Настоящее исследование направлено на рассмотрение правовой коллизии в рамках создания информационных систем, предусмотренных положениями Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере и Соглашения о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции, и нацелено на необходимость привлечения внимания заинтересованных субъектов государств – членов Евразийского экономического союза с целью выработки согласованного подхода по устранению правовой коллизии и решению вопроса обеспечения безопасности, производимой на территориях евразийских государств, продукции.
Цель. Выявить правовую коллизию в рамках создания информационных систем, предусмотренных международными соглашениями, и определить возможные пути ее устранения.
Задачи. Выделить соответствующие положения Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере и Соглашения о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции, непосредственно, затрагивающие создание информационных систем в рамках функционирования Евразийского экономического союза, определить правовые последствия действия международных соглашений в настоящих редакциях и рассмотреть возможные пути устранения имеющейся правовой коллизии.
Методология. В настоящей работе с помощью методов логического, сравнительного и прогностического анализа выявлено наличие правовой коллизии в рамках функционирования Евразийского экономического союза.
Результаты. Исследование показало, что Соглашениями о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере и о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции, предусматривается создание двух информационных систем, призванных обеспечить безопасность обращаемой на евразийской территории продукции и не допустить наличие на евразийском рынке опасной продукции, однако выявленная правовая коллизия по данному вопросу не приведет к созданию таких систем без ее устранения.
Выводы. Целесообразно оперативно рассмотреть вопрос об устранении правовой коллизии, имеющейся в Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере и Соглашение о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции, и выработать согласованный государствами – членами Евразийского экономического союза подход по данному вопросу.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере, Соглашение о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции, опасная продукция, технический регламент, государственный контроль (надзор).
On the issue of legal conflict in the framework of the creation of a system for informing about dangerous products of the Eurasian Economic Union
ABSTRACT
EURASIAN INTEGRATION
The present study is aimed at considering the legal conflict within the framework of the creation of information systems provided for by the provisions of the Agreement on Principles and Approaches for the Implementation of state Control (Supervision) over Compliance with the requirements of the technical regulations of the Eurasian Economic Union in order to harmonize the legislation of the states – members of the Eurasian Economic Union in this area and the Agreement on the Procedure for Handling products within the Framework of the Eurasian Economic Union, the requirements for which are not established by the technical regulations of the Eurasian Economic Union, and the rules for ensuring the safety of such products, and is aimed at the need to attract the attention of interested subjects of the states – members of the Eurasian Economic Union in order to develop a coordinated approach to eliminate legal conflicts and address the issue of ensuring the safety of products manufactured in the territories of the Eurasian states.
Aim. To identify a legal conflict within the framework of the creation of information systems provided for by international agreements, and to identify possible ways to eliminate it.
Tasks. Highlight the relevant provisions of the Agreement on the Principles and Approaches of state control (supervision) over compliance with the requirements of the Technical regulations of the Eurasian Economic Union in order to harmonize the legislation of the states – members of the Eurasian Economic Union in this area and Agreements on the Procedure for Handling products within the Framework of the Eurasian Economic Union, the requirements for which are not established by the technical regulations of the Eurasian Economic Union, and the Rules for Ensuring the Safety of Such Products, directly affecting the creation of information systems within the framework of the functioning of the Eurasian Economic Union, determine the legal consequences of international agreements in these editions and consider possible ways to eliminate the existing legal conflict.
Methods. In this paper, using the methods of logical, comparative and predictive analysis, the existence of a legal conflict within the framework of the functioning of the Eurasian Economic Union is revealed.
Results. The study showed that Agreements on the principles and approaches of state control (supervision) over compliance with the requirements of the technical regulations of the Eurasian Economic Union in order to harmonize the legislation of the states – members of the Eurasian Economic Union in this area and on the procedure for handling products within the framework of the Eurasian Economic Union, the requirements for which are not established by the technical regulations of the Eurasian Economic Union, and the rules for ensuring the safety of such products, it is envisaged to create two information systems designed to ensure the safety of products traded in the Eurasian territory and prevent the presence of dangerous products on the Eurasian market, however, the revealed legal conflict on this issue will not lead to the creation of such systems without its elimination.
Conclusion. It is advisable to promptly consider the issue of eliminating the legal conflict existing in the Agreement on the Principles and Approaches of State Control (Supervision) over Compliance with the Requirements of the Technical Regulations of the Eurasian Economic Union in order to harmonize the legislation of the states – members of the Eurasian Economic Union in this area and an Agreement on the procedure for handling products within the Framework of the Eurasian Economic Union, the requirements for which are not established by the technical regulations of the Eurasian Economic Union, and the rules for ensuring the safety of such products, and to develop an approach agreed upon by the member States of the Eurasian Economic Union on this issue.
Keywords: The Eurasian Economic Union, the Treaty on the Eurasian Economic Union of May 29, 2014, the Agreement on the Principles and Approaches of State Control (Supervision) over Compliance with the Requirements of the Technical Regulations of the Eurasian Economic Union in order to harmonize the Legislation of the States – members of the Eurasian Economic Union in this area, an agreement on the procedure for handling products within the Framework of the Eurasian Economic Union, the requirements for which are not established by the technical regulations of the Eurasian Economic Union, and the rules for ensuring the safety of such products, dangerous products, technical regulations, state control (supervision).
Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере[1] (далее – Соглашение о контроле) было подписано уполномоченными лицами государств евразийского интеграционного объединения 16 февраля 2021 года, Соглашение о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции[2] (далее – Соглашение об обращении), – 3 февраля 2020 года, и вступили в силу 11 февраля 2022 года и 24 февраля
2023 года соответственно.
Разработку Соглашения о контроле предопределил абзац второй пункта 4 статьи 53 Союзного договора[3], положение которого, в свою очередь, обосновывало намерение сторон указанного договора осуществить сближение их законодательства в сфере проведения государственного контроля (надзора) в отношении объектов технического регулирования, для которых действуют союзные технические регламенты, в конечной цели преследующее обращение безопасных товаров на евразийском рынке.
Соглашением о контроле, прежде всего, устанавливается круг проверяемых национальными уполномоченными органами субъектов на предмет соблюдения ими императивных норм, установленных в отношении продукции и (или) связанныхo с требованиями к продукции процессов жизненного цикла такой продукции. При этом ответственность за несоблюдение евразийских требований, как следует из Соглашения о контроле, возлагается на юридических лиц, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (к этому кругу лиц также отнесены изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры и продавцы, mariaосуществляющие производство и (или) оценку соответствия объектов технического регулированияo, и (или) выпуск в обращение, и (или) реализацию продукции). Кроме того, органы по оценке соответствия, включая органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры)), выполняющие работы по оценке соответствия тех объектов, в отношении которых установлены техническими регламентами евразийского экономического союза евразийские требования, также несут ответственность согласно Соглашению о контроле. В то же время сама процедура проведения государственного контроля (надзора), формы и виды ответственности регламентируются законодательством каждого в отдельности государства.
Статьей 3 Соглашения о контроле определены существенные принципы, в соответствии с которыми осуществляется государственный контроль (надзор). К наиболее значимым следует отнести: а) презумпцию добросовестности субъектов хозяйственной деятельности, б) гласность деятельности контрольно-надзорных органов, в) обеспечение защиты прав потребителей, в) профессионализм, компетентность, объективность и беспристрастность должностных лиц органов государственного контроля (надзора), г) соблюдение прав и законных интересов проверяемых субъектов, д) соблюдение законности при назначении и проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), вынесении решений по их результатам, е) независимость контрольно-надзорных органов от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей), ж) приоритетность предупреждения правонарушения перед наказанием.
Представляется важным сформулированная в Соглашение о контроле международная норма, закрепляющая недопустимость совмещенияo одним органом государства – члена Евразийского экономического союза полномочий в части проведения государственного контроля (надзора) с полномочиями в области аккредитации., за исключением осуществления органом по аккредитации контроля за деятельностью аккредитованных субъектов.
Кроме того, евразийские государства, как определено в Соглашении о контроле, должны применять определенный подход – риск-ориентированный, предусматривающий в качестве основы для осуществление государственного контроля (надзора) оценку риска нарушения императивных норм, содержащихся в евразийских регламентах. По результатам такой оценки, в последующем, подбирается уже и форма проведения контрольных (надзорных) мероприятий, и их продолжительность. Анализ сведений о субъектах предпринимательской деятельности, являющихся, в том числе, заявителями при подаче заявки на проведение работ в области оценки соответствия товаров союзным требованиям, обобщение полученной информации по итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, рассмотрение и учет сведений об объектах регулирования, не соответствующих нормам технических регламентов Евразийского экономического союза, подытоживание информации о случаях причинения вреда вследствие несоблюдения императивных союзных положений – это такие первостепенные факторы, непосредственно влияющие на заблаговременное предотвращение обращения опасной продукции на евразийском рынке, которые оказывают прямое влияние на функционирование эффективной системы технического регулирования в целом.
Важным юридическим аспектом, оговоренном в Соглашении о контроле, является отсутствие права требования государственными органами от юридических лиц или физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, представления документов (сведений о документах), которые либо ранее были переданы либо которые могут быть получены ими из государственных информационных систем.
В рамках действия Соглашения о контроле Евразийская экономическая комиссия была наделена соответствующими полномочиями в целях эффективной реализации положений международного договора. Среди которых: разработка и последующее принятие порядка взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с национальным законодательством на проведение аккредитации, в том числе путем систематического обмена информацией, организации обмена опытом проведения государственного контроля (надзора) (статья 7), порядка рассмотрения обращений государства евразийского объединения, несогласное с результатами мероприятий, проведенных государственным органом контроля (надзора) другого государства евразийского объединения (статья 9), и, наконец, применительно непосредственно к предмету рассматриваемых правоотношений – разработка и принятие порядка представления, сбора и обобщения сведений, их состав, порядок их размещения в общих информационных ресурсах, а также правила функционирования системы информирования об опасной продукции
(статья 8).
Таким образом, исходя их содержания статьи 8 Соглашения о контроле, в целях оперативного взаимодействия национальных органов государственного контроля (надзора) в рамках интеграционного союза предполагается к созданию система информирования об опасной продукции, в рамках которой формируются, ведутся и используются общие информационные ресурсы, а также происходит обмен сведениями, в том числе, о выявленной продукции, не соответствующей нормам технических регламентов Евразийского экономического союза; о принятых мерах по выявлению и предупреждению обращения небезопасных товаров на территориях евразийских государств и (или) устранению нежелательных последствий уже имеющихся нарушений; о случаях реализации на евразийском рынке продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия союзным требованиям, без соответствующих документов об оценке соответствия или сведений о ее проведении и о выявленных фактах нарушения требований технических регламентов Евразийского экономического союза в части оценки соответствия продукции, включая факты нарушения правил выполнения работ по сертификации и факты представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений.
Проанализировав положения Соглашения о контроле и делая промежуточный вывод, следует указать на то, что в предметной области такого Соглашения, призванного гармонизировать национальные законодательства государств в части проведения государственного контроля (надзора) и предупредить обращение продукции, не соответствующей требованиям евразийских технических регламентов, сформулирована статья 8, предусматривающая создание системы информирования не в соответствии с предметной областью, то есть не о продукции, не соответствующей императивным требованиям Союза, а предписывающая создание системы информирования об опасной продукции. Термин «опасная продукция» представляется намного шире и охватывает не только продукцию, которая может попасть в категорию «опасная» как не соответствующая требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, но и может включать ту продукцию, которая не является объектом технического регулирования.
Определение «опасной продукции» приводится в Соглашение об обращении, в соответствии с которым – это такая продукция, которая при выполнении условий эксплуатации (использования, применения) с учетом ее характеристик и потребительских свойств (включая состав, срок годности (срок службы), а также при необходимости условия монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе потребность в обслуживании) представляет риск.
Соглашение об обращении устанавливает порядок обращения продукции, не включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза, а также продукции, включенной в единый перечень, но в отношении которой не приняты или не вступили в силу евразийские регламенты. Хозяйствующие субъекты обязуются обеспечить безопасность производимой и реализуемой ими продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Такое Соглашение предоставляет возможность государствам интеграционного объединения устанавливать национальные правила выпуска в обращение товаров и национальные требования безопасности к продукции, но применительно к таким объектам, которые не включены в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза, а также продукции, которая включена в единый перечень, но в отношении которой не приняты или не вступили в силу соответствующие евразийские технические регламенты.
Согласно статье 7 Соглашения об обращении евразийские государства обеспечивают проведение в соответствии со своим законодательством мониторинга безопасности продукции (включая сбор и анализ информации о выявленных случаях причинения вреда, связанного с обращением опасной продукции, и степени риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений). По итогам мониторинга уполномоченные органы таких государств должны разместить информацию в общих информационных ресурсах интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Стоит отметить, что порядок представления, сбора, обобщения информации и ее размещения в обозначенной информационной системе определяется Евразийской экономической комиссией.
Таким образом, проведя сравнительно-правовой анализ положений двух международных соглашений в сфере технического регулирования в части касающейся создания информационных систем следует констатировать, что в рамках функционирования Евразийского экономического союза проецируется система информирования об опасной продукции и система, информирующая о выявленных случаях причинения вреда, связанного с обращением опасной продукции, и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений. Наболевший вопрос, которым задаются и в государствах объединения и непосредственно в его регулирующем органе – Евразийской экономической комиссии – система одна под оба соглашения или систем все же две?
Непосредственные участники разработки Соглашения о контроле и Соглашения об обращении утверждают, что система закладывалась одна, ее же наполнение элементами, такими как опасной продукцией или продукцией, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, будет устанавливаться в актах второго уровня, то есть в решениях Евразийской экономической комиссии – порядке представления, сбора, обобщения информации и ее размещения в общих информационных ресурсах интегрированной информационной системы (статья 7 Соглашения об обращении, пункт 3 статьи 8 Соглашения о контроле) и правилах функционирования системы информирования об опасной продукции (пункт 3 статьи 8 Соглашения о контроле). Однако тогда возникает риторический вопрос, который следует и из наименования Соглашения о контроле и из его содержательной части – на каком основании будет формироваться система информирования об опасной продукции, если таким Соглашением регламентируются вопросы государственного контроля (надзора), связанного исключительно с обращением продукции, не соответствующей императивным нормам, содержащихся в союзных регламентах? Объективный вывод из указанного заключается в фактическом расширении предмета действия международного соглашения.
С правовой точки зрения, на первый взгляд, видится, что единственно возможным выходом является внесение изменения в Соглашение о контроле в части замены системы информирования об опасной продукции на систему информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза. Однако данное изменение в случае его согласования государствами интеграционного объединения повлечет в последующем наличие на евразийском правовом пространстве двух систем в рамках Соглашения о контроле и в рамках Соглашения об обращении, что приведет к значительному увеличению бюджета, выделенного на разработку информационных систем. Более того, вероятность не «доразработки» системы, информирующей о выявленных случаях причинения вреда, связанного с обращением опасной продукции, и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений (статья 7 Соглашения об обращении), достаточно велика. Существуют риски, заложенные непосредственно в предмете Соглашения об обращении, которым регламентируются правоотношения в части той продукции, требования к которой не установлены союзными регламентами. Это подразумевает, что единых норм для всех евразийских государств не будет и нормы безопасности такой продукции будут регулироваться каждым в отдельности государством в зависимости от потенциального риска, форс-мажорных обстоятельств, географических и климатических условий. Такой подход представляется весьма опасным для будущих потребителей. Исходя из этого, представляется очевидным, что существующая правовая коллизия требует оперативного рассмотрения и консолидированного подхода в ее решении.
Библиографический список
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Евразийская экономическая комиссия, М., 2016, С. 680.
- Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (Подписано в г. Москве 16.02.2021) // СПС КонсультантПлюс.
- Соглашение о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции (Подписано в г. Москве 03.02.2020) // СПС КонсультантПлюс.
Информация об авторе:
Павлова Мария Александровна, заместитель начальника отдела правовой экспертизы решений Комиссии Правового департамента Евразийской экономической комиссии.
Information about the author:
Pavlova Maria, Deputy head of the Department of legal expertise of decisions of the Commission of the Legal Department, Eurasian Economic Commission.
________________________________
[1] Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (Подписано в г. Москве 16.02.2021) // СПС КонсультантПлюс.
[2] Соглашение о порядке обращения в рамках Евразийского экономического союза продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Евразийского экономического союза, и правилах обеспечения безопасности такой продукции (Подписано в г. Москве 03.02.2020) // СПС КонсультантПлюс.
[3] Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Евразийская экономическая комиссия, М., 2016, С. 680.