Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ / ON THE ISSUE OF THE DETERMINATION OF THE INTERNATIONAL TERRORISM IN THE INTERNATIONAL LAW

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Петрищев Владимир Валерьевич[1]

 

Аннотация: В условиях продолжающейся борьбы с международным терроризмом на территории Ближнего и Среднего Востока, совершающихся с высокой частотой террористических актов в Европе и других регионах, перед мировым сообществом более значимо встает вопрос разработки универсального международного документа, который бы дал всеобъемлющее международно-правовое определение международному терроризму. Выработка такого определения будет способствовать дальнейшей консолидации усилий мирового сообщества и укреплению борьбы с этой международной угрозой.

Ключевые слова: международный терроризм, международное право, международные конвенции о борьбе с терроризмом, Воздушно-космические силы России, Организация Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН.

 

ON THE ISSUE OF THE DETERMINATION OF THE INTERNATIONAL TERRORISM IN THE INTERNATIONAL LAW

Annotation: In the context of the ongoing struggle against international terrorism in the Near and Middle East, occurring with a high frequency of terrorist attacks in Europe and elsewhere, to the international community is more significant question of the development of the universal international instrument, which would give a comprehensive international legal definition of the international terrorism . Development of such a definition will contribute to further consolidation of the efforts of the international community and to strengthening the fight against this international threat.

Keywords: international terrorism, international law, international conventions on combating terrorism, Aerospace forces of Russia, the United Nations, the UN General Assembly, the UN Security Council.

В результате операции Воздушно-космических сил России, коалиции, возглавляемой США, а также вооруженных сил Сирии и ряда успешных дипломатических шагов, 27 февраля 2016 г. был установлен режим перемирия и положено начало новому этапу переговорного процесса представителей правительства Сирии и вооруженной оппозиции. Успешные военные действия против террористов в Сирии имеют огромное значение для стабилизации ситуации в государстве, но в дополнение к ним еще необходимо предпринять политические, правовые и иные шаги, которые способствовали бы ликвидации этого зла. Говоря о конкретных практических проблемах, следует отметить, что при организации перемирия и переговоров в рамках Международной группы поддержки Сирии возникли конкретные вопросы, связанные с определением того, какие из числа противоборствующих сил не являются террористическими и, соответственно, к данным переговорам привлечены быть не могут.

И международное сообщество, и наука международного права продолжают сосредотачивать усилия, направленные на разработку определения международного терроризма. Эта работа продолжается уже почти восемьдесят лет, и за это время были достигнуты определенные результаты.

Попытки выработки определения термина «терроризм» предпринимались мировым сообществом с начала 30-х годов XX в. Так, 16 ноября 1937 г. государства-члены Лиги Наций подписали Конвенцию о предупреждении терроризма и наказании за него[2]. Статья 1(2) Конвенции закрепила понятие террористического акта, как «преступное деяние, направленное против государства с целью или с расчетом вызвать чувство страха у отдельно взятых лиц, или группы лиц, или неограниченного круга лиц»[3].

В последующем был разработан ряд международных договоров, которые содержат положения, затрагивающие разные стороны борьбы против международного терроризма[4]. Например, предметом международных конвенций стали преступления, совершаемые на борту воздушных судов; борьба с незаконным захватом воздушных судов и с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; борьба с захватом заложников и незаконные акты насилия в аэропортах; физическая защита ядерного материала и борьба с актами ядерного терроризма; борьба с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе; маркировка пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения и борьба с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства; борьба с бомбовым терроризмом и с финансированием терроризма и др.

Для определения терроризма интерес представляет статья 2(1) Международной конвенции о борьбе с финансированием международного терроризма от 9 декабря 1999 г. В статье под международным терроризмом, понимается «…какое-либо деяние, представляющее собой преступление… направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения»[5].

Итоговым документом Всемирного саммита 2005 г[6]. было заявлено, что государства-члены ООН осуждают «…терроризм во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся…»[7]. В подтверждение своего решения 2005 года на следующий год Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 60/288 (2006) приняла Глобальную контртеррористическую стратегию ООН и План по ее реализации, раскрывающие общее межгосударственное понимание направлений борьбы с терроризмом.

Совет Безопасности ООН также принял ряд резолюций, посвященных борьбе с терроризмом. Одной из них, 1373(2001) было признано, что широкомасштабное террористическое нападение на государство создает для него право на самооборону, предусмотренное статьей 51 Устава ООН, что имеет огромное значение для определения, в каких случаях правомерно применение вооруженной силы в отношениях между государствами. Также Советом был создан Контртеррористический комитет, в задачи которого входит координация действий государств-членов ООН для борьбы с терроризмом. Был принят и ряд других резолюций (1535 (2004), 1540(2004), 1566 (2004), 1624 (2005), 2253(2015) и др.), направленных на усиление борьбы против международного терроризма. Как известно, решения СБ ООН, согласно статье 25 Устава ООН, являются юридически обязательными для членов организации.

Наряду с попытками разработки определения термина «международный терроризм» на универсальном уровне идет процесс поиска такого определения и в регионах. Результаты региональных изысканий могут быть полезны для разработки всеохватывающего определения международного терроризма.

Так, 22 апреля 1998 г. Лигой арабских государств была принята Арабская конвенция о пресечении терроризма. В статья 1(2) Конвенции указывается, что терроризм – это «любой акт или угроза насилия, невзирая на их мотивы и цели, которые совершаются в угоду одного лица или преступной группы, наводят ужас среди населения, наносят вред этому населению, подвергают опасности жизнь, свободу и безопасность людей, направлены на нанесение вреда окружающей среде, общественным и частным зданиям или имуществу, а также захват этих зданий или нанесение вреда всей нации».

3 июня 2002 г. Организацией американских государств подписана Межамериканская конвенция против терроризма, преамбула которой гласит, что «терроризм представляет собой серьезную угрозу демократическим ценностям и международному миру и безопасности и является причиной глубокой озабоченности…»[8].

В рамках Содружества Независимых Государств, в Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г., под терроризмом понимается «противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения…»[9].

Касаемо вклада представителей науки международного права в подготовку определения международного терроризма, стоит отметить, что в отечественной и зарубежной правовой литературе имеется на этот счет немало наработок. Большая часть международно-правовых работ содержит лишь общий анализ тенденций развития международного терроризма, его природы и характера. Законченные определения международного терроризма, которые могут быть использованы в работе, сформулированы, по сути дела, в работах лишь нескольких ученых, в частности, профессора О.Н. Хлестова, профессора У.Р.Латыпова и некоторых других.

Так, профессор О.Н. Хлестов предлагает понимать международный терроризм, как: «деяние, совершаемое незаконно и умышленно любыми средствами в мирное время отдельными физическими лицами, группой лиц или организацией с намерением:

а) вызвать смерть какого-либо гражданского лица, некомбатанта или комбатанта, не принимавшего участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение;

б) нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, включая государственные и правительственные объекты, систему общественного транспорта, места общественного пользования, коммуникационную систему, различные объекты инфраструктуры, включая инфраструктуру вооруженных сил, отдельные единицы боевой техники (в условиях отсутствия вооруженного конфликта);

в) нанести серьезный ущерб окружающей среде, в том числе с использованием различного рода бактериологических компонентов и отравляющих веществ, когда такое деяние в силу его характера или контекста направлено на то, чтобы воздействовать на население в целях нарушить общественную безопасность или заставить органы власти государства либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, что при нормальных обстоятельствах они бы не сделали»[10].

Профессор У.Р. Латыпов отмечает, что «международный терроризм – это посягающее на международный правопорядок применение государством или самостоятельно действующим физическим лицом (их группой, организацией) насилия, направленного на достижение международно-противоправных целей путем устрашения лиц, не являющихся непосредственно жертвами нападения»[11].

Таким образом, можно обобщить и отметить, что существующие попытки предложить определение международного терроризма на универсальном, региональном, экспертном уровне сводятся к выделению таких элементов, как цели действий террористов и перечень их действий, которые характеризуются как террористические. Вместе с тем, при оценке характера террористических актов, как показывает последний опыт, важное значение имеет и идеологический аспект.

Террористические организации, действующие на территории Сирии и Ирака, совершают тяжкие преступления, исходя  из идеологических убеждений – извращенного толкования религиозных взглядов, используя эти искажения для вербовки в террористические банды широкие группы людей из других государств, прежде всего, молодежь. Исторические примеры также показывают, что террористические акты совершаются как отдельными лицами, так и группами лиц, но для достижения политических целей. Например, уничтожение членов правительства и другие преступления.

В связи с очевидной идеологической направленностью террористической деятельности, представляется, что в универсальное определение международного терроризма целесообразно включить и идеологические, и политические аспекты его проявлений, а именно, упомянуть, что радикальная трактовка религиозных принципов и норм, определяющих правила поведения, искажает взгляды верующих и нарушает их право свободы совести. Кроме этого, следует признать неприемлемым и преступным совершение отдельными лицами или группой лиц действий, которые могут быть квалифицированы как террористические, для достижения собственных политических целей и убеждений. Также необходимо отметить, что такие действия, как создание международных террористических организаций, поддержка и укрывательство международного терроризма, в том числе и государствами, должны пониматься, как неотъемлемая часть международного терроризма, а значит, как международные преступления.

Универсальное определение термина «международный терроризм» до сих пор не принято, в силу ряда причин: в связи с его многогранностью и сложностью; по причине трудности поиска критериев, которые отличали бы терроризм в ряде случаев от правомерной национально-освободительной борьбы в некоторых государствах; в силу стремительного социального и научно-технического прогресса и быстрого появления новых форм террористической деятельности и др. В любом случае, можно рассчитывать, что реализация вышеуказанных предложений может способствовать повышению эффективности борьбы с международным терроризмом.

В настоящее время в рамках ООН продолжается работа над проектом всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом, одной из принципиальных задач которой является формулировка универсального определения международного терроризма. Как уже было указано выше, в документах Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН, а также в 12 международных конвенция о борьбе с терроризмом содержатся указания на ключевые элементы данного международного преступного деяния, которые, на наш взгляд, необходимо уточнить и дополнить идеологическими и политическими элементами. Вопрос о выработке и дальнейшем принятии такого антитеррористического международного договора стоит особенно остро в настоящее время.

 

 

Использованная литература:

  1. Inter-American Convention Against Terrorism. [Электронный ресурс] // URL: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/a-66.html (дата обращения: 12.05.2016).
  2. Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.). [Электронный ресурс] // URL: https://www.antiterror.ru/library/legislation/70686256.html (дата обращения: 12.05.2016).
  3. Международная конвенция о борьбе с финансирование международного терроризма. [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml (дата обращения: 12.05.2016).
  4. О.Н. Хлестов. Международно-правовые аспекты борьбы с терроризмом // Российский ежегодник международного прав. СПб. – 2002.
  5. Проект Конвенции Лиги Наций о предупреждении терроризма и наказании за него. [Электронный ресурс] // URL: https://www.wdl.org/ru/item/11579/view/1/7/ (дата обращения: 12.05.2016).
  6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/1 (2005). [Электронный ресурс] // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/487/62/PDF/N0548762.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.05.2016).
  7. У.Р. Латыпов. Об определении международного терроризма // Советский ежегодник международного права. 1988. М. 1989.

[1] Магистр международного права. Член Российской ассоциации международного права.

[2] Конвенция в силу не вступила.

[3] Проект Конвенции Лиги Наций о предупреждении терроризма и наказании за него. [Электронный ресурс] // URL: https://www.wdl.org/ru/item/11579/view/1/7/ (дата обращения: 12.05.2016).

[4] Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию от 24 февраля 1988 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе от 10 марта 1988 г.; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 1 марта 1991 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.

[5] Международная конвенция о борьбе с финансирование международного терроризма. [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml (дата обращения: 12.05.2016).

[6] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/1 (2005). [Электронный ресурс] // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/487/62/PDF/N0548762.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.05.2016).

[7] Там же.

[8] Inter-American Convention Against Terrorism. [Электронный ресурс] // URL: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/a-66.html (дата обращения: 12.05.2016).

[9] Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.). [Электронный ресурс] // URL: https://www.antiterror.ru/library/legislation/70686256.html (дата обращения: 12.05.2016).

[10] О.Н. Хлестов. Международно-правовые аспекты борьбы с терроризмом // Российский ежегодник международного прав. СПб. – 2002. С. 26.

[11] У.Р. Латыпов. Об определении международного терроризма // Советский ежегодник международного права. 1988. М. 1989. С. 136.

Добавить комментарий

Войти с помощью: