Настоящая публикация посвящена актуальной – в теоретическом и практическом аспектах – проблематике, непосредственно связанной с инновационными инструментами финансового рынка, которые развиваются столь стремительно, что правовая сфера государства далеко не всегда успевает своевременно отреагировать на такие трансформации. Речь идет о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте (криптовалюте). Автор приходит к важному выводу обобщающего плана, согласно которому вопрос правового регулирования криптовалюты в Российской Федерации на данный момент остается дискуссионным и требующим своего дальнейшего разрешения.
Ключевые слова: криптовалюта, виртуальная валюта, цифровые финансовые активы (ЦФА), цифровая валюта, законодательное регулирование, Российская Федерация.
On the Issue of legal regulation of Digital financial assets (DFAs) and Digital currency in the Russian Federation
Annotation. This publication is devoted to current – in theoretical and practical aspects – problems directly related to innovative instruments of the financial market, which are developing so rapidly that the legal sphere of the state does not always have time to respond to such transformations in a timely manner. We are talking about digital financial assets (DFAs) and digital currency (cryptocurrency). The author comes to an important general conclusion, according to which the issue of legal regulation of cryptocurrency in the Russian Federation currently remains controversial and requires further resolution.
Key words: cryptocurrency, virtual currency, digital financial assets (DFAs), digital currency, legislative regulation, Russian Federation.
УДК 342
В настоящее время в публичном управлении большинства стран мира приходит отчетливое понимание того факта, что отрицать или запрещать цифровые валюты просто бессмысленно. Криптовалюты заняли значимое место среди инструментов инвестирования и накопления [3, с. 63].
Криптовалюта была разработана в 2008 г. человеком, использовавшим псевдоним Сатоши Накамото (Satoshi Nakamoto), личность которого до сих пор остается неизвестной. В частности, существует версия, что под псевдонимом Сатоши Накамото скрывалась целая группа людей.
В октябре 2008 г. Сатоши Накамото была опубликована статья «Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System», в которой автор описал систему электронных платежей «without relying on trust», то есть систему, не зависящую от доверия пользователя к третьей стороне, а именно к финансовым учреждениям, выступающим в качестве посредников [2].
По некоторым данным, первая сделка с использованием криптовалюты была осуществлена в мае 2010 г., когда программист из Флориды купил две пиццы американской компании «Papa John’s» за 10 тыс. биткоинов, что на тот момент составило около 40 долл. США. По состоянию на начало ноября 2023 г. 10 тысяч биткоинов составило бы уже около 37 тыс. долл. [20].
Следует отметить, что первое упоминание о криптовалюте биткоин датируется 2011 годом. Именно тогда в журнале Forbes была размещена статья под названием «Crypto Currency». В названной публикации биткоин был обозначен как массовый некоммерческий проект, целью которого являлось создание новой валюты, которая полностью заменила бы централизованную валюту во всем мире. В качестве основных отличий биткоина назывались возможность хранения на «вашем жестком диске, а не в банке», а также тот факт, что биткоин не будет являться предметом «инфляционных капризов глав Федеральной резервной системы» [1].
Криптовалюту в Российской Федерации принято было рассматривать в качестве разновидности виртуальной валюты, которая, в свою очередь, могла быть как централизованной, так и децентрализованной. Криптовалюту следовало относить как раз к децентрализованной виртуальной валюте.
Следует особо подчеркнуть, что проблематике, связанной с развитием правового регулирования обращения криптовалют в нашей стране, в последнее время уделяется повышенное внимание со стороны представителей научного и экспертного сообществ, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации [3, с. 61 – 74; 4, с. 55 – 60; 10, с. 11 – 21; 18, с. 67 – 72, и др.]. Среди указанных публикаций целесообразно выделить те, которые посвящены исследованию (в сравнительно-правовом контексте) правового регулирования криптовалютной отрасли в России и за рубежом [5, с. 86 – 92, и др.].
Так, в частности, с точки зрения О.Н. Углицких и Ю.Е. Клишиной, «криптовалюта стала неотъемлемой частью нашей новой реальности. В то же время правовая природа и предпочтительный режим регулирования криптовалют уже давно являются актуальной темой. Режим и правовой статус криптовалют различаются в разных юрисдикциях – от отнесения к категории платежных средств или активов до полного запрета» [18, с. 68].
Кроме того, особый интерес у российских ученых вызывает широкий спектр проблемных вопросов, непосредственно связанных с финансово-правовым регулированием цифровых финансовых активов [16, с. 163 – 169; 17, и др.].
Как подчеркивает К.Б. Раздорожный, в последнее время особое внимание в мировом интернет-сообществе уделяется так называемым криптовалютам и иным цифровым финансовым активам, функционирующим при помощи технологии распределенного реестра. Системы, в рамках которых организуется обращение цифровых финансовых активов, обладают возможностью самостоятельно регулировать поведение участников — пользователей таких систем посредством программного кода, определяющего алгоритм допустимых действий индивида. Вместе с тем такая возможность создает иллюзию отсутствия необходимости в правовом урегулировании общественных отношений, связанных с обращением цифровых финансовых активов. В условиях развития новых финансовых технологий особое значение имеет разработка качественной правовой основы, способствующей, с одной стороны, формированию цифровой экономики, развитию интернет-предпринимательства, международной экономической интеграции, созданию благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, а с другой – обеспечению защиты прав и законных интересов участников рынка новых финансовых технологий, соблюдению действующего законодательства, увеличению налоговых поступлений в бюджет страны [17, с. 3].
Рассматривая в ретроспективном плане стадии законодательного регулирования обращения и использования криптовалюты в Российской Федерации, надо заметить, что начало такому процессу было положено еще в 2014 г. На тот момент Банк России (далее – Банк) опубликовал Информационное письмо, в котором определил виртуальную валюту как денежный суррогат и предостерег граждан и юридических лиц от ее использования [11].
При этом следует отметить, что, несмотря на наличие в российском законодательстве запрета на использование денежных суррогатов, положения, закрепляющего возможность наступления какой-либо ответственности, в частности, административной или уголовной за нарушение данного запрета закреплено не было, что также было впоследствии подтверждено Минфином России [8].
Также, согласно данному письму, предоставление юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» следовало рассматривать как потенциальную вовлеченность в осуществление сомнительных операций, а именно деятельность по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [15, с. 147 – 153]. Следовательно, факт обмена потенциально приравнивался к деянию, предусмотренному ст. ст. 174-174.1 УК РФ, а равно ст. 205.1 УК РФ.
В данном случае следует отметить, что в ст. 174 – 174.1 УК РФ используются понятия «денежные средства» или «иное имущество». Однако, проанализировав в 2014 г. Постановление Пленума Верховного Суда, разъясняющего положения ст. ст. 174-174.1 УК РФ, можно было бы сделать вывод, согласно которому виртуальная валюта и (соответственно, криптовалюта) не попадала ни под одну из указанных выше категорий, поскольку не являлась ни наличными, ни безналичными денежными средствами, ни имуществом [14].
Таким образом, позиция, озвученная Банком, противоречила действующему законодательству Российской Федерации.
В связи с изложенным, необходимо сделать специальный акцент на том важном обстоятельстве, что в условиях формирования нормативно-правовой базы, регулирующей обращение цифровых финансовых активов (ЦФА) и цифровой валюты, в целях противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в проекты законов необходимо включать соответствующие нормы. Российская Федерация как член Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) последовательно закрепляет в проектах законов, принимаемых для регулирования обращения цифровых финансовых активов, нормы, соответствующие 40 Рекомендациям ФАТФ. Запрет финансовым учреждениям вести анонимные счета, принятие мер для идентификации и проверки личностей клиентов, а также другие меры должны существенно повлиять на уменьшение криминогенного фактора на бурно развивающемся финансовом рынке [15, с. 147].
Следует отметить, что позиция относительно обращения и использования криптовалюты повторно была подтверждена Банком в сентябре 2017 г., однако, в данном случае он не приравнивал действия, совершенные с криптовалютой, к уголовно наказуемым деяниям. В опубликованном письме Банк обращал внимание на тот факт, что допуск криптовалют к обращению и использованию как на организационных торгах, так и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на данный момент является «преждевременным» [12].
Попытки закрепить статус виртуальной валюты в законодательстве также начались в 2017 г. В целях развития цифровой экономики в Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена в том числе на формирование нормативной базы для правового регулирования новых отношений в сфере цифровой экономики. Особенно актуальным, в связи с этим явился вопрос правового регулирования криптовалюты [7, с. 83 – 89].
В октябре 2017 г. согласно Перечню поручений, утвержденному Президентом Российской Федерации, Правительству Российской Федерации совместно с Банком России в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» было, в частности, поручено определить статус цифровых технологий, в том числе таких, как «криптовалюта» (до 1 июля 2018 г.), учитывая «обязательность рубля в качестве единственного законного платежного средства». Одновременно указанным ранее Поручением была поставлена задача регистрации хозяйствующих субъектов, осуществляющих «майнинг», а также определение налогообложения подобных субъектов [13].
Логичным результатом стало внесение в Государственную Думу ФС РФ в марте 2018 г. законопроекта «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 4190559-7 (впоследствии – Федеральный закон № 259-ФЗ) [19].
Данный Федеральный закон, во-первых, закрепил такие понятия, как «цифровые финансовые активы» (далее – ЦФА) и «цифровая валюта». При этом следует отметить, что, согласно ФЗ № 259-ФЗ, данные понятия не являются тождественными: если ЦФА представляет собой цифровое право, содержание которого определено, в частности, в ст. 141.1 ГК РФ, то цифровая валюта – средство платежа (ст. 1 ФЗ № 259-ФЗ).
Во-вторых, ст. 14 были закреплены положения, регламентирующие порядок оборота цифровой валюты. Организация выпуска, а также непосредственно выпуск и последующее обращение цифровой валюты не запрещается, однако ФЗ № 259-ФЗ содержит указание на необходимость использования для данных целей исключительно российской информационной инфраструктуры. С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты до сих пор не определены. Указано лишь, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами».
В-третьих, ФЗ № 259-ФЗ установил, что юридические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве оплаты (ч. 6 ст. 14). С другой стороны, опять же, согласно ч. 6 ст. 14 ФЗ № 259-ФЗ, требования юридических лиц, связанные с обладанием криптовалюты, могут подлежать судебной защите при выполнении следующих условий: юридическое лицо должно проинформировать (содержание термина «информирование» не раскрывается) о факте обладания цифровой валютой, а гражданско-правовые сделки и (или) операции должны быть осуществлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве оплаты запрещается (ч. 7 ФЗ № 259-ФЗ).
Таким образом, получается, что запрещено распространять информацию о возможности оплаты товара (работы, услуги) цифровой валютой, а также принимать цифровую валюту в качестве оплаты. Однако, если выполнены вышеуказанные условия, то запрет на прием цифровой валюты не действует. В свою очередь, на физических лиц данный запрет, исходя из текста ст. 14, не распространяется вовсе.
Более того, рассматриваемый законодательный акт закрыл существенный пробел в законодательстве Российской Федерации, признав цифровую валюту имуществом в рамках регулирования противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Кроме того, цифровая валюта была определена в качестве имущества в антикоррупционном законодательстве и законодательстве о банкротстве.
Следующим шагом, направленным на законодательное урегулирование вопроса выпуска и обращения цифровой валюты, стала разработка Правительством Российской Федерации «Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют» (далее – Концепция) [9].
Принятая в 2022 г. Концепция закрепила, что в России отсутствует законодательное регулирование такого финансового инструмента, как цифровая валюта (хотя Федеральный закон № 259-ФЗ был принят 31 июля 2020 г., поставив целью осуществление возможности ее государственного контроля). При этом Концепция затрагивает исключительно вопросы обмена цифровых валют на денежные средства и наоборот, а также на другие виды цифровых валют.
Согласно данной Концепции, в целях обеспечения эффективного государственного контроля над таким процессом, должны в обязательном порядке существовать следующие субъекты финансовых отношений:
• организатор системы обмена цифровых валют – банк с универсальной лицензией, обладающий соответствующими информационной системой и программным обеспечением. Одна из важнейших функций организатора – идентификация участников обмена;
• оператор обмена цифровых валют – российское юридическое лицо, соответствующее требованиям Федерального закона № 115-ФЗ (ПОД/ФТ) [6, с. 65 – 73]. Основная функция: обмен цифровой валюты на денежные средства и наоборот, а также на другие виды цифровых валют;
• иностранная биржа обмена валют, покупка и продажа цифровых валют, на которой допускается при условии, что биржа соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;
• клиенты – юридические и физические лица, прошедшие процедуру идентификации и имеющие счет или электронный кошелек. Подразделяются на квалифицированных и неквалифицированных [9].
Таким образом, можно сделать вывод обобщающего характера, согласно которому за последние несколько лет Россия в определенной степени добилась прогресса в вопросе правового регулирования выпуска и обращения криптовалюты. Несмотря на то, что действующие нормативные правовые акты пока содержат ряд недоработок, содержащиеся в них положения (по большей части определяющие цифровую валюту в качестве имущества) уже периодически используются в судебной практике.
Однако в качестве проблемы в данном случае также можно назвать то, что целью разрабатываемых нормативных правовых актов является государственный контроль над выпуском и обращением криптовалюты, которая изначально привлекла пользователей исключительно за счет таких признаков, как децентрализованность, анонимность и отсутствие обеспеченности, что обуславливает незаинтересованность пользователей в следовании законодательству. Следовательно, в случае если допустить возможность тотального государственного контроля над выпуском и оборотом криптовалюты, криптовалюта как финансовый инструмент потеряет свой смысл.
В то же время, динамично развивающийся финансовый рынок цифровых валют, а также различные цифровые инструменты в своей совокупности реально позволяют пользователям избежать необходимости следовать установленным нормам и правилам. В связи с изложенным, целесообразно констатировать, что вопрос правового регулирования криптовалюты в нашей стране на настоящий момент остается дискуссионным и требующим своего дальнейшего разрешения.
В заключение следует выразить солидарность с принципиальным тезисом М.А. Егоровой, согласно которому невозможность полного установления государственного контроля над криптовалютами не исключает частичного запрета на определенные операции: например, на оплату биткоинами товаров во избежание случаев мошенничества; не исключается также возможность внедрения государственного контроля в отдельные сферы, например, в налогообложение. Также нужно понимать, что регулирование в своем идеальном воплощении должно сочетать в себе как обеспечение публичных интересов путем принятия мер по борьбе с преступлениями с использованием криптовалют, так и защиту интересов частных инвесторов и клиентов валютных бирж и при этом создавать благоприятную почву для роста экономики и развития инноваций [7, с. 88].
Информация об авторах:
Д.А. Ширёв, доцент кафедры судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, адвокат Московского центрального филиала Московской областной коллегии адвокатов, кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: ne205@yandex.ru
Степанян А.Л., аспирант кафедры судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
E-mail: 1142220774@rudn.ru
Information about the authors:
D.A. Shirev, Associate Professor of the Department of Judicial Power, civil society and law enforcement of the Law Institute Russian Friendship Universitу peoples named after Patrice Lumumba, lawyer of the Moscow Central branch of the Moscow Regional bar association, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Stepanyan A.L., postgraduate student of the Department of Judicial Power, civil society and law enforcement of the Law Institute Russian Friendship University peoples named after Patrice Lumumba.
Литература:
- Crypto Currency. URL: https://www.forbes.com/forbes/2011/0509/technology-psilocybin-bitcoins-gavin-andresen-crypto-currency.html?sh=1d83fb6e353e (дата обращения: 20.03.2024).
- Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. URL: https://www.ussc.gov/sites/default/files/pdf/training/annual-national-training-seminar/2018/Emerging_Tech_Bitcoin_Crypto.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
- Андреева Е.М. Модель правового регулирования криптовалют в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – № 2 (68). – С. 61 – 74.
- Беликов Е.Г., Юдина Е.В. Перспективы публично-правового регулирования обращения криптовалют в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 5. – С. 55 – 60.
- Букина С.Е., Паламарчук А.Р. Правовое регулирование криптовалютной отрасли в России и за рубежом // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – № 6. – С. 86 – 92.
- Дыбина И.В., Судакова В.А. Разработка единого подхода к обеспечению правового регулирования криптоактивов в России как способ снижения рисков в сфере ПОД/ФТ // Научные записки молодых исследователей. – 2019. – № 3. – С. 65 – 73.
- Егорова М.А. Биткоин как особый вид криптовалюты: понятие, значение и перспективы правового регулирования в предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 6 (103). – С. 83 – 89.
- За распространение денежных суррогатов может быть введена уголовная ответственность. URL: https://www.garant.ru/news/701557/ (дата обращения: 20.03.2024).
- Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют. URL: http://static.government.ru/media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTANrqZ.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
- Ларина О.И. Перспективы развития правового регулирования рынка криптовалют в России/XE-Management. – 2019. – № 4. – С. 11 – 21.
- Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн // URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения 20.11.2023).
- Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют). URL: https://clck.ru/3A4hbZ (дата обращения 20.11.2023).
- Обзор финансовой стабильности // Информационно-аналитические материалы Банка России. – № 2. – II-III кварталы 2017. – М.: Центральный Банк Российской Федерации, 2017. – 59 с.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» от 7 июля 2015 г. № 32 (с изменениями, внесенными постановлением пленума от 26 февраля 2019 г. № 1) // Российская газета. – 2015. – № 151.
- Раздорожный К.Б. Противодействие отмыванию денежных средств, полученных с использованием цифровых финансовых активов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 7 (59). – С. 147 – 153.
- Раздорожный К.Б. Финансово-правовое регулирование цифрового финансового актива (криптовалюты), процедуры выпуска и размещения цифровых финансовых активов (ICO) в России и в зарубежных странах // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 9. – С. 163 – 169.
- Раздорожный К.Б. Финансово-правовое регулирование цифровых финансовых активов в России и в зарубежных странах: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2021. – 221 с.
- Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. Проблемы легализации криптовалюты в России: законодательные противоречия // KANT. – 2022. – № 1 (42). – С. 67 – 72.
- Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ // Российская газета. – № 173.
- Что случилось с парнем, который купил пиццу за биткоины. URL: https://vc.ru/crypto/30273-chto-sluchilos-s-parnem-kotoryy-kupil-piccu-za-bitkoiny (дата обращения: 20.03.2024).
References:
1. Crypto Currency. URL: https://www.forbes.com/forbes/2011/0509/technology-psilocybin-bitcoins-gavin-andresen-crypto-currency.html?sh=1d83fb6e353e (data obrashcheniya: 20.03.2024).
2. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. URL: https://www.ussc.gov/sites/default/files/pdf/training/annual-national-training-seminar/2018/Emerging_Tech_Bitcoin_Crypto.pdf (data obrashcheniya: 20.03.2024).
3. Andreeva E.M. Model’ pravovogo regulirovaniya kriptovalyut v Rossijskoj Federacii // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. – 2022. – № 2 (68). – S. 61 – 74.
4. Belikov E.G., YUdina E.V. Perspektivy publichno-pravovogo regulirovaniya obrashcheniya kriptovalyut v Rossijskoj Federacii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. – 2022. – № 5. – S. 55 – 60.
5. Bukina S.E., Palamarchuk A.R. Pravovoe regulirovanie kriptovalyutnoj otrasli v Rossii i za rubezhom // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. – 2018. – № 6. – S. 86 – 92.
6. Dybina I.V., Sudakova V.A. Razrabotka edinogo podhoda k obespecheniyu pravovogo regulirovaniya kriptoaktivov v Rossii kak sposob snizheniya riskov v sfere POD/FT // Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. – 2019. – № 3. – S. 65 – 73.
7. Egorova M.A. Bitkoin kak osobyj vid kriptovalyuty: ponyatie, znachenie i perspektivy pravovogo regulirovaniya v predprinimatel’skoj deyatel’nosti // Aktual’nye problemy rossijskogo prava. – 2019. – № 6 (103). – S. 83 – 89.
8. Za rasprostranenie denezhnyh surrogatov mozhet byt’ vvedena ugolovnaya otvetstvennost’. URL: https://www.garant.ru/news/701557/ (data obrashcheniya: 20.03.2024).
9. Koncepciya zakonodatel’nogo reglamentirovaniya mekhanizmov organizacii oborota cifrovyh valyut. URL: http://static.government.ru/media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTANrqZ.pdf (data obrashcheniya: 20.03.2024).
10. Larina O.I. Perspektivy razvitiya pravovogo regulirovaniya rynka kriptovalyut v Rossii/XE-Management. – 2019. – № 4. – S. 11 – 21.
11. Ob ispol’zovanii pri sovershenii sdelok «virtual’nyh valyut», v chastnosti, Bitkojn // URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (data obrashcheniya 20.11.2023).
12. Ob ispol’zovanii chastnyh «virtual’nyh valyut» (kriptovalyut). URL: https://clck.ru/3A4hbZ (data obrashcheniya 20.11.2023).
13. Obzor finansovoj stabil’nosti // Informacionno-analiticheskie materialy Banka Rossii. – № 2. – II-III kvartaly 2017. – M.: Central’nyj Bank Rossijskoj Federacii, 2017. – 59 s.
14. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF «O sudebnoj praktike po delam o legalizacii (otmyvanii) denezhnyh sredstv ili inogo imushchestva, priobretennyh prestupnym putem, i o priobretenii ili sbyte imushchestva, zavedomo dobytogo prestupnym putem» ot 7 iyulya 2015 g. № 32 (s izmeneniyami, vnesennymi postanovleniem plenuma ot 26 fevralya 2019 g. № 1) // Rossijskaya gazeta. – 2015. – № 151.
15. Razdorozhnyj K.B. Protivodejstvie otmyvaniyu denezhnyh sredstv, poluchennyh s ispol’zovaniem cifrovyh finansovyh aktivov // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). – 2019. – № 7 (59). – S. 147 – 153.
16. Razdorozhnyj K.B. Finansovo-pravovoe regulirovanie cifrovogo finansovogo aktiva (kriptovalyuty), procedury vypuska i razmeshcheniya cifrovyh finansovyh aktivov (ICO) v Rossii i v zarubezhnyh stranah // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). – 2018. – № 9. – S. 163 – 169.
17. Razdorozhnyj K.B. Finansovo-pravovoe regulirovanie cifrovyh finansovyh aktivov v Rossii i v zarubezhnyh stranah: dis. … kand. yurid. nauk. – M., 2021. – 221 s.
18. Uglickih O.N., Klishina YU.E. Problemy legalizacii kriptovalyuty v Rossii: zakonodatel’nye protivorechiya // KANT. – 2022. – № 1 (42). – S. 67 – 72.
19. Federal’nyj zakon «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» ot 31 iyulya 2020 g. № 259-FZ // Rossijskaya gazeta. – № 173.
20. CHto sluchilos’ s parnem, kotoryj kupil piccu za bitkoiny. URL: https://vc.ru/crypto/30273-chto-sluchilos-s-parnem-kotoryy-kupil-piccu-za-bitkoiny (data obrashcheniya: 20.03.2024).