Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Коллективный Запад против России, а Россия за независимость Европы

В статье не только раскрываются основные противоречия, но и показывается в историческом плане хищническое поведение США по отношению к Германии как «виновнику», а не как «союзнику», что ставит под сомнение мнимый «коллективизм» Западных стран. На этом фоне поведение СССР, разрешившего объединение Германии вопреки возражениям США и западноевропейских сателлитов Германии, порядочные партнерские отношения России к Германии по торговле и отношение США к ФРГ выглядят, мягко говоря, как «небо и земля».

Ключевые слова: ФРГ, США, контрибуция, репарации, Коллективный Запад.

The Collective West is against Russia, and Russia is for the Independence of Europe

Abstract. The purpose of the article is to demonstrate the unity of the so-called “Collective West” opposing Russia, on the example of the existing challenges of Germany. The author shows the genesis of the statehood of Germany and the contradictions that existed and continue to exist between Germany and other States that are NATO satellites.

The article not only reveals the main contradictions, but also shows in historical terms the predatory behavior of the United States towards Germany as a “culprit”, and not as an “ally”, which casts doubt on the imaginary “collectivism” of Western countries. Against this background, the behavior of the USSR, which allowed the unification of Germany despite the objections of the United States and Germany’s Western European satellites, the decent partnership relations between Russia and Germany in trade, and the attitude of the United States towards the FRG look, to put it mildly, like “heaven and earth”.

Keywords: the FRG, the USA, contribution, reparations, the Collective West.

«Всякое начало трудно»

В предисловии к первому изданию своего фундаментального труда «Капитал. Критика политической экономики. Том первый. Книга I: процесс производства капитала» Карл Маркс писал: «Всякое начало трудно, – эта истина справедлива для каждой науки». Основоположник научного коммунизма имел в виду анализ товара как сложную категорию политэкономики. Объектом нашего исследования является не менее сложный вопрос, который вместе с тем имеет междисциплинарное измерение: международно-правовое, политологическое, финансовое и т.п. Речь пойдет о роли и месте конкретного европейского государства в мировой политике и международных отношениях в нынешних условиях их крайнего обострения.

Несмотря на трудности, попытаемся начать разговор с констатации того, что начало военной операции на Украине стало лишь поводом к резкому обострению давно сложившихся противоречий по вопросам, многие из которых выходят за рамки внутренних проблем Украины и затрагивают ключевые сферы международных отношений и мировой политики. Неудивительно, что в этом противостоянии, особенно в информационном пространстве, часто фигурируют основные игроки мировой политики: США, Россия, КНР, военный блок НАТО, международные межправительственные организации глобального управления, прежде всего ООН и ее главный орган по вопросу поддержания международной безопасности – Совет Безопасности (СБ), региональные объединения в лице Совета Европы (СЕ), интеграционные объединения в лице Европейского союза (ЕС). Вместе с тем нередко упоминаются и другие субъекты мировой политики, включая Федеративную Республику Германия (ФРГ) в различных контекстах и обстоятельствах, например, выступающую одним из «гарантов» договоренностей, закончившихся военным переворотом в Киеве, или Минских договоренностей, не выполнявшихся в течение 8 лет Киевом, или же автором формулы Франка-Вальтера Штайнмайера (нынешнего президента ФРГ) по содействию выполнению Минских договоренностей, или основным потребителем российского природного газа, или же поставщиком оружия киевскому режиму и т.д. Однако непросвещенные в глобальной политике наблюдатели не могут понять причины резкого изменения тональности нынешних властей Германии (во главе с канцлером Олафом Шольцем) в адрес России по сравнению с прежним (во главе с г-жой Ангелой Меркель) и проводимым целенаправленным курсом ухудшения национального благополучия своего населения, в прошлом основанном на поддержке высокой планки социального обеспечения и универсальной системы здравоохранения, а также на охране окружающей среды и бесплатном высшем образовании. Очевидно, что этот, по сути регрессивный, курс в экономическом и социальном плане приведет к потере Германией экономического лидерства в ЕС, занимающей третье место в мире по импорту и экспорту, присвоенного ей специального статуса «социального государства», а также значимых позиций в геополитике.

          Мы считаем, что многие подсказки к ответу на данный вопрос следует искать в том числе в исторических корнях Германии.

Исторический очерк государственности Германии

Началом государственности Германии считается Восточно-Франкское королевство, возникшее на части территории империи Карла Великого в результате ее раздела между тремя его сыновьями на королевство Лотаря I (Средне-Франкское королевство), королевство Людовика II (Восточно-Франкское королевство) и королевство Карла II Лысого (Западно-Франкское королевство). Это разделение империи было оформлено Верденским договором от 10 августа 843 г.

          Само Франкское государство, на основе которого возникли эти три королевства, существовало в V-IX вв. на территории Западной и Центральной Европы в виде Западной Римской империи, ядро населения которой составляли франки. Столицей империи в разное время выступали Турне, Париж, Ахен, а языками – франкский и латынь. Напомним и о том, что после распада этих же трех королевств из Средне-Франкского королевства выделились Лотарингия, Италия и Прованс, из Западно-Франкского королевства – Франция, а из Восточно-Франкского королевства – Германия.

          Первое письменное упоминание о Германии в форме королевства приходится на 919 г. С 962 г. она выступала ядром Священной Римской империи. В 1806 г. она была ликвидирована в ходе наполеоновских войн. В 1815 г. по итогам Венского конгресса был образован Германский союз, просуществовавший до 1866 г. В 1866 г. он был преобразован в Северогерманский союз. В 1871 г. на его месте возникла Германская империя (рейх). В 1918 г. она стала Веймарской Республикой, в 1933 г. – нацистской Германией. В результате Второй мировой войны (ВМВ) территория нацистской Германии была разделена на оккупированные зоны: на территории трех оккупированных зон 23 мая 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия, а на территории советской зоны – Германская Демократическая Республика (ГДР). С согласия СССР 3 октября 1990 г. обе Германии были объединены под названием ФРГ.

Последствия Первой мировой войны для Германии, как ее зачинщицы

          Основной причиной (не поводом для начала) Первой мировой войны (ПМВ) являлись противоречия между Германией, с одной стороны, и Францией, Великобританией и Россией, с другой. Корни этих противоречий берут свое начало во взаимоотношениях между Французской империей во главе с Наполеоном III и германскими государствами во главе с добивающейся европейской гегемонии Пруссией. Последняя сумела преобразовать Северогерманский союз в единое германское государство под своим контролем. Франко-Прусская война 1870-1871 гг., начатая Францией, закончилась ее поражением: Франция превратилась в республику и потеряла две провинции. Северогерманский союз и южногерманские государства, напротив, объединились в Германскую империю (рейх), территория которой была увеличена с присоединением Эльзас-Лотарингии. На Францию, как проигравшую сторону, была наложена контрибуция в размере 5 млрд франков, равнозначных 1612,5 тоннам золотых 20-франковых монет 900-й пробы весом 6,45 грамм каждая (или 1451,25 тонн чистого золота).

          В связи с упоминанием контрибуции следует уточнить, что в то время практика в такой форме, т.е. денежная или материальная компенсация, которую побежденное государство по условиям мирного договора уплачивало государству-победителю[1], допускалась по международному праву.

          В ПМВ противостояли друг другу два лагеря: Германская империя выступала в союзе с Австро-Венгерской и Оттоманской империями, образующими т.н. Центральные державы. Этому лагерю противостояли страны Антанты в составе Британской и Российской империй, Французской Республики и других союзников.

В результате ПМВ прекратили свое существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Оттоманская и Германская. Итоги войны были закреплены 28 июня 1919 г. мирным договором между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский мирный договор), который был подписан проигравшей Германией, с одной стороны, и странами Антанты, именуемыми Союзными и Объединившимися державами (образованными из «Главных» держав (Великобритания, Франция, США, Италия, Япония) и «иных» союзных государств (22 страны)) – с другой. Страны Антанты также подписали с другими проигравшими странами-союзниками т.н. Центральных держав Сен-Жерменский, Нейиский, Трианонский, Севрский и Лозаннский договоры, образующие в совокупности с Версальским договором т.н. «Версальскую систему послевоенного устройства мира». Версальская система совместно с договорами, подписанными США с другими государствами, именуется Версальско-Вашингтонской системой.

          По ст. 231 Версальского мирного договора, который вступил в силу 10 января 1920 г. после ратификации его Германией и четырьмя Главными союзными державами, на Германию была возложена вся ответственность за развязывание войны и, следовательно, за ее последствия. На основе данного договора Германия потеряла 1/8 части своей территории (в частности, Франция забрала Эльзас-Лотарингию), колонии, и на нее была возложена обязанность выплатить 132 млрд золотых марок в качестве репараций. На Германию также были наложены военные ограничения в виде запрета всеобщей повинности, подводного флота, крупных военных кораблей, танковых соединений, военной и морской авиации и многочисленной армии.

          Конкретная доля репараций каждой из стран-победительниц была установлена на конференции, состоявшейся в 1920 г. в Брюсселе. Распределение долей (ряд государств были недовольны и высказали свои претензии) выглядело следующим образом: Франции – 52%; Англии – 22%; Италии – 10%; Бельгии – 8%; Японии и Португалии – 1,5%; Греции и Югославии – оставшиеся 6,5%.

          Главными державами-победительницами, которые в этом случае выступали основными выгодополучателями от репараций, создали на конференции в Лондоне в 1924 г. Комиссию, которой поручили подготовить доклад по репарационному вопросу. Комиссия во главе с Чарльзом Дауэсом[2] представила доклад, содержащий обзор экономического положения Германии и план действий по репарациям. Предлагалось восстановление способности Германии выплачивать репарации с помощью восстановления ее хозяйства и налоговой системы. На этой конференции также было принято решение о возвращении Германии территории Рура.

По плану Дауэса ежегодные платежи с 1925 г. были установлены в размере 1 млрд золотых марок в год. При этом было решено, что через 4 года сумма должна была быть увеличена в 2,5 раза. Следует отметить, что до 1929 г. у Германии не было каких-либо серьезных трудностей с выплатой репараций.

          В ответ на ухудшение экономической ситуации в конце 20-х гг. на глобальном уровне на Гаагской конференции по репарациям (1929 г.) был разработан другой план – План Юнга[3]. По этому Плану были установлены ежегодные сроки платежей на последующие 59 лет. Была также определена общая сумма репараций в размере 113,9 млрд золотых марок. По Плану Юнга были выведены войска держав-победительниц из Рейнской области на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором. Сравнивая упомянутые планы по различным критериям, платежи Германии по Плану Юнга были ниже, чем по Плану Дауэса.

          Резкое падение цен и другие последствия экономического кризиса привели к увеличению выплачиваемых репараций на 30% по сравнению с периодом, когда был выработан План Юнга. По этой и другим причинам в июне 1932 г. была созвана международная конференция по репарационному вопросу в Лозанне с участием Германии, Франции, Англии и Италии, на которой был подписан Заключительный акт, в соответствии с которым германские платежи по Плану Юнга были приостановлены. Германия при этом обязалась внести в Базельский банк выкупные облигации на сумму в 3 млрд золотых марок и погасить их в течение 15 лет, тем самым выкупая свои репарационные обязательства. Однако впоследствии Германия не ратифицировала этот Заключительный акт и перестала платить. Напомним, что к этому моменту к власти в Германии пришли фашисты.

Позиция России после Первой мировой войны

          Еще во время Первой мировой войны (ПМВ) Россия перестала участвовать в военных действиях в результате прихода к власти большевиков. Советская власть попыталась склонить страны Антанты к заключению всеобщего мира, основанного на принципе «без аннексий и контрибуций». Впоследствии Советской России пришлось заключить 3 марта 1918 г. в г. Брест-Литовске с Центральными державами сепаратный мирный договор, который обеспечил выход РСФСР из ПМВ. Заключению этого договора предшествовали соглашение о перемирии на Восточном фронте и конференция, проходившая в три этапа с 22 декабря 1917 г. Брест-Литовский договор вступил в силу 15 (26) марта 1918 г. Данный договор, который подвергся большой критике внутри страны, был аннулирован решением советского ВЦИК от 13 ноября 1918 г. на фоне революционных событий в Германии, приведших к образованию на месте Германской империи Веймарской Республики (9 ноября 1918 – 28 февраля 1933 гг.).

          Советскую Россию не пригласили участвовать в работе Парижской конференции, где определялся послевоенный миропорядок. Однако в самом Версальском мирном договоре были зафиксированы положения, связанные с «Россией и Российским государством» (ст.ст. 116 и 117). По ст. 116 Германия признала и обязалась уважать независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи. Германия также признала отмену Брест-Литовского договора 1918 г. и других соглашений, заключенных ею с Россией.

          Союзные и Объединившиеся державы в свою очередь «формально оговаривали права России на получение с Германии всяких реституций и репараций» в соответствии с Версальским мирным договором.

          16 апреля 1922 г. был подписан Договор между РСФСР и Веймарской Республикой в г. Рапалло (Италия), известный как Рапалльский договор[4], на основе которого между ними были восстановлены дипломатические отношения и урегулированы спорные вопросы путем взаимного отказа от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков, расходов на военнопленных. Германия также признала национализацию немецкой частной и государственной собственности в РСФСР и аннулирование царских долгов Советской властью.

          По оценкам специалистов[5], Рапалльский договор для РСФСР означал прорыв международной дипломатической изоляции, а для Веймарской Республики – первый равноправный договор после Версальского договора.

Позиция США после Первой мировой войны

          Президент США Вудро Вильсон и его государственный секретарь Роберт Лансинг принимали активное участие в переговорах по послевоенному урегулированию. Однако США отказались ратифицировать Версальский мирный договор и, следовательно, не стали членом Лиги Наций, учредительный акт которой – Статут, являлся частью Версальского мирного договора. В 1921 г. США заключили отдельный договор с Германией, почти идентичный Версальскому договору, за исключением положений Статута Лиги Наций и статей об ответственности Германии за развязывание войны.

          Следует особо отметить, на наш взгляд, важное обстоятельство, о чем уже упомянули: главой Комиссии, вырабатывающей план репараций Германии, был гражданин США Чарльз Дауэс, генерал и банкир по профессии. Под его руководством был определен порядок репарационных выплат Германией так, чтобы размер репараций соответствовал экономическим возможностям Веймарской Республики. Здесь следует уточнить еще одно немаловажное обстоятельство: разработка Плана Дауэса была связана в том числе с кризисом 1923 г., когда после оккупации франко-бельгийскими войсками Рурского региона в Веймарской Республике имела место попытка государственного переворота в этой республике. Таким положением воспользовались США и Великобритания и решили вытеснить Францию из решения связанных с Германией вопросов, пользуясь финансовой зависимостью Франции от США и Великобритании. В этом контексте уточним, что 30 ноября 1923 г. Комитет по репарациям принял решение о создании Международного комитета экспертов во главе с упомянутым американским генералом и банкиром, а на Лондонской конференции в 1924 г. был утвержден План, который стал действовать с 1 сентября 1924 г. Здесь же следует упомянуть еще об одном важном обстоятельстве: Германия платила репарации заемными средствами от США в счет принятия на Германию этой задолженности. Иначе говоря, Германия платила деньгами США и записывала это в свой долг. Вот почему США помогали сделать национальную валюту Германии стабильной с помощью своих и английских займов. Этим объясняется также тот факт, что в 1931 г. в условиях экономического кризиса президент Германии Пауль фон Гинденбург обратился к президенту США Герберту Гуверу с посланием, в котором просил об отсрочке платежей.

Последствия Второй мировой войны для Германии, как ее зачинщицы

Вторая мировая война (ВМВ) была развязана фашистской Германией в 1939 г. Еще в сентябре 1941 г. (т.е. после двух лет с начала войны) вопрос о репарациях[6] Германии после окончания войны был поднят правительством Нидерландов, а в ноябре 1942 г. в Великобритании была создана репарационная комиссия (во главе с Уильямом Малкином), которая в августе 1943 г. представила доклад, в соответствии с которым от побежденной Германии предусматривались репарации в трех формах: использование немецких рабочих в восстановительных работах; демонтаж части промышленного потенциала Германии; изъятие продукции из текущего производства в течение последующих пяти лет. При этом не был указан размер репарационных обязательств.

          На встрече по антигитлеровской коалиции в Москве министров иностранных дел в октябре 1943 г. среди ключевых вопросов послевоенного устройства значился и вопрос о репарациях, который был передан на рассмотрение специальной консультативной комиссии.

          На Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 г.) СССР представил план, в соответствии с которым Германия должна была выплатить 20 млрд долл. США, из которых половина предназначалась СССР, 8 млрд – США и Великобритании и 2 млрд – остальным союзникам по антигитлеровской коалиции.

          Западные союзники по антигитлеровской коалиции настояли на установлении двухлетнего срока демонтажа германских промышленных предприятий, а также на порядке соответствующих изъятий из своих оккупационных зон. Вместе с вывозом подавляющей части репараций из своей зоны Советский Союз также получал германские активы в странах Центральной и Восточной Европы и в Восточной Австрии, и 25% промышленного оборудования из западных оккупационных зон Германии. Объем подлежавшего демонтажу промышленного оборудования должен был определить план, который следовало разработать в течение последующих шести месяцев.

          В дальнейшем вопрос о репарациях стал чисто политическим в контексте вопроса о послевоенной Европе. Более того, в связи с начавшимся разделом Германии на зоны оккупации (1947-1949 гг.) вопрос о репарациях в межсоюзнических отношениях занял второстепенные позиции, а на Лондонской сессии Совета министров иностранных дел в конце 1947 г. репарационный вопрос приобрел характер личного дела оккупационных властей в их оккупационных зонах.

Советское руководство было вынуждено отказаться от изъятия репараций из Западной Германии. По данным, Советский Союз взыскал с Германии в период с 1945 по 1953 гг. репарации в объеме 4,3 млрд долл. США. Есть также утверждение, что оккупационные расходы, которые по решениям Потсдамской конференции были исключены из категории «репараций», обошлись для ГДР еще в 5 млрд долл. США, основываясь на ценах 1938 г.

          Что касается западногерманских репараций, данные по общему объему платежей, которые ФРГ произвела в счет репарационных обязательств до 1953 г., сводятся к сумме 16,8 млрд долл. США (учитывая цены 1938 г.). Если вычитать оккупационные расходы, то эта сумма сокращается до 4,8 млрд долл. США.

На Лондонской конференции 1953 г. было принято решение о сокращении и приостановлении выплат разделенной Германией по репарационному долгу до момента объединения двух частей Германии.

После того, как 3 октября 1990 г. Берлинская стена пала, выплаты по процентам, приостановленные еще в 1953 г., были возобновлены. Чтобы их погасить, ФРГ было дано 20 лет. Для этого стране пришлось обзавестись кредитом в размере 239,4 млн марок. В 2010 г., в день объединения ГДР и ФРГ, был произведен последний платеж в размере 69,9 млн евро.

Коллективный Запад

Те государства, которые в последнее время «коллективно» выступают против России, российскими политиками, дипломатами и СМИ обозначаются как «Коллективный Запад». Ядро этого «коллектива» составляют США, Великобритания, Франция и некоторые другие западные государства. Лишь только с той разницей, что в историческом плане их главенствующая роль между собой все время менялась. В XIX в., безусловно, это место занимала Великобритания со своими колониями, а Франция и Германия постоянно соперничали и воевали друг с другом, отнимали территории и попеременно платили друг другу «контрибуции» и «репарации». Хотя Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) было создано в целях совместного использования тех областей, за которые они постоянно воевали в прошлом (Эльзас-Лотарингия), от этого автоматически не устраняется соперничество между Германией и Францией в рамках ЕС.

США не удалось добиться всего, что они хотели в рамках нового миропорядка, установленного после Первой мировой войны (ПМВ), однако с помощью их неучастия в Лиге Наций и двусторонней политики по отношению к побежденной Германии и победившей Франции, основанной на кабальных условиях, им удалось добиться создания таких рычагов влияния на Европу, от которых Европа, объединенная в ЕС, продолжает «тонуть», но не показывает вида.

Созданные Соединенными Штатами Америки финансовые, банковские, военные структуры используются США в качестве средства утверждения своего порядка, основанного на ими же придуманных правилах, ярким примером чему является фактически подчиненное положение ФРГ, на территории которой до сих пор сохраняются и продолжают укрепляться военные базы США и золотые запасы которой хранятся в США.

ФРГ после объединения продолжала платить репарации (по существу контрибуцию) своего главному сателлиту по НАТО – США, а последних не смущал тот факт, что такая практика считается анахронизмом в современном международном праве, в соответствии с которым полное возмещение вреда, причиненного международно-правовым деянием, осуществляется в форме «реституции», «компенсации» и «сатисфакции», будь то отдельно или в сочетании[7].

В завершение нам хотелось бы привести мнение известного американского политика Г. Киссинджера применительно к Рапалльскому договору 1922 г., согласно которому заключение этого договора было предопределено политикой Союзных держав-победителей в ПМВ, выражающейся в создании пояса враждебных друг к другу государств применительно к Германии и России.

Применяя это мнение к России, осуществляющей с 24 февраля 2022 г. специальную военную операцию на Украине, следует сказать, что попытки «Коллективного Запада» создать такой же враждебный пояс вокруг России будут всегда завершаться «демилитаризацией» и «денацификацией» соответствующих недружественных к России сопредельных пространств, что служит интересам национальной и региональной безопасности и укреплению независимости европейских государств. За это надо ценить Россию, так требует «совесть человечества», о которой упоминается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека.

Литература

  1. Акчурина А.Т. О международно-правовой ответственности государств // Science Time. – 2017. – №1 (37). – С. 17-22.
  2. Багомедов Г.М., Алиева М.Н. К вопросу о международно-правовой ответственности государств // Закон и право. – 2022. – №2. – С. 208-210.
  3. Контрибуция // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия. – 1960-1978.
  4. Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Официальный отчет Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия. Дополнение №10 и исправление (A/56/10 и Corr.1).
  5. Павлов Н.В. Внешняя политика Веймарской Республики (1919-1932) // MGIMO.ru. – 2011. URL: https://mgimo.ru/files/210929/Weimar.pdf
  6. Рапалльский договор 1922 // Военная энциклопедия / Грачев П.С. – М.: Военное издательство, 2002. – Т. 6.
  7. Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: https://slovarozhegova.ru/

Информация об авторах:

Абашидзе Аслан Хусейнович – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов (РУДН), член и Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Заслуженный юрист Российской Федерации.

Abashidze Aslan Khuseinovich – Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the International Law Department of the RUDN University, Member and Vice-Chair of the United Nations Committee on Economic, Social and Cultural Rights, Honoured Lawyer of the Russian Federation.

Information about the authors:

Юдина София Александровна – студент Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН).

Yudina Sofia Alexandrovna – student of the Law Institute of the RUDN University.


[1] Контрибуция // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия. 1960-1978.

[2] Чарльз Гейтс Дауэс – американский генерал, банкир.

[3] Оуэн Юнг – глава Международного экспертного комитета, американский дипломат и предприниматель.

[4] Рапалльский договор 1922 // Военная энциклопедия / Грачев П.С. М.: Военное издательство, 2002. Т. 6.

[5] Павлов Н.В. Внешняя политика Веймарской Республики (1919-1932) // MGIMO.ru. 2011. URL: https://mgimo.ru/files/210929/Weimar.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

[6] Репарация – возмещение за причинение войной убытков, выплачиваемых стране-победительнице тем побежденным государством, которое виновно в войне. См.: Толковый словарь Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27003#:~:text=%D0%A0%D0%95%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF%2C%20%2D%D0%B8%2C%20%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%BD%D0%BE%20%D0%BC%D0%BD,%D0%BA%2D%D1%80%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5 (дата обращения: 15.04.2022).

[7] См.: Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Официальный отчет Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия. Дополнение №10 и исправление (A/56/10 и Corr.1).

Добавить комментарий

Войти с помощью: