Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Классификация и формирование кластерной политики в России

В настоящее время кластеры и кластерная политика стали одним из важных элементов стратегии и концепции инновационного развития страны и регионов. Несмотря на то, что понятия кластерной политики и кластеров уверенно вошли в политический и научный и лексикон, еще существуют проблемы, которые затрудняют развитие кластерного подхода к формированию инновационной экономики во многих регионах России. Одна из них —  причины формирования, развития и упадка кластеров. Понимание этих причин, их классификация и оценка из значимости даст возможность достичь повышения эффективности мероприятий, проводимых государством в области кластерной политики.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, государство, классификация, критерии, кластерная стратегия.

 

CLASSIFICATION AND FORMATION OF CLUSTER POLICY IN RUSSIA

Abstract. Currently, clusters and cluster policy have become one of the important elements of the strategy and concept of innovative development of the country and regions. Despite the fact that the concepts of cluster policy and clusters have confidently entered the political and scientific lexicon, there are still problems that make it difficult to develop a cluster approach to the formation of an innovative economy in many regions of Russia. One of them is the reasons for the formation, development and decline of clusters. Understanding these reasons, their classification and assessment of their significance will make it possible to achieve an increase in the effectiveness of activities carried out by the state in the field of cluster policy.

Keywords: cluster, cluster policy, States, classification, criteria, cluster strategy.

 

Очевидно, что в научной литературе существует не одна классификация экономических кластеров [6]. Существует множество признаков, по которым их можно разделить. Самый распространенный признак это отраслевой. Здесь можно выделить большое количество кластеров, например, аграрный, финансовый, фармацевтический, и др. Следующим признаком выступает характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуги [5] Этот фактор следует рассматривать применительно к особенностям различных стран и регионов. Кроме того, кластеры могут образовываться и на территориях, где существует большое количество трудовых или природных ресурсов.

Данная классификация, предложенная Портером не единственная. С. Розенфельд [11]  предложил классифицировать кластеры на работающие, латентные и потенциальные. Первые, существуют достаточно продолжительный период времени и уже захватили определенную долю рынка. Отличительной чертой латентных кластеров является то, что их потенциал не реализован в полной мере, и они не являются такими конкурентоспособными, как, например, работающие. Потенциальные кластеры — это образования, которые имеют лишь черты кластера, однако еще не сформированы в полной мере.

С. Соколенко подразделяет кластеры на конкурентные, стратегические, возникающие, потенциальные, зрелые, стабилизирующие. [7] Подробные характеристики вышеупомянутых кластеров представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1 – Классификация кластеров согласно С. Соколенко

Вид кластера Характеристика кластера
Конкурентные Кластеры, которые имеют определенное конкурентное преимущество перед другими
Стратегические Кластеры, которые независимо от размера, являются значимыми для конкретного региона
Возникающие Кластеры, которые находятся на начальных этапах развития, однако отличаются достаточно высокими темпами роста
Потенциальные Кластеры, которые на этапе создания отличаются достаточно высоким экономическим потенциалом
Зрелые Такие кластеры, как правило, характеризуются низким уровнем трудоустройства
Стабилизирующие Кластеры, в которых отмечен повышенный уровень диверсификации экономики

 

Следующим классификационным признаком является степень развития кластера. В этом случае выделяются три этапа: зрелый, развивающийся и эмбриональный [4]. Понятно, что в этом случае кластеры разделяются в зависимости от стадии развития. При этом стоит отметить, что на зрелой стадии совершенствование и развитие кластера затруднительно.

Если объединить все перечисленные классификации, то можно выделить следующие виды кластеров: агломерация (начальная степень развития); потенциальные (имеют частичные признаки кластера);  развивающийся; зрелый (развитие уже становится затруднительным); изменяющийся.

В зарубежных источниках можно встретить классификацию, которая достойна подробного описания. Она была разработана А. Маркусен — директором Hubert H. Humphrey Institute of Public Affairs’ Project on Regional and Industrial Economics. [10] Она относит кластеры к различным видам, таким как: итальянский – кластеры, имеющие узкую специализацию и помимо этого характеризующиеся территориальным ограничением; «колесо и спицы» — кластеры, в которых образующим звеном является одна или несколько крупных организаций, а остальными участниками кластера выступают мелкие обслуживающие фирмы,  сателлитные — кластеры отличающиеся наличием множества дополнительных подразделений транснациональных компаний. Четвертый тип кластеров – государственные —  даже судя по названию, отличаются большой долей государственного участия в них. В этом случае государственные органы могут выступать в том числе заказчиком. В данной классификации образующим является только итальянский тип кластера, а остальные его усовершенствованной версией.

Кроме того, кластеры делятся на международные, национальные и региональные. Что касается региональных кластеров, то они конкурентоспособны среди соседних регионов, национальные – в масштабах одной страны, а международные – в масштабах всего мира.

В зависимости от критерия классификации существуют также типы кластерной политики, которые  можно объединить в определенные группы. Первым критерием выступает содержание кластерной политики, в которой существуют следующие типы: создание кластера, «кластер как рычаг» и развитие кластера [3]. Создание кластера предполагает такие инструменты как инвестиции в определенную отрасль производства, целевое финансирование и защита от конкуренции на первоначальном этапе развития. Тип «кластер как рычаг» отличается тем, что субсидии НИОКР выдаются только участникам кластера. Если говорит о третьем типе — развитие кластера, то здесь инструментариями выступают программы государственно-частного партнерства при финансировании проектов кластера, субсидии НИОКР для участников кластера, разработка международного сотрудничества кластеров,  консультационные структуры по вопросам кластерной политики.  Следующий критерий разделения типов кластерной политики — способ организации деятельности внутри кластера. В этом случае можно выделить политику, идущую «сверху-вниз» и, наоборот, «снизу-вверх». Первая представляет собой создание кластерной стратегии, использование специализированных факторов производства, помощь государственных структур поддержки кластеров и также инвестирование непосредственно в инфраструктуру. При втором типе инструментами выступает организация взаимодействия кластеров и совместные проекты, обмен опытом и информацией внутри кластера, консультационные услуги и помощь в решении проблем кластера. Кроме того, типы кластерной политики можно классифицировать в зависимости от целей и задач. В этом случае существуют четыре типа политики: посредническая, политика спроса, политика, направленная на подготовку трудовых ресурсов под определенный вид кластера и политика по поддержанию международных связей.  Согласно первому типу политика проводится по средствам всевозможного обучения: обучающие тренинги и семинары по вопросам формирования и реализации политики, консультационные встречи между участниками кластера, удаленное обучение по средствам Интернет-ресурсов. Политика спроса в основном осуществляется с помощью государственных закупок и целевых проектов. Политика, направленная на подготовку трудовых ресурсов, предполагает специализированных обучающие программы для сотрудников, переквалификацию кадров в сфере кластерной деятельности. Тип политики, направленной на поддержание международных связей ориентирован на ликвидацию торговых барьеров и инвестиции в коммуникации. Очередным достаточно значимым критерием классификации выступает роль государства в деятельности кластера.

Роль государства в функционировании кластера различна. Однако следует более подробно описать функции государственных органов в процессе формирования и осуществления государственной политики, так как влияние государства на кластеризацию имеет возрастающий характер. Основными признаками классификации кластеров являются отраслевая принадлежность, факторы и стадии развития и внутренняя организация кластера, причина и способ возникновения кластерного образования и масштаб осуществляемой кластером деятельности.

Немаловажным аспектом функционирования кластеров является государственная инициатива и помощь. Вопрос о роли государственных органов в теории кластерной политики в настоящее время является одним из важнейших. Инициативы кластера должны мотивироваться возможностью достжения результатов; должны направляться академическими институтами, интеллектуальными центрами или правительственными агентствами, способным видеть исследование в целом [5]. В современных изменяющихся экономических условиях государство всеми способами увеличивает свое влияние на процессы кластеризации. Это обусловлено рядом причин:

  1. Необходимость защиты малого и среднего бизнеса в кризисных экономических условиях;
  2. Стремительный рост значимости и объема общественных благ;
  3. Необходимость защиты общественных интересов в условиях глобализации;
  4. Необходимость регулирования интересов участников кластера.

Определив необходимость участия государства в осуществлении кластерной политики можно отметить некоторые его функции [2]:

  1. Организационная или управленческая функция.

Эта функция предполагает разработку стратегий развития кластеров, в рамках социально-экономического развития территорий, контроль за выполнением планов развития кластеров, координацию деятельности всех участников кластера и разграничение их полномочий. Также государство занимается продвижением интересов участников кластера и лоббированием кластерных инициатив.

  1. Финансовая функция.

В этом случае речь идет в основном о предоставлении льгот и субсидий участникам кластеров, финансировании кластерных проектов и выдачу грантов на осуществление деятельности. Также здесь может идти о предоставлении льготного кредитования кластера в целом или его участников. Нельзя не упомянуть здесь и государственные закупки, которые также являются инструментом расширения деятельности кластера. Кроме того, государство создает различные методы мотивации и стимулирования сотрудничества участников кластера. Здесь также нужно отметить привлечение иностранных инвестиций и помощь в реализации продукции кластера на международных рынках.

  1. Обучающая функция.

Обучающая функция предполагает помощь в организации различных образовательных программ, консультационных мероприятий, помощь представителей органов власти по вопросам деятельности кластера.

  1. Исследовательская функция.

Данная функция предполагает изучение российских и зарубежных кластерных образований, выявление барьеров на пути развития кластеров, формирование бизнес-стратегий и показателей эффективного развития кластерной деятельности.

  1. Законодательная функция.

В этом случае государство косвенно улучшает инфраструктуру кластеров по средствам поправок в правовом и налоговом законодательстве. Также к этой функции относится разработка международной и региональной кластерной политики и создание специализированных государственных институтов, содействующих деятельности кластера.

  1. Информационная функция

Информационная функция является одной из самых значительных, поскольку государство не только оказывает помощь в организации различных научно – исследовательских программ и создании научных центров, но и использует инструменты, которые помогают кластеру в привлечении потребителей. Этими инструментами могут выступать различные информационные центры и, конечно, СМИ. С помощью средств массовой информации происходит распространение сведений о продуктах и результатах кластерной деятельности.

Плюсы государства при поддержке кластерной политики понятны. В первую очередь, в условиях стремительного развития экономики, кластеризация помогает повысить не только конкурентоспособность региона внутри страны, но и создать конкурентоспособную национальную экономику для более устойчивого положения страны в международном масштабе.

Интересы государства в создании и поддержке кластерных образований также прослеживаются в числе нормативных документов. Наиболее значимой из них является Концепция социально – экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р. В ней предполагается создание системы территориальных кластеров, поддерживающей региональный и национальный конкурентный потенциал. Также в Концепции делается акцент на РФ от ряда кластерных проектов в европейской и азиатской части стран [1]. В письме Минэкономразвития от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19 перечислены Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, что также говорит об интересе государства в продвижении кластерной политики в регионах РФ [8]. Нельзя также не упомянуть о Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в котором также упоминается развитие территориальных-производственных кластеров. К сегодняшнему дню, можно сказать, что кластерный подход упоминается во многих стратегиях развития субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, механизмы, обеспечивающие поддержку развития кластеров, существовали не только на региональном, но и на федеральном уровнях. Согласно с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, субъектам РФ предоставляются субсидии на осуществление деятельности в рамках программ развития региона. Данное финансирование могло быть использовано, в том числе, для поддержки кластеров как на стадии проекта, так и на основных этапах образования и функционирования кластеров. Однако данные проект был отменен, что еще раз доказывает несовершенство законодательной базы кластерной политики Российской Федерации и отсутствие необходимой финансовой помощи малым и средним предприятиям в стране.

Механизмами финансовой поддержки кластерных образований также являются многочисленные центры кластерного развития, взаимодействие с государственными компаниями, межбюджетные субсидии, федеральные целевые программы и, конечно, институты развития. Из последних можно выделить такие институты как «Инвестиционный фонд РФ», ОАО «Российская венчурная компания», «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере» и «Внешэкономбанк». Данные институты выражают открытый интерес к кластерному развитию регионов и осуществляют финансовую помощь кластерам. Финансовая поддержка кластеров необходима, так как многие из них остаются лишь на проектной стадии и не доходят до практической реализации. Согласно карте кластеров России, разработанной Российской кластерной обсерваторией, практически все кластеры поддерживаются центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства, однако лишь единицы находятся на высокой стадии развития [9]. В основном,  кластеры в России находятся на начальном этапе развития, что заставляет задуматься о барьерах в развитии кластерных образований. Барьерами на пути развития кластерных образований могут выступать:

  • Ограниченная финансовая поддержка из бюджетных источников, а также со стороны российских инвесторов;
  • Отсутствие методической поддержки создания и функционирования кластеров;
  • Отсутствие алгоритма деятельности органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровне.

Данные барьеры возникают ввиду того, что региональное и национальное развитие по средствам кластеризации в России только набирает обороты.

Существует также Федеральная адресная инвестиционная программа, которая выступает инструментом стратегического государственного управления и обеспечивает эффективное расходование средств бюджета в целях социально-экономического развития страны, а также поддержания деятельности предприятий на территории государства.

Что касается предприятий, входящих в кластер, то здесь можно выделить преимущества участников кластера. Во — первых, это создание новой стратегии сбыта продукции, совершенствование технологий производства, опыт других участников кластера в ведении деятельности. Во – вторых, получение государственной поддержки развивающимся предприятиям и опять же помощь более опытных компаний. В – третьих, привлечение российских и зарубежных инвестиций, а также расширение возможностей для проведения НИОКР. В – четвертых, повышение уровня квалификации персонала компании, что немаловажно, так как главным ресурсом предприятия все же остаются его сотрудники. В – пятых, проведение совместной политики для достижения общих экономических целей. Именно по этой причине большинство кластеров состоит из мелких и средних компаний, которые не удовлетворены своими финансовыми или экономическими результатами деятельности. Помимо данных преимуществ, нельзя не отметить выигрыш каждой из участников кластера в отношении конкуренции.

Задачами создания кластерных образований являются улучшение качества продукции и услуг, что влечет за собой повышение конкурентоспособности кластера в целом и его участников в частности, а также раскрытие инновационного потенциала предприятий-участников. Все это позволяет кластеру поддерживать конкуренцию между предприятиями отрасли, тем самым получая не только выгоду для себя, но и дать возможность экономике региона подняться на новый уровень.

 

Библиографический список:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] – Режим доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 15.05.20)
  2. Гохберг Л.М., Шадрин А.Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 92 с.
  3. Кудряшов В.С., Дитбернер Ж.В. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности и развития региональной экономики// Петербургский экономический журнал. – 2014. – №2 – C.83-88.
  4. Миндлин Ю. Б. Экономическая сущность кластеров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». – 2011. – № 1. – С. 3–7.
  5. Майкл Э. Портер. Конкуренция.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», — 608 с.. 2005.
  6. Самострокова, Е. С. Классификация кластеров предприятий //  Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 1. — с. 141-143.
  7. Соколенко С.И. Кластеры в глобальной экономике — Киев Логос: 2004 г 190 с.
  8. «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) [Электронный ресурс] – Режим доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113283/ (дата обращения 15.07.20)
  9. Данные Российской кластерной обсерватории [Электронный ресурс] – Режим доступа http://map.cluster.hse.ru/ (дата обращения 15.07.20)
  10. Markusen A. Sticky Places in Slippery Space: A Typology of  Industrial Districts. — P — 293-313.
  11. Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development. — Р.9.

 

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж».

Vadim P. Cherdantsev, Doctor of economic sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration».

Добавить комментарий

Войти с помощью: