В данной статье обобщены результаты исследования в сфере физической культуры и спорта, проведенного в 2022 году на базе экспертного опроса, связанного с определением квалификационных требований к подготовленности специалистов. Опрос востребованности кадров в ближайшей перспективе проведен через призму трансформации системы подготовки спортивного резерва, определяемой новациями законодательства в области физической культуры, спорта и образования. Исследование показало, что квалификационные характеристики, отраженные в профессиональных стандартах, предусматривают возможности проведения гибкой гармонизации и обеспечивают качественную подготовку по требуемым квалификационным характеристикам специалистов, как в физической культуре и спорте, так и в образовании и других смежных областях.
Ключевые слова: рынок труда, квалификации, должности, опрос, физическая культура и спорт, гармонизация, образование, смежные отрасли.
Qualifications in the field of physical culture and sports: features of application and harmonization in related areas in the labor market
Abstract
This article summarizes the results of an expert survey in the field of physical culture and sports, conducted in 2022, in terms of determining the qualification requirements for the preparedness of specialists. The survey of demand for personnel in the near future was conducted through the prism of the transformation of the sports reserve training system, determined by innovations in legislation in the field of physical culture, sports and education. The study showed that the qualification characteristics reflected in professional standards provide for the possibility of flexible harmonization and provide high-quality training for the required qualification characteristics of specialists, both in physical culture and sports, and in education and other related fields.
Keywords: labor market, qualifications, positions, survey, physical culture and sports, harmonization, education, related industries.
Введение
Стратегией развития физической культуры и спорта до 2030 года [8], а также государственной программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» [6] определены направления и цели, установлены стратегические задачи и целевые показатели развития физической культуры и спорта. До 2030 года предстоит не только обеспечить увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70%, но и воспитать новое поколение, для которого двигательная активность, спорт и здоровьесбережение станут неотъемлемой частью жизни. В первую очередь поставлена задача по гармонизации сферы физической культуры и спорта и сферы образования, в рамках которой необходимо раскрыть потенциал к физическому развитию детей и обеспечить им возможности в рамках образования развивать спортивные навыки профессионально.
01 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 №127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4], направленный на создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства. Идея этого закона основывается на концепции объединения на базе различных образовательных организаций, независимо от их ведомственной подчинённости, всех лиц, занимающихся спортом, при условии сохранения возможностей целевой подготовки спортсменов высокого класса. Формирование этого единого физкультурно-спортивного образовательного пространства рассматривается как процесс гармонизации сферы физической культуры и спорта со сферой образования. В рамках гармонизации предусмотрены изменения в организации подготовки спортивного резерва по видам спорта в учреждениях и организациях, осуществляющих такую спортивную подготовку (далее – спортивные организации). Нормами законодательства введено требование к спортивным организациям соблюсти правила лицензирования, установленные в сфере образования для образовательных программ.
В связи с включением спортивных организаций, получивших образовательные лицензии, в соответствующий реестр сферы образования, можно считать, что система подготовки спортивного резерва трансформировалась. Для соблюдения всех законодательно установленных требований по осуществлению такой трансформации был установлен переходный период длительностью до 1 сентября 2023 года, в рамках которого должна пройти адаптация системы управления образовательной и спортивной деятельностью.
Одним из значимых изменений, установленных параметрами гармонизации спорта в систему образования, является добровольность перехода работников спортивных организаций с должности «тренер» на должность «тренер-преподаватель». В связи с тем, что должность «тренер-преподаватель» относится к категории должностей педагогических работников образовательных организаций, закрепленных в номенклатуре должностей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 [5], правовые последствия при смене статуса должности работников возникают не только для юридических лиц – спортивных организаций, но и для физических лиц — работников этих организаций. В рамках данного исследования мы не рассматриваем социальные аспекты изменения статуса работников, а предлагаем к рассмотрению квалификационные требования, предъявляемые к работникам по должностям «тренер» и «тренер-преподаватель», и связанные с ними организационные требования, установленные законодательством.
Основная часть
Исследование спроса на рынке труда на квалификации работников спортивных организаций и организаций смежных отраслей
Для проведения сопоставления квалификационных характеристик, предъявляемых к «тренеру» и «тренеру-преподавателю», прежде всего необходимо было провести выборочный мониторинг для оценки спроса на трудовые ресурсы в организациях сферы физической культуры и спорта (далее – ФКиС) в рамках утвержденной законодательством гармонизации.
Для проведения мониторинга использовалась методика, разработанная в 2022 году в результате совместной работы (проектном исследовании) Совета по профессиональным квалификациям в сфере ФКиС (далее – СПК ФКиС) и Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» (далее – АНО НАРК). В рамках подготовки методики был проведен экспертный опрос по определению квалификаций и их применению в сфере физической культуры и спорта и смежных областях. Целью такого экспертного опроса являлось определение перечня фактически имеющегося и необходимого профессионально-квалификационного кадрового состава организаций в сфере физической культуры и спорта, образовательных организаций, организаций досуга и организаций других смежных областей.
Задачами экспертного опроса, которые были решены в 2022 году, являлись:
- определение профессионально-квалификационного состава организаций на момент опроса;
- определение востребованных квалификаций на ближайшую перспективу (план календарного года);
- выявление основных способов оценки профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) работников;
- оценка соответствия профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) работников требованиям работодателя и требованиям нормативных правовых актов.
Экспертный опрос проводился с применением электронной анкеты, размещенной в рамках эксперимента в АНО НАРК по ссылке URL:https://mrt.nark.ru/survey/VmrPNWr, которая была активной в 2022 году на момент исследования. Электронную анкету заполняли представители физкультурных, спортивных организаций и организаций смежных областей: как следует из опроса, это были руководители и сотрудники кадровых служб и отделов, линейные руководители других структурных подразделений организаций. Опрос был проведен в период с 10 по 30 ноября 2022 года.
Всего в экспертном опросе приняло участие 44 организации сферы ФКиС и смежных областей. Данный опрос не предусматривал широкого включения количества респондентов. В соответствии с методикой проведения вышеназванного исследования экспертный опрос позволяет, в первую очередь, получить качественную информацию о потребностях рынка труда. Интеграция к количеству респондентов определяется опытным путем по мере проведения исследования [12]. Анализ результатов опроса позволил сделать вывод о репрезентативности полученных данных, связанных с потребностями в кадровых ресурсах в сфере ФКиС.
На рисунке 1 представлены данные об организациях, принявших участие в опросе, а на рисунке 2 продемонстрированы результаты опроса в разрезе услуг, предоставляемых этими организациями.
Рисунок 1 – Основная область профессиональной деятельности организации (количество организаций)
В опросе приняли участие преимущественно организации, относящиеся к муниципальной (47%) и государственной (39%) формам собственности. Участников опроса, представляющих коммерческие организации, было только 14%. Большая часть организаций, принявших участие в опросе, относится к области физической культуры и спорта (84%), 16% организаций относятся к смежным областям.
Как можно заметить из данных рисунка 2, большинство организаций — участников опроса предоставляют такие физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, как: физкультурно-оздоровительные услуги по обеспечению участия в физкультурных мероприятиях, включенных в первый раздел Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий; в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (22 организации); организация и проведение учебно-тренировочного процесса (20 организаций); физкультурно-оздоровительные услуги по физической подготовке и физическому развитию (20 организаций).
Рисунок 2 — Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, предоставляемые в организации (количество организаций)
Для решения задачи по определению перечня фактически работающего и необходимого профессионально-квалификационного кадрового состава в организациях, принявших участие в экспертном опросе, в анкете было предложено указать физкультурные и спортивные квалификации (должности) работников, работающих на момент опроса в этих организациях, а также указать квалификации (должности), которые необходимо будет в дальнейшем объявлять для вакантных должностей, то есть на которые планируется принимать работников в этих организациях в ближайшей перспективе. На рисунке 3 представлены данные о квалификациях (должностях), на которых работает штатный персонал организаций.
Рисунок 3 – Квалификации (должности), на которых работает штатный персонал организации (в %; ответы, набравшие более 4%)
Участники опроса наиболее часто отмечали, что в их организациях заняты работники таких квалификаций (должностей), как: тренер (по виду спорта) (13,6%), инструктор-методист (13,2%), руководитель организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта (8,6%), руководитель подразделения, осуществляющего физкультурно-спортивную деятельность (5,5%), директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации (5,5%).
Кроме работников, занимающихся учебно-тренировочной работой, участники опроса отмечали, что большое количество работников представляет административно-управленческий аппарат, занимающийся организационной работой.
В анкете было предложено указать предпочтения в квалификациях (должностях) для будущих вакансий. Результаты ответов на вопрос анкеты «Работников каких квалификаций (уровня квалификации или категории должности) ваша организация планирует нанять в ближайшей перспективе в связи с изменениями в экономической ситуации?» представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Участники опроса отмечали, что в ближайшей перспективе собираются преимущественно нанимать персонал в области учебно-тренировочной работы, таких как: тренер-преподаватель (17%), тренер тренировочного этапа (6 уровень квалификации) (8,5%), тренер по адаптивному виду спорта (8,5%), спортсмен-инструктор (8,5%), методист (8,5%).
Также участники опроса отмечали, что в организациях могут быть проведены мероприятия по сокращению персонала (оптимизация персонала), которые связаны со сложной экономической ситуацией в отрасли. В этом случае оптимизация, вероятнее всего, затронет специалистов по следующим квалификациям (должностям): тренер этапов совершенствования спортивного мастерства, тренер тренировочного этапа (6 уровень квалификации), тренер по начальной подготовке (5 уровень квалификации), старший тренер спортивной команды (7 уровень квалификации).
Из проведенного экспертного опроса следует, что процессы гармонизации уже повлияли на изменение предпочтений в квалификациях (должностях) работников со стороны руководителей организаций, а в перспективе следует ожидать увеличения спроса (востребованности) на специалистов, имеющих квалификацию (должность) «тренер-преподаватель».
В анкете также были вопросы о методах проверки соответствия работников квалификационным требованиям, которые установлены работодателем или установлены законодательством. В настоящее время для проверки соответствия работников квалификационным требованиям могут использоваться следующие меры:
а) аттестация работников – требования устанавливаются работодателем в локальных нормативных актах, принятых в организации проводится работодателем в сроки не реже остановленных нормативными актами;
б) профессиональный экзамен (в организациях среднего профессионального образования и высшего образования) – требования устанавливаются образовательной организацией в соответствии с образовательной программой, проводится в сроки, установленные законодательством в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА);
в) профессиональный экзамен в рамках независимой оценки квалификации (НОК) – требования к профессиональной квалификации установлены в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ [1] на основе профессиональных стандартов и утверждаются Советами по профессиональным квалификациям (далее – СПК), проводится центрами оценки квалификации (ЦОК), аккредитованными СПК, по результатам экзамена выдается свидетельство о подтверждении квалификации с регистрацией в реестре АНО НАРК (https://nok-nark.ru/).
В сфере ФКиС статьей 22 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлены квалификационные категории (высшая, первая и вторая) для тренеров и специалистов, при подтверждении которых работникам устанавливаются надбавки. Порядок присвоения квалификационных категорий утвержден приказами Минспорта России от 19.03.2020 № 224 [9] и от 19.12.2019 № 1076 [10].
В организациях системы образования присвоение квалификационных категорий педагогических работников (высшая и первая) осуществляется по другим требованиям, которые установлены Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 [11].
Таким образом, смена статуса организации со спортивной на образовательную в рамках проводимой гармонизации влечет за собой необходимость проведения процедур для подтверждения квалификационной категории, установленных к должности «тренер-преподаватель» по двум различным алгоритмам (моделям) и законодательным нормам: в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ [3], устанавливающей порядок аттестации для педагогических работников, и в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ [2].
Способы проверки отдельных профессиональных компетенций (умений, знаний и навыков работников) представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Способы проверки профессиональных компетенций (умений, знаний, навыков) работников, используемые в организации (в %; множественный выбор)
Результаты опроса показывают, что самым популярным способом проверки профессиональных компетенций (умений, знаний, навыков) у работников в организациях является аттестация работников (72,7%). Кроме этого, почти четверть работодателей (22,7%) проверяет профессиональные компетенции работников посредством оценки квалификации работников, проводимой уполномоченным органом в соответствии с установленными нормативными правовыми актами, регламентирующими допуск к работе. Для допуска к работе работникам организаций сферы ФКиС необходимо предъявить диплом об образовании в сфере ФКиС, справку об отсутствии судимости для случаев, установленных законодательством и профессиональными стандартами, пройти медицинский осмотр и обучение охране труда. Чуть меньше четверти работодателей (18,2%) отмечали, что не проводят проверок и ориентируются только на документы об образовании и резюме (при наличии) при приеме на работу.
Отдельно проанализированы результаты ответов на вопрос анкеты «Оцените соответствие квалификации работников вашей организации требованиям, предъявляемым работодателем», которые представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Ответ на вопрос: «Оцените соответствие квалификации работников вашей организации требованиям, предъявляемым работодателем» (в %)
Большинство опрошенных работодателей (86%) отмечают, что квалификации работников их организаций соответствует их требованиям. Из опроса следует, что требования, установленные в профессиональных стандартах, постепенно начинают приниматься в организациях сферы ФКиС, поскольку повышение ответственности в отношении здоровья занимающихся и не причинения им вреда, а также приятие Постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2023 № 129 «Об утверждении Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг» [7], влечет за собой повышение ответственности организаций за результаты действий работников. В опросе выражена тенденция к повышению квалификации работников, что отражено на рисунке 6.
Рисунок 6 – Тематические направления повышение квалификации, востребованные работодателями (в %)
Участники опроса отмечают необходимость в повышении квалификации работников по следующим основным направлениям: по проведению спортивной подготовки по видам спорта (21%), по применению цифровых технологий и/или работе с цифровыми системами (15%), по адаптивному спорту (12%), по оказанию первой помощи (11%), по адаптивной физической культуре (11%).
Отдельно следует отметить, что в рамках гармонизации необходимо установить обязательность к соблюдению антидопинговых требований со стороны работников образовательных организаций. Антидопинговые требования необходимо соблюдать как тренерам-преподавателям, так и педагогам, а также другим работникам этих организаций, для которых меры ответственности в настоящее время не установлены.
Выводы и заключение
Анализ результатов экспертного опроса позволил определить необходимость ведения двух перечней работников в разрезе квалификаций (должностей): фактически работающих и востребованных в ближайшей перспективе, с учетом изменения законодательства, в том числе процедур оценки квалификации, установления квалификационных категорий, а также изменения мер ответственности работников этих организаций не только в отношении качества исполняемой ими работы, но и в отношении развития ими профилактики и контроля за соблюдением антидопинговых требований обучающимися в организациях образования.
Исследование показало, что трансформация системы подготовки спортивного резерва мерами гармонизации сферы ФКиС и сферы образования должна сопровождаться новыми подходами в вопросах регулирования управления «смешанной» средой и обеспечивать планомерную подготовку специалистов. То есть гармонизация должна рассматриваться как двусторонний процесс, в котором при изменении в нормативном регулировании сферы ФКиС в проекции к образованию, встречно вносились бы соответствующие общим целям нормативные изменения в сфере образования. Такой подход позволит исключить диспропорции в системе подготовки требуемых кадров, оценки уровня их подготовленности, и предупредит возникновение конфликтных ситуаций, при которых работники вынуждены кардинально менять сферу своей деятельности.
Библиографический список
- Федеральный закон от 03.07.2016 N№238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.07.2016.
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета, № 276, 08.12.2007.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2012.
- Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.04.2021.
- Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.02.2022.
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661 (ред. от 15.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2021.
- Постановление Правительства РФ от 30.01.2023 № 129 «Об утверждении Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.02.2023.
- Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2020.
- Приказ Минспорта России от 19.03.2020 № 224 (ред. от 10.01.2022) «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.05.2020.
- Приказ Минспорта России от 19.12.2019 № 1076 (ред. от 10.01.2022) «Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий иных специалистов в области физической культуры и спорта» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.04.2020.
- Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №N 276 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Российская газета, № 124, 04.06.2014.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа методы. М.: Наука, 1972. — 240 с.
Информация об авторах:
Соколова Людмила Анатольевна, Кандидат психологических наук, заведующий Центром исследований профессий и квалификаций, Институт занятости и профессий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва, ведущий специалист Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийской научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, г. Москва;
Щурова Наталья Владимировна, эксперт Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийской научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, г. Москва.
Information about the authors:
Lyudmila Anatolievna Sokolova, the candidate of psychological sciences, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Leading Specialist, National Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia, Moscow
Natalya Vladimirovna Shchurova, Еxpert, National Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia, Moscow