Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Международное экономическое сотрудничество в Арктике

Трудно отрицать важность Арктики как региона сосредоточения усилий всех заинтересованных государств за последние пару десятилетий. Арктика является камнем преткновения между восемью государствами, которые так или иначе связаны с этим регионом исторически и географически (не считая других косвенно заинтересованных государств). Благодаря достижениям технического прогресса данный регион все больше открывается для исследования и использования государствами и частным сектором экономики. И хотя на сегодняшний день международно-правовое сотрудничество между государствами по поводу Арктики налаживается и наращивается, не все в данном аспекте так хорошо и прогрессивно, как хотелось бы, особенно с точки зрения экономического сотрудничества. В рамках настоящей статьи автором рассматриваются ключевые аспекты экономического сотрудничества между государствами в Арктике, а также проводится анализ деятельности Арктического экономического совета на примере его публикаций.

Ключевые слова: Артика, экономика, бизнес, международное право, сотрудничество, инвестиции.

 

International economic cooperation in Arctic

Annotation: it is difficult to deny the importance of the Arctic as a region where the efforts of all interested states have been concentrated over the past couple of decades. The Arctic is a stumbling block between eight states that are somehow connected with this region historically and geographically (not counting other indirectly interested states). Thanks to technological advances, the region is increasingly open to exploration and exploitation by governments and the private sector. And although today international legal cooperation between states regarding the Arctic is improving and increasing, not everything in this aspect is as good and progressive as we would like, especially from the point of view of economic cooperation. Within the framework of this article, the author examines the key aspects of economic cooperation between states in the Arctic, and also analyzes the activities of the Arctic Economic Council using the example of its publications.

Key words: Artic, economics, business, international law, cooperation, investments.

 

За последние несколько лет Арктика стала центром притяжения всеобщего внимания. Разрастаются геополитические споры между «приарктическими» государствами, частный сектор пытается подсчитать возможную прибыль от экономической деятельности в регионе, экологи поднимают вопросы о хрупкости экосистемы Арктики, конспирологи утверждают об угрозах, которые могут скрываться под толщей льда. Все эти вопросы активно обсуждаются в СМИ и преподносятся с разных сторон.

Безусловно стоит отметить, что по началу государства достаточно агрессивно вели себя по отношению к данному региону и друг другу, однако, с течением времени все пришли к выводу о том, что для достижения наилучших результатов необходимо прибегать к сотрудничеству и совместно принимать решения по развитию и использованию региона.

И на сегодняшний можно констатировать, что такое сотрудничество в регионе продолжается и укрепляется несмотря на то, что у всех государств, которые заинтересованы в Арктике имеются свои национальные стратегии касающиеся региона[1]. Приведем несколько примеров.

Российская Федерация имеет свою стратегию в отношении Арктики «Арктика 2035 Стратегия развития»[2]. Национальными приоритетами России в Арктике являются:

  • сохранение роли ведущей арктической державы, недопущение пространственных потерь в регионе, надлежащее международно-правовое оформление внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане;
  • сохранение мира и стабильности, обеспечение национальной безопасности;
  • развитие международного сотрудничества;
  • эффективное освоение ресурсов Арктики, являющейся ведущей стратегической ресурсной базой страны;
  • развитие науки, технологий, экономики и социальной сферы региона;
  • сохранение экосистемы региона и охрана окружающей среды;
  • обеспечение интересов коренных народов Севера;
  • создание единого информационного пространства и современной инфраструктуры в регионе;
  • обеспечение стабильного и безопасного судоходства по важнейшей национальной транспортной магистрали — Северному морскому пути.

Дания также заинтересована в том, чтобы участвовать в укреплении устойчивого развития в Арктике, в связи с чем была принята соответствующая стратегия. Данная стратегия закрепляет три основных направления[3]:

  • исследования и образование в Арктике и о ней на высоком уровне, в том числе благодаря сотрудничеству и обмену знаниями между арктическими игроками. Одной из задач в рамках этого направления, например, является рассмотрение возможностей того, как можно делать арктические данные более наглядными и доступными для исследователей как на национальном, так и на глобальном уровне;
  • позиционирование Дании как сильного арктического игрока и международного партнера, в том числе благодаря сосредоточению усилий на эффективном выполнении соглашения Арктического Совета по научному сотрудничеству;
  • ответственное и устойчивое развитие общества в Арктике, в том числе благодаря запуску в качестве пилотной инициативы курсов подготовки для студентов из Гренландии до поступления в образовательные учреждения Дании и более широкому информированию жителей Гренландии и Фарерских островов о возможностях получения финансирования в рамках Датской системы исследований и инноваций.

Канада разработала и в 2009 г. опубликовала свою «Северную стратегию»[4], в которой заявила о следующих приоритетах в развитии этой части территорий:

  • Канадский суверенитет над арктическими территориями;
  • Социально-экономические развитие арктических территорий;
  • Защита экологического наследия Севера;
  • Расширение полномочий коренного населения по управлению территориями;
  • Расширение международных связей.

Огромную роль в деле укрепления сотрудничества в регионе сыграло создание и деятельность Арктического совета (АС). Учрежденный в 1996 году АС на сегодняшний день включает в себя все 8 «приарктических» государств: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Кроме того, целый ряд государств выступает в роли наблюдателей совета: Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Сингапур, Швейцария.

Мы не будем подробно останавливаться на деятельности самого АС, так как он в первую очередь занимается вопросами сотрудничества государств по трем направлениям: транспорт, экология и наука. Укажем лишь на то, что АС создал самостоятельно либо в кооперации с другими организациями и государствами целый ряд рабочих групп и программ.

В рамках рассматриваемой нами темы именно экономического сотрудничества нам, в первую очередь важно, что АС создал Арктический экономический союза, куда входят все восемь государств АС. Арктический экономический совет (AEC) — это независимая организация, которая способствует развитию бизнеса в Арктике и ответственному экономическому развитию путем обмена передовым опытом. AEC был создан Арктическим советом в период председательства Канады в 2013–2015 годах[5].

В состав АЕС входят несоклько рабочих групп, которые охватывают все самые основные вопросы, связанные с экономикой и финансами в регионе Арктики:

  • Рабочая группа по морскому транспорту;
  • Рабочая группа по инвестициям и инфраструктуре;
  • Рабочая группа по ответственному развитию ресурсов;
  • Рабочая группа по подключению;
  • Рабочая группа по голубой экономике.

Деятельность всех этих пяти групп нацелена, в общем смысле, на достижение устойчивого развития в Арктике.

Для понимания деятельности АЕС и того каким именно образом он помогает экономическому сотрудничеству в регионе рассмотрим результаты, которые АЕС освещает в своих докладах. Остановимся на документе «Бизнес финансы в Арктике 2018г.», а также рассмотрим «Арктический инвестиционный протокол» 2015г., который активно продвигается благодаря АЕС.

Но сперва мы должны ответить на очень простой вопрос – почему экономическое сотрудничество и развитие частного предпринимательства в Арктике так важны? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. С одной стороны – в основе любого мирного сотрудничества между государствами лежат экономические отношения, так сложилось с самого зарождения первых государств в мире. Опуская геополитические споры между приарктическими государствами можно с уверенностью сказать, что все они преследуют экономические цели в деле освоения региона и распространения своей суверенной мощи на данные территории. Однако, учитывая сложность региона с точки зрения его освоения и использования, а также того факта, что все потенциальные ресурсы, включая туристические, ограничены и распределены между государствами, необходимость построения диалога об экономическом сотрудничестве абсолютна. Вопрос о допуске и, более того, привлечении частного сектора различных государств (в том числе не являющихся «приарктическими») тоже не вызывает сомнений, учитывая рыночную направленность экономик всех участвующих государств.

С другой стороны – необходимо понимать, что развитие экономической деятельности в регионе автоматически приведет к следующим последствиям: увеличение нагрузки на транспортные и энергетические сети региона; увеличение «инцидентов», связанных с транспортом и энергетикой; негативные последствия для экологии региона. Вполне логично, что экология находится в очень большом риске по многим причинам и большинство из них, так или иначе, связано именно с экономической деятельностью в регионе.

Именно данные обстоятельства и говорят о необходимости сотрудничества между государствами региона с привлечением других заинтересованных государств и организаций (межправительственных и неправительственных) по экономическим вопросам и по вопросам допуска частного сектора в регион для осуществления бизнес-проектов разной направленности.

Перспективы развития бизнеса в Арктике меняются, и за последние годы многие возможности для бизнеса и экономического развития Арктики были рассмотрены со многих точек зрения усилиями АЕС. В данном контексте необходимо отметить совместный проект Совета министров северных стран (NCM) и AEC в январе 2018 года в четырех отраслевых отчетах под общим заголовком «Бизнес-анализ в Арктике».

Данный доклад обозначил существующие на сегодняшний проблемы, которые мешают развертыванию полномасштабной экономической деятельности в регионе.

Программа арктического сотрудничества Совета министров северных стран (СМСС) ранее в первую очередь была связана с защитой окружающей среды и культуры в Арктике, но с 2012 года она также начала включать в себя акцент на развитие бизнеса в регионе. Аналогичное развитие произошло на уровне приарктических государств, которые начали запускать программы и стратегии по Арктике, о чем мы говорили выше.

Большую роль в развитии бизнеса на территории Арктики играют программы поддержки проектов сотрудничества для развития бизнеса посредством «мягких» грантов, которые активно реализуются в рамках программ сотрудничества между государствами. За последние два десятилетия было реализовано множество проектов транснационального и трансграничного сотрудничества, и между учреждениями, организациями и между государствами. В сочетании с региональными политическими констелляциями, такими как NORA (Североатлантическое сотрудничество) и NSPA (Северные малонаселенные районы), была создана прочная основа для более глубокого сотрудничества в таких областях, как развитие инфраструктуры, образование и доступ к финансам для МСП[6].

Это те основные аспекты, которые рассматривались в рамках указанного доклада. Хотя сам доклад достаточно обширен и предоставляет много статистической информации, мы не будем углубляться в него и обозначим лишь, что его основой служило детальное изучение конкретных программ и стратегий поддержки бизнеса со стороны государств и различных фондов по обеспечению доступа в регион. Кроме того, рассматривалось сотрудничество государств между собой по созданию совместных подробных программ.

В целом указанный Доклад требует отдельного всестороннего изучения и представления в виде отдельного обзора.

Перейдем к Арктическому инвестиционному протоколу.

Протокол был опубликован в 2015 году в рамках Всемирного экономического форума. В Несмотря на то, что в 2016 году Совет по глобальной повестке дня в Арктике завершил свою работу, Всемирным экономическом форумом было принято решение о важности Протокола и необходимости продолжения его работы и совершенствования. Для поддержания данной инициативы АЕС в 2017 году одобрил цели Протокола, после чего Всемирный экономический форум передал его АЕС.

Арктический инвестиционный протокол стремится продвигать устойчивый и справедливый экономический рост в регионе, способствующий благополучию общества, и строит устойчивые общества справедливым, инклюзивным и экологически безопасным образом. Данным Протоколом предложено 6 базовых принципов, которые должны ложиться в основу экономического развития региона[7]:

  1. Построение жизнестойких обществ за счет экономического развития.

Этот принцип включает в себя: принятие во внимание долгосрочные инвестиции, содействие долгосрочной устойчивости и экономической диверсификации проектов и сообществ, создание рабочих мест для жителей, развитие человеческого капитал, который может служить для развития и диверсификации региональной экономики, содействие развитию гражданского общества через экономический рост, открытое обсуждение активного партнерства с арктическими сообществами через инвестиционные возможности.

  1. Вовлечение местных сообществ и коренных народов в инвестиционные проекты и экономическое сотрудничество.

Это подразумевает под собой уважение прав коренных и местных жителей и смягчение любого неблагоприятного воздействия на них. При осуществлении любого инвестиционного проекта необходимо проводить консультации с местными властями и представителями коренных народов и меньшинств. Необходимо также создавать программы, которые будут нацелены на обучение и вовлечение такого населения в проекты.

  1. Защита окружающей среды Арктики.

При осуществлении инвестиционных проектов необходимо учитывать цели и задачи по охране и сохранению экосистемы Арктики. В случаях, если предусмотреть последствия для экологии невозможно, инвесторы и государство должны принимать меры для регулирования потенциального воздействия проекта на экологию, внедряя строгие процедуры смягчения последствий и следуя научному и основанному на знаниях подходу.

  1. Применение ответственных и транспарентных бизнес-моделей.

Этим принципом провозглашается необходимость вести проекты честно, законно и прозрачно, и активно бороться с коррупцией.

  1. Проведение консультаций и внедрение «традиционных экологических знаний».

Принцип подразумевает разработку общей основы для инвестиций, которая объединяет точную науку с традиционными (местными) экологическими знаниями для обеспечения адекватной экологической, социальной и экономической оценки воздействия инвестиционных проектов.

  1. Укрепление панарктического сотрудничества и обмена передовым опытом.

Необходимо поощрять государственно-частное партнерство и сотрудничество, где это уместно, с учетом признания того факта, что Арктика представляет собой разнообразную и самобытную среду с большими географическими, демографическими, сезонными и климатическими изменениями, которые будут определять оптимальную нормативно-правовую базу и подходы для разных регионов и ситуаций.

В приложениях к Протоколу содержатся перечни документов, актов и наилучшей практики по всему миру, которые можно и нужно применять при осуществлении экономической деятельности в Арктике.

Кроме того, Протокол призывает всех присоединяться к его положениям и предлагать АЕС свои практики по осуществлению инвестиционной деятельности в регионе, которые после рассмотрения АЕС могут быть включены в приложения к Протоколу для перенятые положительной практики всеми государствами и предприятиями.

Подводя итог всему вышеописанному, мы можем констатировать несколько основных аспектов.

В первую очередь – экономическое сотрудничество между государствами и проведение совместной работе по выработке регулирования и поддержки осуществления допуска частного сектора в регион Арктики крайне важны для устойчивого развития региона. С другой стороны – мы можем наблюдать, что пока что подобное сотрудничество находится в ранних этапах своего развития. Во многом это связано с тем, что государства региона пока что больше рассматривают воздействие на регион только с точки зрения своего национального законодательства и национальных проектов. Однако АС и АЕС показывают нам, что государства все ближе подходят к тому рубежу, когда необходимость развития экономического сотрудничества и совместное экономическое развитие региона станет обязательной составляющей деятельности в Арктике.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. М.: Ин-т Европы РАН, 2014 (Доклады Института Европы №307)-136 с.
  2. Арктика 2035 Стратегия развития [Электронный ресурс] //. – М., 2020. – Режим доступа: https://arctic2035.ru/ (дата обращения: 23.02.2020).
  3. Дементьева О.А. Целевые программы как инструмент экономического развития отдельных территорий (на примере Арктической зоны Российской Федерации).
  4. Куликовская Л.Ю. Основные направления политики Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. №10. С.63-66.
  5. Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года: [Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р] // Собрание законодательства РФ. – 2009. – 30 ноября. – № 48. – ст. 5836.
  6. Официальный сайт АЕС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arcticeconomiccouncil.com/about/ (дата обращения: 10.02.2021).
  7. AEC Business Finance in the Arctic 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://arcticeconomiccouncil.com/reports/business-financing-in-the-arctic-2018/ (дата обращения: 28.02.2021).
  8. Arctic Investment Protocol [Электронный ресурс] Режим доступа: https://arcticeconomiccouncil.com/wp-content/uploads/2020/07/aecarcticprotocol_brochure_ir456_v16.pdf (дата обращения: 28.02.2021).
  9. Canada’s Northern Strategy Our North, Our Heritage, Our Future. Библиотека Арктического портала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.arcticportal.org/1885/1/canada.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
  10. Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011–2020 // Ministry of Foreign Affairs of Denmark. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://um.dk/en/foreign-policy/the-arctic/ (дата обращения: 10.02.2021).

 

 

Информация об авторе:

Дементьев Андрей Андреевич, кандидат юридических наук, кафедра международного права, Юридический институт, Российский университет дружбы народов

Information about the author:

Dementyev Andrey Andreevitch, PhD in Law, Department of International Law, Institute of Law, Peoples’ Friendship University of Russia

___________________

[1] Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. М.: Ин-т Европы РАН, 2014 (Доклады Института Европы №307)-136 с.

[2] Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года: [Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р] // Собрание законодательства РФ. – 2009. – 30 ноября. – № 48. – ст. 5836.

[3] Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011–2020 // Ministry of Foreign Affairs of Denmark. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://um.dk/en/foreign-policy/the-arctic/ (дата обращения: 10.02.2021).

[4] Canada’s Northern Strategy Our North, Our Heritage, Our Future. Библиотека Арктического портала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.arcticportal.org/1885/1/canada.pdf (дата обращения: 10.02.2021).

[5] Официальный сайт АЕС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arcticeconomiccouncil.com/about/ (дата обращения: 10.02.2021).

[6] См. подробнее AEC Business Finance in the Arctic 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://arcticeconomiccouncil.com/reports/business-financing-in-the-arctic-2018/ (дата обращения: 28.02.2021).

[7] См. подробнее Arctic Investment Protocol [Электронный ресурс] Режим доступа: https://arcticeconomiccouncil.com/wp-content/uploads/2020/07/aecarcticprotocol_brochure_ir456_v16.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: