Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Международно-правовая квалификация переноса посольства США и других государств в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим

International Legal Qualification of the Relocation of Embassies of USA and Other States in Israel from Tel Aviv to Jerusalem

Президент США Д. Трамп в своем стремлении поддержать Израиль выполнил акт Конгресса США, принятый в 1995 г., о перемещении американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. При этом перенос посольства в здание американского Генерального консульства в Иерусалиме, расположенного на нейтральной территории, не меняет юридического статуса столицы Израиля. Таким образом получается, что в соответствии с действующими международно-правовыми актами мы имеем дело с ситуацией, когда США имеют своё посольство на территории Иерусалима, однако не в Израиле.

Ключевые слова: Израиль; Палестина; США; Дональд Трамп; Иерусалим; посольство США; арабо-израильский конфликт.

US President D. Trump, in his desire to support Israel, carried out the act of the US Congress, adopted in 1995, about the relocation of the US embassy from Tel Aviv to Jerusalem. At the same time, the relocation of the embassy to the building of the US Consulate General in Jerusalem, located on a neutral territory, does not change the legal status of the Israeli capital. In accordance with the contemporary international legal acts we are dealing with the situation when the US has its embassy on the territory of Jerusalem, but not in Israel.

Keywords: Israel; Palestine; USA; Donald Trump; Jerusalem; Embassy of the USA; Arab-Israeli conflict.

6 декабря 2017 г. президент США Д. Трамп принял решение перенести американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. При этом он заявил, что «решение признать Иерусалим столицей Израиля ни в коей мере не означает наш отход от стремления заключить соглашение о прочном мире». Также он подтвердил отсутствие у США «позиций по вопросам окончательного статуса, в том числе, по вопросу конкретной границы израильского суверенитета в Иерусалиме и по спорным границам», отметив, что «эти вопросы должны решать заинтересованные стороны»[1]. В связи с этим напомним, что в соответствии с соглашениями Осло 1993 г. будущее Иерусалима должно обсуждаться в ходе переговоров между Израилем и Палестиной.

Необходимо отметить, что Акт о посольстве в Иерусалиме был принят Конгрессом США еще 23 октября 1995 г., в соответствии с которым американская дипмиссия должна была переместиться из Тель-Авива в Иерусалим не позднее 31 мая 1999 г. Однако и Б. Клинтон, и Дж. Буш-младший, и Б. Обама применяли пункт Акта 1995 г., позволяющий отложить его выполнение, чтобы избежать обострения конфликта между израильтянами и палестинцами. Д. Трамп воспользовался этим пунктом ещё в мае 2017 г. и по «соображениям национальной безопасности» отложил на полгода перенос столицы[2].

В противовес решению американского президента делегация Египта 18 декабря 2017 г. внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции, в котором указывалось на незаконный характер любых решений, «которые меняют или предполагают изменение характера, статуса и демографического состава Иерусалима». В проекте резолюции содержался призыв ко всем государствам «воздержаться от создания дипломатических миссий в Иерусалиме», и «не признавать никаких действий или мер», противоречащих решениям ООН[3]. США предсказуемо стали единственной из 15 стран-членов СБ ООН, проголосовавшей против резолюции S/2017/1060.

21 декабря 2017 г. слегка изменённый проект резолюции «Статус Иерусалима», отклонённый в Совете Безопасности ООН, был принят Генеральной Ассамблеей ООН подавляющим большинством голосов государств – членов ООН (128 государствами). Против проголосовали представители 9 стран (США, Израиль, Гондурас, Гватемала, Того, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Палау). Представители 35 государств воздержались при голосовании (в том числе, Канада, Австралия, Аргентина, Мексика, Филиппины, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния, Чехия, Латвия, Босния и Герцеговина). Представители еще 21 государства (в частности, Украины, Грузии, Молдовы) в зале заседаний Генеральной Ассамблеи ООН отсутствовали.

В резолюции ГА ООН A/RES/ES-10/19 «Статус Иерусалима» не упоминаются США, однако выражается «глубокое сожаление по поводу недавних решений, касающихся статуса Иерусалима». Авторы также призывают «наращивать и активизировать международные и региональные усилия и поддержку, направленные на безотлагательное достижение всеобъемлющего, справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке» [4].

23 февраля 2018 г. в продолжение декабрьского решения Д. Трампа было заявлено о переносе посольства 14 мая 2018 г., т.е. в 70-ю годовщину Дня независимости Израиля[5]. Это спровоцировало начало так называемого «Марша возвращения» в секторе Газа, который продолжился с 30 марта 2018 г. до дня открытия посольства США в Иерусалиме.

Для участия в торжественной церемонии открытия 14 мая 2018 г. в Иерусалим прибыла делегация, в которую вошли старший советник Президента США Д. Кушнер с супругой И. Трамп (дочь Президента США), министр финансов С. Мнучин, заместитель госсекретаря Д. Салливан, специальный представитель президента США на международных переговорах Д. Гринблатт и 14 конгрессменов-республиканцев[6]. Дочь американского президента И. Трамп официально открыла главное представительство в Израиле, а сам американский Президент Д. Трамп обратился к собравшимся посредством записанного ранее видеообращения, в котором повторялись аргументы в пользу принятия решения[7].

Церемония открытия американского посольства совпала с началом мусульманского поста Рамадан и «Днем Накба» («Катастрофа»), отмечаемого палестинцами в связи с основанием государства Израиль, что дополнительно подстегнуло массовые протесты «Марша возвращения».

В связи с большим количеством жертв среди гражданского населения сектора Газа (более ста человек погибли, тысячи ранены) делегация ОАЭ от арабской группы в Совете ООН по правам человека (СПЧ) 18 мая 2018 г. инициировала созыв 28-й специальной сессии СПЧ. В ходе заседания был одобрен проект резолюции «Нарушения международного права в контексте массовых протестов гражданского населения на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим», в соответствии с которым создана международная независимая Комиссия для расследования всех предполагаемых нарушений и ущемления международного гуманитарного права и международного права прав человека на оккупированной палестинской территории, в контексте военных нападений на участников массовых протестов мирного населения[8]. Документ предсказуемо поставили на голосование США и проголосовали «против» вместе с Австралией. 29 государств поддержало данную резолюцию, 14 воздержались (в том числе, Великобритания, Германия, Грузия, Республика Корея, Швейцария, Япония). Показательно, что представители Украины в зале заседаний СПЧ опять отсутствовали.

Через два дня после открытия посольства США в Иерусалиме (т.е. 16 мая 2018 г.) Гватемала также официально открыла своё посольство в Иерусалиме, а через неделю, 21 мая 2018 г., их примеру последовал Парагвай (оба в квартале Малха, юго-западная часть города). Румыния, Чехия и Гондурас заявили о намерении сделать аналогичный шаг.

Для понимания важности вопроса Иерусалима в арабо-израильском конфликте необходимо обратиться к его историческому значению.

Генеральная Ассамблея ООН на своей второй очередной сессии 29 ноября 1947 г. приняла резолюцию 181(II), одобряющую План раздела Палестины на основе экономического союза в том виде, в каком он был предложен большинством членов Специальной комиссии по вопросам Палестины[9]. Прилагаемый к резолюции план раздела предусматривал прекращение мандата Великобритании, постепенный вывод британских вооруженных сил и определение границ между двумя государствами и Иерусалимом.

Планом предполагалось:

— создание арабского и еврейского государств не позднее 1 октября 1948 г.;

— раздел Палестины на восемь частей: три были переданы арабскому государству и три – еврейскому, а г. Яффо образовывал арабский анклав на еврейской территории;

— для Иерусалима и Бейт-Лехема (Вифлеема), восьмой части, был предусмотрен международный режим и управление Советом по опеке ООН (Corpus Separatum).

Немедленно по провозглашении независимости Израиля 14 мая 1948 г. армии пяти арабских стран (Египет, Ливан, Иордания, Сирия и Ирак) и формирования палестинских арабов атаковали молодое еврейское государство, которое вышло победителем из этой войны (первой арабо-израильской войны). В ходе военных действий Израиль значительно увеличил свою территорию за счет земель, которые должны были отойти палестинскому государству, при этом Восточный Иерусалим, вместе с большей частью земель, выделенных ООН для палестинских арабов, на протяжении 19 лет оказался под оккупацией Иордании.

В 1949 г., по итогам первой арабо-израильской войны, были заключены соглашения о прекращении огня между всеми воюющими сторонами. Линии разграничения (называемые «зеленой линией», поскольку они рисовались на карте зеленым карандашом) служили де-факто границами государства Израиль до «шестидневной войны» 1967 г. В ходе нее Израиль полностью захватил Иерусалим, Западный берег реки Иордан, сектор Газа, Голанские высоты и Синайский полуостров. Все территории, захваченные еврейским государством за пределами этой «зеленой линии», считаются оккупированными палестинскими территориями.

После «шестидневной войны» 1967 г. СБ ООН принял резолюцию 252 (1968). В ней указано, «что все предпринятые Израилем законодательные и административные меры и действия, в том числе экспроприация земли и находящегося на ней имущества, ведущие к изменению правового статуса Иерусалима, недействительны и не могут изменить этот статус». СБ ООН обратился с настоятельным призывом к Израилю «отменить такие уже принятые меры и немедленно отказаться от проведения любых действий, которые могут изменить статус Иерусалима»[10]. Впоследствии СБ многократно вновь подтверждал эти два положения.

Израиль считает весь Иерусалим своей единой и неделимой столицей, что подтверждено принятием Кнессетом 30 июля 1980 г. «Основного закона об Иерусалиме»[11].

Когда израильское руководство предприняло шаги к тому, чтобы сделать объединенный Иерусалим столицей своего государства, СБ ООН 30 июня 1980 г. принял резолюцию 476, в которой настоятельно призвал Израиль как оккупирующую державу, выполнять эту и предыдущие резолюции Совета Безопасности и немедленно отказаться от проведения политики и принятия мер, затрагивающих характер и статус Священного города Иерусалим[12]. После того как Израиль не выполнил эту резолюцию, СБ ООН 20 августа 1980 г. принял резолюцию 478, где вновь подтвердил свою позицию, согласно которой все действия, направленные на изменение статуса города Иерусалим, являются недействительными, и призвал государства, учредившие дипломатические миссии в Иерусалиме, вывести их[13]. Генеральная Ассамблея ООН также сочла действия Израиля нарушением международного права, которое не влияет на применение в дальнейшем IV Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны от 12 августа 1949 г. Это положение, утвержденное ГА ООН в декабре 1980 г., подтверждалось и в последующие годы[14].

Вопрос Иерусалима является одним из краеугольных камней для переговоров между палестинцами и израильтянами. Подавляющее большинство стран в мире придерживаются принципа создания двух государств для двух народов, при этом Западный Иерусалим станет столицей Израиля, Восточный – Палестины. В частности, 6 апреля 2017 г. российское Министерство иностранных дел опубликовало заявление, в котором выразило обеспокоенность положением дел в палестино-израильском урегулировании и подтвердило, что рассматривает Восточный Иерусалим в качестве столицы будущего палестинского государства, а Западный – столицей Государства Израиль[15].

Решение Президента США уже привело к росту напряженности в регионе[16]. При этом мало кто обращает внимание на одно важное обстоятельство: американское посольство открыто в здании Генерального консульства США в Иерусалиме, которое находится на «ничейной территории» между разграничительными линиями 1949 г. (см. Рисунок). Согласно информации из открытых источников, администрацией Президента США планируется, что на первом этапе в этом здании будет работать только посол США и небольшая группа дипломатов[17]. Таким образом получается, что в соответствии с действующими международно-правовыми актами мы имеем дело с ситуацией, когда США имеют своё посольство на территории Иерусалима, однако не в Израиле. Это же касается посольств Гватемалы и Парагвая.

Библиография

  1. Брифинг официального представителя МИД России М.В. Захаровой, Керчь, 16 мая 2018 года URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/briefings/-/asset_publisher/D2wHaWMCU6Od/content/id/3225910#6.
  2. Выступление Д. Трампа, опубликованное на сайте Белого дома 6 декабря 2017 г. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-president-trump-jerusalem/.
  3. Заявление для прессы Государственного департамента США 23 февраля 2018 г. URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/02/278825.htm.
  4. Заявление для прессы Государственного департамента США от 11 мая 2018 г. URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/05/282032.htm.
  5. Заявление для прессы Государственного департамента США от 23 февраля 2018 г. URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/02/278825.htm.
  6. Заявление для прессы на сайте Белого дома США от 14 мая 2018 г. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-keeps-promise-open-u-s-embassy-jerusalem-israel/.
  7. Заявление МИД России от 06.04.2017 г. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2717182.
  8. Основной закон: Иерусалим, столица Израиля, Кнессет. URL: https://www.knesset.gov.il/laws/special/eng/basic10_eng.htm.
  9. Проект резолюции СБ ООН S/2017/1060. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/2017/1060&referer=http://www.un.org/en/sc/meetings/records/2017.shtml&Lang=R.
  10. Резолюция 28-й специальной сессии СПЧ A/HRC/RES/S-28/1 «Нарушения международного права в контексте массовых протестов гражданского населения на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим». URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G18/137/38/PDF/G1813738.pdf?OpenElement.
  11. Резолюция ГА ООН 181 (II). 29 ноября 1947 г. A/RES/181(II). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/040/42/IMG/NR004042.pdf?OpenElement.
  12. Резолюция ГА ООН. Вопрос о Палестине. 15 декабря 1980 г. A/RES/35/169. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/35/169.
  13. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-10/19 «Статус Иерусалима». URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/462/03/PDF/N1746203.pdf?OpenElement.
  14. Резолюция СБ ООН 252 (1968). 21 мая 1968 г. S/RES/252. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/248/69/IMG/NR024869.pdf?OpenElement.
  15. Резолюция СБ ООН 476 (1980). 30 июня 1980 г. S/RES/476. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/400/15/IMG/NR040015.pdf?OpenElement.
  16. Резолюция СБ ООН 478 (1980). 20 августа 1980 г. S/RES/478. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/400/17/IMG/NR040017.pdf?OpenElement.
  17. Statement on the American Embassy in Israel. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/06/01/statement-american-embassy-israel.

[1] Выступление Д. Трампа, опубликованное на сайте Белого дома 6 декабря 2017 г. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-president-trump-jerusalem/.

[2] Statement on the American Embassy in Israel. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/06/01/statement-american-embassy-israel.

[3] Проект резолюции СБ ООН S/2017/1060. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/2017/1060&referer=http://www.un.org/en/sc/meetings/records/2017.shtml&Lang=R.

[4] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/ES-10/19 «Статус Иерусалима». URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/462/03/PDF/N1746203.pdf?OpenElement.

[5] Заявление для прессы Государственного департамента США от 23 февраля 2018 г. URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/02/278825.htm.

[6] Заявление для прессы Государственного департамента США от 11 мая 2018 г. URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/05/282032.htm.

[7] Заявление для прессы на сайте Белого дома США от 14 мая 2018 г. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-keeps-promise-open-u-s-embassy-jerusalem-israel/.

[8] Резолюция 28-й специальной сессии СПЧ A/HRC/RES/S-28/1 «Нарушения международного права в контексте массовых протестов гражданского населения на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим». URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G18/137/38/PDF/G1813738.pdf?OpenElement.

[9] Резолюция ГА ООН 181 (II). 29 ноября 1947 г. A/RES/181(II). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/040/42/IMG/NR004042.pdf?OpenElement.

[10] Резолюция СБ ООН 252 (1968). 21 мая 1968 г. S/RES/252. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/248/69/IMG/NR024869.pdf?OpenElement.

[11] «Основной закон: Иерусалим, столица Израиля», Кнессет. URL: https://www.knesset.gov.il/laws/special/eng/basic10_eng.htm.

[12] См.: Резолюция СБ ООН 476 (1980). 30 июня 1980 г. S/RES/476. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/400/15/IMG/NR040015.pdf?OpenElement.

[13] См.: Резолюция СБ ООН 478 (1980). 20 августа 1980 г. S/RES/478. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/400/17/IMG/NR040017.pdf?OpenElement.

[14] См.: Резолюция ГА ООН. Вопрос о Палестине. 15 декабря 1980 г. A/RES/35/169. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/35/169.

[15] Заявление МИД России от 06.04.2017 г. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2717182.

[16] Брифинг официального представителя МИД России М.В. Захаровой, Керчь, 16 мая 2018 года URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/briefings/-/asset_publisher/D2wHaWMCU6Od/content/id/3225910#6.

[17] Заявление для прессы Государственного департамента США 23 февраля 2018 г. URL: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2018/02/278825.htm.

Автор:

Анастасия Александровна БАГДАТЬЕВА,

третий секретарь Постоянного представительства Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Anastasia A. BAGDATYEVA,

Third secretary, Permanent Mission of the Russian Federation to the UN Office and Other International Organizations in Geneva

Иллюстрации: pixabay.com

Добавить комментарий

Войти с помощью: