9th ed (London: Harlow, Longman, 1992). Доступно по ссылке: https://www.cambridge.org/core/journals/american-journal-of-international-law/article/abs/oppenheims-international-law-vol-i-peace-2-vols-9th-ed-edited-by-sir-robert-jennings-and-sir-arthur-watts-burnt-mill-longman-1992-pp-lxxxvi-1133-indexes-695-395/3D69A75A2DE3702D3248A127E5305870 (дата обращения 29.10.2022)
[21] Stoutenburg J.G., Disappearing Island States in International Law. Leiden: Brill/ Nijhoff, 2015. Стр. 1248. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/282771099_Disappearing_Island_States_in_International_Law (дата обращения 29.10.2022)
[22] Koenig R., “Climate Change’s First Casualties: Migration and Disappearing States” (2015) 29:3 Georgetown Immigration LJ 501 at 517–18. at 506. Доступно по ссылке: https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/geoimlj29&div=25&id=&page= (дата обращения 29.10.2022)
[23] Stoutenburg J.G., Disappearing Island States in International Law // Leiden: Brill/ Nijhoff, 2015. Стр. at 396. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/282771099_Disappearing_Island_States_in_International_Law (дата обращения 29.10.2022)
[24] Там же 420–23.
[25] Convention Governing the Specific Aspects of Refugee Problems in Africa, 10 September 1969, 1001 UNTS 45 (entered into force 20 June 1974). Доступно по ссылке: https://www.unhcr.org/about-us/background/45dc1a682/oau-convention-governing-specific-aspects-refugee-problems-africa-adopted.html (дата обращения 29.10.2022)
[26] Gemenne F. & Rosenow- Williams K., “Conclusion: The Actors Involved in the Environmental Migration Complex” in K Rosenow-Williams & F Gemenne, eds, Organizational Perspectives on Environmental Migration (London: Routledge, 2016) 255 at 237. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/303665053_Organizational_Perspectives_on_Environmental_Migration (дата обращения 29.10.2022)
[27] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, принята 18 декабря 1990, ст. 2 (1). Доступно по ссылке: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения 29.10.2022)
[28]Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 9 мая 1992, 1771 UNTS 107, ст. 3. Доступно по ссылке: https://unfccc.int/resource/docs/convkp/conveng.pdf (дата обращения 29.10.2022)
[29] McAdam J., Climate Change Displacement and International Law: Complementary Protection Standards (Geneva: UNHCR, 2011) стр. 59–60. Доступно по ссылке: https://www.refworld.org/docid/4fdf20022.html (дата обращения 29.10.2022)
[30] Willcox S., “Climate Change Inundation, Self-Determination, and Atoll Island States” (2016) 38 Hum Rts Q 1022 at 1034. Доступно по ссылке: https://www.researchgate.net/publication/297290613_Climate_change_inundation_and_Atoll_Island_States_implications_for_human_rights_self-determination_and_statehood (дата обращения 29.10.2022)
[31] Устав ООН, ст. 13(1)(a) гласит: Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях.. содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации” Доступно по ссылке: https://www.un.org/en/about-us/un-charter/full-text (дата обращения 29.10.2022).
Информация об авторе:
Магомедова Салихат Гаджиевна — Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов». Москва, Россия.
Information about the author:
Magomedova Salikhat Gadzhievna — Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peoples’ Friendship University of Russia».