Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

К вопросу об идеологической безопасности России

В публикации проанализированы некоторые проблемы обеспечения идеологической безопасности государства, как фактора, имеющего одно из значений для обеспечения реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов как на внутри страны, так и на международной арене. Важное место в этой работе, по мнению авторов, необходимо уделить молодежи.

Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ЦИПБ РАН в 2019 году по вопросам исследования проблем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. 

Ключевые слова: национальная безопасность, идеологическая безопасность, суверенитет, идеология, ценности, государственное управление.

On the issue of ideological security of Russia

Annotation:

The publication analyzes some of the problems of ideological security of the state as a factor that has one of the values to ensure the implementation of strategic national priorities and effective protection of national interests both within the country and in the international arena. According to the authors, an important place in this work should be given to young people.

Work is performed under the state order TIPB wounds in 2019 on research problems of national security of the Russian Federation in modern conditions.

Key words: national security, ideological security, sovereignty, ideology, values, public administration.

 

В основе существования государства также должна быть идея, мировоззрение, идеология, которая будет являться той самой духовной скрепой, обеспечивающей устойчивость, развитие, патриотизм граждан.

Идеология является внутренним стержнем каждого отдельного гражданина, опутывая всех и становясь единой паутиной государственного суверенитета.

Различные авторы по-разному излагают свои взгляды на содержание и значение этого понятия. Представляется, что в рамках данной статьи идеологию можно определить как систему (а не совокупность или комплекс) политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Системность подхода определяет необходимость иного (более глубокого исследования этого термина) и его практическую направленность).

Согласно статье 13 Конституции РФ[1] в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Вместе с тем, человеку (в своем большинстве), исходя из его физиологических особенностей, свойственно восприятие идеи, некоторых установок на жизнь в соответствии с определенными принципами, основанными на национальных, религиозных, общественных и иных особенностей жизни, которые он усваивает, только находясь в социуме. В любом государстве с выстроенной идеологической работой принципы и уклад жизни общества строятся и базируются на национальной идее, которая лежит в основе действия социума, а также создания основ существования государства на основе воспитания молодежи. Идея является первичной по отношению к идеологии, которая использует различные способы, приемы, методы, направленные на популяризацию идеи.

Представляется, что в современной России эта работа требует активизации. Нужен поиск путей, способов и методов поиска и разработки идеологических базисов из присущих нашему государству исторических характеристик, многонациональности, сформированной ментальности. В этой связи как элемент общей системы национальной безопасности целесообразно рассмотреть (на уровне ранее введенного Центром понятия «правовая безопасность» — смотри работы ЦИПБ РАН по этому вопросу) термин и содержание «идеологической безопасности». На взгляд авторов, вопросы идеологической составляющей должны стать одним из базисов (основ) решения вопросов «формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.»[2]

Государственная власть не может опираться только на насилие и принуждение. Это порождает непрочность и скорую гибель власти, вызывает противодействие общества. Власть нуждается в идеологии, тесно связанной с интересами самой власти и общества. Только идеология позволяет объяснить и оправдать цели и задачи власти, методы и способы их достижения. Идеология подкрепляет авторитет власти, показывает соответствие интересов государства интересам общества[3].

В политических дискуссиях о феномене власти обнаруживается, что насилие – не более чем самое яркое проявление власти[4].

Воздействие власти на население должно основываться не на возможности легального принуждения, а в первую очередь, на идеологических принципах, которые формируются из потребностей, целей и интересов общества, что само по себе должно максимально исключить возможность их использования в субъективно-корыстных целях власти, так как они разрабатываются на основе потребностей, целей и интересов общества. Только в этом случае идеологический базис может стать тем механизмом, который будет стимулировать общество к исполнению своих обязанностей по отношению к государству, а государство – к обществу.

Идеологические установки являются фундаментом воспитательной работы молодежи и взрослых. Противостоять давлению извне, стремящемуся сломить идентичность другого субъекта, способна только личность, имеющая твердые идеологические убеждения. Патриотическое воспитание, строящееся на базе воспитания в рамках идеологии, как системы, и идеологии, как идеи, осознанности, мировоззрения является фактором преемственности поколений и обеспечивающим единство государственного развития[5].

В интересах создания содержания и направления, а также форм и методов идеологической работы представляется необходимым рассмотреть вопрос о разработке проекта Концепции идеологической безопасности России, как инструмента организации и проведения такой работы. Безусловно, этот вопрос является весьма дискуссионным и авторы рассчитывают на его обсуждение.

Предлагается рассмотреть термин «граничная демократия», связанный с вопросами национальной безопасности как базис, обеспечивающий духовную безопасность граждан страны, защищающий от негативного и разрушающего внешнего воздействия, способного привести к дестабилизации внутренней обстановки, который дополняется набором некоторых общетехнических моментов для реализации концепции идеологической безопасности в России.

«Граничная демократия» не является какой-либо исключительно социальной идеологией. Такая идеология должна отвечать интересам и запросам общества на конкретном историческом этапе и быть мобильной для грамотного процесса конверсии (чейнджирования[6]) под меняющиеся субъектно-объектные обстоятельства, где ключевыми показателями выступают потребности, цели и интересы общества.

«Граничная демократия» — демократия территориальной целостности и суверенности государства, основанная на вере граждан в государство, защите государством интересов граждан как внутри государства, так и за его пределами.

В первую очередь, «граничная демократия» призвана воспитать истинного патриота и гражданина, уверенного всего, стремящегося к достижению новых высот, уверенно смотрящего в будущее, открытого к позитивным веяниям современной цивилизации и распространяющего во вне российские культурно-идеологические ценности.

В системе личностно-общественных отношений, «граничная демократия» будет являться стимулом исполнения обязательств между личностью, обществом и государством, что гарантируется, в том числе, путем создания прозрачной структуры распределения налоговых поступлений по статьям бюджета и публичным обсуждением проектов бюджета на всех уровнях. Допустимо утверждать, что «открытое общество» — это современное определение демократического общества.

Использование государством в основном методов легального принуждения по отношению к личности и обществу не является правильным, в этом вопросе необходимо сочетание всех имеющихся социальных, информационных, общественных, культурных и других факторов, которые создают идеологическую основу личности, обществ аи государства, в том числе бизнеса (промышленный рост, услуг, товаров, работ) и государства (сохранение национальной идентичности, так как в различиях тоже проявляется путь к развитию).

Необходимо обратить внимание на следующие глобальные преобразования в мире:

  1. Взаимозависимость и взаимовлияние стран в глобальном интеграционном процессе. Глобализация с централизованной мировой системой управления, что приводит к социально-культурному и материальному порабощению одной цивилизацией/культурой других.
  2. Стремительное развитие науки и техники в развивающихся странах мира.
  3. Стирание ментально-этнических национальных различий.

Идеологические ценности, направленные на национальные, культурные ценности нашей страны в этом случае выступят тем объединяющим звеном, которое отодвинет на второй план исключительно личную выгоду и поместит на первый план интересы общества в связке с интересами личности. Только такой подход позволит дать толчок духовно-нравственному развитию молодого поколения, возрождению чувства гордости за страну, осознанию положения России в мире.

Формирование и развитие патриотических чувств является также одним из базовых условий идеологической безопасности личности, обществ аи государства. Конечно, это не является исключительно заботой образовательных систем, это обязанность и забота общественных и государственных институтов, средств массовой информации. В то же время, при формировании базовых российских ценностей важно учитывать уже накопленный опыт и возможности, а не превращать все колосс высоких намерений.

Знание и понимание ценности исторического опыта, гордость за вклад страны в мировую историю, включение себя как составного элемента прошлого, настоящего и будущего государства – является осознанием и пониманием базовых национально-культурных ценностей. История государства, накопленные культурные ценности являются базовыми элементами личности жителя России.

Осознание общности себя со страной окружает человека «защитным» ореолом суверенитета самостоятельной державы. На Руси первый вопрос, который задавали путнику, в основном звучал так: «Чьих будешь? Какого роду-племени?». Ответ позволял сложить впечатление, простроить модель общения, предположить дальнейшее развитие событий. Люди, которые забывают свои исторические корни, отрекаются от истории предков, встают перед опасностью размывания индивидуальности, потери уникальности собственного существования, что исключается при имеющейся в государстве устоявшейся идеологической концепции.

В области государственной и муниципальной службы, благодаря идеологически ценностям, деятельность государственных и муниципальных служащих станет направляться общей идеологической концепцией в интересах личности, общества и государства, где каждый гражданин является структурным элементом слаженно работающей системы общественно-государственного управления и развития. Идеологические установки стимулируют государственного и муниципального служащего по принципу сопричастности к происходящим процессам, к осуществляемым действиям, направленным на достижение общегосударственных целей. Кроме того в соответствии поступков и действий, предпринимаемых служащим идеологические принципы могут стать критерием оценки эффективности труда государственного или муниципального служащего.

Инструментами разработки и имплементации «граничной демократии» в России могут стать:

— Поиск, формирование и развитие базовых российских культурно-идеологических ценностей путем полномасштабной информационной государственной политики.

— Продуманная финансовая политика. Приоритет расходным статьям образовательного, научного и технологического развития. Эффективный контроль за реализацией бюджетных средств («открытые данные», блокчейн-технологии).

Структура «Концепции идеологической безопасности РФ» может включать следующие разделы:

— международный экономико-культурный глобализационный процесс;

— интересы личности, общества и государства, как основа идеологической безопасности РФ;

—  базовые идеологические принципы российского общества;

— мировоззренческие базисы образования и воспитания молодого поколения;

— основные способы и методы реализации концепции идеологической безопасности Российской Федерации;

— основные способы и методы формирования концепции идеологической безопасности РФ.

В процессе разработки концепции идеологической безопасности РФ необходимо учитывать проблемы формирования подлинного федерализма в нашей стране.

Уникальность российского федерализма заключается как в отличительной особенности, присущей СССР, а именно, устройстве государства национальному признаку, так и общему для большинства стран, территориальному. Попытки копирования чужих моделей не увенчались успехом, так как столкнулись с особенностями российской ментальности и шли в разрез с интересами страны. Антагонизмы в конституционных основах российского федерализма обоснованы богатым и непростым историческим опытом, что уводит отсылки на чужие примеры в разряд условных факторов, подкрепляющих идеологические установки.

Отношения федерального центра и субъектов закрепляются договором. Разумеется, каждый регион желает получить как можно больше самостоятельности и независимости от центра в принятии решений. Грамотный паритет интересов играет здесь одну из ключевых ролей наравне с глубиной мировоззренческих убеждений о единстве страны у руководителей всех уровней власти и у населения[7].

Так, в России действует сепаратистское движение за отделение Урала и создание Уральской народной республики. Несмотря на то, что основатель движения находится за границей, он посредством социальных сетей продолжает свою деятельность и у него появляются последователи.

Государству необходимы четкие и понятные идеологические принципы интересные гражданам, принимаемые гражданами и браться за решение этого нелегкого вопроса необходимо, чтобы не опоздать и не получить «парад суверенитетов», «майдан» и прочие «достижения» современности. Сильная идеологические установки государства – один из ключевых базисов национальной безопасности страны.

Таким образом идеологические установки молодежи, идеологическая безопасность России должны строиться на основных понятиях морали и нравственности, традиционных ценностях и толерантности, интегрированных с современными реалиями информационного общества с учетом созидательного и разрушительного потенциалов в нем заложенных.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Консультант, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
  3. Прохожев А.А., «Национальная идеология и национальная безопасность России», / М.: ОАО МПК, 2013.
  4. Х. Арендт, «О насилии» / Пер. с англ. Г.М. Дашевского М.: Новое издательство, 2014.
  5. Информационный-портал «Ронм.ру», раздел «Особенности формы Российского государства», URL: https://ronl.org/shpargalki/gosudarstvo-i-pravo/721573/.
  6. Качалов А.Г., Темкин В.Л., Культурно-идеологическое воспитание молодежи как базис национальной безопасности России, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27435155

Literature:

  1. «Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote 12.12.1993), Consultant, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
  2. The national security strategy of the Russian Federation. The decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 «About Strategy of national security of the Russian Federation», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
  3. A. A. Prokhozhev, «National ideology and national security of Russia», / M.: JSC MPK, 2013.
  4. H. Arendt, «On Violence», Translated from English by G.M. Dashevsky M .: New Publishing, 2014
  5. Information portal «Roy.ru», section «Features of the form of the Russian state», URL: https://ronl.org/shpargalki/gosudarstvo-i-pravo/721573/.
  6. Kachalov A. G., Temkin V. L., Cultural and ideological education of youth as the basis of national security of Russia, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27435155

[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) , Консультант, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399

[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, ст. 4, . Указ Президента Российской Федерации

от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/,

[3] Прохожев А.А., «Национальная идеология и национальная безопасность России», / М.: ОАО МПК, 2013.

[4] Х. Арендт, «О Насилии», 2014, стр. 41.

[5] Качалов А.Г., Темкин В.Л., Культурно-идеологическое воспитание молодежи как базис национальной безопасности России, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27435155, дата обращения 05.05.2019 г.

[6] Автор предлагает использование термина «чейнджирование» (от англ. Change – перемена, смена, замена) по отношению к вопросу необходимости гибкого изменения какого-либо процесса или системы по причине объективных внешних и внутренних условий.

[7] Информационный-портал «Ронм.ру», раздел «Особенности формы Российского государства», URL: https://ronl.org/shpargalki/gosudarstvo-i-pravo/721573/, дата обращения 03.04.2019 г.

Информация об авторах:

Синицын Игорь Михайлович,
ученый секретарь
Центра исследования проблем безопасности
Российской академии наук
117335, Россия, г. Москва,
ул.Гарибальди, дом 21 б.

Качалов Александр Геннадьевич,
аспирант Института права и национальной безопасности РАНХиГС,
советник государственной гражданской службы РФ 3 класса,
119991, Россия, г. Москва,
ул. Житная, дом 16.

Information about the authors:

Sinitsyn Igor Mikhailovich,
Scientific Secretary
Center for Security Studies
Russian Academy of Sciences
117335, Russia, Moscow,
Garibaldi, house 21 b.

Kachalov Aleksandr Gennadyevich,
graduate student Institute of Law and National Security RANEPA,
counselor of the State Civil Service of the Russian Federation, 3rd class,
119991, Russia, Mosscow,
St. Zhitnaya, house 16.

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: