Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Международно-правовые гарантии обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в Европейском Союзе

Об авторе:

Краснова Кристина Александровна, ведущий научный сотрудник Федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент.

About the author:

Christina A. Krasnovа, a leading researcher at the Federal state fiscal institutions «All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», PhD, Associate Professor.

Аннотация:

Основная направленность исследования механизма правового регулирования защиты свидетелей в Европейском Союзе (далее по тексту – ЕС) не позволяет ограничиваться только рамками национального законодательства его государств-членов. Основополагающим документом ООН, закрепляющим основные права и свободы личности, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ряд норм которой имеет самое непосредственное отношение к деятельности по обеспечению безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству. В условиях роста организованной преступности Европейская Комиссия не предпринимает сколько-нибудь значимые шаги по гармонизации законодательства ЕС в сфере защиты потерпевших и свидетелей.

Annotation:

The main thrust of the study of the mechanism of legal regulation of witness protection in the European Union (hereinafter — EU) can not be limited only by the scope of the national legislation of its Member States. The founding document of the United Nations, which sets out the basic rights and freedoms of the individual, is the Universal Declaration of Human Rights of 1948, a number of its’ rules is directly related to the activities to ensure the safety of persons contributing to criminal proceedings. With the increase in organized crime, the European Commission has not taken any significant steps to harmonize EU legislation on the protection of victims and witnesses.

Tags: Европейский Союз, гарантия, международно-правовые гарантии, гарантии безопасности, ЕС, законодательство, государства-члены, ООН, Организация объединеных наций.

 

Международно-правовые гарантии обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в Европейском Союзе

Основная направленность исследования механизма правового регулирования защиты свидетелей в Европейском Союзе (далее по тексту – ЕС) не позволяет ограничиваться только рамками национального законодательства его государств-членов. Первые шаги государств – членов ЕС по формированию правовых основ и реализации конкретных направлений международного сотрудничества по вопросам защиты потерпевших и свидетелей стали меры, предпринятые вне рамок права ЕС, с помощью дву- и многосторонних соглашений и посредством членства в международных организациях (ООН, Совет Европы). В этой связи вопросы обеспечения прав и законных интересов потерпевших и свидетелей предполагают обращение к международным правовым актам, выработанным в данной сфере, прежде всего, к рекомендациям и стандартам Организации объединенных наций (далее по тексту – ООН).

Основополагающим документом ООН, закрепляющим основные права и свободы личности, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ряд норм которой имеет самое непосредственное отношение к деятельности по обеспечению безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству. В частности, ст. 3 Декларации устанавливает право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, ст. 5 – запрет на жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, а ст. 7 – определяет равенство всех граждан перед законом и право каждого, без всякого различия, на равную защиту закона[1].

В дальнейшем все разрабатываемые ООН документы в сфере обеспечения прав и интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, в первую очередь потерпевших и свидетелей, развивая, детализируя и конкретизируя положения Всеобщей декларации прав человека, имели четкую направленность на максимальное повышение гарантий прав личности. В частностит, норма, закрепленная в п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах[2], обязывает государства обеспечивать любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты. Cамое непосредственное отношение к практическим мерам защиты свидетелей имеет норма п. l ст. 14 Пакта, предоставляющая возможность проведения частично или полностью закрытых судебных заседаний, что вполне применимо к случаям оказания противоправного воздействия на них. Таким образом, названные положения Декларации и Пакта призваны сориентировать государства-члены ООН на выработку единой консолидированной позиции в отношении подлежащих защите лиц, скоординировать законотворческие и правоприменительные усилия на национальных уровнях.

Заслуживает внимания норма ст. 13 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания[3], согласно которой государства обязаны принимать меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. Аналогичные положения содержатся в Уставе Международного военного трибунала в Гааге[4], в Уставе международного трибунала по Руанде[5].

Особое место в исследуемой области занимает Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью[6]. Значимость документа определяется тем, что в нем впервые на международном и региональном уровнях предложено разрабатывать пути и средства предоставления жертвам преступлений правовой защиты в тех случаях, когда национальных каналов недостаточно. Декларация важна и с точки зрения того, что содержит определение термина «жертвы», под которое подпадают любой участник уголовного судопроизводства в случае оказания на него противоправного воздействия. В данном документе также закреплены меры, связанные с предоставлением жертвам информации об их роли, объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства (пп. «а» п. 6 Декларации), обеспечением возможности рассмотрения мнений и пожеланий жертв на различных этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы (пп. «b» п. 6 Декларации), предоставлением помощи жертвам на всем протяжении судебного разбирательства (пп. «d» п. 6 Декларации), принятием мер охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечением их безопасности (пп. «е» п. 6 Декларации)[7].

В норме ст. 24 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности[8] очерчивается круг защищаемых лиц указанием на потерпевших и свидетелей, которые «фактически дают показания в суде в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией», включая участие в деятельности организованной преступной группы; отмывание денег; коррупцию в государственном секторе; воспрепятствование отправлению правосудия; торговлю людьми; незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; незаконный ввоз мигрантов; и другие серьезные преступления, определенные в Конвенции, которые включают в себя такие элементы, как транснациональный характер и причастность организованной преступной группы. Положения ст. 24 Конвенции требуют от государств принятия надлежащих мер по защите участвующих в уголовном производстве потерпевших и свидетелей от угроз, запугивания, коррупции и нанесения телесных повреждений и укреплению международного сотрудничества.

Немалое влияние на процесс формирования правовой базы по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства оказывают конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В частности, Каракасская Декларация[9], принятая Шестым конгрессом ООН, провозгласила руководящие принципы уголовного правосудия, среди которых был закреплен принцип предоставления всем максимальной безопасности и охраны их прав и свобод.

Седьмым конгрессом ООН был утвержден Миланский план действий, который содержит рекомендации по совершенствованию системы уголовного правосудия, охватывающие вопросы защиты свидетелей, в целях укрепления способности реагировать на изменения общественных условий и новые формы преступности. Под реагированием следует понимать действия государств по применению мер безопасности в отношении лиц, содействующих уголовному судопроизводству, и подвергающихся в связи с исполнением своего гражданского долга активному противоправному воздействию со стороны подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их окружения[10].

В Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка[11] провозглашена необходимость принимать законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты (п. 12), создавать соответствующие механизмы правовой помощи и защиты прав человека в соответствии с требованиями правосудия (п. 27), а также закреплен принцип обеспечения широкого доступа к правосудию для всех слоев общества (п. 27).

Принятые Восьмым конгрессом ООН Меры по борьбе с международным терроризмом содержат три раздела, посвященные защите участников уголовного судопроизводства: «Защита жертв», «Защита свидетелей», «Защита судей и работников уголовного правосудия»[12].

Надо отметить, что для участников уголовного судопроизводства любая недобросовестность, халатность, а тем более умысел со стороны должностных лиц, в чью компетенцию входит реализация мер безопасности, чреваты самыми серьезными последствиями. В этой связи следует отметить документы ООН, регламентирующие действия должностных лиц в сфере защиты участников уголовного судопроизводства: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[13]; Руководящие принципы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[14]; Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития[15]; Основные принципы независимости судебных органов[16]; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование[17]. В целом перечисленные документы направлены на формирование механизма повышенных гарантий для участников уголовного судопроизводства.

Представляют интерес разработки, подготовленные ЮНОДК[18]. В 2008 г. ЮНОДК опубликовало документ «Рекомендуемые виды практики в области защиты свидетелей при производстве по уголовным делам, касающимся организованной преступности»[19], в котором определены основные элементы, которые «должны принять во внимание государства-члены при разработке своих национальных законов»[20].

Исследование международных основ следует дополнить анализом документов, выработанных региональными международными организациями, членство в которых поддерживают государства-члены ЕС. Так, в рамках Совета Европы приняты следующие документы по отдельным аспектам защиты участников уголовного судопроизводства: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод[21], Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания[22], Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам[23], Европейская конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений[24], Рекомендации об оказании помощи жертвам и предупреждении виктимизации[25]. Таким образом, рассмотренные международные правовые акты служат базой и ориентиром для совершенствования национального законодательства государств – участников Совета Европы в сфере защиты участников уголовного судопроизводства.

Переходя к исследованию ситуации в сфере обеспечения безопасности потерпевших и свидетеле в ЕС, подчеркнем, что на наднациональном уровне этот вопрос не урегулирован. Вместе с тем отдельные аспекты рассматриваемой проблемы нашли свое отражение в ряде источников права ЕС, регламентирующих борьбу с организованной преступностью.

В частности, в период с 1995 г. по 1996 г. Европейский Совет принял две резолюции. Первая из них закрепила принципы защиты свидетелей и их близких родственников по делам об организованной преступности. Государствам – членам ЕС рекомендовалось содействовать в оказании юридической помощи по этому вопросу. Другая резолюция касалась деятельности сотрудников органов юстиции.

В 2000 г. была принята Millennium Strategy, которая содержала комплекс мер по предупреждению организованной преступности. Стратегия поставила своей целью разработку инструментов защиты свидетелей и сотрудников органов юстиции, а также обозначила необходимость развития в ЕС модельного законодательства с учетом опыта Европола и на двухсторонней основе (путем заключения соглашений между правительствами государств – членов ЕС).

В 2007 г. Европейская Комиссия оценила возможности права ЕС в сфере защиты потерпевших и свидетелей и предложила отложить на среднесрочный период 4-5 лет законодательные инициативы, оставив за собой право отслеживать ситуацию в рассматриваемой сфере. Отвечая на парламентский запрос в 2009 г., Европейская Комиссия также подтвердила отсутствие планов осуществлять законодательную деятельность в данной области.

2010 г. ознаменовался принятием Стратегии ЕС по внутренней безопасности[26], закрепивший направления общей политики ЕС в сфере противодействия организованной и транснациональной преступности. Положения названной Стратегии лежат в основе ежегодно принимаемых рабочих программ по предупреждению и борьбе с преступностью, представляющих собой специфические программы софинансирования приоритетных направлений борьбы с преступностью[27].

Несмотря на то, что вопросы защиты жертв преступлений остаются на повестке дня Европейской Комиссии, в принятой в 2012 г. Директиве по защите жертв преступлений ЕС не берет на себя конкретных обязательств по защите потерпевших и свидетелей[28].

В отсутствие наднационального регулирования государства – члены ЕС самостоятельно вырабатывают направления национальной уголовной политики в сфере защиты потерпевших и свидетелей и принимают соответствующие нормативные правовые акты. К примеру, в Великобритании правовая основа мер по защите свидетелей определена в законах «О борьбе с серьезной и организованной преступностью и функциях полиции» (Serious and Organised Crime and Policy Act) и «О судопроизводстве в отношении несовершеннолетних» 1999 г. (Youth Justice and Criminal Evidence Act)[29]. Во Франции защита свидетелей регулируется статьями 706-57 – 706-63 Уголовно-процессуального кодекса.

Нельзя не упомянуть о практике региональной кооперации государств – членов ЕС в рассматриваемой сфере. Например, в 2005 г. Латвия, Литва и Эстония подписали Соглашение о сотрудничестве в области защиты свидетелей, которое до сих пор остается единственной региональной инициативой в ЕС. Соглашение предусматривает равные возможности защиты жертв преступлений и свидетелей, являющихся гражданами балтийских государств, включая их переселение из любой упомянутой страны в любое другое балтийское государство на временной – или, если государство происхождения более не в состоянии обеспечивать безопасность данного лица, – на постоянной основе[30].

Национальное законодательство в сфере обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей представлено специальными законами о защите потерпевших и свидетелей (Германия, Италия, Литва, Польша, Чешская Республика), действующими в ряде европейских стран. Несмотря на то, что в других странах такие законы отсутствуют (Австрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция), вопросы защиты потерпевших и свидетелей нормативно урегулированы в уголовно-процессуальном законодательстве.

В заключении следует обратить внимание на наличиее положительных и негативных тенденций развития правового регулирования обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей.

С одной стороны, ЕС поддерживает действия, направленные на повышение уровня межгосударственного сотрудничества (например, укрепление доверия и взаимопонимания, обмен оперативной информацией, опытом и результатами передовой практики, создание общеевропейских сетей и единых баз данных). Другие финансируемые ЕС мероприятия включают: мониторинг и оценку деятельности; разработку и передачу технологий и методологии; обучение, обмен информацией и повышение уровня осведомленности; распространение положительного опыта[31]. Ключевая роль в этом процессе принадлежит Европейской Комиссии и Совету ЕС, оказывающим государствам – членам ЕС помощь путем финансирования программ защиты свидетелей[32] и содействия в развитии региональной кооперации по вопросам защиты потерпевших и свидетелей.

С другой стороны, в условиях роста организованной преступности Европейская Комиссия не предпринимает сколько-нибудь значимые шаги по гармонизации законодательства ЕС в сфере защиты потерпевших и свидетелей. Во многом это обусловлено спецификой данного направления деятельности правоохранительных органов, которая носит секретный характер. В силу этого национальные органы государств – членов ЕС не готовы раскрывать данные, характеризующие организацию и тактику осуществления мер безопасности защищаемых лиц. Кроме того, не во всех странах ЕС возможно создание подобных программ в силу объективных причин (низкий уровень преступности либо финансовые затруднения), что также затрудняет переход к наднациональному регулированию на современном этапе интеграционного процесса. Несмотря на последнее обстоятельство, при разработке законодательных инициатив и выработке практических мер безопасности государства – члены ЕС обязаны соблюдать не только национальное законодательство, но и ориентироваться на положения международных и общеевропейских правовых актов в сфере обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей.

 

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents / (дата обращения: 20.01.2015). Далее по тексту – Декларация.

[2] Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 20.01.2015). Далее по тексту – Пакт.

[3] Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 20.01.2015).

[4] Устав Международного военного трибунала в Гааге. Принят 25 мая 1993 г. Резолюцией 827 (1993) на 3217-ом заседании Совета Безопасности ООН.

[5] Устав международного трибунала по Руанде. Принят 8 ноября 1994 г. Резолюцией 955 (1994) на 3453-ем заседании Совета Безопасности ООН.

[6] Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения: 20.01.2015).

[7] Там же.

[8] Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3 – 33.

[9] Каракасская Декларация // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 14-16.

[10] Миланский план действий. Принят на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан (Италия), 26 августа – 6 сентября 1985 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 17-19.

[11] Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка: Приложение к Миланскому плану действий. Приняты на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан (Италия), 26 августа – 6 сентября 1985 г. // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 17-19.

[12] См.: Уголовно-исполнительное право России / под ред. проф. А.И. Зубкова. М., 1997. С. 569.

[13] См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 319-325.

[14] Руководящие принципы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 161-162.

[15] Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 34-37.

[16] Основные принципы независимости судебных органов // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 171-175.

[17] Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 186-192.

[18] Управление ООН по наркотиками и преступности (ЮНОДК или УНП ООН, UNODC – United Nations Office on Drugs and Crime) – подразделение ООН, занимающееся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью, торговлей людьми и международным терроризмом.

[19] Рекомендуемые виды практики в области защиты свидетелей при производстве по уголовным делам, касающимся организованной преступности [Электронный ресурс]. URL: www.unodc.org/documents/organizedcrime/Witness-protection-manual-Feb08.pdf (дата обращения: 20.01.2015). Далее – Рекомендации.

[20] Типовой закон ЮНОДК о защите свидетелей: пояснительные замечания [Электронный ресурс]. URL: https://cms.unov.org (дата обращения: 20.01.2015).

[21] Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000. С. 539-551.

[22] Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания [Электронный ресурс]. URL: http://www.concourt.am/ (дата обращения: 20.01.2015).

[23] Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 30) [рус., англ.]. Заключена в г. Страсбурге 20 апреля 1959 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 9. С. 51 – 59.

[24] Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (ETS № 116) [рус., англ.]. Заключена в г. Страсбурге 24 ноября 1983 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 81 – 85.

[25] См. подр.: Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2001. С. 129.

[26] The EU Internal Security Strategy in Action: Five steps towards a more secure Europe COM/2010/0673 final [Электронный ресурс]. URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do? uri=CELEX:52010DC0673:EN:HTML (дата обращения: 20.01.2015).

[27] Comission Implementing Decision of 19.9.2012 on adopting the annual work programme for 2013 for the specific programme on the «Prevention of and Fight against Crime» as part of the General Programme «Security and Safeguarding Liberties» serving as a financing decision // Brussels, 19.9.2012. C(2012) 6402 final.

[28] Directive 2012/29/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 establishing minimum standards on the rights, support and protection of victims of crime, and replacing Council Framework Decision 2001/220/JHA [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32012L0029:en:NOT (дата обращения: 20.01.2015).

[29] См.: Иванов И.С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве // Российский следователь. 2013. № 6. С. 43.

[30] Piotr Bakowski. Witness protection programmes: EU experience in the international context // Library Briefing: Library of the European Parliament. 28.01.2013. P. 5.

[31] European Commission: Prevention of and Fight against Crime (ISEC) [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/financing/fundings/security-and-safeguarding-liberties/prevention-of-and-fight-against-crime/index_en.htm (дата обращения: 20.01.2015).

[32] Council Decision of 12 February 2007 establishing for the period 2007 to 2013, as part of General Programme on Security and Safeguarding Liberties, the Specific Programme «Prevention of and Fight against Crime» (2007/125/JHA) // Official Journal of the European Unionю 24.2.2007. L 58/7. Одним из 4 ключевых элементов программы является защита и поддержка свидетелей (witness protection and support). Бюджет данной программы составляет EUR 600 млн. Более детально направления финансовых потоков расписаны в ежегодных рабочих программах борьбы с преступностью.

Добавить комментарий

Войти с помощью: