Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Реализация конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи

В статье исследуются существующие проблемы реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, причины их возникновения и пути их решения.

Работа подготовлена в рамках проводимой Центром исследования проблем безопасности РАН работы по исследованию вопросов повышения эффективности обеспечения социальной безопасности граждан России в том числе с использованием современных информационных технологий, совершенствования элементов геоинформационных систем (тема НИР  «Организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований в области интеллектуальных геоинформационных систем и их применение при решении проблем безопасности» (№ 0006-2018-0001).

Ключевые слова: юридическая помощь, конституционные права, реализация права, квалифицированная юридическая помощь, право на квалифицированную юридическую помощь.

The constitutional right to qualified legal assistance: problems of implementation

Annotation. This article takes a look at the existing problems of realization of the constitutional right of citizens to receive qualified legal assistance, their causes and solutions.

The work was prepared within the framework of the research of the RAS security problems carried out by the Center to study the issues of improving the efficiency of social security of Russian citizens, including the use of modern information technologies, improving the elements of geoinformation systems (the theme of research «Organization and conduct of fundamental and applied research in the field of intelligent geographic information systems and their application in solving security problems» (№ 0006-2018-0001).

Keywords: legal assistance, constitutional rights, the realization of the right, qualified legal assistance, the right to qualified legal assistance.

Право на получение квалифицированной юридической помощи в теории отечественного конституционного права считается одним из личных (гражданских) прав и свобод [12, с.175]. Закрепление такого права в Основном законе страны обусловлено, во-первых, целями  существования и развития государства (ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации) и, во-вторых, объективными условиями и субъективными факторами, влияющими на достижение этих целей.

История человечества полна примеров, когда самые благородные побуждения, зафиксированные в декларациях, меморандумах, программах, основных законах и т.п. в процессе их реализации оборачивались трагедией для стран и народов, попирались естественные права и свободы человека и гражданина. Отсутствие убежденности в эффективной защите государством  своих прав и свобод способно привести в негативным проявлениям в социальной  и политической сферах жизни общества, формированию факторов, влияющих на состояние безопасности социально-политической и социально-экономической систем государства (механизмы такого влияния в должной мере исследованы в работе «Безопасность социально-экономических систем» [14]).

Поэтому мало принять конституцию страны, необходимо выстроить механизм ее неукоснительного выполнения. Если рассматривать Конституцию Российской Федерации, то одним из элементов такого механизма является закрепленное в ней право на получение квалифицированной юридической помощи.

Несмотря на то, что с момента принятия и вступления в силу Конституции Российской Федерации прошло уже достаточно много времени, создать полноценный эффективный механизм ее исполнения пока не удалось [4, с. 9-11]. В том числе есть немало проблем и в устройстве и функционировании такого его элемента как право на получение квалифицированной юридической помощи.

Нельзя утверждать, что ничего в этом плане не делалось и не делается. Во-первых, закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в ст. 48 Конституции Российской Федерации дает возможность формирования правового обеспечения реализации данного права, т.е. подготовки и принятия законов и подзаконных актов, регламентирующих реализацию рассматриваемого права. Во-вторых, реализация права на квалифицированную юридическую помощь постоянно находится в поле зрения Главы государства, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, о чем свидетельствуют их законодательные инициативы, принятые законы и подзаконные акты, разрабатываемые программы и дорожные карты, обсуждения возникающих при этом проблем на различных мероприятиях.  Осуществляется реализация государственной программы «Юстиция» [17]. Подготовлен проект Концепции реформирования рынка профессиональной юридической помощи [22]. В-третьих, реализации права на квалифицированную юридическую помощь уделяют значительное внимание различные негосударственные и общественные организации. Особую активность при этом проявляет адвокатское сообщество [21]. В-четвертых, конституционное право на квалифицированную юридическую помощь активно исследуется отечественной наукой, в первую очередь, юриспруденцией. Основное внимание исследователей сосредоточено на проблемах реализации указанного права, причинах их существования и поиску путей их разрешения.

В числе первых проблем отмечается разрыв между провозглашенным правом на квалифицированную юридическую помощь и возможностями его реализации [10, с.2]. Об этом свидетельствуют многие факты. Так, например, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2017 году было зафиксировано 5830 нарушений закона в период дознания и следствия [23]. При надлежащей квалифицированной юридической помощи лицам, подвергнутым дознанию и следствию, такого количества нарушений могло бы и не быть.

Вторая проблема – несовершенство судебной системы страны. Самое больное место в этой системе – чрезмерная перегрузка судей. По данным исследования Высшей школы экономики в Российской Федерации имеют нагрузку, примерно соответствующую норме, только 24% судей, а 62% перерабатывают более чем вдвое. В результате «правосудие последовательно превращается в конвейерное производство» [20]. Естественно, при «конвейерном производстве» надеяться на решение суда согласно закону, другими словами, получить квалифицированную юридическую помощь, весьма сложно. И граждане вынуждены обращаться в международный суд.  Поэтому, начиная с 2002 г. по 2010 г. число жалоб против России в Европейский Суд по правам человека непрерывно росло [7]. После 2010 г. наметилось некоторое уменьшение числа подобных жалоб. А в целом с 2002 г. по 2016 г. их количество составило 134433[19].

Третья проблема – неблагоприятное влияние определенных объективных и субъективных факторов на формирование необходимого комплекса «социально-экономических, политических, юридических и нравственных предпосылок, условий, способов и средств, создающих равные возможности гражданам для осуществления права, указанного в ст. 48 Конституции Российской Федерации» [3, c.14].

В качестве причин можно считать, во-первых, то, что до настоящего времени нет установившегося научного определения и законодательного закрепления понятия «квалифицированная юридическая помощь». Поэтому продолжается полемика по вопросам «ее сущности, содержания, субъектов оказания, общей системы реализации и гарантированного обеспечения.» [3, c.3].

Авторы  Большого юридического словаря трактуют юридическую помощь как государственную и негосударственную (частную, коммерческую) «деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направлена на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан» [11, c.846].

По мнению авторов Доктринального комментария Конституции Российской Федерации под квалифицированной юридической помощью «подразумевается, главным образом, адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 января 1997 г. № 2-П, «гарантируя право на получении квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии» [13, c.275]. Отдельные исследователи считают, что «…под квалифицированной юридической помощью в уголовном судопроизводстве необходимо понимать деятельность адвоката, осуществляемую на профессиональной основе, направленную на защиту и содействие в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, а также на обеспечение доступа граждан к правосудию» [2, c.529]. Есть и такое определение квалифицированной юридической помощи, как деятельности «государственных органов, негосударственных организаций, а также индивидуальных субъектов оказания данной помощи, которая основана на юридических знаниях, умениях и навыках, осуществляется при соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых контролем, а также является максимально положительным результатом для обратившегося за помощью лица.» [6, c.136].

Не включаясь в анализ и дискуссию относительно перечисленных понятий, и формулирование понятия «квалифицированная юридическая помощь», несомненно, прежде всего следует определить сущность квалифицированной юридической помощи, целесообразно вскрыть то внутреннее, неизменное, что характеризует это явление. А также следует вычленить его внешние признаки. В сумме это и будет, видимо, составлять на данное время сущность квалифицированной юридической помощи.  Определение сущности позволит более точно раскрыть содержание квалифицированной юридической помощи и само понятие «квалифицированная юридическая помощь», определить объекты и субъектов оказания данной помощи.

Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что при анализе проблем оказания квалифицированной юридической помощи основное внимание сосредоточивается на субъектах оказания данной помощи и несколько меньше на факторах, вызывающих необходимость оказания ее. В числе таких факторов указывают только на недостаточную правовую активность граждан и недостатки в работе органов публичной власти [10, c.5,7]. Все это верно. Развитие правовой активности граждан требует отдельного исследования. Относительно же устранения недостатков в работе органов публичной власти в данном случае необходимо обратить внимание на ст. 18 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [15, cт.18]. Видимо, было бы целесообразно законодательно определить, что необходимо делать по выполнению данной статьи Конституции, используя при этом как материальные, так и процессуальные  нормы. Что касается судебной ветви власти, то здесь в плане правового регулирования ее функционирования процессуальных норм более всего по сравнению с законодательством, регулирующем деятельность других ветвей и уровней публичной власти. Активно наполняется процессуальными нормами законодательство, регламентирующее деятельность отдельных органов, выполняющих правоохранительные функции. Но что касается правового регулирования деятельности многих органов исполнительной власти, то здесь еще немало чего предстоит сделать. И, в первую очередь, надо наполнить процессуальными нормами законодательство, регламентирующее деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих. Ибо существенный урон реализации конституционных прав может нанести так называемый «токсичный исполнитель на средних уровнях государственного управления» [9, c.661-668]. Внедрение административных и должностных регламентов, должностных инструкций пока что не обеспечивает сокращение и исключение случаев решения тех или иных задач по усмотрению того или иного служащего, что ведет нередко к произволу, нарушению прав и законных интересов граждан, коррупции и т.п. Все это порождает необходимость защищать граждан от ущемления их прав и свобод. Причем ущемляются и нарушаются права и свободы не только граждан, не являющихся государственными или муниципальными служащими, но и самих указанных служащих.

Как свидетельствует практика, во многих случаях административные регламенты составлены без учета реальных возможностей их реализации. И, как следствие, должностные регламенты, скорее всего, являются элементами служебных контрактов, отчетными актами для проверяющих, а не руководством к действию для государственного гражданского служащего в каждом типичном конкретном случае. Аналогичное положение дел с должностными инструкциями на муниципальной службе.

Очевидно, что нельзя заранее предугадать, как должен действовать в той или иной ситуации государственный гражданский или муниципальный служащий. Но есть много типичных ситуаций, действия служащего в которых можно регламентировать. Главное при этом состоит в определении границ, за которые ни при каких обстоятельствах не должен заходить служащий. Решить эту задачу можно совместными усилиями исследователей государственной гражданской и муниципальной службы и представителями нанимателя (или по их поручению служащими) в каждом органе публичной власти. Хотя здесь есть определенные сложности. Если должностные регламенты и должностные инструкции дополнять процессуальными нормами, то предварительно необходимо будет определиться и теоретически, и практически с тем, относятся ли эти акты к процессуальному законодательству. Это необходимо для определения субъектов подготовки и принятия этих норм [15, ст.72, п. «о»]. Но то, что нормы, определяющие, как должен поступать в том или ином случае государственный гражданский или муниципальный служащий при выполнении своих служебных обязанностей, в настоящее время несомненно должны быть.

В-третьих, одной из причин появления и существования проблем оказания квалифицированной юридической помощи исследователи называли отсутствие координации взаимодействия между субъектами, призванными обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина [10, c.4]. То, что указанная координация отсутствует или неэффективная, косвенно свидетельствует норма федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», обязывающая органы государственной власти субъектов Российской Федерации определять порядок «взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий установленных настоящим Федеральным законом» [16, ст.12, ч.1, п.5].

Порядок взаимодействия органов публичной власти, в том числе, и в решении задач оказания бесплатной юридической помощи, должен быть априори установлен со вступлением в действие Конституции Российской Федерации. И тот факт, что указанный порядок предстоит и необходимо определять свидетельствует еще и о том, что надо не только соблюдать и  гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, но крайне важно целеустремленно действовать государственной власти, негосударственным институтам и всему обществу по реализации в повседневной жизни фундаментальной идеи (нормы) Конституции Российской Федерации о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». К сожалению, мир так устроен, что провозгласить самую гуманную идею в качестве высшей ценности недостаточно. Необходимо, чтобы эта идея стала смыслом и содержанием жизнедеятельности общества, жизни каждого человека, деятельности органов публичной власти, политических партий и общественных организаций [1, c. 27 – 30].

В-четвертых, одной из причин существования проблем в оказании квалифицированной юридической помощи исследователи считают недостатки в деятельности адвокатского сообщества. Например, Е.Г. Тарло указывает на недостаточный качественный уровень кадрового состава адвокатуры [10, c. 4]. А.А. Перебоева и А.Р. Шайдуллина обращают внимание на негативное влияние адвокатской монополии на оказание квалифицированной юридической помощи [8]. С.Г. Караханян подробно исследовал проблемы формирования и совершенствования информационного компонента адвокатской деятельности [5].

В настоящее время большие надежды возлагаются на бурно развивающиеся технические средства работы с информацией. Здесь есть как положительные, так и отрицательные моменты. В частности, отрицательным являются сложности, а во многих случаях и невозможность, предотвращения не санкционированного доступа к информационным базам. Положительным, несомненно, является расширение возможностей доступа к текстам действующего законодательства, что способствует реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.

В дополнение к тому, что осуществляется согласно Детальному план-графику реализации государственной программы «Юстиция» [18] желательно создать электронный справочник для граждан, в котором были бы представлены алгоритмы действий в тех или иных типичных юридически значимых случаях. Такой справочник был бы более доступен по сравнению с уже изданными и издающимися подобными справочниками в бумажном варианте. Также электронный справочник можно оперативно обновлять в связи с изменениями в действующем законодательстве.

Таким образом анализ проблем реализации только одной статьи Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что страна находится в начале пути осуществления идей и принципов, провозглашенных в Основном законе государства. Одним из направлений повышения эффективности отмеченной в статье деятельности – использование современных информационных технологий, создание оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей населения России на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. И надо идти по этому пути к благородной цели, достигнув которой человек, его права и свободы будут высшей ценностью на деле, а не на словах. Отмеченную в статье тему и некоторые взгляды на реализацию направлений по решению этой задачи  планируется осветить в последующих работах.

 

Литература:

  1. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы. // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.
  2. Амельков Н.С. Понятие квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве России. // Молодой ученый. 2013. № 6 // URL https://moluch.ru/archive/53718/lfnf/ (дата обращения 10.07.2018).
  3. Ботнев В.К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина. // Автореф. дисс. докт. юр. наук. М.: РАГС. 2013.
  4. Ишенков К.А. Понятие «реализация конституции» на современном этапе конституционного развития. // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12.
  5. Караханян С.Г. Формирование и совершенствование информационного контента адвокатской деятельности. // Автореф. дисс. докт. юр. наук. М.: РПА Минюста РФ. 2012.
  6. Ленкауцан Д.В. Проблемы толкования понятия квалифицированной юридической помощи. // Молодой ученый. 2018. № 7. // URL https://moluch.ru/archive/193/48400/lfnf/ (дата доступа 10.07.2018).
  7. Николаев А.М. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод: конституционно-правовой механизм реализации в Российской Федерации. // Автореф. дисс. докт. юр. наук. М.: РГСУ. 2012.
  8. Перебоева А.А., Шайдуллина А.Р. К вопросу об адвокатской монополии. // Научный центр «Олимп». Сборник материалов ХХХIII Международной научно-практической конференции. М. 2018.
  9. Понкин И.В. Токсичные лидеры и исполнители на средних уровнях государственного управления. //Теория публичного управления. М.: Буки Веди. 2017.
  10. Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь (российская действительность и мировой опыт). // Автореф. дисс. канд. юр.наук. М. 2001.
  11. Большой юридический словарь. 3-е изд. Под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М. 2006.
  12. Конституционное право России: учебник. Под ред. Б.С. Эбзеева и А.С. Прудникова. 6-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013.
  13. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный). 2-е изд. Рук. авт. колл. Ю.А. Дмитриев. Науч. рук. Ю.И. Скуратов. М.: Статут. 2013.
  14. Шульц В.Л., Цыганов В.В., Идрисов Р.Ф., Терехова Н.Н. Безопасность социально-экономических систем // Центр исследования проблем безопасности РАН. – М.: Наука, 2009. – 272 с.

Нормативно-правовые акты и справочные материалы

  1. Конституция Российской Федерации. // http://www.cosultant.ru/document/cons_dos_LAW_28399/ (дата доступа 09.07.2018).
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_dos_LAW_121887/ (дата доступа 16.07.2018).
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция». // http://ivo.garant.ru/document/70644218/paragraph/1:0 (дата доступа 05.07.2018).
  4. Детальный план-график реализации государственной программы «Юстиция» // http://minjust.ru/node/5802 (дата доступа 15.08.2018).
  5. ЕСПЧ 2017: Россия бьет рекорды. // htpps://roseurosud.org. (дата доступа 08.07.2018).
  6. Исследование ВШЭ зафиксировало перегрузку 62% российских судей. // https://www.zbc.society/17/04/2018 (дата доступа 02.07.2018).
  7. Информационная справка о состоянии адвокатуры и адвокатской деятельности в 2017 году. // http://apno.ru (дата доступа 26.06.2018).
  8. Концепция реформирования рынка профессиональной юридической помощи. // https://rusurist.ru (дата доступа 09.07.2018).
  9. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции. // http://www.cdep.ru (дата доступа 02.07.2108).

 

Literature:

  1. Avakyan S. A. Constitutional system and the public sector: concepts and perspectives. // The constitutional and municipal law. 2013. No. 11.
  2. Amelco N. With. The concept of qualified legal assistance in criminal proceedings of Russia. // Young scientist. 2013. No. 6 // URL https://moluch.ru/archive/53718/lfnf/ (accessed 10.07.2018).
  3. Botnev V. K. Qualified legal assistance as a constitutional and legal guarantee of protection of rights and freedoms of man and citizen. // Autoref. Diss. Doc. Jus. sciences’. M.: rags. 2013.
  4. The Concept of «implementation of the Constitution» at the present stage of constitutional development. // The constitutional and municipal law. 2015. No. 12.
  5. Karakhanyan S. G. formation and improvement of the information content of advocacy. // Autoref. Diss. Doc. Jus. sciences’. M.: RPA Russian Ministry of justice. 2012.
  6. Lenkoran D. V. problems of interpretation of the concept of qualified legal assistance. // Young scientist. 2018. No. 7. // URL https://moluch.ru/archive/193/48400/lfnf/ (access date 10.07.2018).
  7. Nikolaev, A. M. the European Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms: constitutional-legal mechanism of realization in the Russian Federation. // Autoref. Diss. Doc. Jus. sciences’. Moscow: Russian state social University. 2012.
  8. Pereboev A. A., shaydullina R. A. To the question about the advocate’s monopoly. // Research center «Olympus». The collection of materials of the XXXIII International scientific-practical conference. M. 2018.
  9. Ponkin I. V. Toxic leaders and performers at the mid-levels of government. // Theory of public administration. M.: Buki Vedi. 2017.
  10. Tarlo E. G. the role of the bar in the system of ensuring the constitutional right to legal assistance (Russian reality and world experience). // Autoref. Diss. kand. Jus.sciences’. M. 2001.
  11. Large legal dictionary. 3rd ed. Under the editorship of A. Ya. Sukharev. M.: INFRA-M. 2006.
  12. Constitutional law of Russia: textbook. Ed. by B. S. ebzeeva and A. S. Prudnikov. 6th ed. M.: YUNITI-DANA. 2013.
  13. The Constitution Of The Russian Federation. Doctrinal commentary (article). 2nd ed. Hands’. auth. call. Yu. A. Dmitriev. Science. hands’. Y. I. Skuratov. Moscow: Statute. 2013.
  14. Schultz v.l., Romsat, Idrisov r.f., Terehova N.n. Security socio-economic systems // Security research center of the Russian Academy of Sciences. -M.: Science, 2009. -272 with.

Normative legal acts and reference materials

  1. The Constitution Of The Russian Federation. // http://www.cosultant.ru/document/cons_dos_LAW_28399/ (access date 09.07.2018).
  2. Federal law No. 324-FZ of 21.11.2011 «on free legal aid in the Russian Federation» / / http://www.consultant.ru/document/cons_dos_LAW_121887/ (access date 16.07.2018).
  3. Resolution Of the government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 312 » on approval of the state program of the Russian Federation «Justice». // http://ivo.garant.ru/document/70644218/paragraph/1:0 (date of access 05.07.2018).
  4. Detailed plan-schedule of the state program «justice» / / http://minjust.ru/node/5802 (access date 15.08.2018).
  5. The ECHR 2017: Russia breaks records. // https: / / roseurosud.org. (access date 08.07.2018).
  6. The HSE study recorded an overload of 62% of Russian judges. // https://www.zbc.society/17/04/2018 (access date 02.07.2018).
  7. Information about the state of advocacy and advocacy in 2017. // http://apno.ru (date of access 26.06.2018).
  8. The concept of reforming the market of professional legal assistance. // https://rusurist.ru (date of access 09.07.2018).
  9. Report on the work of courts of General jurisdiction in criminal cases at first instance. // http://www.cdep.ru (date of access 02.07.2108).

 

Об авторах: 

А.А.Адамович,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры правового обеспечения государственной гражданской и муниципальной службы

ИГСУ РАНХиГС

A.А. Adamovich,

PhD, Assistant Professor of the Department of legal support for civil and municipal services

 

Р.Ф. Идрисов,

доктор юридических наук, директор  Центра исследования проблем безопасности РАН

F. Idrisov,

Doctor of law, Director of the research Center for security problems of the RAS

Добавить комментарий

Войти с помощью: