В статье рассматриваются история принятия и юридический статус Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Анализируются результаты ее применения.
Авторы приходят к выводу о том, что, несмотря на промежуточны успехи, ее нельзя считать эффективной, и в нее необходимо внести изменения.
Ключевые слова: Оттавский договор, противопехотные мины, мины-ловушки, «умные мины», запрет, накопление запасов, производство, передача, разминирование, правительственные войска, негосударственные вооруженные группы.
The Convention on the Prohibition of the Use, Stockpiling, Production and Transfer of Anti-Personnel Mines and on their Destruction, 1997: history, legal status and effectiveness
Annotation
The article examines the history and legal status of the Convention on the Prohibition of the Use, Stockpiling, Production and Transfer of Anti-Personnel Mines and on their Destruction. The results of its application are analyzed.
The authors conclude that, despite interim progress, it cannot be considered effective and needs to be reviewed.
Keywords: Ottawa Treaty, anti-personnel mines, booby traps, «smart mines», prohibition, stockpiling, production, transfer, demining, government forces, non-state armed groups.
Применяемые во время конфликта против неприятельских войск, противопехотные мины, будучи установленными под землей, на или вблизи ее поверхности, причиняют вред гражданским лицам, калечат или становятся причиной их смерти, даже когда конфликт закончен, и было подписано мирное соглашение, тем самым продолжая разрушать жизни людей. Ранения от подобных мин отличаются особой тяжестью и требуют серьезного лечения и продолжительной реабилитации, на которую у государств, где регистрируется большинство случаев, как правило не хватает ресурсов. Вдобавок противопехотные мины препятствуют пост-конфликтному восстановлению и экономическому развитию, поскольку заминированные территории становятся непригодными для использования, а разминирование — это дорогостоящий процесс, который требует много времени.
История принятия
Впервые противопехотные мины в виде близком к современному были применены в США во время гражданской войны 1861-1865 годов. Их изобретение приписывается бригадному генералу армии Конфедерации Габриэлю Рэйнсу, весной 1862 года приказавшему своим солдатам изготавливать снаряды, которые «могли бы взрываться от того, что на них наступили»[1]. Несмотря на то, что подобные устройства уже тогда были восприняты командованием конфедеративной армии как «варварские», и их применение было ограничено[2], они были взяты на вооружение многими странами мира и активно применялись в Первой и Второй мировых войнах, а также иных вооруженных конфликтах последующих лет.
Лишь в 1990-е годы (период без крупных вооружённых конфликтов, в течение которого, однако, ежегодно 26000 человек становились жертвами противопехотных мин[3]) международное сообщество начало активно заниматься решением проблемы, которую представляет собой данное средство ведения войны, для того, чтобы положить конец этому «глобальному бедствию».
Первая попытка запретить данный вид вооружения была предпринята в раках обсуждения поправок к Протоколу II к Женевской Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного вооружения, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (далее — Протокол II)[4]. Во-первых, Протокол II запрещает некоторые виды мин[5]. Например, мины-ловушки, которые соединены или могут ассоциироваться с детскими игрушками или предметами религиозного характера[6]. Во-вторых, протокол содержит нормы, регулирующие конструкцию мин и их применение, ограничивая последнее военными объектами[7]. Однако полностью противопехотные мины запрещены не были по причине того, что государства-участники не смогли прийти к консенсусу по этому вопросу. При этом, поскольку более 40 государств высказались в поддержку полного запрета противопехотных мин, канадская делегация выступила с предложением продолжить дискуссию вне рамок Протокола II[8].
3-5 октября 1996 года в Оттаве была проведена Международная стратегическая конференция, в которой участвовали 74 государства, международные и неправительственные организации, из которых наиболее активное участие принимали Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца и Международная кампания по запрещению противопехотных мин[9]. По итогам работы данной конференции была принята Декларация «На пути к глобальному запрещению противопехотных мин»[10].
В декабре 1996 года Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 51/45S приветствовала «недавние решения государств о введении различных запретов, мораториев или других ограничений на применение, накопление запасов, производство и передачу противопехотных наземных мин»[11] и настоятельно призвала государства активно работать над соответствующим международным соглашением для скорейшего завершения переговоров[12].
В результате, уже в начале февраля 1997 года в Вене прошло Совещание экспертов, на котором обсуждался первый проект текста Конвенции, представленный правительством Австрии[13]. По итогу данного обсуждения, в котором принимали участие представители 111 государств, в проект были внесены изменения, и его второй вариант был представлен австрийским правительством 14 марта 1997 года[14]. Главным предметом дискусси стал вопрос возможного механизма проверки соблюдения положений Конвенции, который был вынесен на отдельное обсуждение в рамках Совещания экспертов в Бонне[15].
Затем работа над текстом продолжилась на Международной конференции по вопросу о глобальном запрете на противопехотные мины в Брюсселе, в которой приняли участие представители 154 стран. По итогам ее работы 27 июня 1997 года правительства 97 государств подписали Брюссельскую декларацию, которая формально положила начало переговорам о полном запрете противопехотных мин, и в которой говорилось о необходимости созыва новой конференции для обсуждения финального текста Конвенции, в основу которого лег третий австрийский проект. В результате, Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (далее — Конвенция о запрещении противопехотных мин, Оттавский договор или Конвенция) была торжественно принята 18 сентября 1997 года на дипломатической конференции в Осло[16], что стало завершением Оттавского процесса.
Юридический статус
Конвенция была открыта для подписания 3 декабря 1997 года, и подписана представителями 121 страны[17]. Генеральная Ассамблея приветствовала завершение переговоров и предложила всем государствам подписать и ратифицировать ее в своей резолюции 52/38 / A[18].
5 государств (Австрия, Мавритания, Швейцария, Швеция и Южно-Африканская Республика) сделали заявления о временном применении пункта 1 статьи 1 Конвенции до ее вступлениям в силу, который содержит обязательство «никогда не применять, не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не передавать никому противопехотные мины»[19]. Оговорки в отношении положений Конвенции не допускаются[20].
1 марта 1999 года Конвенция вступила в силу и международное сообщество приветствовало ее как успех альтернативной дипломатии. По состоянию на 1 января 2021 года участниками Конвенции являются 164 государства, в это число входят все государства Западного полушария, за исключением США и Кубы, все государства Африки к югу от Сахары, все государства-члены Европейского Союза и другие. 33 государства не являются государствами-участниками данной Конвенции, включая пятерку стран лидеров по количеству противопехотных мин в их арсеналах(Китай, Россия, США, Пакистан, Индия)[21], а также включая Маршалловы острова, которые подписали, но не ратифицировали ее[22].
Эффективность
В соответствии с положениями Конвенции государства-участники не только берут на себя обязательства никогда не применять, не разрабатывать, не производить, не накапливать и не передавать противопехотные мины, но и обязуются уничтожить свои арсеналы в течение 4 лет и обеспечить разминирование районов, находящихся под их юрисдикцией и контролем, в течение 10 лет[23]. Она также предусматривает обязательства государств по уходу за жертвами мин, их реабилитации и реинтеграции.
Спустя 10 лет после ее подписания, Конвенция считалась триумфом среди других договоров, касающихся вооружений. В ноябре 2020 года на 18-м совещании государств-участников Конвенции д-р Жиль Карбонье, вице-президент МККК, в своем выступлении отметил, что «Конвенция о запрещении противопехотных мин является одним из самых успешных договоров по оружию в истории»[24].
Следующие факты могут свидетельствовать об ее эффективности.
Во-первых, существенно сократилось использование данного вида оружия правительственными силами. Если в период 1997-1999 годов были подтверждены факты применения противопехотных мин правительственными войсками в 17 государствах[25], то к декабрю 2020 года это число уменьшилось до одного — Мьянмы, которая не является участником Конвенции[26].
Во-вторых, из 50 государств, которые когда-либо производили противопехотные мины, 40 прекратили их производство, в том числе 3 государства, не являющиеся участниками Конвенции (Египет, Израиль, Непал)[27].
В-третьих, странами-участницами было уничтожено около 55 миллионов мин, что сократило мировые запасы противопехотных мин на 1/5[28]. К 2021 году 160 государств-участников из 164 не обладают никакими запасами, за исключением необходимыми для тренировки личного состава вооруженных сил, что допускается статьей 3 Конвенции. Из них 93 государства уничтожили свои арсеналы, а 67 никогда таковыми не обладали[29]. Трем государствам (Украина, Греция и Шри-Ланка) еще предстоит уничтожить свои запасы. При этом Украина и Греция нарушили взятые на себя обязательства, так как не смогли завершить процесс уничтожения запасов в четырёхлетний срок.
В-четвертых, территории 31 государства-участника была полностью очищены от мин, продолжается разминирование территорий еще 33 государств-участников Конвенции[30].
Наконец, общее число жертв противопехотных мин в год сократилось на две трети по сравнению периодом последнего десятилетия XX века[31]. Более того количество жертв ежегодно уменьшалось: с 9,807 человек в 1999 году до 3,457 человек в 2013 году[32]. Однако, начиная с 2014 года, число жертв противопехотным мин начало расти и уже шестой год подряд продолжает оставаться более чем в два раз выше показателей 2013 года, что демонстрирует тревожную тенденцию, поскольку помимо государств, не участвующих в Конвенции, жертвы продолжают регистрироваться в государствах-участниках. Например, в 2019 году они были выявлены в 36 из них[33].
Часть исследователей утверждают, что увеличившееся с 2014 года количество жертв является результатом увеличения числа конфликтов или их перехода в интенсивную фазу. Другие полагают, что это не причина, а скорее следствие проблем, вытекающих из текста самой Конвенции или возникающих в связи с ее применением.
Первое, что отмечается многими исследователями как главный недостаток этой Конвенции — неучастие в ней стран, обладающих большими запасами противопехотных мин, таких как Россия, Пакистан, Индия, Китай и Соединенные Штаты Америки, или стран, активно производящих данный вид вооружения.
В 22-м ежегодном докладе Международной кампании по запрещению противопехотных мин 12 государств были перечислены в качестве производителей противопехотных мин: Китай, Куба, Индия, Иран, Мьянма, Северная Корея, Пакистан, Россия, Сингапур, Южная Корея, США, которые вновь попали в этот список в 2020 году[34] и Вьетнам[35]. Их можно разделить на две группы: те, кто продолжает производство, и те, кто не занимается их производством, однако оставляет за собой право делать это в будущем. В первую группу входят Индия, Иран, Мьянма и Пакистан, которые активно производят противопехотные мины. Например, в 2020 году Государственной индийской компанией IOF (Indian Ordnance Factories) были закуплены комплектующие, необходимые для производства противопехотных мин[36]. В этом же году экспортный центр Министерства обороны Ирана разместил рекламу производимых ими противопехотных мин YM-IV и YM-I-S[37].
Таким образом, хотя число, подписавших конвенцию стран в два раза больше, чем у Протокола II, это число не имеет большого значения, поскольку главные государства-производители не связаны обязательствами по данному договору и производство таких мин продолжается.
Кроме того, факты регистрации новых жертв в странах с продолжающимися на их территории вооруженными конфликтами, которые в то же время является участницами Конвенции, свидетельствует о возможном участии стран, не подписавших конвенцию, в торговле или передаче мин лицам, участвующим в этих конфликтах. Так, в 2019 году в Афганистане, Колумбии, Ираке, Мали, Нигерии, Украине и Йемене было зафиксировано более 100 жертв в каждой из стран[38].
В результате в 2019 году Генеральная Ассамблея ООН, обеспокоенная документально подтвержденными сведениями применения мин в различных частях мира, вновь подняла этот вопрос и приняла резолюцию 74/61, в которой призвала все государства «содействовать присоединению к Конвенции посредством двусторонних, региональных и многосторонних контактов и другими средствами»[39].
Однако с 2017 года к Конвенции никто не присоединился. Россия, например, аргументирует свою позицию, во-первых, тем, что выполнение обязательств по данному договору приведет к колоссальным затратам и экономически не выгодно, а во-вторых, тем, что противопехотные мины необходимо сохранить в арсенале вооруженных сил, поскольку это оружие эффективно, а ее обязательств в рамках Протокола II достаточно[40].
Следующей проблемой, которая связана с тенденцией к росту числа жертв противопехотных мин является их производство и применение негосударственными вооруженными группами: антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами[41]. В 2020 году производство и применение ими подобных мин было доказано в 6 государствах (Афганистан, Индия, Колумбия, Ливия, Мьянма, Пакистан), два из которых, Афганистан и Колумбия, являются участниками Конвенции[42]. Кроме того в 2020 году Международной кампании по запрещению противопехотных мин поступили сведения, которые однако требуют подтверждения, об использовании мин негосударственными вооруженными группами в 13 других государствах, 11 из которых также подписали конвенцию[43].
В то же время в соответствии с Конвенцией применение, накопление, производство и передача противопехотных мин запрещены независимо от того кем осуществляются эти действия, если это происходит в границах стран-участниц Конвенции: правительственными вооруженными силами или негосударственными вооруженными группами. Таким образом можно говорить о неисполнении взятых на себя по Оттавскому договору обязательств некоторыми государствами, подписавшими и ратифицировавшими его.
Наличие данной проблемы напрямую связано с отсутствием эффективного механизма контроля за соблюдением положений Конвенции. В ней не предусмотрено ни создание постоянной инспекции, ни создание независимой системы мониторинга, подобной международной системе мониторинга Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (далее — ДВЗЯИ)[44]. Главным образом контроль осуществляется путем представления государствами-участниками ежегодных докладов Генеральному Секретарю ООН в соответствии с требованиями к информации, которая должна содержаться в этих докладах, закрепленными в ст. 7 Конвенции. И хотя эти требования являются относительно всеобъемлющими, в отсутствии независимого мониторинга каждое государство-участник Оттавского договора само решает вопрос о достоверности представленной другим государством-участником информации, что может привести к излишней политизации вопросов, связанных с соблюдением договора.
В случае возникновения подозрений относительно несоблюдения Конвенции государством-участником через Генерального Секретаря направляется «запрос разъяснения»[45], на который государство, предполагаемо нарушившее или нарушающее конвенцию, должно ответить в течение 28 дней. В случае если ответ на запрос получен не будет или запрашивающее государство сочтет его неудовлетворительным на совещании государств-участников может быть поднят вопрос о направлении в это государство миссии по установлению фактов. В состав такой миссии должны входить до 9 экспертов, которые назначаются Генеральным секретарем ООН из списка кандидатур, который был предложен ранее. Решение о направлении миссии принимается большинством голосом от присутствующих и участвующих в голосовании государств. Исследователи отмечают, что подобное положение носит достаточно прогрессивный характер, поскольку требование простого большинства от голосов присутствующих для направления миссия по установлению фактов теоретически менее обременительно, чем, например, требование тридцати из пятидесяти одного голоса Исполнительного совета для направления подобной миссии в соответствии с ДВЗЯИ[46].
Однако до сих пор единственным эффективным механизмом контроля за осуществлением и соблюдением договора является «Landmine Monitor» — инициатива, которая была запущена Международной кампанией за запрет наземных мин. Каждый год они публикуют всеобъемлющий доклад с обзором существующей ситуации в рамках рассматриваемого вопроса, что охватывает разработку, производство, применение, передачу и накопление противопехотных мин, информацию о минном загрязнении территорий и его устранении, а также помощи, оказываемой государствами-участниками жертвам[47].
Еще одним вызовом для Оттавского договора является разработка новых типов мир — «smart mines» или «умные мины», чем сейчас активно занимаются многие страны мира. При этом подобные виды мин разрабатываются не только странами, не подписавшими и не ратифицировавшими конвенцию, как например США, но и странами-участницами, как например Финляндия[48]. При этом в таком случае о несоблюдении государствами-участниками Конвенции речи не идет, поскольку в Конвенции противопехотная мина определяется как мина, которая предназначена для «взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека и при этом выводит из строя, калечит или убивает одного или нескольких человек»[49], а умные мины запускаются дистанционным оператором или активируются автоматически по прошествии запрограммированного срока и, соответственно, не подпадают под конвенционное определение противопехотной мины. Из этого следует, что их разработка, накопление, применение и передача не запрещены. Однако это не означает, что они менее опасны, чем противопехотные мины. Отмечается, что их использование скорее приведет к более высоким потерям среди гражданских лиц, чем те, которые есть при существовании обычных минных полей[50]. Таким образом, возникает также необходимость внесения изменений в текст Конвенции с учетом технологического прогресса.
В статье 13 Конвенции о запрещении мин такая возможность предусмотрена: государство-участник может выдвинуть соответсвующее предложение и направить его Генеральному секретарю ООН, который должен разослать его всем странам-участникам. Затем данное предложение рассматривается на созванной по этому поводу Генеральным секретарем конференции. Поправки принимаются, если за них проголосовало как минимум две трети присутствующих на конференции и участвующих в голосовании государств-участников[51].
Выводы
1. Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, принятая 18 сентября 1997 года и ставшая результатом Оттавского процесса, можно считать триумфом альтернативной дипломатии, поскольку рекордные сроки обсуждения ее проекта, подписания и вступления в силу оперативно уменьшили количество прерванных или искалеченных человеческих жизней, дали возможность государствам восстанавливать экономику после разминирования их территорий.
2. После того как 3 декабря 1997 года Конвенция была открыта для подписания, ее сразу подписали 121 государство. С того момент к ней присоединились еще 45 государств, и сейчас 164 государства являются участниками данной Конвенции.
3. Вклад Конвенции в движение на пути к миру свободному от мин неоспорим. Однако факт ее заключения, большое число участников или промежуточные успехи еще не говорят об ее эффективности. Исходя из всего вышесказанного, Конвенция, наоборот, представляется несовершенным международных инструментом. Поскольку, во-первых, до тех пор, пока страны, являющиеся крупными производителями противопехотных мин или обладающие значительными арсеналами, остаются вне Конвенции, противопехотные мины будут оставаться постоянной проблемой. Следовательно, государствам-участникам и международному сообществу в целом необходимо проводить работу для того, чтобы подобные страны присоединялись к Конвенции.
Во-вторых, Конвенция требует внесения изменений, которые в первую очередь бы затронули ее институциональную структуру, а также принимали бы во внимание технологические достижения современности. Так, следует создать эффективный независимый механизм мониторинга, поскольку очевидно, что существующие методы контроля за соблюдением Конвенции, содержащиеся в статьях 7 и 8 Конвенции рудиментарны, и не могут справиться с незаконной торговлей наземными минами и их использованием негосударственными вооруженными группами на территориях государств-участников.Наконец, договор должен быть скорректирован с учетом новых технологических достижений, чтобы эффективно выполнить свою задачу по защите как солдат, так и гражданских лиц от противопехотных наземных мин.
Библиографический список
- Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 544 с.
- Мельцер Н. Международное гуманитарное право: общий курс. М.: МККК, 2017. 419 с.
- Раджабов Д. Ш. Процесс реализации Конвенции о запрещении противопехотных мин в Таджикистане и ее социально-политические аспекты: дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02 — Раджабов Джонмахмад Шарипович. — Душанбе, 2010 г. — 163 с.
- Maslen S., Herby P. An international ban on anti-personnel mines: History and negotiation of the «Ottawa treaty» // International Revue of the Red Cross. 1998. № 325. P. 693-715.
- Atwood D. Implementing Ottawa: Continuity and Change in the Role of NGOs // Disarmament Forum. 1999. №4. P. 19-31.
- Croll M. The History of Landmines. London, 1998. 224 р.
- Good R. Yes we should: Why the U. S. should change its policy towards the 1997 Mine ban treaty // Northwestern Journal of international Human Rights. 2011. Vol. 9. № 2. Р 209-229.
- Findlay T. Verification of the Ottawa Convention: Workable Hybrid or Fatal Compromise //Disarmament Forum. 1999. №4. P. 45-55.
- Maslen S. Anti-personnel Mines Under Humanitarian Law: A View from the Vanishing point. Intersentia, 2001.
- Roberts S., Williams J. After the Guns Fall Silent: The Enduring Legacy of Landmines. Oxfam, 1995. 538 р.
Информация об авторах:
Дмитрий Владимирович ИВАНОВ
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Проспект Вернадского, д. 76, Москва, 119454, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-1231-6072
Дмитрий Владимирович Иванов, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Анастасия Сергеевна ИБРАГИМОВА
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Проспект Вернадского, д. 76, Москва, 119454, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-0755-8800
студент магистерской программы «Международное экономическое право», Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Information about the authors:
Dmitry V. IVANOV
Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia
76, pr. Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119454
ORCID: 0000-0003-1231-6072
Dmitry V. Ivanov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor at the Department of International Law, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia
Anastasia S. IBRAHIMOVA
Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia
76, pr. Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119454
ORCID: 0000-0003-0755-8800
Student at the Master Program “International Economic Law”, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia
_______________________________
[1] Maslen S. Anti-personnel Mines Under Humanitarian Law: A View from the Vanishing point. Intersentia, 2001. P. 5.
[2] Croll M. The History of Landmines. London, 1998. P. 16.
[3] Roberts S., Williams J. After the Guns Fall Silent: The Enduring Legacy of Landmines. Oxfam, 1995. P. 3.
[4] Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.
[5] Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 339.
[6] Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. — URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1996/05/19960503%2001-38%20AM/Ch_XXVI_02_bp.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[7] Мельцер Н. Международное гуманитарное право: общий курс. М.: МККК, 2017. С. 141.
[8] Maslen S., Herby P. An international ban on anti-personnel mines: History and negotiation of the «Ottawa treaty» // International Revue of the Red Cross. 1998. № 325. P. 693.
[9] Atwood D. Implementing Ottawa: Continuity and Change in the Role of NGOs // Disarmament Forum. 1999. №4. P. 21.
[10] Banning anti-personnel mines: the Ottawa Treaty explained [Электронный ресурс]/ ICRC — URL: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/icrc_002_0702_ottawa_explained.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[11] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 51/45S от 10 декабря 1996 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/760/53/PDF/N9776053.pdf?OpenElement/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[12] Стоит отметить, что за эту резолюцию проголосовало 157 государств, 10 государств воздержались, и никто не проголосовал против.
[13] Banning anti-personnel mines: the Ottawa Treaty explained [Электронный ресурс]/ ICRC — URL: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/icrc_002_0702_ottawa_explained.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[14] Maslen S., Herby P. An international ban on anti-personnel mines: History and negotiation of the «Ottawa treaty» // International Revue of the Red Cross. 1998. № 325. P. 696.
[15] Maslen S., Herby P. An international ban on anti-personnel mines: History and negotiation of the «Ottawa treaty» // International Revue of the Red Cross. 1998. № 325. P. 698.
[16] Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении — URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1997/09/19970918%2007-53%20AM/Ch_XXVI_05p.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[17] Status of the Convention on the Prohibition of the Use, Stockpiling, Production and Transfer of Anti-Personnel Mines and on their Destruction — URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=IND&mtdsg_no=XXVI-5&chapter=26&clang=_en/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[18] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 52/38А от 9 декабря 1997 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N98/760/05/PDF/N9876005.pdf?OpenElement/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[19] Status of the Convention on the Prohibition of the Use, Stockpiling, Production and Transfer of Anti-Personnel Mines and on their Destruction — URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=IND&mtdsg_no=XXVI-5&chapter=26&clang=_en/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[20] Ст. 19 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1997/09/19970918%2007-53%20AM/Ch_XXVI_05p.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[21] Раджабов Д. Ш. Процесс реализации Конвенции о запрещении противопехотных мин в Таджикистане и ее социально-политические аспекты: дисс. … канд. полит. наук: 23.00.02 — Раджабов Джонмахмад Шарипович. — Душанбе, 2010 г. — 163 с.
[22] Status of the Convention on the Prohibition of the Use, Stockpiling, Production and Transfer of Anti-Personnel Mines and on their Destruction — URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=IND&mtdsg_no=XXVI-5&chapter=26&clang=_en/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[23] Ст. 4, 5 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1997/09/19970918%2007-53%20AM/Ch_XXVI_05p.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[24] ICRC Vice President Gilles Carbonnier addresses prohibition of use, stockpiling, production and transfer of anti-personnel mines at Anti-Personnel Mine Ban Convention — URL: https://www.icrc.org/en/document/icrc-vice-president-mine-ban-convention/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[25] Landmine Monitor Report 1999 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/1999/landmine-monitor-1999.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[26] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[27] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[28] В 1999 году общий объем запасов как государств-участников, так и не являющихся таковыми составлял 250 миллионов мин.
[29] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[30] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[31] Landmine Monitor Casualties — URL: http://the-monitor.org/en-gb/reports/2019/landmine-monitor-2019/casualties.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[32] Landmine Monitor Casualties — URL: http://the-monitor.org/en-gb/reports/2019/landmine-monitor-2019/casualties.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[33] Landmine Monitor Report 2019 — URL: http://the-monitor.org/en-gb/reports/2019/landmine-monitor-2019.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[34] В Стратегии Министерства обороны США 2014 говорилось, что США взяли на себя обязательство не производить и не приобретать противопехотных боеприпасов, противоречащих Оттавой Конвенции. В 2020 году в политике федерального правительства произошли изменения и данное обязательство было снято.
[35] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[36] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[37] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[38] Landmine Monitor Report 2019 — URL: http://the-monitor.org/en-gb/reports/2019/landmine-monitor-2019.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[39] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №74/61 от 12 декабря 2019 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N19/415/84/PDF/N1941584.pdf?OpenElement/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[40] Конвенция по запрету мин: Россия не подписала, но соблюдает ее положения — URL: https://news.un.org/ru/audio/2013/04/1017411/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[41] Ст. 1 Дополнительного протокола к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II) — URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/6lkb3l.htm/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[42] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[43] Landmine Monitor Report 2020 — URL: http://www.the-monitor.org/en-gb/reports/2020/landmine-monitor-2020.aspx/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[44] Findlay T. Verification of the Ottawa Convention: Workable Hybrid or Fatal Compromise //Disarmament Forum. 1999. №4. P. 47.
[45] Ст. 8 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1997/09/19970918%2007-53%20AM/Ch_XXVI_05p.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[46] Findlay T. Verification of the Ottawa Convention: Workable Hybrid or Fatal Compromise //Disarmament Forum. 1999. №4. P. 47.
[47] Good R. Yes we should: Why the U. S. should change its policy towards the 1997 Mine ban treaty // Northwestern Journal of international Human Rights. 2011. Vol. 9. № 2. P. 220.
[48] Anti-personnel Landmines: Friend or Foe? [Электронный ресурс]/ ICRC — URL: https://www.icrc.org/en/publication/0654-anti-personnel-landmines-friend-or-foe-study-military-use-and-effectiveness-anti/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[49] Ст. 2 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1997/09/19970918%2007-53%20AM/Ch_XXVI_05p.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[50] Anti-personnel Landmines: Friend or Foe? [Электронный ресурс]/ ICRC — URL: https://www.icrc.org/en/publication/0654-anti-personnel-landmines-friend-or-foe-study-military-use-and-effectiveness-anti/ (Дата обращения: 01.02.2021).
[51] Ст. 13 Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1997/09/19970918%2007-53%20AM/Ch_XXVI_05p.pdf/ (Дата обращения: 01.02.2021).