Бирюков П. Н.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы правовой системы Евразийского экономического союза (ЕЭС). Автор исследует содержание права ЕЭС. Главное внимание уделяется описанию правовой системы ЕЭС.
Аnnotation:
The article deals with the questions of legal system of the Eurasian Economic Union (EEU). The author outlines the content of EEU law. The main attention is paid to the description of the legal system of EEU.
Об авторе:
Павел Бирюков- д.ю.н., проф., зав. кафедрой международного и европейского права ВГУ
About the author:
Pavel Biriukov — Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the International and European Law Department, Voronezh State University (Russia).
Ключевые слова: ЕврАзЭС, Евразийский экономический союз, ЕЭС, Союз, Договор, ЕЭС, политика, правовая система
Договор о создании Евразийского экономического союза (далее Договор 2014 г., Договор) вступил в силу 1 января 2015 г. На следующий день официально вошла в состав ЕЭС Армения. К Договору имеются 33 приложения.
В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и договорами в рамках Союза.
Скоординированная политика – политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств ЕЭС на основе общих подходов, одобренных в рамках органов Союза, необходимых для достижения целей Союза, предусмотренных Договором.
Согласованная политика – политика, осуществляемая государствами ЕЭС в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза, в такой степени, которая необходима для достижения целей Союза, предусмотренных Договором.
Единая политика – политика, осуществляемая государствами в определенных ими сферах, предполагающая применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза в рамках их полномочий.
Так, в ЕЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕЭС, международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Правовая система ЕЭС крайне сложна и запутана.
Во-первых, Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором и другими договорами, заключенными в рамках Союза (указаны в приложениях к Договору).
В-вторых, международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора, входят в право Союза в качестве договоров в рамках Союза и применяются в части, не противоречащей Договору 2014 г.
В-третьих, в связи с вступлением в силу Договора прекратилось действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, указанных в Приложению № 33 к Договору (всего 65 договоров).
В-четвертых, Союз вправе осуществлять сотрудничество с государствами и международными интеграционными объединениями. Он вправе самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции. Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета (далее ВЕЭС).
Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором 2014 г. приоритет имеет последний.
Международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора 2014 г., входят в право Союза в качестве «договоров в рамках Союза» и применяются в части, не противоречащей Договору 2014 г. В рамках Союза также действуют международные договоры, указанные в приложении № 31 к Договору.
В-пятых, с 1 января 2015 г. функции и полномочия Высшего совета на уровне глав государств и глав правительств, Комиссии, действовавших в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, осуществляются соответственно Высшим советом, Межправительственным советом, Комиссией, которые руководствуются Договором 2014 г.
Органами Союза объявлены: Высший Евразийский экономический совет (Высший совет); Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет); Евразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия, ЕЭК); Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд Союза). Органы уже нового Союза издают собственные документы.
Высшим органом Союза является Высший совет, состоящий из глав государств-членов. С момента вступления в силу Договора с функции и полномочия Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств и на уровне глав правительств, действовавших в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, осуществляются соответственно Высшим советом и Межправительственным советом, действующими в соответствии с Договором 2014 г. Высший совет консенсусом принимает решения и распоряжения. Совет вправе отменить или изменить решения, принятые Межправительственным советом или Комиссией.
Евразийская экономическая комиссия, учрежденная в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, осуществляет свою деятельность в соответствии с Договором 2014 г.
Суд Союза является постоянно действующим судебным органом Союза. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда (приложение № 2 к Договору).
Решения[1] и распоряжения[2] органов Союза не должны противоречить Договору и международным договорам в рамках Союза. В случае возникновения противоречий между решениями органов Союза: а) решения ВЕЭС имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии; б) решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.
При этом необходим учитывать, что в РФ не существует общего юридического механизма по реализации документов органов международных организаций. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ рассчитана, главным образом, на международные договоры. В результате, как правило, имплементация актов документов международных организаций носит «разовый» характер. При этом она осуществляется на всех уровнях и во всех сферах отношений; проблемы решаются, так сказать, по мере их возникновения.
В-пятых, имеется масса документов, изданных органами: а) Таможенного союза; б) Евразийского экономического сообщества; в) Единого экономического пространства. Указанные документы сохраняют силу в той части, в какой не противоречат Договору, Приложениям к договору, другим договорам в рамках Союза и с третьими странами.
Решения Высшего Совета на уровне глав государств и на уровне глав правительств и Комиссии, действующие на дату вступления в силу Договора 2014 г, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей Договору.
Наконец, в-шестых, нельзя забывать, что частью права ЕЭС становится право ВТО. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы 2011 г. установил правила взаимодействия права ТС с правовой системой ВТО. Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами. При заключении международных договоров в рамках Таможенного союза, принятии и применении актов Таможенного союза его органами Стороны обеспечивают соответствие таких договоров и актов Соглашению ВТО.
Таким образом, право ЕЭС составляют:
а) Договор 2014 г.;
б) международные договоры в рамках Союза;
в) международные договоры Союза с третьей стороной;
г) акты органов Союза (включая документы органов ЕврАзЭС) — решения и распоряжения Высшего совета, Межправительственного совета и ЕЭК, принятые в рамках их полномочий. Решения институтов Союза подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.
[1] Решение – акт, принимаемый органами Союза, содержащий положения нормативно-правового характера.
[2] Распоряжение – акт, принимаемый органами Союза, имеющий организационно-распорядительный характер.