Международная организация по миграции (далее — МОМ) в настоящее время объединяет 175 государств-членов. Она прошла путь от международного органа, учрежденного на межправительственном уровне с целью обеспечения организованной миграции лиц из Европы в другие регионы мира, до универсальной международной организации, обладающей статусом организации, «связанной» (related) с Организацией Объединенных Наций (далее — ООН). За прошедшие десятилетия МОМ несколько раз меняла свое название, пересматривала учредительный акт, а также изменяла и расширяла цели, задачи и функции. В настоящей статье предпринята попытка на основе анализа деятельности МОМ определить исторические этапы ее развития.
Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов: историко-правовой сравнительный метод; метод системно-структурного анализа; формально-логический метод.
В результате проведенного анализа авторами выделено три этапа развития МОМ. Первый этап (1951‒1987), в период которого деятельность МОМ была направлена на организацию планируемой миграции мигрантов из Европы в другие регионы в целях удовлетворения потребностей государств в иностранной рабочей силе. Второй этап (1987‒2016), начало которого совпало с принятием нового учредительного акта — Конституции МОМ 1987 г. Данный международно-правовой акт существенно расширил не только компетенцию МОМ, но и географию ее деятельности. Одним из приоритетных направлений деятельности МОМ в этот период следует считать подбор и организацию миграции высококвалифицированных работников и оказание иных «миграционных услуг»[1]. Третий этап (с 2016 г. по настоящее время) характеризуется существенным изменением юридического статуса организации, а также глобальным расширением мандата организации в области международной миграции, включая трудовую и вынужденную миграцию. В указанный период МОМ приобрела статус «связанной» с ООН международной организацией.
Проанализированы три этапа развития МОМ, ее компетенция, оказываемые «миграционные услуги»; обосновано, что из органа, ответственного за организованную миграцию лиц из Европы, МОМ преобразовалась в универсальную международную организацию специальной компетенции в сфере международной миграции. Сделан вывод, что из-за неудачной попытки принятия Всеобъемлющего договора о миграции процесс преобразования МОМ в ведущую универсальную международную организацию в сфере миграции остановился; МОМ не завершила процедуру приобретения статуса специализированного учреждения ООН в соответствии со ст. 57 и 63 Устава ООН.
Ключевые слова: МОМ, УВКБ ООН, миграция, трудовая миграция, вынужденная миграция, «миграционные услуги», система ООН.
International organization for migration: historical and legal aspects of activities
Abstract.The International Organization for Migration (IOM) currently unites 175 member states. It has gone from an international body established at the intergovernmental level to ensure the organized migration of persons from Europe to other regions of the world, to a universal international organization with the status of an organization «linked» (related) with the United Nations (UN). Over the past decades, IOM has changed its name several times, revised its founding act, and changed and expanded its goals, objectives and functions. This article attempts to determine the historical stages of its development based on the analysis of the activities of the IOM.
The methodological basis of the study was the following general scientific and special methods of cognition of legal phenomena and processes in the field of migration law: historical and legal comparative method; method of system-structural analysis; formal-logical method.
The authors identified three stages. The first stage (1951‒1987) during which the activities of the IOM was aimed at organizing the planned migration of migrants from Europe to other regions in order to meet the needs of states in foreign labor. The second stage (1987‒2016) the beginning of which coincided with the adoption of a new constituent act — the IOM Constitution 1987. This international legal act has made significant changes, which allowed the IOM to expand not only its competence, but also the geography of its activities. One of the priority activities of IOM during this period should be considered the selection and organization of migration of highly qualified workers and the provision of other «migration services» on the basis of preliminary applications from IOM member states. The third stage (from 2016 to the present) is characterized by a significant change in the legal status of the organization, as well as a global expansion of the organization’s mandate in the field of international migration, including labor and forced migration. During this period, the IOM acquired the status of an international organization «associated» with the UN.
Analyzed three stages of IOM development, its competence, rendered «migration services»; it is substantiated that from the body responsible for the organized migration of persons from Europe, the IOM has been transformed into a universal international organization with special competence in the field of international migration. It is concluded that due to the unsuccessful attempt to adopt the Comprehensive Treaty on Migration, the process of transforming the IOM into the leading universal international organization in the field of migration has stopped; IOM has not completed the procedure for acquiring the status of a UN specialized agency in accordance with Art. 57 and 63 of the UN Charter.
Keywords: IOM, UNHCR, migration, labor migration, forced migration, «migration services», UN system.
Международная организация по миграции прошла путь от международного органа, учрежденного на межправительственном уровне с целью обеспечения организованной миграции лиц из Европы в другие регионы мира, до универсальной международной организации, обладающей статусом организации, «связанной» с ООН. Актуальность выбранной темы обоснована, во-первых, динамично развивающейся международной миграцией населения, и усилением роли МОМ в данном процессе; во-вторых, отсутствием в настоящее время исследований, в которых бы систематизировалась вся деятельность МОМ, в-третьих, двадцатилетием сотрудничества России и МОМ, отмечавшимся в 2022 г.
На основе анализа деятельности МОМ предлагаем выделить три этапа ее развития.
Первый этап (1951‒1987)
Вторая мировая война стала причиной экономического кризиса в Европе, вследствие чего увеличилось количество безработных лиц, желающих эмигрировать в другие регионы.
Вопросы миграции населения из Европы в другие регионы обсуждались в рамках различных международных конференций. Например, Международной организацией труда (далее — МОТ) в октябре 1951 г. была созвана Конференция по миграции в Неаполе. На ней рассматривалось предложение о создании Миграционной администрации в рамках МОТ. Неапольская конференция не увенчалась успехом из-за позиции некоторых государств, в частности США, которые считали, что регулирование вопросов миграции должно оставаться на национальном уровне. Результатом долгих дискуссий и различных предложений по регулированию миграции населения стало то, что западные государства сделали выбор в пользу учреждения международного органа вне системы ООН[2]. Государства — основатели МОТ приняли 5 декабря 1951 г. в Брюсселе Резолюцию об учреждении Временного межправительственного комитета по перемещению мигрантов из Европы (далее — Брюссельская резолюция 1951 г.)[3]. Таким образом был учрежден Временный межправительственный комитет по переселению мигрантов из Европы. Он изменил свое название на Межправительственный комитет по европейской миграции (далее — МКЕМ, Комитет) в 1952 г. и официально принял свой учредительный акт — Конституцию МКЕМ от 19 октября 1953 г. (вступила в силу 30 ноября 1954 г.)[4].
Согласно ст. 2 Брюссельской резолюции 1951 г. целью Комитета является перемещение лиц из некоторых европейских государств с избыточным населением в заморские государства (overseas countries), обладающие возможностями упорядоченного принятия лиц в соответствии с их национальной миграционной политикой. Статья 3 Брюссельской резолюции 1951 г. закрепила следующие задачи и функции Комитета:
1) обеспечение и организация по мере необходимости наземных, морских и воздушных перемещений лиц;
2) координация перемещения лиц;
3) осуществление своей деятельности с учетом возможностей национальных и международных служб;
4) принятие иных необходимых и уместных мер для выполнения своих функций.
Для выполнения поставленных перед Комитетом задач в его распоряжение были переданы суда, ранее находящиеся в пользовании у Международной организации по беженцам[5].
В ст. 1 Конституции МКЕМ 1953 г. цель и функции Комитета были сформулированы следующим образом:
1) Комитет должен принимать меры по переселению мигрантов из некоторых европейских государств с избыточным населением в заморские государства, которые предлагают возможности для упорядоченной иммиграции;
2) Комитет должен способствовать увеличению количества миграции из Европы путем предоставления на основе предварительной заявки и по согласованию с заинтересованными правительствами услуг по обработке, приему и первоначальному размещению мигрантов, которые другие международные организации не в состоянии предоставить, и любую другую помощь в этих целях и в целях расселения мигрантов, которая входит в компетенцию Комитета;
3) Комитет также занимается вопросами переселения беженцев, в отношении которых могут быть достигнуты договоренности о миграции между МКЕМ и правительствами заинтересованных государств.
Членство в МКЕМ было открыто для любого государства, которое придерживалось принципа свободного передвижения лиц, т. е. в данном государстве признавалось право каждого лица покидать любое государство, включая свое, и возвращаться в него.
Таким образом, МКЕМ изначально был ответственен за организацию переселения лиц на основании соответствующих договоренностей и предварительных заявок от государств-членов[6].
Второй этап (1987‒2016)
Экономический рост в Европе способствовал снижению уровня безработицы, вследствие чего резко сократилось количество мигрантов, желающих переселиться в другие государства. В тот же период государства, которые ранее были открыты для мигрантов, начали ужесточать национальную миграционную политику. Таким образом, спрос на количественную миграцию все больше и больше заменялся спросом на качественную иммиграцию. Комитет, учитывая данные изменения, а также основываясь на предварительных заявках от европейских государств и государств Латинской Америки, начал менять направление своей деятельности с обеспечения организованной миграции лиц на избирательную или селективную миграцию.
Комитет сменил название на Межправительственный комитет по миграции (далее — МКМ) 19 ноября 1980 г. Он начал рассматривать возможности расширения географии своей деятельности и реализацию программ в государствах Азии и Африки в 80-х годах XX в. Принимающие государства, с одной стороны, нуждались в квалифицированных мигрантах для смягчения неблагоприятных последствий «утечки умов», а с другой — в возвращении собственных граждан, получивших квалификацию за границей. Заявки от государств — членов МКМ постепенно начали влиять на деятельность Комитета, который стал оказывать соответствующие «миграционные услуги»[7].
Все вышеперечисленное вызвало необходимость изменения учредительного акта МКМ. Новая Конституция была принята 20 мая 1987 г.[8] Она сняла географическое ограничение и отменила временный характер организации. Также сменилось название с МКМ на МОМ. Начиная с этого периода МОМ не должна была поощрять миграцию, как это делал Комитет в соответствии с первоначальной редакцией Конституции; она рассматривала миграцию как процесс, который может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.
Деятельность МОМ на основе нового мандата охватывала следующие виды миграции: постоянная, временная, возвратная и внутрирегиональная. Конституция 1987 г. расширила перечень предоставляемых услуг. Международная организация по миграции получила возможность оказывать консультационные услуги не только мигрантам, но и государствам. Также было отменено ограничение на предоставление услуг только в случаях, когда другие организации отказывались это делать. В тексте Конституции отмечалась необходимость соблюдения принципа свободного передвижения лиц со стороны государств ‒ членов организации.
Согласно ст. 1 Конституции 1987 г. цели и функции МОМ заключаются в следующем:
1) осуществление мер по организованному перемещению мигрантов, для которых существующие возможности являются недостаточными или которые в противном случае не смогли бы перемещаться без специальной помощи в государства, предоставляющие возможности для упорядоченной миграции;
2) осуществление организованного перемещения беженцев, перемещенных лиц и других лиц, нуждающихся в международных миграционных услугах, в отношении которых могут быть достигнуты договоренности между МОМ и соответствующими государствами, включая государства, обязующиеся принять данных лиц;
3) осуществление по просьбе и согласованию с соответствующими государствами таких миграционных услуг, как набор, отбор, подготовка к миграции, языковая подготовка, деятельность по информированию мигрантов, медицинское обследование, размещение, мероприятия, способствующие приему и интеграции, консультативные услуги по вопросам миграции и иная помощь, которая соответствует целям МОМ;
4) осуществление аналогичных услуг по просьбе государств или в сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями для добровольной обратной миграции, включая добровольную репатриацию;
5) организация форума для государств, а также международных и других организаций в целях обмена мнениями и опытом и расширения сотрудничества и координации усилий в области международной миграции, включая исследование ее проблем в целях разработки практических решений.
Международная организация по миграции осуществляет программы по следующим основным направлениям:
1) помощь в возвращении мигрантов;
2) перемещение мигрантов;
3) трудовая миграция;
4) борьба с торговлей людьми;
5) техническое содействие в области миграции;
6) сфера здравоохранения.
Данные программы охватывают следующие категории мигрантов: экологических, внутренних, перемещенных внутри страны, трудовых, незаконных мигрантов, включая транзитных мигрантов и жертв торговли людьми[9].
Как уже отмечалось выше, MOM оказывает так называемые миграционные услуги, основная цель которых заключается в подготовке потенциальных мигрантов к переселению. Для данных целей МОМ осуществляет предварительный отбор, повышение квалификации, языковое обучение, подготовку документов и т. д. Организация МОМ также занимается обработкой необходимой документации для вынужденных мигрантов, на переселение которых на свою территорию дали свое согласие принимающие государства-члены. Данная деятельность осуществляется со стороны МОМ в сотрудничестве с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее — УВКБ ООН) на основе предварительных заявок от государств-членов. Услуги по переселению включают в себя помощь в отъезде, при транзите и по прибытии[10].
Как видно из текста Конституции 1987 г., функции МОМ были расширены в сфере оказания миграционных услуг. Однако осуществление указанных «миграционных услуг» часто вызывает критику деятельности МОМ[11]. Данные услуги оказываются на возмездной основе путем заключения соглашений или на основе договоренностей между МОМ и «вкладчиком». Согласно п. b ч. 1 ст. 25 Конституции 1987 г. оперативная часть бюджета МОМ формируется «за счет взносов в виде денежных средств, услуг или натурой государств-членов, других государств, международных правительственных или неправительственных организаций, иных юридических или физических лиц». Согласно ч. 3 ст. 25 Конституции 1987 г. «любой вкладчик в оперативную часть бюджета может оговорить с Организацией сроки и условия, при которых его взносы могут использоваться»[12].
Как следует из вышеуказанного, формально любое государство или организация может на возмездной основе воспользоваться миграционными услугами МОМ. Е. В. Киселева выделяет два направления критики в адрес организации. Во-первых, деятельность МОМ, связанная с организацией мест содержания незаконных мигрантов на основе предварительных заявок от государств-членов. Такого рода деятельность МОМ в разных государствах, в частности в Ливии и Индонезии, вызвала критику правозащитных организаций. Во-вторых, деятельность МОМ по возвращению вынужденных мигрантов с возможными нарушениями принципа невысылки. Также Е. В. Киселева отмечает, что хотя МОМ формально декларируют приверженность к организации гуманной и упорядоченной миграции, но фактически не имеет обязательств по соблюдению защиты прав человека согласно международному праву[13]. Отсутствие международного механизма по контролю деятельности МОМ в сфере оказания этих услуг и обязательств по соблюдению прав человека создает риск злоупотребления полномочиями со стороны организации и скрытой полной коммерциализации деятельности МОМ.
Третий этап (с 2016 г. по настоящее время)
Вопросы эффективного правового регулирования миграции являются одной из основных тем для государств — членов ООН в последние несколько десятилетий. Следует отметить, что Глобальная комиссия по международной миграции[14] еще в 2005 г. подготовила доклад, в котором предложила концепцию международной миграции[15]. Согласно данной концепции, международную миграцию следует разделять на два потока: трудовая и вынужденная миграция. Данная концепция не была поддержана большинством государств — членов ООН. Впоследствии Генеральная Ассамблея ООН приняла Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах 2016 г. (далее — Нью-Йоркская декларация 2016 г.)[16]. Согласно данной декларации, были запланированы разработка и принятие к 2018 г. юридически обязательного международно-правового акта — Всеобъемлющего договора о миграции. Данный договор должен был объединить международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. В соответствии с п. 49 Нью-Йоркской декларации 2016 г. МОМ должна была получить статус основной международной организации по управлению международной миграцией. За несколько месяцев до принятия Нью-Йоркской декларации 2016 г. было заключено Соглашение о взаимоотношениях между ООН и МОМ — Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2016 г. (далее — Соглашение)[17]. Данное Соглашение инициировало процесс интеграции МОМ в систему ООН.
Согласно тексту данного Соглашения ООН признает МОМ в качестве:
1) организации, которая играет в мире ведущую роль в области миграции;
2) одного из важнейших участников в сфере мобильности людей, в деле защиты мигрантов, в оперативной деятельности, связанной с мигрантами, перемещенными лицами и общинами, затронутыми проблемой миграции, в том числе в вопросах расселения и возвращения, и в деле всестороннего учета вопросов миграции в планах развития.
Однако государства не смогли согласовать текст Всеобъемлющего договора о миграции, и в результате были приняты два международно-правовых акта рекомендательного характера:
1) Глобальный договор о беженцах[18] был подготовлен УВКБ ООН и принят как Приложение к ежегодному докладу УВКБ ООН[19] в декабре 2018 г. после голосования в Третьем комитете со следующими результатами: 176 голосов за и один голос против (США) при трех воздержавшихся[20];
2) Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции 2018 г.[21] разрабатывался государствами при участии и поддержке канцелярии Специального представителя Генеральной Ассамблеей ООН по вопросам международной миграции[22].
Во втором договоре приветствуется решение Генерального секретаря ООН учредить Сеть ООН по вопросам миграции, работа которой будет координироваться МОМ, для обеспечения эффективной и согласованной поддержки государств со стороны многих структур ООН, работающих над вопросами миграции[23].
Международная организация по миграции стала частью системы ООН, но не приобрела статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время МОМ обладает статусом «связанной» с ООН организации наравне с такими организациями, как ВТО, МАГАТЭ, МУС и др.[24]
Таким образом, концепция международной миграции, закрепленная в упомянутом выше докладе Глобальной комиссии по международной миграции 2005 г., еще раз была подтверждена. Планы по объединению международно-правового регулирования вынужденной и трудовой миграции остались не реализованными.
Подводя итоги, отметим следующее.
- Международная организация по миграции была учреждена с целью организации и координации перемещения лиц из Европы в другие регионы мира. Данная организация была учреждена как региональная и временная, вне системы ООН.
- Международная организация по миграции адаптировалась к новым условиям после восстановления экономической ситуации в европейских государствах и изменения потребностей государств в трудовых ресурсах. Из органа, ответственного за организованную миграцию лиц из Европы, она преобразовалась в организацию, занимающуюся подбором квалифицированных кадров на основе соответствующих заявок от государств.
- После принятия Конституции 1987 г. МОМ стала универсальной международной организацией специальной компетенции в сфере международной миграции, а ограничение по оказанию «миграционных услуг» было исключено из текста учредительного акта МОМ.
- Международная организация по миграции оказывает так называемые миграционные услуги, основная цель которых заключается в подготовке потенциальных мигрантов к переселению. К таким услугам относятся предварительный отбор, языковое обучение, подготовка, проверка и удостоверение документов мигранта. Что касается перемещения вынужденных мигрантов, то, по просьбе правительств и работая в сотрудничестве с УВКБ ООН, MOM осуществляет обработку и необходимое документирование данных лиц, выбранных различными государствами для переселения. Услуги по переселению включают в себя помощь в отъезде, при транзите и по прибытии.
- Большая часть деятельности МОМ носит возмездный характер и осуществляется путем предоставления миграционных услуг на основе соглашений и договоренностей с вкладчиками организации. Согласно тексту Конституции МОМ 1987 г. в качестве таких вкладчиков могут выступать государства ‒ члены МОМ, государства, не являющиеся членами МОМ, международные правительственные или неправительственные организации, иные юридические или физические лица.
- Указанные «миграционные услуги», оказываемые МОМ, часто вызывают дискуссии среди юристов-международников и правозащитных организаций.
- Начиная с 2016 г. была предпринята попытка расширить компетенцию МОМ. Она стала частью системы ООН со статусом организации, «связанной» с ООН. Однако из-за неудачной попытки принятия Всеобъемлющего договора о миграции процесс преобразования МОМ в ведущую универсальную международную организацию в сфере миграции остановился. Она не получила статус специализированного агентства ООН в соответствии со ст. 57 и 63 Устава ООН. В настоящее время соответствующее изменения не внесены в Конституцию МОМ, а также не заключено соглашение между МОМ и Экономическим и Социальным Советом ООН.
- Авторы выделяют три основных этапа исторического развития МОМ: первый этап (1951‒1987), второй этап (1987‒2016) и третий этап (с 2016 г. по настоящее время).
Таким образом, проанализировав три этапа развития МОМ, эволюцию ее компетенции, обосновано, что из органа, ответственного за организованную миграцию лиц из Европы, МОМ преобразовалась в универсальную международную организацию специальной компетенции в сфере международной миграции. Однако в настоящее время процесс преобразования МОМ в ведущую универсальную международную организацию в сфере миграции остановился из-за незавершения процедуры приобретения статуса специализированного учреждения ООН.
Библиографический список
1. Киселева Е. В. Некоторые вопросы внедрения Международной организации по миграции в систему ООН // Актуальные проблемы современного международного права : материалы XV Международного конгресса «Блищенковские чтения». Москва, 22 апреля 2017 г. В 3 ч. 2019. Ч. 1. РУДН. С. 182‒187. URL: http://intlaw.rudn.ru/files/blischenko/2018BlischenkoCongressII (дата обращения: 20.05.2023).
2.Похлебаева А. В. Правовые вопросы учреждения Международной организации по миграции // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. № 3. С. 10‒17. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28929/1/2004_3_JILIR_pokhlebaeva_r.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
3.Похлебаева А. В. Функции Международной организации по миграции // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 1. URL: https://evolutio.info/ru/journal-menu/2003-1/2003-1-pohlebaeva (дата обращения: 20.05.2023).
4. Geiger M., Kokoeva N., Zhang Y. The International Organization for Migration (IOM): «Competent Structure» and «Inevitable Choice» for Russia and China to Affect Global Migration Governance? // Journal of International Analytics. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 48‒65.
5. Perruchoud R. From the Intergovernmental Committee for European Migration to the International Organization for Migration // International Journal of Refugee Law. 1989. Vol. 4. Iss. 1. Р. 501–517.
6. Perruchoud R. Persons falling under the Mandate of the International Organization for Migration (IOM) and to Whom the Organization may Provide Migration Services // International Journal of Refugee Law. 1992. Vol. 4. Iss. 2. Р. 205‒215.
7. Türk V. The Promise and Potential of the Global Compact on Refugees // International Journal of Refugee Law. 2018. Vol. 30. Iss. 4. P. 575–583. URL: https://doi.org/10.1093/ijrl/eey068 (дата обращения: 20.05.2023).
Информация об авторах:
Иванов Дмитрий Владимирович — кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Алиев Джаваншир Мамед оглы — кандидат юридических наук; преподаватель Института евразийского права Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Information about the authors:
Ivanov Dmitry Vladimirovich — candidate of legal sciences, associate professor; Associate Professor of the Department of International Law of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.
Aliyev Javanshir Mammad oglu — candidate of legal sciences; Lecturer at the Institute of Eurasian Law of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.
[1] Согласно п. 3 ст. 1. Конституции МОМ к миграционным услугам относится осуществление по просьбе и согласованию с соответствующими государствами таких услуг, как набор, отбор, подготовка к миграции, языковая подготовка, деятельность по информированию мигрантов, медицинское обследование, размещение, мероприятия, способствующие приему и интеграции, консультативные услуги по вопросам миграции и иная помощь.
[2] Perruchoud R. From the Intergovernmental Committee for European Migration to the International Organization for Migration // International Journal of Refugee Law. 1989. Vol. 4. Iss. 1. Р. 503–505.
[3] PICMME Doc. MCB/9. Resolution to establish a Provisional Intergovernmental Committee for the Movement of Migrants from Europe, adopted at the 13 meeting of the Migration Conference. Brussels, December 5, 1951 // IOM. Governing bodies : [сайт]. URL: https://governingbodies.iom.int/sites/g/files/tmzbdl1421/files/council_document/0%20-%20Resolution%20to%20establish%20a%20Provisional%20Intergovernmental%20Committee%20for%20the%20Movement%20of%20Migrants%20from%20Europe%20%28headed%29.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
[4] Draft Constitution for the Intergovernmental Committee for European Migration // Council of Europe. Parliamentary Assembly : [сайт]. URL: https://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=477&lang=EN (дата обращения: 20.05.2023).
[5] Специализированное учреждение ООН, учрежденное после Второй мировой войны в целях разрешение проблем беженцев и перемещенных лиц.
[6] Похлебаева А. В. Правовые вопросы учреждения Международной организации по миграции // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. № 3. С. 10‒17. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28929/1/2004_3_JILIR_pokhlebaeva_r.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
[7] Perruchoud R. Persons falling under the Mandate of the International Organization for Migration (IOM) and to Whom the Organization may Provide Migration Services // International Journal of Refugee Law. 1992. Vol. 4. Iss. 2. Р. 205‒215.
[8] Конституция MOM 1987 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901756597 (дата обращения: 20.05.2023).
[9] Похлебаева А. В. Функции Международной организации по миграции // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 1. С. 209‒211. URL: https://evolutio.info/ru/journal-menu/2003-1/2003-1-pohlebaeva (дата обращения: 20.05.2023).
[10] Похлебаева А. В. Функции Международной организации по миграции // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 1. URL: https://evolutio.info/ru/journal-menu/2003-1/2003-1-pohlebaeva (дата обращения: 20.05.2023).
[11] Geiger M., Kokoeva N., Zhang Y. The International Organization for Migration (IOM): «Competent Structure» and «Inevitable Choice» for Russia and China to Affect Global Migration Governance? // Journal of International Analytics. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 51‒53.
[12] По данным МОМ оперативная часть бюджета организации на 2023 г. утверждена в размере 1,3 млрд долларов США, при том что остальная часть бюджета (административная) составляет всего 75,5 млн. Подробнее об этом см.: Programme and Budget OIM // OIM : [сайт]. URL: https://governingbodies.iom.int/programme-and-budget (дата обращения: 20.05.2023).
[13] Киселева Е. В. Некоторые вопросы внедрения Международной организации по миграции в систему ООН // Актуальные проблемы современного международного права : материалы XV Международного конгресса «Блищенковские чтения». Москва, 22 апреля 2017 г. В 3 ч. 2019. Ч. 1. РУДН. С. 182‒187. URL: http://intlaw.rudn.ru/files/blischenko/2018BlischenkoCongressII (дата обращения: 20.05.2023).
[14] Глобальная комиссия по международной миграции была учреждена группой государств по инициативе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в декабре 2003 г. Перед Комиссией была поставлена задача разработать предложения для последовательного, всеобъемлющего и глобального решения проблем международной миграции.
[15] Migration in an interconnected world: New directions for action. Report of the Global Commission on International Migration // The Global Commission on International Migration, 2005. URL: https://www.iom.int/sites/g/files/tmzbdl486/files/jahia/webdav/site/myjahiasite/shared/shared/mainsite/policy_and_research/gcim/GCIM_Report_Complete.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
[16] Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах 2016 г. // UNHCR : [сайт]. URL: https://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=57fe27284 (дата обращения: 20.05.2023).
[17] Соглашение о взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией по миграции: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. 5 августа 2016 г. A/70/976 // UNHCR : [сайт]. URL: https://www.refworld.org.ru/docid/581c83b54.html (дата обращения: 20.05.2023).
[18] Согласно п. 19 Приложения I Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах 2016 г. на УВКБ ООН была возложена подготовка текста Глобального договора о беженцах в рамках его ежегодного доклада перед Генеральной Ассамблеей ООН в 2018 г. Верховный комиссар опубликовал свой доклад для Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 2018 г., который содержал текст Глобального договора о беженцах (Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. 73-я сессия. № 12. A/73/12 (Часть II) от 13 сентября 2018 г. URL: https://www.securitycouncilreport.org/un-documents/document/a-73-12.php (дата обращения: 20.05.2023)); 13 ноября 2018 г. Социальный, гуманитарный и культурный (Третий) комитет Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов подтвердил свою ежегодную резолюцию по УВКБ ООН (Генеральная Ассамблея ООН. 73-я сессия. Третий комитет. Пункт 65 повестки дня. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, возвращенцев и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы. A/C.3/73/L.59 от 8 ноября 2018 г. URL: http://undocs.org/A/C.3/73/L.59 (дата обращения: 20.05.2023)). Первый раз ежегодная резолюция по УВКБ ООН была принята не консенсусом, а поставлена на голосование в Третьем комитете. Данная резолюция была направлена на пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН и принята 17 декабря 2018 г. (Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи. 73-я сессия: 55-е пленарное заседание. 17 декабря 2018 г. Нью-Йорк. A/RES/73/151. URL: http://undocs.org/A/RES/73/151 (дата обращения: 20.05.2023).
[19] Türk V. The Promise and Potential of the Global Compact on Refugees // International Journal of Refugee Law. 2018. Vol. 30. Iss. 4. P. 575–583. URL: https://doi.org/10.1093/ijrl/eey068 (дата обращения: 20.05.2023).
[20] Подробнее об этом см.: Глобальный договор о беженцах. Краткое руководство УВКБ ООН // UNHCR : [сайт]. URL: https://www.unhcr.org/centralasia/wp-content/uploads/sites/75/2019/11/Global-Compact-on-Refugees-Quick-Guide-Rus.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
[21] Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции 2018 г. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N18/244/49/PDF/N1824449.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.05.2023).
[22] Два государства (Мексика и Швейцария) были назначены сокоординаторами процесса и взяли на себя ответственность за подготовку проекта договора. Окончательный вариант текста был официально согласован в конце заключительного раунда в июле 2018 г. и принят на специальной конференции в Марокко в декабре 2018 г. Пять месяцев спустя после завершения переговоров Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке официально приняла итоги Межправительственной конференции по принятию Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Результаты голосования в Генеральной Ассамблее были следующими: 152 государства за, 5 против и 12 воздержавшихся. США вышли из процесса до начала межправительственных переговоров и голосовали против Договора (вместе с Венгрией, Израилем, Польшей и Чехией). Воздержались такие страны, как: Австралия, Австрия, Алжир, Болгария, Италия, Латвия, Ливия, Лихтенштейн, Румыния, Сингапур, Чили и Швейцария. Подробнее об этом см.: Доклад о миграции в мире. 2020. P. 333‒336 // IOM : [сайт]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/final-wmr_2020-ru.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
[23] Подробнее об этом см. там же.
[24] Подробнее об этом см.: The UN System Chart // UN : [сайт]. URL: https://mail.yandex.ru/re.jsx?h=a,EMwVnIkMTfnWxcyZtwRYaQ&l=aHR0cHM6Ly93d3cudW4ub3JnL2VuL2RlbGVnYXRlL3BhZ2UvdW4tc3lzdGVtLWNoYXJ0 (дата обращения: 20.05.2023).