Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией

Болотаева Тамара

 

Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений между Китайской Народной Республикой  и Российской Федерацией

 

Аннотация: В статье рассматривается современное состояние и тенденции развития правового регулирования двухстороннего инвестиционного сотрудничества между Китайской Народной Республикой  и Российской Федерацией.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестор, двусторонний инвестиционный договор, Россия, Китай.

 

Bolotaeva Tamara

 

International legal regulation of investment relations between China

and the Russian Federation

 

Abstract: The article examines the current state and trends in the development of legal regulation of bilateral investment cooperation between China and the Russian Federation.

Keywords: foreign investments, investor, bilateral investment treaty, Russia, China.

 

На современном этапе экономического развития сложно переоценить важность взаимоотношений между Россией и Китаем, которые предполагают необходимость интенсивного инвестиционного взаимодействия, разработки и ведения совместных проектов по одному из ведущих направлений российско-китайского диалога – энергетике.

Западные санкции ограничили доступ иностранного капитала в Россию, в результате банковский сектор и предприятия России предприняли «разворот на Восток», в частности, обратились к китайским финансовым структурам[1]. Переориентация инвестиционного сотрудничества России на Азиатско-Тихоокеанский регион и, в частности, на Китай, как на основного стратегического партнера достаточно долгое время является стратегической задачей нашей страны, санкции Запада, лишь стимулировали этот процесс.

В то же время, на данном этапе потенциал инвестиционного сотрудничества России и КНР реализуется не в полной мере. Более или менее интенсивный поиск точек соприкосновения с азиатскими инвесторами начался после поездки российской делегации во главе с Президентом России Владимиром Путиным в Китай в мае 2014 года. В результате этой поездки было подписано более полусотни двусторонних документов.

Россия и Китай являются соседями с самой длинной сухопутной границей в мире и богатой историей взаимоотношений. При этом Россия обладает выдающимися ресурсами, тогда как Китай на сегодняшний день относится к числу крупнейших в мире потребителей энергоресурсов, что уже само по себе является логичным основанием для сотрудничества.

В настоящий момент инвестиции Китая в России превысили $5 млрд., а совокупные инвестиции за последние восемь лет составили $40 млрд., что все еще является достаточно скромными показателями на фоне торгово-экономических отношений – инвестиции в Россию не составляют и 1% зарубежных инвестиций Китая[2]. Согласно Ц. Шуцзяну, для развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем, прежде всего, необходимо выработать единую концепцию, наращивать объем инвестиций и укреплять сотрудничество как на правительственном уровне, так и на уровне частного сектора[3].

Рассмотрим правовой режим деятельности иностранных инвесторов из КНР в России.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов – режим деятельности иностранных инвесторов, закрепляемый совокупностью правовых норм, определяющих пределы компетенции, права и обязанности иностранных инвесторов[4].

Инвестиционное сотрудничество двух стран закреплено «Межправительственным соглашением о поощрении взаимной защиты инвестиций от 2006 г.», «Планом российско-китайского инвестиционного сотрудничества», утвержденным еще в 2009 г., «Программой сотрудничества российских регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири с северо-восточными регионами Китая»[5].

Главным содержанием двухстороннего договора между Россией и Китаем является правовой режим инвестирования[6]. Китайские ученые Чжэн Ан, Цзэн Хуа Цюнь подчеркивают: «Режим для иностранной инвестиции означает правовой статус, которым обладает иностранный инвестор, то есть их права и обязанности. На самом деле все содержания договоров обобщают вопрос режима. Режим является ядром договоров»[7]. Режим закрепляется в специальных статьях, а также положениях о материальных и процессуальных правах инвесторов, а также в преамбулах некоторых договоров (например, со Швецией, Данией)[8].

После вступления России в ВТО в полной мере начал осуществляться план российского правительства по развитию дальневосточного региона, что стало дополнительным стимулом для более тесного сотрудничества России и Китая.[9]

Регулирование иностранных инвестиций на двухсторонней основе имеет в КНР достаточно длительную историю.[10] Первый договор такого рода был заключен Китаем в 1980 г.[11] В настоящее время их количество достигло 86. КНР заключила 8 межгосударственных (с США 1980 г., ФРГ 1983 г., Австрией 1985 г., Японией 1988 г., Турцией 1990 г., Венгрией 1991 г., Испанией 1992 г., Саудовской Аравией 1996 г.) и 78 межправительственных соглашений.

Новый этап стратегического партнерства двух стран обозначился на Российско-китайском саммите 2014 г. в Шанхае. В рамках официального визита Президента РФ В.В. Путина 20 мая 2014 г. были обозначены новые приоритеты развития отношений. Практические результаты саммита открыли новые перспективы развития трех основных направлений стратегического партнерства России и Китая – политического, экономического и гуманитарного.

Президент РФ В.В. Путин, побывав на саммите, также принял участие в IV Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Шанхае, которое является крупнейшим международным форумом государств Азии, членом которого является и РФ. Исследователи отмечают, что на шанхайском саммите было подписано рекордное число документов, общий пакет которых состоял из 47 соглашений, меморандумов и контрактов[12].

Данные нормативно-правовые акты закрепили и расширили практические все сферы двустороннего взаимодействия в экономике – финансы, энергетику, авиастроение, инфраструктурное строительство, увеличение потока взаимных инвестиций, развитие информационных и телекоммуникационных технологий и т.д.[13]

Российско-китайское инвестиционное сотрудничество в 2014 г. развивалось разнонаправлено.[14] Согласно данным Министерства коммерции КНР, китайские инвестиции в российскую экономику в 2014 г. сократились на 80,6%, составив 790 млн. долл., в то время как российские инвестиции в Китай увеличились на 85,1% (40,9 млн. долл.). Доля России в общем объеме привлеченных в Китай инвестиций по итогам 2014 г. составила 0,04% против 0,02 % в 2013 г.

Следует отметить, что Шанхайские договоренности 2014 г. подтвердили мнение некоторых исследователей о том, что Китай планирует реализовать свою стратегию по формированию экономического проекта «шелкового пути» из Азии в Европу. Южная и северная часть планируемого экономического коридора пройдет через Россию, что делает взаимодействие двух стран в реализации проекта взаимовыгодным. На переговорах в Шанхае Президент РФ В.В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин достигли договоренности по поводу сближения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и российского проекта ЕАЭС.

Основными отраслями российско-китайского инвестиционного сотрудничества по итогам 2014 года стали энергетика (проекты в атомной энергетике, транспортировка и переработка российской нефти, строительство и реконструкция объектов электрогенерации), освоение месторождений полезных ископаемых, переработка древесины, строительство, промышленное производство.[15]

В целом, итоги российско-китайского сотрудничества в 2014 г. свидетельствуют о важном «качественном» улучшении торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия двух стран. В то же время негативные тенденции, начавшиеся в российской экономике в конце 2014 г. и снизившие уровень потребительского спроса в нашей стране, обозначили риски снижения достигнутых темпов роста двусторонней торговли и инвестиций в 2015 г.[16]

Расчеты в национальных валютах считаются важным аспектом финансового сотрудничества России и Китая. В 2014 году между странами было подписано соглашение о валютном свопе. В мае 2015 года в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию было подписано соглашение о стимулировании расчетов в национальных валютах в торгово-инвестиционной сфере, а также в области кредитования. По данным Внешэкономбанка, в 2015 году объем расчетов в юанях вырос на 250%, превысив 120 млрд. юаней, объем свопа китайского юаня составил 92 млрд. юаней, увеличившись в 11 раз[17].

Важной характеристикой развития российско-китайского сотрудничества является тенденция к более тесному взаимодействию частного бизнеса двух стран.[18] Наиболее масштабным и показательным примером подобной кооперации является создание игорной зоны «Приморье», где совокупные инвестиции нескольких компаний, в том числе и китайских, составят более 2 млрд. долларов. При этом наиболее крупным из четырех инвесторов выступает Diamond Fortune Holdings Prim. По окончании реализации проекта создания игорная зона «Приморье» будет представлять собой круглогодичный курорт международного класса, практически полностью укомплектованный местными кадрами, что имеет стратегическое значение для экономического развития Дальневосточного региона[19].

Основным государственным органом, регулирующим привлечение в страну иностранных инвестиций, является Государственный комитет КНР по развитию и реформе (ГКРР КНР).[20] Правовую основу его деятельности составляют следующие документы:

  1. Закон КНР «О паевых совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» и Положение о его применении;
  2. Закон КНР «О кооперационных (контрактных) совместных предприятиях» и Положение о его применении;
  3. Закон КНР о предприятиях со 100 % иностранным капиталом;
  4. Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала»;
  5. Положение Госсовета КНР о поощрении иностранных инвестиций;
  6. Закон КНР «О внешней торговле»;
  7. Временные положения «О соотношении общего объема инвестиций и уставного капитала совместных паевых предприятий китайского и иностранного капитала» от 1 марта 1987 г. (опубликованы Главным торгово-промышленным управлением КНР);
  8. Нормы и правила «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» от 19 ноября 2010 г. № 584 (опубликованы Главным торгово-промышленным управлением КНР).

В настоящее время также разрабатывается новый закон об иностранных инвестициях, который, как ожидается, будет принят в течение 2015 г.[21]

Основным государственным органом, регулирующим инвестиционную деятельность китайских предприятий за рубежом, является Министерство коммерции КНР.[22] Базовым документом, которым руководствуется Министерство, являются «Правила регулирования зарубежных инвестиций»[23].

Другими словами, в российско-китайских отношениях необходимо переходить на новый уровень – уровень стратегического альянса, а не отдельных проектов. Для этого в первую очередь важны долгосрочная скоординированная политика и согласование поведения на мировом рынке.

В международно-правовом плане российско-китайские стратегические отношения легко повысить до союзнического уровня без лишних процедур[24].

Представляется справедливой точка зрения, что для активизации инвестиционного сотрудничества России необходимо уточнить и дополнить в соответствии с новыми условиями имеющиеся у стран БРИКC двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН)[25].

Таким образом, инвестиционные отношения РФ и КНР регулируются международным правом (в большинстве своем международными договорами), контрактами между государствами и инвесторами и национальным законодательством.[26] Национальное регулирование данных отношений состоит из законов и норм самого принимающего государства, к примеру, инвестиционных законов, Налогового кодекса, природоохранных законов, трудовых и многих других.[27]

Россия и КНР, как и другие государства, принимая национальные законодательные и другие нормативно-правовые акты, а также заключая международные договоры (или присоединяясь к ним), создают юридические комплекс из двухуровневых юридических норм и правил, регулирующих на их территориях иностранную инвестиционную деятельность.

 

Список использованной литературы:

  1. Приказ Министерства коммерции КНР №3-2014 «Правила регулирования зарубежных инвестиций»
  2. «Cовмеcтное зaявление Роccийcкой Федерaции и Китaйcкой Нaродной Реcпублики о новом этaпе отношений вcеобъемлющего пaртнерcтвa и cтрaтегичеcкого взaимодейcтвия» от 21 мaя 2014 г.
  3. Данельян А.А. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс) и принцип «performance requirements» // Евразийский юридический журнал. – 2016. – №2 (93). – С. 71–73.
  4. Данельян А.А. Практика применения российского типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 1 (133). – С. 71–73.
  5. Данельян А.А. Экономические санкции как политический риск при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2016. – № 1 (133). – С. 99–102.
  6. Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – № 12 (132) – С.75–78.
  7. Данельян А.А. «Зонтичные оговорки» в двусторонних инвестиционных договорах // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 10 (130). – С. 103–108.
  8. Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 5 (72). – С. 52–54.
  9. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3 (111). – С. 85–90.
  10. Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4 (112). – С. 103–108.
  11. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1 (109). – С.127–132.
  12. Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – № 11 (107). – С. 117–121.
  13. Данельян А.А. Корпоративные споры с участием иностранных инвесторов // Евразийский юридический журнал. – 2013. – № 1 (56). – С. 43–47.
  14. Данельян А.А. Национализация и другие формы принудительного изъятия иностранной собственности: международно-правовая характеристика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 4. – С. 273–
  15. Данельян А.А. Дочерние фирмы в принимающих инвестиции государствах: международно-правовое регулирование деятельности и порядок разрешения корпоративных споров // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 10 (53). – С. 64–69.
  16. Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в  Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 4 (47). – С. 21–24.
  17. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 3 (46). – С. 13–16.
  18. Лузянин С.Г. Российско-китайский диалог: модель 2015: доклад № 18/2015 / [Лузянин С.Г. (рук.) и др.; Чжао Х. (рук.) и др.]; [гл. ред. Иванов И.С.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 32 с.
  19. Оксютик Г. П. Иностранные инвестиции в России: монография. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. – С.199.
  20. Сборник договоров КНР. №. 27, 30, 32, 35, 37, 38, 39, 43
  21. Путеводитель КНР, М, 2015. – С. 7 [Электронный ресурс]. – http://russchinatrade.ru/assets/files/ru-useful-info/b2015/ПУТЕВОДИТЕЛЬ%202015_итог18.09.15.pdf (дата обращения 26.03.2016)
  22. Развитие российско-китайских отношений на примере глобальных проектов. – М., 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit-info.ru/images/data/gallery/0_8803__muhin_na_pechat_.pdf (дата обращения 26.03.2016)
  23. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество [Электронный реcурc]. – Режим доcтупa: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment (дата обращения 26.03.2016)
  24. Россия-Китай: мост с двухсторонним движением [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ngv.ru/upload/medialibrary/Analytics/rossiya_kitay_most_s_dvukhstoronnim_dvizheniem.pdf (дата обращения 26.03.2016)
  25. Фархутдинов И.З. Роль инвестиционного сотрудничества России и Китая в глобальной экономике в контексте международного права //Российский журнал правовых исследований. – 2014. — №4. (1). – С.113.
  26. Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш., Данельян А.А. Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – № 1. – С.103–119.
  27. Хейфец Б. А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография / Б. А. Хейфец. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – С.187.
  28. Цзе Ли Фонды растут// Российская Газета / Международное радио Китая. – 2016. – №57 (6925). – 18 марта 2016 года. – С.18.
  29. Цуй Чжэн Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. – М., 2015. – С.95.
  30. Чжэн Ан, Цзэн Хуа Цюнь. Наука международного инвестиционного права. Пекин, 1999. С. 426

 

[1] Данельян А.А. Экономические санкции как политический риск при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2016. – № 1 (133). – С. 99–102.

[2] Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1 (109).  – С.127–132.

[3] Россия-Китай: мост с двухсторонним движением [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ngv.ru/upload/medialibrary/Analytics/rossiya_kitay_most_s_dvukhstoronnim_dvizheniem.pdf (дата обращения 26.03.2016)

[4] Оксютик Г. П. Иностранные инвестиции в России: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. – С.199.

[5] Данельян А.А. Практика применения российского типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 1 (133). – С. 71–73.

[6] Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3 (111). – С. 85–90.

[7] Чжэн Ан, Цзэн Хуа Цюнь. Наука международного ин­вестиционного права. Пекин, 1999. С. 426

[8] Фархутдинов И.З. Роль инвестиционного сотрудничества России и Китая в глобальной экономике в контексте международного права //Российский журнал правовых исследований. – 2014. — №4. (1). – С.113.

[9] Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – № 12 (132)  – С.75–78.

[10] Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4 (112). – С. 103–108.

[11] Сборник договоров КНР. №. 27, 30, 32, 35, 37, 38, 39, 43

[12] Цуй Чжэн Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. – М., 2015. – С.95.

[13] «Cовмеcтное зaявление Роccийcкой Федерaции и Китaйcкой Нaродной Реcпублики о новом этaпе отношений вcеобъемлющего пaртнерcтвa и cтрaтегичеcкого взaимодейcтвия» от 21 мaя 2014 г.

[14] Данельян А.А. Корпоративные споры с участием иностранных инвесторов // Евразийский юридический журнал. – 2013. – № 1 (56). – С. 43–47.

[15] Данельян А.А. Дочерние фирмы в принимающих инвестиции государствах: международно-правовое регулирование  деятельности и порядок разрешения корпоративных споров // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 10 (53). – С. 64–69.

[16] Данельян А.А. «Зонтичные оговорки» в двусторонних инвестиционных договорах // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 10 (130). – С. 103–108.

[17] Цзе Ли Фонды растут// Российская Газета / Международное радио Китая. – 2016. – №57 (6925). – 18 марта 2016 года. – С.18.

[18] Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров  в  Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 4 (47). – С. 21–24.

[19] Развитие российско-китайских отношений на примере глобальных проектов. – М., 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit-info.ru/images/data/gallery/0_8803__muhin_na_pechat_.pdf (дата обращения 26.03.2016)

[20] Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 5 (72). – С. 52–54.

[21] Данельян А.А. Национализация и другие формы принудительного изъятия иностранной собственности: международно-правовая характеристика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 4. – С. 273–280.

[22] Данельян А.А., Эседов Д.Г.  Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 3 (46). – С. 13–16;

[23] Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш., Данельян А.А.  Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – № 1. – С.103–119.

[24] Лузянин С.Г. Российско-китайский диалог: модель 2015: доклад № 18/2015 / [Лузянин С.Г. (рук.) и др.; Чжао Х. (рук.) и др.]; [гл. ред. Иванов И.С.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – С.8.

[25] Хейфец Б. А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография / Б. А. Хейфец. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – С.187.

[26] Данельян А.А. Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс) и принцип «performance requirements» // Евразийский юридический журнал. – 2016. – №2 (93). – С. 71–73.

[27] Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – № 11 (107). – С. 117–121.

Добавить комментарий

Войти с помощью: