Никулин Е.Н.
К ВОПРОСУ О ПЛЮРИЛАТЕРАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются плюрилатеральные соглашения, как составная часть системы международных соглашений Всемирной торговой организации.
Ключевые слова: Марракешские соглашения, ВТО, ГАТТ, «Право ВТО», плюрилатеральные соглашения.
Nikulin E.N.
TO THE ISSUE OF PLURYLATERAL AGREEMENTS
OF THE WORLD TRADE ORGANIZATION
Abstract: The article considers plurilateral agreements as an integral part of the system of international agreements of the World Trade Organization.
Key words: Marrakesh Accords, WTO, GATT, «WTO Law», plurilateral agreements.
Рассмотрение prima facie нормативно-правового состава (corpus juridicum) «права ВТО» очевидным образом подтверждает его сложно-структурные характеристики. Марракешские соглашения об учреждении Всемирной торговой организации включают в себя двадцать международных соглашений, из которых шестнадцать (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и дополнительные соглашения по специальным вопросам) действуют в отношении всех членов ВТО, т.е. являются «многосторонними» международными договорами, порождающими обязательства для всех Членов ВТО.
Система многосторонних международных соглашений Всемирной торговой организации – «неоднородна», поскольку в ней существуют «многосторонние» соглашения с ограниченным числом участников, действующие в отношении тех государств, которые их подписали. Такие многосторонние соглашения именуются «плюрилатеральными» (Plurilateral Agreements)[1].
Термин «плюрилатеральный» в контексте «права ВТО» применяется для определения многостороннего соглашения, участниками которого являются три и более государства. Несмотря на ограниченный круг участников, плюрилатеральные соглашения «объединяет» нормативный и институциональный механизм Всемирной торговой организации, и они входят в corpus juridicum «права ВТО».
В «эпоху ГАТТ 1947/ГАТТ 1994» действовали разнообразные многосторонние соглашения, согласование которых происходило в рамках различных раундов. В общем плане режим Генерального соглашения был основан на двух типах соглашений: соглашения, в которых участвовали все государства-члены («Договаривающиеся стороны»); соглашения с ограниченным составом участвующих сторон.
Так, в рамках Токийского раунда (1973-1979 г.г.) были разработаны:
– Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures);
– Антидемпинговое соглашение (Anti—dumping Agreement);
– Соглашение о технических барьерах в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade);
– Соглашение о процедурах лицензирования импорта (Agreement on Import Licensing Procedures);
– Соглашение об оценке таможенной стоимости (Customs Valuation Agreement);
– Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (Agreement on Trade in Civil Aircraft);
– Соглашение о государственных закупках (Agreement on Government Procurement);
– Соглашение по молочной продукции (International Diary Agreement);
– Соглашение по мясным продуктам (International Bovine Meat Agreement).
По состоянию на июнь 1995 г. из 128 «Договаривающихся сторон» ГАТТ, 18 «Договаривающихся сторон» – подписали Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах; 24 – Антидемпинговое соглашение; 38 – Соглашение о технических барьерах в торговле; 26 – Соглашение о процедурах лицензирования импорта; 18 – Соглашение об оценке таможенной стоимости; 18 – Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; 13 – Соглашение о государственных закупках[2].
Фактически число стран-участников Соглашений ГАТТ не всегда было одинаковым и даже по ключевым соглашениям в целом колебалось от 10 до 40 из 128 «Договаривающихся сторон» ГАТТ. Не одинаковое число участников соглашений ГАТТ в том числе связывалось с тем, что принятие международных обязательств, вытекающих из участия в тех или иных соглашениях «выходит за рамки возможностей государства, включая реализацию решений, принятых в рамках органа по разрешению споров»[3].
Несмотря на ограниченный круг участников выше обозначенных Соглашений ГАТТ, однако, терминологически понятие «плюрилатеральные соглашения» (Plurilateral Agreement) не использовалось. Вместе с тем, вывод о том, что плюрилатеральные инициативы международных переговоров сформировались в рамках ГАТТ и этот подход был впоследствии воспринят Всемирной торговой организацией, как представляется, имеет правовые основания.
Уругвайский раунд завершился в конце 1993 г., а в 1995 г. была учреждена Всемирная торговая организация. Важно отметить, что на Уругвайском раунде получил закрепление «принцип единой инициативы» (Single Undertaking Principle), суть которого – «ничего не согласовано до тех пор, пока все не согласовано». Такой подход, несомненно, значительно укрепил правовой режим, касающийся прав и обязательств государств-участников ГАТТ (а впоследствии и стран-членов Всемирной торговой организации) и способствовал формулированию новых правил «эпохи ВТО».
«Судьба» многосторонних соглашений с ограниченным числом участников, первоначально согласованных в ходе Токийского раунда 1981 г. сложилась по-разному. Два многосторонних соглашения с ограниченным числом участников действуют в настоящее время, и они квалифицированы как плюрилатеральные соглашения.
Речь идет, прежде всего, о Соглашении по торговле гражданской авиатехникой (Agreement on Trade in Civil Aircraft), вступившее в силу 1 января 1980 г. и подписанное 31 государством; и Соглашении о государственных закупках (Agreement on Government Procurement) 1 января 1981 г. вступившего в силу.
Два многосторонних соглашений с ограниченным числом участников, а именно: Соглашение по молочной продукции (International Diary Agreement), и Соглашение по мясным продуктам (International Bovine Meat Agreement) не вступили в силу, их действие фактически было приостановлено в 1995 г., и в 1997 г. они были окончательно отменены[4].
В «рамках» Всемирной торговой организации многосторонние соглашения с ограниченным числом участников именуются плюрилатеральными соглашениями. Согласно определению понятия «плюрилатеральное соглашение», сформулированном в глоссарии Всемирной торговой организации, таковыми являются соглашения с участием только некоторых Членов ВТО[5].
Плюрилатеральное соглашения подразумевает, что странам-членам будет предоставлен выбор участия/не участия на добровольной основе. С правовой точки зрения такой подход контрастирует с многосторонним соглашением, в котором принимают участие все Члены Всемирной торговой организации, к примеру, Марракешское соглашение об учреждении ВТО.
Вместе с тем, в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, во-первых, непосредственно включены четыре плюрилатеральных соглашения (Приложение 4) и они составляют неотъемлемую часть Марракешского соглашения, а именно: Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение о государственных закупках, Соглашение по молочной продукции и Соглашение по мясным продуктам (т.е. вышеупомянутые Соглашения).
Во-вторых, содержит ряд нормативных положений, которые позволяют Членам ВТО вести переговоры о заключении плюрилатеральных соглашений, и они закреплены следующими статьями Марракешского соглашения:
- Статья II Марракешского соглашения – «Соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в Приложении 4 (в дальнейшем именуемые «Торговые соглашения с ограниченным кругом участников»), также составляют часть настоящего Соглашения для тех членов, которые их приняли, и являются обязательными для этих членов. Торговые соглашения с ограниченным кругом участников не создают обязательств или прав для членов, которые их не приняли» (п.3)[6].
Марракешское соглашение и Список приложений на английском языке опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации (10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. V). С. 2019 – 2031). Приведем английский вариант рассматриваемой статьи: «The agreements and associated legal instruments included in Annex 4 (hereinafter referred to as «Plurilateral Trade Agreements») – (выделено автором) — are also part of this Agreement for those Members that have accepted them, and are binding on those Members. The Plurilateral Trade Agreements do not create either obligations or rights for Members that have not accepted them»[7].
Сказанное дает основание, для целей настоящей статьи, далее вместо понятия «соглашения с ограниченным кругом участников» использовать понятие «плюрилатеральное соглашение».
- Статья III Марракешского соглашения – «ВТО способствует выполнению, применению и действию настоящего Соглашения и многосторонних торговых соглашений, содействует осуществлению их целей, а также обеспечивает рамки для выполнения, применения и действия плюрилатеральных соглашений» (п.1).
- Статья IV Марракешского соглашения – «Органы, предусмотренные плюрилатеральными соглашениями, выполняют функции, предписанные им этими Соглашениями, и действуют в институциональных рамках ВТО. Эти органы на регулярной основе информируют Генеральный совет о своей деятельности (п.8).
- Статья ХIV Марракешского соглашения – «Принятие и вступление в силу плюрилатерального соглашения регулируются положениями такого Соглашения. Депозитарием таких Соглашений является Генеральный директор Договаривающихся Сторон ГАТТ 1947. После вступления в силу настоящего Соглашения, депозитарием таких Соглашений становится Генеральный директор ВТО» (п.4).
- Статья ХVI Марракешского соглашения – «Оговорки в отношении любого положения настоящего Соглашения не допускаются. Оговорки в отношении любого из положений Многосторонних торговых соглашений могут делаться только в пределах, предусмотренных в этих Соглашениях. Оговорки в отношении положения плюрилатерального соглашения регулируются положениями такого Соглашения» (п.5).
Таким образом, приведенные нормативные положения отмеченных статей Марракешского соглашения свидетельствуют о том, что Члены ВТО вправе заключать плюрилатеральные соглашения, несмотря на ограниченный круг участников, эти соглашения опираются на нормативно-правовой и институциональный механизм Всемирной торговой организации, входя в corpus juridicum «права ВТО».
В международно-правовой доктрине плюрилатеральные соглашения рассматриваются некоторыми учеными как отражение важности использования инструментов рыночного регулирования в конкретной сфере торгово-экономических отношений. Такой подход, к примеру, высказан в отношении плюрилатерального Соглашения о государственных закупках М.А. Корвальем[8].
Мишитаки Накотоми (Nakatomi Michitaka) занимает близкую концептуальную позицию. Так, задавшись вопросом о том, являются ли плюрилатеральные соглашения жизнеспособной альтернативой соглашений Всемирной торговой организации, он приходит к положительному ответу на этот вопрос. Аргументация Накотоми М. сводится в общем плане к тому, что плюрилатеральные соглашения: «прокладывают путь для решения конкретных вопросов; обеспечивают гибкий подход к кругу участников, способны регулировать целый ряд отношений фактически без использования механизмов Всемирной торговой организации при принятии решений; обеспечивают своевременное реагирование на быстро меняющиеся потребности развития торговли». Более того, по его мнению, плюрилатеральные соглашения – подготовка к многостороннему нормотворчеству в будущем[9].
Примечательно, что в определенный «временной период», те или иные соглашения Всемирной торговой организации в международно-правовой доктрине квалифицируются как плюрилатеральные соглашения и, в качестве примера, можно привести Соглашение об упрощении процедур торговли (WTO Trade Facilitation Agreement, TFA)[10], которое стало своеобразной вехой развития глобальной многосторонней международной торговой системы.
Соглашение об упрощении процедур торговли было принято в рамках Дохийской повестки Всемирной торговой организации в области развития. После ратификации Соглашения 104 Членами Всемирной торговой организации (т.е. 2/3 стран-членов из 164 государств ВТО), в феврале 2017 г. оно вступило в силу. Соответственно, Соглашение об упрощении процедур торговли, преодолело «пороговый показатель», становится международным договором и частью «пакетных» многосторонних торговых Соглашений Всемирной торговой организации, фактически охватывая более 96% мирового ВВП.
Вступление в силу Соглашения об упрощении процедур торговли имеет непосредственное значение для Российской Федерации, являющейся участницей этого Соглашения. Согласно «Протоколу внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации», подписанном вместе с «Соглашением об упрощении процедур торговли» (подписанном в г. Женеве 27.11.2014 г.) Российская Федерация приняла условия Соглашении об упрощении процедур торговли[11].
В глобальной многосторонней международной нормативно-правовой торговой системе Всемирной торговой организации Соглашение об упрощении процедур торговли рядом государств-членов ВТО рассматривалось как плюрилатеральное[12]. Отметим, Соглашение об упрощении процедур торговли обсуждалось в рамках Дохийского раунда и в составе так называемого «Балийского пакета соглашений». При этом приятие именно этого Соглашения оценивалось как наиболее значимый результат Министерской конференции Всемирной торговой организации (Бали)[13].
Обратим внимание, что фактически до 2015 г. проходили острые дебаты относительно поддержки и принятия Соглашения об упрощении процедур торговли, наиболее «крайнюю» позицию высказывали, наряду с другими государствами, Индия, Куба, Боливия, Венесуэла и др. государства, преимущественно развивающиеся государства. В этой связи Соглашение об упрощении процедур торговли оценивалось как «плюрилатеральная инициатива», идущая вразрез с основополагающими принципами прозрачности, открытости и многосторонности…отвлекающая членов ВТО от стремления к коллективным результатам»[14].
Вступление в силу Соглашения об упрощении процедур торговли (февраль 2017 г.) de jure ставит точку в его правовой оценке. Вряд ли в международно-правовой доктрине Соглашение будет отнесено к плюрилатеральным. Во всяком случае, исследование Соглашения об упрощении процедур торговли получит дальнейшую доктринальную разработку.
К числу плюрилатеральных соглашений Всемирной торговой организации также относятся: Соглашение об информационных технологиях (Information Technology Agreement, ITA); Соглашение о финансовых услугах и базовых телекоммуникационных услугах (Financial Services and Basic Telecommunication Services Agreements), ITA); Торговое соглашение по борьбе с контрафактной продукцией (Anti—Counterfeiting Trade Agreement, ACTA)[15].
В заключении следует отметить, что плюрилатеральные соглашения, с одной стороны, регулируют сравнительно узкий и специфический вид международных отношений, появление которых, так или иначе отражает изменяющиеся потребности и определенные условия (периоды) развития международной торгово-экономической сферы; с другой стороны, в круг участников плюрилатеральных соглашений, как правило, не входят развивающие страны или их число невелико.
Список литературы:
- Корвалья М.А. Присоединение стран ВЕКЦА к Соглашению ВТО по правительственным закупкам: обязательства и ожидания // Информационно-аналитический бюллетень «Мосты». 2014.
- Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации. Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2514 – 2523;
- Право ВТО: теория и практика применения: монография / Л.П. Ануфриева, В.А. Жданов, П.А. Калиниченко и др.; под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.
- Провал Соглашения по упрощению процедур торговли: значение для будущего ВТО // Информационно-аналитический бюллетень «Мосты». 2014. Сент. Вып. 6.
- Федеральный закон от 02.03.2016 № 38-ФЗ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации», а также см. об этом подробнее: Халипов С.В. Правовые и практические аспекты реализации Российской Федерацией Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли в условиях Евразийского экономического союза // Таможенное дело. – 2016.– № 4.
- Халипов С.В. Правовые и практические аспекты реализации Российской Федерацией Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли в условиях Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2016. № 4. С. 21 — 24.
- Nacatomi M. Plurilateral Agreements: A Viable Alternative to the World Trade? ADBI Working Paper Series. 2013. Р.2-22. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/156294/adbi-wppdf
- Agreement on Trade in Civil Aircraft, Agreement on Government Procurement. URL:https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm10_e.htm;
- GATT Analytical Index. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/gatt_ai_e/gatt_ai_e.htm;
- Nacatomi M. Plurilateral Agreements: A Viable Alternative to the World Trade? ADBI Working Paper Series. 2013. Р.2-3. URL:https://www.adb.org/sites/default/files/publication/156294/adbi-wppdf;
- International Diary Agreement, International Bovine Meat Agreement. URL:https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm10_e.htm;
- WTO Glossary. URL:http://www.wto.org/english/thewto_e/glossary_e/glossary_e.htm;
- Nacatomi M. Plurilateral Agreements: A viable alternative to the WTO? 2013. URL:https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/wts_future2013_e/nakatomi.pdf;
- WTO Trade Facilitation Agreement, TFA. URL: https://www.wto.org/english/news_e/news17_e/fac_31jan17_e.htm;
Никулин Евгений Николаевич, аспирант Дипломатической академии МИД России.
e-mail: e.n.nikulin@yandex.ru
[1] Agreement on Trade in Civil Aircraft, Agreement on Government Procurement. URL:https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm10_e.htm (Дата обращения: 30.04.2017).
[2] GATT Analytical Index. URL:https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/gatt_ai_e/gatt_ai_e.htm (Дата обращения: 30.04.2017).
[3] Nacatomi M. Plurilateral Agreements: A Viable Alternative to the World Trade? ADBI Working Paper Series. 2013. Р.2-3. URL:https://www.adb.org/sites/default/files/publication/156294/adbi-wp439.pdf (Дата обращения: 30.04.2017).
[4] International Diary Agreement, International Bovine Meat Agreement. URL:https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm10_e.htm (Дата обращения: 30.04.2017).
[5] См. WTO Glossary. URL:http://www.wto.org/english/thewto_e/glossary_e/glossary_e.htm (Дата обращения: 30.04.2017).
[6]Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации. Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2514 — 2523
[7] Текст на английском языке Марракешского соглашение об учреждении Всемирной торговой организации
Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. № 37 (приложение, ч. V). С. 2019 — 2031.
[8] Корвалья М.А. Присоединение стран ВЕКЦА к Соглашению ВТО по правительственным закупкам: обязательства и ожидания // Информационно-аналитический бюллетень «Мосты». 2014. Цитируется по Право ВТО: теория и практика применения: монография / Л.П. Ануфриева, В.А. Жданов, П.А. Калиниченко и др.; под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.
[9] Nacatomi M. Plurilateral Agreements: A viable alternative to the WTO? 2013. URL:https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/wts_future2013_e/nakatomi.pdf (дата обращения: 30.04.2017).
[10]WTO Trade Facilitation Agreement, TFA. URL: https://www.wto.org/english/news_e/news17_e/fac_31jan17_e.htm (Дата обращения: 30.04.2017).
[11] Федеральный закон от 02.03.2016 № 38-ФЗ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации», а также см. об этом подробнее: Халипов С.В. Правовые и практические аспекты реализации Российской Федерацией Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли в условиях Евразийского экономического союза // Таможенное дело. – 2016.– № 4. – С. 21-24.
[12] См. подробнее: Халипов С.В. Правовые и практические аспекты реализации Российской Федерацией Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли в условиях Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2016. № 4. С. 21 — 24.
[13] Подробее об этом, например, Право ВТО: теория и практика применения: монография / Л.П. Ануфриева, В.А. Жданов, П.А. Калиниченко и др.; под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.
[14] Провал Соглашения по упрощению процедур торговли: значение для будущего ВТО // Информационно-аналитический бюллетень «Мосты». 2014. Сент. Вып. 6. Цитируется по
Право ВТО: теория и практика применения: монография / Л.П. Ануфриева, В.А. Жданов, П.А. Калиниченко и др.; под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016., а также см. Исполинов А.С. К 20-летию ВТО: критический взгляд на практику Органа по разрешению споров. С. 12.
[15] Nacatomi M. Plurilateral Agreements: A Viable Alternative to the World Trade? ADBI Working Paper Series. 2013. Р.2-22. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/156294/adbi-wp439.pdf (Дата обращения: 30.04.2017).