Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

К вопросу унификации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере духовно-нравственных ценностей

В научной статье представлено исследование законодательства государств-членов Евразийского экономического союза.  Выявлены правовые аспекты необходимости проведения унификации международно-правовых отношений в сфере духовно-нравственных ценностей.  Проведен сравнительно правовой анализ, объективных условий для сближения международных отношений не только в экономической, но и культурной сферах. Предложены позиции по совершенствованию законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в сфере сближения национальных культур и оптимизации духовно-нравственных ценностей.   

Ключевые слова: унификация, законодательство, Евразийский экономический союз, национальная культура, духовно-нравственные ценности.

On the issue of unification of legislation of the member states of the Eurasian Economic Union in the field of spiritual and moral values

Abstract. The scientific article presents a study of the legislation of the member states of the Eurasian Economic Union. The legal aspects of the need to unify international legal relations in the field of spiritual and moral values have been identified. A comparative legal analysis of the objective conditions for the rapprochement of international relations not only in the economic but also in the cultural spheres was carried out. Positions have been proposed on improving the legislation of the member states of the Eurasian Economic Union in the field of bringing national cultures closer together and optimizing spiritual and moral values.

Keywords: unification, legislation, Eurasian Economic Union, national culture, spiritual and moral values.

УДК 341.01   

К проблемам духовно-нравственных ценностей в рамках психодинамического подхода обращались такие исследователи как Фрейд З., Кляйн М., Фрейд А. и др. Эти авторы рассматривают процесс формирования нравственности в становлении такой психической структуры как «Сверх-Я».

Условно обозначим вторую группу исследователей, которая сосредоточилась на рассмотрении нравственного поведения, на которое воздействую факторы извне (это Б.Ф. Скиннер, А. Бандура). К третьей условной группе можно отнести авторов когнитивного направления, среди них наиболее известны своими работами – Пиаже Ж., Кольберг Л., Уолкер. Современные взгляды исследователей духовно-нравственных ценностей, в контексте патриотического воспитания, представлены в сравнительно значительном количестве научных работ, где ими понятие нравственность выделялось в различных направлениях.  Особо можно выделить (в сфере понятия нравственность) таких авторов: Архангельский Л.М., Ашуров М.О., Валиахметова Т.А., Журкина И.Л., Хамидуллина Р.А. В области социальных и духовно-нравственных ценностей: Лопуза А.Д., Лопуха Т.Л., Мордахаев Л.В. Изучению принципов нравственности значительное внимание уделено в работах   Станкевича А.Р. [1, С. 6].

До настоящего времени термины «духовно-нравственные ценности», «нравственность», «общественная нравственность» в юриспруденции не получили четкого толкования, хотя термин «нравственность» встречается в российском законодательстве 42 раза, а «общественная нравственность» – 22 раза указывает исследователь Шульга Р.Ю. [2, с.57].

В законодательстве Евразийского экономического союза основу рассматриваемой терминологии составляет «Договор о Евразийском экономическом союзе» далее Договор,  (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023), который является правовой основой для обеспечения свободы движения товаров, рабочей силы. Важно отметить, что Договор обладает международной правосубъектностью и является основой формирования международной организации для региональной экономической интеграции и направлен на повышение жизненного уровня населения стран-партнеров. Таким образом, Договор затрагивает и социальную составляющую государств, которые его подписали. К сожалению, лидеры некоторых государств не желают затрагивать вопросы социально-нравственных и культурных ценностей. Тем, не менее, в ст. 2 Договора закрепляется положение об «унификации законодательства» – в сфере сближения законодательств государств. Таким образом, мы имеем, возможность исследовать вопрос о дальнейшем совершенствовании международных отношений Евразийского экономического союза.

На современном этапе в сфере духовно-нравственного воспитания, выявились серьёзные проблемы. Особенно это связано с внедрением западными политтехнологами в постсоветское пространство идей национализма разных окрасов.  Кризис 90-х годов XX века, это национальная трагедия, которую мы в истории уже переживали. Российская империя не смогла решить вопросы формирования гражданской позиции у большинства населения. После распада СССР, мы вновь пережили кризис духовно нравственных и патриотических основ нашей государственности.  Характерно, что объективными факторами этих этапов является внешнеполитическая обстановка и попытки стран СНГ и Российской системы образования внедрить «Европейские стандарты». Особо надо отметить и политику государств в «либерализации системы образования и воспитания». Явными показателями служат увеличение коррупционных преступлений в различных уровнях органов государственной власти, низкий уровень правовой защиты населения от миграционной политики, потеря стратегических резервов за рубежом. Отметим, что социальная память молодежи государств-участников евразийской интеграции – является фундаментом существования и развития интеграции.

Напомним, что договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу с 1 января 2015 года.  Евразийский экономический союз – это полноправное международное единое экономическое пространство, и для успеха нам нужна согласованная и скоординированная политика. Данное интеграционное формирование возникло не сразу, ему предшествовали различные договоры и соглашения, этапы эволюции и становления ЕАЭС можно проследить в таблице 1.




Таблица 1 — Этапы эволюции и становления ЕАЭС

На современном этапе остро назрела необходимость дальнейшей интеграции развития отношений между участниками ЕАЭС и по социальным вопросам (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.д.). Хотя, многие лидеры стран настаивают только на экономическом сотрудничестве. Никаких политических отношений не предусматривается. Например, экс- президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявил 24 декабря 2013 года, что политизация Евразийского экономического союза недопустима.

Однако становление организационно управленческих структур и подписанные документы странами ЕАЭС, нуждаются в дальнейшей наднациональной координации. Идет процесс активного предоставления рабочих мест, реализация совместных образовательных, культурных, научных программ. Остро стоит вопрос о миграции населения, льготных преференций в таможенной сфере, что позволяют осознать, что экономика и политика являются неразрывными составляющими позитивного управленческого процесса любого надгосударственного союза.

Актуальной задачей стран государств – членов Евразийского экономического союза,  является обеспечение стабильности во всех сферах жизнедеятельности, и особенно в экономической,  а особым фундаментом единства народа  является  укрепление  традиционных социальных ценностей общества. В условиях противостояния между западом, нестабильной обстановки в мире используются технологии пагубного влияния СМИ и сети Интернет, с целью подмены моральных ценностей и усиления пагубного влияния на современную молодежь и общество в целом. Так, «3/4 россиян в 2012 г. отметили рост агрессивности и падение уважения к старшим, около 70% – усиление недоброжелательности, неискренности в отношениях, снижение альтруистической мотивации, душевности … индивидуализм как таковой до сих пор воспринимается позитивно» [3, с. 123]. В условиях проведения специальной военной операции право оказалось не готово к проведению «мобилизации», наблюдалось бегство людей призывного возраста за границу, отсутствие системы обеспечения всем необходимым и правовой защиты участников СВО, разобщенность деятелей культуры и искусства, средств массовой информации в духовном и нравственном отношении.  

 Для решения важного вопроса – воспитания достойного гражданина страны и формирования системы духовно-нравственных ценностей обратимся к сущностному содержанию понятия – «духовно-нравственные ценности». По мнению профессора Бояк Т.Н., духовно-нравственные ценности определяются различными формами морального сознания: норм, идеалов, принципов этики, добра, справедливости, счастья и нравственных критериев, которые затрагивают социальные интересы людей, коллектива, групп в деятельности общественных и государственных институтов, направленных на укрепление или подрыв устоев государства [4, с.44]. 

В настоящее время, в основе международных отношений стран Содружества Независимых Государств (СНГ) действуют разно уровневые интеграционные процессы и взаимодействия (табл. 2).



Таблица 2 — Интеграционные процессы и взаимодействия Содружества Независимых Государств (СНГ)

Таким образом, разнообразие сотрудничества в политической, экономической, военной, научной, экологической, таможенной, интеграционной, образовательной и других сферах взаимодействия государств должны создавать единую органичную площадку для партнерства, сотрудничества, интеграции и формировать духовно- нравственную сферу для культурного и духовного обмена, развития дружбы, безопасности, общей системы морально-нравственного сотрудничества.

В условиях ожесточенной рыночной конкуренции, глобализации и усиления национал шовинистических течений идет процесс противостояния истории, отрицание единых ценностей и морально-нравственных основ. Особенно, последствия ощущаются в миграционных процессах в странах СНГ. Они оказывают отрицательное влияние на социально-экономические отношение стран. Многие граждане из стран СНГ, прибывшие в Россию, не желают признавать культуру и действующее законодательство на территории Российской Федерации.

Эксперты отмечают следующие положительные тенденции, происходящие в миграционной политике стран СНГ: разнообразие культуры и культурный обмен, которые несут мигранты; понимание и восприятие межкультурного, духовно-нравственного совершенства; обмен и улучшение доступа к здравоохранению, научным технологиям и образованию и др.

В то же время наблюдаются и негативные социальные последствия в области интеграционных процессов.

1. Возникновение проблемы адаптации граждан в социальной среде мигрантов, зарождение асоциальных, националистических, террористических групп, направленных на дестабилизацию обстановки в стране в условиях СВО.

2. Создается этническая и социальная вражда, конкуренция за рабочие места и получение ресурсов.

3. Появление беженцев, приводит к незаконной торговле наркотиками, оружием, формированию преступных этнических групп.

В целях гармоничного развития отношения в государства — членах ЕАЭС, одним из условий является формирование общих направлений в вопросах воспитания общества и молодежи. Базовые основы такого подхода определены в перечне документов и межгосударственных программах, где вопросы основ духовно-нравственных формирований и воспитания патриотизма находят своё правоприменение.  Вопросы патриотизма и формирования духовно-нравственных основ общей культуры в государствах — членах ЕАЭС – важнейшее условие создания единого евроазиатского интеграционного пространства в социальной, экономической, образовательной, культурной и информационной сферах.  Правовой основой многостороннего сотрудничества в образовательной и культурной сферах, обусловленной целями и задачами национальных законодательств и социальной политики евроазиатских государств служит Концепция согласованной социальной политики, утвержденная решением Межгоссовета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств от 18.04 2007г. №335) [7]. Подчеркнем, что вопросы морально-нравственных основ в странах участниках ЕАЭС в плане их унификации вызывают определенные трудности.  В современных условиях США, Западные СМИ и Интернет системно навязывают «лучшую европейскую мораль», «лютеранские ценности»,  «американские ценности свободы», «движение ЛГБТ», «национал фашистскую идеологию»,  и др. Вот этим «ценностям», направленным, на разложение нашего общества, единой общей культуры и истории нам надо эффективно противостоять. Возникает вопрос, а почему мы не можем предложить Российскую модель духовно-нравственных ценностей (ее основы уже заложены в Стратегии национальной безопасности и других государственных документах), имеющих огромный тысячелетний опыт духовных, морально- нравственных традиций, и противостояния навязыванию американских, европейских стандартов. На наш взгляд, анализ национального законодательства позволит находить точки соприкосновения для принятия совместных документов в реализации многих программ стран участников —  ЕАЭС.  

Для народов евразийского региона не маловажное значение имело принятое решение Генерального совета Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии»  23 июля 2017 года протоколом №2 Кодекс этики членов Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии», который в ст.1 и 2 [6] предъявляет высокие требования к морально-этическому
облику члена Ассамблеи.  Участники вправе рассчитывать, что морально-нравственные качества члена Ассамблеи будут соответствовать ее высоким целям и задачам – признание особой роли гражданского общества и общественной дипломатии в развитии и укреплении евразийской интеграции, в создании прочного фундамента процветающего будущего народов стран евразийского региона. Особо необходимо отметить, что Кодекс этики определяет механизм создания и реализации единого пространства для формирования духовных ценностей. Статья 3 Кодекса указывает на то, что необходимо содействие развитию процесса формирования многоуровневой интеграционной модели – «Большое евразийское партнёрство» и активное её воплощение на международном, национальном и региональном уровне, а также формирование   нового концептуального подхода к миротворческому единению народов Евразии.

Кодекс этики членов Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии» определяет общее направление для духовно-нравственного воспитания (развития) народов и особенно подрастающего поколения. Предлагаем вектор и базовые нравственные ценности для развития и разработки единого документа в странах СНГ и стран-участниц ЕАЭС (см. табл. 3).

Таблица 3. Вектор и базовые нравственные ценности для развития и разработки единого документа в странах СНГ и стран-участниц ЕАЭС

Таким образом, мы видим точки соприкосновения в образовательном пространстве, социальной среде, государстве и историческом процессе. Актуальность, исследования вопроса подтверждает и постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕАЭС от 26 мая 2006 года № 12 «О Предложениях по унификации законодательных актов государств – членов ЕАЭС по вопросам признания и эквивалентности документов об образовании» [7].

Заключение. Считаем, что для более успешной евроазиатской интеграции и взаимодействия в различных сферах общества и государства в целях реализации единства духовно-нравственных ценностей, на основе анализа изученных документов необходимо решить ряд задач:

— определить критерии совместного культурного, образовательного пространства для сближения общества и государств;
— создать единый механизм евразийской системы для выработки и реализации в национальном законодательстве критериев духовно- нравственных ценностей для национального социума;
— провести мониторинг предложений министров государств-членов ЕАЭС по приоритетным направлениям формирования духовно- нравственных ценностей, вопросов взаимодействия и решения проблем;
— провести унификацию национального законодательства по направлениям материальной и духовной культуры, и производных от них обычаев, традиций, ценностей и идеалов;
— разработать единый комплекс учебных пособий по истории, философии, правоведению с учетом воздействия на основные элементы социума и использовать их в едином культурном и образовательном пространстве;
— разработать специальный закон «О национальной системе обеспечения единства духовно-нравственного воспитания»;
− проводить совместные научные, образовательные, культурные мероприятия по вопросам духовно-нравственного развития на основе традиционных моральных норм;
—  решить вопрос о едином межгосударственном языке общения, ввести обязательное обучение в учебных заведениях;
— закрепить положение, что средства массовой информации, интернет ресурсы и информационные технологии должны законодательно являться мощной площадкой для трансформации духовно- нравственных ценностей и идей патриотизма.

Используемые источники:

1. Козлов, В.А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск МВД России нравственного отношения к сослуживцам: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.08 / Козлов Вячеслав Александрович. – Москва, 2013. – 224 с.

2.Шульга Р.Ю. Вопросы морали и нравственности в фокусе правового регулирования: российский и зарубежный контекст // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 12. С. 56-61.

3. Мареева С. В. Динамика норм и ценностей россиян // Социологические исследования. – 2013. – №7. –С.120–130.

4.  Бояк Т. Н. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности»// Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 14А.С.44.

5.  Концепция согласованной социальной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 18 апреля 2007 г. N 335) https://base.garant.ru/2567856/nx1ty911160346 Дата обращения 7.03.2024.

6. Кодекс этики членов Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии» Принятый, решением Генерального совета Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии» 23 июля 2017 года протоколом №2. СПС КонсультантПлюс. Дата обращения 7.03.2024.

7. Постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС от 26 мая 2006 года № 12 «О Предложениях по унификации законодательных актов государств – членов ЕврАзЭС по вопросам признания и  эквивалентности документов об образовании» https://base.garant.ru/2567856/ 1ty911160346https Дата обращения 7.03.2024.

References

1. Kozlov, V.A. Formirovaniye u kursantov vuzov vnutrennikh voysk MVD Rossii nravstvennogo otnosheniya k sosluzhivtsam: dissertatsiya … kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kozlov Vyacheslav Aleksandrovich. – Moskva, 2013. – 224 s.

2.Shul’ga R.YU. Voprosy morali i nravstvennosti v fokuse pravovogo regulirovaniya: rossiyskiy i zarubezhnyy kontekst // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoye samoupravleniye. 2019. № 12. S. 56-61.

3. Mareyeva S. V. Dinamika norm i tsennostey rossiyan // Sotsiologicheskiye issledovaniya. – 2013. – №7. –S.120–130.

4. Boyak T. N. Soderzhaniye ponyatiya «dukhovno-nravstvennyye tsennosti»// Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. Vyp. 14A.S.44.

5. Kontseptsiya soglasovannoy sotsial’noy politiki gosudarstv-chlenov Yevraziyskogo ekonomicheskogo soobshchestva (utv. resheniyem Mezhgosudarstvennogo Soveta Yevraziyskogo ekonomicheskogo soobshchestva ot 18 aprelya 2007 g. N 335) https://base.garant.ru/2567856/nx1ty911160346https Data obrashcheniya 7.03.2024.

6.Kodeks etiki chlenov Mezhdunarodnogo soyuza nepravitel’stvennykh organizatsiy «Assambleya narodov Yevrazii» Prinyatyy, resheniyem General’nogo soveta Mezhdunarodnogo soyuza nepravitel’stvennykh organizatsiy «Assambleya narodov Yevrazii» 23 iyulya 2017 goda protokolom №2. SPS Konsul’tantPlyus. Data obrashcheniya 7.03.2024.

7. Postanovleniye Byuro Mezhparlamentskoy Assamblei YevrAzES ot 26 maya 2006 goda № 12 «O Predlozheniyakh po unifikatsii zakonodatel’nykh aktov gosudarstv – chlenov YevrAzES po voprosam priznaniya i ekvivalentnosti dokumentov ob obrazovanii» https://base.garant.ru/2567856/ 1ty911160346https Data obrashcheniya 7.03.2024.

Информация об авторах:

Сёмин Александр Николаевич, академик РАН, доктор экономических наук, профессор кафедры внешнеэкономической деятельности и мировой экономики Уральского государственного экономического университета.

Мальцев Николай Васильевич, заведующий кафедрой антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета, доктор экономических наук, доцент.

Рассохин Анатолий Васильевич, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук РФ, доцент кафедры социально гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева.


Information about the authors:

Semin Alexander Nikolaevich, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Foreign Economic Activity and World Economy of the Ural State Economic University;

Maltsev Nikolay Vasilievich, head of the department of crisis management and assessment activities of the Ural State Mining University, Doctor of Economics, Associate Professor;

Rassokhin Anatoly Vasilievich, candidate of legal sciences, professor of the Academy of Military Sciences of the Russian Federation, associate professor of the department of social and humanitarian disciplines of the Ural State Law University named after. V.F. Yakovleva.

Добавить комментарий

Войти с помощью: